1 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития умений изучающего чтения у учащихся основной школы с использованием интернет ресурсов
1.1. Характеристика языковой и речевой компетенций
1.2. Чтение как вид речевой деятельности и как средство формирования навыков и умений
1.3. Актуальность и преимущества использования Интернет-технологий и электронных библиотек
1.4. Вывод к главе 1
ГЛАВА 2. Методика развития умений изучающего чтения у учащихся основной школы с использованием интернет ресурсов
2.1. Возрастные особенности учащихся 9 класса
2.2. Требования к текстам при обучении изучающему чтению
2.3. Анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией «Просвещение» Авторы: Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е.Подоляко, В. Эванс
2.4. Комплекс заданий
2.5. Выводы к главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение.
Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Расширения и качественные изменения характера международных связей нашего государства делают иностранные языки реально востребуемыми в практической и интеллектуальной деятельности человека. Они становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке.
Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, фонетика, лексика, говорение, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов обучения им.
Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.
Вопросами чтения, обучение чтению занимались и занимаются многие педагоги, учёные, методисты, психологи, такие как Сухомлинский В.А., Плотников С.Р., Розов О.А., Светловская Н.Н. ,Фоломкина С.К., Бим И.Л., Пассов, Рогова, Гальскова и другие.
Данная итоговая работа посвящена вопросам обучения изучающему чтению на английском языке.
Объект исследования: процесс обучения изучающему чтению как виду речевой деятельности учеников 9 класса.
Предмет исследования: методика развития умений изучающего чтения у учащихся основной школы с использованием интернет ресурсов
Цель исследования: комплекс упражнений направленных на формирование навыков изучающего чтения для учеников 9 класса.
Задачи исследования:
- Изучить роль чтения в обучении английского языка и, какой вид коммуникативной компетентности связан с процессом обучения чтения.
- Изучить виды чтения, принципы и способы обучения различным видам чтения.
- Изучить пользу от использования интернет ресурсов.
- Изучить психологические особенности школьников 9 класса.
- Выяснить требования к текстам при обучении изучающему чтению и изучить виды упражнений, которые используются при обучении изучающему чтению.
- Разработать упражнения для тренировки изучающего чтения для школьников, которые соответствуют психологическим особенностям учеников этого возраста, принципам и способам обучения чтению.
Методы исследования:
— Анализ научной литературы
— Наблюдение
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении и систематизации данных о формировании умений изучающего чтения текстов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в практике обучения английскому языку в основной школе.
Структура и объём работы:
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику итоговой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы без приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития умений изучающего чтения у учащихся основной школы с использованием интернет ресурсов
1.1 Характеристика языковой и речевой компетенций.
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. Чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которого является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте. Целью нашей работы является развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе чтения текстов различной тематики и создание комплекса упражнений, которые будут способствовать развитию навыков чтения.
Но прежде чем подробно остановиться на чтении, нам следует дать характеристику языковой и речевой компетенциям.
Языковая компетенция.
Основополагающим компонентом в структуре коммуникативной компетенции по праву считается языковой компонент. Он представляет собой знание языковых средств, включая грамматику, лексику и фонетику и готовность пользоваться ими в устном и письменном общении.
А.А. Миролюбов под языковой компетенцией подразумевает умение выражать свои мысли или понимать мысли других людей с помощью языковых средств, то есть умения и навыки пользования лексикой, грамматикой и произношением для речевой деятельности [А. А. Миролюбов , 1999, 18].
А.Н. Шукин определяет языковую компетенцию как способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства для успешной речевой деятельности [А. Н. Щукин, 2007, 12].
Языковую компетенцию можно представить в виде системы правил для передачи значений с помощью единиц языка различных уровней (семантического, фонологического, морфологического и синтаксического). Формирование и развитие языковой компетенции происходит в результате многократного использования при общении составляющих ее компонентов.
В.В. Сафонова включает в структуру языковой компетенции следующие компоненты:
- Языковые знания о правилах лексико-грамматического оформления фраз и сверхфразового единства в изучаемых видах речевых произведений; произносительных нормах оформления иноязычной музыки; интонационно-синтаксических нормах построения изучаемых фраз, сверхфразового единства, дискурса; общих и специфических способах выражения универсальных категорий в родном и иностранном языках;
- Языковые навыки распознавания лексически и грамматически приемлемых высказываний на иностранном языке; декодирования языковых понятий и представлений в речевых произведениях на иностранном языке; образно-схематического представления языковой информации о правилах построения и оформления фраз и сверхфразовых единств на иностранном языке; фонетического, лексико-грамматического, интонационно-синтаксического оформление высказываний в соответствии с литературными нормами;
- Языковые способности к лингвистическому наблюдению и обобщению его результатов в виде правил (вербальных и образно-схематических) и языковых алгоритмов [Сафронова, 1996, 100].
Языковая компетенция предполагает овладение определённой суммой знаний и соответствующих им навыков и умений, связанных с различными аспектами языка: фонетикой, лексикой и грамматикой. То есть в структуре языковой компетенции можно выделить следующие компоненты:
- Фонетико-фонологическую (знание и умение воспринимать и порождать звуки и пользоваться интонацией);
- Лексическую (знание словарного состава языка, включающего лексические и грамматические средства и способность их использовать в речи);
- Грамматическую (знание и умение использовать грамматические ресурсы языка) компетенции. Дадим более расширенные определения данных компонентов языковой компетенции.
Фонетико-фонологическая компетенция включает знания о звуковой системе иностранного языка, релевантные перцептивные и артикуляционные навыки, умение адекватно оперировать ими в соответствии с языковой ситуацией, а также комплекс внутренних инструментально-интеграционных мотивов, убеждений и ценностей.
Лексическая компетенция предполагает знание словарного состава языка, включающего лексические (фразеологизмы, устойчивые сочетания, отдельные слова) и грамматические элементы (принадлежат к закрытым классам слов: артикли, указательные местоимения, личные и притяжательные местоимения, предлоги, вспомогательные глаголы, союзы, частицы) и способность их использования в речи.
Грамматическая компетенция связана со знанием грамматических средств и умением использовать их в речи. Она предполагает способность понимать и выражать определённый смысл, оформляя его по определённым правилам в виде высказываний; знание грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленные высказывания; знание грамматических единиц и средств выражения грамматических категорий; владение грамматическими понятиями; навыки и умения адекватно использовать грамматические явления в речевой деятельности в различных ситуациях общения для решения коммуникативных задач. То есть, грамматическая компетенция – это многокомпонентное явление, предполагающее владение определёнными грамматическими знаниями, умениями и навыками, наличие способности к языковой деятельности средствами данного языка.
Речевая компетенция.
Формирование речевой компетенции М. П. Манаенкова называет важной задачей современной образовательной системы вообще и высшего образования в частности [Манаенкова М. П., c. 31]. Проблема заключается в том, что язык как средство общения мы изучаем много лет, а самому общению с использованием этого средства почти нигде не учат. Студенты старательно заучивают правила, а на практике не могут их применить. Результат — плохое владение письменной речью: ошибки в правописании, построении текста, неумение формулировать и выражать собственные мысли.
М. П. Манаенкова речевой компетенцией называет свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле; является неотъемлемой составной частью культуры индивида [Манаенкова М. П., 2014, c. 30].
По мнению Н. Н. Романовой, речевая компетенция обусловливается языковой компетенцией, широкой речевой практикой общения, большим объемом чтения литературы разных жанров и обусловливает коммуникативную компетенцию [Романова Н. Н., 2010].
Речевая компетентность имеет дискурсивную природу и отражает качество вербального поведения обучаемых.
Речевая компетенция одновременно служит и отражением, и пусковым механизмом для внутреннего опыта в профессиональной деятельности. Концептуальный и сенсорный опыт человека в основном проявляется, передается и перенимается через обозначение, знаковую коммуникацию.
В лингводидактике используются две группы терминов, связанных с формированием речевой компетенции:
а) навык и умение;
б) речевая (языковая) операция и языковое действие, в совокупности составляющие речевую деятельность.
Под речевыми навыками понимается автоматизированное выполнение операций пользования языковыми (грамматическими и лексическими) средствами как компонентами коммуникативных умений. Речевые навыки представляют собой автоматизированные (речевые) операции, которые как компоненты входят в состав умения, а умение есть комплексное речевое действие как единица творческой деятельности. Под речевыми грамматическими навыками говорения, например, в методике обучения иностранным языкам подразумевают автоматизированные грамматические операции выбора синтактико-морфологических структур предложения, а также их реализации в соответствии с условиями коммуникации и нормами речи.
В зависимости от основных видов речевой деятельности, в методике иностранных языков выделяют четыре основных умения: умение говорить (в диалогической и монологической формах), умение писать, умение аудировать и умение читать. Каждое умение опирается на свою группу навыков, которые синтезируются, функционируя в умении.
В совокупности речевые умения и навыки обеспечивают правильное построение и реализацию высказывания.
Речевая операция – единица речемыслительного процесса, характеризующаяся бессознательностью, автоматизмом и устойчивостью при ее выполнении.
По определению А. Леонтьева, речевые операции, доведенные до совершенства, называются речевыми навыками [Леонтьев А., 1969, с. 214].
Виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование и говорение) — это различные виды речевых навыков и умений, которые должны формироваться и развиваться параллельно на основе текста.
Следовательно, речевая компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений и навыков, а также способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому компоненту речевой подготовки, включающего языковую, коммуникативную и методическую составляющие. Становление речевой компетенции происходит за счет расширения словарного запаса; развития грамматического строя речи, овладения культурой речевого поведения, полемики и критического мышления.
1.2. Чтение как вид речевой деятельности и как средство формирования навыков и умений.
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения [И.В. Рахманова, А.А. Миролюбов, В.С. Цетлин, 1967].
«Человек — активный деятель в процессе познания действительности, отражения объективного мира, и активным является именно он, а не отдельные процессы познания, взятые сами по себе. Не познание познает, не мышление мыслит, не память запоминает и воспроизводит, а познает, мыслит, запоминает и воспроизводит сам человек, определенная личность» [ А.А. Смирнов, с.163].
Таким образом, ни сознание человека, ни процесс познания окружающей его действительности не являются отдельно взятыми сущностями, а находятся в тесном единстве с его деятельностью. Именно в деятельности человека, в том числе и речевой, познавательные процессы не только осуществляются, но и формируются.
Так, в чтении, представляющим собой один из видов речевой деятельности, который связан с восприятием, формирование навыков и умений осуществляется за счет активного функционирования и дальнейшего развития всех познавательных процессов в их взаимосвязи. В подтверждение сказанному можно привести несколько определений чтения, данных ведущими отечественными психологами, психолингвистами и методистами.
Например, Л.С. Выготский дал следующую характеристику процессу чтения: «Чтение — сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии ребенка…» [Л.С. Выготский, 1996, с. 209].
З.И. Клычникова рассматривает чтение как «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка» [З.И. Клычникова, с.96].
У С.К. Фоломкиной чтение также определяется как «процесс, направленный на извлечение информации, содержащейся в записанном речевом произведении-тексте» [ С.К. Фоломкина , с. 180].
С.Ф. Шатилов, опираясь на лингвопсихологическую характеристику чтения, указывает на то, что «нормальный процесс чтения базируется на функционировании механизмов чтения про себя (или вслух), «технической стороне чтения», то есть на навыках чтения, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых осуществляется узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация совершенного коммуникативного умения чтения» [С.Ф. Шатилов, с. 85].
Таким образом, опираясь на эти определения чтения, можно сделать вывод, что главное в этом процессе — это извлечение и понимание текстовой информации на основе ее восприятия и осмысления. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации будут различными.
Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков, поскольку:
- Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- Упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.[ Е.Н. Соловова , 2005, стр. 141]
Обучение чтению – одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.
В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
С.К.Фоломкина выделяет следующие принципы, положенные в основу обучения чтению:
1) обучение чтению — это обучение речевой деятельности, т.е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;
2) обучение чтению должно строится как познавательный процесс;
3) обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся;
4) обучение чтению предполагает опору на овладение структурой языка.
Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу. Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне. Чтение так же связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.
Виды чтения
В реальной жизни мы читаем по-разному, и характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.[ Е.Н. Соловова, 2005, с.157] Существует много различных классификаций видов чтения. В основу каждой из них кладутся разные принципы. Так, одни авторы разделяют чтение на виды по психологическим особенностям их восприятия: переводное – беспереводное, аналитическое – синтетическое; другие авторы – по условиям их выполнения: самостоятельное или несамостоятельное, подготовленное – неподготовленное; по обилию прочитываемого: экстенсивное – интенсивное и др. В зарубежной методике предлагается свыше 30 видов чтения, но такое количество обусловлено тем, что под видами чтения иногда принимаются разные этапы одного и того же вида или разные способы фиксации прочитанного. Поэтому все виды чтения, встречающиеся в зарубежной и отечественной методике, можно представить в следующем виде [Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, 2006 с.233]:
Таблица 1
Параметры различения | Виды чтения | |||
По форме прочтения | Чтение про себя | Чтение вслух | ||
По использованию логических операций | Аналитическое чтение | Синтетическое чтение | ||
По глубине проникновения в содержание текста | Интенсивное чтение | Экстенсивное чтение | ||
По целевым установкам | Изучающее чтение | Ознакомительное чтение | Просмотровое чтение | Поисковое чтение |
По уровням понимания | Полное/детальное понимание | Общее/глобальное понимание |
В настоящее время получила распространение классификация чтения, предложенная С.К. Фоломкиной: [З.И. Клычникова , 1983, стр. 46 ]
- изучающее
- ознакомительное
- просмотровое
- поисковое
Изучающее чтение
Изучающее чтение предполагает достижение детального и точного уровня понимания основных и второстепенных факторов, содержащихся в тексте (100%). Это чтение протекает медленно, т.к. учащийся должен глубоко вникнуть в суть коммуникативной ситуации, иногда прибегая к повторному чтению, а иногда и к письменной фиксации содержания. Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.[Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, 2006 с.235]
Ознакомительное чтение
Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации (70-75%). Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации. [Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, 2006, с.235]
Просмотровое чтение
Просмотровое чтение направленно на получение самого общего представления о содержании текста. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Поисковое чтение
Поисковое чтение связанно с нахождением нужной для читателя информации: определений, выводов, фактических данных и т.д. Текст может прочитываться полностью или частично, если читатель знает, где находится интересующая его информация. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
По функции чтения выделяют следующие виды:
Познавательное — чтение только для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или невербально.
Ценностно-ориентационное — чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах речевой деятельности.
Регулятивное — чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте. В двух последних случаях чтение выступает уже одновременно как средство обучения.
Синтетическое чтение — чтение, при котором внимание читающего полностью или главным образом сосредоточено на содержании, причем это содержание воспринимается синтезировано и быстро.
Аналитическое чтение — чтение, при котором внимание читающего частично отключается на языковое оформление текста, отсюда это чтение протекает гораздо медленней.
Синтетическое чтение учит пониманию простых текстов, без применения анализа и перевода. Аналитическое чтение служит средством понимания более сложных текстов, включающих отдельные трудности, которые могут быть преодолены только с помощью чтения и перевода. Раньше считалось, что начинать обучение надо с аналитического чтения, т.к. оно является базой для синтетического. Но такой подход оказался неэффективным, т.к. в этом случае учащиеся не учатся читать без словаря, не доверяют своим знаниям, переводят весь текст подряд, даже простые предложения, не умеют пользоваться языковой догадкой.
Начинать учить синтетическому чтению оказалось эффективнее, т.к. учащиеся овладевают умением понимать отрывки из текста, не прибегая к помощи словаря и, таким образом, чтение более сложного текста протекает нормально, без мучительной дешифровки. Незнакомый языковой материал может встретиться и в процессе синтетического чтения, который не должен препятствовать пониманию. Предпосылки понимания в этом случае обеспечивается следующим:
Прочным владение языковым минимумом, в результате чего небольшое количество незнакомых слов вступает в знакомое окружение; » Умением выделить незнакомые слова и понять их либо на основе контекста, либо на основе словообразовательного анализа; » Умением опустить маловажные для понимания читаемого моменты.
Принципы обучения чтению
1) Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой действительности. Соблюдение этого принципа важно для правильной ориентировки мотивации учащихся. Часто тексты нужны только для ознакомления. Чтение должно выступать и целью. Это достигается, если текст рассматривается как материал для практической деятельности. Чтение текста всегда включает в себя понимание и вербальную и невербальную коммуникацию. [Ляховицкий М. В., 1981.]
2) Чтение должно строится как познавательный процесс. Важное значение имеет содержание текста. Содержание предопределяет, будут ли учащиеся относится к чтению на иностранном языке, как способу получения информации. Все тексты должны представлять интерес и быть значимыми.
- Принципы опоры на имеющиеся у учащихся опыт чтения на родном языке. [Ляховицкий М. В., 1981.]
- При бучении пониманию текста следует опираться на овладение учащимися структурой языка. Связь текста с лексикой и грамматикой.
- Включение не только рецептивной, но и репродуктивной деятельности.
Способы обучения разным видам чтения
Овладение технологией чтения по теории Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей. [Маслыко Е.А. , Бабинская П.К., 2004 , с.97]
В текстовых упражнениях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований [Маслыко Е.А. , Бабинская П.К. , 2004 , с.98]:
- они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
- ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;
- вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
- a) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
- b) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.
Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения. [Маслыко Е.А. , Бабинская П.К. ,2004, с.98]
В зависимости от вида чтения различаются следующие упражнения:
Изучающее чтение
Предтекстовый этап
- Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
- Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
- Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
- Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
- Назовите исходную форму данных слов. [Маслыко Е.А. ,2004, с.99-102]
Текстовый этап
- прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
- прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
- прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
- выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
- прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
Послетекстовый этап
- используя материал текста, ответьте на вопросы;
- расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
- используя факты из текста, расскажите о …;
- перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
- охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
- выразите свое отношение к прочитанному;
- прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
- составьте аннотацию к тексту.
Ознакомительное чтение
Предтекстовый этап
- прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
- выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
- составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
- назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
- прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;
- разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
- попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
- скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.
Текстовый этап
- прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;
- назовите основные проблемы, затронутые в тексте;
- найдите главные факты текста;
- расположите следующие предложения текста в логической последовательности;
- составьте список вопросов к тексту;
- подготовьте план пересказа текста;
- подтвердите достоверность суждений о …;
- поясните главную мысль текста своими словами;
Послетекстовый этап
- прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;
- ответьте на вопросы по тексту;
- перескажите текст на родном языке;
- выразите свое отношение к прочитанному;
- скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.
Поисковое чтение
Предтекстовый этап
- установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
- найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
Текстовый этап
- просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
- скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
- отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
Послетекстовый этап
- зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
- подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
- При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
1.3 Актуальность и преимущества использования Интернет-технологий и электронных библиотек.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Речь идет не только о новых технических средствах, но и новых формах и методах преподавания, новых подходах к процессу обучения.
Как уже было отмечено, в обучении особый акцент делается сегодня на собственную деятельность ученика в поиске, осознании и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса обучения, руководитель самостоятельной деятельности учеников, предоставляя им необходимую помощь и поддержку. Следует отметить, что новые информационные технологии не стоят на одном месте, они быстро развиваются, совершенствуются. На смену аудиоматериалам, СD и DVD носителям появляются Интернет-ресурсы, которые открывают большие возможности для учащихся в изучении английского языка.
М.В. Загидуллина, рассматривая соотношение интересов в Интернете и чтения в жизни современной молодежи, отмечает, что современная эпоха характеризуется переходностью, а чтение продолжает оставаться базовым навыком, ведущим к развитию, в первую очередь, «критического мышления», служит основой когнитивных процессов, обеспечивающих креативное, продуктивное «думание». В программе PISA 2009 дается определение такого понятия, как читательская грамотность как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [Загидуллина М. В. ,2016, с. 115-123].
В следующей таблице приведено сравнение традиционных методов обучения иностранным языкам и обучения языкам с привлечением возможностей Интернета (табл. 2).
Общаясь в настоящей языковой среде, обсуждая прочитанное произведение или характеризуя героя книги или рассказа, ученики оказываются в реальных жизненных ситуациях. Включенные в решение широкого круга значимых, реалистичных задач, которые раскрыты автором произведения, обсуждая в переписке, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не использование шаблонных речевых формул.
Таблица 2.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям разнообразие информации и ресурсов. Базовый выбор услуг может включать себя:
- электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видео-конференции;
- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней страницы (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
- доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, Galaxy, Wikipedia) поисковые системы (Google, Mail, Yandex, Rambler, WebCrawler), электронные библиотеки (ManyBooks, GetFreeEBooks);
разговор в сети (Skype) [Босикова К.Н. ,2008, с.131-135].
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке домашнего чтения. Как уже отмечалось, существует множество информационных ресурсов в сети и учебных курсов, которые можно использовать в обучении английскому языку. Так возникает проблема подбора материала для чтения.
Стоит отметить существование различных, бесплатных онлайн-библиотек с книгами на английском языке, сайты онлайн-библиотек, SnipFiles, Baen Free Library, Classicshorts.com. Это сайты с собранием писателей-классиков, коротких рассказов в различных жанрах, которые есть в свободном доступе можно читать онлайн.
Для чтения в сети существуют специально подготовленные занятия (http://www.english-to-go.com/index.cfm), в которых специалисты информационного агентства «Рейтер» предлагают учителям, в удобном для копирования на жестком диске формате, систематические занятия с интересными текстами, которые можно предложить ученикам для домашнего чтения, упражнениями проблемного характера, задания для работы с текстами. Занятия рассчитаны на разные уровни обучения.
В библиотеке Конгресса США можно получить доступ к нужной литературе (www.loc.gov, сайт библиотеки Конгресса США). Одной из важнейших особенностей является то, что ученик может получить не только доступ к страницам интересующих его, но и консультацию по различным вопросам. Например, на странице «Kids and Family» можно найти интересную подборку материалов по истории США, о знаменитых и известных американцев. Можно увидеть видеозапись и послушать аутентичные песни.
Все известные англоязычные газеты и журналы имеют свои web-страницы в Интернете. Для того чтобы узнать, где и как можно найти газеты и журналы, интересующие учителя и школьников, следует обратиться к странице MEDIA LINKS (www.mediainfo.com/emedia). Среди газет на английском языке можно найти:
- The Washington Post (www.washingtonpost.com)
- The Washington Times (www.washingtontimes.com).
- The New York Times (www.nytimes.com) помимо прочего предлагает читателям учебную версию своей газеты с готовыми поурочными разработками.
- The Times (www.the-times.co.uk).
Основные ресурсы Интернет, которые можно использовать при обучении изучающему чтению на английском языке, это аутентичные сайты, а также средства Интернет коммуникации – электронная почта и т.п. Организация чтения является довольно интересным, мотивирующим с помощью Интернет ресурсов .
Учитель может подобрать к уроку в медиатеке школы или при помощи своего домашнего компьютера аутентичные тексты для чтения на определенную тематику и в соответствии с уровнем подготовки учащихся; провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем с фрагментами рассказов; использовать, хотя бы фрагментарно, художественные произведения авторов стран изучаемого языка, полученные в виртуальных библиотеках, а также, материалы справочников, методических пособий, предлагаемых упражнений для работы по анализу художественных текстов в сети Интернет.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решить целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке домашнего чтения:
- Формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы в сети разной степени сложности;
- Усовершенствовать умения монологической и диалогической речи на основании проблемного обсуждения аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также, в соответствии с подготовленными учителем материалами;
- Усовершенствовать умения монологической и диалогической речи на основании проблемного обсуждения представленных учителем или одним из учеников текстов художественной литературы, полученных в сети;
- Пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой стременного английского языка, который отображает определенный этап развития культуры народа, социального и политического строя общества [Метелева Л.А., Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. , 2014, с. 243].
Дидактические возможности Интернет-технологий, а также, электронных библиотек, которые могут использоваться в организации уроков домашнего чтения, можно кратко определить как:
- повышение мотивации к самостоятельному чтению;
- активизация учебной деятельности учеников, усиление их роли как субъекта учебной деятельности (возможность выбрать материалы для чтения, последовательность работы над текстами, определить характер помощи учащимся);
- индивидуализация процесса обучения, использование основных и вспомогательных обучающих влияний, расширение границ самостоятельной деятельности школьников;
- разнообразие форм предоставления информации, разнообразие типов учебных заданий;
- создание учебной среды, которая обеспечивает «погружение» ученика в образный, представляемый мир художественного произведения, в определенные социальные и культурные ситуации;
- обеспечение обратной связи, возможность отображение фрагмента учебной деятельности [Метелева Л.А., Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю., 2014, 242].
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф