Меню Услуги

Развитие функций Центрального банка как мегарегулятора. Часть 2.

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Глава 2 Организационно-методические аспекты деятельности Банка России

 

2.1 Статус, полномочия, цели деятельности и функции Банка России

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасность страны», имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Банк России не входит ни в одну из трех ветвей власти – законодательную, исполнительную и судебную. По статусу он является относительно независимым в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ, статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Таким образом, с юридической точки зрения правовой статус Банка России формулируется на конституционном и специальном законодательном уровне.

Структура Банка России и структура Департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций, в котором я проходил преддипломную практику, показаны в приложениях 1 и 2.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 75) за Банком России закреплен особый конституционно-правовой статус. Данный статус означает, что только Банк России обладает правом осуществления денежной эмиссии в Российской Федерации и только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов власти.
Более того, в соответствии с требованиями ст. 71 Конституции Российской Федерации, денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает дополнительную гарантию исключительного права Банка России на осуществление денежной эмиссии (ст. 75). Субъекты Российской Федерации таким правом не обладают.
Закрепляя в Конституции независимый статус Банка России, законодатели Российской Федерации стремились:

1) обеспечить самостоятельность и защиту денежно-кредитной системы Российской Федерации;

2) исключить вторжение в конституционную компетенцию Центрального банка Российской Федерации;

3) оградить его от конъюнктурных требований и сиюминутных запросов других органов государственной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который проявляется, в частности, в том, что он наделен нормотворческими полномочиями. Эти полномочия, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей ст. 75 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”», предполагают исключительные права и обязанности Банка России по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России подотчетен Государственной Думе. Это заключается в том, что Государственная Дума:

1) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

2) назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

3) направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете (далее – НФС) в рамках своей квоты;

4) рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

5) рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

6) принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

7) проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

8) заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Целью взаимодействия Банка России, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации согласно ст. 21 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ является реализация функций, возложенных на Банк России. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России вправе предоставлять информацию по запросам совещательных и координационных органов, образованных в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие Банка России с другими органами государственной власти осуществляется для согласования денежно-кредитной политики с бюджетной, налоговой и другими составными финансовой политики государства.

Основными целями деятельности Банка России в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля:

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и т.д.;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации:

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов;

3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы:

Национальная платежная система (далее – НПС) обеспечивает потребность экономики страны в переводе денежных средств и развивается в направлении внедрения электронных технологий в безналичные расчеты. В целях обеспечения ее стабильности и развития Банк России осуществляет надзор и наблюдение в НПС, анализирует состояние и принимает стратегию развития НПС. Банк России проводит активную работу по постоянному развитию технической инфраструктуры своей платежной системы и совершенствованию нормативной базы, обеспечивающей ее функционирование;

4) развитие финансового рынка Российской Федерации:

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации. Ее целью является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка;

5) обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации:

Банк России осуществляет мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации, в том числе для выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации. С целью предупреждения возникновения ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России разрабатывает меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации. Также в ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ указано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Под функциями в юридической литературе понимаются основные направления деятельности органов государственной власти или иных юридических лиц, выполняемая ими работа и круг деятельности, осуществляемый в порядке, установленном законом или иным правовым актом. При данном понимании функции характеризуют общие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Любые государственные органы или организации создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом структурные подразделения органа (организации), осуществляя возложенные на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого органа (организации).

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Банк России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

4) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

5) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

6) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

7) осуществляет надзор и наблюдение в НПС;

8) устанавливает правила проведения банковских операций;

9) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

10) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

11) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

12) принимает решения о государственной регистрации НПФ;

13) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

14) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами;

15) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

16) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

17) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

18) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

19) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

21) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и НФО, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

22) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

23) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

24) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

25) осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

26) самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

27) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

28) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29.07.2004 № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

29) является депозитарием средств МВФ в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения МВФ и договорами с МВФ;

30) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

31) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению;

32) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с перечисленными функциями Банк России формирует свою структуру, которая будет рассмотрена позднее.

Функционирование Банка России, то есть его деятельность по выполнению возложенных на него функций для достижения поставленных целей, осуществляется в соответствии с определенными принципами, вытекающими из особого правового положения (статуса) Банка России.

В экономической литературе принципы деятельности центрального банка определяют как основополагающие правила его функционирования, обусловленные его сущностью как денежно-кредитного института и обеспечивающие реализацию его целей и задач.

В Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ закреплены принципы организации Банка России. Принципы деятельности Банка России в законе не прописаны, то есть Банку России дано право устанавливать их своими нормативными актами, но в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каждая функция Банка России, рассматриваемая выше как направление деятельности, предполагает осуществление Банком России ряда операций и сделок, правила совершения которых устанавливаются Банком России. При этом все операции, выполняемые Банком России, носят денежный (стоимостной) характер. Для их осуществления необходимы денежные средства и иное имущество.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России.

Не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, публикуется Годовой отчет Банка России, содержащий информацию для широкого круга экономических агентов о результатах работы Банка России. Годовой отчет Банка России включает:

1) отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

2) анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, финансового рынка Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, национальной платежной системы;

3) годовую финансовую отчетность Банка России;

4) аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;

5) заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:

1) годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

2) отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;

3) отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;

4) отчет о расходах на содержание служащих Банка России;

5) отчет об исполнении сметы капитальных вложений;

6) отчет об объеме сделок, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах.

Финансовая отчетность составляется на основании балансовых данных Банка России, включая его территориальные учреждения и прочие подразделения, входящие в структуру Банка России как юридического лица. Показатели финансовой отчетности отражают все совершенные Банком России операции по осуществлению возложенных на него функций.

 

2.2 Контроль и надзор за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций

 

Согласно ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Необходимость банковского регулирования и банковского надзора определяется особенностями деятельности кредитных организаций, которые в условиях рыночной экономики обеспечивают ведение расчетов и платежей, принимают и хранят сбережения и вклады населения, организаций и государственных органов и используют эти средства для кредитования, то есть работают в основном с привлеченными средствами. При этом деятельность кредитных организаций подвергается разного рода рискам, которые могут представлять угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Банковское регулирование и банковский надзор призваны предупредить и минимизировать возможные риски.

Банковское регулирование – это нормотворческий процесс, задача которого состоит в ограничении излишне рискованной банковской деятельности, основанной на свободной конкуренции.

В качестве регулирующего органа Банк России, опираясь на действующее законодательство, устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп.

Банковский надзор – это деятельность, состоящая в надзоре за реализацией законодательных и нормативных актов в банковской деятельности в интересах управления рисками в банковской сфере.

Органы банковского надзора выполняют контрольные функции: проверяют соблюдение кредитными организациями и банковскими группами установленных для них норм и применяют соответствующие меры надзорного реагирования в случае выявленных нарушений.

В качестве надзорного органа Банк России контролирует соблюдение кредитными организациями и банковскими группами установленных государством и Банком России стандартов деятельности: банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. Контроль осуществляется посредством документарного (дистанционного) надзора и инспекционных проверок (контактного надзора).
Основными принципами банковского надзора являются законность (правомерность), постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также осуществление надзора непосредственно Банком России.

Выделяются две формы банковского надзора: пруденциальный и непруденциальный (табл. 3).

Табл. 3 Формы банковского надзора

Пруденциальный Непруденциальный
(от англ. «prudence» – « благоразумие», «дальновидность», «предусмотрительность», «рассудительность», «осмотрительность», «осторожность» ).Надзор за соблюдением государственных стандартов банковской деятельности,
пруденциальных норм, направленный на активное обеспечение устойчивости кредитных организаций и защиту интересов вкладчиков. Предполагает применение предупредительных и принудительных мер воздействия в случае несоблюдения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций
Надзор за соблюдением иных норм банковского законодательства, нормативных правовых актов по вопросам банковской деятельности,не имеющий целью защиту платежеспособности кредитных организаций (соблюдение антимонопольных правил, правил, защищающих права потребителей банковских услуг, требований к обеспечению банковской безопасности, требований к банковской инфраструктуре и т.п.). Предполагает обеспечение прозрачности, доступности информации о деятельности кредитных организаций

 

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России следующие требования:

1) обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и банковских групп, устанавливающие предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями и банковскими группами;

2) требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, по представлению аудиторских заключений;

3) требования в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности:

К ним относятся требования по соблюдению:

• сроков представления в Банк России документов, необходимых для согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации;

• порядка открытия (закрытия) филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;

• порядка представления документов для согласования изменений, вносимых в положение о филиале кредитной организации;

4) требования по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации, по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России.

Пруденциальное регулирование банковского сектора экономики нацелено на защиту:

1) вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного банкротства каждого конкретного банка;

2) кредиторов от возможных потерь, связанных с реализацией рисковой кредитной политики;

3) банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде банкротства ряда банков.

Цели пруденциального регулирования определяют его функции (табл. 4):

Табл. 4 Функции пруденциального регулирования

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.
Функции пруденциального регулирования банковской деятельности Содержание функции
Превентивная предназначена для минимизации рисков в деятельности банков
Защитная призвана гарантировать интересы вкладчиков в случае банкротства конкретного банка
Обеспечительная призвана обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую Банком России как кредитором последней инстанции Задача пруденциального надзора в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в кредитной организации, обострение которых может вызвать ее неплатежеспособность и банкротство, в целях проведения действенных мероприятий для преодоления негативных явлений и тенденций.

 

По субъектному составу система банковского надзора за деятельностью кредитных организаций включает в себя три вида надзора:

1) государственный (со стороны надзорно-контрольных органов):

• Банка России;

• Федеральной налоговой службы;

• Федерального казначейства;

• Федеральной таможенной службы;

• Федеральной службы по финансовому мониторингу;

• Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

• Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

• Федеральной службы безопасности;

• Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

• государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ);

• Федеральной антимонопольной службы;

• органов прокуратуры;

2) ведомственный – организация внутреннего контроля и внутреннего аудита в кредитных организациях;

3) независимый (аудит) – осуществляется аудиторскими организациями. На основании Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 и Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, годовая консолидированная финансовая отчетность банковской группы, годовая консолидированная финансовая отчетность банковского холдинга подлежат обязательному аудиту.

Кроме того, в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ по поручению Совета директоров Банка России аудиторские организации могут проводить проверки кредитных организаций по вопросам, предусмотренным заданиями на проведение проверок.

Объектами государственного и независимого надзора являются не только кредитные организации, но и Банк России. Так, например, финансовая отчетность Банка России подлежит внешнему аудиту, за Банком России ведется прокурорский надзор и т.д. Также в Банке России функционирует система внутреннего контроля.

Мировая практика банковского надзора накопила немалый опыт, получивший обобщение в «Основополагающих принципах эффективного банковского надзора» (далее – Основополагающие принципы), разработанных Базельским комитетом банковского надзора (далее – БКБН) и в Методологии основополагающих принципов, содержащей разъяснения в отношении их толкования, впервые вышедших в свет соответственно в 1997 и 1999 гг.

БКБН исходил из того, что эффективный банковский надзор играет важнейшую роль в обеспечении финансовой стабильности в любом государстве. Поэтому Основополагающие принципы должны служить в качестве базового стандарта для надзорных и других государственных органов во всех странах, без соблюдения которого надзор нельзя считать эффективным.

В целях обеспечения гибкости и всемирной применимости Основополагающих принципов и Методологии основополагающих принципов БКБН в октябре 2006 г. издал усовершенствованную и уточненную версию этих документов.

Основополагающие принципы (их двадцать пять) распространяются на порядок лицензирования банковской деятельности, бухгалтерский учет, оценку рисков и многое другое.

В уточненной версии основополагающие принципы структурно разбиты на семь групп:

1) цели и условия, при которых банковский надзор является эффективным (независимость, полномочия, транспарентность и сотрудничество (органов банковского надзора)) (принцип 1);

2) принципы, относящиеся к лицензированию и структуре кредитных организаций (принципы 2-5);

3) принципы, относящиеся к пруденциальному регулированию и соответствующим требованиям (принципы 6-18);

4) методы текущего банковского надзора (принципы 19-21);

5) бухгалтерский учет и раскрытие информации (принцип 22);

6) принципы, относящиеся к полномочиям органов надзора по корректировке (деятельности банков и банковских групп) и исправлению (ситуации) (принцип 23);

7) консолидированный надзор и надзор за трансграничными банковскими операциями (принципы 24, 25).

При разработке Основополагающих принципов БКБН исходил из того, что они должны быть применимы в различных экономических и финансовых системах, находящихся на разных уровнях развития, а выработка детальных методических правил и пруденциальных требований относится к компетенции национальных органов банковского надзора. При этом и сам документ, и подходы к его реализации ориентированы на принцип «один размер не может устроить всех».

Принципы были разработаны так, чтобы они могли быть проверены на практике органами надзора, региональными надзорными группами и рынком в целом. БКБН совместно с другими заинтересованными международными финансовыми организациями (МВФ, Всемирный банк) контролирует достижения отдельных стран в области реализации в жизнь принципов.

Основополагающие принципы рассматриваются как минимальные базовые стандарты надзора, которые должны войти составной частью (быть имплементированы) в национальное законодательство.
Банком России ведется активная работа по совершенствованию нормативной базы регулирования банковской деятельности на основе рекомендаций БКБН.

Как орган банковского регулирования и банковского надзора Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.

Особое место в банковском надзоре занимает надзор за системно значимыми кредитными организациями (далее – СЗКО). Критерием системной значимости и источником системного риска является взаимозависимость кредитных организаций. Взаимозависимость банков через активы и обязательства приводит к быстрому распространению эффекта «заражения рисками», и для оценки их финансовой устойчивости важно понимать, как каждый из них зависит от межбанковского рынка.

В настоящее время Банк России, опасаясь краха крупного банка, который может негативно повлиять на банковский сектор, разрабатывает перечень СЗКО с учетом размера их активов, объема вкладов физических лиц и роли на межбанковском рынке в качестве кредитора и заемщика. Эта группа банков, подвергаемая особому анализу и надзору, может рассчитывать в кризисной ситуации на твердую поддержку государства.

Перечень СЗКО согласно п. 4 Указания Банка России от 22.07.2015 № 3737-У включает кредитные организации, на которые приходится не менее 60 процентов совокупных активов банковского сектора.

На сайте Банка России 20 октября 2015 г. опубликован Перечень СЗКО, включающий 10 банков, на долю которых приходится более 60 процентов совокупных активов российского банковского сектора (табл. 5).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы: 1 2 3 4