Заявка на расчет
Меню Услуги

Рекреационный туризм как средство повышения работоспособности школьников 12-13 лет

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Понятие физической культуры, спорта и туризма, их значение

1.2. Классификация туризма и его основные характеристики

1.2.1. Типы, виды и формы туризма

1.2.2. Характеристика рекреационного туризма

1.3. Место рекреационного туризма в жизни школьников

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы и организации исследования

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Однодневные и трехдневные походы преимущественно оздоровительной направленности в учебной деятельности

3.2. Туристские мероприятия с целью активного отдыха в учебной деятельности

3.2.1. Результаты использования ежедневных туристских мероприятий (двухчасовых прогулок) в режиме учебного дня для школьников 12-13 лет

3.2.2. Результаты использования однодневных походов преимущественно оздоровительной направленности в физкультурно-оздоровительной работе с учащимися 12-13 лет в учебном году

3.2.3. Обсуждение результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура, спорт и туризм — эти слова не только часто произносимые, они стали модными, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Эта тенденция проявилась неспроста.

Здоровые красивые люди, живущие активно долгие годы становятся примером для общества. Вопрос здорового образа жизни и активного долголетия получил свое место в научных кругах еще в прошлом веке. С наступление третьего тысячелетия мы шагнули на следующую ступень развития цивилизации, а это значит, что наряду с прогрессом в различных отраслях, особенно индустрии, возникает проблема недостатка свободного пространства, чистого воздуха, т.е. «зеленых зон» (зон рекреации).

Физическая рекреация является важнейшим средством оздоровления трудящихся и повышения их трудовой и творческой активности. Рекреация необходима учащимся и студентам, спортсменам и работникам умственного труда. В ней заинтересованы пожилые люди, ибо она является важным фактором противодействия старению и активизации творческой деятельности. Среди средств восстановления работоспособности важное место занимает рекреационный туризм. Туризм как эффективное средство воспитания и оздоровления учащейся молодежи давно привлекал внимание врачей, педагогов, видных общественных деятелей.

Гипотеза: рекреационный туризм, являясь частью физической рекреации, помогает повысить физическую и умственную работоспособность.Исследование разработок, выявляющих основные формы, средства и методы занятий рекреационным туризмом, целесообразность их включения в организацию жизнедеятельности населения нашей страны актуально. Особое внимание в данной работе мы уделили исследованию влияния рекреационного туризма на физическую и умственную работоспособность учащейся молодежи, учитывая большую нагрузку, которая имеет место в процессе обучения их основам жизни и получения узкой профессиональной специализации в дальнейшем.

Предмет исследования: процесс повышения уровня работоспособности школьников 12-13 лет.

Объект исследования: рекреационный туризм как метод воздействия на обучающую сферу школьников

Цель исследования: обосновать эффективность влияние рекреационного туризма на физическую и умственную работоспособность школьников 12 – 13 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучение литературы и описание работы по теме исследования.
  2. Подготовить оздоровительные походы в зависимости от условий и возможности учебного учреждения.
  3. Определить эффективность однодневных и трехдневных походов оздоровительной направленности на физическую и умственную работоспособность учащихся 12 – 13 лет.

 

ГЛАВА 1. РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

1.1. Туризм, как компонент физической культуры

 

«Каждый человек немало наслышан о пользе движения, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Согласно мудрому изречению Авиценны, «умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении».

Занятия физической культурой – это, прежде всего профилактика различных заболеваний. Но, кроме этого, — это еще хорошее здоровье, самочувствие, глубокий и полноценный сон, повышенная работоспособность, снижение психических стрессов, уверенность в собственных силах, замедление процесса старения и целый ряд других преимуществ перед лицами не занимающимися физическими упражнениями (К. Купер, 1989).»

«Посчитано, что каждый час двигательной активности увеличивает жизнь на 2-3 часа (О.А. Иванова, 1992)».

Физическая рекреация «своими задачами и содержанием ориентирована на широкие слои населения безотносительно к полу, возрасту, степени физического развития, социальному положению и другим факторам. В средствах массовой информации физическая рекреация часто называется «массовой физической культурой».

Этот компонент физической культуры не зависит от какой-либо определенной программы, хотя для отдельных групп занимающихся и разрабатываются специальные программы и содержания, специфичные для решения конкретных задач (например, в группах здоровья)».

Физическая рекреация является важнейшим средством оздоровления трудящихся и повышения их трудовой и творческой активности.

Кроме того, рекреация необходима учащимся и студентам, спортсменам и работникам умственного труда. В ней заинтересованы пожилые люди, ибо она является важным фактором противодействия старению и активизации творческой деятельности.

Современные процессы интенсификации учебного процесса в школах отрицательно влияют на динамику физического развития и здоровья учащихся. Подросток затрачивает ежедневно до 4 часов своего свободного времени на выполнение домашних заданий, и это сокращает его двигательный режим, отрицательно влияя на уровень здоровья. В этих условиях традиционные формы организации физического воспитания в школе, направленные на восстановление работоспособности в течении рабочего дня уже не решают поставленных перед ними задач. Поэтому становятся актуальными внеурочные формы физического образования школьников.

Такой демократической формой занятий физическими упражнениями является физическая рекреация, которая способна восполнить недостаток двигательной активности учащихся и способствует восстановлению их психофизических сил (Ю.Е. Рыжкин, Ю.И. Самсонов, 1997).

С.О. Филиппова (1997) пишет, что:

А.) Выявлено значительное снижение объема двигательной активности у младших школьников по сравнению с дошкольниками, что проявляется в основном в отношении физической рекреации.

«Интенсификация школьного обучения поставила дилемму: с одной стороны повышение учебной нагрузки требует увеличение активного досуга, а с другой увеличение количества изучаемых предметов и объема домашних заданий значительно уменьшает свободное время детей».

Б.) Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении — важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Физические упражнения способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности, так как концентрированное возбуждение в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет к активному торможению центров, имевших значительную нагрузку в процессе умственной работы.

При правильно организованном режиме смены различных видов деятельности и отдыха в течение года отмечаются благоприятные сдвиги в показателях физического развития, двигательной подготовленности, уровне заболеваемости. Оптимизация учебного процесса повышает его эффективность и дает возможность ребенку усваивать больший объем знаний, затрачивая меньше усилий.

«Рекреация необходима, как с точки зрения индивидуума, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроизводстве производительных сил общества, в состав которых входит и население. … Время нетрудоспособности трудящихся после болезней в результате лечения на курортах сокращается в 2-3 раза, резко возрастает производительность труда. … Изменение рекреационных потребностей населения и его запросов на качество отдыха на курортах привело к перерастанию санаторно-курортного дела в курортно-рекреационную систему, основными целями которой являются повышение уровня индивидуального и общественного здоровья, качества и продолжительности жизни».

Слово «туризм» происходит от корневой основы «тур», что означает прогулка, путешествие.

Существует более двухсот определений туризма, простейшие из которых рассматривают какие-либо грани туризма, например отдых или оздоровление и дают далеко не полное определение туризма. К таким определениям относятся, например,

туризм — лучший отдых (при этом юмористы добавляют «…но отдых лучше туризма»), туризм — один из видов спорта, туризм — одно из средств физического воспитания, туризм — одно из средств познания и эстетического воспитания. Все эти определения в той или иной степени отражают определенные черты туризма, но не могут в отдельности составить полную картину такого уникального явления как туризм.

В Большой Советской Энциклопедии последнего выпуска туризм определяется как путешествие в свободное время; один из видов активного отдыха; наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, т.к. он сочетает различные виды рекреационной деятельности — оздоровление, познание, восстановление производственных сил человека; составная часть здравоохранения, физической культуры; средство духовного, культурного и социального развития личности. По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства на срок более 24 часов с любой целью, кроме деятельности, оплачиваемой в месте временного проживания, например, в случае выполнения какой-либо работы. В таком понимании туризма ярко выражен экономический подход, согласно которому турист в месте временного проживания является потребителем определенных услуг (жилье, питание, транспорт, экскурсии, отдых и т.п.), а не производителем какого-либо продукта. С экономической точки зрения туризм является отраслью экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. В той же энциклопедии определяется понятие продукт туризма как комплексная услуга, содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и других учреждений и предприятий.

С тех же экономических позиций определяются понятия экскурсия, поход, путешествие в сборнике нормативных документов (ГОСТ Р50690-94).

  • Экскурсия — туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов.
  • Поход — туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов при активных способах передвижения по маршруту.
  • Путешествие — комплексная туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение оздоровительных, познавательных потребностей туристов при определенных условиях их жизнеобеспечения.

В этом же государственном стандарте определены требования к туристским услугам обязательные и рекомендуемые.

К обязательным требованиям относятся: безопасность жизни и здоровья туристов, которая должна быть обеспечена как при условиях нормальных ситуаций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций; сохранность имущества туристов; охрана окружающей среды. К рекомендуемым требованиям относятся: соответствие туристских услуг своему назначению; соответствие цены услуг, предоставляемым условиям и другие требования к услугам.

Основные определения и понятия, данные в Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации (1996) сводятся к следующим:

  • Туризм — временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждан) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
  • Туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • Туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации в другую страну;
  • Туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
  • Туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
  • Туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самодеятельно.

В историческом плане туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, познании, общении, отдыхе. Поэтому туризм целесообразно определять как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использовании средств туризма в достижении туристических целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п. К средствам туризма относятся: прогулки, экскурсии, походы и путешествия, туристские слеты и соревнования, комплексные туры и сборы по видам туризма, туристские развлечения и активный отдых, туристские экспедиции, туристское краеведение и т.п. (Ю.Н. Федотов, 1999).

Для правильного развития организма человека очень важно соблюдать правильный режим труда и отдыха. Вот почему каждому работающему должен предоставляться ежегодный отпуск. Большое внимание в нашей стране уделяется режиму труда и отдыха детей и подростков.

Учебные занятия требуют от учащихся напряженной работы всего организма, поэтому для того, чтобы учащиеся отдохнули, восстановили и укрепили свое здоровье, для них устраиваются каникулы. И от того, как проводят учащиеся каникулярное время, как строится их отдых, зависит очень многое — ведь впереди предстоит много работы.

Самое быстрое и лучшее восстановление сил — это отдых на свежем воздухе. Известна польза для организма принятия воздушных и солнечных ванн, водных процедур. Воздух очищает кожу, при этом с ее поверхности удаляются пары и газы, улучшается регуляция тепла в организме, тренируется сердечно-сосудистая система, улучшается состав крови. Недаром говорят, что на свежем воздухе лучше дышится и лучше работается.

Чрезвычайно полезна для молодого организма и лучистая энергия солнца, необходимая для нормального роста и развития.

Под влиянием ультрафиолетовых лучей — составной части солнечного света, улучшатся обмен веществ, состав крови, активизируются защитные силы организма, борющиеся с возбудителями многих болезней. Под влиянием солнечного света в организме образуются различные необходимые для жизни вещества, например витамин D.

Огромное значение для развития организма детей и подростков имеют занятия физкультурой и спортом, особенно, если они проводятся регулярно, а не от случая к случаю. Установлено, что дети и подростки, которые систематически занимаются физкультурой и спортом, имеют более хорошее физическое развитие, быстрее растут, лучше прибавляют в весе. Такие учащиеся реже болеют, они более выносливы, сила их мышц значительно выше силы мышц тех сверстников, которые не занимаются физкультурой.

Одним из наиболее популярных видов спорта в нашей стране является туризм. В нем удивительно хорошо сочетаются все факторы, благоприятно влияющие на организм.

Путешествуя по родному краю, можно познать трогательную красоту средней полосы, научиться понимать ее язык, ценить богатство красок и разнообразие тонов, навсегда полюбить окружающую природу (Л.А. Леонова, Л.Д. Тищенко, 1967).

Туризм, пожалуй, один из самых интересных и полезных видов спорта и отдыха.

Туризм стал у нас одной из самых доступных и эффективных форм содержательного и оздоровляющего отдыха. Туристское путешествие, правильно подготовленное и хорошо проведенное, благотворно влияет на здоровье: развивает физически, укрепляет организм. Вместе с тем оно обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство коллективизма, дисциплинированность, организованность, развивает волю, инициативу, стремление преодолевать трудности.

Всем этим и обусловлено крупное общественное значение, которое приобрел в наши дни туризм (Сергеев В.М., 1987).

 

1.2.2. Характеристика рекреационного туризма.

 

Рекреационный туризм представляет собой определенный тип туризма, имеющий основную целевую функцию — восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Основной эффект, ради которого используется рекреационный туризм, состоит в повышении работоспособности средствами туризма. Субъективно эффект повышения работоспособности выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно — в улучшении функционального состояния человека. Это туризм активного отдыха и оздоровления, по этому его часто называют оздоровительным. Следует отметить, что термин «спортивно-оздоровительный туризм», имеющий определенный государственный статус, отражает существенную связь оздоровительного и спортивного туризма.

В этой связи отражена способность спортивного туризма мигрировать в сторону рекреационного по результатам занятий спортивным туризмом с нефорсированными нагрузками. Кроме того, имеет место смещение рекреационного туризма в сторону реабилитационного при определенных климатических условиях и средствах туризма в виде дозированной ходьбы и других занятий, способствующих лечению некоторых заболеваний. В целом, рекреационный туризм рассматривается нами, как форма активного туризма в рамках физической рекреации с определенными ограничениями по физическим нагрузкам. Выход за верхние ограничения приводит к спортивному туризму, выход за нижние ограничения — к реабилитационному туризму. К сожалению, рамки физической рекреации в теории физической культуры очерчены недостаточно определенно. Так, например, (как пишут А. М. Выдрин и А. Джумаев, 1989) в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями, в других физическая рекреация находит свое выражение в таких терминах и понятиях как «массово-оздоровительная» и «оздоровительная физическая культура», «производственная гимнастика», «массовый спорт», «массово-оздоровительный отдых», «активный отдых» и т. Д.

По данным Ю. Е. Рыжкина (2001), различные авторы выделяют многочисленные признаки, составляющие основное содержание физической рекреации, под которой понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. Перечислим эти признаки физической рекреации:

  • основывается на двигательной активности;
  • в качестве главных средств использует физические упражнения;
  • осуществляется в свободное или специально выделенное время;
  • включает культурно-целостные аспекты;
  • содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;
  • осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;
  • оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;
  • включает образовательно-воспитательные компоненты;
  • носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
  • характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
  • осуществляется преимущественно в природных условиях;
  • имеет определенную научно-методическую базу.

Все эти признаки являются необходимыми, но недостаточными для характеристики рекреационного туризма как вида физической рекреации.

В отличие от других видов физической культуры в физической рекреации наиболее значимыми являются не общепринятые компоненты физической нагрузки, а субъективные ощущения, связанные с выполнением тех или иных действий, которые в большей степени доставляют удовольствие, а не изнуряют. Именно принцип удовольствия является одним из основных отличительных принципов физической рекреации. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности (А. М. Выдрин, 1999).

Рекреационный туризм, как один из видов физической рекреации, в этом случае не является исключением. Однако для характеристики рекреационного туризма, этих общих утверждений недостаточно. Необходимо рассмотреть рекреационный туризм с других точек зрения.

С точки зрения типологии туризма виды рекреационного туризма разнообразны: автомобильный, мотоциклетный, велосипедный, водный, горный, лыжный, пешеходный, парусный, конный, горнолыжный и другие, не ограниченные спортивной классификацией и другими нормативными документами. Формы рекреационного туризма так же разнообразны:

самодеятельный туризм и планово — путевочный, зимний и летний, внутренний и международный, массовый и элитарный, дальний и ближний, школьный и студенческий и т.п. Формы туризма, не связанные с двигательной активностью, не рассматриваются нами в рамках рекреационного туризма по причине отсутствия системообразующих признаков физической рекреации.

Как отмечает В. Н. Сергеев (1977), туризм с активными средствами передвижения становится все более массовой потребностью общества в условиях научно-технической революции, потребностью не только социальной, но и биологической, и психологической. Удовлетворение этой потребности позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века». На основе работ В. Н. Сергеева можно выделить системообразующие факторы рекреационного туризма: смена обстановки, обеспечение достаточной мышечной активности, стимуляция естественного иммунитета — невосприимчивости организма к болезнетворным воздействиям.

Смена обстановки с «выходом» человека из повседневных, однообразных и потому уже утомительных условий жизни, обеспечивающая переключение нервно — эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности. Туристские походы и путешествия, переносящие горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, связанны с непосредственным контактом с природой. Тесное общение с нею, воспитание в походах видеть и наслаждаться красотами природы, развитие в себе «родственного» отношения к ней имеют неоценимое психологическое значение, облагораживая и возвышая человека духовно. Чрезвычайно важное значение в этом отношении имеет и воспитание у туриста чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и других ценных морально-волевых качеств, играющих решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств. Улучшение показателей нервно-психической сферы наблюдается у 98 из 100 лиц, регулярно принимавших участие в походах. Наиболее характерными для действия этого вида рекреационной деятельности является развитие оптимизма, уравновешенности, выдержки, веры в свои силы, сглаживание симптомов повышенной возбудимости и утомляемости нервной системы. Возрастает умеренная трудоспособность по данным корректурных проб (на 12-18%), сокращается скрытый период двигательной реакции. Повышенный тонус нервно-психической сферы после воскресного похода сохраняется, достигнув максимума на 2-й день, до середины рабочей недели.

Обеспечение достаточной мышечной активности, устранение неблагоприятных последствий «мускульного голода» с тренировкой основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем (наряду с нервной системой). Пешеходный, водный и особенно горный и лыжный туризм представляют собой одно из эффективных средств развития выносливости сердечно-сосудистой системы, устранения сосудистой дистонии путем «погашения вегетативных реакций» (Муравов И. В., 1982). Улучшение функциональных показателей гемодинамики отмечается у 98 из 100 занимавшихся туристскими походами. Весьма характерным проявлением воздействия походов является нормализация реакции на функциональные пробы в частности с физической нагрузкой (проба Руфье, Мартине и др.).

После очередного похода выходного дня улучшаются показатели обменных процессов: па 8-12% снижается повышенный уровень холестерина в крови, на 0,3-0,6 кг уменьшается вес при ожирении. Туризм, особенно горный, представляет собой одно из действенных средств, развития функциональных резервов внешнего дыхания. Показания жизненной емкости легких, внутрибронхиальной проводимости (силы выдоха) и максимальной легочной вентиляции после 6-8 горных восхождений в течение отпускного отдыха возрастают на 8-17%, нередко превышая «должные величины». Возрастает сила кистей рук. Увеличиваются показатели физической выносливости.

Стимуляция естественного иммунитета — невосприимчивости организма к болезнетворным бактериям. Продолжительная умеренная по интенсивности мышечная нагрузка обеспечивает повышение уровня не только обменных процессов и деятельности эндокринной системы, но и тканевого иммунитета. Образующиеся при физической нагрузке миогенные биостимуляторы (В. П. Филатов, 1954) содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы в тканях организма.

Стимуляцией нервно-психической сферы, эндокринной и иммуно-биологической систем организма можно объяснить отсутствие «простудных» заболеваний у подавляющего большинства участников походов даже при существенном охлаждении.

Используя разработки И. В. Муравова (1982),можно сформулировать методические и организационные правила занятий рекреационным туризмом. В отличие от спортивного туризма, ориентированного на расширение возможности человека в преодолении естественных препятствий и приспособления к новым, еще не освоенным условиям, рекреационный туризм используется, главным образом, для повышения надежности жизнедеятельности в повседневных условиях уже освоенной среды обитания. Основными задачами рекреационного туризма являются:

  • гармоничное физическое развитие и содействие всестороннему развитию человека;
  • укрепление здоровья и предупреждение заболеваний;
  • обеспечение полноценного отдыха людей разного возраста и профессий;
  • поддержание высокой работоспособности;
  • достижение активного творческого долголетия.

Помимо общих принципов физического воспитания целесообразно руководствоваться определенными правилами методики и организации занятий рекреационным туризмом:

  • правило реализации установки на удовольствие от занятий в сочетании с оптимизацией нагрузок по определенным критериям и с определенными ограничениями;
  • правило дифференцирования методов воздействия в зависимости от потребностей организма и возможностей «лимитирующих звеньев» регуляции. Нет мышечной деятельности, занятий физическими упражнениями «вообще». Каждый метод обеспечивает специализированный результат влияния как на двигательную, так и на вегетативную функции (И. В. Муравов, 1969). Поэтому для эффективного использо¬вания рекреационного туризма важно: во-первых, выделить конкретные потребности (вид туризма, форма туризма) и избрать для этого адекватные воздействия (маршрут, время, походный режим);
  • правило сохранения качественного разнообразия средств туризма и физических нагрузок;
  • правило первоочередных укрепляющих воздействий на «слабые стороны» двигательной и вегетативной функции, что особенно важно для противодействия преждевременному старению;
  • правило индивидуального дозирования нагрузки по системе «занятия в удовольствие»;
  • правило эмоциональной насыщенности занятий за счет природных и социальных факторов;
  • правило предварительного выявления приспособительных возможностей организма до выхода на маршрут (медицинский осмотр, акклиматизационные занятия и т. п.);
  • правило объективности в опенке двигательных возможностей и в управлении занятий рекреационным туризмом (помнить о возможности «двигательной эйфории» у людей пожилого и старческого возраста);
  • правило комплексного использования методов тренировки, активного отдыха и закаливания в различных условиях рекреационного туризма;
  • правило систематического использования различных форм и средств рекреационного туризма в годичном цикле (прогулки, походы выходного дня, многодневные путешествия и т. п.);
  • правило нефорсированных физических нагрузок и не экстремальных условий занятий. Использование «до предела» физических нагрузок и естественных сил природы, как правило, ухудшает функциональное состояние организма и затрудняет восстановление работоспособности организма;
  • правило оценки и самооценки результатов занятий. Важно не стремиться к личным рекордам «любой ценой», а учитывать конкретные показатели диагностики и самочувствия. Улучшение этих показателей вселяет веру в собственные силы, улучшает настроение и повышает эффективность занятий;
  • правило использования рекреационного туризма на фоне здорового образа жизни и самодисциплины при отказе от вредных привычек (курение, алкоголь и т. п.).

Рассмотрим некоторые физиологические характеристики рекреационного туризма. Как мы отмечали ранее, рекреационный туризм является одной из форм активного отдыха. Логично при этом воспользоваться результатами работ Э. Г. Булич (1982 г.) представив их в виде таблицы 4.

Таблица 4 — Различия во влиянии активного отдыха и физической тренировки на функциональные возможности организма

Критерии различий Активный отдых Физическая тренировка
Своеобразие влияния Реализация имеющихся возможностей Формирование новых возможностей
Непосредственное влияние элементарного воздействия Устранение утомления Утомление
Развивающиеся изменения Чисто функциональные Морфо-функциональные
Период развития 0,5-2×102с 2хЮ6-2хЮ8с
Длительность сохранения воздействия 2хЮ2-6хЮ3с 2хЮ7-6хЮ8с
Влияние тренированности Увеличение эффективности Снижение эффективности воздействия

 

Из этой таблицы ясно, что влияние рекреационного туризма на организм человека существенно отличается от спортивного туризма, так как рекреационный туризм неотделим от активного отдыха, а спортивный туризм — от тренировок.

Исследования восстановительно-оздоровительной и профилактической эффективности различных климатических и двигательных режимов в условиях туристских баз, проведенные сотрудниками отдела рекреационной физиологии ВНИЛТЭ (В.А. Безбородов, И.Г. Канда , В.Г. Сергеев, Э.Х. Цирин и др., 1977) показали решающее влияние на результаты занятий рекреационным туризмом не климатической зоны и сезона года, а уровня двигательной активности. При энергетических затратах менее 400 ккал в день эффект 10-дневного отдыха составлял 5,9 балла при 10-балльной шкале. При энергетических затратах 400-800 ккал этот эффект составлял 6,8 балла (посредственный результат). При энергетических затратах в 1200-1500 ккал, доступных практически всем приезжающим на туристские базы, восстановительно-оздоровительный эффект составлял 7,8 балла, как это наблюдалось на горно-пешеходном маршруте для начинающих тури-стов. При энергозатратах 1600-2000 ккал в день (их выполняли лишь 8% туристов) эффект достиг 8,3 балла (существенное улучшение) Перспективным средством повышения оздоровительно — восстановительной эффективности является использование целенаправленных сочетаний различных видов занятий в рамках рекреационного туризма Наблюдения показали высокий результат применения солнечного облучения и водно-воздушных процедур, закаливающего воздействия в условиях туристских походов Установлено, что во все сезоны года, преимущество в оздоровительно-профилактических результатах имеет ближний туризм. Его регулярное использование (в условиях туристских баз три раза в неделю) способствовало достижению существенного улучшения эффективности активного отдыха

Физиологические характеристики рекреационного туризма в широком диапазоне нагрузок от щадящих (присущих реабилитационному туризму) до тренировочных (присущих спортивному туризму) можно представить в таблице 5 на основе исследований (М.Ф. Гриненко, В.В. Черненкин, Г.А. Горяная, 1982), проведенных в гористой местности Крыма со студентами.

Как видно из таблицы 5 при ходьбе по ровной местности без груза ЧСС и период восстановления после работы значительно не возрастали (ЧСС поднималась до 97 уд/мин; период восстановления составлял 30 сек.). По мере увеличения веса рюкзака ЧСС возрастала с 92 до 133 уд/мин: а период восстановления удлинялся до 87 сек.

При ходьбе в гору по углом в 20° без груза ЧСС возрастает до 156 уд/мин; а период восстановления — до 80 сек. Подъем по уклону в 20° с различными грузами — вплоть до 30 кг — усиливает воздействие на ЧСС. При подъеме со скоростью 2,5 км/час и грузом 30 кг ЧСС возрастала значительно — до 177 уд/мин; а со скоростью 3,5 км/час и с тем же грузом — до максимальных величин (в среднем 194 уд/мин). Продолжительность восстановительного периода в первом случае составляла 143 сек, а во втором — 187 сек. Это говорит о том, что такой вид ходьбы для организма является очень большой нагрузкой.

В рекреационном туризме используются различные варианты двигательной активности в стационарных условиях туристских баз и в природных условиях туристских путешествий (рис. 1 по Ивашенко А.Я. и др., 1984. с изменениями и дополнениями Аппенянского А.И. и Федотова Ю.Н.).

Средние показатели ЧСС и длительности восстановительного периода при ходьбе

1 — ЧСС (уд/мин.)

2 — длительность восстановительного периода (сек).

3 — V — скорость передвижения.

Таблица 5.

Условия исследований Покой Без груза 15кг 20кг 25кг 30кг
1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Равнина У=2,5км/ч 83 87 30 92 30 96 35 100 45 101 60
V=3,5 км/ч 97 30 107 30 114 40 128 60 133 87
Уклон 20°
V=2,5 км/ч 83 140 65 153 85 161 115 168 133 177 143
V=3,5 км/ч 156 80 170 112 175 128 185 164 194 187

Рис. 1. Варианты двигательной активности.

 

1.3. Место рекреационного туризма в жизни школьников.

 

Среди средств восстановления важное место по праву занимает детский туризм. Идея использования прогулок, путешествий, походов с целью активного отдыха в учебном процессе школьников не является новой (П.Ф. Лесгафт, 1901; К.Л. Студитский, 1914; Н.К. Крупская, 1930)… В планах физкультурно-оздоровительной работы школ туристские мероприятия большей частью эпизодичны (СИ. Галушко, 1976).

Туризм как эффективное средство воспитания и оздоровления детей и подростков давно привлекал внимание врачей, педагогов, видных общественных деятелей просвещения (Ф. Рабле и М. Монтень, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С Макаренко и многие другие).

В нашей стране распространены такие формы занятий рекреационным туризмом с детьми и подростками как общелагерные походы, туристские соревнования, игры с ориентированием на местности в летних оздоровительных и спортивных лагерях (С Ерегина, 2000).Проведение туристской работы в школе осуществляется как в кружках, так и в секциях туризма.

ДТЭС в течение учебного года организует экскурсии, походы и путешествия, а в период каникул экскурсионные и туристские базы, на которые принимают по специальным путевкам группы юных туристов, приезжающих из различных областей страны. Летом в лагерях используются такие виды туризма как пешеходный, горнопешеходный, водный, комбинированный, а зимой практикуется больше лыжный и пешеходный.

Средствами для устранения недостатков в организации физического воспитания детей дошкольного и более старшего возраста в семье могут быть «разнообразные виды совместных — родителей с детьми — занятий физической культурой (клубы «Папа, мама, я — спортивная семья», самодеятельные клубы интенсивного закаливания, моржевания и др.)». При проведении данных форм занятий с детьми в семье родители становятся организаторами, а также и участниками проведения этой работы (З.Е. Романова, 1987).

Проблема работоспособности школьников разрабатывается в непосредственной связи с другими проблемами детства, особенностями состояния здоровья и физического развития, рациональной организации различных видов деятельности и отдыха.

Понятие «работоспособность» характеризует возможности человека продолжительно и высококачественно выполнять порученное дело. С другой стороны, под термином «работоспособность» понимают функциональные возможности человека, которые обеспечивают высокую производительную деятельность (М.И. Виноградов, 1969; Ю.А. Шпагин, 1974).

Ряд авторов рассматривают работоспособность как максимум работы, которую в состоянии выполнить человек (Г. Леман, 1967). Другие — как способность человека более или менее длительно и продуктивно выполнять определенную работу (А.С. Косилов, 1965). Третьи — как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов и параметров эффективности (В.П. Загрядский, А.С. Егоров, 1971). Работоспособность понятие не только биологическое, но и социальное, ибо социальная среда, условия существования, коллектив и обусловленная им идейная настроенность оказывает серьезное воздействие на работоспособность человека, в частности школьника. Работоспособность школьника проявляется в интенсивности и объеме умственной и мышечной работы и измеряется этими показателями.

На работоспособность большое влияние оказывает двигательная активность человека. Физические упражнения, занятия спортом обуславливают высокий уровень работоспособности школьников в течение учебного дня, недели, четверти, года.

Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха, утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма. Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной и неправильно организованной учебной, тренировочной, внеучебной деятельности, в несоблюдении гигиенических норм сна, при недостаточном пребывании на свежем воздухе, нерациональном питании и т.п.

Каникулы способствуют восстановлению работоспособности учащихся и укреплению здоровья. Даже после коротких зимних, осенних, и весенних каникул работоспособность, снизившаяся к концу четверти, снова повышается. Однако восстановительные процессы могут быть значительно ускорены за счет правильного режима умственной и двигательной деятельности школьников, рационального питания, различных фармакологических средств, а также средств активного отдыха.

В работе с подростками практики не оправданно отдают предпочтение походам познавательной направленности, недооценивая роль туризма в системе физического воспитания, как средства активного отдыха с целью восстановления и повышения работоспособности школьников.

На протяжении учебного дня работоспособность школьников подвержена колебаниям. Постепенно повышаясь, она достигает максимума к 12-13 часам, а потом в результате нарастания утомления снижается. Второй период подъема работоспособности у школьников проявляется в 17-18 часов (В.А. Доскин, НА. Лаврентьева, 1973). Фазовый характер работоспособности отмечается не только у школьников, но и у взрослых. Это свидетельствует о том, что организм человека имеет определенные ритмы работоспособности и жизнедеятельности. Работоспособность школьников имеет фазовый характер и в течение недели, в первые дни она выше к концу недели — снижается (Д.М. Космодамианская, 1973; G. Hildebraudt, 1969-1971). Колебания умственной и физической работоспособности на протяжении года не всегда однонаправлены. С октября по январь относительно выше показатели физической работоспособности. С января по март умственная и физическая работоспособности снижаются. Далее до июня, мышечная работоспособность начинает возрастать и одновременно повышается интенсивность физического развития школьников. Умственная же работоспособность с мая по июль находится на низком уровне и возрастные приросты показателей ничтожны. В период с июня по сентябрь интенсивность прироста показателей физической работоспособности снижается. Таким образом, работоспособность школьников возрастает от первой четверти к концу второй, а затем к концу года постепенно снижается.

Известно, что высокая работоспособность в любом виде деятельности, особенно у школьников, обеспечивается только в том случае, если жизненные ритмы согласуются со свойственными организму естественными ритмами его психофизиологических функций.

Таким образом, планирование занятий по туризму и проведение туристских мероприятий в годичном цикле необходимо согласовывать с особенностями детского организма и с динамикой работоспособности подростков.

Туризм оказывает многогранное воздействие на организм школьника-подростка, вызывая в нем целый ряд изменений, носящих приспособительный характер. Эти изменения проявляются, с одной стороны, в росте функциональных возможностей, в частности — физической подготовленности, и с другой стороны — в устойчивости различных функций (психических процессов) под влиянием внешней среды. Уровень физической и умственной работоспособности у занимающихся туризмом школьников в течение учебного года выше, чем у не занимающихся. Более высокий уровень физической подготовленности обеспечивает высокую умственную работоспособность школьников.

Определенная степень физической подготовленности является гарантией сохранения устойчивой работоспособности при длительной напряженной деятельности. Такая теоретическая концепция имеет прямое отношение к вопросу о влиянии туризма на физическое развитие и устойчивость умственной работоспособности школьников.

Распределение туристского материала при работе с подростками необходимо связывать со всей общешкольной системой обучения и возможностями детского организма.

Систематические занятия туризмом отражаются на продуктивности учебной работы школьников. У занимающихся туризмом успеваемость удерживается в течение года на оптимальном уровне, в контрольных группах к концу учебного года, она снижается.

Положительное влияние занятий туризмом на умственную деятельность подростков проявляется в активизации психических процессов во второй половине учебного года. Устойчивая умственная работоспособность сохраняется по мере роста уровня общей и специальной физической подготовленности юных туристов. Высокий уровень работоспособности школьников зависит от содержания и характера туристической деятельности. Предпочтительным является комплексное использование разнообразных физических упражнений наряду с изучением познавательного материала. При проведении походов с различными условиями и задачами необходимо включать мероприятия по физическому воспитанию (зарядку, игры на воздухе, частое переключение одних видов упражнений на другие), предусматривающие активный двигательный режим деятельности подростков. Особенно это касается туристских походов во втором учебном полугодии. Активный двигательный режим при занятиях туризмом способствует снижению простудных заболеваний.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф