1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы реализации теории М. Монтессори в группах раннего возраста
1.1 Содержание педагогической работы с детьми раннего возраста
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий использования Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Глава 2. Практико-ориентированные основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством Монтессори-материалов
2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста
2.2 Методические рекомендации для педагогов по использованию Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования огромное внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребенка, становлению его личности. Дошкольное образование в условиях Федерального государственного образовательного стандарта определяет главной целью всего учебно-воспитательного процесса гармоничное развитие личности воспитанника.
У детей дошкольного возраста следует развивать интеллектуальные способности и формировать познавательный интерес.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закладывает потенциал для последующего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Особого внимания заслуживает проблема умственного воспитания детей раннего возраста, основанием которого является сенсорное развитие. Ранний возраст считается наиболее важным в сенсорном развитии ребенка, поэтому именно с этого возраста необходимо обращать внимание на сенсорное воспитание, поскольку именно оно выступает фундаментом успешного овладения разными видами практической деятельности.
Выдающимся итальянским педагогом-гуманистом М. Монтессори была разработана система сенсорного воспитания, включающая систему дидактических материалов, которые, являясь частью «подготовительной среды», способствуют развитию ребенка через организацию его самостоятельной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями. Главная цель системы М. Монтессори – научить ребенка понимать окружающий мир и ориентироваться в нем. «Монтессори-материал» помогает ребенку систематизировать свой небольшой жизненный опыт, понять, в определенной мере, целесообразность своего поведения, уточнить связи и зависимости между предметами.
Интерес научных и педагогических работников в последнее время в нашей стране к системе М. Монтессори не случаен. Отечественная педагогика, наряду с множеством преимуществ, которые она имеет, за последнее время претерпевает многочисленные изменения, что в первую очередь явно заметно по сложившейся ситуации в дошкольном мире. Поэтому многие идеи известного ученого-исследователя пополняют наш отечественный педагогический багаж.
Степень изученности проблемы исследования.
Большой вклад в разработку системы сенсорного воспитания детей раннего возраста внесли З.М. Богуславская, Н.Н. Васильченко, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, И.В. Комарова, В.Н. Аванесова, Т. В. Николаева, Н. П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, И.Б. Теплицкая, Е.И. Удальцова, А.П. Усова, A.M. Фонарев, С.В. Фонарева и другие.
Одним из ключевых направлений развития детей раннего возраста является сенсорное развитие. Проблемы применения Монтессори-материалов в процессе сенсорного воспитания детей раннего возраста исследовали Н.В. Андрущенко, Т.П. Василискин, Н.Н. Васильченко, В.П. Вартан, Т.А. Кречетова, Н.А. Кривенко, И.Н. Одерякова, Е.А. Хилтунен, Е.Ю. Рябова, Е.С. Шанина и другие ученые и практики.
Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время недостаточно полно раскрыты факторы применения Монтессори-материалов в процессе сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста, которые требуют более детального изучения психолого-педагогических условий их применения, обеспечивающие сенсорное развитие ребенка. При этом особо следует отметить, что в теории и практике обучения дошкольников данной категории возникает противоречие между необходимостью использования Монтессори материалов для сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста с использованием Монтессори-материалов?
Целью исследования является выявление и обоснование психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста с использованием Монтессори-материалов.
Объект исследования – процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования – комплекс психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством использования Монтессори-материалов.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: мы предположили, что процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством использования Монтессори-материалов будет более эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
- Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе.
- Дифференциация работы с материалами Монтессори на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих частных задач:
- изучить сущность и особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста;
- дать характеристику психолого-педагогическим условиям использования Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- выявить уровни сенсорного развития детей раннего возраста и особенности реализации психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста с использованием Монтессори-материалов;
- разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по использованию Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
Методы исследования:
- анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования;
- обобщение педагогического опыта;
- наблюдение за деятельностью педагогов;
- наблюдение за детьми;
- анализ документации (планов воспитателей; конспектов занятий), анкетирование педагогов;
- диагностические методики: «Цветные кубики», «Геометрические фигуры», «Домик» (К.Л. Печора); методики Пичугиной Э.Г.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» г. Шатуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определено содержание Монтессори-материалов как одного из средств сенсорного воспитания у дошкольников раннего возраста, разработаны методические рекомендации в соответствии с условиями по использованию Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста; результаты проведенного исследования можно будет использовать при организации образовательного процесса в условиях дошкольного образовательной организации.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением, списком использованной литературы, приложениями, содержащими пояснительный и иллюстративный материал.
Во введении обоснована актуальность темы, проблема, цель, объект, предмет, задачи; выдвинута гипотеза, определены методы исследования.
В первой главе теоретически обосновываются особенности сенсорного воспитания и комплекс психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством использования Монтессори материалов.
Во 2 главе представлен констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровней сенсорного развития детей раннего возраста и особенностей реализации психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста с использованием Монтессори материалов, а также разработаны методические рекомендации педагогам по использованию Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
В заключении обобщается материал, изложенный в главах, подводится итог исследования, формулируются выводы.
Список использованной литературы включает в себя 50 источников.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы реализации теории М. Монтессори в группах раннего возраста
1.1. Содержание педагогической работы с детьми раннего возраста
В раннем возрасте формируется предметная деятельность, отличие которой от простого манипулирования заключается в том, что ребенок действует с предметами, исходя из их функционального назначения, поэтому задача взрослого в этот период научить, как нужно пользоваться предметами. Параллельно с предметной деятельностью у ребенка начинают складываться и сознательно контролируемые произвольные действия, что находит свое отражение в творческой деятельности, такой как рисование, аппликация, конструирование. Эти действия являются следствием внутреннего замысла, который их определяет. Произвольные действия – это целенаправленные действия, и у детей раннего возраста они могут быть неустойчивыми, т.к. начав их выполнять с определенной целью, ребенок раннего возраста довольно скоро отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств. В этот же период времени у детей появляются первые признаки формирования поло ролевого поведения. Это происходит через подражание и копирование поведения взрослого одного с ним пола, как правило, своего родителя [42].
Предметно-манипулятивная деятельность становится в этот период ведущей, ребенок уже не просто играет, он манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточивается на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется в первоначальной (предметной) форме игра, называемая режиссерской, в которой ребенок, используя предметы, наделяет их игровым смыслом. Такие игры возникают эпизодически, они непродолжительны, их отличает примитивность сюжета и однообразные действия, также возникает символическая игра. Однако их появление очень важно, т.к. в следующем возрастном периоде они станут основой для сюжетно-ролевой игры. Еще одной важной составляющей развития ребенка в раннем возрасте являются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге. Проявляется это в виде изображения каракулей, которые в представлении ребенка могут быть чем угодно: кошкой, коровой, человеком, любым объектом, который ребенку знаком. Но уже к третьему году жизни рисунки становятся все более схожими с изображаемым объектом [44].
Очень важным новообразованием раннего возраста является усвоение речи. Параллельно активно развиваются и другие психические процессы ребенка – мышление, память, внимание, восприятие, причем восприятие доминирует, что означает его ведущую роль на данном возрастном этапе. Поэтому целенаправленное развитие всех каналов восприятия в этом возрасте является приоритетной задачей. На решение этой задачи и направлено сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание занимает ведущее место на всех этапах его развития и во всех исторических формациях. Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из важнейших сторон дошкольного воспитания. Ряд отечественных ученых, среди которых А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждали, что сенсорное воспитание служит основой познания мира, его цель – формирование сенсорных способностей у детей.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветностью, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. И если усвоение проходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятия поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период раннего возраста. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире [15].
Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах [33]. Успешность умственного, эстетического, физического воспитания зависит от сенсорного развития детей. Следовательно, сенсорное воспитание и сенсорное развитие – различные понятия. Воспитание – это целенаправленное освоение опыта поколений, а развитие – процесс изменения (становление) личности. Сенсорное воспитание – это формирование органов чувств детей. Сенсорное развитие – это совершенствование имеющихся, физиологически заложенных природой задатков. Сенсорное воспитание и развитие взаимосвязаны, потому что любое развитие осуществляется под влиянием компонентов воспитания.
В научной литературе существуют различные определения понятия «сенсорное воспитание».
По мнению П.П. Поддъякова сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [40, с. 3].
Ценный вклад в изучение сенсорного воспитания дошкольников внес А.В. Запорожец. Основной задачей ученый видит формирование у детей восприятия и представления предметов и явлений, способствующих совершенствованию всех психических процессов, происходящих в организме ребенка, он же в психолого-педагогическую науку вводит понятие сенсорных эталонов – представлений о чувственно воспринимаемых свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. [16]. При этом автор опирается на внешние свойства предметов:
– цвета (семь цветов спектра и их оттенки);
— формы (геометрические фигуры и их разновидности);
— величины (метрическая система линейных мер).
Сенсорные эталоны являются образцом при познании предметов. А.В. Запорожец выделил этапы и уровни сенсорного развития по годам жизни ребенка. Для детей раннего возраста первым этапом являются внешне ориентированные действия, сюда входят такого рода уровни – появление сенсорных ощущений, их практическое усвоение путем проб; соотношения предметов; развитие манипуляционной функции: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность. По мнению ученого, процессы восприятия есть система «выполняемых человеком специфических перцептивных действий, направленных на обследование предметов и явлений действительности, выявление и фиксацию их внешних свойств и отношений [16, с. 18].
З.М. Богуславская полагает, что сенсорное воспитание важно в раннем дошкольном возрасте, «когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов…Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.)» [4, с. 8].
Л.А. Венгер понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное знакомство ребенка с сенсорной культурой человека [8]. Он указывает, что данное ознакомление реализуется в определенной системе, благодаря которой ребенок постепенно усваивает накопленный человечеством потенциал в форме сенсорных эталонов. Ученым была разработана система дидактических игр, направленных на точное, полное и расчлененное восприятие предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), их свойств и отношений, а также на овладение новыми действиями восприятия (наложение, приложение, сравнения и т.д.). Дидактические игры и упражнения постепенно усложняются в соответствии с этапами перцептивных действий, которые, по мнению Л.А. Венгера, являются главным новообразованием раннего возраста. Дидактические игры Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и др. направлены на стимулирование ребенка к саморазвитию [8].
В своей научной работе Л.А. Венгер выделил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов – перцептивный и интеллектуальный. Перцептивный стал основой для разработки способов и методов сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, т.к. именно перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемых предметов, выделяя из них главные и второстепенные [8]. Основываясь на этом процессе, ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что позволяет при повторном восприятии быстро узнавать этот предмет, относя его к определенному классу – кукла, машинка, ложка и т.д. Внешние и развернутые действия восприятия, когда ребенок не только смотрит на предмет, но и трогает его руками, манипулирует с ним, затем переходят во внутренний план, где автоматизируются. Так развитие перцептивных действий участвует в формировании обобщений.
Итак, основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой, величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Четкое восприятие, является залогом успешного усвоения обучающего материала и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.
По наблюдениям Л.А. Венгера [8] и Э.И. Пилюгиной [33], на третьем году жизни часть хорошо знакомых малышу предметов становятся постоянными образцами, с которыми можно сравнивать свойства разных объектов, например, треугольные объекты с «крышей», красные – с помидором. Происходит зрительное соотнесение ребенком свойства предметов с меркой, в качестве которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем [8].
Г.А. Урунтаева выделила следующие особенности сенсорного воспитания в раннем возрасте:
– складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
– примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
– возникают представления о свойствах предметов;
– освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
– развитие фонематического слуха, необходимого для общения с взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.
Сенсорное воспитание должно осуществляться совместно с разнообразной деятельностью, в этой связи можно выделить ряд задач:
- Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к усвоению и использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
- Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному, что включает обучение узнавать предмет и называть его, а также знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; его цвет, форму, размер и так далее.
- Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвется, промокает и так далее).
- Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее), учить правильно осуществлять данные действия.
- Развивать речь и умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.), качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.).
- Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению – обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В целом, основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации и в повседневной жизни – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Как уже было отмечено, основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста – обследование. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование у них преставлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях обнаружения тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. В зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств один и тот же предмет обследуется по-разному. Однако, существуют правила, общие для всех видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета [8].
В сенсорном воспитании используются различные средства, одним из которых являются Монтессори-материалы. М. Монтессори, обосновала эффективность самостоятельной работы детей с автодидактическим материалом. Выдающийся психолог считает, что задача педагога не в информации, а насыщении подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание. Психологический комфорт благоприятно влияет на развитие детей раннего возраста. Метод работы М. Монтессори – свобода детей в подготовленной среде, ограничение воздействия. Проводя свои исследования и разрабатывая методику обучения детей, Мария Монтессори разработала огромное количество дидактических материалов, которые способствовали развитию чувств и другие развивающие материалы. Именно благодаря этим материалам ребенок испытывает интерес к обучению, стремится познать окружающий мир. Интересные дидактические материалы становятся мотивацией ребенка к саморазвитию и самообучению. Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление [28].
Таким образом, под сенсорным воспитанием понимается целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. В раннем возрасте в содержание сенсорного воспитания входит знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве, а также развитие речевого и музыкального слуха. В качестве методов сенсорного воспитания используется основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста – обследование, особые формы дидактических игр, дидактические материалы, а также разнообразные виды продуктивной деятельности – изобразительная деятельность, конструирование и др.
Важной целью педагогической работы с детьми раннего возраста является создание условий для их активной разнообразной манипулятивной деятельности с предметами, а также для развития крупной моторики, вместе с тем, необходимо создать условия для элементарного самообслуживания (мыть и вытирать руки, есть ложкой, раздеваться и одеваться и др.). Известно, что в данном возрасте интенсивно развивается речь, поэтому еще одной педагогической задачей является поддержка их стремления пополнять свой словарный запас, говорить целостными фразами, выражать с помощью речи свои желания.
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий использования Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста
Известным педагогом-психологом XX века Марией Монтессори, которая занималась проблемой сенсомоторного развития детей дошкольного возраста, была разработана педагогическая система саморазвития детей в специально подготовленной предметной среде. Концепция системы Монтессори основана на принципах уважения к личности ребенка, значимости, ценности детства как особого периода восприимчивости у детей. В этой педагогической системе высшей ценностью признается индивидуальность, уникальность, неповторимость каждого ребенка. Отсюда ведущая идея в концепции Монтессори – создание условий для свободного саморазвития, заложенного в человеке природой [6, с. 98].
Методика Монтессори – это уникальная система саморазвития и самовоспитания малышей. Большое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание в ребенке самостоятельности. В системе отсутствуют общие для всех детей программы и требования. Для каждого ребенка определен и предусмотрен индивидуальный темп обучения. Каждый малыш может уделять больше внимания тому, что ему больше нравится. Ключевым принципом в системе Марии Монтессори является девиз: «Помоги мне сделать это самому». Его можно истолковать следующим образом: взрослый должен разобраться, что большего всего интересует ребенка, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться, помогает малышу раскрывать его способности, которые природа ему заложила с рождения, а также проходить собственный путь развития. Необходимо отметить, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения и обучения новым знаниям. Впоследствии чего, они вырастают независимыми людьми, которые имеют свое мнение и могут его выражать, а так же находят свое место в социуме [45, с. 163-164].
Основу методики М. Монтессори составляют три основных понятия: ребенок и особое отношение к нему; педагог-наставник, и его педагогические принципы; среда, т.е. обстановка, окружающая ребенка [5, с. 117].
Педагогические принципы М. Монтессори, предложенные ею за время работы с детьми, можно обозначить следующим образом:
- Принцип содействия естественному развитию. Взрослый должен содействовать процессу саморазвития ребенка на основе знания объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребенком.
- Принцип взаимодействия с «подготовленной средой». Среда должна давать возможность каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе, содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной созидательной деятельности. Особую роль здесь играет социальный компонент «подготовленной среды»: педагоги и дети. Педагог отвечает за создание в группе справедливых отношений взаимопомощи, дружелюбной и спокойной атмосферы, способствующей созидательной деятельности. Содействие естественному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребенка с «подготовленной средой».
- Принцип свободы выбора в «подготовленной среде». Свобода выбора в Монтессори-среде не означает полного произвола при обращении с материалом, а подразумевает постепенное овладение рациональным способом действия с ним. Способ рациональной деятельности показывает педагог. Для понимания реальных границ личной свободы в подготовленной среде необходимо присутствие подготовленного взрослого и других детей. В «подготовленной среде» ребенку должна быть предоставлена свобода выбора.
- Принцип индивидуальной активности в обучении и воспитании. Удовлетворение потребности в индивидуальной активности способствует психофизическому и социальному развитию ребенка. Мотивационная активность может осуществляться в процессе свободного выбора деятельности. Принцип индивидуальной активности в учении является одни из краеугольных камней педагогики М. Монтессори.
- Принцип предметности в воспитании и обучении. Обучение и воспитание должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера. У дошкольников в процессе предметной деятельности развиваются произвольные движения, а вместе с ними и интеллект. Рука, по М. Монтессори, становится «хватательным органом интеллекта», благодаря ей, ребенок создает чувственный образ окружающего мира. Существенную помощь в этом ему оказывает материал [5, с. 118-119].
Согласно системе М. Монтессори, дидактически подготовленная среда является фактором саморазвития детей. Мария Монтессори видит ее как детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь в дошкольной организации [12]. Выделяют основные обоснованные принципы построения, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке, доступность любого материала для каждого ребенка, недопущение пресыщения среды.
При организации сенсорного уголка с элементами системы М. Монтессори в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Полки с материалами должны быть на уровне глаз ребенка. Каждый материал должен быть в единственном экземпляре и полностью скомплектован, вымыт и готов к работе. Лежать он должен на отдельном подносе, в коробке либо корзине, чтобы ребенку было удобно перемещать. Все дидактические пособия изготавливаются из естественных материалов – дерева, картона и т.п. Монтессори-материалы являются не просто материалом для манипуляций и развлечения детей, а имеют глубокое дидактическое значение, направлены на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Единство экземпляра помогает детям научиться простым, но важным социальным навыкам: умение договариваться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это и следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем [5].
В основу специально-подготовленной среды для дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователям. Известно, что Монтессори-материалы рассчитаны на детей преимущественно дошкольного возраста, поэтому для нас важно выделить специфику использования материалов именно в раннем возрасте. Эти материалы почти 100 лет назад были адаптированы к социокультурным особенностям России Ю.И. Фаусек и позднее другими российскими педагогами. Исследовательский характер работы современного педагога требует постоянного совершенствования сред развития в ответ на индивидуальные запросы детей. Таким образом, современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные М. Монтессори [5].
Цели и задачи образовательной работы с детьми раннего возраста выстраиваются в соответствии с их психолого-педагогическими особенностями. Формы и приемы организации образовательного процесса по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством Монтессори-материалов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формы и приемы организации образовательного процесса по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством Монтессори-материалов
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | ||
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Совместная индивидуальная деятельность в подготовленной среде: презентация, обсуждение, беседа. -Совместная подгрупповая деятельность: проблемные ситуации, беседы, поисково-творческие задания, наблюдения, дидактические игры, экспериментирование, практическая деятельность с водой, крупой, упражнения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, изобразительная деятельность, конструирование. Общие занятия: (круги). Приемы: поддержка, личный пример. | Индивидуальная работа, презентация, наблюдение, упражнения, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, трудовая деятельность, театрализованные постановки, праздники и развлечения. Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, закрепление цвета, формы, величины, назначения разных предметов одежды при одевании; развитие тактильных и вкусовых ощущений при приеме пищи; ознакомление со свойствами воды во время умывания; обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок.
Приемы: показ, объяснение. личный пример, поддержка. | Свободная работа с Монтессори Материалами, предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, режиссёрские игры, самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), двигательная активность, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, совместная со сверстниками продуктивная деятельность, наблюдение. |
К основным формам работы в группе детей раннего возраста в детском саду по системе Монтессори относятся:
- Свободная работа детей с Монтессори-материалами.
- Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом, которые проводятся во время свободной работы детей с материалами.
- Ежедневное коллективное занятие «Круг».
- Общие групповые образовательные события.
- Воспитательные мероприятия.
Содержание отдельных автодидактических материалов сенсорного уголка, находящихся в свободном доступе детей приведено в приложении (прил. 1).
В предметно-развивающую среду Монтессори-группы раннего возраста входят также материалы, предназначенные для детей дошкольного возраста такие, как – доски для ощупывания (тактильные дощечки), шероховатые таблички, ящик с тканью (материалы для развития осязания). Работа с данными материалами проводится педагогом совместно с детьми. После освоения основного алгоритма презентации материала, ребенок может переходить к разнообразным упражнениям с ним.
Важным в концепции этой педагогической системы является уникальность личности ребенка, для развития которой необходимо создавать специальные условия. Дети раннего возраста учатся воспринимать окружающий мир по форме, цвету, запаху, звукам, размерам. Для малышей раннего возраста важно делать акцент на развитии мелкой моторики. Им можно предлагать мелкие предметы, которые легко пересыпаются и перебираются [32].
Специально созданные условия сенсорного воспитания, педагогическое воздействие, индивидуальное сопровождение в мир чувственности, познания окружающего и осознания себя – все это задачи взрослого.
Насколько успешно будет реализован намеченный образовательный план, зависит от профессиональной компетентности педагога в сфере сенсорного воспитания.
Существенно значимым является также повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством Монтессори- материалов.
В российском образовании принят Профессиональный стандарт, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности. Так же компетенции педагогов, реализующих образовательные программы дошкольного образования, раскрыты в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [35].
Компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержании сенсорного воспитания по следующим направлениям: воспитательно-образовательная деятельность (организация развивающей предметно-пространственной среды, осуществление целостного подхода); учебно-методическая деятельность (планирование воспитательно-образовательной деятельности, проектирование педагогической деятельности на основе достигнутых результатов); социально-педагогическая деятельность (консультативная помощь родителям, обмен опытом с педагогами, защита интересов детей).
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере [15]
Компетентность педагога предполагает:
- Мотивацию ведущей деятельности ребенка;
- Раскрытие личностного смысла конкретной непосредственно-образовательной деятельности;
- Понимание ребенка в вопросах, необходимых для реализации индивидуального подхода в развитии, воспитании и обучении;
- Компетентность в основных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Следовательно, педагог в области сенсорного развития детей раннего возраста должен владеть основными понятиями этого процесса, знать особенности сенсорного воспитания в разные возрастные этапы, использовать методики, программы, пособия и технологии данной проблемы и уметь создавать необходимые условия для эффективного развития восприятия и усвоения сенсорных эталонов [18].
Действия педагога должны носить осознанный и целеориентированный характер. Важно, чтобы педагоги понимали свою роль в работе с детьми, где уход, образование и обучение представляют собой единый комплекс заботы о благополучии ребенка. Сотрудникам организации необходимо разделять основные принципы системы Монтессори, создавая единое ценностное поле.
Профессиональными задачами педагога, реализующего принципы системы М. Монтессори, являются:
-понимать потенциал детей в собственном их развитии и обучении;
-поощрять самостоятельность и независимость детей, и в то же время;
-придавать им уверенность, что в случае необходимости они всегда получат поддержку и помощь;
-создавать и поддерживать специально-подготовленную предметную среду;
-глубоко знать дидактический материал, уметь предъявлять его детям;
-уметь организовывать свободную работу детей в группе и ежедневные коллективные занятия («движение по линии», «урок тишины», «дидактический круг»);
-владеть методами организации, планирования, анализа и оценки -собственной деятельности, деятельности конкретного ребенка и группы;
-уметь наблюдать свободную деятельностью детей, точно фиксировать наблюдения в специальных индивидуальных дневниках и на основе анализа увиденного, преобразовывать среду группы для создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка;
-подбирать коллекцию детских работ для индивидуальных портфолио, анализ и представления которых, использовать в беседах с родителями 2 раза в год.
-заполнять индивидуальные карты достижений детей и 2 раза в год -предоставлять эту информацию родителям и другим заинтересованным участникам образовательного процесса.
-вдохновлять и побуждать детей к познавательной деятельности;
-понимать и принимать каждого ребенка, быть отзывчивым и способным правильно реагировать на чувства и потребности детей;
-проявлять терпение в отношениях с детьми и с каждым отдельным ребенком;
-создавать и поддерживать атмосферу дружеских отношений между детьми;
-проявлять уважение к родителям детей, выстраивать партнерские отношения с ними, по возможности включать их в воспитательно-образовательный процесс;
-регулярно анализировать свою деятельность, постоянно учиться, повышая свой профессиональный и личностный уровень [37].
Итак, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Таким образом, можно выделить следующие психолого-педагогические условия использования Монтессори-материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста:
- Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе;
- Дифференциация работы с материалами Монтессори на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников;
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста.
В результате работы с сенсорными Монтессори-материалами у детей раннего возраста формируются необходимые представления и навыки:
— сбор предметов по принципу увеличения-уменьшения;
— расширяется активный словарный запас («большой – средний – маленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»);
— подбор пары цветов, их оттенков и различие цветов;
— различие шершавых и гладких поверхностей;
— дошкольники различают шумы, подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный;
— различают и называют объемные тела и плоские фигуры;
— различают горячий – теплый – холодный, сладкий – кислый – горький – соленый;
— успешно работают кистью и красками, пластилином.
Подводя итог данной главе, мы пришли к выводу, что с психолого-педагогической точки зрения ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. В этом возрасте появляются такие фундаментальные приобретения, как прямохождение, речевое общение и предметная деятельность.
Использование системы Монтессори является актуальным и необходимым не только в реализации основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагогическая система М. Монтессори отвечает требованиям времени, способствует индивидуализации построения образовательного процесса, позволяет строить педагогический процесс с учетом специфики работы дошкольной организации. Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Создание педагогически целесообразного и эффективного процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении посредством Монтессори-материалов невозможно без учета ряда психолого-педагогических условий.
Одним из важнейших условий эффективности сенсорного воспитания детей посредством Монтессори-материалов 2-го и 3-го годов жизни является обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Содержание и организация данной среды по системе Марии Монтессори для детей раннего возраста включает в себя:
— площадку со снарядами для развития движений;
— пространство с материалами для упражнений сенсомоторики;
— пространство с материалами для рисования, аппликации и лепки;
— пространство с материалами для развития устной речи и понимания высказываний;
— пространство для развития социальных навыков самообслуживания.
Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе Марии Монтессори имеют едва ли не решающую роль в жизни ребенка.
Второе психолого-педагогическое условие – дифференциация работы с Монтессори-материалами на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников.
Цели и задачи образовательной работы с детьми раннего возраста выстраиваются в соответствии с их психолого-педагогическими особенностями.
К основным формам работы с детьми раннего в разновозрастной группе детского сада по системе Монтессори относятся:
- Свободная работа детей с Монтессори-материалами.
- Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом, которые проводятся во время свободной работы детей с материалами.
- Ежедневное коллективное занятие «Круг».
- Общие групповые образовательные события.
- Воспитательные мероприятия.
Весомым является третье условие – повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольной образовательной организации в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством Монтессори-материалов.
Педагог в области сенсорного развития детей раннего возраста должен владеть основными понятиями этого процесса, знать особенности сенсорного воспитания в разные возрастные этапы, использовать методики, программы, пособия и технологии данной проблемы и уметь создавать необходимые условия для эффективного развития восприятия и усвоения сенсорных эталонов.
Следовательно, успешность использования Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста будет определяться реализацией комплекса психолого-педагогических условий, к коим относятся:
- Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе.
- Дифференциация работы с материалами Монтессори на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОО в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф