Меню Услуги

Развитие силовой выносливости учащихся 4классов с помощью лыжной подготовки

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития физических качеств у младших школьников на занятиях физической культуры

1.1. Роль и значение лыжной подготовки для физического воспитания в условиях реализации ФГОС НОО

1.2. Особенности воспитания физических качеств у обучающихся в младших классах

ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цель, задачи и методы исследования

2.2. Разработка комплекса упражнений для развития силовых качеств у школьников 4класса на занятиях по лыжной подготовке

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждения.

3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования

3.2. Влияние занятий лыжной подготовкой на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 4-х классов

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Здоровье — это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Апанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [13]. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. Современный уровень спортивных результатов в лыжных гонках предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов.

Причем определяющим фактором в достижении высоких результатов, при прочих равных условиях, является способность спортсмена удерживать до конца дистанции оптимальную силу отталкивания лыжами и палками. Вместе с тем, поддерживать их в необходимом режиме, может тот спортсмен, который обладает высоким уровнем силовой выносливости.

В настоящее время, в связи с совершенствованием спортивного инвентаря, техники передвижения на лыжах и высоким качеством подготовки лыжных трасс, роль силовой выносливости в достижении высоких результатов неизмеримо выросла.

Как справедливо отмечал С.П. Летунов (1965), создание правильной системы силовой подготовки может быть решающим фактором в повышении спортивных результатов.

В исследованиях А.В. Колобкова (1962), Р.Е. Мотылянской (1964), Н.Н. Яковлева (1970), В.К. Бальсевича (1971), В.К. Кузнецова (1981) отмечается, что достижение высокого уровня какого-то одного физического качества обусловлено не только методикой тренировки, но и определенными биологическими факторами.

Все это свидетельствует о целесообразности направленного воспитания силовой выносливости у лыжников-гонщиков. Воспитание этого физического качества в возрастном аспекте открывает новые перспективы в решении современных задач подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Кроме этого, веским аргументом в пользу применения специальных силовых упражнений в соревновательном периоде служит регресс, наступающий после их прекращения, когда нарушается единство общей и специальной физической подготовленности спортсменов в годичном цикле.

Сам же тренировочный процесс на современном этапе должен повышаться, в значительной мере, в качественном содержании. Даже самая современная техника и высокие волевые качества не приведут к успеху, если спортсмен не обладает необходимым потенциалом в силе, быстроте и выносливости.

Актуальность данной темы в том, что очень немногие виды спорта могут развить такие физические качества как сила и силовая выносливость. Лыжными гонками может заниматься не каждый человек. У него должна быть выработаны морально-волевые качества, так как это очень сложная силовая циклическая работа. Это как раз то, чего не хватает нашему подрастающему поколению. При развитии их, мы сможем наблюдать повышения уровня здоровья и пропаганду здорового образа жизни, а также привлечение школьников к занятиям физической культуры и привлечение в такой вид спорта как «Лыжный спорт».

Рабочая гипотеза: предполагалось, что организация и проведение лыжных занятий будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий лыжами различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности. Предмет исследования: лыжная подготовка как средства развития силовых качеств у младших школьников на занятиях физической культуры. Объект исследования: процесс развития силовых качеств на занятиях лыжной подготовки у учащиеся младшего школьного возраста.

Цель исследования : Разработка комплекса упражнений для развития силовых качеств у младших школьников на занятиях по лыжной подготовке.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть роль и значение лыжной подготовки для физического воспитания в условиях реализации ФГОС НОО.
  3. Рассмотреть комплекс упражнений для развития силовых качеств у младших школьников на занятиях по лыжной подготовке.

Практическая значимость: разработан комплекс упражнений для развития физических качеств на занятиях по лыжной подготовке в урочное и во внеурочное время с учащимися младших классов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах, а так же на секциях по лыжной подготовке.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития физических качеств у младших школьников на занятиях физической культуры.

 

 Роль и значение занятий лыжами для физического совершенствования школьников. Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности. Анализ научно – методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: морально- волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки лыжника. Вместе с тем такое дробление единого процесса несколько условно, потому что все формы деятельности человека, функции, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое целое. В подготовке лыжника все эти виды объединены в единый педагогический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей. Все основные виды подготовки успешно реализуются в процессе многолетней и круглогодичной работы только на основе дидактических принципов и общих закономерностей. Воспитание правильного отношения к труду и общественным обязанностям является одной из важнейших задач, которая должна решаться в процессе многолетних занятий. Использование трудовых процессов в занятиях (с целью повышения физической подготовки) является одним из методов решения этой задачи. Соединение обучения и тренировочных занятий с участием во всех видах общественно полезного труда позволяет решать одну из основных задач – воспитание трудолюбия. Занятия лыжами по себе способствует развитию трудолюбия, но в процессе воспитания, обучения и тренировок этому необходимо уделять самое пристальное внимание. Это качество еще играет очень важную роль в любой трудовой деятельности на благо нашей страны. Общественно полезный труд, выполняемый всем коллективом (классом, группой),- субботники по озеленению, расчистка и подготовка спортплощадки и лыжных трасс и т. п.- одно из важнейших средств воспитания этого важного качества. Главное при организации таких мероприятий, чтобы ученики знали цель своей работы и результаты своего труда. На лыжных занятиях ученики постоянно сталкиваются с трудностями самого различного характера — низкими температурами, сложным рельефом, плохим скольжением, большими по объему и интенсивности нагрузками др.

 

1.1. Роль и значение лыжной подготовки для физического воспитания в условиях реализации ФГОС НОО.

 

Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью, но при этом они физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились условия. Подвижным играм во дворе, занятиям в бассейне большинство детей предпочитают компьютер. По данным Департамента дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников 75- 85%. Основная установка — на урок физкультуры, на развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. В первую очередь необходимо оценивать не то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок развивается и совершенствуется.

Принципиальным отличием современного урока физического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделать без показа, это уже освоение программы. А результаты — это не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической повседневной деятельности. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Произошло разделение на уроки не по видам спорта и технике изучения движения, а по направленности.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, лыжная подготовка, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В 5-6 классах такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки, к примеру, при подготовке к каким-нибудь соревнованиям, например «Веселые старты», «Президентские спортивные игры». Сейчас в большей степени любое образование направлено на формирование у учеников компетенций. Так и на уроках физкультуры. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета это универсальные компетенции учащихся на этапе образования по физической культуре.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками уважительно и доброжелательно, предлагать взаимопомощь; управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам.

Метапредметными: результатами является умение находить взаимосвязь уроков физкультуры с другими предметами (ОБЖ, математикой, природоведением, и т.д.).

Предметными: результатами являются следующие умения: понимать значение физической культуры в укреплении здоровья, повышать интерес к урокам физкультуры, уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими возможностями и развитием, подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы. Развивающее направление в уроках физической культуры это здоровье сберегающее направление с формированием устойчивого жизненного понимания значения уроков физкультуры в жизни школьника и повышения интереса к занятиям на уроках. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию универсальных учебных действий, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.

На этапе совершенствования — выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. В программе начального общего образования «Школа России» занятия по лыжной подготовке проводятся в третьей четверти по 12 часов в каждом классе. Обучая детей азам лыжной подготовки, постепенно усложняя задачи. Тем самым развивая интерес и улучшая результат. В процессе обучения отрабатываются на разных этапах все УУД.

 

1.2. Особенности воспитания физических качеств у обучающихся в младших классах.

 

Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки[1,6]. К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки. Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 [11,14]. У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены. К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений [17]. Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц [7,21]. Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более пластичными.

Многие специалисты [5, 10, 20] показывают, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс качеств. Часто очень трудно определить, какое качество является ведущим при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более правильного отражения явлений действительности введены понятия комплексных качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, “взрывная” сила и т.д. Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества [22]. Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств.

Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям. Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств [3, 16]. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах. В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по воспитанию двигательных качеств. Однако единого мнения по вопросу какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание нет. Ряд авторов [5, 22] отдают предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям детей. Другие авторы [16, 20] считают, что более высокий прирост результатов бывает при комплексном воспитании основных физических качеств. Проведенный нами анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей мы разделили на три группы: Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников. Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других.

В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность. Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств. Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам [11, 12, 19, 21], с точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений: I. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр. II. Игры с особенностями взаимосвязи участников. III. Группы игр с особенностями организации и содержания. Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным.

Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях. Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников Е.М. Геллер [9] предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков: 1. Двигательной активности участников. 2. Организации играющих. 3. Преимущественно проявления двигательных качеств. 4. Преимущественного вида движений. Исходя из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой.

Следует отметить, что из рассмотренных нами классификаций в большей степени привлекло наше внимание классификации В.Г. Яковлева [22], Е.М. Геллера [10]. Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств в процессе занятий по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.


Страницы:   1   2