Меню Услуги

Экономическое обоснование вариантов развития малого предприятия (кафе «Бруклин»)

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
  • 1.1. Сущность и задачи бизнес-плана
  • 1.2. Структура, содержание и этапы разработки бизнес-плана предприятия
  • 1.3. Особенности бизнес-планирования в сфере общественного питания
  • ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН КАФЕ БРУКЛИН
  • 2.1. Общая характеристика создаваемого предприятия
  • 2.2. Резюме проекта
  • 2.3. Организационные основы проекта
  • ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ ПО ПРОЕКТУ
  • 3.1. Производственный план предприятия
  • 3.2. Финансовый план предприятия
  • 3.3. Оценка рисков бизнес-плана
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее исследование различных сторон работы любой фирмы.

В данной работе главным, и ключевым, инструментом будет являться – малое предприятие. независимо от того, какой вид малого и среднего бизнеса будет выбран: тепличное хозяйство, разведение рыбы, выращивание рассады или шампиньонов, ремонтные мастерские и т. д., только качественно составленный бизнес-план в состоянии указать на положительные или отрицательные перспективы предпринимателей.

Наиболее распространенными причинами неудач в реализации проекта являются: недостаточное внимание к качеству планирования или игнорирование вообще этого процесса. Провал проекта может произойти в связи с недостатком ресурсов, нереально рассчитанных сроков, не верно сформулированной цели или ее изменения в процессе разработки проекта, а так же из-за недостаточной детальности планирования [4, с. 140].

Однако, хорошо продуманный бизнес-план поможет предпринимателю любого ранга (фермеру, подсобному цеху, сельхозпредприятию, предприятию по переработке сельхозпродукции) проанализировать свои идеи, оценить их рациональность и реалистичность, выявить слабые стороны и возможные резервы, уменьшить риск и определить наиболее оптимальные пути достижения конечной цели, а также будет способствовать установлению деловых отношений с потенциальными партнерами по бизнесу.

В работе исследуются теоретические и методические аспекты управления бизнес-планированием инновационной деятельностью предприятий. Отдельные вопросы указанной проблемы нашли отражение в работах ученых по следующим направлениям:

  • разработка методов планирования деятельностью конкурентоспособных предприятий в современных экономических условиях — М.М. Алексеева, И. Ансоффа, Бухалкова М.И., А.А. Калюкина, Ж. Ламбрена, В.Н. Самочкина, О.А. Тимофеевой, Д. Хасби, О. Хотяшевой, В.Е. Хруцкого, В. Чемекова и др.;
  • эффективное привлечение инвестиций реализации проектов, развития предприятий в целом — А.Я. Быстрякова, И.И. Веретенниковой, В.В. Косова, И.В. Липсица, А.М. Марголина, И.В. Сергеева, Я. Урисона и др.;
  • адаптация, формирование и применение методов бизнес-планирования организаций для реализации проектов малых предприятий — И.А. Аренкова, Г.Л. Багиева, В.П. Бурова, О.В. Ефимовой, Т. Кадзума, Р. Качалова и др.

Целью работы является обоснование и разработка открытия кафе «Бруклин».

Исходя из цели исследования, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, значение и задачи бизнес-плана предприятия;
  • рассмотреть структуру, содержание и этапы разработки бизнес-плана;
  • рассмотреть особенности бизнес-планирования в сфере общественного питания;
  • составить бизнес-план кафе «Бруклин» и обосновать его эффективность.

Объектом исследования является создаваемое кафе «Бруклин». Предметом исследования является разработка бизнес-плана кафе.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области методов управления инновационной деятельностью.

В ходе исследования использовались системный, структурный, функционально-стоимостной и морфологический анализ, метод экспертных оценок.

Актуальность, цель и задачи исследования определили структуру дипломной работа, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

1.1. Сущность и задачи бизнес-плана

Понятие (сущность) бизнес-планирования вытекает из его функций, поскольку именно функции определяют круги влияния положений плана и позволяют проанализировать эффективность его реализации.

Функции бизнес-планирования:

  • выработка предпринимательской стратегии;
  • формирование комплекса шагов по реализации выбранных стратегий и по оценке эффективности их внедрения;
  • режим привлечения необходимых ресурсов (финансовых, трудовых) для воплощения стратегии.

Опираясь на перечисленные направления планирования, можно определить бизнес-план как проект осуществления хозяйственных операций в разрезе достижения стратегических целей предприятия.

Несмотря на то, что в законе не закреплена обязанность хозяйственника выполнять бизнес-планирование, есть ситуации, когда сторонние организации имеют право потребовать от предприятия бизнес-план. Отсутствие этого плана не станет причиной привлечения к ответственности, но закроет предпринимателю доступ к дополнительному финансированию. Все эти ситуации связаны со сторонним вложением капитала или других ресурсов в деятельность фирмы:

  • Привлечение государственных субсидий, грантов, а также любых других имущественных или финансовых инвестиций от государства невозможно без предъявления на первоначальном этапе бизнес-плана.
  • Ни один банк не даст кредит, пока не убедится, что предприниматель направит заемные деньги в соответствии с целями бизнес-планирования, и что функция кредита – увеличение оборотных средств – подкреплена эффективной программой конкретных действий со стороны предприятия-заемщика.
  • Участие в совместных инвестиционных проектах, реализуемых инвестиционными фондами.

В зависимости от того, для реализации каких проектов формируется бизнес-план, в котором отражены основные цели и этапы деятельности предприятия в разрезе конкретного бизнес-планирования, разработано несколько форматов – методик составления бизнес-планов:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • Методика по ЮНИДО. ЮНИДО – специализированное учреждение при ООН, которое занимается в том числе и вопросами статистики в таких сферах жизни общества, как экономика, промышленность, финансы и другие смежные структуры. Методика, разработанная этой структурой, предлагает свой взгляд на такие важные моменты составления бизнес-стратегии как анализ возможностей, изучение имеющихся альтернатив, технико-экономическое обоснование, основные положения решения о реализации инвестиционного проекта.
  • Методика ЕБРР больше рассчитана на предложения банкам от мелкого и среднего бизнеса на получение кредитных средств под реализацию бизнес-проектов. В этой методике основной упор делается не на стратегическое планирование, а на этапы получения, освоения и погашения кредитных ресурсов.
  • Методика BFM GROUP рассчитана на бизнес-планирование в рамках мероприятий по оздоровлению бизнеса и по его развитию. Такое планирование в основном осуществляется либо при смене хозяев предприятий, либо при существовании внешней или внутренней серьезной угрозы существованию фирмы.

Есть еще не одна эффективная методика по выявлению потенциала предпринимательской компании и путей реализации как имеющихся, так и вероятностных возможностей.

Чтобы приобщиться к культуре планового предпринимательства, бизнесмену необходимо довериться профессиональным консультантам в области бизнес-планирования и четко следовать намеченному ими плану, скорректированному на собственное бизнес-чутье и адекватную оценку результатов каждого этапа реализации плана.

Бизнес-план организации представляет результаты предварительных технико-экономических обоснований малых, средних и крупных проектов в деловом планировании.

В основном бизнес-план предназначен для персонала организации, находящихся на управленческих должностях, а также для потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров. Руководство предприятия на основании бизнес-плана определяет возможные проблемы, с которыми в будущем может встретиться фирма при реализации своих намеченных целей, производит оценку конкурентоспособности и финансового положения компании, намечает пути выхода из возможных кризисов.

Бизнес-планирование не является руководящей направленностью, а обуславливается необходимостью руководителя организации в четкой детализации возможностей развития, которая представляет исполнителям перспективу в их дальнейшей деятельности, а также позволяет просчитать всевозможные риски. Бизнес-планирование считается самостоятельным видом плановой деятельности предприятия, которая в свою очередь непосредственно связана с бизнесом и предпринимательством. Добиться стабильного успеха в условиях ожесточенной конкуренции можно, только если его планировать.

Объективно оценить собственную предпринимательскую деятельность организации обеспечит бизнес-планирование, оно также является необходимым инструментом при принятии проектно-инвестиционных решений в условиях конкурентной среды на рынке и потенциалом предприятия.

Одним из заключительных этапов при стратегическом планировании является бизнес-планирование. Оно поможет определить ресурсы, которые будут необходимы для достижения намеченных целей, и установить систему сбалансированных показателей, благодаря которой можно с успехом осуществлять дальнейшее оперативное управление и оценивать степени успешности при реализации определенной стратегии.

Исследования деятельности, которые систематически проводятся в зарубежных фирмах, показывают, что причиной их банкротства послужили допущенные просчеты при составлении бизнес-план или вовсе его отсутствие.

К сожалению, в российских организациях использование бизнес-планирования с целью формирования и обоснования решений по управленческим вопросам — это не правило, а скорее исключение. Как показывает практика, подавляющее число руководителей не владеет необходимыми знаниями в области управления, а тем более философией бизнес-планирования и к его полезности относится скептически.

В условиях быстро меняющейся внешнеэкономической среды длительность подготовки бизнес-плана в некоторой степени влияет на уменьшение его значение, так как используемые в нем положения становятся неактуальными раньше, чем начитает работать сам бизнес-план. Бизнес будет невозможен без использования детальных планов. Образовавшиеся противоречие может разрешиться посредством своевременной корректировки бизнес-плана в соответствии с его реализацией в связи с изменениями параметров происходящих во внешней и во внутренней среде.

Модификация бизнес-плана в процессе его реализации, позволяет применить его в качестве актуального системного инструмента, дающего возможность представления динамики бизнеса и обеспечение непрерывного управления предприятием посредством достижения текущих и стратегических целей. В данном случае неизменность целей сформирует у работников организации социокультуру, которая поможет сплотить коллектив и придаст ощущение стабильности, в том числе и в случае необходимости в корректировке бизнес-плана.

Различные виды бизнес-планов представлены в таблице 1.

Таблица 1.1. Виды бизнес-планов [12, c.46]

Вид бизнес-плана Описание
Бизнес-план организации В нем описаны перспективы ее развития на предстоящий плановый период с указанием основных бюджетных н хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиционных или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения организации Бизнес-план структурного подразделения или центра финансовой ответственности представляет собой план развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности, централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста при были, оставляемой в распоряжении подразделения.
Бизнес-план как заявка на кредит Данный бизнес-план предназначен для получения на коммерческой основе заемных средств от организации- кредитора.
Бизнес-план как заявка на грант Бизнес-план как заявка на грант предназначен для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-экономических проблем с обоснованием прямых н косвенных выгод для общества от выделения ресурсов под заявляемый проект.
Бизнес-план инвестиционного проекта Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой обоснование для потенциального инвестора стратегии освоения рынка и предполагаемых финансовых результатов. Он составляет основу для переговоров с потенциальным инвестором н партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
Бизнес-план развития региона Бизнес-план развития региона содержит обоснование перспектив социально-экономического развития региона н объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

 

Существует классификация бизнес-планов, которая основывается на бизнес-линиях, ориентации на дальнейшее развитие предприятия и специального характера бизнес-планы (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

 

Следовательно, в системе управления организацией важное место занимает бизнес-план. Ко всему прочему, если компания стремится найти по­тенциальных инвесторов, она должна обладать не только строгим представ­лением о предлагаемом бизнесе, но и наличием необходимых аргументов для потенциальных партнеров в пользу того, что она в состоянии наладить новое производство и в дальнейшем эффективно управлять им.

Для достижения этих целей в практике мировой экономики служит выработанная форма бизнес-плана, то есть планового документа, который включает в себя многоцелевой характер: обоснование для открытия нового бизнеса, определение перспектив его развития, формирование будущих активов организации.

Рисунок 1.2 — Основания дифференциации бизнес-проектов

 

В настоящее время бизнес-проекты, с которыми нам приходится сталкиваться, весьма разнообразны. Можно их дифференцировать по различным основаниям. Несомненно, приведенная на рисунке 3 система дифференциации не единственная в своем роде, и еще не завершена. Но в некоторых ситуациях она может быть полезна.

Грамотно составленный бизнес-план позволит предприятию спланировать и более эффективно выстраивать свою дальнейшую деятельность.

Чтобы построить успешный бизнес, недостаточно просто иметь хорошую идею. Ее нужно воплощать в текстах, графиках, цифрах и таблицах. Для этого предназначен бизнес-план.

Бизнес-план – это бумажный либо электронный документ, оформляемый для внешних или внутренних целей. Он содержит сведения о функционировании фирмы, анализ текущих проблем и определение способов их решения. Грамотно разработанный план аргументированно и четко отвечает на вопросы, имеет ли смысл тратить силы и средства на реализацию проекта, какой степенью прибыльности будет обладать дело и окупится ли оно.

Готовый бизнес-план – это результат сложной организационной работы и различных маркетинговых исследований, сфокусированных на изучении услуги, продукта, направления деятельности либо компании в целом в сложившихся рыночных условиях. С учетом этого основу плана составляют:

  • Конкретный проект фирмы – в случае внедрения новой услуги или товара (особенности выхода на рынок, технологии);
  • Полный анализ хозяйственного, торгового и производственного сектора – с целью выявления недостатков и преимуществ, отличительных черт и особенностей;
  • Результаты изучения технических, финансовых, организационных и коммерческих механизмов, использование которых возможно при решении определенных задач.

Каждое предприятие, рассматривая, для чего нужен бизнес-план, должно проанализировать возможное применение этого документа:

  • Для предоставления сторонним организациям и лицам. Внешний бизнес-план требуется для наиболее выгодного преподнесения проекта лицам, в которых фирма заинтересована. Это могут быть деловые партнеры, инвесторы, разнообразные фонды, банковские учреждения и даже государственные органы.
  • Для решения внутренних задач фирмы. Во внутреннем плане должны отображаться не только сильные стороны и хорошие перспективы, но и описываться все недостатки, внутренние и внешние угрозы для бизнеса. Такой план используется в качестве управленческого документа, позволяющего объективно оценить деятельность фирмы или отдельного ее проекта, принять аргументированное решение о дальнейших действиях.

Создание внутреннего бизнес-плана сопровождается решением многих вопросов, что значительно упростит процесс написания внешнего. Во время составления внутреннего плана появляется возможность определить, действительно ли есть необходимость в привлечении инвестиционных средств или фирма сможет обойтись своими силами.

Изучая, для чего нужен бизнес-план, нельзя упускать из виду помощь этого документа руководителю в:

  • поиске перспективных направлений бизнес-деятельности;
  • выходе на новый рынок/уровень;
  • определении длительных и краткосрочных целей;
  • формулировании стратегии;
  • выработке тактического плана;
  • определении критериев, которым должны соответствовать новые услуги и товары;
  • оценке коммерческих и производственных издержек;
  • формировании понятия о соответствии кадрового состава поставленным на ближайшее время целям;
  • разработке маркетинговой политики для утверждения своих позиций на рынке;
  • оценке финансового состояния организации.

Кроме того, анализируя бизнес-план предприятия, руководитель получает возможность по-новому взглянуть на сложности, которые препятствуют развитию.

Сформулированные по результатам практического опыта сущность, цели и задачи бизнес-планирования наглядно иллюстрируют характер социально-производственных отношений, которые могут быть отрегулированы в рамках составления эффективного плана хозяйствования.

Чтобы в процессе реализации запланированных мероприятий (функционирования компании) все действия участников проекта были продуктивными и согласованными, план должен иметь четко поставленную цель.

Формулировка цели бизнес-планирования – процесс индивидуальный и часто зависит от многих внешних и внутренних факторов, в которых приходится функционировать тому или иному предприятию. Однако практически все частные цели можно объединить в главную цель бизнес-планирования – это получение информации о возможных путях освоения ресурсов в разрезе извлечения из них максимальной прибыли.

Предприниматель, который на начальном этапе имеет перечень ресурсов и должен найти ответ, как с наибольшей эффективностью их использовать, фактически имеет перед собой задачу, решение которой и будет иметь документальное выражение в виде бизнес-плана.

Наличие прослеживаемых связей между целями и задачами планирования дает возможность оценить эффективность положений плана. Основные задачи бизнес-планирования выглядят следующим образом:

  • анализ профильного рынка с учетом положения фирмы-заказчика на этом рынке;
  • определение основных и дополнительных целей заказчика (не путать с целями плана);
  • оценка имеющихся коммерческих активов в разрезе реализации плана;
  • оценка уровня прогнозируемых затрат на запланированные мероприятия;
  • выявление маркетинговых дефектов производства и предложения по их оперативному устранению;
  • соответствие профессионального уровня сотрудников предприятия для реализации предложенной бизнес-стратегии и прогноз на привлечение дополнительных трудовых ресурсов;
  • предложения по привлечению дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых) на определенных стадиях реализации проекта.

Как видно из анализа основных понятий эффективного планирования хозяйственных процессов, все они направлены на то, чтобы во время составления и выполнения проекта предприниматель имел возможность самостоятельно отслеживать, насколько результативны выполняемые им в рамках этого плана действия.

В связи с этим бизнес-план является незаменимым документом: при принятии важных управленческих решений; при составлении любого рода отчетов по внедрению запланированных процедур; при направлении предложений о сотрудничестве потенциальным инвесторам. Но быть этому документу или нет – каждый предприниматель решает самостоятельно.

1.1. Структура, содержание и этапы разработки бизнес-плана предприятия

Структура бизнес-плана предприятия представляет собой описание проекта, предположительные суммы вложений, а также сроки его осуществления. Разные бизнес-планы могут сильно отличаться между собой детализацией описания проектов и даже наличием/отсутствием некоторых разделов. Состав и структура бизнес-плана зависят от сферы, в которой находится проект, его размеров и уникальности; документ, кроме основных разделов, может включать в себя весь перечень преимуществ и подробный процесс изготовления нового продукта.

Основные функции бизнес-плана: возможность применения для разработки стратегии бизнеса; планирование (возможность оценить потенциал развития проекта, проводить контроль внутри организации); привлечение денежных средств (зачастую личного капитала не хватает для открытия нового дела, а без наличия бизнес-плана почти невозможно получить в банке кредит); привлечение потенциальных партнеров, которые могут вложить свой капитал или разработанные технологии. Следовательно, внутрифирменное и внешнее бизнес-планирование – это неотъемлемая часть стратегии любого предприятия на разных этапах его развития.

Стандарты для написания бизнес-планов предлагает организация UNIDO, которая борется за индустриальное процветание государств с переходной экономикой.

Основной список разделов, что включает в себя бизнес-план по версии ЮНИДО:

  • титульный лист;
  • исполнительное резюме;
  • описание предприятия;
  • список продукции и услуг;
  • направления маркетинга;
  • производственный план с основными характеристиками;
  • управление и организация;
  • финансовый план с анализом затрат и прогнозом доходной части;
  • оценку возможных рисков;
  • разного формата приложения.

В каждом индивидуальном случае структура бизнес-плана по пунктам может несколько отличаться от стандартной и иметь дополнительные разделы.

Титульный лист обязательно несет в себе следующую информацию: название проекта; полное название организации и ее адрес; информация о владельцах фирмы, номера телефонов; краткая характеристика проекта; стоимость проекта (можно также указать предположительное время, через которое проект окупится); дата составления бизнес-плана.

Исполнительное резюме представляет собой «выжимку», предельно лаконичное изложение содержания бизнес-плана. Главной его задачей является пробуждение интереса к проекту потенциального инвестора. Объём раздела составляет 1–4 страницы машинописного текста. Резюме содержит:

  • описание компании и характеристику ее деятельности;
  • важные моменты основных разделов, из которых состоит структура бизнес-плана предприятия;
  • оценку спроса на новую продукцию;
  • оценку перспектив развития проекта;
  • объем необходимых инвестиций;
  • контрольные сроки.

В разделе «Общее описание предприятия» дают характеристику предприятию, оценивают его положение на рынке, указывают главные виды деятельности, владельцев, финансовые показатели и достижения. Для того чтобы заинтересовать инвестора, важно еще отметить преимущества компании перед конкурентами, цели и перспективы описываемого бизнеса.

Список продукции и услуг. В этом пункте предоставляется описание услуг и товаров, которые предлагает компания. Нужно указать возможности использования этих товаров/услуг, их преимущества, соответствие стандартам и привести оценку готовности их к выходу на рынок.

В разделе «Маркетинг» небходимо подробно разъяснить методы продвижения продукта на рынке. Должен быть проведен маркетинговый анализ, где рассматриваются характеристики рынка, возможные конкуренты и потенциальные потребители продукции. Маркетинговый план обязательно включает данные о ценовой политике, направлениях и способах рекламы продукта, методах организации продаж и послепродажного обслуживания клиентов, предположительные объемы продаж.

В разделе «Производственный план» дают описание технологического процесса. Нужно перечислить источники материалов, сырья и необходимого оборудования, написать о потребностях в помещениях, источниках энергии, коммуникациях. В этом пункте также перечисляются требования к трудовым ресурсам: количество персонала, его обучение, оплата и условия труда, состав структурных подразделений и возможные изменения штата в процессе развития предприятия.

Управление и организация. В этом разделе предоставляется список главных участников предприятия и структура отношений в нем: предприниматель; партнеры; совет директоров; ключевые отделы и сотрудники; список инвесторов. Нужно показать внутренние связи участников внутри организации, обозначить их обязанности и сферы ответственности.

Финансовый раздел. Без него не обойдется схема бизнес-плана, предназначенного инвесторам. В разделе финансового планирования должен присутствовать график выполнения работ. А также финансовые ресурсы, необходимые для их своевременной реализации. Нужно указать потенциальные источники финансирования, ответственность и гарантии заемщиков, сроки погашения кредитов и схему расходов.

Желательно привести такие показатели, как: соотношение прибыли и убытков; внутреннюю норму доходности; период окупаемости; NPV (чистую приведенную стоимость); индекс рентабельности; операционный рычаг; точку безубыточности.

Оценка возможных рисков. В этом разделе оценивают наиболее вероятные риски для данного проекта и возможные последствия их реализации. Чтобы минимизировать прогнозируемые потери в глазах инвесторов, нужно подробно описать организационные меры профилактики рисков и изложить программу страхования.

Приложения. Приложения служат доказательством, иллюстрацией и/или разъяснением сведений, указанных в бизнес-плане. Это могут быть резюме руководителей проекта, итоги проведенных маркетинговых исследований, графики, электронная презентация, фотографии и подробные характеристики продукции, договоры, контракты, лицензии, отзывы о компании.

Каждое коммерческое мероприятие должно начинаться с составления бизнес-плана. Он необходим не только инвесторам, но и бизнесмену, и его сотрудникам. Рассмотрим этапы бизнес-планирования, прохождение которых позволит составить идеальный план.

Первый этап: подготовительный. На данном этапе главной задачей является определение: целей создания документа и необходимых для этого сроков; предназначения плана; ответственных исполнителей разделов; необходимости привлечения работников из других организаций; графика работы компании; бюджета. Подготовительный этап может быть разделен на несколько шагов:

  • Определение целей составления бизнес-плана.
  • Подбор источников информации.
  • Точное обозначение целевых читателей документа.
  • Разработка общей структуры плана.

Второй этап: разработка бизнес-плана по разделам. Этот этап можно условно разделить на два шага:

  • сбор необходимой информации.
  • непосредственное составление бизнес-плана.

Совершенно понятно, что процесс бизнес-планирования при отсутствии сведений о состоянии рынка, потребительском спросе, данных мониторинга цен и т. п. попросту невозможен. Получить нужную информацию можно, обратившись в специализированные маркетинговые агентства. Как вариант, возможно и самостоятельное проведение исследований. В качестве источников информации могут выступать правительственные отчеты, публикации отраслевых ассоциаций, интернет-информация, статьи в журналах научной направленности и т.п.

К выполнению второго шага рекомендуется привлекать инициаторов написания проекта (будущих его исполнителей). Таким образом предпринимателю удастся составить максимально полное и системное представление о сильных и слабых сторонах компании, ведущих направлениях ее деятельности, действительных шансах воплощения данного бизнес-плана в жизнь.

Третий этап: анализ чувствительности проекта. Целью этапа является проведение анализа устойчивости и эффективности проекта по отношению к различным внешним показателям. Процесс выполнения этих задач может быть разделен на следующие шаги:

  • Расчет показателей ликвидности: индексы ликвидности, чистый оборотный капитал и т.п.
  • Расчет показателей деловой активности: оборачиваемость средств по счетам дебиторов и товарно-материальных запасов, период оплаты за товар и др.
  • Определение показателя рентабельности.
  • Подсчет показателей финансовой устойчивости.
  • Определение показателей эффективности инвестиций в зависимости от ставки дисконтирования: индекс прибыльности, период окупаемости проекта, чистый приведенный доход, внутренняя норма рентабельности и пр.
  • Определение степени влияния на чистый доход различных изменчивых внешних факторов: цен реализации, объема продаж, налогов, условно-постоянных издержек, переменных издержек, суммы инвестиционных затрат, ставки дисконтирования, стоимости привлеченных средств и др.
  • Расчет точки безубыточности для основных категорий услуг и товаров.

Четвертый этап: обсуждение бизнес-плана. Организация процесса бизнес-планирования на данном этапе сводится к тому, что руководители, специалисты подразделений организации, консультанты из сторонних компаний и авторы разделов документа анализируют и обобщают все отклики относительно каждого обоснованного замечания, разрабатывают аргументированное заключение. Как результат, проект бизнес-плана либо поступает на доработку и корректировку, после чего повторно проходит все вышеописанные стадии бизнес-планирования, либо, в худшем случае, ставится задача по разработке нового варианта документа. Чаще это происходит с проектами, разработанными сторонними компаниями: бизнес-планы, созданные без скрупулезного учета специфики организации, требуют доработки и уточнения.

Пятый этап: заключительный. Цель этапа – окончательная редакция бизнес-плана, его утверждение руководством организации и передача на изучение всем заинтересованным лицам и компаниям. Конечный вариант бизнес-плана, в котором он будет предоставлен инвесторам и/или банкирам, должен быть выполнен на наивысшем полиграфическом уровне. Он обязательно должен быть читабельным, иметь оглавление, удобное структурное деление на разделы и подразделы. Для доказательства и пояснения тех или иных сведений в документе должны быть приведены статистические данные, схемы, фотографии, рисунки. Важно понимать, что каждому потенциальному инвестору ежедневно подают на рассмотрение не один, а несколько бизнес-планов. Поэтому важно тщательно подойти к оформлению резюме: в нем необходимо привести максимум информации о проекте, но при этом она должна подаваться лаконично и четко.


Страницы:   1   2   3