Заявка на расчет
Меню Услуги

Роль медсестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ роли медсестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства на примере женской консультации №…… 5
1.1. Основные направления планирования беременности 5
1.2. Изменение стиля жизни во время беременности 17
1.3. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам 23
1.4 Роль медсестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства 28
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Анализ деятельности медсестры 31
2.1. Изучить организацию школы материнства при женской консультации № …. 31
2.2. Познакомиться с особенностями работы медсестры в проведении школы материнства 33
2.3. Проанализировать эффективность роли медсестры в проведении школы матери для будущих матерей в формировании знаний и умений в рамках школы материнства 37
Вывод по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение 53

Введение

Подготовка к беременности обозначается термином «прегравидарная подготовка». Происходит от двух слов — приставки «пре», обозначающей предшествование чему-либо (или расположение перед чем-либо), и латинского слова «gravida» (беременная). То есть прегравидарная подготовка — это подготовка к беременности [18].
Беременность — это очень важный шаг в жизни женщины, к которому необходимо тщательно готовиться, как морально, так и физически. Эта подготовка необходима не только будущей матери, но и будущему отцу.
В работе подробнее описана прегравидарная подготовка семьи к рождению ребенка. Раньше показатели здоровья женщин и мужчин были значительно выше и беременность практически не планировали, а принимали, как факт. В наше время все обстоит иначе. В связи с ухудшением состояния здоровья населения, а также под влиянием иных факторов беременность нередко приходится планировать. Семейные пары все чаще проходят медицинское обследование для того, чтобы им была оказана квалифицированная помощь не только в поддержании здоровья будущего ребенка, но и в самом процессе зачатия [15].
Даже когда женщина уже беременна, она может не знать очень важных подробностей о своем состоянии и поэтому не следить за своим здоровьем и здоровьем своего малыша, упускать некоторые моменты. Для того, чтобы устранить дефицит знаний и научить будущую маму этим правилам образа жизни и существуют школы здоровья или, как сейчас часто называют «Школа материнства».
Целью настоящей работы является изучение роли медсестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1. определить основные направления планирования беременности;
2. изучить изменение стиля жизни во время беременности;
3. рассмотреть психопрофилактическую подготовку беременных к родам;
4. изучить организацию школы материнства при женской консультации № ….
5 познакомиться с особенностями работы медсестры в проведении школы материнства;
6. проанализировать эффективность роли медсестры в проведении школы матери для будущих матерей в формировании знаний и умений в рамках школы материнства.
Объект исследования: медицинские сестры.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства
Методы исследования:
1. изучение тематической литературы;
2. анализ нормативной документации;
3. социологический опрос методом анкетирования;
4. статистическая обработка данных.

Глава 1. Теоретический анализ роли медсестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства на примере женской консультации №……

1.1. Основные направления планирования беременности

Здоровье ребенка начинает формироваться во внутриутробном периоде и во многом определяется здоровьем родителей и течением беременности. Прегравидарная подготовка – это комплекс диагностических, профилактических и лечебных мероприятий, по подготовке организма к полноценному зачатию, вынашиванию и рождению здорового ребенка.
Современная прегравидарная подготовка предполагает три основных этапа. Первым этапом проводится периконцепционная оценка репродуктивного здоровья супружеской пары: медико-генетическое консультирование, которое позволяет еще до зачатия оценить вероятность возникновения врожденных аномалий у плода; клиническое обследование, обязательно включающее диагностику урогенитальных и TORCH-инфекций; оценка соматического статуса женщины и при необходимости его коррекция; санация очагов инфекции (табл. 1) [10].

Таблица 1.
Периконцепционная профилактика врожденных пороков развития (медико-генетическое консультирование)

 

Второй этап включает применение, как минимум за 3 мес. до наступления беременности, витаминно-минеральных комплексов, содержащих в качестве обязательных компонентов фолиевую кислоту, йод и антиоксиданты, что значительно снижает риск рождения детей с врожденными аномалиями развития. Кроме того, применение витаминно-минеральных комплексов в период зачатия снижает частоту раннего токсикоза и угрозу прерывания беременности в I триместре. Третий этап включает раннюю диагностику беременности в целях оптимального ведения ранних сроков, своевременного выявления факторов риска осложненного течения беременности и профилактики осложнений.
Прегравидарная подготовка необходима всем парам, планирующим беременность, но особое значение приобретает при отягощенном репродуктивном анамнезе (бесплодие различного генеза, невынашивание беременности, рождение детей с пороками развития, мертворождение, гинекологическая и соматическая патология родителей).
Основная концепция прегравидарной подготовки: здоровые родители – здоровый ребенок. Здоровый образ жизни включает несколько компонентов: правильное, сбалансированное питание, физическую активность, личную гигиену, отказ от вредных привычек и проживание в экологически безопасной местности [14].
На первом этапе прегравидарной подготовки всем парам, планирующим беременность, рекомендуются комплексное обследование и меры профилактики:
• определение группы крови и резус-фактора;
• терапевтическое обследование (осмотр, анализы крови и мочи, измерение артериального давления, флюорография), подбор адекватной терапии хронических заболеваний;
• скрининг системы гемостаза (коагулограмма), по показаниям – обследование на врожденные и приобретенные тромбофилии, гипергомоцистеинемию;
• оценка степени риска беременности и родов для женщины при наличии хронических заболеваний;
• консультация и при необходимости лечение у стоматолога и отоларинголога;
• обследование обоих партнеров на инфекции, передающиеся половым путем, ВИЧ, гепатиты В и С;
• анализ крови на антитела к TORCH-инфекциям (краснухе, токсоплазмозу, цитомегаловирусу, вирусу простого герпеса). В случае отсутствия антител к краснухе рекомендуется проведение вакцинации, после чего целесообразно отложить наступление беременности на 6 мес.;
• отказ от гормональных контрацептивов за 3 мес., удаление внутриматочного контрацептива за 5–6 мес. до планируемого зачатия;
• ведение здорового образа жизни: сбалансированное питание с достаточным содержанием овощей и фруктов в рационе, умеренная регулярная физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе, избегание стрессовых ситуаций;
• отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и т. д.) обоих родителей;
• для мужчины – исключение дополнительных факторов, ухудшающих сперматогенез: посещения бани, ношения тесной одежды, езды на велосипеде и т. д.;
• создание благоприятного психоэмоционального климата в семье.
Поскольку в современных условиях обеспечить сбалансированное питание очень сложно, а компенсировать дефицит витаминов и микронутриентов только за счет питания практически невозможно, были разработаны витаминно-минеральные комплексы, необходимые для подготовки организма к зачатию и полноценному вынашиванию беременности [12].
Второй этап комплексной прегравидарной подготовки включает прием витаминно-минеральных комплексов с антиоксидантами как минимум за 3 мес. до предполагаемого зачатия, профилактику фолат-зависимых пороков развития, йодопрофилактику, коррекцию гормональных, метаболических нарушений и тромбофилических состояний.
Отрицательное воздействие факторов окружающей среды и нерационального образа жизни опосредовано так называемым оксидативным (окислительным) стрессом, вызывающим разнообразные негативные реакции в организме.
Оксидативный (окислительный) стресс – общепатологическая реакция, проявляющаяся нарушением баланса между прооксидантами и компонентами системы антиоксидантной защиты (рис. 1) [19].

Рис. 1. Оксидативный стресс и антиоксиданты.

 

Центральным звеном окислительного (оксидативного) стресса является перекисное окисление липидов, являющихся компонентами всех клеточных мембран. Беременность сопровождается дополнительной потребностью в антиоксидантах для борьбы с оксидативным стрессом, при этом действие свободных радикалов и других агентов оксидативного стресса может превышать антиоксидантную буферную способность матери и растущего плода, что сопровождается повреждением и апоптозом клеток. Этот механизм приводит к таким осложнениям, как прерывание беременности, преждевременные роды, преждевременный разрыв плодных оболочек, преэклампсия, плацентарная недостаточность, синдром задержки роста плода, врожденные пороки развития плода, железодефицитная анемия [9].
В рамках подготовки к беременности (минимум за 3 мес.) рекомендуется прием витаминно-минеральных комплексов, содержащих как витамины с антиоксидантной активностью – С, Е, β-каротин, так и минералы (коантиоксиданты) – селен, цинк, медь, кальций, железо и др., что способствует благоприятному зачатию и снижению частоты осложнений беременности, особенно в старшем репродуктивном возрасте (старше 35 лет) и при наличии хронических заболеваний [13].
Огромное значение для профилактики врожденных пороков развития и нормального течения беременности имеет адекватное поступление фолиевой кислоты, необходимой для регулирования экспрессии генов, синтеза и метилирования ДНК, синтеза транспортной РНК, ряда незаменимых аминокислот, синтеза эритроцитов, метаболизма гомоцистеина. В рандомизированном двойном слепом исследовании показано, что применение фолиевой кислоты в составе витаминно-минеральных комплексов до зачатия (периконцепционная профилактика фолат-зависимых врожденных пороков развития) и в I триместре беременности позволяет предотвратить большую часть (около 90%) дефектов нервной трубки (рис. 2), а также около 40% врожденных пороков сердца [21].

 

Рис. 2. Спинномозговая грыжа у плода обусловлена незаращением нервной трубки на внутриутробном этапе.

Минимальная суточная доза фолиевой кислоты для женщин репродуктивного возраста – 400 мкг, минимальная доза для беременных – 600 мкг, а оптимальная суточная доза для беременных – 800–1000 мкг. Такая суточная доза фолиевой кислоты входит в состав современных витаминно-минеральных комплексов для беременных. Концентрация фолатов в плазме крови и эритроцитах, необходимая для эффективной профилактики дефектов нервной трубки у плода, достигается приемом фолиевой кислоты около 12 нед., соответственно периконцепционная профилактика фолат-зависимых пороков развития должна быть начата не менее чем за 12 нед. до предполагаемого зачатия. При гипергомоцистеинемии, мутациях ферментов генов фолатного цикла или рождении в анамнезе детей с дефектами нервной трубки на этапе периконцепционной профилактики и во время беременности проводится высокодозная терапия – дозу фолиевой кислоты увеличивают до 4000 мкг (4 мг). В исследовании показано, что применение более дорогого L-метилфолата (метафолина 600 мкг, фолиевой кислоты 400 мкг) не дает существенных преимуществ в уровне фолатов в плазме крови и эритроцитах по сравнению со стандартным назначением фолиевой кислоты [6].
Согласно современным представлениям, на этапе прегравидарной подготовки показан скрининг тиреоидной функции женщины – определение уровня тиреотропного гормона и свободного тироксина (рис. 3). Развитие плода на протяжении, как минимум, I триместра беременности, в котором происходит формирование большинства структур нервной и других систем, обеспечивается исключительно тиреоидными гормонами беременной, и в это время продукция тиреоидных гормонов щитовидной железой женщины должна возрасти примерно на 30%. Однако это возможно только при адекватном поступлении в организм йода. Если щитовидная железа еще до беременности функционировала, используя все свои компенсаторные возможности, то требуемого физиологического повышения уровня тиреоидных гормонов не происходит [7].

Рис. 3. Дифференциальная диагностика гипер- и гипотиреоза при скрининге тиреоидной функции.

Важнейшим компонентом комплексных препаратов для прегравидарной подготовки является йод. Недостаток йода в организме испытывают более 1,5 млрд жителей планеты. По данным ВОЗ, как минимум 50 млн человек на земном шаре имеют предотвратимые церебральные нарушения, обусловленные недостатком йода в организме. В России около 85% населения проживают в регионах с дефицитом йода. Дефицит йода при беременности нарушает развитие мозга плода (уменьшение массы головного мозга), вызывает образование зоба, приводит к различным нарушениям нейропсихической сферы в постнатальном развитии (косоглазие, снижение памяти, трудности обучения, концептуального и числового мышления) [12].
Рекомендуемая суточная норма потребления йода составляет для беременных 220 мкг/сут, для кормящих – 290 мкг/сут. Беременным и кормящим рекомендуется дополнительный ежедневный прием 150 мкг йода в составе витаминно-минеральных комплексов. Поскольку в большинстве случаев причиной гипотироксинемии является относительный дефицит йода, дополнительный прием препаратов йода часто позволяет избежать назначения тироксина.
Биологические функции йода у беременной, плода, а также у репродуктивно активных женщин в прегравидарный период и в период послеродовой реабилитации проявляются гораздо слабее, если дефицит йода сочетается с дефицитами таких микронутриентов-синергистов, как селен, витамин А, витамины группы В, цинк, медь, железо [7].
В настоящее время уделяется большое внимание роли врожденных и приобретенных тромбофилических состояний в генезе многих осложнений беременности. Различные формы наследственной тромбофилии встречаются у 15% белых европейских женщин, при этом они составляют >50% в структуре причин всех венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО) при беременности. Обследование на наследственные тромбофилии показано на этапе планирования беременности или при первой явке в женскую консультацию на ранних сроках беременности пациенткам с ВТЭО в анамнезе, ВТЭО у родственников первой линии, потерей плода после 10 нед. беременности, привычным невынашиванием, тяжелой задержкой развития плода (ЗРП) или плацентарной недостаточностью в анамнезе, тяжелой преэклампсией, HELLP-синдромом в анамнезе [19].
К наследственной тромбофилии высокого риска, требующей профилактической антикоагулянтной терапии, относятся (рис. 4):

Рис. 4. Схема влияния наследственных тромбофилий на систему гемостаза.

• гомозиготная мутация фактора V Leiden G506 A (мутация Лейдена) (редко в популяции);
• гомозиготная мутация гена протромбина G20210А (редко в популяции);
• сочетание гетерозиготных мутаций факторов V (частота в популяции 3–15%) и протромбина (частота 2%);
• дефицит антитромбина (АТ-III) (частота 1:5000);
• дефицит протеина C (частота 2–3:1000);
• дефицит протеина S (частота 2:1000);
• дефицит протеина Z (витамин К-зависимый кофактор инактивации фактора Хa).
При выявлении мутаций генов ферментов фолатного цикла необходим контроль уровня гомоцистеина, при гипергомоцистеинемии на этапе прегравидарной подготовки назначаются препараты фолиевой кислоты (высокодозная терапия) и витамины группы В (В6, В12), при выявлении гиперкоагуляции – антикоагулянтная терапия.
На этапе планирования беременности целесообразно диагностировать приобретенные тромбофилические состояния – антифосфолипидный синдром (АФС). Обследование на АФС показано пациенткам с ВТЭО в анамнезе, привычным невынашиванием, внутриутробной гибелью плода, тяжелой преэклампсией в анамнезе (родоразрешение до 34 нед.), тяжелой ЗРП или плацентарной недостаточностью в анамнезе. При АФС в организме матери вырабатываются и циркулируют в крови антитела (IgA, IgG, IgM) к фосфолипидам клеточных мембран тромбоцитов, в результате возникает дисбаланс системы гемостаза, что может потребовать антикоагулянтной терапии уже на этапе планирования беременности [6].
В таблице 2 представлены относительные риски акушерских осложнений, ассоциированных с рядом наследственных и приобретенных тромбофилий.
Таблица 2.
Акушерские осложнения, ассоциированные с некоторыми наследственными и приобретенными тромбофилиями.

На этапе прегравидарной подготовки для повышения вероятности естественного зачатия целесообразно использовать цифровой тест на овуляцию Clearblue Digital, который позволяет определить в менструальном цикле 2 дня, наиболее благоприятных для наступления беременности. Цифровой тест на овуляцию Clearblue Digital основан на определении уровня лютеинизирующего гормона, является более точным, чем календарный и температурный методы, и дает безошибочно четкие результаты на цифровом дисплее. В проведенных исследованиях было показано, что применение цифрового теста на овуляцию Clearblue Digital повышает вероятность наступления беременности на 77%.
Третий этап прегравидарной подготовки включает раннюю диагностику беременности. Оптимальным современным методом ранней диагностики беременности является цифровой тест на беременность Clearblue Digital с индикатором срока в неделях, точность теста в определении срока беременности близка к точности УЗИ. В проведенных исследованиях подтверждено, что результаты теста в 97% случаев совпадают с последующими данными скринингового УЗИ (11–14 нед.). Тест можно использовать за 4 дня до ожидаемого начала менструации, при этом 98% результатов, подтверждающих беременность, получены за день до ожидаемого начала менструации, 97% – за 2 дня, 90% – за 3 дня и 65% – за 4 дня. Ранняя диагностика беременности позволяет разработать тактику оптимального ведения ранних сроков, своевременно выявить факторы риска осложненного течения беременности и провести профилактику возможных осложнений [15].
Женщина всегда немного боится тех изменений, которые произойдут с ее организмом при беременности. На мужчину сваливается масса непривычных обязанностей, когда супружеская пара ждет ребенка, особенно если у жены бывают осложнения в период вынашивания наследника.
Беременность у женщины протекает значительно легче и проще, если она подготовится к ней. Планово наступившее зачатие у здоровой женщины — один из факторов благополучного вынашивания и рождения здорового ребенка.
Суть подготовки к беременности, называемой прегравидарной подготовкой, в соблюдении нескольких простых и легко выполнимых рекомендаций:
Обследование супружеской пары.
Необходимо обследовать обоих, и мужчину, и женщину, на предмет заболеваний репродуктивной системы, внутренних органов и эндокринной патологии. У будущего папы нужно сделать спермограмму, чтобы знать о возможной патологии сперматогенеза. У мамы, кроме определения возможных болезней половых органов, должны быть выявлены эндокринные заболевания, дефекты свертывающей системы крови, аутоиммунная патология. Совсем не лишним будет определение группы крови, резус-фактора у обоих партнеров [14].
Вредные привычки.
Отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя в семье, желающей родить здорового ребенка, обязателен.
Воздействие факторов внешней среды.
Если кто-нибудь из супружеской пары трудится на вредном предприятии, то желательно сменить место работы. Это обязательно касается женщин, контактирующих с вредными факторами производственной среды, например, на химическом заводе.
Полноценное питание.
Желательно, чтобы супруги нормализовали режим питания. Необходима пища, богатая белками, витаминами, микроэлементами: как растительного, так и животного происхождения.
Медико-генетическое обследование.
Выявление факторов риска по рождению больного ребенка надо провести до беременности. Врач-генетик соберет семейный анамнез и, если выявит высокий риск рождения малыша с грубой наследственной патологией, даст рекомендации по дополнительному генетическому обследованию. Так у супругов будет гарантия получить наследника без пороков и хромосомных болезней.
Обследование на инфекции и их лечение.
Определение значимых для беременности хронических бактериальных и вирусных инфекций, их своевременное лечение оказывает существенное влияние на течение и исход беременности. Будущей матери надо сдать несколько специальных анализов крови из вены, мазок на флору из половых путей и при выявлении значимой для плода инфекции — заблаговременно ее просанировать. Необходимо также залечить кариозные зубы и проконсультироваться у ЛОР-врача при наличии хронического тонзиллита по поводу профилактики его обострения [12].
Приём витаминов и минералов.
Этот пункт, хоть и стоит последним, по важности не уступает ни одному из предыдущих. Ведущие эксперты Всемирной Организации Здравоохранения для предупреждения рождения детей с грубыми пороками развития или с выраженным дефицитом интеллекта настаивают на курсовом приеме фолиевой кислоты(от 400 до 800 мкг/сут.) и калия иодида (200 мкг/сут.):
• обоими партнерами — за 3 месяца до зачатия;
• будущей матерью — первые 8 недель беременности.
Препарат йода женщине надо продолжать пить всю беременность и на протяжении периода кормления грудью.
Необходимо также исследовать кровь на содержание гемоглобина и железа. При выявлении его скрытого дефицита или уже имеющейся анемии пролечиться препаратами, содержащими железо, лучше в сочетании с фолиевой и с аскорбиновой кислотой.
При соблюдении этих рекомендаций до наступления желанной беременности шансы на благоприятное вынашивание плода и рождение ребенка существенно увеличиваются [2].

1.2. Изменение стиля жизни во время беременности

Необходимо рассмотреть подробней наиболее важные изменения в организме женщины во время беременности, а также их значение.
С самых первых дней беременности организм беременной женщины подвергается глубоким преобразованиям. Эти преобразования являются результатом слаженной работы практически всех систем организма, а также результатом взаимодействия организма матери с организмом ребенка.
Изменения нервной и эндокринной системы
Главные роли в осуществлении преобразований женского организма во время беременности играют нервная и эндокринная системы.
На уровне центральной нервной системы (головной и спинной мозг) запускаются сложные нервные механизмы, направленные на сохранение постоянства веществ в организме беременной женщины необходимого для нормального развития плода. Например, отмечено, что вплоть до 39 недели беременности, импульсы, приходящие от чувствительных рецепторов матки, блокируются на уровне спинного мозга, что позволяет сохранение беременности и предупреждает преждевременные роды. Изменения в центральной нервной системе приводят к некоторым изменениям настроения и поведения беременной женщины. Особенно в первые недели беременности женщина может отмечать повышенную раздражительность, усталость, сонливость — все это механизмы защиты, выработанные центральной нервной системой для предотвращения чрезмерного утомления беременной женщины. Изменения обоняния (непереносимость некоторых запахов), вкуса и гастрономических предпочтений, а также приходящие тошнота, рвота и головокружения связаны с изменением тонуса блуждающего нерва (нерв, регулирующий работу большей части внутренних органов) [1].
Хорошо известен тот факт, что нервная и эндокринная системы находятся в тесном взаимодействии. Особенно четко это взаимодействие проявляется во время беременности, нормальное протекание которой является результатом взаимодействия этих двух систем. Включение эндокринной системы в развитие беременности имеет место еще до момента оплодотворения. Нормальное функционирование гипоталамуса (центр головного мозга, ответственный за передачу нервных сигналов из нервной системы в эндокринную), гипофиза (центральная эндокринная железа человека) и яичников (половые железы организма женщины), делают возможным развитие яйцеклетки и подготавливают женскую половую систему к оплодотворению. С первых дней беременности и до 10 недели, развитие беременности поддерживается за счет гормонов, секретируемых яичниками. На протяжении этого периода наблюдается интенсивный рост плаценты плода. Плацента, как известно, помимо роли питания плода, осуществляет и синтез гормонов необходимых для нормального развития беременности. Основным гормонов плаценты является эстриол (его еще называют защитником беременности). Этот гормон стимулирует развитие кровеносных сосудов и улучшает снабжение плода кислородом и питательными веществами [16].
В более меньших количествах плацента синтезирует эстрон и эстрадиол. Под действием этих гормонов происходит рост половых органов беременной женщины: матки, влагалища, молочных желез, увеличение объема циркулирующей крови в организме матери (для улучшения питания плода). При нарушении функционирования плаценты (во время различных заболеваний матери или плода), может наступить прерывание беременности или нарушение развития плода (недоразвитие).
Также, плацента синтезирует прогестерон, стимулирующий развитие молочных желез и подготовку их к лактации. Под действием прогестерона расслабляются мышцы матки и кишечника. Прогестерон оказывает тормозящее влияние на нервную систему, определяя описанные выше, сонливость и утомляемость. Важное значение имеет действие прогестерона на развитие жировой ткани беременной женщины. Запасание питательных веществ в жировой ткани во время беременности необходимо для обеспечения питания плода и образования молока в послеродовой период.
Кроме гормонов синтезируемых в плаценте, важную роль играют различные гормоны, образующиеся эндокринной системой организма матери. Нужно отметить, что на начальных этапах развития организм плода не способен синтезировать многие гормоны, однако они поступают к нему из организма матери. Так, например, крайне важным фактором развития плода являются гормоны щитовидной железы. Эти гормоны стимулируют образование костной ткани, рост и развитие мозга, а также выработку энергии. Для обеспечения потребностей плода организм матери синтезирует большие количества гормонов.
Различные приходящие изменения, как, например, пигментация кожи и увеличение ширины костей и очертаний лица, возникают благодаря действию гипофиза беременной женщины, синтезирующего меланотропин (гормон, стимулирующий выработку пигмента кожи) и соматотропин (гормон, стимулирующий рост организма).
Изменения обмена веществ во время беременности направлены на обеспечение потребностей развивающегося организма плода. Понятно, что для нормального протекания обмена веществ, и, следовательно, развития плода необходимо нормальное функционирование обменных процессов в организме матери.
Для повышения количества ассимилируемой пищи, организм матери вырабатывает большее количество пищеварительных ферментов. На уровне легких повышается насыщение крови кислородом. Осуществляется это в основном благодаря увеличению количества эритроцитов, и повышению содержания в них гемоглобина.
В крови беременной женщины отмечается увеличение концентрации глюкозы и инсулина, а также жирных кислот, белков и аминокислот. Все эти питательные вещества проникают через плаценту в кровь плода, обеспечивая тем самым развивающийся организм материалом для роста и развития [6].
Важное значение имеет изменение обмена минеральных веществ в организме беременной женщины. Наблюдается увеличение концентрации в крови многих минеральных веществ: железа, кальция, фосфора, меди, кобальта, магния. Подобно питательным веществам эти элементы проникают в кровь плода через плаценту и используются растущим организмом для развития.
Во время беременности повышается потребность организма женщины в витаминах. Это связано с усилением обменных процессов, как в самом организме беременной женщины, так и с тем фактом, что часть витаминов, из организма матери переходит в организм пода и используется им для собственного развития.
Изменения внутренних органов во время беременности
Во время беременности многие внутренние органы подвергаются значительной перестройке. Эти изменения, носят адаптативный характер, и, в большинстве случаев, недолговременны и полностью исчезают после родов [3].
Сердечно-сосудистая система матери во время беременности вынуждена перекачивать большее количество крови для обеспечения адекватного снабжения плода питательными веществами и кислородом. В связи с этим, во время беременности, увеличивается толщина и сила сердечных мышц, учащается пульс и количество крови, перекачиваемое сердцем за одну минуту. Кроме того, увеличивается объем циркулирующей крови. В некоторых случаях увеличивается кровяное давление. Тонус кровеносных сосудов во время беременности снижается, что создает благоприятные условия для усиленного снабжения тканей питательными веществами и кислородом.
Все вышеописанные изменения сердечно-сосудистой системы полностью исчезают после родов.
Дыхательная система во время беременности работает усиленно. Частота дыхания увеличивается. Связано это с увеличением потребности организма матери и плода в кислороде, а также в ограничении дыхательных движений диафрагмы из-за увеличения размеров матки, занимающей значительное пространство брюшной полости.
Почки во время беременности работают усиленно. Они выделяют продукты распада веществ из организма матери и плода (продукты жизнедеятельности плода через плаценту переходят в кровь матери).
Изменения со стороны пищеварительной системы представлены повышением аппетита (в большинстве случаев), тягой к соленой и кислой пище. В некоторых случаях, появляется отвращение к некоторым продуктам или блюдам, которые хорошо переносились до начала беременности. Из-за повышения тонуса блуждающего нерва могут появиться запоры.
Наиболее значительные изменения, однако, происходят в половых органах беременной женщины. Эти изменения подготавливают половую систему женщины к родам и кормлению ребенка [12].
Матка беременной женщины значительно увеличивается в размерах. Ее масса возрастает с 50 г. — в начале беременности до 1200 г. — в конце беременности. Объем полости матки к концу беременности увеличивается более чем в 500 раз. Кровоснабжение матки значительно увеличивается. В стенках матки увеличивается количество мышечных волокон. Шейка матки заполняется густой слизью, закупоривающую полость канала шейки матки. Маточные трубы и яичники также увеличиваются в размерах. В одном из яичников наблюдается «желтое тело беременности» — место синтеза гормонов поддерживающих беременность.
Стенки влагалища разрыхлятся, становятся более эластичными.
Наружные половые органы (малые и большие половые губы), так же увеличиваются в размерах и становятся более эластичными. Разрыхляются ткани промежности. Кроме того, наблюдается увеличение подвижности в суставах таза и расхождение лобковых костей. Описанные выше изменения половых путей имеют крайне важно физиологическое значение для родов. Разрыхление стенок, увеличение подвижности и эластичности половых путей увеличивает их пропускную способность и облегчает продвижение по ним плода при родах.
Кожа в зоне половых органов и по срединной линии живота обычно становится более темного цвета. Иногда на коже боковых частей живота образуются «растяжки», которые после родов превращаются в белесоватые полоски.
Молочные железы увеличиваются в размерах, становятся более упругими, напряженными. При надавливании на сосок наблюдается выделения молозива (первого молока).
Масса тела беременной увеличивается в размерах. Нормальный прирост массы тела в конце беременности составляет 10-12 кг. Или 12-14% от массы тела беременной женщины [14].

1.3. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам проводится до родов и во время родов. Цель подготовки: снятие психогенного компонента родовой боли, устранении представления о неизбежности родовой боли и создание нового представления о родах как о благоприятно протекающем физиологическом процессе, при котором боль не обязательна. Еще задолго до родов, в ранние сроки беременности, врач или акушерка начинает проводить беседы с беременной, стремясь выявить отношение женщины к родам и будущему материнству. При этом необходимо снять страх перед родами, создать положительные эмоции (уверенность в возможности безболезненного течения родов, радость материнства). Занятия проводят в специально выделенные часы. Можно ограничиться проведением четырех занятий за 4—5 недель до родов [17].
На первом занятии беременной сообщают краткие сведения об анатомии и физиологии женских половых органов, рассказывают об изменениях, происходящих в ее организме в связи с беременностью. О родах сообщают, как о нормальном физиологическом процессе, в котором различают три периода (дают понятие о трех периодах родов). Обращают внимание на то, что роды протекают при большой затрате физических сил. Поэтому важно, чтобы женщина во время родов сохраняла силы к решающему моменту родов — изгнанию плода.
На втором занятии указывают, как должна себя вести женщина при появлении схваток и в течение первого периода родов.
Беременных обучают следующим последовательным приемам:
1) во время схваток глубоко и ритмично дышать;
2) сочетать вдох и выдох с легким поглаживанием нижней половины живота кончиками пальцев обеих рук, проводимым от средней линии живота над лоном кнаружи и вверх;
3) лежа на боку, поглаживать руками пояснично-крестцовую область, сочетая с дыхательными движениями;
4) лежа на спине, прижимать кожу к внутренней поверхности гребешка подвздошной кости у обеих передне-верхних остей. Эти приемы должны быть хорошо усвоены беременной и точно ею выполняться.
На третьем занятии беременных знакомят с течением второго и третьего периодов родов, разъясняют, какие ощущения испытывает при этом женщина. Врач или акушерка обращает внимание на необходимость соблюдения рационального положения роженицы во время второго и третьего периодов родов. Беременных тренируют задерживать дыхание при потугах, а также обучают правильному дыханию и расслаблению всех мышц для уменьшения силы потуги в момент выведения головки плода. Занятие заканчивают описанием течения последового периода, продолжительности и характера схваток при нем.
Во время четвертого занятия повторяют все пройденное на предыдущих занятиях и проверяют правильность усвоения женщинами указанных приемов. Если при предыдущих посещениях консультации психопрофилактическая подготовка не проводилась в должном объеме, то четырех занятий бывает недостаточно. В таких случаях проводят пять занятий. Психопрофилактическая подготовка заканчивается ознакомлением женщин с порядком и обстановкой в родильном доме и информацией о возможных манипуляциях, которые проводят во время родов [20].
Эффективность психопрофилактической подготовки в значительной степени зависит от организации работы в родильном доме и поведения медработников. Неправильное поведение медперсонала (неосторожные разговоры, невнимательное отношение) может снизить результаты такой подготовки. При оценке эффективности психопрофилактической подготовки учитывают поведение женщины во время родов и отзыв роженицы о ее ощущениях. На основании этих данных дается одна из следующих оценок: «полный эффект», «частичный эффект», «отсутствие эффекта».
Все формы поддержки являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение уверенности в себе и в своих силах, на улучшение взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение в группе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрение спонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрытию членов группы и снижению их тревожности. Ведущий группы должен умело сочетать поддержку, которую оказывает он сам, и поддержку, которая идет от группы, с учетом того, кому, сколько и в какой форме этой поддержки нужно, и от кого какую поддержку может получить группа и каждый из ее участников. При этом психолог не должен выделять высказыванием, взглядом, интонацией или мимикой те или иные суждения, показывая, что одни слова ему нравятся, а другие — нет. Например, бывает, что психолог сталкивается с такими заявлениями беременных: «Этот дьяволенок просто избил меня изнутри», «Я хочу, чтобы мне сделали кесарево сечение, я настойчиво прошу об этом врача, хотя он мне этого не советует». Благодаря тому, что подобные высказывания воспринимаются психологом как ведущим группы в той же доброжелательной спокойной манере, что и высказывания других участников, женщины могут почувствовать себя принятыми психологом и группой, что в свою очередь позволит им проявить внимание к суждениям других членов группы [4].
Первый язык общения мамы с ребенком — невербальный. Через телесный контакт, взгляды, мимику, интонации мама передает ребенку свое отношение и он узнает о том, что он любим. Поэтому чрезвычайно важно дать мамам почувствовать в практических упражнениях язык невербального контакта. Этому служат телесно-ориентированные техники, тренинг навыков невербального общения, ролевые игры. На протяжении всех занятий в группе ведущий должен поощрять будущих родителей к проявлению и высказыванию чувств, любых, самых противоречивых, в том числе социально неодобряемых, посредством слов, движений (в танцтерапии), в рисунках, голосом (в пении), в звуке (с помощью музыкальных инструментов). Нередко проблемным мамам в их детстве запрещалось выражать те или иные чувства [2].
Будущие мама и папа привносят в новую семью традиции семей, в которых росли, в том числе и установки относительно построения отношений с миром и стиля воспитания детей. Если родители не задумываются над темой воспитания детей, то их первая реакция на неблаговидные с их точки зрения поступки ребенка оказывается точно такой, как у их родителей (Э.Берн). Задача психолога дать понять маме и папе, что они не могут отвечать за поведение своих родителей, но несут ответственность за воспитание собственного ребенка. Становясь связующим звеном между прошлым двух родов (со стороны матери и со стороны отца) и будущим (которое будет создаваться их ребенком и его детьми), родители имеют шанс взять из прошлого обеих семей то, что они считают полезным. Имеет смысл до рождения ребенка обсудить на занятиях темы воспитания в интерактивном общении, задав будущим родителям простые вопросы: зачем родители нужны детям; в чем проявляются безусловная любовь и условное отношение к детям (Э.Фромм), как выразить любовь на языке, доступном ребенку; как сочетать безусловную любовь к ребенку и условное отношение к его поступкам, зачем, когда и как необходимо вводить ограничения в жизни ребенка. В работе с конструктом «Я-и-мир» могут применяться методы транзактного анализа, ролевых игр, тренинга коммуникативных навыков, сочинений, системной семейной психотерапии.
Терапевт поддерживает доверие клиента к себе самому, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией, помогает с помощью группы раскрытию собственных ресурсов будущих родителей. Содержание занятий с беременными должно быть направлено на укрепление уверенности мамы в самой себе во всех аспектах: эмоциональном (работа с чувствами), когнитивном (сообщение знаний из разных источников, ознакомление, в том числе с противоречащими друг другу точками зрения на одну проблему, поощрение к поиску собственного решения), операциональном (через отработку поведения в родах и приемов обращения с ребенком на кукле). Особое внимание должно быть уделено формированию у нее доверия к своему телу, что важно, как для принятия женщиной изменений, происходящих в теле в период беременности и после родов, так и для гармоничного протекания самих родов.
Многие будущие мамы приходят на консультацию с ориентацией на внешние опоры, которыми могут выступать: инструктор по подготовке, врач, медицинское оборудование, определенные приемы в родах (техники дыхания или обезболивания, водные или вертикальные роды). Задача инструктора — содействовать переориентации мамы с внешних на внутренние опоры. Ими выступают: ее доверие к своему телу и к тем процессам, что будут происходить в родах, доверие к себе как матери. При этом при необходимости она способна обратиться за помощью к нужным ей специалистам, но не хвататься за них как за спасательный круг [11].
Вследствие высокой внушаемости на фоне наличия тревоги и страха, беременные могут воспринимать специалиста, занимающегося с ними как учителя, носителя абсолютной истины или как родителя. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы инструктор был центрирован и ориентировал клиентов на их собственные внутренние резервы, продолжая оказывать им поддержку.
В данном контексте реализация принципа «здесь-и-сейчас» предполагает ориентацию родителей на гибкость в поведении с ребенком, отзывчивость к его эмоциональным состояниям и запросам, в том числе, связанным с взрослением. Поэтому с первого занятия следует говорить о том, что чем в большей степени родителям удастся избавиться от ожиданий в отношении ребенка, тем в более благоприятных условиях развития он окажется. В родах принципиально важно, чтобы женщина принимала события такими, какие они есть «здесь-и-сейчас», чтобы над ней не давлели установки. Роды всегда содержат момент неопределенности, поэтому составление плана своих родов чревато в дальнейшем психологической травмой, если план не удастся выполнить. Принцип «здесь-и-сейчас» относится также к работе с клиентом и предполагает гибкость ведущего, его сензитивность к психологическим запросам группы, умение вовлечь участников в процесс обсуждения или тренинга, реагировать на изменения, происходящие в группе [5].
Таким образом, период беременности является одним из важнейших этапов становления материнства. Его содержание определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.

1.4 Роль медсестры в формировании знаний и умений в рамках школы материнства

Новый подход к организации акушерско-гинекологической помощи во многом зависит от интеграции акушерской помощи с общей лечебной сетью: объединение женских консультаций с поликлиниками, многопрофильными больницами, обследование беременных и их госпитализация в специализированные стационары общего профиля.
И очень большой вклад в акушерско-гинекологическую службу вносят школы молодых родителей. Они призваны стать методическим центром планирования семьи, лечения бесплодия, невынашивания, сексологических нарушений, нарушений менструального цикла. Так же в функции школ молодых родителей входит ведение беременности, освещение беременности как физиологического процесса, физическая и психологическая подготовка к родам будущей мамы и всех членов семьи, а также решение многих других как физических, так и психологических проблем. Поэтому в наше время, когда СМИ несут столь противоречивую и не всегда правдивую информацию, воздействуя на особо впечатлительных в период беременности женщин, очень важно создание большего количества школ молодых родителей, их развитие и пропаганда необходимости их посещения. И, конечно, важен уровень профессионализма и квалификации медицинских сестер школ молодых родителей, ведь именно на них лежит ответственность за сознательное отношение будущих родителей к здоровью их ребенка и здоровой психоэмоциональной атмосфере в семье.
Именно медицинская сестра женской консультации помогает в период планирования беременности молодым парам. В этот период медицинская сестра помогает сориентироваться по поводу необходимых исследований и анализов, проводит беседы о здоровом образе жизни, важности правильного полноценного питания, приема необходимых витаминов и микроэлементов. Также медицинская сестра осуществляет забор необходимых материалов для анализа, доставляет их в лабораторию, затем забирает результаты и помогает молодой паре в них разобраться.
В период беременности на плечи медсестры ложатся обязанности обучить будущих родителей в рамках работы школы материнства основным навыкам ухода за ребенком, его кормлению, купанию, пеленанию. Эти занятия проводятся при помощи наглядных средств, таких как специальные куклы-манекены, имитирующие новорожденного ребенка. Также медицинская сестра разъясняет будущим родителям анатомо-физиологические особенности новорожденного, обучает приемам массажа и гимнастики.
Также медицинская сестра в период в рамках определенных занятий в школе материнства проводит с беременными комплекс упражнений, способствующих укреплению мышц спины и поясницы.
В рамках работы школы материнства медицинская сестра рассказывает беременно о смене образа жизни, в том числе режима, диеты, рекомендует необходимые витаминные комплексы и микроэлементы, прием которых способствует нормальному полноценному развитию плода, а также предотвращению различных патологий после рождения, например таких как рахит.

Вывод по 1 главе

Таким образом, на современном этапе прегравидарная подготовка отличается комплексным подходом и способствует наступлению беременности с оптимальными показателями, предупреждает развитие гестационных осложнений и позволяет улучшить перинатальные исходы, а соответственно улучшить здоровье популяции в целом.
Исходя из вышесказанного роль медицинской сестры в работе школ материнства является ключевой, так как по сути основную работу в этих школах ведут, как правило, медсестры. Они прививают будущим родителям навыки ухода за новорожденным, разъясняют важные моменты, касающиеся приема витаминов, диеты, режима и т.д., а также контролируют полученные знания и приобретенные будущими родителями навыки.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф