1 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения состояния лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи, и подбором на основе индивидуального и дифференцированного подхода обоснованных приемов и способов его развития.
Рeчeвaя дeятeльнoсть – oчeнь cлoжнaя, мнoгoурoвнeвaя функциoнaльнaя cиcтeмa, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы) взаимосвязаны. Вступая во взаимодействие, они способствуют формированию языковых навыков и протеканию речевого процесса в целом.
С учетом постоянного увеличения числа младших школьников с общим недоразвитием речи проблема развития у них лексико – грамматических представлений занимает важнейшее место в современной логопедии, достаточно широко изучена, но вопрос о методике их коррекции остается одним из самых актуальных.
Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР).
Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова, А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова, Т.И. Гризик и многие другие.
Лексико-грамматические представления играют важную роль в становлении правильной связной устной, а в дальнейшем, и письменной речи. Неполноценность грамматического оформления речевого сообщения затрудняет его понимание слушателем.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии лексико-грамматических представлений младших школьников с общим недоразвитием речи, о чистоте и правильности их речи, предупреждать ии исправлять различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Развитые лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи обусловливают успешную адаптацию человека в любой социальной среде, что определяет значимость их формирования у детей, доказывая социальную актуальность нашего исследования.
В связи с этим актуальным на научно-теоретическом уровне является систематизация и научное обоснование использования различных методов и приемов развития и коррекции лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи
Проблема исследования: насколько эффективны будут систематизированные нами методы и приемы коррекции и развития лексико-грамматических представлений младших школьников с общим недоразвитием речи.
Тема исследования: развитие лексико-грамматический представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать подбор методов и приемов логопедической работы по развитию лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи, разработать систему логопедических занятий и проверить ее эффективность.
Объект исследования: состояние лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи будет более успешным, если будет разработана система логопедических занятий направленных на развитие лексико-грамматических представлений младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методы и приемы, направленные на развитие лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня могут быть применены в работе логопедов речевых школ.
Методы исследования:
База исследования: государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 3» г. Оренбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические основы логопедической работы по развитию лексико грамматических представлений у младших школьников с ОНР
1.1. Характеристика особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня
Изучением состояния лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи занимались Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова. В своих работах они указывали, что у данной категории детей отмечается «ограниченность словарного запаса, несоответствие объема активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, сложность актуализации словаря» [23].
Существует определенная периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона. Р. Е. Левиной описано три уровня речевого недоразвития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи. В связи с темой выпускной квалификационной работы и экспериментальной базой исследования (дети с общим недоразвитием речи III уровня) возникла необходимость анализа особенностей лексико-грамматических представлений у детей на третьем уровне речевого недоразвития. «Переход к третьему уровню речевого недоразвития характеризуется уже довольно высокой речевой активностью ребенка. Общение осуществляется с помощью использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов» [13].
Разнообразно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне ребенок активно пользуется местоимениями, часто союзами, простыми предлогами в ситуативных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями из окружающей жизни.
Речевая недостаточность часто проявляется во всех компонентах речи. Дети пользуются простыми нераспространенными предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. «Словарный запас ограничен, отстает от возрастной нормы: определяются незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий» [12]. Наблюдаются ограничения в возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Исходя из первичного речевого нарушения, недостаточность артикуляции и фонематического слуха затрудняет овладение лексикой, т.к. у детей формируется в головном мозге недостаточно четкий звуковой образ слова. Дети могут затрудняться в идентификации и назывании цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Л. С. Волкова отмечает грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
Рисунок 1. Ошибки в употреблении грамматических конструкций
Трудности развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, ведут к тому, что в основе перечисленных выше затруднений лежат недостаточно четкие представления о фонемах, недостаточность различения морфем [16].
Множество затруднений испытывают дети при использовании предложных конструкций:
Понимание обращенной речи на третьем уровне развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого и второго уровней), однако «дети затрудняются в ориентации в морфологических элементах, которые приобретают для них смыслоразличительное значение» [35]. Это относится к пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения возникают и при понимании и употреблении форм числа и рода прилагательных.
Значения предлогов понимается и правильно употребляется в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических структур и закономерностей относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь ребенка. Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характерно достаточно свободное использование простой фразы. Дети часто вступают в диалог, отвечают на вопросы, сами могут их задать. Пассивный словарь соответствует нижней границе возрастной нормы. В речи детей могут появляться конструкции сложных предложений, где используются все имеющиеся у ребенка в запасе части речи, частично сформированы первые навыки словообразования. Все это позволяет оценивать их речевое развитие как развернутую речь с элементами недоразвития, которые встречаются во всех компонентах языковой системы.
Отставание в речевом развитии у данной группы детей, прежде всего, касается связной речи:
Рисунок 2. Отставания в речевом развитии, связанные с нарушениями связной речи.
Также в самостоятельной речи дети зачастую сталкиваются с трудностями программирования высказывания: фрагментарность, нарушение временных и причинно-следственных отношений, ограниченность в использовании языковых средств, недостаточность навыков передачи композиции текста. Ведущими проявлениями этого, являются нарушения звукопроизношения и просодики. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде может приводить к сложным изменениям и нарушениям всех звеньев речевой системы, в том числе к недоразвитию лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом, словарный запас накапливается очень медленно, по сравнению с нормой, а фразовая речь развивается значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Важно, что при полноценной коррекционной работе в младшем школьном возрасте речь может быть достаточно полноценно сформирована в лексико-грамматическом плане.
1.2. Основные направления коррекционной работы по формированию грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня
В настоящее время, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение детей с тяжелыми нарушениями речи может проводиться в школах и классах как коррекционных, так и массовых по двум вариантам адаптированной общеобразовательной программы:
Первый вариант адаптированной образовательной программы ориентирован на детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Второй вариант адаптированной образовательной программы ориентирован на детей с общим недоразвитием речи II и III уровня, для детей с нарушениями чтения и письма или с заиканием.
Для детей с общим недоразвитием речи I уровня пишутся индивидуальные учебные программы [31].
Все обследованные в ходе констатирующего эксперимента дети обучаются по второму варианту программы.
В соответствии с адаптированной образовательной программой развитие лексико-грамматического строя речи ведется, в основном, на уроках по развитию речи, индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях, которые относятся к коррекционно-развивающей области программы. Данный курс тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах. На уроках по развитию речи, индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях, учащиеся получают знания о нормах общения, закрепляют эти знания на практике, учатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности, происходит развитие диалогической и монологической речи, обогащение и уточнение словарного запаса, овладение основными закономерностями лексико-грамматических представлений.
Главная цель работы по развитию речи и лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи — формирование и систематическое совершенствование языковых средств общения и мышления у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Рисунок 3. Задачи логопедической работы
Решение этих задач ведется на уроках литературного чтения, обучения грамоте, математики, изобразительного искусства, ручного труда, на индивидуальных логопедических занятиях, на уроках по развитию речи. Такая комплексная работа позволяет восполнить дефицитарность развития лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Программа по развитию лексико-грамматических представлений состоит из следующих разделов:
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель — логопед может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью, основные задачи данных разделов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные задачи разделов работы по развитию лексико грамматических представлений
| Работа над словом. | Задачами данного раздела являются: — обогащение и развитие словарного запаса детей путем накопления новых слов и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования; — формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова; — уточнение значений слов; — развитие лексической системности; — актуализация словаря; — расширение и закрепление связей слова с другими словами; — тренировка в правильном употреблении слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи. — устранение аграмматизмов в словообразовании; — овладение суффиксальным и приставочным способами образования основных лексико-грамматических разрядов слов (существительных, прилагательных, глаголов); — уточнение значения понятия «однокоренные слова»; — развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов; — развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава; |
| Работа над предложением. | Основная задача этого раздела – развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения. В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.). |
| Работа над связной речью. | Основные задачи раздела следующие: — формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; — формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания; — формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания. |
Развитие лексико-грамматической стороны речи ведется с учетом следующих принципов, представленных в таблице 2.
Таблица 2 — Принципы, лежащие в основе логопедической работы направленной на развитие лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи
| — этиопатогенетический | учет этиологии и механизмов речевого нарушения; |
| — системности и учета структуры речевого нарушения | необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов |
| — комплексности | устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер; |
| — индивидуального и дифференцированного подхода | учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; |
| — поэтапности | логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы, каждый из которых характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции; последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому; |
| — развития | предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; |
| — онтогенетический | разработка методики коррекционно — логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе; |
| — учета личностных особенностей | необходимо учитывать личностные особенности детей для достижения наилучшего результата; |
| — деятельностного подхода | исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка; |
| — использования обходного пути | формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена; |
| — формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. | |
1.3. Логопедическое занятие как основная форма работы по развитию лексико-грамматических представлений младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическое занятие является основной формой работы по развитию лексико-грамматических представлений младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях образовательного учреждения.
В государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате №3» г. Оренбурга проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений развития лексико-грамматических представлений младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Занятия с детьми, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекционная работа осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность фронтального занятия 40 минут, подгрупповых и индивидуального – 20 минут. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся.
Фронтальные логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития лексико-грамматических компонентов у младших школьников с общим недоразвитием речи и их коррекции, которые являются приоритетными для всех или большинства обучающихся. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фиксацию, на какой – либо теме из окружающего ребенка с общим недоразвитием речи третьего уровня предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях и уроках: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на уроках рисования и т.д. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями:
Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и идеально дополняют друг друга разные формы работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня.Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого материла и содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.
На логопедических занятиях используется лексико – грамматический подход. При таком подходе изучаются наиболее распространенные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.
Таким образом, у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня формируются лексико-грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются:
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать разнообразные лексико – грамматические игры и игры со словами.Индивидуальные логопедические занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию лексико-грамматических представлений, индивидуальных для каждого воспитанника.
Индивидуальные занятия должны включать в себя следующие этапы:
К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:
Рисунок 4. Требования, предъявляемые к логопеду, во время проведения логопедических занятий
Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемого материала. Необходимо повышать темп речевых заданий и упражнений. Необходимо постепенно усложнять лексический материал, переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.
Выводы
Анализ литературы по проблеме развития лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи позволил теоретически обосновать необходимость логопедической работы по развитию лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Изучением состояния лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи занимались Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова. В своих работах они указывали, что у данной группы детей отмечается ограниченность словарного запаса, несоответствие объема активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, сложность актуализации словаря.
При общем недоразвитии речи нарушение артикуляции препятствует полноценному овладению не только фонетической стороной речи, но и закономерно отражается на полноте и качестве словаря, а также затрудняет процесс формирования лексико-грамматических представлений.
Таким образом, при недостаточной коррекционной работе в дошкольном периоде, дети с общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте нуждаются в логопедической работе по развитию лексико-грамматических представлений.
Развитие лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня ведется в рамках образовательной программы на уроках по развитию речи, индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях.
Логопедические занятия являются основной формой работы логопеда речевой школы по развитию лексико-грамматических представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Учителем – логопедом проводятся как индивидуальные, так и фронтальные логопедические занятия, которые составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию лексико-грамматических представлений, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника. Занятия носят интегрированный характер, что позволяет параллельно реализовываться и органично дополнять друг друга разным формам работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня, в том числе и лексико-грамматических представлений.
1 2
