1 2
ГЛАВА 2 ГРАФИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОЕКТА
2.1 Сюжет книги
Перед началом работы были изучены материалы по данной теме. В частности, прочитана книга и изучен ее сюжет. Книга представляет собой фентезийное произведение для детей. Данное литературное произведение было написано в двухтысячном году замечательной английской сказочницей Дианой Уинн Джонс. Книги Дианы Джонс характеризуются утонченной конструкцией, основанной на контрастах, она часто использует абсурдные ситуации, которые, тем не менее, не противоречат законам логики. В Англии ее книги очень популярны у детей всех возрастов и их родителей. Книга выбранная для дипломного проекта называется «Год Грифона». Сюжет книги состоит в том, что Верховный канцлер Кверида ушла в отставку, оставив молодого волшебника Коркорана ответственным за весь университет волшебников. Хотя одержимостью волшебника Коркорана является желание оказаться первым человеком на Луне, и большую часть своего времени посвящает этому проекту. Он все же решает, что сам будет преподавать у первокурсников, в надежде заслужить благосклонность новых студентов, ведь наверняка все они должны быть из богатых, важных семей и получать денежную помощь из дома. Но волшебник Коркоран встревожен, обнаружив, что один из учеников, на кого он возлагал большие надежды, дочь, волшебника Дерка, — огромный золотой грифон. И что ни у кого из других учеников вообще нет денег. Более того письма, отправленные семьям с просьбой о пожертвовании университету, приносят только неприятности как самим студентам-первокурсникам, так и всему университету. Таким образом, жизнь в университете волшебников выходит из-под контроля.
Созданные иллюстрации позволяют акцентировать внимание маленьких читателей именно на ключевых моментах произведения. передают волшебную атмосферу сказки и позволяют полностью понять сюжет.
2.2 Разработка художественного образа
Сначала была прочитана книга и определены эпизоды, которые будут изображаться, потом началась разработка композиции иллюстрации. Работа была начата с выполнения тоновых набросков, компоновки световых и теневых пятен, на небольших форматах. Разрабатывались эскизы некоторых персонажей, для составления образа персонажа и создания общей композиции. Сначала были выполнены композиционные поиски отдельно к каждому листу, для определения общего количества листов. Далее началась проработка более подробных эскизов.
Важным в работе над графическим листом является выбор формата. Формат книги является основой ее композиции и зависит, прежде всего, от удобства ее использования. Не всегда удобно читать книгу большого формата или смотреть ее только на письменном столе; она не всегда помещается в книжный шкаф, не является переносной. Наоборот, при чтении лучше держать в руках книгу относительно небольшого формата, ее можно использовать не только дома или в читальном зале, но и в автомобиле, она занимает мало места на столе, на книжной полке и в портфеле.
Формат книги связан с решением многих вопросов ее композиции, например, размера книжной полосы, размера (размера) шрифта, размера и расположения таблиц, формул, иллюстраций и оформления книги.
Формат книги связан с объемом размещенного в ней литературного материала. Считается, что квадратный формат — это выражение устойчивой композиции и статики, вытянутый горизонтально используют при панорамном изображении, а вертикальный формат способствует созданию ощущения торжественности и монументальности.
При этом необходимо найти решение сопоставимое с иллюстрацией, уравновесить композицию изображения. Исходя из выше перечисленного был выбран вертикальный формат для всех листов и только одна иллюстрация была выполнена в горизонтальном формате.
После перевода рисунка на формат, началась цветная проработка иллюстрации акварельными красками. Акварельные работы очень живописные, с помощью тонких кистей можно добиться высокой детализации и прорисовки изображения, позволяют не отвлекаться на частности и сосредоточиться на восприятии того основного, что хотел сказать художник. Так же в иллюстрациях использовались цветные акварельные карандаши для уточнения цветов и детализации некоторых фрагментов.
На первой иллюстрации изображена ректор университета, которая сидя в кресле держит в руках книгу и читает ее. На заднем плане расположен горящий камин с расставленными на нем книгами и ковриком расположенным перед камином. Цветовая схема представлена теплыми охристыми тонами, в целях передачи уюта и умиротворение. Так же для баланса композиции на среднем плане изображен силуэт черного кота. Другой кот выглядывает из-за кресла, он тоже черного цвета и почти сливается с задним фоном. Композиционным центром выделенным светом в данной иллюстрации является пожилая женщина и кресло, в котором она сидит (Приложение 7, Рис.1).
Вторая иллюстрация изображает мифическое существо — грифона в полете, он светлого цвета, почти белого, но с проблесками оранжевого, чтобы показать его цвет, который в книге назван золотым. Грифон широко раскинул крылья и занимает всю нижнюю половину иллюстрации. На заднем плане изображена башня с силуэтом человека, который изображает первокурсника который готов вот-вот упасть. Чтобы показать момент опасности, на заднем плане показан город. Композиционным центром является грифон, он выделен по свету(более светлый) чем задний план, а также падающий человек, его фигура выделена темным цветом (Приложение 7, Рис.2).
Третья иллюстрация изображает девушку, сидящую на крыше, вокруг которой витают духи воздуха. Цветовая гамма иллюстрации выражена в коричневых(крыша, крыши домов на заднем плане и волосы) и синих тонах( небо, платье девушки). Девушку зовут Ольга, по сюжету книги она прибежала на крышу, поплакать вдели от всех, из-за ссоры с друзьями.
Она запретила себе плакать еще в детстве и поэтому перестала видеть воздушные стихии, с которыми любила общаться. Поэтому у нее красные заплаканные глаза, но она счастливо улыбается, т.к. снова увидела друзей из своего детства. Она является центром композиции, вокруг нее кружат полупрозрачные силуэты, а на заднем плане раскинулся город. Чтобы показать движение воздуха волосы девушки развиваются (Приложение 7, Рис.3).
Четвертая иллюстрация представляет собой сцену, где изображено нападение мышей на голубятню. Эти мыши были превращенные убийцы, посланные за ослушавшимся первокурсником который сбежал из дома. Сначала, так называемых, ассасинов превратили в мышей и посадили в клетку. Из которой они вскоре выбрались. Они очень разозлились на свое пленение и принялись мстить, а скорее пакостить.
В этой сцене, показано, как они напали на голубей, чтобы не было возможности связи с внешним миром через отправку писем. Мыши показаны черным цветом, на переднем фоне, голубь выделяется ярким белым пятном, остальные голуби прячутся у него за спиной. Иллюстрация выполнена в сдержанной серо-голубой и коричневой гамме. Композиционным центром является голубь, готовый защищать свою жизнь. В лапах нападающий держит кинжал, который уменьшился вместе с ним (Приложение 7, Рис. 4).
Пятая иллюстрация изображает нападение грифонов на университет. На переднем плане изображена огромная золотая грифонша — Эльда, которая не успела укрыться в здании университета и теперь приготовилась защищаться. И Ольга, спрятавшаяся за ее огромным крылом. На заднем плане грифоны изображены в виде темных пятен. Цвета композиции темные. Хмурое небо на заднем плане передает атмосферу иллюстрации. Для лучшей передачи противостояния грифон на переднем плане светлый, а в небе –темные пятна(Приложение 7, Рис 5).
Шестая иллюстрация рассказывает о том, как ассасины превращенные в мышей выбрались из клетки. На переднем плане нарисована мышь, ухватившиеся за документы, лежащие на столе. Позади показана стопка книг, которая лежит на столе на которой стоит вторая мышь, На заднем плане изображено окно. Иллюстрация выполнена в темной, зловещей цветовой гамме. Для придания ощущения опасности и угрозы и темного времени суток.
2.3 Создание макета книги
Для создания макета книги, нужно отсканировать иллюстрации А3 формата и провести цветовую обработку в программе AdobePhotoshop для восстановления исходного цвета изображений. Потом следует сверстать макет книги в AdobeInDesign, программе, предназначенной для профессиональной верстке много полосных изданий. Сверстанный макет надо сохранить в цветовой схеме CMYK для лучшей передаче цвета при печати. Не стоит забывать о припусках под обрез, примерно 5 мм. Офсетная печать – является оптимальным вариантом для печати большого тиража, но так как, для дипломной работы необходим только один экземпляр, то была выбрана цифровая печать. Все иллюстрации были выполненные в цвете, следовательно, печать будет цветной. Макет книги имеет стандартный книжный размер 210х297.
Переплет – это один из важнейших нюансов, на которые необходимо обратить внимание перед подготовкой к печати тиража. Для детской литературы лучше всего выбирать твердые переплеты и такие же плотные листы.
На сегодняшний день в производстве книжной продукции существует девять разных типов переплетов. Четыре из них относятся к изданиям в мягкой обложке, остальные пять – это твердый переплет. Иногда в качестве эффективной защиты используются ламинация специальной пленкой или покрытие ВД лаком. Применяют их, в основном, при изготовлении брошюр и другой информативной литературы. По защитным свойствам лаки существенно уступают пленке.
Особое внимание заслуживает сама бумага. Ее свойства определяют прочность всего склеенного блока. Например, офсетная бумага отлично скрепляется в блок, а мелованная – нет.
Выбор шрифтов определяется двумя основными свойствами шрифта: стилем самого шрифта и его удобочитаемостью. Оба эти свойства связаны как с постоянными характеристиками, так и с проектными показателями. Все они характеризуются определенными стилистическими особенностями, которые в разных гарнитурах имеют разные значения, выглядят по-разному. Шрифт для обложки был выбран Sunday, для основного текста TimesNewRoman(Приложение8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему: Разработка серии графических листов по художественному произведению Дианы У. Джонс «Год Грифона» были решены все поставленные задачи, а именно:
- Выявлены и изучены источники по данной тематике;
- Раскрыто понятие иллюстрации;
- Рассмотрены примеры иллюстраций;
- Разработана серия графических листов;
- Разработан макет книги;
В результате выполнения выпускной квалификационной работы цель достигнута. Создана серия графических листов по роману «Год Грифона». Все иллюстрации выполнены в едином стиле и в схожей цветовой гамме, выполнено аналитическое, графическое и технологическое решение проекта.
В качестве опорного материала в процессе работы над дипломной работой использовались различные информационные источники и работы художников-иллюстраторов, рассматриваемые в качестве примера. Дипломная работа дала возможность пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомиться с техниками и приемами станковой графики и проверить творческие способности.
По итогу проведенной работы, можно сделать вывод, что развитие детской книжной иллюстрации представляет собой важный процесс в человеческой культуре, ведь ребенок увлекается чтением, когда рассматривает интересные и яркие, привлекающие его взор картинке в книге.
В настоящее время существует множество техник и стилей, которые при комбинируются между собой, тем самым рождая новые формы и направления и техники исполнения.
В ходе выполнения работы, автор столкнулся с проблемами выполнения иллюстраций в едином стиле. Практически каждая иллюстрация имеет свои маленькие отличия. Эти проблемы возникли в связи с недостатком опыта в сфере создания серии иллюстраций, но в результате этой работы получен необходимый опыт, который в будущем поможет при создании уже других иллюстраций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бесчастнов , Н. Сюжетная графика / Николай Бесчастнов.- Москва : Владос , 2012. -432 с. :цв.ил.
- Бычков , М. Иллюстрации и книги / Михаил Бычков.- Москва : Речь, 2017. -280 с. :цв. ил.
- Врубель , М. Графика, книжная иллюстрация / Михаил Врубель.- Москва : Белый город, 2015. -234 с. :цв. ил.
- Гольц , Н. Книжная и станковая графика / Ника Гольц.- Москва : Издательский дом Мерещякова, 2012 . -152 с. :цв. ил.
- Иттен , И. Исскуство цвета / ИоханнесИттен.- Изд. 12-е, испр. и доп.-Москва : Издатель Дмитрий Аронов, 2018. -96 с. :цв. ил.
- Лумис , Э. Искусство иллюстрации / Эндрю Лумис.- Москва : Колибри, 2015. -304 с. :цв. ил.
- Ратковски , Н. Профессия-иллюстратор / Натали Ратковски.-Москва: Манн Иванов и Фербер, 2013. -272 с. :цв.ил.
- Риз , Д. Профессия:художник -иллюстратор / Данниел Риз.-Москва: Манн Иванов и Фербер, 2014. -302 с. :цв.ил.
- Салахов , Т. Графика / Таир Салахов.-Москва : М-Сканрус, 2012. -336 с. : ил.
- Чегодаев , А. Пути развития советской книжной графики / Андрей Чегодаев.- Москва: Искусство, 1955. -434 с.
- Фэддэг , М. Иллюстрация. В чем ее смысл? Книга иллюстрированных иллюстраций, иллюстрирующих иллюстрации/МауниФэддэг.- Москва : Альпина Паблишер, 2018. -100 с. :цв. ил.
Электронные ресурсы:
- Билибин Иван Яковлевич // Свободная энциклопедия Википедия.- 2019.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Билибин,_Иван_Яковлевич.- (12.05.2019).
- Виды книжных иллюстраций : Мастера иллюстраций.-2018.- Режим доступа : http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid=159-(6.05.2019).
- Иллюстрация // Свободная энциклопедия Википедия.- 2018.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюстрация.- (4.05.2019).
- Иллюстрация. Виды. Техники : База знаний : Юниум.-2019.- Режим доступа : http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson3/. -(6.05.2019).
- Конашевич Владимир Михайлович // Свободная энциклопедия Википедия.- 2019.- Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Конашевич,_Владимир_Михайлович.- (13.05.2019).
- Ломаев Антон Яковлевич // Свободная энциклопедия Википедия.- 2019.- Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломаев,_Антон_Яковлевич.- (13.05.2019).
- Пахомов Алексей Федорович // Свободная энциклопедия Википедия.- 2019.- Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Пахомов,_Алексей_Федорович.- (12.05.2019).
- Теория цвета для дизайнеров, часть 1: Значение цвета :Медиум.-2018.- Режим доступа : https://medium.com/цвет/теория-цвета-для-дизайнеров-часть-1-значение цвета-75831397922. -(6.05.2019).
- Эриксон, Эва // Свободная энциклопедия Википедия.- 2019.- Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Эриксон,_Ева.- (13.05.2019).
1 2
