Меню Услуги

Формирование готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Методика №3

«Умеете ли вы контролировать себя?» М.Ю. Гришина[21]

Цель: Определить уровень эмоционального проявления.

Инструкция: Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет»

В результате обработки данного теста мы выяснили, что 59% педагогов, ответивших на вопросы, имеют средний коммуникативный контроль. Они искренни, несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, им следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми. Лишь 3 человека (41%) обнаружили высокий коммуникативный контроль.

Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Что, безусловно, помогает им в конфликтных ситуациях и способствует конструктивному выходу из них[22].

Таким образом, говоря о психологической готовности педагогов, мы можем сказать, что 15% педагогов имеют высокий уровень психологической готовности 61% педагогов средний уровень и 24% педагогов имеют низкий уровень психологической готовности. Следует, сказать о том, что предполагаемые теоретические и практические занятия с педагогами, качественно улучшат как сам педагогический процесс в ДОУ, так и психологический настрой в разрешении конфликтов, как во взаимодействиях с детским коллективом, так и педагогическим коллективом в целом.

Практическую готовность мы определяли методами наблюдения и тестирования.

Методика №1

Систематическое наблюдение за взаимоотношениями воспитателя и детей.

Инструкция: Наблюдение проводилось во время занятий, прогулок на участке, в организационных воспитателем играх и других режимных моментах.

Результаты наблюдений показали, что количество контактов воспитателей с некоторыми детьми наименьшее, составляет 65%, конфликтное общение возникает в основном из-за поведения, поступков ребенка, которые нарушают дисциплину и порядок в группе; стратегия воспитателя в конфликте — доминирование; воспитатель проявляет заботу только в случаи необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям детей. В процессе преобладают дисциплинарные оценки «не мешай», «сиди тихо», 6% педагогов выбрали стратегию сотрудничества, эти педагоги при возникновении конфликтных ситуаций, учитывали как интересы собственные (авторитет перед детским коллективом), так и не ущемляли достоинства ребенка. 29% педагогов, выбрали стратегию ухода от конфликта, мотивируя тем, что «Они и так каждый раз ссорятся, а через пять минут мирятся». Результаты наблюдения в таблице №1.

Таблица 1 — Выбор стратегии разрешения конфликтов.

  Предпочитаемая стратегия Констатирующий этап эксперимента
1 Доминирование 65%
2 Компромисс 0%
3 Игнорирование, уход 29%
4 Сотрудничество 6%

 

Данная методика показала нам, каков принцип воспитания детей и стиль управления детским коллективом, но для нас важно выявить, умения педагогов владеть искусством слушания.

Методика №2

Тест «Умеете ли вы слушать?» Н. В. Гришина[22].

Цель: Определение конфликтологических умений.

Инструкция: Прочитайте готовые ответы на вопрос: как вы обычно (чаше всего) слушаете собеседника? Если ответ соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним «да(+)если не соответствует то «нет» («-»).

52,5%педагогов следует отнести к людям плохо умеющие слушать. Так, например, на вопрос «Я ставлю себя на место говорящего, что бы понять его чувства и намерения» педагоги, чаще всего отвечали, как «нет» или «иногда», мотивируя тем, что педагога родители и дети должны внимательно слушать; 34%, они допускают довольно много ошибок, которые могут раздражать других людей и мешать им овладеть искусством слушания, что так же в конфликтных ситуациях лишь обостряет их положение и мешает найти конструктивный пути решения, так например, в вопросе «Обычно решение проблемы приходит раньше, чем собеседник закончит говорить», педагоги ответили положительно в большей части, объясняя загруженностью работы с детьми, что не очень характеризует их с положительной точки зрения.

13,5% — по результатам данного теста оказались хорошими слушателями, но допускали отдельные ошибки, им предстоит дальнейшая работа по овладению этим искусством.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Данный тест важен потому что умение общаться и в частности умение слушать можно отнести к конфликтологической компетенции и данное умение помогает осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. Иногда уместно просто выслушать собеседника, понять, чего он действительно хочет и чем мотивированы его действия, и противоречивых ситуаций может не возникнуть. Д.Карнеги утверждал, «что легчайший способ стать хорошим собеседником и расположить к себе людей — это быть хорошим слушателем, поощрять других людей рассказывать о себе. Однако данный тест не показал нам на сколько педагоги готовы к сотрудничеству в группе, как они владеют умением избегать конфликты, каков стиль их поведения в группе детского коллектива, следующая методика поможет нам в этом [34].

Методика №3 К.Н. Томаса.

«Определить свой способ реагирования в конфликте» адаптированной Н.В. Гришиной[22]

Цель: Выявить способы реагирования на конфликтные ситуации, стратегии и тактику поведения в конфликте.

Инструкция: «Уважаемые товарищи! С целью оптимизации психологического климата в группе просим вас принять участие в опросе. Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности ваших ответов.

Ниже предлагается 30 пар вариантов поведения, наиболее характерный для вас «а» или «б». свой выбор зафиксируйте знаком «+» рядом с соответствующим вариантом поведения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатление. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

Анализ результатов показал, что доминирующим стилем поведения у 6 педагогов оказался- избегание; у 3 педагогов- соперничество и у 3 педагогов- доминирующим стилем поведения оказалось сотрудничество. Определение доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации осуществляется путем подсчета количества ответов опрашиваемого, соответствующих отдельным стилям. Хотя в инструкции было сказано – «не задумываться», фиксировать первые впечатления, некоторые педагоги анализировали, перечитывали несколько раз предложенную пару вариантов поведения в конфликтной ситуации, некоторые педагоги исправляли уже выбранный ответ. Данная методика показала нам, каков стиль управления в данном педагогическом коллективе, но не до конца позволяет судить о педагогических способностях, следовательно, нам необходимо провести методику «Педагогические ситуации»[61].

Результаты методики показали, что у 48% (3,4 балла) выявился низкий уровень умения решать педагогические ситуации; 34% воспитателей набрали среднюю оценку от 4-3,5 баллов, 18% воспитателей 4,4 показали высокий уровень способностей.

В таблице №2 мы соотнесли все полученные нами данные и сделали выводы об уровне по итогам всех диагностик.

Таблиица №2 — Теоретическая психологическая, практическая готовность.

Испытуемые Методика №1 Методика №2 Методика №3 итог
№1 С Н С С
№2 Н Н С Н
№3 В С В В
№4 С Н В С
№5 С Н В Н
№6 В С С С
№7 С Н С Н
№8 Н Н Н Н
№9 С В Н С
№10 В В С В
№11 Н Н В Н
№12 В В Н С

Н – низкий уровень. С – средний уровень. В – высокий уровень.

Результаты диагностики показали, что 2 педагога имеют высокий уровень сформированной готовности к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, у них имеется достаточный уровень знаний о конфликте и конструктивных способах его разрешения 5 педагогов имеют низкие показатели психологической готовности, педагоги не уверены, тревожны, часто боятся вступать с детьми в диалог и решать вопросы конструктивно, однако, доброжелательно реагируют на вопросы детей, но не проявляют в этом отношении инициативы, не умеют выбирать стратегию и тактику поведения в конфликте. Не знают способов выхода из конфликта.

5 педагогов имеют средний уровень, они имеют представление о конфликте, но нет четких теоретических знаний, педагоги проявили недостаточную грамотность в выборе стратегии и тактики поведения в ситуации конфликта, проявили малую грамотность в выборе стратегии и тактики поведения в конфликте приведены в рисунок 1.

Рис. 1. Констатирующий этап

 

Анализ содержания ответов педагогов обнаруживает, что 24% педагогов имеют высокий уровень практической готовности, 34% педагогов имеют средний уровень и 42% педагогов относятся к низкому уровню практической готовности в разрешении конфликтных ситуаций.

Результаты констатирующего этапа эксперимента указывает на необходимость работы с воспитателями по повышению уровня готовности к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, поскольку конструктивное их разрешение способствует созданию комфортных условий для субъектов образовательного процесса ДОО.

2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Содержание формирующего этапа педагогического эксперимента выстроилось в соответствии с целями исследования. Основными педагогическими условиями выступали:

  • разработка и реализация конфликтологической программы семинаров-практикумов, направленной на формирование теоретической и практической готовности педагогов к разрешению педагогических конфликтов;
  • выявление и реализация технологии деловой игры, предусматривающей включение приёмов психологического настроя педагогов на приобретение умений видеть конфликт и выбирать конструктивные способы его решения.

Темы раскрывались в течении восьми занятий. При проведении теоретической части нами использовались следующие средства: монолог ведущего, дискуссия, анализ конфликтных ситуаций, различные упражнения на развитие конфликтологических умений, диагностика и самодиагностика[59].

Воспитатели с большим интересом и увлечением слушали теоретический курс, хотя в начале проведения семинаров- практикумов, были недопонимания в нужности и актуальности выбора темы. Для педагогов оказалось затруднительным понимание многих терминов, в процессе обучения мы знакомили воспитателей с понятийным аппаратом.

На первом семинаре – практикуме «Введение в конфликтологию. История развития конфликтологии» с педагогами был проведен констатирующий этап диагностики. Сам процесс диагностирования у педагогов вызвало замешательство в понимании значения диагностики. При определении теоретической готовности педагогов к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, педагоги самостоятельно, вдумчиво отвечали (тест №1), но когда перешли к выявлению к конкретному знанию конфликтологии (тест №2), тут педагоги были в тупике и стали переходить к коллективному обсуждению при ответах на вопросы. Тоже самое происходило и при выявлении психологической готовности (коллективное обсуждение), стали делиться опытом у кого и как разрешаются конфликтные ситуации с детьми, кто чаще провоцирует конфликтные ситуации, какие конфликтные ситуации чаще возникают и кто виноват. В суждениях педагогов можно сделать вывод, что рефлексивных действий по отношению к себе — педагогам не достает, так как чаще всего звучали выражения: «Это виновен родитель», «А вот если бы Петя так не сделал, ничего бы не произошло» и т.д[66].

На втором семинаре – практикуме «Понятие конфликта. Конфликтная ситуация. Виды конфликтогенов», педагоги узнавали о разных подходах к определению понятия «конфликт». В начале педагоги давали свое определение понятия «конфликт», возникали спорные вопросы в характеристике данного понятия. Для уяснения сути им предлагалось выделить основные признаки конфликта, надо отметить, что педагоги затруднялись с этим заданием, на помощь им приходил руководитель. Сопоставляя эти подходы, воспитатели должны были выделить общее и различное. Были проведены работа с понятийным аппаратом. Завершающим этапом семинара — практикума были проведены упражнения способствующие профилактике и разрешению конфликтов: «Толкание», «Хлопнуть руками», «Упругий мяч».

На третьем семинаре — практикуме «Структура, динамика, виды педагогических конфликтов. Причины возникновения педагогических конфликтов». На семинаре – практикуме педагоги познакомились с такими понятиями как «участники конфликта», «предмет конфликта», «объект конфликта» «микро- и макросреда», этапами и стадиями развития конфликтов[59].

Педагоги проявили особый интерес, так очень жарко шли споры по поводу протекания конфликта, мнения были у всех различны. В практических упражнениях мы попытались передать эмоциональное состояние каждого из конфликтующих, тем самым развить чувство эмпатии в сложившихся конфликтных ситуациях.

На следующем семинаре – практикуме «Управление конфликтом в педагогическом процессе ДОО». Рассматривалось такие понятия как «разрешение», «профилактика», «преодоление» с точки зрения исследований ученых А.Я. Анцупова, И.И. Рыдановой, в заключении семинара – практикума пришли к выводу, что решающим фактором в преодолении конфликтов с ребенком выступает профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть психологическую несовместимость, ориентацию на положительное начало, сотрудничество[5].

Кто-то из педагогов проявил интерес к развитию конфликта, особенно конструктивному его разрешению. Каково было удивление многих педагогов, что понимание «конструктивный конфликт» — это продуктивное начало деятельности, он всегда плодотворный, творческий. Некоторые педагоги категорически не приемлют самого факта сложившейся конфликтной ситуации и высказывались так: «Лучше уйти в сторону и наблюдать за происходящим со стороны», но никаких ответных действий и тем более вступать в диалог ни с детьми, ни с взрослым не стоит.

С целью закрепления психологической готовности были рассмотрены сложные противоречивые ситуации, возникающие в педагогическом процессе ДОО. Качественный анализ разрешения педагогами этих конфликтных ситуаций показал сформированность у педагогов положительного настроя на поиск конструктивных путей выхода из противоречия. Педагоги стараются применять теоретические знания при анализе педагогических ситуаций, у них сформирована уверенность в том, что любая конфликтная ситуация должна носить воспитательный характер. Применение юмора, шуток, психологического поглаживания, как способов разрешения конфликтов, гораздо участилось по сравнению с начальным этапом работы (на 42%). Педагоги, анализируя педагогические ситуации, старались использовать определенный алгоритм в своих действиях: определение основной проблемы, определение вторичных причин конфликта, поиск возможных путей разрешения конфликта, совместное решение о выходе из конфликта, реализация совместно намеченного способа разрешения конфликта, оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликтов.

Педагоги также отметили, что, работая с детским коллективом, все чаще приходится смотреть на себя «со стороны», и понимать значение каждой воспитательной сцены.

По завершении формирующего этапа эксперимента нами вновь были проведены диагностические методики, аналогичные констатирующему этапу. Результаты диагностирования представлены в таблице №3

Таблица 3 — Выбор стратегии разрешения конфликтов

  Предпочитаемая стратегия Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
1 Доминирование 65% 2%
2 Компромисс 0% 42%
3 Игнорирование, уход 29% 4%

 

Таким образом, анализируя результаты констатирующего и контрольного этапов исследования можем проследить положительную динамику выбора стратегии разрешения конфликтов на контрольном этапе диагностирования, а также утверждать, что выбранные и реализованные нами условия формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными. Игнорирование конфликта крайне нежелательно, так как такая стратегия влечет за собой новые конфликтные ситуации и противоречия. Доминирование в конфликте также является не лучшим выходом из конфликта, так как одна из сторон так или иначе лишается права голоса и оказывается неудовлетворенной результатом. Педагоги совершенно осознанно выбрали стратегию сотрудничества, так как именно она отвечает требованиям гуманной педагогики и психологии, являясь наиболее конструктивным способом решения конфликтных ситуаций.

Так, данные контрольного этапов эксперимента исследования по выявлению уровня формирования готовности педагогов к разрешению психологической, теоретической и практической готовности к разрешению конфликтов в педагогическом процессе ДОО, мы получили следующие результаты:

Теоретическая готовность: высокий уровень составил 48% (8 воспитателей), педагоги ориентируются на положительное поведение воспитанника; в постоянной заботе, внимании к детям, тактичной помощи при затруднениях; знает и правильно выбирают стратегию и тактику поведения в конфликте; ориентируются в способах выхода из конфликта, применяет их.

Средний уровень составил 42% (5 воспитателей) имеют представления о конфликте, но нет четких теоретических знаний, знают о способах выхода из конфликта; нет системы знаний; грамотность в выборе стратегии и тактики поведения в конфликте;

10% педагогов (1 человек) показал низкую теоретическую готовность у педагогов отсутствуют знания о конфликте и конструктивных способах его разрешения, не проявляли интерес к конфликтам или он выражен слабо.

Психологическая готовность: высокий критериальный уровень показали 47%(5 воспитателей), у педагогов ярко выражено положительное эмоциональное отношение с детьми. Воспитатели умеют владеть собой в конфликтной ситуации определять причины возникновения конфликтов; способны к эмпатии;

51%(6 воспитателей) средний уровень, так педагоги испытывали усталость, неудовлетворенность результатами разрешения конфликтов; в поведении воспитателей характерна нестабильность;

2%(1 педагог) показал низкий уровень психологической готовности. Воспитатели испытывали раздражение, усталость, не проявляли эмпатию; проявляли заботу к детям лишь в необходимости, не чувствителены к настроению, переживанию детей;

Практическая готовность: у 51%(6 воспитателей) – высокий уровень сформированной практической готовности, педагоги проявляли интерес к конфликтологии, в необходимости разрешения конфликтов, на контрольном этапе имели достаточный уровень знаний по конфликтологии, в том числе о педагогических конфликтах;

у 40%(4 воспитателей) средний уровень теоретических знаний есть убежденность в необходимости разрешения конфликтов и ориентация на положительное в поведении детей, но нет творческой установки на конфликт как противоречие педагогического процесса, нет владения конструктивными методами разрешений конфликтов и руководства конфликтными ситуациями; доброжелательно реагирует на вопросы, просьбы детей, однако не проявляет в этом отношении инициативы; малая грамотность в выборе стратегии и тактики поведения в конфликте, знает, но не применяет способы выхода из конфликта.

у 9% (2 педагогов) низкий уровень теоретической готовности. Отсутствует умение использовать продуктивные способы решения конфликтов, в общении с детьми чаще используют наказание, порицание; не умеют выбирать стратегию и тактику поведения в конфликте; не знают способов выхода из конфликта; использует доминирование, соперничество.

Результаты представлены в рисунке 2.

Рис. 2. Готовность педагогов к разрешению конфликтов

 

Из рисунка 2 виден рост процентных показателей готовности педагогов к разрешению педагогических конфликтов, что подтверждает необходимость и значимость разработанной и реализованной нами конфликтологической программы учебных семинаров-практикумов и технологии деловой игры. В таблице №2 мы соотнесли все полученные нами данные констатирующего и контрольного этапов и сделали выводы.

Таблица №4 — Теоретическая психологическая практическая готовность

Испытуемые Методика №1 Методика №2 Методика №3 итог
№1 С Н С С
№2 Н Н С Н
№3 В С В В
№4 С Н В С
№5 С Н В Н
№6 В С С С
№7 С Н С Н
№8 Н Н Н Н
№9 С В Н С
№10 В В С В
№11 Н Н В Н
№12 В В Н С

 

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что у 8 педагогов выявлен высокий уровень готовности по всем показателям: научно-теоретической, психологической, практической: у 3 педагогов выявлен средний уровень, и у 1 педагога низкий уровень. Сравнительные показатели готовности педагогов к разрешению конфликтов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Рис. 3 – констатирующий и контрольный этап исследования

 

Критериальные показатели сформированности готовности педагогов к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста изменились следующим образом: в среднем теоретическая готовность поднялась до47% психологическая готовность особенно порадовала 46%, практическая готовность 51%. В среднем уровень готовности педагогов к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста поднялся на 28,5%.

Таким образом, анализ проведенных нами исследований подтверждает, что разработанная и реализованная нами программа обучающих семинаров- практикумов и технология деловой игры повысил уровень теоретической, психологической и практической готовности воспитателей. Эффективность проведенного исследования и реализации педагогических условий качественно повысил профессиональный уровень педагогов, а значит повысил воспитательно-образовательный процесс в ДОО.

Вывод по II главе

Готовности воспитателя к разрешению конфликтов в педагогическом процессе ДОО показал, что у педагогов кроме основного объема знаний, должны быть сформированы специальные знания по теории конфликтов педагогического процесса. Такие знания включают осознание понятия конфликта, особенности конфликтологии как научной дисциплины, ознакомление с генезисом представлений о конфликте, представления о конфликте как явлении социальной жизни (социокультурное значение конфликта, причины конфликтов, подходы к типологии и классификации конфликтов, конструктивные и деструктивные функции конфликтов), знание методов конфликтологии, динамики конфликта. Наиболее важны знания о стратегиях и тактиках, используемых в конфликтных ситуациях, знания о переговорах (как средство урегулирования конфликтов), особенности общения с «трудными детьми», знания эмоциональных переживаний детей во время столкновений и противоречий, знания возрастных особенностей протекания конфликтов. Педагогу необходимы интегрированные знания методологии, педагогики, психологии, социологии, физиологии.

В поиске педагогических условий формирования готовности мы проанализировали взгляды ученых на эту проблему. Нам близки взгляды И.Ф. Слепцовой[57], которая убеждает нас в необходимости начального этапа обучения педагогов разрешению конфликтов реализации конфликтологической программы обучающих семинаров- практикумов. Н.В. Вишняковой о том, что лучшим способом решения проблемных ситуаций служит игра — групповое упражнение по выработке решений в условиях, имитирующих реальность[19]. В игре сочетаются два признака обучения: принцип моделирования профессиональной деятельности и принцип проблемного разрешениея. Принцип решения задач в деловой игре является поисковым, исследовательским.

 

Заключение

Готовность педагога к разрешению противоречий и конфликтов педагогического процесса — один из критериев его профессионального мастерства.

Однако, анализ практики показывает, что сегодня педагог часто не готов к предвидению конфликтной ситуации и разрешению конфликта. В педагогической деятельности конфликты расцениваются как нежелательное явление, многие боятся их и стремятся избегать, не умеют предвидеть конфликтную ситуацию, возникающую независимо от их педагогических намерений. Угроза возникновения конфликта существует всегда и у всех. Опасаясь конфликта в динамике социальной жизни, не стоит забывать, что конфликты разрешают назревшие противоречия и открывают возможности развития отношений, опыта участников и выхода их взаимоотношений на другой уровень.

Одной из проблем, обостряющих конфликты, является неготовность педагога строить свои отношения с воспитанниками, неумение предупреждать конфликты и разрешать их конструктивным способом.

Изучение проблем формирования готовности педагога к разрешению конфликтов у детей наводит на мысль об эффективном использовании их в воспитательных целях. В данном исследовании:

  • Рассмотрены теоретические, психологические, практические компоненты формирования готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, каждый из которых характеризуется совокупностью необходимых знаний, умений и навыков, личностных качеств и мотивационно — ценностных отношений, обеспечивающих успех профессиональной деятельности педагога.
  • Выявлены особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста (создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия; способность воспитателя встать на позицию ребенка и действовать в ней; создание атмосферы позитивного внимания к интересам участников конфликта; профессиональная ответственность воспитателя за правильное разрешение конфликтов и др.).
  • Исследованием установлена эффективность предложенной методики, представляющей собой формирование компонентов готовности педагогов к взаимодействию с детьми до уровня целостного личностного новообразования.
  • В исследовании разработаны и апробированы педагогические условия: программа обучающих семинаров-практикумов и технология деловой игры, способствующая формированию готовности воспитателей к разрешению конфликтов у дошкольников.
  • Развитие таких профессионально значимых личностных качеств, как эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность, наблюдательность, умение владеть собой, доброжелательность, глубокий и устойчивый интерес к педагогической деятельности, эмпатия, рефлексия; теоретических и практических знаний, умений и навыков; социально и профессионально значимых мотивов, их встраивание в структуру личности воспитателя возможно в том случае, если они будут целенаправленно использованы в реальной педагогической деятельности, осмыслены, обобщены и встроены в общую систему психолого-педагогических знаний.

Мы проанализировали содержание формирования готовности педагога с позиции исследователей к разрешению конфликтов и выявили, что большинство исследователей определяют готовность как устойчивую характеристику личности, Сластенин В.А. В.Н.Дружинин, В.Н. Крутецкий рассматривает психологическую готовность как психологическое состояние. Г.М. Болтунова профессиональную готовность характеризует необходимым объёмом знаний в сочетании научно-теоретических, психологических и практических компонентов.

Анализ проблемы готовности воспитателя к разрешению конфликтов в педагогическом процессе ДОУ показал, что у педагогов кроме основного объема знаний, должны быть сформированы специальные знания по теории конфликтов педагогического процесса. Такие знания включают осознание понятия конфликта, особенности конфликтологии как научной дисциплины, ознакомление с генезисом представлений о конфликте, представления о конфликте как явлении социальной жизни (социокультурное значение конфликта, причины конфликтов, подходы к типологии и классификации конфликтов, конструктивные и деструктивные функции конфликтов), знание методов конфликтологии, динамики конфликта. Наиболее важны знания о стратегиях и тактиках, используемых в конфликтных ситуациях, знания о переговорах (как средство урегулирования конфликтов), особенности общения с «трудными детьми», знания эмоциональных переживаний детей во время столкновений и противоречий, знания возрастных особенностей протекания конфликтов. Педагогу необходимы интегрированные знания методологии, педагогики, психологии, социологии, физиологии.

В поиске педагогических условий формирования готовности мы проанализировали взгляды ученых на эту проблему. Нам близки взгляды И.Ф. Слепцовой, которая убеждает нас в необходимости начального этапа обучения педагогов разрешению конфликтов реализации конфликтологической программы обучающих семинаров- практикумов. Н.В. Вишняковой о том, что лучшим способом решения проблемных ситуаций служит игра — групповое упражнение по выработке решений в условиях, имитирующих реальность. В игре сочетаются два признака обучения: принцип моделирования профессиональной деятельности и принцип проблемного разрешения. Принцип решения задач в деловой игре является поисковым, исследовательским.

Полученные данные позволили разработать методику формирующего этапа педагогического эксперимента. Основными условиями выступали:

  • разработка теоретического курса конфликтологической программы семинаров-практикумов, направленного на формирование теоретической, психологической и практической готовности педагогов к разрешению педагогических конфликтов;
  • выявление наиболее эффективных технологий деловой игры.

По окончании теоретического курса с педагогами была проведена деловая игра «Моделирование конфликтной ситуации и способов её разрешения». Программа включала 4 раунда деловой игры.

Контрольный срез показал, что показатели готовности у педагогов к решению конфликтов в педагогическом процессе изменилась следующим образом: в среднем теоретическая готовность выросла на 27%, психологическая готовность выросла на 30%, практическая готовность — 30%. В среднем уровень готовности педагогов к разрешению конфликтных ситуаций по сравнению с началом эксперимента поднялся на 28,5%.

В начале эксперимента возникали трудности с эмоционально-волевым настроем педагогов, их мотивацией и заинтересованностью в разрешении педагогических конфликтов. В ходе педагогического эксперимента, в частности, в процессе деловой игры сложились добрые, продуктивные отношения, общение и совместная работа по проблеме решения педагогических конфликтов принесли обеим сторонам положительные эмоции и обоюдное удовлетворение.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного педагогического эксперимента, приведенных в сравнительной гистограмме, показал, что разработанные и реализованные нами педагогические условия дают положительные результаты. У педагогов изменился выбор стратегии и тактики, разрешения конфликтных ситуаций. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, задачи исследования решены. Перспективу дальнейшей работы мы видим в более углубленном изучении теории и практики формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Список используемых источников

  1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 139с.
  2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе/ Н.П. Аникеева.-М.,1989г.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 1999. — 551 с.
  4. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/ А. Я. Анцупов. – М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014г.
  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2 изд. СПб.: Питер,2006. — 528 с.
  6. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет /Ш. А. Амонашвили// Педагогический поиск – М.,1988г.
  7. Ахметова М.Н. Становление готовности студентов к проектированию и реализации педагогических технологий [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ: РГБ, 2006
  8. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Ш. А. Амонашвили. – М., 1983г
  9. Базилюк, В.В. Содержание и особенности конфликтов в педагогической системе «учитель-ученик»/ В.В. Базилюк// Наука и школа, 2002г.
  10. Белкин, А.С. Трудные педагогические ситуации и пути их разрешения/ А.С.Белкин. – Свердловск, 2006г.
  11. Белкин, А.С. Ситуации успеха/ А.С. Белкин-М.,2001г.
  12. Битинас, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы/ Б.П. Битинас, Л.И. Катаева//Педагогика, 1993г №2.
  13. Болтунова Г.М. Формирование готовности учителя к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе // Оптимизация и интесификация педагогического процесса в вузе и школе: Межвуз. сб. науч. тр. — Ишим, 1994. — С. 65 — 67.
  14. Бородкин Ф.М., Коряк Н.И. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1984.-124с.
  15. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов/ Н.Н.Васильев – СПб.: Речь, 2002г.
  16. Веселова В.В. Билет в будущее. _ М.: Знание, 1990. – С.52-53.
  17. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология/ Н.Ф.Вишнякова – Минск, 2002г.
  18. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт-это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии / Н.Ф.Вишнякова – Минск, 1996г.
  19. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы/ Б.С.Волков, Н.В. Волков- М.,2002г.20. Горбунова, М.Ю. Конфликтолог/ М.Ю. Горбунова – Ростов-на Дону: Феликс, 2015г.
  20. Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В. Гришина – СПб.: Питер, 2000г.
  21. Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В. Гришина – СПб.: Питер, 2001г.
  22. Головин С.Ю. Словарь практического психолога[Текст]./ Головин С.Ю. – Минск: Харвест, 1998г.
  23. Горбунова, М.Ю. Конфликтология/ М.Ю. Горбунова — Ростов – на – Дону: Феликс,2005г.
  24. Дорохова А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетенции подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Красноярск, 1999. — 23 с.
  25. ДринкаЗ.З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: Автореф. дис. . канд. пед. наук./ Дринка З.З. — Калининград, 2000. — 20с.
  26. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук /К.М. Дурай-Новакова. — М., 1983. — 44 с.
  27. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие/ В.Н. Дружинин — М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  28. Емельянов С.М. Социальная психология. Учебник для вузов./ С.М. Емельянов — Аспект Пресс, 2008.
  29. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И.Журавлев – М.,1998г.
  30. Зедгенидзе,В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников/ В.Я.Зегенидзе – М., 2005г.
  31. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. Дисс. Докт. Пед.наук. – М., 1979.- 444с.
  32. Клюева, Н.В. Учим детей общению// Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина – Ярославль, 1996г.
  33. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/ Д.Карнеги – Свердловск: Средне — Уральское книжное издательство, 1990г.
  34. Крайдлер Б. «Творческое разрешение конфликтов» / Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие 2002.
  35. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 37—50
  36. Колосова, С.Л. Детская агрессия/С.Л.Колосова — СПб.: Питер, 2004г105. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. //Вопросы психологии. – 1984. — №1. –с.20-26.
  37. Кузьмина,Н.В. Научно-практические методы анализа педагогических ситуаций/ Психология- производству и воспитанию/Н.В.Кузьмина –Л.: 1977.-с.211-224.
  38. Крутецкий В.А. Институт практической психологии/ Психологические особенности младшего школьника. В. А. Крутецкий- Москва.: 1996. -304 с.
  39. Ликсон, Ч. Конфликт – семь шагов к миру/ Ч.Ликсон – СПб,,1997г.
  40. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина – М.: Просвещение, 1986г.
  41. Линчевский, Э.Э. Как разобраться в себе и других. / Э.Э. Линчевский -СПб.: Психология, 2003.-38с.
  42. Островская, Л.С. Ребенок и сверстники [Об отношениях ребенка со сверстниками].[Текст]./ Л.С. Островская//Дошкольное воспитание. – 1988г.-№9. –с.87-93.
  43. Павленко,Т.А. Почему они конфликтуют? [Текст]./ Т.А.Павленко.// Дошкольное воспитание.- 2013-№2.
  44. Педагогический словарь. [Текст]./Под ред. А.А.Каджаспарова. – М.: Академия. – 1999г.
  45. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга./ Л.А. Петровская — М., 1999г.
  46. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров — М.: РПА, 1996г.
  47. Психологический словарь. [Текст]./Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика. – 1999г.
  48. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога.Кн.2 [Текст]./Е.И.Рогов. – М.: Владос – Пресс.- 2014.- 480с.
  49. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка/ А.А. Рояк- М.: педагогика, 1988г.
  50. Рыданова, И.И. Основы педагогического общения. – Минск.: Беларусская наука, 1998г.
  51. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография/ Н.В. Самсонова. -М: 2002.
  52. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1989г.
  53. Скотт, Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления/ Д.Г. Скотт – Киев, 1991г.
  54. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки.-М.: Просвещение, 1976._С.124
  55. Слепцова, И.Ф., Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки. Автореферат.
  56. Смольникова, Н.Г. Учебная программа. «Иркутский государственный педагогический университет»2006г.
  57. Толковый словарь. [Текст]./Под ред. И.С.Ожигов.-М.Просвещение.-2003г.
  58. Чернышов,А.С. Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций/ А.С.Чернышов – М.: Педагогическое общество России, 2001г.
  59. Чистякова,Т.А. Педагогический конфликт и способы его разрешения/ Т.А.Чистякова – М.: 1987г.
  60. Шипилов, А. И. Конфликтология/ А.И.Шипилов, А. Я.Анцупов – М., 1999г.
  61. Щуркова, Н.Е. Предупреждение конфликтов/ Н.Е.Щуркова// Педагогический вестник, 1999г. №1.
  62. Шульгин Б.М. Хрестоматия для педагогических институтов / Б.М Шульгин- Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981. — 287 с
  63. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  64. Энциклопедический словарь. [Текс]./ Под ред. М.М.Безруких. – М.: БРЭ. – 2012.- 528с.
  65. Юнг, К.Г. Конфликты детской души/ К.Г.Юнг – М., 2015г.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3