1 2
2.3 Обоснование выбора средства разработки
Для обеспечения эффективности внедрения информационных систем в работу компании проводится моделирование бизнес-процессов соответствующего профиля, что позволяет выявлять проблемы в организации работы специалистов, провести реорганизацию бизнеса компании, внедрение новых технологий и аппаратных решений. Моделирование бизнес-процессов производится с использованием специализированных программных средств.
CASE-средство (Computer-Aided Software Engineering) – любое программное средство, посредством которого автоматизируются процессы жизненного цикла программных продуктов и имеющее графический инструментарий, позволяющий документировать информационные системы.
Проблема выбора наиболее подходящего CASE-средства для поставленных целей и задач является в настоящее время актуальной в связи с большим разнообразием и многочисленностью решений, предлагаемых разработчиками для реализации проектов автоматизации.
Далее проведен выбор среды автоматизации разработки приложения с учетом требований, соответствующих специфике Отделения социального Фонда России, что предполагает возможности программной реализации поставленных задач автоматизации распределения бюджетов между подразделениями, интеграции в ИС компании, возможности изменения функционала через настройку отчетности, реквизитов справочников и оперативных данных. Также среда разработки должна обеспечивать необходимый уровень безопасности и быстродействия, учитываются особенности использования лицензий на среду разработки [6].
Таблица 21 — Сравнительный анализ платформ, которые могут быть использованы для реализации задач распределения бюджетов между подразделениями
| 1С: Предприятие | MS Visual Studio | Py Charm |
Возможности реализации поставленных задач автоматизации распределения бюджетов между подразделениями | Полная | Требуется дополнительная настройка | Требуется дополнительная настройка |
Наличие модулей настройки отчётных форм
| Полная | Требуется дополнительная настройка | Требуется дополнительная настройка |
Наличие системы настройки пользовательских полномочий | Полная (режим конфигуратора) | Требуется реализация на уровне приложения | Требуется реализация на уровне приложения
|
Наличие системы обслуживания файла данных | Полная | Требуется реализация на уровне приложения, либо на уровне СУБД | Требуется реализация на уровне приложения, либо на уровне СУБД |
Возможности настройки обмена данными | Полная | Частично | Частично |
Возможности работы с файлами | Реализовано | Реализовано | Реализовано |
Характеристики быстродействия | Оптимально | Приемлемо | Приемлемо |
Наличие лицензии | Лицензия приобретена | Наличие рисков | Наличие рисков |
По итогам проведенного анализа сред разработки была выбрана система «1С: Предприятие», позволяющая создавать приложения с возможностью настройки прав доступа, конструирования отчётных форм. Также в компании приобретены лицензии на данную платформу, используются смежные подсистемы, функционал которых использует указанную платформу, что позволяет проводить настройку обмена данными.
«Выбор CASE-средства в значительной степени определяется выбранным подходом к проектированию информационных систем. Важнейшими из подходов являются структурный (функциональный), объектно-ориентированный, также отдельно выделяется методология ARIS (Architecture of Integrated Information System)» [5].
«Сущность структурного подхода к созданию информационных систем заключается в ее разделении на группы автоматизируемых функций, что предполагает разбивку системы на функциональные подсистемы, которые далее разделяются на подфункции. Разделение проводится до тех пор, пока не будут получены этапы, описывающие неразделяемые функции» [10].
Сравнительный анализ CASE-средств. Проведем анализ функционала CASE-средств Ramus и ErWin Process Modeller.
1. Основные возможности Ramus:
создание графических моделей (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD),
работа с системами классификации и кодирования (в связи с моделями процессов),
создание отчётов в разрезе моделей и систем классификации (в формате регламентов бизнес-процессов согласно должностным инструкциям и т.п.)
2. Схожим интерфейсом с Ramus обладает CASЕ – средство ErWin Process Modeller. Основные возможности данного ПО: построение графических моделей бизнес-процессов в различных нотациях, построение дерева процессов, проведение оценки затрат. При этом поддерживается возможность построения организационных диаграмм, IDEF3-диаграмм.
3. MS Visio
Данный инструмент является универсальным средством для работы с графическими объектами при построении моделей различного типа – от бизнес-процессов до сложных технологических схем. Построение диаграмм семейства SADT производится с использованием соответствующих шаблонов, которые поставляются вместе с установочным пакетом.
В системе присутствуют возможности использования рамок, в поля которых вводится общее описание модели, которую предполагается построить, присутствуют графические объекты, которые могут использоваться для разработки контекстных диаграмм и диаграмм декомпозиции. При этом отсутствует автоматизация построения диаграмм декомпозиции, пользователю необходимо самостоятельно настраивать информационные потоки, что может приводить к ошибкам при построении модели.
4. draw.io. Данный инструмент является бесплатным онлайн сервисом, позволяющим проводить построение моделей бизнес-процессов без использования дополнительного инструментария. Графические примитивы могут не соответствовать специфике модели, отсутствует автоматизация отображения объектов и формирования диаграмм декомпозиции. При этом не требуется установка специального ПО.
5. Business Studio
Данное программное средство обеспечивает возможности построения SADT-моделей в нотации IDEF0 с возможностью экспорта диаграмм в формат MS Visio.
Выводы по разделу
Разработка структуры данных информационной системы в рамках данной работы включает определение перечня сущностей информационной системы, набора необходимых атрибутов, разработку реляционной модели. В рамках моделирование структуры данных информационной системы распределения бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР определены сущности, установлены реляционные отношения, атрибуты и ограничения. Далее проведено определение сценариев использования системы, описаны роли пользователей, что включает сценарии, последовательности экранных форм, классы. Также проведено обоснование выбора платформы реализации системы, в наибольшей степени соответствующей специфике работы компании.
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1. Описание функционала разработанной системы
В данном разделе проведено описание архитектуры проектируемой системы с описанием экранных форм, их функционального назначения.
В системе определены следующие типы функциональных возможностей системы (рисунок 18) [9]:
функционал, связанный с входом в систему, определением пользовательских полномочий, настройкой доступа к основным режимам использования системы;
пользовательские модули, включающие решение задач, связанных с автоматизацией бизнес-процессов учета данных по распределению бюджетов в рамках поставленных задач.
Рисунок 17 — Дерево функций
На рисунке 19 приведен сценарий диалога системы.
Рисунок 18 — Сценарий диалога системы
Таким образом, интерфейс разрабатываемого программного продукта должен соответствовать показанной структуре и включать перечень указанных основных и служебных функций.
Далее проведено описание прототипа приложения для автоматизации технологии распределения бюджетов между подразделениями. На рис.20 приведена главная форма приложения.
Рисунок 19 – Главная форма приложения
На рис.21 приведён справочник подразделений.
Рисунок 20 – Справочник подразделений
На рис.22 приведена карточка сотрудника.
Рисунок 21 – Карточка сотрудника
На рис.23 приведён справочник видов материалов.
Рисунок 22 – Справочник видов материалов
На рис.24 приведён справочник должностей. На рис.25 приведен справочник сотрудников.
Рисунок 23 – Справочник должностей
Рисунок 24 – Справочник сотрудников
На рис.26 приведен список проектов, по которым проводится расчет бюджетов по подразделениям.
Рисунок 25 – Список проектов развития инфраструктуры
На рис.27 приведён режим ввода затрат материалов.
Рисунок 26 – Режим ввода затрат материалов
На рис.28 приведён режим ввода затрат машинного времени.
Рисунок 27 – Режим ввода затрат машинного времени
На рис.29 приведён режим ввода трудозатрат.
Рисунок 28 – Режим ввода трудозатрат
На рис.30 приведен отчет по распределению бюджетов проектов по подразделениям.
Параметры: | Начало периода: 01.01.2023 0:00:00 |
| Конец периода: 31.12.2023 0:00:00 |
|
Подразделение | Проекты 000000002 от 01.09.2023 0:00:00 | Проекты 000000003 от 01.10.2023 0:00:00 | Проекты 000000004 от 11.10.2023 20:50:48 | Проекты 000000001 от 30.11.2023 0:00:00 | Итого |
Бюджет Приход | Бюджет Приход | Бюджет Приход | Бюджет Приход | Бюджет Приход | |
Административный отдел | 1 274 | 10 000 | 320 |
| 11 594 |
Клиентская служба | 1 000 | 24 384 | 3 200 | 200 000 | 228 584 |
Управление ИТ | 11 476 | 300 000 |
| 19 257 | 330 733 |
Экономический отдел |
|
|
| 4 000 | 4 000 |
Итого | 13 750 | 334 384 | 3 520 | 223 257 | 574 911 |
Рисунок 29 – Отчет по распределению бюджетов проектов по подразделениям
На рис.31 приведён свод по стоимости проектов.
|
Виды затрат | Модернизация антивирусной защиты | Разработка ИС Назначение соцвыплат | Разработка мобильного приложения клиента СФР | Разработка модулей для 1С: Заработная плата | Итого |
Затраты | Затраты | Затраты | Затраты | Затраты | |
Амортизация |
| 27 | 234 | 260 | 521 |
Заработная плата | 3 200 | 35 700 | 24 000 | 12 250 | 75 150 |
Материалы | 320 | 200 000 | 310 000 | 1 000 | 511 320 |
Отчисления с ФОТ | 960 | 10 710 | 7 200 | 3 675 | 22 545 |
Резерв | 176 | 11 785 | 16 700 | 663 | 29 324 |
Электроэнергия |
| 30 | 150 | 240 | 420 |
Итого | 4 656 | 258 252 | 358 284 | 18 088 | 639 280 |
Рисунок 30 – Отчет по стоимости проектов
Далее проведено описание объектов конфигурации. На рис.32 приведена настройка подсистемы «Документы».
Рисунок 31 – Состав подсистемы «Документы»
На рис.33 приведен конструктор справочника сотрудников. Конструктор документа по затратам материалов приведен на рис.34. На рис.35 приведен конструктор отчета по бюджетам проектов.
Рисунок 32 – Конструктор справочника сотрудников
Рисунок 33 – Конструктор документа по затратам материалов
Рисунок 34 – Конструктор отчета по бюджетам проектов
На рис.36 приведен конструктор регистра накопления по бюджетированию проектов.
Рисунок 35 – Конструктор регистра накопления по бюджетированию проектов
Таким образом, разработанные объекты позволяют провести настройку системы автоматизации технологии работы специалистов, осуществлять управление данными по распределению бюджетов, учитывать статьи расходов, формировать расчеты по смете затрат.
3.2. Тестирование разработанной системы
Тестирование разработанной системы включает следующие операции [16]:
анализ корректности проводимых расчетов;
тестирование системы безопасности, работы ролевой модели, системы авторизации;
анализ функционирования ПО в системной среде организации.
Тестирование проводится при первичном развертывании системы. в случае изменения версии тестируется только функционал, который был затронут при обновлении. Диаграмма видов тестирования приведена на рисунке 37.
Рисунок 36 – Диаграмма видов тестирования
Режим нефункционального тестирования включает проверку быстродействия, анализа эффективности работы при различном количестве пользовательских подключений к системе [20].
Методы проведения функционального тестирования включают (рисунок 38) [4]:
Рисунок 37 – Методы проведения функционального тестирования
В таблице 22 приведено описание уровней проводимой проверки возможностей программного обеспечения.
Таблица 22 — Уровни проверки функционала тестируемого ПО
Уровень анализа | Объект анализа | Порядок анализа |
Модульный | Возможности программного средства | Анализ соответствия проверяемой системы требованиям технического задания |
Интеграционный | Программная среда | Проверка системы обмена данными с платформами, используемыми в компании |
Системный | Программная платформа | Тестирование на наличие системных ошибок |
На рисунке 39 показан список методов проведения тестирования.
Рисунок 38 – Список методов тестирования
Далее приведено описание процесса проверки возможностей разработанного программного средства.
1. В таблице 23 приведены результаты тестирования режимы работы с формами назначения сотрудника на работу в проекте.
Таблица 23 — Результаты тестирования режимы работы с формами назначения сотрудника на работу в проекте
№ | Режим | Вид теста | Предусловие | Постусловие | Ожидаемый результат |
1 | Ввод назначения сотрудника на работу в проекте | Проверка корректности работы с выборками | В журнал введены данные о проектах | Список сотрудников в проекте отображается в списке | Получены выборки по заданным критериям |
В таблице 24 приведены результаты проверки корректности автоматизации бизнес-процесса при настройке последовательности действий в технологии расчета бюджетов по отделам.
Таблица 24 — Результаты проверки корректности автоматизации бизнес-процесса при настройке последовательности действий в технологии расчета бюджетов по отделам
Операция | Работа системы |
Ведение журнала расходов по проектам | — вызов формы списка расходов на реализацию проектов; — запуск режима создания нового объекта |
Заполнение реквизитов: — Вид расходов — Время участия — Сотрудник — Описание | Форма расчета сумм затрат готова к проверке |
Запись данных | Проверка корректности ввода, запись в базу |
Проверка функциональности разработанного ПО показала соответствие функционалу и совместимости с системными ресурсами.
В рамках реализации проекта был составлен план обучения сотрудников использованию разработанной системы управления распределения бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР. Этапы обучения пользователей включают:
назначение ответственных сотрудников, осуществляющих обучение пользователей;
назначение специалистов для прохождения обучения;
распределение специалистов по группам в соответствии с назначенными полномочиями в системе;
проведение занятий по обучению сотрудников;
проведение аттестации по результатам обучения;
анализ результатов прохождения обучения, издание аналитической записки.
В рамках реализации проекта был составлен план мониторинга функционирования разработанной системы управления распределения бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР. Этапы мониторинга и обновления информационной инфраструктуры включают:
назначение ответственных сотрудников, осуществляющих мониторинг и планирование установки обновлений;
определение инструментов и информационных ресурсов, являющихся объектами мониторинга;
выбор временных периодов для анализа функционала системы;
сбор информации о работе установленной системы;
выводы по результатам работы системы;
анализ результатов функционирования системы, издание аналитической записки.
Преимущества новой информационной инфраструктуры:
возможности ввода и обработки информации по распределению бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР, связанным с необходимостью обработки данных по работе с объектами информационной инфраструктуры;
возможности формирования аналитической отчётности по функционированию бюджетов проектов развития инфраструктуры СФР;
сокращения времени реагирования на инциденты, снижение издержек, связанных с возникновением простоев ресурсов в связи с недостаточным финансированием проектов.
Недостатки новой информационной инфраструктуры:
отсутствие интеграции с мессенджерами, системами оповещения;
отсутствие инструментария, использующего системы искусственного интеллекта, позволяющего в интерактивном режиме осуществлять обработку данных по распределению бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР.
Перспективы развития системы связаны с:
внедрением системы интеграции с мессенджерами, системами оповещения;
возможностями автоматизации формирования файлов рассылок, содержащих аналитическую информацию по управлению финансированием проектов развития инфраструктуры СФР;
внедрением инструментария, использующего системы искусственного интеллекта, позволяющего в интерактивном режиме осуществлять обработку данных по распределению бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР
3.3. Расчет показателей экономического эффекта от внедрения системы
При расчете показателей экономической эффективности выбрана методика ТСО, что предполагает расчет стоимости внедрения и владения системой и составление с показателями ожидаемого экономического эффекта [25].
Принятие решения о возможности внедрения разработанной системы в работу компании осуществляется на основании расчётов, включающих стоимость выполнения работ, приобретаемых материалов и лицензий с дальнейшим сопоставлением с объёмами ожидаемого эффекта, выраженного в сокращении затрат на выполнение работ специалистами, задействованными в технологии учета данных по распределению бюджетов между подразделениями [24].
В процессе разработки информационной системы в рамках проекта автоматизации технологии работы в области распределения бюджетов между подразделениями проведён выбор стандарта жизненного цикла, составлен план выполнения работ в соответствии с выбранной моделью. Разработка программных решений предполагает необходимость планирования разработки, определения задач, которые необходимо включить в разработку программного решения, определения списка пользователей, информационные потребности которых связаны с проведением программной реализации системы. Далее определяются функциональные и нефункциональные требования к системе, выбирается инструментарий разработки, проводится программная реализация задач и тестирование программных продуктов [21].
В качестве стандарта жизненного цикла выбран ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010.
Планирование ИТ-проекта осуществляется в рамках определённых моделей жизненного цикла, которые разработаны по результатам обобщения опыта управления разработками [8].
Каскадная модель жизненного цикла предполагает разбиение ИТ-проекта на стадии, для каждой из которых определены критерии завершенности. Переход к последующей стадии осуществляется при условии выполнения всех условий завершения текущей стадии с проведением тестирования. Таким образом предполагается сокращение продолжительности стадии отладки на этапе передачи программного продукта заказчику, но вероятно увеличение длительности всего проекта и неэффективная загрузка специалистов, так как в момент устранения проблем на текущей стадии остальные члены группы не задействованы в разработке проекта [14].
Итерационная модель предполагает пошаговое тестирование функциональности системы при внесении в нее изменений, что также увеличивает длительность всего проекта, но на выходе компания получает ИТ-решение, полностью адаптированное и готовое к установке в условиях ИТ-инфраструктуры компании-заказчика.
При использовании спиральной модели рабочие группы выполняют работы, которые возможно реализовать на текущей стадии реализации программного продукта, что обеспечивает максимальную эффективность использования рабочего времени ИТ-специалистов, но увеличивает вероятность ошибок, связанных с интеграцией разрабатываемых модулей [19].
В рамках данного проекта при планировании работ выбрана спиральная модель жизненного цикла.
Помимо стандарта жизненного цикла системы необходимо провести выбор стратегии внедрения системы.
Порядок внедрения информационной системы должен учитывать специфику задач, которые реализованы в программном продукте, а также специфику организации деятельности специалистов, на рабочие места которых устанавливается созданная система.
Внедрение нового программного продукта возможно через одновременное использование существующего и внедряемого ПО, через одномоментное внедрение нового ПО и внедрение через использование периода тестовой эксплуатации [24].
При внедрении разработанного ПО в режиме параллельной эксплуатации осуществляется одновременная работа в существующей и внедряемой системе, проводится сверка корректности формирования отчётности, времени реакции системы на пользовательские команды, наличие ошибок, связанных с особенностями ИТ-инфраструктуры. При этом работа специалистов не приостанавливается, при выявлении неточностей разработчики проводят корректировку функционала с постепенным доведением внедряемой системы до работоспособного состояния. Данный способ является затратным по времени, так как отсутствует стимул разработчиков к оперативности при устранении аварийных ситуаций (вследствие того, что работа компании не приостановлена), также отсутствует заинтересованность специалистов в полноценном использовании тестируемого ПО.
При одномоментном переходе к использованию новой технологии возможны простои рабочих мест специалистов при выявлении ошибок во внедряемой системе, т.к. использование ПО невозможно до устранения неточностей. Таким образом, при значительном количестве ошибок возможны убытки компании вследствие невозможности исполнения обязанностей специалистами. Для использования данной стратегии необходимо просчитывать риски, учитывать также необходимость адаптации сотрудников к новой технологии, вероятность временного снижения производительности.
При использовании режима опытной эксплуатации создается рабочая группа сотрудников, на рабочие места которых устанавливается новая программная система, ограничивается срок опытной эксплуатации, в течение которого рабочая группа совместно с разработчиками проводит проверку режимов внедряемого ПО, устраняются ошибки, тестируется корректность реализуемых алгоритмов. При этом работа компании не приостанавливается, временно увеличивается нагрузка на специалистов, использующих существующую технологию работы. При доведении системы до работоспособного состояния проводится ее развертывание на рабочих местах всех пользователей, организуются технические учебы.
В рамках данной работы в качестве стратегии внедрения выбрана опытная эксплуатация.
При разработке проекта автоматизации технологии распределения бюджетов между подразделениями было составлено расписание работ по проекту разработки и внедрения программного решения (таблица 25).
Таблица 25 – План-график внедрения программного продукта в технологию распределения бюджетов между подразделениями
Стадия | Старт | Окончание | Участники |
Анализ бизнес-процессов распределения бюджетов между подразделениями
| 10.10.2023 | 11.10.2023 | Программист; Администратор БД |
Продолжение таблицы 25 | |||
Определение задач автоматизации технологии распределения бюджетов между подразделениями | 14.10.2023 | 15.10.2023 | Администратор БД; Программист |
Построение модели прецедентов | 16.10.2023 | 16.10.2023 | Администратор БД; Программист |
Разработка требований к совместимости с ИТ-инфраструктурой | 17.10.2023 | 21.10.2023 | Руководитель группы; Директор; Программист |
Выбор средств реализации | 22.10.2023 | 24.10.2023 | Программист |
Разработка программных модулей | 25.10.2023 | 04.11.2023 | Программист |
Опытная эксплуатация | 05.11.2023 | 11.11.2023 | Программист; руководитель группы |
Развертывание информационной базы на сервере | 12.11.2023 | 19.11.2023 | Программист |
Подключение к информационной базе с рабочих мест пользователей | 20.11.2023 | 26.11.2023 | руководитель группы; Программист; Администратор |
Заполнение классификаторов, используемых в системе управления информационной безопасностью | 27.11.2023 | 08.12.2023 | руководитель группы; Программист; Администратор |
Утверждение инструкций для специалистов | 27.11.2023 | 04.12.2023 | Программист; Администратор БД |
Обучение специалистов | 05.12.2023 | 06.12.2023 | Программист |
Определение порядка поддержки системы | 07.12.2023 | 08.12.2023 | Руководитель группы |
Планирование проекта автоматизации предполагает необходимость учета факторов риска, которые могут приводить к отклонениям реализации проекта от плановых показателей по времени, стоимости и качеству.
В таблице 26 проведен анализ факторов риска реализации проекта на каждой из стадий, определён порядок минимизации негативных факторов.
Таблица 26 – Оценка влияния рисков реализации проекта автоматизации
№ этапа | Стадия | Описание риска | Способы снижения негативного влияния |
1 | Изучение технологии распределения бюджетов между подразделениями | Некорректное определение функций специалистов, их значимости, порядка обмена информацией | Документирование задач, согласование с сотрудниками различных подразделений |
2 | Определение функциональных требований
| Некорректная постановка задач автоматизации | Документирование задач, согласование с руководством отделов |
3 | Работа с программными модулями | Ошибки в алгоритмах расчетов, оптимизации запросов, неточности при определении реквизитов и структуры данных | Проверка реализованного функционала на каждой из стадий |
4 | Развертывание созданного ПО | Ошибки в настройке пользовательских полномочий | Документирование данных по пользовательским функциям, согласование с руководством подразделений |
5 | Использование ПО | Смена состава команды проекта | Документирование программных модулей, организация системы дублирования функций |
Таким образом, в рамках составления плана развертывания программного решения необходимо учитывать вероятность реализации рисков, закладывать резервы времени, финансирования, назначать специалистов, выполняющих дублирующие функции.
В таблице 27 проведён расчет размеров фонда оплаты труда привлеченных сотрудников с учетом страховых взносов.
Таблица 27 — Расчеты объемов финансирования по статье «Оплата труда»
Категория специалиста, задействованного в проекте | Часовой тариф заработной платы (руб.) | Длительность участия в проекте разработки системы, час. | Начислено заработной платы, руб. | ФОТ с учетом страховых взносов, руб. |
Программист | 460 | 190 | 87 400 | 113620 |
Финансист | 395 | 50 | 19 750 | 25675 |
Специалист по защите информации | 415 | 25 | 10 375 | 13487.5 |
Экономист | 425 | 15 | 6 375 | 8287.5 |
Руководитель проектной группы | 800 | 5 | 4 000 | 5200 |
Итого |
| 285 | 127 900 | 166 269 |
Расчет расходов, связанных с амортизацией используемого оборудования:
(1)
Объемы оплаты используемой электроэнергии при тарифе 7 руб./кВт*ч, мощности оборудования 0,7 кВт:
(2)
Смета проекта составляет:
S = 166270 + 1894 + 1372 = 169536 руб. (3)
Для минимизации рисков удорожания работ и материалов в смету проекта заложен резерв в размере 10% от рассчитанной стоимости работ [23]. Таким образом, величина затрат на создание системы принимает значение:
S = 169536*1,1 = 186489руб. (4)
Расчет эффекта, получаемого компанией проведен через оценку снижения объёмов трудозатрат на выполнение технологических операций сотрудниками, задействованными в технологии учета данных по распределению бюджетов между подразделениями (таблица 30). При внедрении предполагается экономия, связанная с сокращением управленческих издержек за счет сокращения штатных единиц сотрудников или перераспределения обязанностей между ними, что связано со снижением нагрузки на специалистов экономического отдела, отдела по работе с персоналом, а также профильных отделов, курирующих вопросы распределения бюджетов.
Таблица 28 — Расчет величины эффекта, получаемого компанией за счет изменения технологии работы в области распределения бюджетов между подразделениями
Операция | Количество операций в год | Время выполнения без автоматизации, мин. | Время выполнения при внедрении ИС, мин. | Сокращение времени выполнения на 1 операцию, мин. | Общее сокращение времени выполнения, мин. | Величина экономии в денежном выражении, руб. |
Учет данных о проектах | 1000 | 20 | 4 | 16 | 16000 | 80000 |
Учет специалистов | 150 | 30 | 2 | 28 | 4200 | 21000 |
Ведение журналов выполненных работ | 2500 | 8 | 2 | 6 | 15000 | 75000 |
Формирование отчетности по бюджетам | 2500 | 6 | 2 | 4 | 10000 | 50000 |
Учет машинного времени | 25 | 40 | 2 | 38 | 380 | 1900 |
Учет накладных расходов | 500 | 20 | 2 | 18 | 9000 | 45000 |
Сводная отчетность | 30 | 20 | 2 | 18 | 450 | 2250 |
Итого |
|
|
|
|
| 275 150 |
В ежемесячном выражении доход составляет:
(5)
Стоимость владения системой включает затраты администратора, связанные с сопровождением системы, что во временном выражении составляет 10 часов в месяц. В денежном выражении затраты составляют 5000руб.
Далее средствами MS Excel проведен расчет показателей окупаемости проекта. На рис.40 приведены параметры функции по расчету ставки доходности.
Рисунок 39 – Параметры функции по расчету ставки доходности проекта
Таким образом, ставка доходности проекта составляет 2%.
Приведенные расчеты показывают, что проект является экономически обоснованным и может быть рекомендован к внедрению в технологию распределения бюджетов между подразделениями.
Выводы по разделу
Итоги разработки проекта включают описание возможностей разработанного программного средства для автоматизации бизнес-процессов распределения бюджетов между подразделениями. Проведено описание возможностей работы с формами входной, оперативной информации, формирования отчётности. Далее проведено описание результатов проверки разработанного программного средства, показано соответствие поставленных задач и реализованных возможностей. Проведено составление плана по внедрению и сопровождению разработанной системы. Определён перечень стадий разработки проекта, определена их продолжительность и сотрудники, осуществляющие выполнение работ по учету данных распределения бюджетов между подразделениями. Расчет экономической эффективности показал, что получение выгоды от внедрения системы обусловлено сокращением трудоемкости бизнес-процессов, получением возможностей формирования отчётности по проекту. Рассчитаны показатели прибыльности от реализации проекта, величина постоянных и переменных издержек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие информационных технологий в настоящее время создает множество возможностей, позволяющих оптимизировать технологию работы специалистов различных организаций и сфер деятельности. Современные коммуникационные технологии позволяют создавать информационные ресурсы, позволяющие эффективно взаимодействовать с клиентами, проводить обработку информацию, построение прогнозов, использовать системы искусственного интеллекта, минимизирующие необходимость участия человека в бизнес-процессах различного направления.
В данной работе проведено создание информационной системы распределения бюджетов для использования в деятельности СФР. Фонда в настоящее время представляет собой высокотехнологичную организацию, использующую современные программные и аппаратные средства для решения задач, связанных с учетом данных по пенсионному и социальному обеспечению, управлению пенсионными накоплениями, ведению аналитической работы. При этом в рамках деятельности Фонда выделяются средства на разработку проектов, позволяющих повысить качество обслуживания клиентов, использовать системы обработки информации для повышения эффективности работы подразделений, получения возможностей сокращения управленческих издержек, повышения качества процессов взаимодействия с клиентами, получателями пенсий и социальных выплат.
В аналитической части работы проведено изучение специфики работы Отделения социального Фонда. Проведено изучение технологии реализации проектов по развитию инфраструктуры Фонда, что предполагает: внедрение современных ИТ-решений, разработку и внедрение технологий искусственного интеллекта в системы назначения пенсий и социальных выплат, создания проектов, связанных с системой «доступная среда» и др. Реализация указанных проектов предполагает получение возможностей совершенствования обслуживания клиентов, минимизации вероятности возникновения ошибок при расчетах размеров пенсий и социальных выплат, сокращения управленческих издержек на содержание аппарата Фонда, получения аналитических инструментов, позволяющих планировать бюджеты, необходимые на прогнозирование объемов выплат в перспективные периоды.. Выполнение проектов предполагает необходимость привлечения сотрудников различных отделов, что создает потребность в разработке информационной системы распределения сумм оплаты труда специалистов. Построена модель бизнес-процессов распределения бюджетов между подразделениями, определены задачи автоматизации. Далее показано, что решения, представленные на рынке программных средств, содержат значительный объём функционала, который не предполагается использовать в условиях Отделения социального Фонда России, принято решение о собственной разработке ПО, соответствующего специфике технологии работы Отделения социального Фонда России.
Разработка структуры данных информационной системы в рамках данной работы включает определение перечня сущностей информационной системы, набора необходимых атрибутов, разработку реляционной модели. В рамках моделирование структуры данных информационной системы распределения бюджетов в рамках реализации проектов развития инфраструктуры СФР определены сущности, установлены реляционные отношения, атрибуты и ограничения. Далее проведено определение сценариев использования системы, описаны роли пользователей, что включает сценарии, последовательности экранных форм, классы. Также проведено обоснование выбора платформы реализации системы, в наибольшей степени соответствующей специфике работы компании.
Итоги разработки проекта включают описание возможностей разработанного программного средства для автоматизации бизнес-процессов распределения бюджетов между подразделениями. Проведено описание возможностей работы с формами входной, оперативной информации, формирования отчётности. Далее проведено описание результатов проверки разработанного программного средства, показано соответствие поставленных задач и реализованных возможностей. Проведено составление плана по внедрению и сопровождению разработанной системы. Определён перечень стадий разработки проекта, определена их продолжительность и сотрудники, осуществляющие выполнение работ по учету данных распределения бюджетов между подразделениями. Расчет экономической эффективности показал, что получение выгоды от внедрения системы обусловлено сокращением трудоемкости бизнес-процессов, получением возможностей формирования отчётности по проекту. Рассчитаны показатели прибыльности от реализации проекта, величина постоянных и переменных издержек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ
3. Нетесова, О. Ю. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие для вузов / О. Ю. Нетесова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с.
4. Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Бизнес-информатика. [Текст] учебное пособие: / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
5. Рыжко, А. Л. Информационные системы управления производственной компанией: учебник для вузов / А. Л. Рыжко, А. И. Рыбников, Н. А. Рыжко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 354 с.
6. Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Автоматизация ИТ-сервисов на предприятиях. [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
7. Зараменских, Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом : учебник и практикум / Е. П. Зараменских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 497 с.
8. Баранчиков А. И. Управление ИТ-инфраструктурой организаций [Текст] : учебник / А. И. Баранчиков. — Рязань: РГУ, 2019. — 219 с.
9. Беляева Т. М. Информационные технологии в юридической деятельности[Текст] : учебник /Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н.В. — Москва: Проспект, 2018. — 349 с.
10. Советов Б. Я. Базы данных: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с.
11. Бурый А. С. Организация службы технической поддержки [Текст] : учебник / А.С. Бурый. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2016. — 128 с.
12. Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность [Текст] : Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. — М.: Форум, 2018. — 528 c.
13. Коршунов М. К. Экономика и управление: применение информационных технологий: учебное пособие для вузов / М. К. Коршунов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 110 с.
14. Гантц И. С. Разработка конфигураций в среде «1С: Предприятие»: учебно-методическое пособие / И. С. Гантц. — Москва : МИРЭА — Российский технологический университет, 2020. — 63 с.
15. Даева С. Г. Основы разработки корпоративных информационных систем на платформе 1С: Предприятие 8.3: учебно-методическое пособие / Даева С. Г. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. – 562с.
16. Казанцев С.Я. Информационные технологии: учебное пособие / С. Я. Казанцев. — Москва: ЮНИТИ-Дана, 2020. — 351 с.
17. Градусов А. Б. Базы данных : введение в технологию баз данных : учебно-практическое / А.Б. Градусов. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. – 207с.
18. Грекул В. И. Проектирование информационных систем: учебник и практикум / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. А. Левочкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 385 с.
19. Григорьев М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 318 с.
20. Даева С. Г. Основы разработки корпоративных информационных систем на платформе 1С: Предприятие 8.3: учебно-методическое пособие / Даева С. Г. — Москва: РТУ МИРЭА, 2020. – 562с.
21. Жданова Т. А. Базы данных: основы проектирования и использования: учебное пособие / Т. А. Жданова. — Москва : Перо, 2020. — 96 с.
22. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы: учебное пособие / Е. Л. Федотова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 351 с.
23. Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 477 с
24. Стасышин, В. М. Базы данных: технологии доступа : учебное пособие / В. М. Стасышин, Т. Л. Стасышина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 164 с.
25. Толстобров, А. П. Управление данными: учебное пособие для вузов / А. П. Толстобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 272 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф