Меню Услуги

Формирование готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • 1.1. Понятие готовность воспитателя к разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста
  • 1.2. Особенности разрешения детских конфликтов в образовательном процессе ДОО
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОО
  • 2.1. Диагностика уровня готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста
  • 2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста
  • Выводы II по главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Введение

Конфликты возникают в процессе взаимодействий, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Общие интересы и притязания могут стать как основанием для стабильной дружбы, так могут привести к возникновению противоречий, конфликтов и враждебности их отношениях.

Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, групп, во взаимоотношениях между людьми.

Как и для любого социального института, для детского сада характерны разнообразные конфликты.

В настоящее время особенно остро стоит проблема обеспечения ДОО профессиональными педагогическими кадрами, способными к эффективному решению воспитательно-образовательных задач. Сложность решения данной проблемы на современном этапе обусловлена многими социально-экономическими факторами.

Воспитательно-образовательная работа в ДОО базируется на ключевых позициях гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения и взаимодействия взрослого с ребенком. Различные аспекты педагогических конфликтов рассматриваются в работах А.Я. Анцупова, А.С. Белкина, Н.В. Гришиной, В.И Журавлева, М.М. Рыбаковой, А.А. Рояк, А. И. Шипилова и других исследователей, однако, проблема готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, требует дальнейшего исследования и нахождения новых способов формирования практической готовности [3].

У воспитателей, организующих взаимодействие с детьми, должны быть сформированы профессионально значимые личностные качества, теоретические и практические знания, умения и навыки, мотивационно — ценностные отношения, определяющие профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на индивидуальном подходе к ребенку[11].

Практика показывает, что, с одной стороны, повышаются требования к педагогу – воспитателю, работающему с маленьким ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а, с другой стороны, – низкий уровень профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Следует отметить, что для профессионала в области образования особенного важным является практическое умение видеть, понимать, разрешать конфликты детей – это одна из важнейших характеристик профессионализма. Мы рассматриваем это умение как неотъемлемую составную часть конфликтологической культуры педагога, включающую в себя возможности применения и выборе стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной педагогической ситуации[30].

Актуальность проблемы формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста обусловлена сегодняшней социальной ситуацией. Общество постоянно движется вперед, стремясь за прогрессом и развитием, и чаще мы слышим понятие «стресс», «депрессия», «агрессия», «ссора», «кризис». Дети, живя в мире взрослых, к сожалению, не ограждены от стрессовых ситуаций. В конфликт вступают все: и дети, и взрослые, однако, одни дети быстро мирятся друг с другом, другие же более конфликтны, ссоры и драки сопровождают их постоянно, нанося ощутимый вред неустойчивой детской психике, вот почему так важна на сегодняшний день профессиональная готовность воспитателей к разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста.

Различные аспекты проблемы педагогических конфликтов рассматриваются в работах психологов и педагогов[13].

Так, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов разработали теорию общей конфликтологии; А.С. Белкин изучал сущность педагогических конфликтов, причины их возникновения; И.С. Мириманова обобщила работы различных исследователей конфликтологии, предложила методы изучения конфликтов[61]; В.И. Журавлев выделил факторы, влияющие на появление конфликтов в педагогической сфере деятельности; М. Рыбакова дала понятие педагогический конфликт, выделила виды и причины педагогических конфликтов; И.И. Рыданова разработала стратегии и тактики преодоления и разрешения конфликтов; Р.Ф. Вишнякова предложила технологии конструктивного разрешения педагогических конфликтов; А.А. Рояк и В.Я Зедгенидзе исследовали конфликты в детском саду, определили способы преодоления и разрешения конфликтов у дошкольников. Вопросы профессиональной подготовки воспитателей к педагогической деятельности рассматриваются в работах Т.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, П.Г. Саморуковой, Л.Г. Семушиной, В.И. Ядэшко. Исследуется проблема подготовки воспитателей к различным видам взаимодействия с детьми: эмпатийному взаимодействию (Н.В. Афанасьева), конструктивному , а также изучаются средства формирования готовности воспитателей к педагогической деятельности, информационные и диалоговые технологии обучения (М.В. Гуланова, Б.В. Куприянов, Н.П. Недогреева, А.А. Позднякова, В.С. Свиридова; [20])

Характеризуя состояние изученности данной проблемы, можно констатировать тот факт, что в последнее время возрастает интерес к формированию личности специалиста по дошкольному воспитанию и его профессиональной подготовке. Однако, специальные исследования посвященные выявлению условий формирования готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей дошкольного возраста в детском саду отсутствуют. В педагогической литературе не определена структура готовности воспитателей к взаимодействию с детьми, не выделены её компоненты, не разработаны методика и педагогические условия их целенаправленного формирования. В результате недостаточно разработаны вопросы теоретического и методического обеспечения процесса профессиональной подготовки педагогов к разрешению конфликтов у детей. Не накоплен достаточный эмпирический материал, характеризующий объективные показатели процесса формирования профессиональной готовности воспитателей к взаимодействию с детьми. Все указанные обстоятельства обусловили выбор проблемы формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Возникает реальное противоречие между требованием к профессиональной готовности педагога ДОО определяемыми новыми целевыми ориентациями в области дошкольного образования и недостаточно разработанными условиями подготовки воспитателя к взаимодействию с детьми в современной социокультурной ситуации.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой успешное формирование готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлено, если:

  • будет разработана и реализована конфликтологическая образовательная программа обучающих семинаров-практикумов, рассчитанная на овладение конфликтологическими знаниями и умениями;
  • выявлена и реализована технология деловой игры, предусматривающая закрепление конфликтологических умений видения и разрешения конфликтов у детей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и педагогической практике, конкретизировать понятие готовность воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить основные структурные компоненты готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить и реализовать педагогические условия, способствующие формированию готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста[39].

Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие положения о роли педагога в развитии личности ребенка; Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.С. Выготский , В.А. Сластенин и др. Общедидактические положения о деятельности педагога и критериях ее успешности (Н.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков И.Ф. Слепцова, В.А. Самсонова и др.), о роли общения в развитии и формировании личности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Рузская); о генезисе общения и межличностных отношений (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев), о роли и значении индивидуального подхода в процессе общения воспитателя с детьми (В.К. Котырло , Я.С. Ковальчук и др.); теория общей конфликтологии А.А. Анцупова и А.И. Шипилова; положение о сущности, содержании и особенностях педагогических конфликтов А.С. Белкин, В.И Журавлев и др; В. Я. Зедгенидзе, А.А.Рояк об особенностях преодоления и разрешения детских конфликтов Б.П. Жизневский, В. Крайдлер, Ш.А. Анцупов и т.д; теоретические разработки Н.Ф. Вишняковой, И.И. Рыдановой в области технологии конструктивного разрешения педагогических конфликто[31].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Методы исследования: теоретический анализ литературы; наблюдение за педагогами в ходе педагогического эксперимента в ДОО; беседа, анкетирование, тестирование; методы опроса; педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных, количественный и качественный анализ результатов.

База исследования: ДОО ГБОУ Школа №1125 Имени Я.Н. Федоренко г. Москва.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами программа учебно-методических семинаров и ее реализация, качественно повышает уровень готовности воспитателей к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, повышает профессиональный уровень педагогов в воспитательно-образовательном процессе ДОО; прошедшие опытно-экспериментальную проверку материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля в системе повышения квалификации педагогов ДОО.

Структура дипломной: работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников.

 

Глава I. Теоретические основы формирования готовности воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Готовность воспитателя к разрешению конфликтов у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Проблему готовности педагога к разрешению конфликтов в образовательном процессе затрагивают отечественные исследователи А.С.Белкин, В.И.Журавлев, М.М.Рыбакова и др., однако, они не дают определения и не раскрывают содержания этого понятия. Готовность педагога правильно строить свои отношения с воспитанникам, знать типологию личности, уметь предупреждать деструктивные конфликты и разрешать конфликты у детей конструктивными способами являются одним из показателей его профессиональной компетентности. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разработкой проблемы профессиональной готовности педагога занимались отечественные психологи и педагоги А.А. Крутецкий, В.А. Сластёнин, А.И.Щербаков, В.Н.Дружинин и др.

Так, В.В. Крутецкий рассматривал психологическую готовность педагога как устойчивую характеристику личности и как психическое состояние, превращающееся в устойчивое качество личности в процессе деятельности [38].

В.Н.Дружинин рассматривает психологическую готовность как психологическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои трудовые обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий [40].

Диагностическая структура состояния психологической готовности к различным видам деятельности – целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

  • Мотивационные – потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;
  • Познавательные – понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса) представление вероятных изменений обстановки;
  • Эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
  • Волевые – управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задачи, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [40].

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

  • Осознание своих потребностей, требований коллектива или поставленной другими задачи;
  • Осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
  • Осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события;
  • Актуализация опыта, связанная с решением задач и выполнением требований подобного рода;
  • Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнение требований;
  • Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств;
  • Оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
  • Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели [28].

А.К. Дурай-Новакова, анализируя вопрос о формировании готовности трактует его как закономерный результат широко понимаемой профессиональной подготовки, развития профессиональной направленности, ознакомления с профессией, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения. Она полагает, что готовность к педагогической деятельности — это сложное структурное образование, ядро которого составляет положительное отношение личности в педагогической деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности, наличие профессионально-педагогических знаний, навыков, умений их применения на практике [27].

М.Н. Ахметова в своем исследовании показала, что содержанием готовности специалиста является культура педагога, система знаний в области методологии, знание педагогического опыта прошлого, настоящего и перспективного будущего и владения им на уровне действий, творческая деятельность, включающая умения, отношения и ценности (эмоционально-нравственные, духовные). Все эти компоненты представляют инновационный поиск специалиста, рефлексивные оценки собственной деятельности, способность переносить новые идеи в рамковое пространство собственной проблемы [7].

В психолого-педагогических исследованиях выделяется два в общем довольно близких подхода к определению содержания формирования психологической готовности воспитателя:

Первый подход А.Г.Ковалев, П.Д.Левитов и другие рассматривают психологическую готовность как особое психологическое состояние, промежуточное между психологическими процессами и свойствами личности. В процессе педагогической деятельности состояние может переходить в свойства, а затем и в качества личности педагога;

Второй подход 3.А.Крутецкии, А.И.Щербаков и другие определяют готовность как устойчивую характеристику личности, синтез: её свойств и как психическое состояние, превращающееся в устойчивое качество личности в процессе деятельности[39].

Большинство исследователей рассматривают психологическую готовность как существенную предпосылку успешной деятельности, как необходимое слагаемое профессиональной готовности. Структура психологической готовности педагога к руководству педагогическим процессом представляет совокупность мотивационного, волевого и эмоционального компонентов.

Критериями педагогической готовности специалистов к разрешению педагогических конфликтов являются: свойства личности, качество знаний, умения и навыки решения педагогических задач, связанных с конфликтными ситуациями в учебно-воспитательном процессе[33].

Специфичными для педагогического регулирования взаимодействия с детьми в данном аспекте профессиональной готовности будут, следующие умения:

  • правильно диагностировать ситуацию взаимодействия в детской группе (тип взаимодействия, тип педагогического регулирования взаимодействия);
  • выделять и формулировать основную педагогическую задачу (проблему) в ситуации взаимодействия детей и способы ее оптимального решения;
  • предвидеть результаты педагогического регулирования взаимодействия детей;
  • планировать содержание, формы, методы и приемы обогащения взаимодействия детей;
  • анализировать соответствие применявшихся методов, приемов и средств педагогического регулирования взаимодействия детей возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, их опыту общения и совместной деятельности и т. п. [39].

Так, В.А.Сластенин делает акцент на два вида умений:

Организаторские умения педагога обеспечивают включение дошкольников в различные виды деятельности и организацию детской группы как субъекта педагогического процесса. К организаторским умениям относят мобилизационные, развивающие и ориентационные, умение формировать у детей потребность в сотрудничестве[56].

Коммуникативные умения воспитателя неразрывно связаны с организаторскими, от которых зависит установление педагогически целесообразных отношений воспитателя с детьми, коллегами, администрацией образовательного учреждения и родителями.

Организаторские и коммуникативные умения в содержании готовности к педагогическому регулированию взаимодействия детей могут включать в себя следующие:

  • Формировать у детей потребность в сотрудничестве в условиях общения и совместной деятельности;
  • Создавать специальные ситуации для обогащения опыта гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • Стимулировать самостоятельность, активность и творчество в ситуациях взаимодействия детей;
  • Воспринимать и адекватно интепритировать информацию о взаимодействии детей, получаемую в ходе общения с ними;
  • Достигать социально-психологического единства с группой дошкольников;
  • Быстро и точно находить адекватные ситуации взаимодействия [56].

Современная педагогика профессионального образования для определения профессиональной готовности вводит понятие профессиональной компетентности (А.К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л. А. Петровская, В. А. Сластенин ). Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической, психологической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [46, 56].

Так, в содержание теоретической готовности педагога достаточно долгое время включали лишь определенную совокупность психолого-педагогических знаний. В контексте рефлексивно-творческого (В.Н. Белкина) подхода к профессиональной готовности педагогов формирование знаний не является самоцелью, поэтому необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить.

В изучении конфликтологической готовности воспитателя важно обратиться к родственным понятиям, которые были предметом научного познания ученых конфликтологов, таким, как «конфликтологическая компетентность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая грамотность».

Так, Г.М. Болтунова включает в формирование готовности педагога три конфликтологических умений:

1) видение и понимание конфликта;

2) умение прогнозировать и оценивать последствия конфликта;

3) владение средствами диагностирования, предупреждения и разрешения конфликта, использования конфликта в воспитательных целях.

Анализ исследований по данной проблеме позволил нам выделить слагаемые готовности педагога к разрешению конфликтов: научно-теоретическая готовность, психологическая и практическая[14].

В профессиограмме, разработанной В.А. Сластениным, научно-теоретическая готовность характеризуется необходимым объёмом знаний; сочетает теоретические и практическое знание и осмысление личного опыта и опыта педагогов-мастеров; методологические знания и знания по специальности (теории и методики); знания психологии личности (возрастные особенности, методы изучения личности, способы индивидуального и дифференцированного подхода) [56].

Так, О.А. Абдуллина характеризует умение как сознательное овладение способами действий; выделяет умения, необходимые для реализации социально-педагогических, методологических функций педагога[1].

Н.В.Кузьмина выделяет группы умений: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, проектировочные [37].

В.А.Сластенин утверждает, что педагогическое действие, доведенное до «…умения достаточно высокого уровня обобщенности, позволяет переносить его на решение широкого класса конкретных педагогических задач (56). По мнению В.А. Сластенина, владение общепедагогическими умениями определяет готовность педагога к решению педагогических задач на профессиональном уровне. Автор выделяет: умения наблюдать и анализировать педагогический процесс, опираясь на теоретические знания; умения прогностические; умения организаторские; коммуникативные; умения в области педагогической техники; прикладные умения.

В.А. Сластенин классифицирует педагогические умения по этапам управления педагогическим процессом и соотносит их с этапами pешения педагогических задач. Анализ подходов к сущности понятия готовности и к системе педагогических умений, а также констатирующий эксперимент позволили определить понятие профессиональной готовности, как способности к уверенно выполняемой и эффективной профессиональной деятельности, включающей три взаимосвязанных компонента: психологическую, научно-теоретическую и практическую готовность.[51]

В своём исследовании мы придерживаемся концепции Г.М. Болтуновой, которая, опираясь на исследования В.А. Сластенина, рассматривает готовность педагогов к разрешению конфликтов в педагогическом процессе, как единство теоретической, психологической и практической готовности.[14]

В психологическую готовность педагога включена совокупность мотивационного и эмоционально-волевого компонентов:

  • интерес к проблеме противоречий и конфликтов в педагогической деятельности;
  • эмоционально-волевое переживание конфликтной ситуации как творческой задачи, как возможности получения новых знаний о себе и об учащихся;
  • убежденность педагога в необходимости и важности видения, осознания и разрешения конфликта;
  • ориентацию на положительное начало в поведении воспитанника;
  • удовлетворенность результатами разрешения противоречий и конфликтов педагогического процесса, развития коллектива и личности.[14]

Осознание, умение увидеть конфликт, выбрать способы и методы его разрешения, является требованием, которое предъявляется к педагогу. Формирование готовности воспитателя к разрешению педагогических конфликтов должно быть направлена на формирование готовности к данной профессиональной деятельности, которая включает психологическую (мотивационную, эмоционально-волевую), отражающую меру внутренней готовности и педагогическую форму готовности, отражающую совокупность знаний по педагогической конфликтологии, умений и навыков работы с конфликтом.

Готовность педагога заключает в себе профессиональную пригодность личности (совокупность индивидуальных особенностей человека, способностей и характерологических черт, существенных для успешного профессионального общения и деятельности) и подготовленность к деятельности (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе профессиональной подготовки).

И так, в нашем исследовании под готовностью воспитателя к разрешению конфликтов у дошкольников мы будем придерживаться понятия Г.М. Болтуновой как совокупность слагаемых научно-теоретической, психологической и практической готовности.

1.2. Особенности разрешения детских конфликтов в образовательном процессе ДОО

Конфликт (от лат. сonflictus- столкновение сторон) мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом[42].

Конфликт – сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычный ход событий, может привести к серьезным сбоям педагогического процесса, но в то же время открывает возможность для развития отношений, опыта участников конфликта, для выхода на новый уровень их взаимодействия. В профессиональной деятельности педагога конфликты неизбежны, они нарушают привычный ход событий и могут приводить к серьёзным сбоям педагогического процесса.

Конфликтные ситуации в педагогическом процессе это не просто столкновение и противоборство несовпадающих целей, стремлений и интересов, а ситуация, которая позволяет ребенку выявить свои позиции, утвердить положительные черты характера, проявить самостоятельность в принятии решений; воспитателю — конфликтная ситуация предоставляет возможность управлять нравственным развитием воспитанника, формированием его нравственного опыта.

С конфликтами в среде взаимодействия детей разного возраста педагоги сталкиваются довольно рано.

Следовательно, очень важно воспитателю не только умение видеть и правильно понимать сущность детского конфликта, но готовность разрешать его так, чтобы участники конфликтной ситуации учились лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение друг к другу.

Следует отметить и то, что в педагогической деятельности нет четкой границы между ситуацией и конфликтом, так как дети не всегда могут открыто заявить о своих позициях.

Американский педагог – исследователь В. Крайдлер все конфликты разделил на три вида по причинам их возникновения:

  • Из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: мячика, внимания педагога, дружбы сверстников);
  • Конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями;
  • Конфликты между ценностями, целями.

Первый вид конфликтов разрешается легко, стоит понять причину, устранить ее; второй — сложнее, так как причины скрыты; и третий – главным критерием его воспитанности… он предлагает пути разрешения этих ситуаций:

  • создание эмоционального фона;
  • паралельный анализ конфликта вместе с детьми.

Алгоритм анализа конфликтных ситуаций следующий:

  • Учет условий возникновения;
  • Учет объективных данных о личности, о сложившейся обстановке;
  • Учет особенностей психического склада ребенка. [35]

Психолог Ш.А. Анцупов считает, что основной источник конфликтов у педагога с ребенком, является неизбежность учебно-воспитательного процесса, поскольку его цель, содержание и методы обучения задаются обществом, определяются его потребностями. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, он разделял на характерологические и ситуативные. К характеорологическим относятся устойчивые качества личности, к ситуативным — переутомление, плохое настроение, неудовлетворенность, ощущение ненужности [4].

В свою очередь Б.А.Шульгин полагает, что конфликтная ситуация поможет воспитателю определить уровень развития воспитуемых, даст ценный материал для изучения нравственной устойчивости личности[64].

А. В. Зосимовский считает, что причиной конфликтов может быть поступок, если позиция, занятая личностью, идет в противоречие с позицией, занимаемой другой личностью или группой лиц, руководствующихся иной системой ценностей. При этом поступок может быть выражен действием или бездействием (молчанием, равнодушием, пассивностью), а также позицией, высказанной в словах; отношением, оформленным в виде жеста, взгляда, тона, речи смыслового подтекста.

Педагоги чаще сталкиваются с детскими конфликтами, которые обусловлены влиянием окружающей среды и особенностью личности воспитателя, стилем его руководства детским коллективом[32].

В частности, причины конфликтов у детей дошкольного возраста анализируются в работах А.А. Рояк, Я.Л. Коломинского, Б.П. Жизневского, А.И.Захарова, Г.Т.

Так, Б.П.Жизневский, в своем исследовании, выделил причины возникновения детских конфликтов:

  • «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
  • «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.
  • «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.
  • «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
  • «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
  • «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
  • «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре [36].

Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д.Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте—из-за правил игры [65].

По мнению А.А. Рояк, открытый конфликт между ребенком и средой возникает, в случае если ребенок не может привести свои поступки и действия в соответствие с общественными требованиями, или не хочет выполнять эти требования в силу сложившегося отрицательного отношения к ним.

Открытые конфликты относительно редки.

Б.П.Жизневского, В.Я Зедгенидзе, Я.Л.Коломенского, А.А.Рояк, анализируются конфликты детей старшего дошкольного возраста в ходе различных игр и выделяются типичные причины конфликтов между детьми разного возраста [31,36].

Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей.

Конфликты могут возникать и в таких ситуациях: отсутствие взаимопонимание; борьба за лидерство; у девочек из-за мальчика; оскорбление, сплетни, зависть, доносы.


Страницы:   1   2   3