Меню Услуги

Инструменты и способы регулирования денежного предложения в РФ

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты денежного предложения в РФ
  • 1.1. Понятие и сущность денежного предложения
  • 1.2. Методы и инструменты регулирования денежного рынка и механизм его воздействия на экономику РФ
  • 1.3. Основные способы регулирования денежного предложения в РФ
  • Глава 2. Анализ современного состояния денежного предложения в РФ
  • 2.1. Анализ показателей динамики денежного рынка России
  • 2.2. Особенности развития денежного рынка России, инструменты и методы регулирования денежного рынка России на современном этапе
  • Глава 3. Проблемы инструментов денежного предложения в РФ и перспективы его регулирования
  • 3.1. Анализ проблемы регулирования денежного предложения в РФ
  • 3.2. Эффективность традиционных способов и инструментов регулирования денежного обращения в РФ
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Если рассматривать функциональную сторону экономической системы то ее важнейшим элементом являются деньги. Они образуют ее как особую систему в рамках экономической системы. Именно на основе, прежде всего, денежных отношений в их различных формах (товарно-денежные, денежно-кредитные, финансовые, платежные) формируются связи между всеми экономическими субъектами, включая и государство, как особый экономический субъект. Взаимодействие частей экономической системы обеспечивают деньги. При этом деньги входят в особую денежную систему. Денежная система – это результат развития экономических отношений, а так же она оказывает влияние на экономическую систему: стимулирующее ее развитие или, наоборот, сдерживающее. Следовательно, в зависимости от того, как реализуются функции денежной системы, ее развитие и состояние, она может оказывать и положительное, и негативное воздействие на экономику.

Изменение объема и структуры денежного оборота (в части динамики соотношения наличного и безналичного денежных оборотов) учитывается при анализе денежного предложения и его тенденций как важный макроэкономический фактор, определяющий развитие экономики и денежно-кредитной политики в отчетном и прогнозируемом периоде [4,c 9-13]. Это, в частности, находит свое отражение и в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года»[5], где развитие денежно-кредитной сферы рассматривается как важнейший фактор экономического роста с точки решения целого ряда социальных задач[6].

Для функционирующего в России механизма денежного предложения характерен ряд специфических черт: качественная зависимость от внешнеэкономических факторов и внешнеэкономических шоков, притока и оттока иностранной валюты, событий на мировых сырьевых и финансовых рынках, сложное переплетение сезонных и внешнеэкономических факторов, отсутствие непосредственной связи между денежным предложением центрального банка и государственными заимствованиями. Особенностью финансовой и денежной политики в России является также устойчивая ориентация на поддержание бюджетного профицита и, в меру возможностей, сжатие денежного предложения.

Актуализируют внимание к исследованию вопросов регулирования денежного предложения негативные последствия мирового финансового кризиса, обусловившие пересмотр теоретических и методологических подходов к обеспечению эффективного монетарного регулирования, как за рубежом, так и в России.

Вопросы сущности денег, их количественной характеристики и влияния на экономику изложены в работах таких зарубежных авторов, как И. Фишер, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, Ф. Мишкин, К. Маркус, Ф. Хайек, Л. Харрис и др. Среди отечественных ученых существенный вклад в решение этих проблем внесли Л. Абалкин, М. Абрамова, Ю. Базулин, Г. Белоглазова, Д. Кочергин, В. Кроливецкая, О. Лаврушин, В. Останин, В. Усоскин и др.

Цель работы состоит в анализе регулирования денежного предложения в России, проводимого Банком России на современном этапе.

Поставленная цель определила логику исследования и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

  1. Рассмотреть понятие и сущность денежного предложения, методы и инструменты регулирования денежного рынка и механизм его воздействия на экономику РФ, а также способы регулирования денежного предложения в РФ;
  2. Провести анализ показателей динамики денежного рынка России;
  3. Изучить особенности развития денежного рынка России, инструменты и методы регулирования денежного рынка России на современном этапе;
  4. Проанализировать проблемы регулирования денежного предложения в РФ;
  5. Предложить мероприятия по повышению эффективности традиционных способов и инструментов регулирования денежного обращения в РФ.

Объектом исследования являются инструменты и методы регулирования механизма денежного предложения в РФ.

Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе регулирования денежного предложения.

Для обоснования представленных положений использовалась философская, общенаучная и частно-научная экономическая методология. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов исследования базировались на системном, структурном и логическом подходах. Из теоретических методов использовались анализ и синтез, методы экономической аналогии, индукция и дедукция. Из эмпирических методов исследования использовались методы наблюдения и измерения, сравнительный, экспертный и статистический анализ и оценка.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили официальные данные Банка России, Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов; официальная публикуемая отчетность отдельных кредитных организаций; материалы, опубликованные в научных журналах и сборниках; материалы диссертационных исследований и монографий; авторские расчеты; материалы Интернет-ресурсов.

Нормативно-правовая база исследования представлена Федеральными законами, Гражданским кодексом РФ, указами Президента РФ, ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения субъектов денежного рынка, в том числе приказами и решениями Банка России.

Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературных источников.


Глава 1. Теоретико-методологические аспекты денежного предложения в РФ

1.1. Понятие и сущность денежного предложения

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. «Деньги, – справедливо замечает А.М. Рыкачев, – являются общей связью, соединяющих нас в то, что называется организмом народного хозяйства. Они связывают потребителей с производителями, рабочих с капиталистами, капиталистов с покупателями. Они служат общей формой экономических отношений нашего времени». «Деньги – не вещь, а «общественное отношение», – написал К. Маркс еще в «Нищете философии». Деньги являются внешним (вещным) выражением социальных отношений, возникающих на почве меновых сделок. В этом определении подчеркивается социальный характер денег чем, следовательно, определяется общественная их роль [9, c.7].

Деньги – это историческая экономическая категория. Поэтому их происхождение, сущность, предназначение со сменой общественно-экономических формаций трактовалось учеными по-разному. Для денег, обслуживающих современную экономику, характерно: отсутствие внутренней стоимости; потеря связи с золотом как основным денежным товаром и неразменность на этот металл; использование их преимущественно в безналичной форме (путем записей по банковским счетам); появление наряду с деньгами финансовых инструментов, выполняющих отдельные функции денег.

Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении – осуществляют непрерывный оборот, в ходе которого обслуживают многочисленные процессы реализации товаров и услуг, накопления капитала и формирования сбережений, а также используются при платежах по финансовым операциям (сделки с ценными бумагами, кредитные сделки) и нетоварных платежах (налоги, сборы, ренты, штрафы и др.) [9,c.11].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

С помощью потока денег в наличной и безналичной формах – денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны за определенный период, – обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике. Правильная организация денежного оборота – условие эффективного управления экономикой.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент [12].

Однако ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты [7]. К ним обычно относят следующие:

1) Агрегат М-1 — («деньги для сделок») — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

2) Агрегаты М-2 и М-З включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».

3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду с М-3 включает проликвидные (легкореализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства н закладные, облигации и другие кредитные инструменты.

Современная организация денежного предложения характеризуется контролем центральных банков за денежной базой, то есть за ее расширением или сжатием при купле-продаже правительственных ценных бумаг и иностранной валюты, за использованием коммерческими банками остатков на счетах клиентов для активных (кредитных) операций, а также за присвоением сеньоража и центральным банком, и банковской системой в целом [8,c.16]. Наиболее актуальными и недостаточно изученными проблемами теории денежного предложения являются: определение денежной базы и анализ ее влияния на совокупное денежное предложение в условиях частных платежных систем; зависимость денежного мультипликатора от динамики процентной ставки и средней рентабельности в реальном секторе экономики; оценка величины сеньоража и методы его изъятия; эффект денежного мультипликатора на мировом валютном рынке.

1.2. Методы и инструменты регулирования денежного рынка и механизм его воздействия на экономику РФ

Развитие России на современном этапе определяется реализацией стратегических целей экономической политики государства, что предполагает необходимость проведения денежно-кредитной политики и усиления её воздействия на экономический потенциал страны и повышения уровня жизни населения. Главная роль в этом процессе принадлежит Банку России, что определяет важность исследования институциональных основ и перспектив его деятельности по развитию инструментария регулирования [12].

Денежный рынок — составная часть финансового рынка, структура, в которую входит предоставление и получение краткосрочных (как правило, до года) кредитов. Такие кредиты берутся для поддержания ликвидности, то есть возможности организаций отвечать по своим текущим обязательствам, а предоставляются с целью размещения временно свободных денежных средств.

К инструментам денежного рынка относятся:

— межбанковские кредиты,

— коммерческие кредиты,

— депозитные сертификаты,

— сберегательные сертификаты,

— векселя,

— государственные краткосрочные ценные бумаги.

Одним из ключевых показателей, которые характеризуют денежно-кредитную сферу, в частности денежный оборот, выступает денежная масса.

Денежная масса имеет огромное экономическое значение. Изменение темпов роста денежной массы влияет на занятость, процентные ставки, цены и объем производства. Следовательно, правительство государств в лице Центральных банков регулируют экономику страны посредством изменения денежной массы.

Денежная масса представляет собой совокупность денежных средств, которые предназначены для оплаты товаров и услуг, и для целей накопления организациями, нефинансовыми предприятиями и населением [13,c.41]. Разрабатывая экономическую политику и устанавливая количественные ориентиры макроэкономических пропорций, правительство государств использует различные агрегированные показатели структуры и объема денежной массы – денежные агрегаты.

Для анализа происходящих изменений в денежной массе в финансовой статистике России используются основные стандартные денежные агрегаты (М0, М1, М2, М3), некоторые из них имеют определенные особенности расчета, например: агрегат M2 включаются, в том числе компенсации, а в агрегат M3 — облигации государственного займа [11].

Существуют факторы, которые воздействуют на объем и структуру денежной массы:

— размер официальной учетной ставки;

Повышение официальной учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, что активизирует платежный баланс, увеличивает предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение официальной учетной ставки приводит к противоположным результатам.

— операции с ценными бумагами на открытом финансовом рынке.

Если Банк России продает ценные бумаги на открытом рынке, а банки их покупают, то соответственно ресурсы коммерческих банков уменьшаются.

— политика количественных кредитных ограничений;

— величина минимальных резервов;

— приток капитала из-за рубежа;

— рефинансирование.

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой совокупность мероприятий, основная цель проведения которых заключается в изменении объема денежной массы, которая находится в обращении [15,c.112]. Они применяются для изменения числа кредитов, уровней процентных ставок и прочих критериев валютного рынка и рынка ссудного капитала. Денежно-кредитная политика, выполняемая ЦБ страны, является сегментом государственной политики в сфере экономики. Ее основная задача заключается в регулировании объема предложений денег и поддержание на оптимальном уровне покупательской способности национальной валюты. При производственном спаде увеличение количества денег приводит к росту расхода, а при инфляции их сокращение стабилизирует ситуацию в стране. Денежно-кредитная политика разрабатывается с учетом основных направлений в развитии экономики государства. Она предусматривает наличие стратегических целей и определение главных задач на определенный период времени, разработку мероприятий, направленных на регулирование материальных потоков, на контроль за динамикой курсов и на адаптацию пропорций между банковским сектором и платежными системами. Политика охватывает создание нормативно-правовой базы в данном секторе, направлена на стимулирование рынка ценных бумаг и развитие международных отношений. Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей. Отталкиваясь от объекта, на который планируется оказывать воздействие, это может быть, как спрос на деньги, так и их предложение. В зависимости от продолжительности воздействия на объект выделяют краткосрочные воздействия и долгосрочные. Путем определения специфики параметров регулирования. Они могут быль количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита. В зависимости от формы воздействия, инструменты могут быть как прямыми, так и косвенными. Число объектов воздействия определяет общий или селективный характер инструментов.

Подводя итог, можно сказать, что перед Банком России на сегодняшний день стоит задача продолжения поиска наиболее эффективных инструментов и методов воздействия на денежную сферу, которые смогли бы адекватно и своевременно отвечать на сложившиеся условия в российской экономике.

1.3. Основные способы регулирования денежного предложения в РФ

Рассмотрение процесса формирования денежного предложения является одним из ключевых при изучении денежно-кредитной политики центрального банка. Понимание каналов денежной эмиссии позволяет более качественно анализировать инфляционные процессы в стране. Для России данный вопрос является очень важным в силу актуальности задачи снижения инфляции.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством [18,c.57]. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег [18,с.43].

Использование определенного набора инструментов государственного регулирования денежного обращения зависит от ряда факторов: исторических традиций использования финансовых инструментов, уровня развития рыночных отношений, финансового рынка, структуры финансовой и экономической систем. Например, в странах с формирующимися рынками, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты денежно-кредитной политики с постепенным вытеснением первых вторыми. При этом эффективность использования косвенных инструментов регулирования в рамках денежно-кредитной политики тесно связана с уровнем развития денежной системы. Поэтому сегодня регулирование денежного обращения следует рассматривать как самостоятельное понятие, не тождественное денежно-кредитной политике центрального банка, и охватывающее систему как безналичного, так и наличного денежного обращения.

В соответствии со сложившейся практикой регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур относительно деятельности банков и небанковских финансовых учреждений на денежном рынке и включает формирование и управление денежными агрегатами, эмиссию, выпуск и обращение наличных денег, создание и поддержку платежных систем и платежных инструментов.

В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют такие инструменты как нормативы обязательных резервов, операции на валютном рынке, процентную политику, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции и др.

С давних времен движение денег, которые постепенно стали не только средством текущих платежей и расчетов между производителями и потребителями товаров и услуг, но и эффективным инструментом накопления и обращения, всерьез заинтересовало многих достаточно далеких от экономики ученых. Постепенная деформация научной мысли, основанная, как правило, на анализе неудач предшественников, позволила плавно перейти от законов Грешема через формулы Фишера к современным методам денежного регулирования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Цель всех этих теоретических изысканий с самого начала была очень проста: определить денежную массу, необходимую и достаточную для полноценного функционирования государства, его финансовых институтов, частных и государственных кредитных учреждений, но, что самое главное, для предпринимательских структур и потребителей, живущих в своих, исторически обусловленных экономических реалиях [24].

Следует отметить, что законы денежного обращения не имеют фундаментального характера, и на каждом этапе экономических отношений выражали не более чем уровень накопленного эмпирического опыта и обобщали текущие представления о наиболее рациональных научных оценках ситуации в этой сфере финансовых взаимоотношений.

В самом общем виде формулу обмена (движения) денежных средств предложил И.Фишер, вполне обоснованно посчитав, что денежная масса должна обеспечивать сбалансированность спроса и предложения. Выглядит это так:

M x V = P x Q    (1)

где M – среднестатистический объем денег, находящихся в обороте в данный момент времен;

V – средняя скорость обращения денежных средств (в самом простом варианте: количество сделок купли-продажи, в которых участвовала денежная единица за единицу времени);

P – цена на обобщенный товар, а Q – его объем в текущее время.

Данное соотношение удобно для понимания основных принципов законов денежного обращения, поскольку формулирует соответствие предложения денег (левая часть) и спроса на них, но не имеет практической ценности. Знать механизмы работы денежной массы и управлять ими – две совершенно разные задачи.

Рассматривая общую формулировку закона:

M = (P1Q1 – P2Q2 + D1 – D2) / V   (2)

где P1Q1 – суммарная стоимость товаров (услуг) уже находящихся в обращении;

P2Q2 –сумма кредитов, выданных на покупку товаров в будущих периодах (отсроченные платежи);

D1, D2 – текущие платежи по наступившим долговым обязательствам и денежные суммы, подлежащие взаимному погашению;

с кембриджской поправкой на величину М, которая учитывает естественное стремление потребителей к накоплению определенной части своих доходов в наиболее ликвидной денежной форме, можно уже говорить о некоторых методологических предпосылках для выработки денежной политики государства.

Современная денежная (монетарная) стратегия любой страны вынужденно решает несколько первоочередных, главенствующих задач, в числе которых неизбежно присутствуют, по крайней мере две:

  1. Поддержание уровня инфляции на приемлемом уровне. Из закона денежного обращения легко понять, что инфляционное обесценивание внутренней валюты страны – это следствие превышения обеспеченной предложением денежной массы.
  2. Обеспечение экономического роста без сокращения доходов и уровня благосостояния основной части населения. Понятно, что денежная эмиссия, не подкрепленная ростом товарного предложения, согласно формуле Фишера приводит к накоплению отложенного спроса, а значит к неразрешимости первой задачи. Деньги, отложенные населением, должны работать на реальное производство.

С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, создание которых обеспечивает формирование показателя денежной базы и денежного агрегата М0 [26]. Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов являются основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на корреспондентские счета банков в Национальном банке и используются как монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.

В целом можно констатировать, что в России постепенно совершенствуется организация наличного денежного обращения. Одновременно обсуждаются проекты развития безналичных платежей, которые потребуют значительных инвестиций, но если мы стремимся оптимизировать структуру денежного обращения и привлечь население к использованию безналичных платежных инструментов, прежде всего, необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру. Совершенствование методологической базы наличного денежного обращения предполагает: модернизацию технологических процессов работы с денежной наличностью; поддержание чистоты наличного денежного обращения; оптимизацию затрат, связанных с производством денежных знаков [21].

Современной тенденцией в развитии наличного денежного обращения является и использование аутсорсинга в сфере обработки, транспортировки и хранения наличных денег, оптимизации денежных потоков с учетом их рециркуляции, централизации и автоматизации обработки наличности, модернизации ее хранения, поддержания чистоты наличного денежного обращения, противодействия фальшивомонетничеству. Банк России может делегировать коммерческим структурам свои функции, связанные с обработкой наличных денег и их перераспределением в денежной системе.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3