Меню Услуги

Реализация стратегии развития физической культуры.

Страницы: 1 2 3


Оглавление

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические правовые основы государственного управления сферой физической культуры спорта
  • 1.1 Нормативно-правовая характеристика государственного регулирования сферы физической культуры и спорта.
  • 1.2 Основные цели и задачи государственной политики в сфере физической культуры и спорта
  • 1.3 Государственные целевые программы в сфере Физической культуры и спорта
  • Глава 2. Анализ условий и результатов реализации государственной стратегии развития физической культуры и спорта в Тюменской области
  • 2.1 Общая характеристика развития физической культуры и спорта в Тюменской области.
  • 2.2 Цели, методы и направления государственного регулирования физической культуры и спорта в Тюменской области
  • 2.3 Оценка эффективности результатов государственной стратегии Тюменской области «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политике» до 2020 года.
  • Глава 3. Направления повышения эффективности реализации стратегии развития в сфере физической культуры и спорта в Тюменской области.
  • 3.1 Основные направления и перспективы развития физической культуры и спорта в Тюменской области.
  • 3.2 Способы повышения эффективности реализации стратегий в сфере физической культуры и спорта в Тюменской области.
  • Заключение.

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Согласно п. 3.13 Ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» одним из определяющих принципов стратегического развития является программно-целевой принцип, который означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных стратегий Российской Федерации, государственных стратегий субъектов Российской Федерации, муниципальных стратегий и определение объемов и источников их финансирования.

Применение программно-целевых методов в государственном управлении, несомненно, является оправданным и обоснованным. Комплексный подход к решению хозяйственных и социальных проблем, присущий программно-целевому подходу, значительно повышает устойчивость экономики к влиянию внешних, циклических и непредсказуемых факторов. В настоящее время повышается актуальность исследования и разработки эффективных комплексных целевых методов реструктуризации экономики и социальной сферы, как на федеральном, так и на региональном уровне. С помощью программно-целевых методов федеральные и региональные органы управления способны оказывать позитивное воздействие на развитие экономики и повысить эффективность социальной сферы.

Разрабатываемые государственные программы должны увязывать стратегические и бюджетные элементы планирования, устанавливать общие требования к политике федеральных ведомств и регионов в соответствующих сферах, стать инструментом выработки и реализации государственной политики в долгосрочной перспективе, стать основами стратегий.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью использования программно-целевых методов при планировании, в том числе и в государственном управлении сферой физической культуры и спорта.

В настоящее время большое количество людей испытывают потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни, осознавая, что их материальное благополучие и качество жизни напрямую связано с состоянием здоровья. Они воспринимают здоровье, как материальную ценность и физическая культура и спорт становятся для них средством его сохранения. Именно поэтому основное внимание следует уделить той работе, которая смогла бы привлечь максимальное количество жителей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, отвлекут от отрицательных факторов в обществе.

Вследствие этого, возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта. Развитие и поддержка физической культуры и спорта в настоящее время являются одной из наиболее приоритетных функций Российской Федерации.

Объект исследования — практика государственного регулирования сферы физической культуры и спорта.

Предмет исследования — выпускной квалификационной работы общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации государственных стратегий в сфере физической культуры и спорта на примере Тюменской области.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе условий и результатов реализации стратегии развития в сфере физической культуры и спорта, разработка рекомендаций по повышению эффективности использования программно-целевых методов государственного управления в сфере физической культуры и спорта в Тюменской области.

Задачи выпускной квалификационной работы поставлены в соответствии с целью исследования:

  • исследовать нормативно-правовые основы государственного регулирования физической культуры и спорта;
  • раскрыть цели и задачи государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
  • проанализировать государственные стратегии в сфере физической культуры и спорта;
  • дать оценку эффективности системы физической культуры и спорта в Тюменской области;
  • показать основные направления и перспективы развития физической культуры и спорта в Тюменской области;
  • обосновать предложения по повышению эффективности реализации государственных стратегий в сфере физической культуры и спорта в Тюменской области.

Элементы новизны

Новизна характеризуется тем, что в исследовании достаточно подробно проанализировано действующее законодательство в области развития физической культуры и спорта

Методы исследования

В работе применялись методы общенаучного исследования (монографический, сравнения, системного анализа) и специальные методы (экономико-статистический, имитационного моделирования, расчетно-конструктивный).

Основой выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые документы, государственные стратегии, аналитические и статистические материалы исследований в области физической культуры и спорта в РФ и Тюменской области.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Характеристику практической значимости исследования

Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий с целью увеличения мотивации граждан к постоянным занятиям физической культурой и спорта, соблюдения здорового образа жизни, увеличения качества организации спортивной работы с населением

Структуры работы

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Выпускная квалификационная работ изложена на 76 страницах машинописного текста, библиография включает 33 наименования.

 

Глава 1 Теоретические основы и нормативно-правовая база в сфере

физической культуры и спорта

 

1.1 Нормативно-правовая характеристика государственного

регулирования сферы физической культуры и спорта

 

Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. Необходимость привлечения всей совокупности средств и методов физической культуры и спорта объясняется насущной потребностью укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Физическая культура и спорт – органичная часть общечеловеческой культуры, его особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

Физическая культура влияет на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под воздействием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет специальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура это и есть совокупность материальных и духовных ценностей. Это спортивные сооружения, спортивная экипировка, инвентарь, специальное оборудование, медицинское обеспечение. Ко второй категории можно отнести информацию, произведения искусства, различные виды спорта, игры, оздоровительные комплексы, этические и правовые нормы, регулирующие поведение человека в процессе занятия физической культурой и др.

Увеличение физической подготовленности и совершенствования двигательных умений, навыков, повышение уровня жизненных сил, спортивные результаты, нравственное, этическое, интеллектуальное развитие является результатом деятельности в физической культуре.

Целью занятий различными видами массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и активно отдохнуть. Это связано с необходимостью повысить физические возможности, корректировки развития и телосложения, повышения работоспособности, желанием приятно и полезно организовать досуг, достичь определенного уровня физической подготовки.

Как и любая, сфера физической культуры и спорта нуждается в нормативно-правовом оформлении, которое:

1) придаст стабильную управляемость, целенаправленность и основательность;

2) создаст условие для разработки долговременной программы развития;

3) определит стабильность ресурсного обеспечения системы в целом и на этой основе совершенствование форм и методов руководства.

Реализация функции поддержки развития физической культуры и спорта находится в непосредственной зависимости от правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации, его совершенствования.

К формам государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта можно отнести:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • установление общих правил для сферы физической культуры и спорта (нормативное регулирование);
  • контроль за исполнением правовых норм;
  • государственную защиту прав и интересов участников спортивных отношений;
  • координацию, консультативное определение приоритетов в структурной и инвестиционной политике;
  • регистрацию специализированного инвентаря (оружия, автомобилей, судов, спортсооружений и т. д.);
  • лицензирование отдельных видов деятельности (образовательная, лечебная деятельность, спортинвентарь и т. д.);
  • сертификацию спортивных товаров и услуг;
  • государственные заказы и программы, таможенные тарифы и пошлины.

Физическая культура и спорт представляют собой сложную, многообразную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений. В свою очередь, система управления, существующая в отечественной физкультурно-спортивной сфере, охватывает широкий спектр физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, и определяет достижение цели – высокой, социально-экономической результативности в текущем, среднесрочном и стратегическом периодах времени, в плане качественного улучшения состояния здоровья и физического совершенствования населения, и в первую очередь подрастающего поколения.

Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, которая направлена на обеспечение развития отрасли физической культуры и спорта и эффективного функционирования в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании.

Физическая культура и спорт базируются на прочной законодательной основе. Законодательство, управляющее физкультурно-спортивными отношениями, состоит из: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативно-правовых актов высших органов государственной власти, субъектов РФ и нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, локальных нормативных актов, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Выделено два уровня законодательства:

  • акты федерального законодателя, например Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • законодательные акты субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с указанным законом о спорте и другими федеральными законами, образующими спортивную отрасль законодательства.

Реализуя положения Конституции в вопросах физической культуры 16 ноября 2007 года, был принят Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте»‚ № 329-ФЗ. На сегодняшний день Федеральный закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта в России, обозначает основные нормы законодательства о физической культуре и

спорте. Согласно ему физическая культура — это часть культуры, изображающая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и применяемых обществом в целях физического и интеллектуального развития навыков человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации средством физического воспитания, физической подготовки и физического улучшения.

Цели и задачи определенные в законе являются: формирование условий для совершенствования массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях свободно от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.

Федеральный закон расценивает физическую культуру и спорт, как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, сохранение высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на общую доступность к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Согласно п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта фигурируют в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. По предметам совместного ведения выпускаются, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Действующие законодательство определяет, что развитие физического воспитания граждан является частью деятельности российского государства по охране здоровья населения.

В ч. 2. ст. 4 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. От 31.12.2014) «О физической культуре и спорте B Российской Федерации говорится и о «иных» нормативных правовых актах, содержащих нормы, регулирующие отношения B области физической культуры и спорта. На федеральном уровне такими актами являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а на региональном – нормативные акты органов исполнительной власти субъектов.

Акты Президента Российской Федерации оказывают сильное воздействие на организацию управления физической культурой и спортом в стране, регулируют большой круг вопросов, связанных с мерами государственной поддержки и материального обеспечения работников физической культуры и спорта, а также решают множество других недостатков, связанных с упорядочением управленческих отношений. Например, Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «O Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

Отдельную группу источников правоотношений в области физической культуры и спорта составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации. В качестве федерального органа Правительство Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, непосредственно связанным с реализацией положений действующего законодательства B рассматриваемой сфере общественных отношений. Причем особое место B системе нормативно-правовых актов Правительства занимают утверждаемые его постановлениями положения о государственных органах управления физической культурой и спортом и их полномочиях, а также федеральные целевые программы и концепции в исследуемой области социальной сферы. В качестве примера можно привести распоряжение Правительства РФ от 02.01.2014 № 2-p «Об утверждении Концепции федеральной программы «Стратегия развития физической культуры и спорта B Российской Федерации до 2020 года».

Цель стратегий основывается на создании условий для систематических занятий физической культурой и спортом и поднятия уровня системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Особое место в системе источников регулирования физической культуры и спорта занимают нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, где важную роль занимают акты специально уполномоченного органа исполнительной власти РФ в области физической культуры и спорта – Министерства спорта Российской Федерации. В систему нормативных актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, входят законодательные и другие акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, отнесенные к их компетенции.

Нормативно-правовыми актами регулирующими сферу физической культуры и спорта в Тюменской области можно назвать закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 329 «O физической культуре и спорте в Тюменской области» и закон Тюменской области от 6 февраля 1997 г. 72 «О молодежной политике в Тюменской области», также постановлением Правительства Тюменской области №667-п от 22 декабря 2014 г. утверждена государственная программа Тюменской области «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики» до 2020 года.

Также источниками регулирования отношений в области физической культуры и спорта в Российской Федерации являются и корпоративные нормативные акты физкультурно-спортивных организаций и их объединений в сфере профессионального спорта.

Таким образом, можно проследить, что нормативно-правовое обеспечение системы государственного регулирования в области физической культуры и спорта системно, представлено нормативно-правовыми актами различных уровней.

 

1.2 Основные цели и задачи государственной политики в сфере

физической культуры и спорта

 

Государственная поддержка физической культуры и спорта – это система финансово-экономического, организационно-правового и социального обеспечения эффективного функционирования и развития сферы физической культуры и спорта.

Основной задачей политики государства определяемой является повышение уровня жизни населения страны. Одним из основных факторов, влияющих на качество жизни, является здоровье. В развитии общества, его духовного и физического здоровья, несомненно, одну из главных ролей играет физическая культура и спорт. Долгосрочной миссией государственной политики в области физической культуры и спорта служит формирование условий, направляет граждан на соблюдение здорового образа жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, расширение спортивной инфраструктуры, а также на большую конкурентоспособность российских спортсменов.

Важным условием решения проблем, связанных с развитием здорового образа жизни, является престижность занятий спортом, а также формирование сферы досуга, которая станет более доступной и привлекательной для современной молодежи и станет большой возможностью для самореализации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

В связи с определением направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны, позволяющих вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и повышением конкурентоспособности российского спорта распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Основные задачи Стратегии:

  1. К 2017 году необходимо достичь, чтобы количество людей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось до 30%, к 2020 году — до 40%.
  2. Увеличить долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2017 году до 60%, к 2020 году – 80%.
  3. Достигнуть недельного объема двигательной активности населения к 2017 году до 6-8 часов, к 2020 году – 6-12 часов.

В разделе массовой физической культуры представлены преимущества работы в сфере физического воспитания и массового спорта в дошкольных учреждениях, в общем, в образовательных учреждениях, массовой физической культуры по месту жительства, физической культуры и спорта трудящихся. Составным элементом является система массовых спортивных мероприятий, которые проводятся в Российской Федерации.

В Стратегии определены меры, направленные на модернизацию системы физического воспитания в образовательных учреждениях, сегодня

имеется приоритет по выработке единого комплекса, некоего подобия ЕГЭ по измерению физического здоровья населения. В разработке этого проекта мы уже достаточно продвинулись, и свидетельствует этому норматив ГТО, который несколько лет назад был возрожден.

Популяризация здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь общества и фиксирование в ней физической культуры и спорта, возникновение влечения к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.

Наиважнейшие вопросы развития физической культуры и спорта закреплены также в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов и субъектов. Решение установленных в этих документах задач достижимо только на основе развитой спортивной инфраструктуры с использованием современных методологических решений. При этом сфера физической культуры и спорта многогранна, включает различные виды деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.

Сегодня особого внимания требуют проблемы, связанные с развитием массового спорта, созданием условий для массовых занятий спортом в пределах шаговой доступности от мест проживания, работы и учебы населения.

Перемены в обществе, в демографии, жизненных установках и других аспектах внешней и внутренней среды определяют различия потребностей населения в спортивных занятиях и соответственно в особенности организации спортивной работы.

Любой субъект Российской Федерации излагает свою региональную политику в области развития физической культуры и спорта, темпы создания спортивной инфраструктуры, модернизации материально-технической базы, развитие кадрового резерва, координацию работы с населением по месту жительства, рост детского спорта.

Важная роль в этом процессе принадлежит как самим жителям, так и органам местного самоуправления и общественным организациям, по предложению которых должно исполняться развитие придомовой спортивной инфраструктуры (создание дворовых спортплощадок, перепрофилирование неиспользуемых нежилых помещений в спортивные объекты).

Среди наиболее перспективных направлений развития индустрии спорта в России можно выделить следующие:

  • стремление различных социальных групп населения в массовый спорт и оздоровительную физическую культуру;
  • производство качественного спортивного инвентаря и оборудования;
  • строительство новых спортивных сооружений и совершенствование деятельности имеющихся.

Индустрия физической культуры и спорта должна решать существующие социально-экономические проблемы: объединение нации, отказ от вредных привычек, профилактика заболеваний, повышение средней продолжительности жизни, а также ее качества. В связи с социальной важностью, спорт и физическая культура нуждаются в стабильном финансировании при активной поддержке государства.

В реализации государственной политики в части массовой физической культуры задействованы все уровни власти, поскольку без последовательного сотрудничества федеральных органов и субъектов РФ или муниципалитетов нельзя системно решить поставленную задачу.

Таким образом, в последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной значимости массового спорта, которая проявляется, в том числе в повышении роли государства в поддержке его развития.


Страницы: 1 2 3