Заявка на расчет
Меню Услуги

Реализация педагогической теории М. Мотессори в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


Глава 2. Практико-ориентированные основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством Монтессори материалов

2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

В качестве метода исследования нами был выбран метод комплексного характера, предполагающий совместное использование методов наблюдений, бесед, диагностирующих работ, создания специальных ситуаций и др., направленный на изучение уровней сенсорного развития дошкольников группы раннего возраста, испытуемые – воспитанники группы раннего возраста – 24 воспитанника.

Диагностическое исследование велось на базе МБДОУ «Детского сада№20» г. Шатура. Возраст детей колеблется от 2 лет до 3 лет.

Цель исследования – выявление соотношения между уровнем сенсорного развития детей раннего возраста и особенностями реализации психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность сенсорного воспитания детей посредством Монтессори-материалов.

Критерий Методика Целеполагание методики
1. Умение ребенка ориентироваться в основных цветах спектра «Цветные кубики» (К.Л. Печора) [31]

Задания на раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их цвета (Э.Г. Пилюгина)

Определение уровня сформированности умений ориентированности ребенка в основных цветах спектра
2. Умение ребенка сопоставлять плоские геометрические фигуры с образцом «Геометрические фигуры», «Домик» (К.Л. Печора) [31]

Задания на раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их формы (Э.Г. Пилюгина)

Определение уровня сформированности умений сопоставлять плоские геометрические фигуры с образцом
3. Умение ребенка находить и называть предметы разной формы, величины  «Домик» (К.Л. Печора) [31]

Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах (Э.Г. Пилюгина)

Определение уровня сформированности умений находить и называть предметы разной формы, величины

 

В своем исследовании мы выделили два направления работы:

  1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Изучение особенностей реализации психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством Монтессори-материалов.

Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

В процессе работы, опираясь на методики авторов Е.А. Стребелевой и К.Л. Печоры были выделены критерии определения уровня сенсорного развития детей раннего возраста (таблица 4).

Таблица 4. Критерии определения уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Оценка Цвет Величина Геометрические фигуры Вкусовые качества
  4 цвета спектра (черный, белый) Большой, маленький Круг, шар, квадрат, куб Соленый, сладкий
Высокий Называет все цвета  правильно использует слова: большой, маленький Определяет правильно Определяет правильно
Средний Называет три цвета путается Путается в определениях путается
Низкий Называет один, два цвета Не имеет представления о величине Не справляется

 

Уровни сенсорного развития у воспитанников группы раннего возраста:

Были определены высокий, средний и низкий уровни сенсорного развития детей раннего возраста:

Высокий уровень – называет свойства предметов и цвет, правильно определяет величину и т.д.

Средний уровень – ребенком допускаются ошибки в названиях предметов, цвета, в определении формы и величины предметов.

Низкий уровень – не справляется с заданием.

Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента по показателю «форма» (рис.1) низкий уровень у 24% детей, средний уровень – 68% детей, высокий уровень у 8%.

Рисунок 1 – Распределение воспитанников по уровням сенсорного развития по показателю «форма», %

Так, у 4 воспитанников отмечается высокий уровень сенсорного развития по показателю формы, дошкольниками сразу понято задание, все задания выполнены самостоятельно, дети верно комментируют свои действия. Например, Настя П. группирует геометрические фигуры с учетом формы (квадрат, круг, треугольник), из предложенных педагогом, подбирает соответствующие фигуры.

У 14 детей выявлен средний уровень сенсорного развития по показателю «форма», дети испытывают некоторые трудности при выполнении задания, самостоятельно выполняется только легкий вариант задания, требуется помощь взрослого, испытывают затруднения при комментировании своих действий.

Дети с низким уровнем сенсорного развития по показателю «формы» задание выполнили с ошибками, Данил М., Ваня В. не справились с заданием, Лев К. испытывает значительные затруднения, Захар М. продемонстрировал отказ от комментирования своих действий.

Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента по показателю «цвет» (рис.2) показал, что низкий уровень у 20% детей, средний уровень – 60%, высокий уровень – 20%.

Рисунок 2 – Распределение воспитанников по уровням сенсорного развития по показателю «цвет», %

Высокий уровень продемонстрировали 5 детей, дети по предлагаемому образцу и просьбе взрослого верно находят предмет того же цвета, подбирают по предложенному образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый), без затруднений называют 4 основных цвета.

Средний уровень сенсорного развития по показателю «цвет» выявлен у 14 дошкольников, дети испытывали затруднения при выполнении заданий, требуется помощь взрослого, испытывают затруднения при комментировании своих действий.

Низкий уровень развития показали 5 детей, с заданием дети не справились.

Анализ результатов диагностики уровня сенсорного развития детей на констатирующем этапе эксперимента по показателю величина» (рис.3) свидетельствует, что низкий уровень – 16% детей, средний – 64% детей, высокий уровень – 20% воспитанников.

Рисунок 3 – Распределение воспитанников по уровням сенсорного развития по показателю «величина», %

Для детей с высоким уровнем сенсорного развития по показателю «величина» характерно самостоятельное выполнение заданий с четким комментированием своих действий, так Елисей К. раскладывает палочки в порядке возрастающем и убывающем, определяет место (гнездо), куда нужно поместить фигуру, предложенную педагогом.

Средний уровень показали 14 дошкольников, эти дети выполняли предложенные задания с помощью педагога, испытывали некоторые затруднения в процессе комментирования своих действий.

Низкий уровень отмечен у 5-и дошкольников, с предложенными заданиями не справились даже с помощью педагога.

Ниже представлена диаграмма. Характеризующая распределение дошкольников по уровням сенсорного развития по показателям «форма», «цвет», «величина».

Рисунок 4 – Распределение воспитанников по уровням сенсорного развития по показателям «форма», «цвет», «величина», %

Таким образом, по результатам проведенной диагностики выявлено, что преобладающим является средний уровень сенсорного развития.

Рассмотрим характеристику на некоторых детей с разным уровнем развития.

Полина З. – определен высокий уровень по всем трем сенсорным эталонам – девочкой быстро и легко устанавливается контакт с воспитателем, предложенные задания воспринимаются с выраженным интересом. На протяжении всего диагностического исследования сохраняется интерес к результату деятельности. Действия точные и целеустремленные. В случае допуска отдельных ошибок – воспитанница сразу их исправляла самостоятельно. Отмечено самостоятельное выполнение серии заданий, предложенных для ее возраста, самостоятельное и с минимальной помощью взрослого выполнение серии заданий, предназначенных для детей более старшего возраста. При выполнении заданий воспитанницей использовался метод проб примеривания, а также зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованы.

Архип Р. – выявлен средний уровень – быстрое установление контакта с взрослыми, интерес к предложенным заданиям. Сохранение положительного эмоционального отношения к процессу деятельности сохранялось до конца диагностического исследования. Действует целеустремленно, однако устраняет допущенные ошибки, как правило, с помощью педагога. Дошкольником самостоятельно и с помощью воспитателя выполнено не менее четырех заданий, которые предназначены для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся только с помощью педагога. Полученный результат в отдельных случаях неточно соответствовал образцу взрослого. Дошкольник, при выполнении заданий, пользовался методом проб, практическим примериванием, а также использовалась зрительная ориентировка. Определена ведущая рука, но не всегда согласованы действия обеих рук.

Маша Е. – выявлен низкий уровень сенсорного развития – в контакт вступала не сразу, контакт часто формальный. Девочка была несколько заинтересована общей ситуацией занятия, однако к содержанию заданий, к результату их выполнения, в целом, индифферентна. Воспитанница допущенных ошибок не замечала и их не устраняла. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения Маша не справлялась с заданием, предназначенными для ее возраста, но выполняла самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом девочкой ошибочные варианты действий не отбрасывались, а повторялись снова. Ведущая рука не была определена, отсутствовала согласованность обеих рук.

Далее мы приступили к решению второй задачи констатирующего эксперимента изучению особенностей реализации психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством Монтессори материалов.

В соответствии с первым условием нами был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды группы.

Для анализа предметно-развивающей среды мы выделили следующие критерии:

1.Обогащенность предметной среды Монтессори материалами для сенсорного развития:

— наличие разнообразных зон;

— наличие автодидактических материалов, предметов.

— развитие ощущений: зрительных, слуховых, осязательных;

— задействованность всех помещений детского сада……;

— предметно-пространственная среда не должна быть перегружена.

2.Функциональность среды:

– комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности);

– полифункциональность использования предметов;

– динамичность (изменчивость) среды;

– доступность всех предметов ребенку;

– возможность включения ребенка в преобразование среды.

— возможность преобразования предметно-пространственной среды педагогом в зависимости от ситуации и задач.

Анализ предметно-развивающей среды.

Предметно-пространственная организация помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, обеспечивает эмоциональное благополучие детей и условия для их индивидуального развития. В каждой группе определена игровая зона, уголок для уединения и отдыха, созданы игровые зоны для мальчиков и девочек. В группах имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр, пособия для занятий, дидактические и развивающие игры, игрушки. Много пособий изготовлено руками педагогов и родителей. В группе созданы уголки развития движений с набором нетрадиционных безопасных пособий для развития физических качеств, дорожки здоровья, также группе оборудован речевой уголок, уголок безопасности.

Критерий обогащенности предметной среды Монтессори-материалами для сенсорного развития: отмечается наличие разнообразных зон – игровых, уголка развития движений, речевого уголка, уголка безопасности; наличие автодидактических материалов, предметов – отмечается их недостаток; развитие ощущений: зрительных, слуховых, осязательных; задействованность всех помещений детского сада; предметно-пространственная среда не перегружена.

Критерий функциональности среды: отмечается недостаточная комплексная возможности использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности); не выполняются требования полифункциональности использования предметов; динамичности (изменчивость) среды; доступности всех предметов ребенку; возможности включения ребенка в преобразование среды; возможности преобразования предметно-пространственной среды педагогом в зависимости от ситуации и задач.

Изучив предметно развивающую среду группы, приходим к выводу, что в группах не достаточно Монтессори-материалов, а именно: блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница; цветные таблички; шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания; звонки, шумовые цилиндры – развивают слух; сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники; тяжелые таблички; коробочки с запахами, то есть материалов, предназначенных для сенсорного развития детей раннего возраста. Другими словами, необходимо создать определенные условия для сенсорного развития детей раннего возраста.

Для более эффективного анализа организованной в группе предметно-пространственной развивающей среды для сенсорного воспитания детей был проведен опрос педагогов по проблеме нашего исследования. Его цель – анализ осведомленности педагогов по выдвинутой проблеме, сбор информации и оценка организованной в группе предметно-пространственной среды для сенсорного воспитания детей посредством Монтессори материалов.

Проанализировав ответы воспитателей можно сделать следующие выводы: педагоги не владеют знаниями о системе Монтессори. Соответственно, дифференциация работы с материалами Монтессори на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников не реализована, поскольку педагоги не осведомлены, требуется повышение компетенции педагогических работников в данном аспекте. Сами воспитатели не совсем довольны организованной предметно-пространственной средой в группе, направленной на сенсорное воспитание детей, им хотелось бы получить консультацию о том, как можно систематизировать материалы и пособия для сенсорного развития и какими Монтессори материалами можно пополнить развивающую среду в группе.

Таким образом, анализ констатирующего эксперимента показал, что у детей отмечается преимущественно средний уровень сенсорного развития, что позволяет констатировать тот факт, что дети затрудняются сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты, затрудняются в дифференциации основных цветов; испытывают трудности при восприятии и определении основных геометрических фигур, в способности воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы, в целостном восприятии предметов.

 

2.2 Методические рекомендации для педагогов по использованию Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста

 

Успешность использования Монтессори-материалов в сенсорном воспитании детей раннего возраста будет определяться реализацией комплекса психолого-педагогических условий:

на основе трех условий.

  • Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе; по данному условию необходимо указать, какой Монтессори материал, предназначенный для раннего возраста, требуется дополнить в Монтессори сад? Что можно предложить для садов, не реализующих систему Монтессори (сенсорный Монтессори материал вполне доступный для обычных садов).
  • Дифференциация работы с материалами Монтессори на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОО в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с вышеперечисленными условиями.

  • Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.

Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать, они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой.

Материалы Монтессори располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала Монтессори, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.

Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.

Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии, вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).

В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • палочки;
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки).

Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Остановимся подробнее на пространстве с материалами для развития чувств (сенсомоторном развитии) или «Сенсорном уголке», он предназначен:

— для упражнений в установлении причинно-следственных связей;

— для упражнений в сенсомоторном развитии;

— для упражнений с сыпучими веществами;

— для упражнений с водой.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие. Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, то есть:

  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала);
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Здесь также используются материалы Монтессори. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).

Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • книжки.

Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.

Второе условие: дифференциация работы с материалами Монтессори на совместную образовательную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность воспитанников.

Основная философия методики Монтессори: ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла, опираясь на идеи о том, что:

С момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.

У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.

Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.

Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога, при этом, использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

Принципы системы Монтессори:

Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.

Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.

Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.

Условие третье: повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОО в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Результаты опроса воспитателей показали, что педагогам недостаточно теоретических знаний по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста.

Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого) беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь, это особая форма сознания – впитывающий разум – и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого – создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно [37, с. 14].

В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Одной из актуальных проблем современности – формирование у детей раннего возраста сенсорных эталонов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные признаки предмета, синтезировать из различных признаков предмета его общий образ [10, с. 259].

Поэтому нужно обязательно продолжать целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

При правильном сенсорном развитии к концу 3 года ребенок может:

  • совершать много точных действий, например, открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать, собирать и разбирать на части и т.п.;
  • целенаправленно пользоваться предметами на основе понимания их устройства и функций, например, играть с музыкальными и заводными игрушками, имитировать действия взрослых с бытовыми приборами и т.д.;
  • сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т.п.

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для всех людей законами развития, и в то же время под влиянием его неповторимой индивидуальности.

Приоритетным направлением деятельности группы по системе Монтессори является организация жизни и деятельности детей в специально подготовленной предметно пространственной развивающей образовательной среде (специально подготовленной среде или среде). Среда обеспечивает оптимальные условия для самостоятельной образовательной деятельности детей. В тоже время, среда дошкольной группы в целом обеспечивает условия для полноценного и внимательного со стороны взрослого ухода за ребенком.

Образовательная деятельность детей дошкольного возраста в такой среде отвечает возрастным и сенситивным периодам и наиболее полно отвечает жизненно необходимым условиям для развития детей в зонах их актуального и ближайшего развития.

Цели и задачи образовательной работы с детьми группы раннего возраста выстраиваются в соответствии с их психофизиологическими особенностями.

Образовательная деятельность осуществляется по пяти основным направлениям развития ребенка:

физическое развитие

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

Каждое направление развития ребенка реализуется через деятельность детей в специально подготовленной среде.

Известно, что предметная деятельность детей раннего дошкольного возраста является ведущей, поэтому воспитателю нужно включать задания, где учитываются форма и цвет, величина, как условия для выполнения игрового задания. Например, детям предлагается разложить ягоды красного и черного цвета в две корзины, если в процессе игры дети знакомятся с формой, то деля квадраты и треугольники на группы, дети накладывают фигуры друг на друга, что позволяет зрительно сопоставить предметы и убедиться в правильности решения.

Для занятий могут подойти кубики, шнуровка, пирамиды, бусы, а так же игрушечные наборы с разноцветными крышечками. Используя материалы для развития, не стоит забывать о постоянном речевом контакте с детьми. Воспитатель может использовать стихи или шутки, а также тематические песни при игре с детьми в группе или индивидуально.

Комплекс игр с материалами Монтессори представлен в приложении ( прил. 2)

Нами разработано перспективное тематическое планирование сенсорного развития с использованием Монтессори- материалов.

Процесс реализации задач по развитию сенсорных эталонов базируется на следующих принципах:

– развитие ведущих для данного возраста качеств и норм поведения;

– интеграция воспитательных задач;

– организованный и систематический характер обучения;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей;

– поддержание эмоционального тонуса;

Во время игр, занятий педагог должен заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии малыша. Любые положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия. И не следует начинать занятие с ребенком, если он расстроен или плохо себя чувствует.

Рекомендации родителям:

Дети учатся тому, что их окружает.

Если вы постоянно будете критиковать ребенка – он научится осуждать.

Дети, которых часто хвалят, учатся оценивать.

Ребенок научится быть справедливым, если вы будете с ним честны.

Ребенок научиться верить, если будет жить с чувством безопасности.

Одобрение учит малыша хорошему к себе отношению.

Часто подбадривая ребенка, вы поможете ему приобрести уверенность в себе и своих силах.

Ребенок научится находить любовь, если его будет окружать атмосфера дружбы и он будет чувствовать себя необходимым.

Никогда нельзя говорить о малыше плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии.

Всегда слушайте ребенка, который к вам обратился, и отвечайте на его вопросы.

Имейте уважение к малышу, допустившему ошибку, позвольте ему ее исправить.

Помогайте ребенку в поиске, если ему это необходимо, и будьте незаметными, если ребенок уже все нашел.

Для помощи ребенку освоить новое используйте заботу, сдержанность, тишину и любовь.

Обращайтесь к ребенку только в хорошей манере, отдавайте ему то лучшее, что у вас имеется.

Таким образом, сенсорное развитие с применением материалов Монтессори очень интересно для дошкольников раннего возраста, потому что вызывает у них чувство радости, удивления, новизны, восхищения окружающим миром. Все занятия направлены на развитие у дошкольников сенсорики и моторики и предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только познавательных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

 

Выводы по 2 главе

 

По итогам проведенного диагностического исследования установлено, что уровень сенсорного развития у дошкольников раннего возраста находится на недостаточно высоком уровне (преобладающий – средний уровень), что актуализирует разработку рекомендаций по сенсорному воспитанию. В ряду особых средств сенсорного развития одно из первых мест занимает педагогическая система Монтессори, которая помогает связать образовательный процесс с жизнью, обеспечивает сенсорное развитие.

Каждому образовательному учреждению следует двигаться по своему индивидуальному пути развития, иметь свое лицо, опираясь на материальную базу, кадровый потенциал, определяя стратегию качества образования своего дошкольного учреждения, используя лучшие достижения отечественных и зарубежных систем. С этой точки зрения система Монтессори, представляется именно такой.

Педагогика Монтессори основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления извне. Необходим учет индивидуального темпа развития. Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала. Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы. Воспитанники учатся уважать личное свободное пространство других. Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям. Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом. Воспитанники получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно. Быстро прививаются навыки самообслуживания. Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое. Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.

Процесс внедрения методических рекомендаций предполагает подготовку воспитателей по этой методике, приобретение комплекта Монтессори-материалов, ознакомление с новой системой родителей и получение их согласия на реализацию педагогики Монтессори в детском саду. Общее родительское собрание: информирование о сути метода, его преимуществах, необходимости и возможности его внедрения в дошкольном учреждении.

 

Заключение

 

Важной целью педагогической работы с детьми раннего возраста является создание условий для их активной разнообразной манипулятивной деятельности с предметами, а также для развития крупной моторики, вместе с тем, необходимо создать условия для элементарного самообслуживания (мыть и вытирать руки, есть ложкой, раздеваться и одеваться и др.)

Сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов – чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий – хватания и манипулирования.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста содержит в себе несколько главных элементов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в комплексе изображают целостную систему, вследствие которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Основная идея метода М. Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Использование системы Монтессори является актуальным и необходимым не только в реализации основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, оно не только отвечает требованиям времени, способствует индивидуализации построения образовательного процесса, но и позволяет строить педагогический процесс с учетом специфики работы дошкольной организации.

Отличительные черты системы М. Монтессори:

  1. Предполагает большую свободу и самостоятельность, не исключая вопросы дисциплины.
  2. Пассивная по форме роль воспитателя, роль наблюдателя, роль тьютера, а не руководителя, начальника как в обычной группе детского сада.
  3. Наличие системы дидактических Монтессори-материалов, способствующих самообучению, самовоспитанию и саморазвитию.
  4. Индивидуальность, по Монтессори, в отличие от общепринятого представления о ней заключается в создании такой среды, где материал для работы выбирает не взрослый, а сам ребенок. Ребенку предоставляется свобода выбора, темпа и времени работы, а также возможность самоконтроля.
  5. Воспитание по Монтессори – это активное содействие нормальному развитию личности в ребенке, воспитание сильных людей, людей самостоятельных и свободолюбивых.

Психолого-педагогическими условиями развития сенсорных способностей у детей раннего возраста являются:

— создание развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации со специальными сенсорными уголками и материалами М. Монтессори;

— использование в работе с детьми приемов сопоставления, сравнения, включения детей и родителей в процесс сенсорного воспитания;

— повышение компетентности педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Данная теоретическая модель положена в основу разработки рекомендаций по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством использования Монтессори материалов.

Проведенное диагностическое исследование позволило сделать вывод о том, что уровень сенсорного развития у дошкольников раннего возраста находится на среднем уровне, по результатам использованных методик у детей отмечается преимущественно средний уровень развития сенсорных способностей, что позволяет констатировать тот факт, что дети затрудняются сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты, затрудняются в дифференциации основных цветов; испытывают трудности при восприятии и определении основных геометрических фигур, в способности воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы, в целостном восприятии предметов. Результаты диагностики актуализирует разработку рекомендаций по сенсорному воспитанию. В ряду особых средств сенсорного развития одно из первых мест занимает педагогическая система Монтессори, которая помогает связать образовательный процесс с жизнью, обеспечивает сенсорное развитие.

Педагогика Монтессори основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.

Процесс внедрения методических рекомендаций предполагает подготовку воспитателей по этой методике, приобретение комплекта Монтессори-материалов, ознакомление с новой системой родителей и получение их согласия на реализацию педагогики Монтессори в детском саду. Общее родительское собрание предполагает решение следующих задач: информирование о сути метода, его преимуществах, необходимости и возможности его внедрения в дошкольном учреждении.

Каждому образовательному учреждению следует двигаться по своему индивидуальному пути развития, иметь свое лицо, опираясь на материальную базу, кадровый потенциал, определяя стратегию качества образования своего дошкольного учреждения, используя лучшие достижения отечественных и зарубежных систем. С этой точки зрения система Монтессори, представляется именно такой.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
  2. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия.- СПб.: Речь, 2010.- 315 с.
  3. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика.- 2016.- № 2 (53).- С. 30-32.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры.- М.: Просвещение, 1991.- 263 с.
  5. Василискин Т.П. Педагогическая система Марии Монтессори: сущность и особенности // Проблемы современного педагогического образования.- 2017.- № 55-8.- С. 117-123.
  6. Васильченко Н.Н. Традиции школы Монтессори и современность // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.- 2015.- № 4 (30).- С. 93-98.
  7. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников.- Мн.: БрГУ, 2010.- 248с.
  8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
  9. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1988.- 384 с.
  10. Ганичева А.Н., Бердник С.В. Актуальные проблемы сенсорного развития детей раннего возраста // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: материалы Международной конференции молодых ученых.- 2015.- С. 255-260.
  11. Гусева Ю.А., Колесниченко Ю.Ю. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2-х частях.- 2017.- С. 127-131.
  12. Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / под ред. Е. А. Хилтунен. М.: Издательство «Национальное образование», 2014.- 104 с.
  13. Джакупова Ш.С. Научно-теоретические подходы к раннему развитию детей по педагогике М.Монтессори // Современные проблемы науки и образования. Материалы VI Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Научный ред. Ю. В. Мамченко.- 2016.- С. 60-64.
  14. Дорофеева Г.В. Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской.- 2017.- С. 178-183.
  15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.
  16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
  17. Казагашева Л.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова.- 2017.- С. 21-25.
  18. Калугина О.В., Колодяжная Т.П. Теоретические аспекты сенсорного развития детей раннего возраста // Молодой ученый: современные проблемы специальной педагогики и психологии: материалы докладов Всероссийской научно-практической студенческой конференции.- 2016.- С. 93-95.
  19. Кисилева И.М., Степанова В.М. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием, посвященной 75-летию со дня рождения первого декана Педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Виталия Ивановича Пирогова. Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова; Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева.- 2011.- С. 51-53.
  20. Комарова И.В., Махина Л.Л. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2014.- № 11.- С. 144-149.
  21. Костенкова Е.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях.- 2014.- С. 53-55.
  22. Кречетова Т.А. Система Марии Монтессори // Новые технологии в образовании. Материалы XXII Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. Центр научной мысли.- 2016.- С. 34-39.
  23. Кривенко Н.А., Дедюкина М.И. Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов Международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 170-173.
  24. Кузнецова М.В., Миронова А.Г. Актуальность сенсорного развития детей раннего возраста // Интегративные тенденции в медицине и образовании.- 2015.- Т. 1.- С. 34-37.
  25. Миранова Р.Г., Старинец А.А. Содержание и методика работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 228-230.
  26. Митичева Т.И., ПановаО.П.Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Вестник магистратуры.- 2017.- № 9(72).- С. 52-54.
  27. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому.- М.: Карапуз, 2000.- 272 с.
  28. Монтессори М. Дети другие / Пер. с нем.- М.: Карапуз, 2012.- 336 с.
  29. Наталья Ипполитова, Наталья Стерхова. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education.. – 2012. – № 1.– С. 8–14
  30. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
  31. Огородник С.И., Панова О.П. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Молодой ученый.- 2017.- № 37 (171).- С. 119-122.
  32. Одерякова И.Н. Организация работы по системе Монтессори в условиях дошкольной организации // Успехи современной науки и образования.- 2017.- Т. 1.- № 3.- С. 82-85.
  33. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  34. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., Просвещение, 2010. – 110 с.
  35. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  36. Полеева А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста // Образование и наука в современных условиях.- 2016.- № 2-1 (7).- С. 179-182.
  37. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс – 15 с.
  38. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с.
  39. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2004.- 164 с.
  40. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н.А.Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.
  41. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  42. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.- М.: АНО «ПЭБ», 2007.-128 с.
  43. Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 104 c.
  44. Соловьева Т.И. Творческий подход к подбору материала для занятий по системе М. Монтессори // Грани познания.- 2013.- № 1 (21).- С. 45-47.
  45. Уколова М.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Интегративные тенденции в медицине и образовании.- 2015.- Т. 4.- С. 99-104.
  46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Перспектива, 2014. – 32 с.
  47. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.- № 303.- 31.12.2012.
  48. Шанина Е.С. Педагогическая система обучения и воспитания Марии Монтессори // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей международной научно-практической конференции.- 2016.- С. 162-164.
  49. Шишкова Е.А., Васькова Н.В. Монтессори-метод в современном опыте: что дает ребенку Монтессори-педагогика? // Актуальные вопросы образования в XXI веке Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Т.В. Белевских.- 2017.- С. 285-288.
  50. Янушко Е. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 72 с.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф