Заявка на расчет
Меню Услуги

Современные проблемы и тенденции развития правового образования. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы:   1   2   3


1.3. Этапы развития и современное состояние школьного правового образования в России и в Европе

Осознание современного состояния правового образования в школе невозможно без рассмотрения эволюции и выделения этапов его развития.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

За основу периодизации были взяты хронологические рамки, представленные А.Ю. Соловьевым [12].

— с 1937 г. до конца 50-х гг. в школах в различных классах изучался курс Конституции СССР;
— с 1958 г. в старших классах началось изучение основ отраслевых юридических наук;
— с 1962 г. в курсе «Обществознание» самостоятельной частью выступало изучение права;
— с 1975 г. до 1990 г. существовал самостоятельный курс «Основы Советского государства и права»; с 1991 года, согласно государственному стандарту, требования по правовому образованию школьников выражаются в перечне го-сударственно-правовых вопросов по курсу «Обществознание», а администрации школ предоставлено право самостоятельно решать, какими путями и в каком объеме школьники будут изучать курс «Право».

Первым этапом преподавания права в советской школе стали 1930-50-е годы, период нашей истории, связанный с именем И.В. Сталина.

Начало систематического преподавания гражданской истории и права в виде изучения знаменитой «сталинской» Конституции СССР в советской общеобразовательной школе относится к середине 30-х гг.

Решительным поворотом к преподаванию стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. Как отмечал тогдашний нарком просвещения A.C. Бубнов, при его подготовке Сталин «взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение». Одновременно сталинское руководство потребовало резкого усиления идеологического контроля за деятельностью учителей. А. Жданов говорил о необходимости того, чтобы в школах «каждого, кто посмел сказать что- либо (плохое) о Сталине или других вождях, взяли так в работу, чтобы он и не пикнул.. .» Усиление контроля за школой по времени совпадало с волной массовых репрессий 1936-1938 гг., сопровождалось как крупными физическими потерями среди ученых и работников образования, так и резким снижением интеллектуального и нравственного потенциала всего преподавательского корпуса. Следствием этого стало создание нужной режиму тоталитарной школы. Важнейшим ее элементом должны были стать «стабильные учебники», от которых преподаватели не могли отступить ни на шаг [35].

Однако первые учебники не оказались долговременными. Прокатившаяся в 1936-1938 гг. волна репрессий поглотила многих авторов, и также видных большевистских деятелей, имена которых изымались со страниц учебников. Оформление сталинской концепции истории страны с конца 19 в. и развития большевистской партии связано с выходом в 1938 г. книги «История ВКП (б). Краткий курс», которая была отредактирована лично Сталиным. Она стала «подлинной энциклопедией культа личности, теоретико-методологической основой и фундаментом сталинизма». Эта книга была положена в основу сталинской интерпретации того периода истории, с которым были связаны жизнь и деятельность большевистского диктатора.

Со смертью генералиссимуса и после XX съезда с его разоблачением культа личности, в СССР началась эпоха серьезных реформ, затронувших и советскую школу. XX съезд КПСС и его влияние на развитие советской науки сказалось и на изучении права в школе. Противоречия в преодолении негативного воздействия культа личности Сталина на работу советской школы привели к изменениям второй половины 1950-х годов. Остро, на уровне ЦК КПСС встал вопрос о трактовке принципов объективности и партийности в исторической и общественной науке. Прошло Всесоюзное совещание 1962 г. по вопросам подготовки научно-педагогических кадров по общественным наукам: ограничения в критике сталинской методологии и преодоления ошибок в изучении прошлого нашей страны. По большому счету, период руководства Н.С. Хрущева по самому своему духу настолько нехарактерен для Советского государства, что нет ничего удивительного, что в этом небольшом временном отрезке можно выделить сразу два периода [22]:

1 период – реформа конца 1950-х годов в системе среднего образования, направленная на развитие практических навыков учащихся, профильное обучение, в рамках которой в школьную программу вошло изучение отраслей юридической науки. В основе реформы лежали два мероприятия. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. Сама реформа проходила под девизом «слияния школы и жизни», поэтому такой интерес к основам отраслевого права вполне объясним. В середине 60-х гг. «политехническая» часть школьной реформы была отменена.

2 период – начало 1960-х годов – введение права в качестве одного из составляющих общего курса обществознания. Основанием для такого изменения послужили явные признаки непродуманности образовательной реформы. Попытка ухода в «политехнический» уклон привела к тому, что знания в области права давались хаотично, узкоспециально. В середине 1960- х начинается свертывание реформы и, как часто бывает, начинается бросание в крайности. Именно поэтому с 1962 года право перестает быть самостоятельным предметом и становится только частью курса обществознания [25].

Еще один крупный период – годы Брежневского «застоя», когда в советской школе был введен курс основ государства и права. Годы Брежневского «застоя» характеризуются возвратом к внутренней стабильности и определенной рефлексией по поводу монументальности сталинских времен.

С 1991 года меняется не только страна, но и все, связанное с ней. Новое государство – Российская Федерация пытается строить правовое государство, гражданское общество, демократию. Начинается отказ от жесткого принципа «огосударствления» школы. Идет поиск новых форм и методов правового образования. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования [30].

В ходе начавшейся реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. Объем правового блока значительно сократился. Темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществоведения. Принятие Минобразованием России в 1995 году Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение его из школы, как самостоятельного учебного предмета. Эта практика, сложившаяся в условиях переживаемого страной в 90-е годы переходного периода, в настоящее время с точки зрения потребностей и задач современного этапа развития общества и государства, новых целей образования становится неудовлетворительной и требует пересмотра. Актуальность разработки соответствующего современным образовательным целям правового курса и возвращения его в школу, как самостоятельного учебного предмета, объясняется в самом общем виде несколькими хорошо известными причинами.

С одной стороны, в 90-е годы правовая система России, провозглашенной демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы на принципах верховенства права и закона произошло демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав человека [40].

В обществе пробуждается практический интерес к праву и правовым институтам, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого. На уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.

Формирование демократического правового государства, дальнейшая демократизация общества, последовательное продвижение России по пути экономических, политических, социальных и духовных преобразований является непреложным фактором. Однако, объективно оценивая этапы и направления этого продвижения, нельзя не отметить, что они высветили и многие серьезные проблемы, в частности, в организации и осуществлении правового образования и воспитания учащихся, на что в последнее время в обществе стало обращаться значительное внимание. Это подтверждается целым рядом нормативных документов, законодательных актов, а также и публикациями в периодической печати. В государственных и ведомственных документах, а также в целом ряде научных публикаций по дальнейшей реформе образования подчеркивается необходимость обеспечения непрерывной правовой подготовки школьников на протяжении всего периода обучения, твердой и устойчивое знание учащимися норм действующего законодательства. Успешное решение этого вопроса будет способствовать обобщению теоретического, гуманитарного содержания образования, усилит связь с общественной практикой, обеспечит права человека и гражданина в обществе и прежде всего соблюдение реальных гарантий прав и законных интересов личности, а в целом – на дальнейшее системное правовое развитие и укрепление осуществляемых в стране экономических, политических, социальных, правовых и иных преобразований. Ядром правовой подготовки является система непрерывного и последовательного правового образования и воспитания с поэтапным наращиванием и углублением правовых знаний с учетом возрастных и психологических особенностей различных групп учащихся [11].

Сознательная деятельность человека, связанная с правом, предполагает знание и понимание тех требований, которые государство предъявляет к нему как члену общества. Правила поведения, закрепленные в юридических нормах, уже с детства должны быть известны человеку, понятны ему и осознаны. Именно правовые знания выступают в качестве главных компонентов правосознания, они оказывают существенное влияние на формирование отношений людей к различным явлениям и поведению в сфере права. Уважение к закону должно быть стержнем всей жизни человека – гражданина – это основа государственно-правового порядка. Нельзя считать человека воспитанным, если он не знает законов и нарушает их. Правовое воспитание имеет своей непосредственной задачей: общее повышение знаний о праве; формирование убеждения и социальной необходимости, полезности и обязательности прав; усвоение гражданами правовых требований; внедрение прочных навыков правового поведения.

Развитие системы правового образования и достижение его целей на основе реализации совокупности принципов правового образования возможны при следующих условиях [17]:

— разработка соответствующей нормативно-правовой базы системы правового образования;
— координация деятельности;
— кадровое обеспечение правового образования;
— разработка правовых образовательных стандартов и программ;
— подготовка научно-методической базы;
— правовое содержание всех учебных дисциплин;
— организация активной обучающей среды;
— внедрение современных педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса;
— финансирование и материально-техническое и методическое обеспечение создания, функционирования и развития системы непрерывного правового образования.

Становление и развитие системы правового образования и воспитания рассчитано на достаточно длительную перспективу и потребует серьезных усилий. Но уже сейчас на вопросы правового образования и воспитания стало обращаться значительное внимание со стороны государства.

В рамках реформирования правового образования необходимо изучение зарубежного опыта с целью возможностей его использования для совершенствования отечественной системы образования.

Правовое образование является объектом пристального внимания педагогов, философов, политиков за рубежом на протяжении многих лет [13].

Проблемы построения демократического общества; весь спектр правовых, социальных и исторических вопросов, связанных с существованием человека в современном мире, определение его позиции и способов его взаимодействия с окружающим миром – вот те вопросы, над которыми работают специалисты многих стран мира. Расстановка акцентов на «правах и обязанностях граждан», на потребности в «участии» «активных граждан» в «гражданском обществе» стала в центре внимания Международных организаций (ЮНЕСКО, СОВЕТ ЕВРОПЫ, СБСЕ/ОБСЕ), конференций глав государств, политиков, общественности, обеспокоенных состоянием демократической культуры в Европе. Многие документы этих организаций указывают на потребность стимулировать «уважение к правам человека и силе законности», построение более свободного, терпимого и справедливого европейского сообщества (Хельсинкского Заключительного Акта (1975), «Парижской хартии для новой Европы» (1990), Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990), Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991), Декларации и Программы действий Всемирной конференции по правам человека в Вене (1993)) [26].

Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности это сложное и емкое понятие, включающее в себя идеи прав человека, ответственность граждан, поддержку мира и ненасилие, плюрализм культур, терпимое отношение к различиям, глобальные проблемы.

По набору основных ценностей, образование для демократического гражданства тесно связано с такими видами образовательной деятельности как гражданское образование, образование по правам человека, миротворческое образование, межкультурное образование и глобальное образование.

В настоящее время практически во всех европейских странах разработаны программы по гражданскому образованию. Гражданское образование вводится в содержание школьного образование в качестве отдельного обязательного школьного предмета или факультатива. Оно выступает под различными названиями: «граждановедение», «гражданские отношения», «человек и общество», «политическое образование». Основу этих программ составляют политико-правовые, нравственные знания, т. е. знания об обществе и человеке, которые помогают учащимся подготовиться к жизни в современном обществе.

Анализ состояния правового образования в нашей стране и за рубежом позволяет выделить тенденцию к интернационализации, в рамках которой происходит сближение стандартов правового образования в России с общемировыми стандартами [33].

Итак, анализ этапов развития и современного состояния правового образования в России и за рубежом дает целостное представление о нем в современных условиях и реализации его прогностической модели на перспективу.

 

Глава 2.Тенденции развития содержания, форм и методов правового образования школьников

2.1. Совершенствование структуры и содержания правового образования

Изменения, происходящие в мире и в России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане это означает, что основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах [36].

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями — «критическим» мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Современная социокультурная ситуация в России такова, что эти процессы не подкреплены правовой традицией, в массовом сознании право не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения, особенно учащихся. Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики.

Определенные шаги в этом направлении сделаны: фрагменты правовых знаний включены в обязательные минимумы содержания основного и среднего (полного) общего образования, издаются пособия по праву, проблемы государства и права, прав человека находят отражение в учебниках по обществоведению. Осуществлен ряд проектов в области гражданского образования и формирования правового пространства в школе, в ходе которых проведены интересные исследования, созданы учебные материалы и методики. Положительной оценки заслуживает опыт ряда субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных школ, уделяющих большое внимание правовому обучению и воспитанию в школах.

Более того, необходимость решения этой проблемы не учитывается в достаточной мере и в обсуждающихся сегодня документах, которые в ближайшие десятилетия будут определять облик школы (концепция структуры и содержания общего образования, экспериментальные базисные учебные планы, проекты требований к уровню подготовки выпускников и обязательного минимума содержания образования и др.).

Анализ этих документов свидетельствует о том, что осуществление задач правового образования и воспитания школьников тесно связано с необходимостью разработки принципиально новых подходов к определению структуры и содержания предметов социально-гуманитарного цикла в школе в целом.

Как известно, 90-е гг. стали временем активных поисков содержания, форм и методов преподавания основ социально-гуманитарных, в том числе правовых, наук в школе. Ограниченный объем учебных часов на изучение предметов этого цикла в основной школе (1 час в неделю в течение 8-9 классов) сузил возможности поиска новых концептуальных основ содержания курса, их апробацию и оценку [22].

На сегодняшний день выделилось два основных подхода: первый из них связан с созданием «граждановедческих» курсов ситуативно-воспитательного характера, второй предполагает сохранение сложившейся практики преподавания основ социально-гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществоведения.
Однако анализ имеющегося опыта свидетельствует о том, что эти курсы, позволяя получить некоторые фрагментарные знания об основных правовых институтах общества, правах и обязанностях гражданина, не обеспечивают формирование навыков правового поведения и культуры школьников. Фактически без учета и использования возможностей, предоставляемых образованием в сфере права, ни тот, ни другой подходы не могут в целом решить задачу подготовки школьника к жизни и деятельности в обществе, самостоятельному принятию решений относительно своего будущего, способного действовать свободно и ответственно в изменяющемся мире.

Таким образом, решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией, в том числе: построение правового государства как задача государства, построение гражданского общества оказывается тесно связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе [15].

Реформировать российскую школу пытались уже не раз. Однако только в последние время удалось сделать реальные шаги в этом направлении. Наиболее острым является вопрос о пересмотре содержания школьного образования. Идут бурные дискуссии по поводу образовательного стандарта. Большое внимание при этом уделяется правовому обучению школьников. Известно, что после прекращения в начале 90-х годов преподавания «Основ советского государства и права», право как учебный предмет было исключено из Базисного учебного плана Минобразования. На его место пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии и т. д. Это привело к тому, что выпускники школы оказываются неподготовленными к жизни в обществе, не знают своих прав и обязанностей, не умеют их реализовывать и защищать.

При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться в рамках содержания правового образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих курсов права.

Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность правового образования. Системное изучение позволяет вывести ребенка из атмосферы правового нигилизма. Это своего рода конкретный инструмент создания поведенческих моделей в условиях реальной жизни: как себя вести, если к тебе подошел милиционер, если ты стал жертвой мошенничества, как самому разрешить ту или иную конфликтную ситуацию. Недаром же многие учителя считают правоведение единственным предметом, с изучением которого дети становятся более самостоятельными, уверенными.

Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.

Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы. Нравственные чувства есть та почва, на которой произрастает нравственное сознание. В формировании правового сознания большую роль играет также отработка представлений о праве, которая приводит к усвоению школьниками правовых понятий. В результате учащиеся старших классов получают возможность осмыслить правовые аспекты своей разнообразной общественной деятельности, с большой пользой для себя обсуждать публикации на правовые темы [40].
Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.

Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.

Если говорить о праве, то в нынешних социально-экономических условиях знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и законные интересы. А задача образования снабдить молодое поколение теми знаниями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося курс права с 1-го по 11-й класс может строиться как [34]:

— систематический (сквозной) курс;
— модульный курс наряду с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществоведения;
— часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Менее эффективным с точки зрения современных целей образования и использования особых возможностей правового материала как учебного содержания является преподавание права в основной школе как одной из содержательных составляющих интегрированного курса обществоведения. Наиболее предпочтительно использование различных «форматов» построения курса на каждой ступени общего образования, например:

— в начальной школе – часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия);
— в 5-6-м классах – интегрированный курс пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (поведение человека, формирование способов регулирования отношений «человек – человек» и «человек – общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах, в современном мире);
— 7-й класс – вводный правовой курс (мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных, актуальных для подростка ситуациях);
— 8-9-й классы – систематический курс «Основы правовых знаний»;
— 10-11-й классы – в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Правоведение», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями. Независимо от «формата» курса права, принципиальным остается решение им определенных образовательных задач на каждой из ступеней общего образования.

Достижение целей правового образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования в школе, основывающейся на единстве: учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; системы практических знаний, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально — проектной деятельности на материале права; уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом [6].

Итак, теоретический анализ структуры и содержания правового образования позволяет выделить основные тенденции их совершенствования.

2.2. Генезис тенденций развития форм и методов правового образования и воспитания учащихся

Низкая правовая культура школьников, повсеместный правовой нигилизм, несоблюдение и не использование законов, а также совершенствование содержания правового образования требует переосмысления традиционных форм и методов реализации правового образования и воспитания и их адекватного соответствия духу времени.

Правовые знания способствуют развитию социальной активности школьников, содействуют правильному пониманию правовых явлений, сознательному следованию предписаниям закона, учат правильно ориентироваться в жизни, находить грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты своих прав и интересов [19].

В рамках современной социокультурной ситуации в России можно выделить тенденцию к гуманизации правового образования, которая характеризуется тем, что в рамках правовой реформы на принципах утверждающегося верховенства права и закона постепенно происходит демократическое обновление общества, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность. Однако данные процессы не подкреплены правовой традицией, а в массовом сознании право еще не является безусловной ценностью. В данных условиях все более ощутимым становится разрыв между новыми демократическими установками общества и низким уровнем правосознания учащихся.

Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах: предметная, где основу составляют курсы правовых знаний; межпредметная, где основное содержание гражданско – правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно – математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура; воспитательная; институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование); проектная и другие.

В методике учебно-воспитательной работы следует предусмотреть возможность участия школьников в обсуждении различных проблем общественной, политической, культурной, экономической жизни. Необходимо научить учащихся обосновывать свою позицию в дискуссии, грамотно и с достоинством вести себя в различных ситуациях, уметь защищать свои индивидуальные и коллективные права и свободы. Очень важна здесь позиция педагога: он должен признавать право учащихся высказывать собственное мнение, принимать критику процесса обучения, если она обоснована и доказательна, не оставлять без внимания нарушения прав учащихся со стороны администрации, коллег-учителей, родителей.

Усвоенные в ходе изучения правовые нормы способны служить ориентиром для правильной, объективной оценки учащимися конкретных жизненных ситуаций, что укрепляет положительную мотивацию их действий и поступков, обеспечивает прочность их социальной позиции. Осознанные с точки зрения необходимости и обязательности правовые нормы оказываются непосредственными регуляторами действий и поступков школьников, становятся в определенной степени мотивами их деятельности.
Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла.

Наиболее эффективным способом получения школьниками систематизированных правовых знаний является овладение наукой о государстве и праве. Как правило, в школе при преподавании права практикуется традиционный классно-урочный метод обучения. Следует иметь в виду, что урок на правовую тему имеют некоторые общие особенности [27]:

— во-первых, он не должен быть чисто описательными, сводиться только к комментированию и детализации правовых норм. Нужно широко использовать примеры из той сферы жизни, которая понятна и близка учащимся;
— во-вторых, нельзя сводить урок лишь к борьбе с преступностью или хронике сенсационных происшествий. Необходимо широко использовать примеры из той сферы жизни, которая понятна и близка школьникам;
— в-третьих, язык права имеет свою специфику. Он отличается сложностью юридической терминологии, трудностью для понимания и запоминания юридических норм. Эта специфика обусловлена необходимостью точной передачи закона, недопустимостью его произвольного толкования. В связи с этим раскрывать содержание правовой нормы можно через конкретную жизненную ситуацию.

Повышению эффективности правового воспитания и обучения способствует прежде всего проблемность постановки вопросов на уроках по правовым дисциплинам, их связь с жизнью, с личным опытом учащихся. Проблемные вопросы, ситуации предназначаются для выработки умения анализировать и оценивать события, факты, учат объяснять правильные или незаконные действия, выбирать правомерный способ поведения [39].

В отдельных случаях можно практиковать иногда посещение судебных заседаний в районном суде. По предварительной договоренности с судом, группа вместе с преподавателем присутствует на судебном заседании. Эта форма правового воспитания позволяет укрепить связи преподавания правового курса с жизнью, его активного и непосредственного воздействия на духовный мир школьника. Присутствие подростков на судебных процессах имеет для них большое воспитательное значение: служит для них уроком гражданственности, учит солидарности с законом. Решение об использовании этой формы правового воспитания должно быть хорошо продуманным. Целесообразно знакомить школьников только с такими процессами, проведение и организация которых отвечает следующим условиям. К таким условиям относятся: актуальность рассматриваемого дела для учащихся, его нравственная значимость, хорошая организация процесса, его проведение опытным судьей. Рассматриваемое дело должно быть понятно школьникам, с тем, чтобы они смогли правильно оценить действия подсудимого или сторон в процессе, выводы суда, осознать необходимость строгого соблюдения законов, недопустимость правонарушений.

В правовом воспитании учащихся нельзя недооценивать и роль таких мероприятий, как отдельные лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, олимпиады, конкурсы. Такая форма правового воспитания предоставляет возможность оперативно разъяснять те или иные явления жизни, новые законы, отвечать на волнующие школьников вопросы. При организации разовых мероприятий в школе рекомендуется: планировать их проведение с учетом задач данною учебного заведения; увязывать тематику таких мероприятий с программами изучаемых предметов; привлекать к выступлениям перед учащимися авторитетных юристов.

Атмосфера преподавания правовых курсов должна отличаться профессионализмом, строиться на высоком эмоциональном уровне. Необходимо стремиться создать такой стиль обучения, при котором ребенок является соучастником процесса образования, где есть место открытому выражению мнений и гарантирована их свобода, главенствуют честность, открытость и справедливость. Поскольку гражданско-правовое образование неизбежно предполагает изучение общественно-политических проблем современной жизни, а процесс обучения не может быть свободным от влияния индивидуальных и коллективных идеологических пристрастий, учитель должен информировать учащихся о возможно большем спектре оценок, мнений и взглядов, не навязывая им собственных убеждений и предлагая самим определить идеологические приоритеты. Особенно важным является воспитание уважения к праву, нормативным документам, институтам государственной власти и местного самоуправления. Поэтому важнейшей формой реализации правового образования является использование документов и актов по правам человека [41].

Организация учебно-воспитательного процесса в сфере правового образования невозможна без определения основных принципов оценивания учащихся, развития их социальных компетентностей и уровня подготовки.

Применяются технологии, в которых упор делается на систематическое правовое просвещение учащихся силами специалистов-профессионалов и применение игровых методик обучения на основе периодически применяемого «интенсива».

В современной практике преподавания права в общеобразовательной школе огромное внимание уделяется путям активизации процесса обучения.
Не последняя роль здесь принадлежит играм и игровым элементам. Игра – это возможность в завуалированной форме проверить прочность, оперативность и осознанность полученных знаний. В последнее время особое внимание школьных учителей привлекли игры, проводимые на основе популярных развлекательных телепередач. Тому есть несколько причин: во-первых, правила этих игр хорошо знакомы школьникам; во-вторых, каждому хочется побыть «Звездой экрана», что придает состязаниям темп и динамичность; в- третьих, сама структура игр делает их универсальными, легко подходящими для любого изучаемого предмета.
Не является исключением и преподавание правоведческих дисциплин. Мы убедились в этом, проводя для школьников 9-х классов игру «Кто станет магистром права?», по мотивам программ «О, счастливчик», «Кто хочет стать миллионером?» Данная форма может быть применена в качестве повторно-обобщающего урока после прохождения темы или как тематическое внеклассное мероприятие. Возможен и иной вариант: такая игра может пройти в конце всего изученного курса. Это дает возможность востребовать весь спектр полученных раннее знаний, умений и навыков. Методика проведения данной игры реализуется поэтапно [2].

В заключение отметим следующее. Уроком-игрой, разумеется, не исчерпываются резервы интерактивных методик обучения учащихся правовым курсам. Отдельные преподаватели полагают, что весьма результативны в правовой подготовке школьников педагогические технологии «мозгового штурма». Выбор, естественно, за учителем. Но в любом случае, как мы считаем, занятия по правоведению должны быть практико – ориентированными.

Перед современной школой ставится задача формировать у учащихся не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, непредметные, базовые компетенции. Данное понятие включает в себя как, знания, умения и навыки, а также результаты обучения, систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и т.д.

Сам характер базовых компетенций, их востребованность в различных сферах политической, трудовой, учебной деятельности, в семье, общении делают развитие межпредметного подхода приоритетным.

Средствами правового образования можно формировать следующие ключевые компетентности [33]:

— компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и т. д.);
— компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т. д.);
— компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.) и другие.

Основная задача правового образования – ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. Важное значение приобретает практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс гражданско-правового образования учащихся.

Правовое образование может быть реализовано лишь при использовании тех методов и стиля обучения, которые построены на взаимоуважении учителя и ученика, профессионализации процесса обучения.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф