Меню Услуги

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Речь к ВКР

Тема: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Уважаемые члены комиссии и присутствующие, добрый день.

Тема представляемой к защите работы «Развитие логического мышления у детей дошкольного возрастав процессе игровой деятельности».

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы.

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Игра в жизни дошкольника все еще занимает значительное место. Более того, игры – это всегда интересно и познавательно.

Новизна данного исследования заключается в том, что потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач,  таких как логическое мышление.  Игра может являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Воспитательное воздействие игровой деятельности общеприз­нанно. Отечественная педагогика стремится использовать богатейший арсенал детских игр, воспитывающих действенность, активность лич­ностных качеств дошкольников, их самостоятельность и инициатив­ность.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: логическое мышление дошкольника.

Предмет исследования: особенности развития логического мышления дошкольника в процессе игровой деятельности.

Гипотеза: развитие логического мышления у дошкольника, будет эффективно развиваться в процессе игровой деятельности.

Методологическая основа исследования: в работе были использованы монографии, научные и учебные издания по общей, возрастной психологии, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросу развития детей дошкольного возраста, развитию логического мышления: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, а также Поддьяков Н. Н., Никитин, Б.П., Карпова Е.В., Шамова, Т.И., Хабиб Р.А., Казанский Н. Г., Назарова  Т. С. и др.

Методы и методики исследования.  Для проведения исследования были выбраны методы и методики, отвечающие его целям и задачам. В дипломной работе использовались  качественный и количественный анализ полученных данных, их статистическая обработка.

  1. Методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усовершенствованная Т. Н. Овчинниковой[17],
  2. Методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой [18]),
  3. Методика «Найди такую же», разработанная Угаровой Г.М. [18].

Достоверность научных результатов исследования: обеспечивается надежностью и достоверностью полученных результатов, применением совокупности методов исследования, достаточной репрезентативностью выборки, практической проверкой полученных результатов, а также использованием современных методов компьютерной обработки статистических материалов.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в период с декабря 2015г по март 2016г в ГДОУ №3 (подготовительная группа) по Московской Области в Сергиево-Посадском районе. Количество детей в экспериментальной группе — 15. Количество детей в контрольной группе — 15. Возраст — 5-6 лет.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии (46 наименования) и приложения. В работе содержатся таблицы и гистограммы. Приложение содержит бланки методик.

В результате выполнения исследования достигнуты следующие результаты.

Совместно с воспитателем на основе предварительных исследований и наблюдений нами был разработан перспективный план занятий по развитию логического мышления дошкольников и было проведено 9 занятий в экспериментальной группе.

После окончания цикла занятий мы провели сравнительную диагностику, цель которой — сравнить уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной группы, в которой мы проводили развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.

Для проведения экспериментального исследования мы применили следующие методики: методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усовершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же» (Угаровой Г.М.).

По итогам проведенного исследования по методике «Домино» мы пришли к выводу о том, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе достаточно высок, уровень детей с высоким и очень высоким развитием мышления достигает 80%, тогда как в контрольной группе-всего 33%, там большинство детей имеет средний уровень развития (60%).

Методика «Недостающая деталь» также показала, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе более высок, (уровень детей с высоким и средним развитием мышления достигает соответственно 33% и 47%), чем в контрольной группе (всего 20% и 27% соответственно), где большинство детей имеет низкий уровень развития мышления (53%).

По результатам диагностики по третьей методики видно, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе превышает уровень развития в контрольной группе.

В целом гипотеза подтвердилась — развитие логического мышления у дошкольника, будет эффективно развиваться в процессе игровой деятельности.  Мы пришли к выводу, что проведение специальных обучающих и развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления старших дошкольников.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

Спасибо за внимание.

Прикрепленные файлы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




_240616

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость