ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ
3.1 Обоснование художественно-образное решения
Вместе с тем, реалистичность подхода к изображаемым предметам и явлениям должна сочетаться с творческим отношением художника к иллюстрированию книги, развивающим в ребенке фантазию, творческую инициативу, заставляющим его активно включаться в работу с книгой.
На основе проектной концепции приступая к разработке макета иллюстрированной книги, необходимо проанализировать проектные проблемы, и найти пути решения проектных задач. При создании иллюстраций нужно учесть несколько факторов:
1. Проблема уникальности образов в иллюстрациях. Часто создаются типичные иллюстрации с одинаково отрисованными персонажами. Поэтому герои должны быть выразительными, с ярко-выраженными личностными характеристиками, телосложением, эмоциями. Персонажа следует продумать со свойственной ему атрибутикой, аксессуарами.
2. Узнаваемость (особенность) книги – это нестандартное решение формой, колоритом. Важным элементом проекта, является гармонично объединённые разнообразные стилистические элементы (орнаменты, изображения персонажей, фон), создавая комфорт для восприятия изображение. Книга должна быть привлекательной для читателя.
3. Проблема воспитательного эффекта иллюстрации. Персонажи должны ассоциироваться у читателя с образцами определенной модели поведения. Ребенок, просматривая картинки, должен понимать где добро, а где зло, испытывать симпатию или антипатию, к тем или иным персонажам, может решить на какого героя ему хотелось бы равняться, а на какого нет. Решением выявленных проблем стали следующие задачи:
1. Разработать нестандартные формы, этнической индийской стилистики в элементах и орнаментах. Стиль иллюстрации должен соответствовать стилю литературного произведения. Стилистика изображений должна быть выдержана, и она не должна противоречить историчности образов, их национальной особенности. Стилизация должна быть обусловлена восприятием детей школьного возраста. Главными критериями соответствия узоров лучшему восприятию становятся декоративность, особое чувство ритма, упрощенная пластика форм и орнамента, красочность образов.
2. Разработка визуальных образов на основе принципом доступности для понимания их детьми. Иллюстрации создаются для детей и в их основе должна быть заложена концепция, соответствующая возрасту детей. В иллюстрации не должны быть через мерно мрачные сцены, не все дети школьного возраста готовы воспринимать картин с тяжелой атмосферой, поэтому отрицательных персонажей нельзя изображать излишне пугающими. Персонажи могут быть утрированными, но не должны выглядеть вульгарно. Герои должны «считываться» – это значит, что силуэты должны выглядеть узнаваемо, и определяться сразу. Для этого нужно подобрать, характерную позу для героя. Важно при оформлении книги выбрать легко читаемый шрифт, а также подобрать соответствующий размер. Объем текста должен быть равен объему иллюстраций, или же быть меньше для большей наглядности содержания. При оформлении допускается применение абстрактных элементов, но их количество не должно привести к непонятности суть изображения. Для этого выявляются главные и второстепенные элементы, конкретные образы, определяющие уровень доступности информации для читателей [36, с. 304].
3. Подбор правильной цветовой палитры. Важнейшим элементом детской книги, является красочность. Яркие цвета привлекают детей, чем создают позитивный эмоциональный настрой. Цвета должны быть не раздражающими, достаточно насыщенные, но не ядовитые. Применение в иллюстрирование только спектральных цветов, будет пестрым с трудноразличимыми элементами. Разнообразие оттенков обогатит изображение, сделает его желанным разглядывать, а также расширяет декоративные возможности автора.
4. Расположить иллюстрации в книге так, чтобы соответствовали содержанию текстового блока. Решением данной задачи станет правильное смысловое соотношение текстовой информации и того, что будет изображено на иллюстрации. Изображение на иллюстрациях должна способствовать пониманию и усвоению прочитанного текста. Необходимо грамотно отредактировать текстовую часть, определить ее объем на странице, выявить в тексте главное, что будет проиллюстрировано. Художник-иллюстратор является соавтором книги. В детской книге рисунки имеют такое же большое значение, как и текст. Плохо иллюстрированная детская книга является нечитаемой и неинтересной. Любая иллюстрация определяется качеством ее исполнения. Современные книги соответствуют требованиям к качеству детских изданий. В книжных магазинах можно найти красочные издания. Но совсем непросто найти книги, отвечающие самому главному требованию в иллюстративном оформлении издания – наличию художественности, не говоря уже о хорошем вкусе и индивидуальности художественного стиля.
На преддипломной практике был произведен опрос среди учеников и учителей муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования. Данный опрос представлен в приложение1. Опрос показал, что большее предпочтение среди учащихся было в пользу живописных и стилизованной графики. А педагоги 100% были за использование графичной стилистики. Но мнение об их простоте и понятности сошлись оба контингента. Мнение о размере иллюстрации в листе книги, сошлось на маленьких и в размер листа, развороты получили маленький процент среди учеников, и 0% среди педагогов. На этом этапе был выбран формат книги: оптимальный размер, обеспечивающий полноценное восприятие образов – лист формата А4, 210х297 мм. В процессе оформления книги следует выполнить обложку, переплет, форзац, титульный лист, оформление страниц.
3.2 Разработка макета и описание этапов работы
Рассмотрев основные функций иллюстрации, проведения анализа аналогов, сформируется следующая концепция.
Идея разработки макета многостраничного книжного издания к сказке Шарля Перро: «Спящая красавица» с использованием компьютерной графики, и, сохраняя культурную самоценность произведения, создать новые визуальные образы в современном графическом представлении.
Данная книга предназначена для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Цель разработки: использование возможностей компьютерной графики в создании иллюстраций к Шарля Перро: «Спящая красавица».
Разработка уникальных и запоминающихся иллюстраций, целостное оформления книги современными средствами. Ведущая задача проекта заключается в заинтересованности, и удовлетворенности основных потребителей в эстетическом и интеллектуальном развитии. Иллюстрации должны способствовать развитию творческого мышления и эстетического восприятия, обеспечить понимание и усвоение содержания текста путем просмотра изображений в процессе прочтения книги детьми.
Полученный результат можно оценивать на основании таких критериев как:
1. Создание новых визуальных образов на основе литературного оригинала и его аналогов;
2. Стилистика иллюстраций должна соответствовал стилю литературного произведения;
3. Красочность и яркость – цвета отражают энергичность, активность, радость, присущую детям;
4. Использование, соответствующее программное и техническое обеспечение для создания иллюстраций при помощи компьютерной графики;
5. Разработка визуальных образов должна быть обусловлена восприятием детей, особая выразительность и эстетические критерии красоты.
Перед тем, как начать этап разработки макета многостраничного книжного издания к сказке Шарля Перро: «Спящая красавица», необходимо учесть ряд деталей: исторический и природный фон, стиль окружающей обстановки, характер героев и внешность. Поэтому на начальном этапе было проведено исследование отдельных областей французской культуры, собрана информация о традициях, быте, одежде, моде, цветы и т.д. Для того чтобы выяснить практическим путем особенности французской живописи и французских орнаментов на преддипломной практике были выполнены эскизы на данную темы, а также на тему королевства и французских красавиц данные представлены на рисунке 17-19.
Рисунок 17 – Замок Франции
Рисунок 18 – Французике мультяшные красавицы
Рисунок 19 – Букет Франции
Проанализировав аналоги, выделились основные характеристики образов персонажей и оформления, которое привело к единому пластическому решению иллюстраций. Применение плавных линий и изгибов, помогут ярко показать особенности каждого героя, а также острые и прямые углы в рисунке для акцентов во внешнем виде. Усилению контрастов способствуют пластичные и угловатые формы, что важно для реализации уникальности героев. История девушки, уколовшей себе палец веретеном и уснувшей на сто лет, безусловно, восходит к сказке французской. Однако истинно русское убранство терема, наряды царевны и её челяди навевают думы о «пушкинском» её варианте [18, с. 224].
Французская стилистика обладает различными образами и символами, характерными для данной культуры. Так, основой орнаментов для макета будут этнические узоры Франции, данные представлены на рисунке 20-23. Для создания окружающего пространства аналогами выступают пейзажи королевства, картины, фото леса, руины, сельская местность.
Средством для создания иллюстраций решено использовать программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2014. В материальное обеспечение также входят ноутбук, графический планшет Wacom, карандаши, альбомные листы, гелиевые ручки, акварельные маркеры.
Рисунок 20 – Этнические узоры Франции
Следующий этап: определение формообразования и поиск композиционного решения. Выполняя экскизирование, разрабатывались и решались формы персонажей, предлагалось свое видение персонажей, окружение, орнамента. Было необходимо учесть потребности и восприятие школьников, и на их основе выстраивалось композиционное решение иллюстраций.
В оригинальной сказке Шарля Перро: «Спящая красавица» представлены несколько основных и второстепенных персонажей. Главными героями являются спящая красавица – пятнадцатилетняя принцесса, король и королева – родители принцессы, феи – семь добрых волшебниц, одарившие принцессу чудесными качествами, старая фея – злая волшебница, которая прокляла принцессу, принц – юноша, который разрушил заклятье. В зависимости от характеров персонажей и их роли в произведении выбиралось их формальное решение, объем атрибутов, а также цветовая гамма. Характер персонажей во многом считывается линиями, контуром его фигуры, линий выражения лица. Для демонстрации многообразие выразительности линии, было решено использовать плавные и округлые линии, а также и острые углы, разную толщину линии [36, с. 304].
Плавные линии преимущественно были использованы в изображении положительных персонажей произведения, а также использовались для передачи пластичности некоторых персонажей, таких как принцесса и ее подданные, т.к. представители кошачьих обладают особенной пластикой и грацией. Острые угловатые в представлении отрицательных, а также при создании акцентов, передачи эмоции. Плавность и пластичность линии положительно настраивает детей при просмотре иллюстраций в книге, подсознательно создавая ощущение комфорта и спокойствия. Завершив поиск необходимой информации для выполнения работы, можно переходить к непосредственному поиску формы.
Например, на иллюстрации где спящая красавица спит выделен композиционный центр компоновкой в листе, противопоставлением, контрастом. В области компоновки использовалось два приѐма местоположение (спящая красавицы изображена почти посередине картинной плоскости и выше всех многочисленных второстепенных героев композиции) и масштаб (все второстепенные фигуры в композиции расположены в положении полусидя, компактны по размеру, царевна лежит, вытянувшись во всю длину) [18, с. 224].
Эти же приѐмы выступают в качестве противопоставления главной героини и второстепенных фигур. Художник также противопоставляет их по сложности ракурсов. Фигура главной героини расположена в простом ракурсе. Для других персонажей В. Васнецов придумал более сложные ракурсы, которые не повторяют друг друга. Кроме того, художник в качестве средства выделения композиционного центра использовал тоновой контраст. Фигура спящей царевны светлым пятном выделяется на фоне тѐмного леса и пьедестала, на котором лежит. Данные представлены на рисунке 21.
Рисунок 21 – Иллюстрация «Спящая красавица»
В композиции не должно быть лишних героев и деталей. Второстепенное должно быть решено в картине обобщѐнно, без особых деталей. В процессе создания композиции художник сам подбирает средства, способствующие раскрытию замысла, выделению композиционного центра. Немаловажным в иллюстрировании является и создание образа героя.
При разработке образов персонажей книги были предприняты действия по сохранению характерных особенностей каждого героя, но при этом одновременно стараться уйти от стереотипного восприятия уже существующих образов, интерпретированных другими авторами ранее.
На этапе экскизирование и разработки образов проводилось детальное рассмотрение следующих характеристик:
1. Рост(размер) персонажей во многом определяется его характером, а также на это оказывает влияние возраст ребенка, для которого написана эта книга. Так для того, чтобы ребенок: дошкольник или же младший школьник, сопоставил себя с главным героем, его рисуют в пропорциях, приближенных к детским. Герои, которые являются милыми и добрыми, в их основу закладываются красивые пропорции тела, так у детей есть возможность проще сопоставить себя с героем или представить себя на его месте. Данные представлены на рисунке 22.
Рисунок 22 – Герои, которые являются милыми и добрыми.
2. Масса, полнота так же отображает разницу персонажей в их силуэтах, так же помогает передать разницу между персонажей схожих по анатомии и размеру, поэтому в основу Царя легла более полная фигура, а за основу фигуры фей выбрана худая, вытянутая форма. Данные представлены на рисунке 23.
Рисунок 23 – Персонажи
Все персонажи должны быть выполнены в одной стилистике, для этого в формообразовании выделятся ключевые черты: ярко-выделенные изгибы, плавность и изящность характерная данному зверю, фон, предметы окружения и природа, удлиненные руки, ноги, шеи у людей. В построении фигуры практически не используются незакрытые контуры, линия одного элемента продолжает контур другого. Такой способ выражения является как лаконичным, так и выразительным, образным. Данное решение позволяет добиться большей целостности при изображении фигуры, а также сложить динамичный образ из переходящих одна в другие линии.
В подборке костюмов использовались как реальные изображения – прямая документация, так и ассоциативный материал. У каждого персонажа может быть характерная ему атрибутика: аксессуары, оружие, личные вещи раскрывают образ персонажа, а также дополняют его образ.
Дом и место проживания (обитания) многое может сказать о персонаже, этот принцип был учтен и при создании окружения и разработке фона в иллюстрациях. Когда герои вписываются в обстановку, значит, они соответствуют своему местонахождению, и чувствуют себя комфортно в данной точке развития сюжета. Тогда как контраст героя и фона определяет конфликтную ситуацию в истории. Этот принцип создания фона помогает детям лучше воспринять, осмыслить текст.
3. Цвет. Главным требованием к книгам для школьников, является присутствие цвета в иллюстрациях и оформлении книги. Цветное изображения имеет более широкие эмоциональные, познавательные и декоративные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается ребенком. Проанализировав различные научные издания педагогов и психологов по цвету восприятию детей школьного возраста. При разработке своих программ педагоги Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов уделили особое внимание цвету восприятию школьников. Они выделили определенные критерии цветного изображения, на которые школьники обращают внимание [36, с. 304].
В первую очередь это гармоничность: наличие эстетических критериев красоты, т.е. определенное количество цветов, оттенков, цветовых сочетаний. Во-вторых, эмоциональность, она представляет собой присутствие особой выразительности в картине с помощью цвета. И неординарность, что значит отсутствие изобразительных шаблонов, штампов, явных схем гармонии. На основе этого особое внимание уделяется выбору цветовой гаммы, т.к. восприятие цвета детей выступает, как способ познания мира. Цвет лежит в основе формирования социально-культурного критерия – стремление к красоте. Привлекательными для ребенка являются насыщенные яркие цвета: красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый. Для этого была подобрана цветовая гамма, состоящая из оттенков наиболее привлекательных детям цветов представлены на рисунке 24.
Рисунок 22 – Эскиз «Спящая красавица»
Рисунок 23 – Цветовая палитра
Определившись с формой и цветовой гаммой, можно перейти к построению композицию каждой иллюстрации к книге. Продумывалась плановость изображения, персонаж располагался в кадре в зависимости от своей значимости в сюжетной линии. Момент иллюстрации выбирался в соответствии с сюжетом, предпочтение отдавалось визуализации наиболее значимых моментов книги. Построена схема расположений текстовых и иллюстративных блоков на страницах. На краях листа обозначились поля, на которые расположились декоративные орнаменты.
3.3 Рубрикация и художественно техническое оформление
Рубрикация – это система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов)
Благодаря различным издательско–оформительским приемам (разному расположению заголовков относительно текста) и художественно–полиграфическим средствам (рисунку, начертанию и размеру шрифта, которым заголовки набраны) читатель видит, какой заголовок и его подраздел старший, а какой – младший, подчиненный и какие заголовки и подразделы равны по значимости. Это помогает читателю точно ориентироваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотносительное значение каждого заголовка и его подраздела [31, с. 149].
Важным элементом целостности образа книге является использование подходящий шрифт. В основу выбора шрифта встал критерий использования тематики произведения. Излишне декоративные шрифты не подходят, т.к. будет перегружать композицию книги, а также не подходят для текстовой части детской книги, поскольку затрудняют процесс чтения. Поэтому были выбраны такие образцы, которые поддерживают необходимую стилистику, при этом удовлетворяют требования к читаемости и простоте восприятия для детей. Текстовая часть оформлена шрифтом Tahoma, (см.рис.28), для заголовка использовался шрифт Rigaletto, с применением полужирного начертания (см.рис.29).
Рисунок 28 – Образец шрифта Tahoma
Рисунок 29 – Образец шрифта Rigaletto.
Данные шрифты представляют собой округлые формы, вытянутые линии. Также шрифты принадлежат к группе наборных гротесковых, что определяет удобочитаемость, легкое восприятие детьми, способствует скоро чтению. В целом, выбраны формообразование и цветовая гамма, соответствующие идее создания уникальных образов. Цветовая палитра, состоящая из гармоничных, сочетающихся оттенков, обеспечивает комфортное прочтение, задает выразительность образов. Формообразование на основе изгибов и острых углов раскрывает выразительные возможности линий и фигур, поэтому получилось спроектировать оригинальные образы персонажей книги, выраженных в новой форме, что удовлетворяет критерию эстетической подачи.
3.4 Оформление обложки и иллюстрации книги Шарля Перро: «Спящая красавица»
Основными этапами создания иллюстрации в программе заключаются в следующем:
1. Создается новый файл с выбранным форматом листа.
2. «Вставка» отсканированного наброска в растровом формате.
3. Выполнялась линейная отрисовка персонажей, объектов и заднего плана инструментом «Кисть» розового цвета, размера в 6-7 пкс, каждый объект на отдельном слое (см.рис.24).
4. Коррекция контуров всех объектов инструментами «Кисть» и «Ластик»: проработка мелких детали, выравнивание линии, прорисовка выражений лиц персонажей и их позы.
Фон тщательно продумывался, чтобы выделить персонажа в композиции иллюстрации, создать необходимую динамику и перспективу в окружающем пространстве персонажей в кадре. На все выше перечисленные этапы создание композиционной заготовки в цифровом виде уделялись несколько часов.
Орнамент разработан на основе традиционных и этнических узоров и орнаментов французской культуры. Цвет для узоров выбран из набора основных цветов, которые использовались при создании иллюстраций, но приглушенные, чтобы не брать на себя большое внимание, а также для правильных расстановок акцентов в схеме.
Нумерацию страниц в книге также сопровождают орнаменты, такая подача оформления насыщает книгу декоративными образами, делая её богаче с эстетической и художественной точки зрения. Такие страницы привлекают больше внимания читателя, и призывает его к детальному рассматриванию. Данные представлены на рисунке 25.
Далее проходила работа с цветом все наброски заполнялись основным цветом при помощи «Кисти» на отдельном слое (см.рис.26). Излишки и выходы за контр корректировались инструментом «Ластик». Фон, герои, предметы окружения прокрашивались на раздельных слоях. Для оформления полей были разработаны орнаменты на основе традиционных.
Далее следовала проработка деталей цветового решения: теней, бликов, рефлексов. Они рисовались инструментом «Кисть» на отдельных слоях. Для того чтобы иллюстрация приобрела законченный вид, была проведена небольшая цвет коррекция.
В частности, для большей выразительности и акцентирования изменялись насыщенность и свет фона, были использованный эффекты «Размытия» первого и задних планов. Элементы заднего плана частично высветлялись, у объектов, находящихся в тени снижалась яркость (см. рис. 27). Данные операции были выполнены инструментами коррекции «Экспозиция», «Vibrance», «Тон/Насыщенность».
Изображения при сохранении переводились в формат JPEG. Далее все составные элементы: иллюстрация, оформленные поля, обложка, титульный лист, текст были сверстаны при помощи программного обеспечения CorelDraw.
Рисунок 24 – Контурная заготовка
Рисунок 25 – Орнаменты
Рисунок 26 – Цветовое решение (заливка основными цветами).
Рисунок 27 – Цветокоррекция заднего и переднего планов
Современные магазины предлагают покупателю огромный выбор книг. Но мало кто из потребителей задумывается о том, почему одно издание привлекает внимание, а другое остается незамеченным. В этом случае содержание не играет первостепенной роли, ведь глаз останавливается на определенном заголовке и привлекательном дизайне обложки детской книги.
Данная часть издания должна быть достаточно яркой, заметной, чтобы отличаться от общей массы. Также за счет красивого оформления автор может показать свой внутренний мир, мировоззрение, стать ближе к обладателю книги. Иначе говоря, это шанс повлиять на читателя на нескольких уровнях восприятия, включая визуальный, что достигается за счет продуманной иллюстрации на обложке.
Нет рецепта идеальной обложки, зато есть ряд правил, о которых стоит помнить при подготовке дизайна этой составляющей детской книги. А именно, обложка должна:
1. Отражать содержание книги.
2. Соответствовать настроению текста.
3. Подходить под возраст аудитории. Дети используют визуальное восприятие активнее, чем взрослые. Поэтому, чтобы завладеть их вниманием, выбирайте добрые, веселые картинки. Однако все не настолько просто: иногда встречаются обложки взрослых книг в «мультяшном» стиле, а детские иллюстрации прорисовываются настолько качественно, что привлекают читателей любого возраста.
При создании дизайна детской книги можно по ошибке привлечь не ту аудиторию либо не добраться до потенциального читателя. Поэтому очень важно ощутить границу, которую нельзя нарушать.
4. Отражать внутренний мир автора. Пусть обложка станет основной иллюстрацией к тексту. Важно, чтобы в ней проявлялось ваше понимание мира, тогда читатель наиболее полно поймет произведение, погрузится в него, взглянет на героев глазами их создателя. После столь глубокого погружения человеку захочется продолжить знакомство с творчеством автора.
Обложка книги – первое, что способствует ее прочтению. Дизайнеры издательств находятся в вечном поиске нестандартных решений, которые должны сделать книгу самой заметной на полке. Фрагменты макета книги представлен в приложение 2.
Обложке книги Спящая красавица дизайн имеет все цвета ее розовое и синее платье в царственный стиль печати, данные представлены на рисунке 28.
Рисунок 28 – Обложка для книги спящая красавица
Титульный лист одна из первых страниц книги. Титульный лист представлен на рисунке 29.
Рисунок 29 – Титульный лист книги «спящая красавица»
Разворот книги две соседние страницы раскрытой книги. Компоновка книжного разворота в старину подчинялась определённым правилам и канонам. Фрагменты разворота книги представлен на рисунке 30-39.
Рисунок 30 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 31 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 32 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 33 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 34 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 35 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 36 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 37 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 38 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Рисунок 39 – Фрагмент разворота книги «Спящая красавица»
Проблемы уникальности и узнаваемости иллюстраций в первую очередь была решена выбранной формой. Колоритные и динамичные иллюстрации обогащают произведение эстетической и художественной стороны. Восприятие сложных форм и образов позволяет расширить реалистическое мышление детей, позволяет задействовать и развивать воображение. Правила построения композиции лежат в основе разработки образов, согласованность массы и цвета, выбор масштаба для зрительного восприятия. Сочетания цветов воздействуют на чувства детей, вызывая у них определенные эмоциональные реакции при просмотре иллюстраций во время чтения книги, что является определяющим моментом качества и узнаваемости книги. Новые формы содержания произведения должны заинтересовать и оказать эстетическое воздействие на детей, а также помочь понять текст, сюжет и происходящие события.
Поддержка в оформлении книги индийской стилистики формирует у школьников представления о чужой культуре, обогащая культурными ценностями. Наглядность мира отражает специфику мира и среды описанной в книге, что оказывает сильное воздействие на ребенка, поскольку тот мыслит эмоционально: формами, красками, звуками, ощущениями. По средства книжной иллюстрации осуществляется социализация школьников, т.к. наглядно демонстрируются различные виды взаимоотношений между людьми. Перенос этого знания на окружающую действительность развивает его нравственность и развивает культуру общения. Поэтому выбраны и проиллюстрированы самые важные сцены книги, в которых герой испытывает определенные эмоции, чтобы продемонстрировать его реакцию в различных ситуациях.
Задача по легко воспринимаемости иллюстрации, была решена грамотно выстроенной композицией, читаемость силуэтов персонажей. Каждому герою задавалась определенная характерная поза в зависимости от обстоятельств, которая демонстрировала особенности его фигуры, выделяя акценты в виде атрибутов. Тональное разбитие героев и фона четко формирует плановость и позволяет выделять главное в изображении, определяет композиционный центр; цветовые акценты заставляют обратить внимание ребенка на необходимые моменты.
На сегодняшний день компьютерное графика получило применение во многих областях: рекламная сфер, промышленного дизайна, архитектуры, полиграфия и др. Современные художники, дизайнеры, иллюстраторы и их зритель ждут новых особых выразительных эффектов и приемов. В компьютерное иллюстрирование были перенесены различные приемы других визуальных искусств, что позволяет книжной графике сохранить свои индивидуальные особенности в современном цифровом и технологичном мире.
На привлекательность книги для потребителя, также влияет эргономичный формат, размера шрифта, бумага для обложки и страниц книги. Решение всех поставленных проблем и задач важно для потребителя, т.к. прежде всего именно он желает получить от книги положительных эмоций и впечатления. Результаты данного творческого проекта решают все обозначенные задачи и проблемы, удовлетворяют критериям качественного продукта и имеет художественную ценность.
Выпускная квалификационная работа представляет собой разработанный макета многостраничного книжного издания к сказке Шарля Перро: «Спящая красавица» при помощи компьютерной графики для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, оформленный в виде графической презентации на 3 планшетах масштаба 800х600 мм и представленный в виде макета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для проявления активности и заинтересованности чтением книг у школьников необходимо, наличие у каждого из них личного внутреннего мотива. Этим мотивом может служить, как желание узнать продолжение или конец, так и интерес при самом процессе чтения, что частично обеспечивают красочные иллюстрации книги.
В заключение сформулированы основные выводы по теме разработанный макета многостраничного книжного издания к сказке Шарля Перро: «Спящая красавица». Изучены работы психологов и педагогов по проблеме иллюстрирования детских книг, восприятия детей школьного возраста: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.С. Белкина, В.А. Сластенина, Г.Б. Минервина, О.В. Поздняковой и др.
Изучен портрет потребителя. В ходе проведения опроса у учеников и учителей ДХШ по иллюстрации, были выяснены предпочтения дошкольников и школьников, а также их индивидуальное понимание иллюстрирования. Так как школьники лучше запоминают наглядный материал, иллюстрации играют ведущую роль в осмыслении прочитанного текста. Эмоциональные впечатления от книги побуждает школьников обращаться к своему личному опыту, к произведениям литературы и искусства, т.к. иллюстрации являются не только источником эстетического наслаждения, а также источником знания. Через них ребенок воспринимает, осознает, изучает и воспроизводит в памяти существенные стороны жизни, человеческие характеры, межличностные отношения людей.
Проанализированы аналоги и прототипы. В качестве прямых аналогов рассматривались иллюстраторов: Н. Мооса, Р. Ингпена, С. Артюшенка. Косвенными аналогами выступили: картины А. Руссо и искусство Франции. Новые изобразительные формы способствуют восприятию школьниками картины современного мира, оказывая влияние на развитие фантазии, образных представлений, способности синтеза и анализа.
Проанализировав проектную ситуацию, были выявлены проектные проблемы. Разработаны образы, доступные для понимания, которые были реализованы в форме целесообразной и конструктивно логичной, эмоционально выразительной композицией. Охарактеризована значимость выразительных средств композиции, влияющих на развитии у детей интереса и любви к искусству и чтению. Грамотное и логичное расположение объектов в композиции иллюстрации, их масштабное соотношение и цветовая насыщенность, а также соотношение текста и иллюстраций в книге эстетически и эмоционально воздействуют на школьника, развивают художественный вкус, а также ряд навыков последовательность, логичность, осознание целостного, чувства меры и равновесия, эргономичности. Предложены пути решения проектных проблем. Найдены единые пластические решения. На этапе эскизного поиска определены наиболее эффективные способы отображения идеи произведения.
Разработаны уникальные иллюстрации для макета книги средствами компьютерной графики. На примере книжного издания к сказке Шарля Перро: «Спящая красавица» представлены варианты внешнего облика персонажей, атрибутики, предметов быта, задние планы. Определена цветовая гамма иллюстраций. Описана технология разработки компьютерных книжных иллюстраций, основанная на синтезе законов и возможностей композиции, которая говорит о том, что компьютерная графика лишь новый способ выражения и подачи, а не враг традиционного иллюстрирования. Отличительная особенность данного художественно-творческого проекта заключается в оригинальной, новизны и современности идеи. Благодаря средствам компьютерной графики, цифровая визуализация обеспечивает сочетание высокого качества изображения и оперативность их подготовки к печати.
Цифровая графика востребована и активно совершенствуется, развивается и реализуется во многих сферах деятельности. Иллюстрация как вид графического цифрового искусства является актуальным и перспективным направлением графического дизайна. Таким образом, задачи проекта были выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2016)
2. GALLERIX. Интернет Музей. [Электронный ресурс] URL: https://gallerix.ru/read/anri-russo/ Eisner Will. Comics and Sequential Art. Tamarac, FL.: Poorhouse Press, 2018. 166 с.
3. Hopkins John. Basic Fashion Design Fashion Draw. Switzerland.: AVA Publishing SA, 2021. 178 с.
4. Rob Alexander. How to Draw and Paint Fantasy Architecture. New York, NY.: Barron’s Educational Series, 2020. 130 с.
Studbooks.net. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] URL: http://studbooks.net/721037/zhurnalistika/struktura_knigi
5. Айсмен Л. Дао цвета. М.: Эксмо, 2019. 176 с.// Александров Г. Ф. Аристотель. — М., 1990. 130 с.
6. Анхель Фернандес, Габриэль Мартин Ройг. Рисунок для модельеров. М.: Арт-Родник, 2017. 192 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2016. 192 с.
8. Билибин Иван Яковлевич // Арт Планета: художественно исторический музей. [Электронный ресурс] URL: http://smallbay.ru/artrussia/bilibin.html
9. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2017. 511 с.
10. Брахатия.ру. Франция. Искусство Франции. Живопись. [Электронный ресурс] URL: http://www.bharatiya.ru/india/crafts/art.html
11. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б.&К., 2019. 212 с. 14. Виды иллюстраций // Александр Назайкин. [Электронный ресурс] URL: http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/sozdanie_texta/vidy_ill.htm
12. Возрастная периодизация по Эльконину // Студопедия. [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/6-78991.html Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2018. 480 с.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Эксмо, 2016. 1136 с.
14. Зябкина Л. В. Формирование у студентов навыков в выборе объекта иллюстрирования // Cyberleninka http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-studentov-navykov-v-vyboreobekta-illyustrirovaniya
15. Иван Билибин художник // История древнего мира. [Электронный ресурс] URL: http://web-kapiche.ru/153-ivan-bilibinhudozhnik.html
16. Как создать героя? или Элементы образа // Школа вдохновения. [Электронный ресурс] URL: http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-kaksozdat-geroya-ili-elementy-obraza-chast-1
17. Как создать с нуля персонажа художественного произведения // WikiHow. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikihow.com/
18. Книга «Спящая красавица» Шарь Перро. Книги с иллюстрациями Роберта Ингпена. Изд.: Махаон. 2010. 224 с.
19. Книжные иллюстрации – как источник воспитания младшего поколения // научный форум. [Электронный ресурс] URL: https://nauchforum.ru/node/8498
20. Колорит // Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/content_oje/kolorit-18060.html
21. Линия // Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/content_oje/linija-20813.html
22. Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // НАУКОВЕДЕНИЕ: интернет-журнал. 2021. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/11PVN614.pdf
23. Макарова И.О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. №4. С.1-5. 2
24. Текст печатается по изданию М.: Детгиз, 2020. Минервин Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2020. 288 с.
25. Митрофанова Т. Художественное руководство по персонажам // Animation Tidbits. [Электронный ресурс] URL: http://animationtidbits.tumblr.com/post/25610725625/dota-2-character-art-guidefull-pdf-here
26. Младший школьный возраст // Гуманитарно-правовой портал. [Электронный ресурс] URL: http://psyera.ru/4760/mladshiy-shkolnyy-vozrast 34. Младший школьный возраст // Психология. [Электронный ресурс] URL: http://psylist.net/age/00012.htm
27. Мышление, его формы и виды // Психология. [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/myshlenie.html
28. Основы композиции. Композиция в дизайне // Design studio. [Электронный ресурс] URL: http://template.ouverture.ru/design/144- komposiziya
29. Перспектива // Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/content_oje/perspektiva-34189.html 38. Подласый И.П. Педагогика // Библиотека. [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/1/0221/index.shtml
30. Позднякова О.В. Дизайн современной детской книги как искусство // Вестник Тамбовского университета. 2016. №2. С.206-211.
31. Позднякова О.В. Использование художественных ресурсов изобразительного искусства в иллюстрировании детской книги // Теория и практика общественного развития. 2018. №7. С.147-149.
32. Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников // Статьи. [Электронный ресурс] URL: http://www.referun.com/n/illyustratsiya-detskoyknigi-kak-istochnik-i-sredstvo-esteticheskogo-razvitiya-mladshih-shkolnikovchitateley-detskih-bib
33. Разработка персонажа // Дмитриева Ксения. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-character.ru/index.php
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2020. 720 с.
35. Светотень // Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/content_oje/svetoten-47023.html
36. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии, 2020. 304 с.
37. Сластенин В. А. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2016. 576 с.
38. Создание персонажа // Учебное пособие. [Электронный ресурс] URL: http://underbedarium.ru/Content.aspx
39. Создание фэнтези мира // Luxor. [Электронный ресурс] URL: http://samlib.ru/l/luxor/worldbuilding.shtml
40. Шарль Перро. Сказки. –пер. М. Петровского, СПб 2000, стр. 346
41. Форма // Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/content_oje/forma-57044.html
42. Цветовая палитра // In color balance. [Электронный ресурс] URL: http://color.romanuke.com/
43. Интернет источники: Журнал Про100 дизайн http://www.pro100.spb.ru/
44. Интернет источники: Журнал о дизайне Как.ru http://kak.ru/
45. Интернет источники: Проект бесплатных шрифтов http://jovanny.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф