Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на примере «Юргинский Ферросплавный завод»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ экономического положения и конкурентоспособности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
2.1 Общая характеристика ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
2.2 Анализ экономических показателей деятельности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
2.3 Оценка конкурентоспособности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования конкурентоспособности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
3.1 Проблемы конкурентоспособности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
3.2. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»
Заключение
Список использованных источников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что в современных условиях фирме необходимо знать, насколько конкурентоспособна ее продукция, работы и услуги, так как именно это позволяет обеспечивать конкурентные преимущества в конкурентной борьбе. Современное общество является информационным, поэтому информация в нем становится товаром, продукцией, которая реализуется, но при этом по сравнению с традиционными, материальными товарами, информационные продукты обладают рядом особенностей, которые проявляются не только в сфере их производства, но и в сфере их реализации.

Для повышения конкурентоспособности руководству организаций необходимо изучать вопросы, связанные с обеспечением конкурентоспособности рекламных услуг, что позволит фирмам, реализующим их, обеспечивать достижение собственных целей.

Вопросы в сфере определения конкурентоспособности предприятия и отдельных видов продукции изучаются в таких дисциплинах, как маркетинг, менеджмент, управление производством, управление ассортиментом и др. многими авторами, среди которых можно назвать В.В.Брежневу, В.А.Минкина, В.Ю.Гречкова, Л.А.Денченок, А.А.Лазаренко, А.А.Паршенцева, Ю.О.Колотова, А.А.Печенкина, П.С.Ушанова, С.А.Филина, У.Хэнсона и многих других.

Целью работы является разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности организации ОАО «Юргинский Ферросплавный завод».

Исходя из определенной выше цели исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;

— провести анализ экономического положения и конкурентоспособности предприятия ОАО «Юргинский Ферросплавный завод».

— определить проблемы и пути совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «Юргинский Ферросплавный завод».

Практическая значимость. При изучении теоретических основ выпускной квалификационной работы, анализе позитивных и негативных сторон деятельности исследуемого предприятия, предполагается разработать мероприятия и рекомендации по совершенствованию или направлению деятельности организации.

Объект исследования — ОАО «Юргинский Ферросплавный завод». Организация является юридическим лицом имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и бланки. Общество строит свою деятельность на основании действующего Устава и законодательства РФ.

Предмет — конкурентоспособность ОАО «Юргинский Ферросплавный завод».

При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы теоретического и практического научного исследования.

В качестве информационных источников при написании выпускной квалификационной работы были использованы бухгалтерская и статистическая отчетность, отражающая результаты деятельности ОАО «Юргинский Ферросплавный завод» за 2017 – 2019 гг.

Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Введение раскрывает актуальность темы исследования, определяет цели и задачи исследования, объект, предмет и структуру исследования. Первый раздел посвящен рассмотрению теоретических аспектов оценки конкурентоспособности предприятия и особенностей конкурентоспособности услуг.

Второй раздел содержит результаты анализа конкурентоспособности исследуемой организации.

Третий раздел содержит рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности.

В заключении сформулированы выводы и предложения по теме исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности

 

Конкуренция является смыслообразующим понятием к термину конкурентоспособности. Конкуренция является одним из признаков рыночной экономики и инструментом борьбы с монополизацией отраслей национальной экономики. В экономической литературе термин «конкуренция» имеет разные трактовки. Смит А. рассуждал о конкуренции как о поведенческой модели [25], в которой продавцы соревнуются на рынке за выгодные продажи, а покупатели – покупки. Шумпетер Й. утверждал, что со стороны экономического роста конкуренция – это соперничество между старым и новым [30].

Конкуренция – это борьба независимых друг от друга компаний за ограниченные экономические ресурсы, за наиболее выгодные и благоприятные условия для производства и реализации продукции. С помощью конкуренции достигаются высокие результаты компании в ее предпринимательской деятельности. Основная цель конкуренции – получение и удовлетворение максимального количества потребителей, а также завоевание большей доли рынка среди компаний со смежной деятельностью [15].

В момент начала деятельности компании на рынке, как правило, уже действует большое количество конкурирующих фирм. Занять выгодное место в своей нише на рынке довольно не просто. Статистика показывает, что многие компании объявляют себя банкротами, будучи не в состоянии конкурировать. В процессе становления рыночной экономики отношение к конкуренции поменялось, со временем ее стали отождествлять с силой, без которой отношения на рынке будут невозможны.

Для достижения экономического роста развитие конкурентных отношений является наиболее важным условием для действия рыночных механизмов спроса и предложения. На современном этапе развития экономики конкуренция изменилась, это понятие является неоднозначным и имеет множество трактовок. Различные подходы к классификации понятия «конкуренция» отражены таблице 1 [14].

Таблица 1.  Классификация форм конкуренции

В условиях современной рыночной системы конкурентоспособность стала понятием, которое определяет успех хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, но в экономической науке до сих пор нет единого толкования этого понятия, как и наиболее эффективной системы и методики для ее формирования и оценки. Наиболее подробно суть понятия «конкуренция» была изложена в трудах британского экономиста Портера М., который сделал выводы о том, что в борьбе за наиболее выгодные условия на рынке участвуют не только непосредственные соперники. Конкуренция распространяется далеко за границами определенной отрасли. На условия в отрасли влияют клиенты, потенциальные участники, продукты-заменители, поставщики, государство [22].

Результатом исследований Портера М. стала его концепция о пяти силах конкуренции, позволяющих определить наиболее важные моменты, которые оказывают влияние на бизнес. Если следовать этой концепции, то состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти сил [22]:

  • уровень конкуренции внутри отрасли;
  • угроза выхода новых игроков на рынок;
  • угроза появления товаров-субститутов;
  • рыночная власть поставщиков;
  • рыночная власть покупателей.

Далее в нескольких таблицах (со второй по шестую) представлены основные параметры по каждому параметру выставляется оценка от 1 до 3 баллов, далее по средней итоговой оценке дается подробное описание степени угрозы той или иной силы [22].

 

Таблица 2. Сила 1 «Уровень конкуренции внутри отрасли»

Если компания набрала до 1,5 балла, то это свидетельствует о низком уровне угрозы внутри отраслевой конкуренции. 1,5-2,5 балла указывают на средний уровень угрозы внутриотраслевой конкуренции. От 2,5 баллов характеризует высокий уровень угрозы внутриотраслевой конкуренции.

Таблица 3. Сила 2 «Угроза входа новых игроков на рынок»

Если результат средней оценки до 1,5 балла это свидетельствует о низком уровне угрозы входа новых игроков. 1,5-2,5 балла – средний уровень угрозы входа новых игроков. От 2,5 балла – высокий уровень угрозы входа новых игроков.

Таблица 4. Сила 3 «Угроза появления товаров — субститутов»

Результат до 1,5 балла свидетельствует о низком уровне угрозы со стороны товаров – заменителей. 1,5-2,5 балла – средний уровень угрозы со стороны товаров – заменителей. От 2,5 балла – высокий уровень угрозы.

Таблица 5. Сила 4 «Рыночная власть поставщиков»

Результат до 1,5 балла свидетельствует о низком уровне угрозы компании со стороны поставщиков. 1,5-2,5 балла – средний уровень угрозы компании со стороны поставщиков. От 2,5 балла – высокий уровень угрозы компании со стороны поставщиков.

Таблица 6. Сила 5 «Рыночная власть покупателей»

Результат до 1,5 балла свидетельствует о низком уровне вероятности ухода клиента. 1,5-2,5 балла – средний уровень. От 2,5 балла – высокий уровень. 17 Далее каждая угроза формируется в единую таблицу и суммируется итоговый балл, подробно описывается угроза и мероприятия, направленные на ее минимизацию. Данные силы в итоге образуют условия для функционирования конкретного предприятия.

Состояние каждой силы и сила их совместного воздействия на предприятие определяет его возможности в борьбе с другими предприятиями и его конкурентные преимущества. Но не стоит забывать, что степень воздействия на предприятия каждой силы зависит от специфики отрасли, в которой функционирует организация, от производственных, технологических экономических характеристик. Результатом конкуренции между фирмами является возникновение у одной из них конкурентного преимущества, то есть превосходства одной фирмы над другой за счет обладания каким-либо ценным, редким и единственным в своем роде ресурсом.

Рис. 1 – Виды конкурентных преимуществ

Конкурентные преимущества – это высокие компетенции фирмы в какой-то области, в которой есть наиболее выгодные возможности для преодоления влияния конкурирующих фирм, привлечения потребителей и сохранения лояльности к своей компании среди покупателей [22].

Конкурентные преимущества подразумевают под собой наличие у компании возможностей быть лучше по каким-либо аспектам среди конкурентов. Основой преимуществ является способность компании организовать более эффективное функционирование ряда ценностей для потребителей, в сравнении с конкурирующими фирмами. Различия, которые возникают в определении термина конкуренции, появляются и при рассмотрении понятия конкурентоспособности.

Главной задачей для тех, кто занимается вопросами конкурентоспособности, является определение критериев и нахождения источников и факторов конкурентоспособности. В экономической литературе можно встретить множество трактовок понятия конкурентоспособности:

Еремеева Н.В., Калачев СЛ. отметили, что конкурентоспособность – это свойство субъекта рыночных отношений приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности [9];

Портер М. в труде о конкуренции сделал вывод, что свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений и есть конкурентоспособность [22].

В практикуме по управлению конкурентоспособностью организации Фатхутдинов Р.А описал конкурентоспособность как свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [27].

Мескон М. в своем трактате об основах менеджмента высказался о конкурентоспособности как об относительной характеристике, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции [19].

Высокий уровень конкурентоспособности предприятия зависит от наличия трех признаков:

1) потребители продукции фирмы довольны и готовы в дальнейшем повторно приобрести продукцию этой фирмы;

2) акционеры, общество, партнеры и государство не имеют претензий к фирме;

3) кадровый состав доволен и гордится тем, что работает в этой фирме, а другие соискатели считают за честь работать в этой фирме.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что под конкурентоспособностью предприятия следует понимать его относительное превосходство на выбранных рынках над конкурирующими фирмами в данный момент времени, которое будет достигнуто без ущерба для окружающих.

Конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью производимых им товаров и уровнем его потенциала, с помощью которого в будущем можно будет разрабатывать, изготавливать и сбывать товары, которые будут во многом превосходить аналогичные по качеству, цене и другим аспектам.

Компании-производители нацелены на то, чтобы продать свою продукцию с максимальной прибылью, завоевать как можно больше клиентов. Потребители, в свою очередь, желая получить удовлетворение своих потребностей, выбирают товары, опираясь на цену и качество, приемлемое для них. Влияние на конкурентоспособность предприятие могут оказывать ряд факторов, перечисленных ниже [10].

  • Изменение динамики долгосрочного спроса. Уменьшение или увеличение спроса влияет на решение об инвестировании в предприятие, что поможет нарастить и увеличить мощности производства. При возрастании спроса на рынок входят новые фирмы, при уменьшении происходит их сокращение и отток;
  • Изменение структуры спроса. При изменении требований к товару и фирме у потребителей, возникают данные колебания. Происходят изменения в структуре ассортимента, обновляются методы производства, каналы распределения и маркетинговые расходы;
  • Появление технологических инноваций. Стабильный спрос на долгосрочный период могут гарантировать внедрение новшеств и высокий уровень инвестиционных вложений;
  • Наличие инноваций в сфере маркетинга. Используя современные методы стимулирования покупательского спроса можно изменять конкурентные условия и позиции компаний соперников;
  • Изменение динамики лидерства. Компании лидеры теряют свои позиции, ключевые места занимаю другие игроки;
  • Диффузия открытий. Обладание конкурентами, поставщиками или дистрибьюторами информации о передовой технологии в какой-либо сфере повышает возможность для входа новой фирмы в отрасль;
  • Изменение в эффективности. Крупные компании зачастую вынуждают другие компании следовать стратегии фиксированного роста, если вторые обладают эффективными методами по уменьшению издержек на единицу продукции;
  • Предпочтения покупателей. Многие покупатели уверены, что товары по низкой цене, как и аналогичные, по высокой, не хуже удовлетворят их потребности;
  • Рост детерминации. Снижение риска и ситуации неопределенности. Новые не освоенные отрасли сопровождаются большой неопределенностью, высокими рисками и неизвестными возможностями рынка;
  • Регулирование рынка государством. Государство оказывает большое влияние на условия конкуренции в какой-либо отрасли.

Конкурентоспособность – это возможность предприятия к приспособлению к условиям рыночной конкуренции. Наличие эффективной маркетинговой стратегии, высокое качество товаров и услуг, квалификация кадров и уровень менеджмента, развитие технологий на предприятии, налоговая среда, доступность источников для финансирования – все это факторы, определяющие конкурентоспособность [15].

В современных условиях хозяйствования ключевыми факторами успеха компании можно назвать:

  • кадровый потенциал;
  • высокотехнологичность;
  • платежеспособность;
  • прибыльность;
  • стратегию управления;
  • гибкость системы менеджмента;
  • финансовую устойчивость;
  • управляемость предприятием;
  • инвестиционную привлекательность.

Проанализировав их можно выделить различные уровни для обеспечения конкурентоспособности предприятия, которые были разработаны разными учеными в разное время. Оперативный уровень обеспечения конкурентоспособности отвечает за конкурентоспособность продукции. Тактический уровень – общее состояние предприятия, его финансово-хозяйственное положение.

Стратегический – инвестиционная привлекательность организации, критерием которой является рост стоимости бизнеса [12].

Оценивая влияние каждого фактора можно находить пути для управления и поиска возможностей занять более высокое положении в отрасли на внутреннем и внешне рынке. Термин конкурентоспособность применим для категорий различных уровней. Основные подходы к разделению уровней отечественными учеными представлены в таблице 7. Таблица 7. Уровни конкурентоспособности

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, можно классифицировать по таким параметрам как, факторы внешней и внутренней среды организации. Проанализировав эти факторы их можно использовать для дальнейшего анализа деятельности предприятия, выявления точек роста и возможных угроз. Условия внешней среды, которые не зависят от деятельности компании, но влияют на ее функционирование, называются внешними. Анализ внешней среды компании помогает контролировать изменения из вне, и оценивать их влияние на конкретную фирму.

Угрозы и возможности можно классифицировать по семи факторам [17].

  1. Экономические факторы. Изучение ситуации на макроэкономическом уровне помогает понять, как распределяются и формируются ресурсы. Влияние на конкретную фирму оказывают такие показатели как, величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы в стране и т. п. Не всегда один показатель является угрозой для всех, для одной фирмы он может восприниматься как возможность, а для другой как угроза.
  2. Рыночные факторы. Изменения на рынке всегда оказывают влияние на существующее на нем фирмы. Жизненные циклы товаров, притязания потребителей, величина барьеров для входа на рынок новых компаний, уровень доходов населения, демографические показатели, уровень конкуренции в отрасли, это все рыночные факторы. Анализ этих факторов дает возможность менеджменту фирмы скорректировать стратегию деятельности компании и укрепить позиции среди конкурентов.
  3. Политические факторы. Политическая ситуация должна изучаться в первую очередь, на начальном этапе создания компании. Этот анализ необходим для того, чтобы знать о мерах государственной политики в отрасли функционирования фирмы, средствах и программах для предоставления льготных условий, также для изучения системы налогообложения.
  4. Технологические факторы. Анализ уровня развития технологий, науки и исследований в области функционирования фирмы поможет ей модернизировать или усовершенствовать свою систему производства или сбыта продукции.
  5. Международные факторы. Если компания работает на международных рынках, то руководству нужно успевать своевременно отслеживать ситуацию в этой более широкой среде. Изменение курса денег, деятельность зарубежных картелей, политические настроения, иностранные инвестиции могут, как положительно повлиять на деятельность компании, так и отрицательно.
  6. Конкурентные факторы. Изучение компаний, с которыми организация борется за определенные ресурсы или доли рынка является одной из самых важных задач для стратегического управления. Выявив сильные и слабые стороны конкурентов можно изменить свою стратегию конкурентной борьбы и занять более при приоритетные места.
  7. Социальны факторы. Нравы и отношения общества очень изменчивы, поэтому оценка настроения потенциальных потребителей поможет организации избежать многих проблем. Сейчас многие фирмы уделяют большое внимание острым темам, витающим в обществе, таким как права женщины в обществе, права национальных или сексуальных меньшинств. Зачастую, именно из-за социального фактора случаются проблемы между производителем и потребителем.

К внутренней среде предприятия относится функционирование управленческого аппарата, которое направлено на координирование и оптимизацию производственной, научной и сбытовой деятельности фирмы.

Внутренняя среда фирмы – это потенциал, который следует развивать для того чтобы занять конкурентные позиции среди других фирм. Внутреннюю среду можно разделить на несколько блоков, каждый из которых в той или иной степени влияет на ее деятельность, потенциал и возможности. Кадровый блок внутренней среды компании вбирает в себя процессы взаимодействия рабочих, их наем, обучение и продвижение, оценку результатов деятельности, методы стимулирования работников и межличностные отношения в коллективе.

Организационный блок охватывает процессы коммуникаций в организационной структуре компании, способы подчинения и делегирования полномочий, нормы и правила. Методы производства продукта, снабжение производства, техническое обслуживание, исследования и разработки входят в производственный пласт внутренней среды компании.

Все процессы, связанные с реализацией и сбытом продукции, включены в маркетинговый блок. Это – стратегия ценообразования в компании, продвижения продукции на рынке, выбор рынков для сбыта, методов и каналов распределения. В финансовый блок входят операции, которые связаны с обеспечением эффективного использования денежных средств и их движения в организации. В него входят мероприятия по поддержанию ликвидности и рентабельности, а также мероприятия для привлечения инвестиций.

Внутренняя среда предприятия требует изучение и мониторинг со стороны руководства компании. Организационная культура компании может быть гарантом стабильного положения на рынке среди конкурентов, но также может не реализовать весь кадровый, технологический, производственный и финансовый потенциал компании. Важность проведения анализа внутренней среды компании состоит не только в том, чтобы стратегически управлять взаимоотношениями внутри фирмы, но и в том, чтобы выстраивать грамотное взаимодействие с внешней конкурентной средой и клиентами.

 

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия

 

Оценить конкурентоспособность предприятия достаточно сложно, так как в конкурентоспособности отражаются все показатели качества по всем стадиям жизненного цикла объекта, в настоящее время отсутствуют стандартизированные, международные документы для оценки конкурентоспособности фирм различных отраслей.

Исходя из специфики анализируемого объекта, формулируются принципы оценки конкурентоспособности. Для организаций, производящих товары, следует учитывать показатели рентабельности организации и значимости рынка. Конкурентоспособность отрасли можно измерить, выделив, например, 75% лучших товаров данной отрасли. Выделим ключевые методы оценки конкурентоспособности организации из ныне известных и рассмотрим их преимущества и недостатки. Портер М. выделял два основных вида конкурентных преимуществ, при оценке положения компании. Это преимущества более низких цен и преимущества дифференцированных товаров [22].

Низкие издержки на производство дают возможность фирме производить и реализовывать товар, схожий с товарами конкурентов, но с наименьшими расходами. Продавая товары с такой же ценой как у конкурентов, организация будет иметь большую прибыль. Дифференциация товаров подразумевает под собой возможности организации обеспечить потребителя более редкостной ценностью товара, или же новым товаром с особыми потребительскими свойствами и сервисом поддержки и обслуживания после продажи. При дифференциации производитель может без особых рисков устанавливать более высокие цены, в сравнении с конкурентами и получать большую прибыль. На внешние и внутренние конкурентные преимущества разделил известный европейский маркетолог Ж.-Ж. Ламбен [17].

К внешним факторам он отнес такие преимущества, которые базируются на особенных, отличительных чертах товара, представляющих ценность для потребителя либо вследствие минимизации издержек, либо увеличения эффективности. Внутренним конкурентным преимуществом является то преимущество, которое основывается на возможности компании снижать издержки производства, тем самым снижать себестоимость товара.

Недостатком разделения конкурентных преимуществ на внешние и внутренние является то, что их невозможно сочетать, так как они имеют разную природу и происхождение. Далее отражены подходы к методу оценки конкурентоспособности предприятия российскими учеными. Так как российская система бухгалтерской и статистической отчетности не приспособлена к мировой системе учета, не получится провести качественную оценку российских предприятий.

Советский ученый Герчикова И.Н. в 1995 году выделила пять показателей для оценки конкурентоспособности [5]:

1) наличие необходимости как фактических, так и долгосрочных капиталовложений по видам продукции и конкретным рынкам;

2) продуктовая дифференциация, наличие ассортимента конкурентоспособной продукции, ее стоимость и масштабы;

3) рыночная дифференциация, наличие рынков или их сегментов для каждого из продуктов;

4) дефицит денежных средств на создание спроса и стимулирование сбыта;

5) методы функционирования фирмы, с которыми она гарантирует себе преимущество на рынке.

Например, формирование лояльности у покупателей к фирме, благоприятный образ компании, качественная и надежная продукция, постоянно обновляющийся ассортимент продукции, собственные разработки и изобретения, следование срокам работы и обеспечение гарантии.

Российская ученая Мельникова М.Н. разработала формулу, позволяющую оценить конкурентоспособность организации.

К =   =                                             (1)

где К – комплексный показатель по конкурентоспособности предприятия;

Iп, Iпк – обобщенные показатели конкурентоспособности предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iк, Iкк – индекс качества продукции предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iр, Iрк – индекс доли рынка предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iи, Iик – индекс имиджа предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iфс, Iфск – индекс финансового состояния предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iск, Iскк – индекс системы качества предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Icc, Iсск – индекс службы сервиса предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iрк, Iрк – индекс рекламы предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iдс, Iдск – индекс делового сотрудничества предприятия и предприятия-конкурента, соответственно;

Iис, Iиск – индекс информационной системы предприятия и предприятия-конкурента, соответственно.

Недостатком оценки конкурентоспособности методом Мельниковой является то, что оценка производится субъективно. Часть показателей определяется экспертом по бальной шкале, поэтому итоговый результат нельзя считать объективным. Полную систему, отражающую внутреннее состояние компании и степень соответствия ее действий условиям рынка, можно увидеть в системе показателей конкурентоспособности предприятия С.Н. Яшина [31].

Показатели этой системы характеризуют:

  • способности организации к учету специфики ситуации, сложившейся на рынке, и государственному влиянию;
  • потенциал организации в финансово-экономических показателях;
  • управленческие возможности организации;
  • показатели в производственно-технической сфере предприятия;
  • целесообразность и эффективность наличия живого труда на предприятии.

При использовании данных показателей не стоит забывать о том, что она не совершенна. Для конкретной организации можно исключать какие-то показатели, а также добавлять новые.

В классической экономической литературе выделяют такие методы анализа конкурентоспособности организации [21]:

  • анализ трендов и тенденций, горизонтальный анализ, в котором анализируются показатели за какой-либо промежуток времени;
  • вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей за счет движения от высоких показателей к более низким;
  • факторный анализ, в котором оценивается воздействие определенных элементов на общие показатели;
  • сравнительный анализ, при котором показатели сравниваются со среднестатистическими в отрасли или со сходными у компаний-конкурентов.

Ориентируясь на экономическую литературу, труды зарубежных и отечественных ученых, можно выделить основные методы оценки конкурентоспособности предприятия [2]:

  1. Оценка с позиции сравнительных преимуществ. Сущность оценки с точки зрения сравнительных преимуществ заключается в том, что предприятием применяется производство продукции с наименьшими издержками.
  2. Оценка с точки зрения теории равновесия. В основе данного метода оценки лежит то, что каждый фактор рассматривают с максимальной и одновременно одинаковой эффективностью. В тот же момент у фирмы нет дополнительного источника прибыли, который определяется воздействием какого-либо фактора производства, также у фирмы нет стимулов для усовершенствования употребления определенного фактора. Наличие у компании факторов производства, не использующихся в полной мере, является главным критерием.
  3. Оценка, основанная на теории эффективности конкуренции. Имеются два подхода для использования данного метода:
  • структурный подход, сущность которого заключается в организации крупномасштабного производства. Основным критерием для его использования является большая концентрация капитала и производства;
  • функциональный подход, при котором производится оценка конкурентоспособности на основе сравнения показателей экономической деятельности. Соотношение цен, нормы прибыли и затрат выступает критерием оценки конкурентоспособности.
  1. Оценка, базирующаяся на качестве продукции компании. Оценка проводится при сопоставлении продукции компании и конкурентов по ряду параметров, отображающих потребительские свойства. Качество продукции, в данном случае, критерий конкурентоспособности компании. Плюсом данного метода можно назвать то, что учитывается роль потребителя в выборе данного товара.
  2. Составление профиля требований. Профиль требований – это метод, при котором с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения компании и ее более сильного конкурента. Данный метод является наглядным.
  3. Составление профиля полярностей. В данном методе определяются показатели, по которым компания либо отстает, либо наоборот преуспевает, то есть формулируются ее сильные и слабые стороны. Критерием выступает сравнение параметров, опережающих или отстающих от деятельности компании.
  4. Метод матриц. Используя данный метод можно рассмотреть конкурентоспособность в динамике. Также к матричному методу можно отнести широко известную матрицу BCG, разработанной фирмой «Бостон консалтинг групп». Этот метод основан на анализе конкурентоспособности, основываясь на показатели роста спроса и занимаемой доли рынка товаром. Шаблон матрицы представлен ниже на рисунке 2.

Рис. 2 – Матрица BCG

Малая доля рынка и низкий темп роста рынка относит предприятие к области «Собаки». Малая доля рынка и высокий темп роста рынка – «Трудные дети» или в других источниках «Проблемы». Быстрый темп роста и высокая рыночная доля – «Звезды». Высокая рыночная доля с медленным темпом роста – «Дойные коровы». Более конкурентоспособными компаниями принято считать компании, которые располагаются в квадрате «Звезд» [23].

Стоит заметить, что высокая рыночная доля не является единственным фактором в достижении конкурентных преимуществ. Но с помощью этого метода можно разработать стратегию развития на перспективу.

  1. SWOT-анализ. С помощью данного метода можно проанализировать слабые и сильнее стороны компании со стороны внутренней среды, возможности и угрозы, исходящие из внешней среды. На основе анализа можно выработать грамотную стратегию для развития компании.

Таблица 8 – Форма SWOT-анализа

  1. Многоугольник конкурентоспособности. Построение данного многоугольника дает возможность наглядно понять, по каким параметрам показатели компании отстают от показателей компаний-конкурентов, разработать стратегии для повышения их уровня. Суть метода состоит в визуализации сравнительных свойств компаний на графике (рисунок 3).

Рис. 3 – Многоугольник конкурентоспособности

 

Каждая грань многоугольника – это сравнительная черта, по которой ставится оценка компании и компаниям-конкурентам.

  1. Метод, построенный на проведении анализа группы показателей предприятия. Все показатели можно разделить четыре группы:

1) показатели, характеризующие, насколько деятельность предприятия эффективна:

  • затраты на производство единицы продукции в стоимостном выражении;
  • фондоотдача в стоимостном выражении;
  • рентабельность товара;
  • производительность одного рабочего в денежном эквиваленте.

2) показатели, отражающие финансовое положение организации:

  • коэффициент платежеспособности;
  • коэффициент ликвидности;
  • коэффициент автономии и независимости;
  • коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

3) показатели эффективности политики сбыта и продвижения товара:

  • рентабельность продаж;
  • коэффициент затоваренности готовой продукции;
  • коэффициент загрузки производственных мощностей.

4) показатели, отражающие конкурентоспособность товара среди товаров других компаний:

  • качество товара;
  • цена товара.

Используя вышеперечисленные показатели совместно, можно получить широкое представление об эффективности проводимой стратегии управления предприятия, уровне его конкурентоспособности, слабых и сильных местах. Проанализировав каждый метод оценки конкурентоспособности, можно отметить, что все перечисленные способы оценки имеют однонаправленный характер. Некоторые методы учитывают степень использования факторов производства, другие – их стоимость, следующие – качество продукции и притязания потребителей. Конкурентоспособность, исходя из проведенного анализа, следует оценивать комплексно, совмещая в анализе несколько из представленных выше методов.

Глава 2. Анализ экономического положения и конкурентоспособности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»

2.1 Общая характеристика ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»

 

22 марта 2005 года, ООО «Урало-Сибирская горно-металлургическая компания» (УСГМК) подписало с Администрацией Кемеровской области соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, по которому обязалось построить в Кузбассе новое ферросплавное производство на промышленной площадке Юргинского абразивного завода.

Площадку Юргинского абразивного завода УСГМК в начале 2004 года приобрела у СУАЛ-холдинга. Первую печь начали строить в апреле 2005 года, но в августе работы остановили в связи с резким снижением цен на ферросилиций на мировом рынке и аварией на энергетических объектах Кузнецких Ферросплавов. Но в 2015 году состояние на рынке стабилизировалось и работы продолжились.

Юргинский абразивный завод продолжает свою работу и в дальнейшем, возможно, станет частью ферросплавного производства.

Технологическая схема производства на ОСП «ЮФЗ» не отличается от классической, но имеет ряд своих особенностей. Которые в большинстве случаев положительно складываются на работе ферросплавной печи.

Способ получения ферросилиция на ОСП ЮФЗ такой же, как и на ОАО «Кузнецкие ферросплавы» — электротермический с углевосстановительным процессом. Процесс получение происходит в рудовосстановительной дуговой электропечи непрерывным способом, при котором шихта загружается в печь непрерывно по мере ее проплавления.

На ОСП «ЮФЗ» 11 июля 2015 года ввели в эксплуатацию первую новую ферросплавную печь №61, а 03 декабря 2018 года вторую ферросплавную печь №62 с газоочистками и энергетическим хозяйством. В конке октября 2019 года ввели в строй еще одну печь №63. Все они, оснащены современными газоочистными устройствами, улавливающими «99 20 и девять в периоде процентов всех твердых выбросов». Сегодня на заводе работает более 120 человек.

С вводом в строй ЮФЗ уже в 2015 году доля УСГМК в производстве ферросплава в России вырастет с 83 до 90%, а на сегодняшний день составляет 96%. Динамично развиваются производственная и социальная сферы. Основным поставщиком кварцита на завод является Антоновский рудник, коксовой орешек с КМК и ЗСМК, уголь слабоспекающийся, стальная стружка с предприятий вторчермета. Шихтовые материалы поступают на завод железнодорожным транспортом в шихтовые дворы цехов, или общезаводской склад.

В условиях прошедшего экономического кризиса в отличие от Запсиба (самое прибыльное предприятие Кузбасса 2017 года), ОАО «Кузнецкие ферросплавы» в состав, которого входит ОСП «ЮФЗ» сумело сохранить докризисный уровень доходов. За 9 месяцев 2018 года выручка предприятия составила 6,165 млрд рублей против 6,13 млрд рублей годом ранее. Но вот чистая прибыль всё равно сократилась – до 27,3 млн. рублей против 473,2 млн. рублей за 9 месяцев 2017 года, а прибыль от продаж – с 906,4 млн. рублей до 402,56 млн. рублей. В отчёте предприятия это объясняется увеличением себестоимости проданных товаров, хотя, по данным отчёта, она практически не увеличилась, и, самое главное, на общие показатели отрасли относительно неплохие финансовые результаты «Кузнецких ферросплавов» решающего влияния не оказали.

ОАО «Кузнецкие ферросплавы» счастливым образом избежало негативного воздействия кризиса. В 2018 году предприятие не только не сократило объёмы производства, но и объемы выручки, она даже выросла и составила 8,08 млрд. рублей против 7,2 млрд. рублей в 2017 году. Сократилась чистая прибыль — с 282,75 млн. рублей в 2017 году до 129,6 млн. рублей, но прибыльность сохранилась, в то время как НКМК, ГМЗ, 21 НКаЗ отработали кризисный год с убытками, а у Запсиба чистая прибыль сократилась до очень скромных 82 млн. рублей против 27,9 млрд. рублей в 2017 году. «Кузнецкие ферросплавы» не сократили программу развития предприятия на 2018-2012 гг., направленную на увеличение выпуска ферросилиция за счёт модернизации существующего оборудования на площадке в Новокузнецке, развития новой производственной площадки в Юрге, реконструкции филиала – Антоновское рудоуправление в АнжероСудженске.

В этом году компания ввела вторую печь по выпуску ферросилиция на своей второй площадке в Юрге. Впрочем, таким оказался для предприятия 2018 год, в то время как в самое начало кризиса, в конце 2017 года, «Кузнецкие ферросплавы» останавливали 3 плавильные печи из 16 на новокузнецкой площадке завода, что привело к снижению производства на 20%. При этом треть персонала была переведена на 4-дневную рабочую неделю. Но к сокращениям персонала и вынужденным отпускам на предприятии не прибегали, а затем «Кузнецкие ферросплавы» отметились постройкой второй плавильной печи на своей площадке в Юрге. Правда, введена в строй она была уже в 2019 года, но основные расходы – 410 млн. рублей – на её строительство были произведены в 2018 году.

Организационно-управленческая структура ферросплавного завода ОСП «ЮФЗ» является многоуровневой, что типично для большой организации. Между подразделениями имеется как административное, так и функциональное подчинение. Отсюда следует, что структура завода является линейно-функциональной. Главным ответственным лицом ОСП «ЮФЗ» является исполнительный директор. Ему административно подчиняются все основные подразделения ОСП «ЮФЗ», в том числе:

  • главный инженер;
  • заместитель директора по производственно-техническим вопросам;
  • начальник отдела по делам ГОЧС и спецработе;
  • юрисконсульт;
  • бюро информационных технологий;
  • главная бухгалтерия;
  • главный экономист;
  • отдел материально-технического снабжения;
  • хозяйственный отдел;
  • отдел кадров.

Главный инженер ОСП «ЮФЗ» является начальником энерго-механического отдела, а также ему административно и функционально подчиняются ремонтно-механический и электрический участок, электромеханического цеха и котельный цех. Главный инженер только административно управляет: проектно-конструкторским отделом, отделом капитального строительства, отделом охраны труда и промышленной безопасности, аналитической лабораторией, ремонтно-строительным участком электромеханического цеха, цехом контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Заместитель исполнительного директора ОСП «ЮФЗ» по производственно-техническим вопросам является начальником производственно-технического отдела, а также имеет в административном подчинении бюро технического контроля и транспортное бюро.

Главный экономист ОСП «ЮФЗ» является начальником планово-экономического отдела, а также административно управляет отделом труда и заработной платы и финансовым бюро. Отдел материально-технического снабжения административно и функционально управляет участком обеспечения производства.

Транспортное бюро руководит транспортным цехом, а производственно-технический отдел руководит цехом ферросплавного производства.

Основной сферой деятельности предприятия является производство ферросилиция и микрокремнезема. Побочными продуктами в процессе производства являются металлургический шлак (с содержанием FeSi = 25- 30%) и ПУД (продукт улавливания от дробления, с содержанием FeSi = 75,2%).

Ферросилиций — этот ферросплав, главные компоненты которого железо и кремний. Процесс производства ферросилиция основан на восстановлении кремнезёма. Ферросилиций используют в качестве раскисляющих и легирующих добавок для выплавки электротехнических, рессорно-пружинных, коррозийно- и жаростойких сталей. Ферросилиций используется для раскисления и легирования стали, в машиностроении — для модификации чугуна и в химической промышленности — для получения водорода. Ферросилиций относится к продуктам глобального рынка, поэтому наиболее выгодные условия у предприятий, находящихся вблизи морских портов.

Морские перевозки намного дешевле железнодорожных, поэтому существует возможность доставки сырья и отгрузки продукции морским путем. Другим условием является цена на электроэнергию – для производителей ферросилиция она не должна превышать 0,02 долларов США за кВт×час.

Микрокремнезем (микросилика, silica fume) — представляет собой ультрадисперсный материал, состоящий из частиц сферической формы, получаемый в процессе газоочистки печей при производстве кремнийсодержащих сплавов. Основным компонентом материала является диоксид кремния аморфной модификации. Микросилика является важнейшим компонентом при производстве бетонов с высокими эксплуатационными свойствами. Шлаки ферросплавных производств (ферромарганца, феррованадия и др.) в зависимости от их состава используют в производстве вяжущих материалов

 

2.2 Анализ экономических показателей деятельности ОСП «Юргинский Ферросплавный завод»

 

Основные экономические показатели ОСП «Юргинский ферросплавный завод» представим в таблице 8.

Таблица 8. Основные экономические показатели ОСП «Юргинский ферросплавный завод»

Как видно из данной таблицы, прибыль от продаж товаров и услуг за 2019 год составила 303,5 млн. рублей, что значительно превышает показатели прибыли от продаж товаров и услуг за предыдущие годы.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2019 году составили 88 копеек против 92 копеек в 2018 году. Это снижение на 4% достигнуто за счет увеличения объема производимой продукции. Общая рентабельность реализованной продукции за 2019 год составила 12%. Наблюдается рост рентабельности, так как в 2018 г. общая рентабельность реализованной продукции составляла всего 8%.

Среднемесячная заработная плата 1 работающего на предприятии в 2019 году по сравнению с 2018 годом возросла на 1,6% и составила 19 862руб.

Разработанные и введенные в действие положения, направленные на повышение производительности труда и заработной платы работников, позволили достигнуть прироста трудовых затрат в себестоимости в размере 0,7% (доля затрат составила 12,4%).

В 2019 году по сравнению с предшествующим годом цены на электроэнергию возросли на 16,2% (это привело к увеличению затрат на производство за счет роста энерготарифов).

Доля затрат на электроэнергию в себестоимости ферросилиция снизилась за счет увеличения объемов производства (ввод в эксплуатацию ферросплавную печь №62).

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т. е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т. е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для:

— маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

— определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

— ценообразования;

— правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложения прибыли.

Таблица 9. Доля статей затрат в себестоимости продукции, %

Рассматривая доли статей расхода в себестоимости продукции (таблица 9), можно увидеть, что основными затратами для производства ферросплавной продукции являются:

— сырье и основные материалы (они составляют 32,6-44,9% всей себестоимости продукции);

— электроэнергия (составляет 31,92-43% себестоимости).

В 2019 году завод работал и продолжает работать в условиях постоянного роста цен на электроэнергию и некоторые виды сырья (таблица 10).

Таблица 10. Динамика цен на сырье и электроэнергию

— каменный уголь ДМ — на 9,2%;Так в 2019 году по сравнению с предшествующим годом цены возросли:

— каменный уголь марки БОМ — на 7,4%;

— кокс литейный — на 119,6%;

— стружку стальную — на 6,2%.

Цены на щепу технологическую снизились на 15,9%. Снизились цены на сталь тонколистовую, используемую для изготовления кожухов электродов, и на сталь среднесортную, применяемую для прожига леток в среднем на 33,1%.

В среднем доля затрат на сырье и основные материалы в общей себестоимости конечной продукции в 2019 году за счет изменения цен на них увеличилась на 0,13%, достигнув уровня 32,8%.

При проведении сравнительного анализа цен от 2016 года по 2019 год, становится очевиден вывод о необходимости внедрения на предприятии ОСП 36 «ЮФЗ» новых проектов ресурсосбережения, а также проектов по снижению электроэнергетических затрат.

В результате проведенного исследования можно составить матрицу SWOT –анализа Таблица 11. В таблице представлены сильные и слабые стороны завода, а так же возможности и угрозы. Этот анализ мы проводим для того, что выявить проблемы: слабые места завода и угрозы, возникающие на заводе. Выявляем свои возможности и сильные стороны, которые помогут заводу избавиться от нависших угроз.

Таблица 11. SWOT –анализ

Таким образом матрица показывает преобладание сильных сторон предприятия над слабыми. Сильные стороны финансового фактора несколько превосходят слабые: занимает значительную долю рынка, высокая доходность капитала.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф