Меню Услуги

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» регулируются функции таможенных органов в части обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Положениями Главы 16. Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентируются полномочия таможенных органов при незаконном перемещении через таможенную границу ТС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки. Кроме вышеперечисленных нормативных правовых актов контрольно-надзорные функции таможенных органов осуществляются на основании следующих нормативных правовых актов:

1) Договоры:

— о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);

— о зоне свободной торговли от 18.10.2011 г.;

2) Решения:

— Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и дополн.); — Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

3) Решения Комиссии Таможенного союза от:

— 20.05.2010 г. № 260 «О формах таможенных документов»; — 27.11.2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;

4) Соглашения между Правительством РФ:

— Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров»;

— Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 г. «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»;

— и Правительством Республики Грузия о свободной торговле от 3.02.1994 г.;

— и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г.;

5) Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ от 20.11.2009 г. «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств»;

6) Протоколы между Правительством Российской Федерации:

— и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 года (Белград, 22.07.2011);

— Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 г. «О единой системе тарифных преференций таможенного союза»;

7) постановления Правительства Российской Федерации от:

-26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»;

— 24.02.2009 г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»;

8) ряд приказов и распоряжений, полный перечень которых изложен в Приложении 4.

Кроме того, в рамках реализации Указа Президента РФ от 29.07.2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» таможенные органы проводят работу по недопущению ввоза в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

В соответствии с тарифными обязательствами РФ перед ВТО ежегодно вносятся изменения в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза ( далее — ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС (далее – ЕТТ ЕАЭС).

В 2015 году ФТС России подготовлено 5 проектов постановлений Правительства РФ о внесении изменений в акты Правительства РФ в соответствии с решениями ЕЭК, из которых издано 3 постановления Правительства РФ.

Вышеперечисленные законодательные акты РФ и международные договоры являются основными, системообразующими и основываются на общемировых правилах и тенденциях в области внешней торговли и таможенного дела. На их основе и на основе иных документов государством делегируются таможенным органам полномочия, в рамках которых они реализуют свою компетенцию на основании применения методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в рамках главы 1 установлено, что экономическая безопасность страны в условиях глобализации — многоплановое понятие, не имеющее пока однозначного толкования. Однако с уверенностью можно сказать, что экономическая безопасность определяется по состоянию экономики, при котором обеспечивается: достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

При этом основными целями экономической безопасности страны являются: обеспечение возможности проводить независимую экономическую политику; обеспечение такого уровня развития экономики, при котором создавались бы условия удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения целостности государства; защита экономики от внутренних и внешних угроз.

Классификация угроз экономической безопасности может осуществляться с позиций: масштаба; места нахождения угроз (внутренние и внешние); вероятности и времени реализации; характера возникновения (субъективные и объективные); вида (прямые или косвенные); формы воздействия.

Экономическая безопасность осуществляется с помощью технологий и средств, которые представляют собой совокупность международных, региональных, общественных и государственных институтов (организаций, структур, органов), приемов и способов их действий, правовых, дипломатических, религиозных, идеологических, социальных и этических норм, политических, правовых, административных, дисциплинарных, экономических, военных, информационных и других мер и мероприятий, которые могут быть использованы и реализованы для нейтрализации или исключения возможности нанесения экономике государства ущерба.

В тоже время механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой систему организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.

Таможенные органы РФ являются одним из государственных институтов, обеспечивающих экономическую безопасность России (средство ее осуществления). Они играют значимую роль в ее обеспечении, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью. Одновременно таможенные органы выступают в роли одного из основных механизмов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа.

В современных условиях таможенные органы РФ входят в экономическую систему государства, выполняя традиционные функции государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли и одновременно таможенная служба все активнее выступает как социально-экономический институт, где ее деятельность проявляется как особая форма услуги. Они реализуют свою деятельность в соответствие с законодательно закрепленными экономическими, регулятивными и правоохранительными целями таможенной деятельности. Их деятельность в данной сфере осуществляется на основе международных норм права, федерального законодательства, на основе подзаконных нормативных правовых актов, в том числе указав Президента РФ; постановлений Правительства РФ; ведомственных нормативных правовых актов и т.д.

В настоящее время происходит гармонизация и унификация российского законодательства в данной сфере в связи с необходимостью интеграции РФ в международное экономическое пространство в рамках членства Всемирной торговой организации, члена Евроазиатского экономического союза и члена Всемирной таможенной организации.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность таможенных органов РФ в настоящее время являются: ТК ТС; Федеральные законы: «О таможенном тарифе»; «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

 

 

Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов в отражении экономических угроз национальной безопасности современного российского государства

2.1. Краткая характеристика современных таможенных органов России

Таможенные органы представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли. Свою деятельность в 2013-2016 годах Таможенные органы РФ осуществляли на основании положений ТК ТС, Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809, и согласно Плана деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013 – 2018 годов, утвержденным распоряжением руководителя ФТС России 17.06.2013 г. (в уточненной редакции от 30.12.2015 г.) и направленным на реализацию указов Президента РФ: от 7.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1125-р., и иных нормативных правовых актов.

При этом российские таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. В их структуру входит Федеральная таможенная служба, в непосредственную подчиненность которой входят: 10 таможень; региональные таможенные управления; Российская таможенная академия; ведомственные медицинские и оздоровительные учреждения; представительства (представители) таможенной службы за рубежом; государственные унитарные предприятия.

В свою очередь региональные таможенные управления руководят деятельностью территориальных и специализированных таможенных управлений, которым подчиняется 79 таможен. Все таможни в свою очередь имеют 552 таможенных постов.

В соответствие с положениями пункта 17 Регламента Федеральной таможенной службы, утвержденной приказом ФТС РФ от 26.12. 2012 г. N 2656 структура и штатное расписание центрального аппарата ФТС России утверждаются руководителем ФТС России в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда.

Структура и штатное расписание представительств (представителей) таможенной службы РФ за рубежом, специализированных таможенных органов утверждаются руководителем ФТС России. На начало 2015 г. в соответствие с реализованными в 2014 г. мероприятиями оптимизации структуры и численности таможенных органов штатная численность должностных лиц составила 52361 штатную единицу, фактическая — 49119 человек, а укомплектованность таможенных органов составила 93,9%.

В течение года продолжалась работа по оптимизации структуры и численности таможенных органов в соответствие с постановлением Правительства РФ от 11.12. 2015 г. № 1353 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а также в соответствие с решением о сокращении на 10% расходов на текущее финансирование. В результате численность таможенных органов была сокращена на 5052 единицы должностей (на 9,69%), а их укомплектованность должностными лицами составила 94,8% против 93,9% в 2014 г.

В 2015 г. была активизирована работа по формированию кадровых резервов таможенных органов, ротации, внедрении наставничества, профессиональной подготовки кадров, совершенствования их знаний и навыков (было обучено более 19,5 тысяч сотрудников).

За безупречное выполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности РФ 36 таможенников были награждены в 2015 г. государственными наградами (в 2014 г. — 21 должностное лицо), а более 11,6 тысяч человек – ведомственными наградами (в 2014 г. – более 11,5 тысяч человек), 221 сотруднику досрочно присвоено специальное звание.

Таможенная деятельность в РФ является монополией государства, главный смысл которой состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена. При этом решаются две задачи — всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики государства и ограждение экономики от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов – спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и других. В рамках вышеуказанных задач и согласно задач и функций таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности осуществлялась ими контрольно-проверочная деятельность.

В 2015 г. проведено 4782 таможенные проверки, что составляет 62% от общего количества проверочных мероприятий, по результатам которых таможенные органы РФ возбуждено 3497 дел об административных правонарушениях (далее – АП) и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1 млрд. рублей. Проведено 1027 таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых, в том числе на основании результатов применения Системы Управления Рисками и категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД), что на 32% больше, чем в 2014 г. По результатам этих проверок доначисленно таможенных платежей и наложено штрафных санкций на сумму 1,1 млрд. рублей, которых взыскано 112,6 млн. рублей, а также возбуждено 221 дело об административных правонарушениях и 1 уголовное дело.

Всего в рамках выполнения своих контрольных функций таможенные органы возбуждено 2031 уголовное дело, в том числе в отношении конкретных лиц 1213 уголовных дел, из которых связанные с экономическими преступлениям. При этом в 2015 г. сохранилась тенденция 2014 г. в части того, что наибольшее количеству уголовных дел возбуждено в отношении конкретных лиц за уклонение от уплаты таможенных платежей (56,97%), далее следуют дела за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (13,85)% и за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (7,25%), а также контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий (2,06%), на долю всех иных дел приходится 11,2%.

При этом основные направления уголовных дел, возбужденных по инициативе таможенных органов Табл. 2.

Табл. 2.- Основные направления уголовных дел в сфере экономических преступлений, инициированных таможенными органами в 2014-2015 годах

Основные статьи, по которым возбуждены уголовные дела 2015 г., 2014 г.,
по статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) 25 33
по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) 88 76
по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) 691 506
по статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) 168 132
по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) 90 33
по статье 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) 7 9
по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) 11 20
по статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) 8 6

 

В ходе расследования вышеперечисленных уголовных дел в федеральный бюджет в 2015 г. было уплачено таможенных платежей на сумму около 271 млн. рублей (в 2014 г. – более 32 млн. рублей). По материалам оперативно-розыскных подразделений таможенными органами доначислено свыше 5,3 млрд. рублей, что на 61% превышает показатель 2014 г. (3,3млрд. рублей), и выведено из теневого оборота (взыскано) около 2 млрд. рублей ранее неуплаченных таможенных платежей, что в 2 раза больше, чем в 2014 г. (около 1 млрд. рублей). Положительная динамика отмечается в выявлении и пресечении преступлений, предметами которых являются товары и ресурсы, отнесенные постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» к категории стратегически важных, особо опасных видов контрабанды. Возбуждено 40 уголовных дел по линии борьбы с незаконным перемещением продукции топливно-энергетического комплекса, 87 уголовных дел – по фактам незаконного оборота драгоценных металлов, камней и изделий из них.

При этом по подозрению в совершении преступлений должностными лицами таможенными органами было задержано 133 лица (в 2014 г. – 168 лиц) и по 100 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2014 г. – по 134 делам), 4 дела прекращены в связи с деятельным раскаянием (в 2014 г. – 6 дел). Однако, негативным фактом является то, что в 2015 г. значительно увеличилось по сравнению с предшествующим годом количество уголовных дел, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции в отношении должностных лиц таможенных органов по статье 290 УК РФ «Получение взятки» – на 71,7% (с 39 до 67 уголовных дел), что очень влияет на экономическую безопасность.

В 2015 году таможенными органами возбуждены 85523 дела об АП 80385 в 2014 г. Хорошим пополнением федерального бюджета стало назначено наказаний по 80614 делам об АП на общую сумму около 196 млрд. рублей, тогда как в 2014 г. таких дел было 76299 , но на сумму около 340 млрд. рублей (на 42,36% денежных средств больше в 2014 г., чем в 2015 г.). На исполнении в подразделениях распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов находилось 66006 постановлений по делам об АП на сумму административных штрафов около 2,9 млрд. рублей, тогда как в 2014 г. было 58340 постановлений по делам об АП на сумму более 2,7 млрд. рублей.

В 2015 г. исполнено 47708 постановлений по делам об АП, по которым взыскано административных штрафов (с учетом постановлений, принятых к исполнению в предыдущих отчетных периодах) на сумму свыше 1,1 млрд. рублей (в 2014 году – 42849 постановлений по делам об АП на сумму более 928 млн. рублей). В итоге 2015 г. количество исполненных постановлений по делам об АП увеличилось на 11%, доля исполненных постановлений по делам об АП в общем количестве поступивших на исполнение постановлений осталась практически на прежнем уровне (73 – 74%), а сумма взысканных административных штрафов увеличилась (с 35 до 41%). При этом не всегда нарушителями полностью вносятся таможенные платежи и штрафы в срок, что является еще одним направлением работы таможенных органов.

Кроме того, таможенными органами передано в уполномоченные органы (организации) имущество, обращенное в федеральную собственность, общей стоимостью 4,6 млрд. рублей, что на 21% больше, чем в 2014 году (3,8 млрд. рублей). В целях сокращения задолженности, возникшей в связи с неуплатой административных штрафов иностранными физическими лицами, разработан и утвержден приказом ФТС России от 24.12.2015 г. № 2647 Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о не разрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Одним из важных инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – таможенный реестр), который ведется ФТС РФ на основании заявлений обладателей исключительных прав. В 2015 г. в нем содержатся данные 3860 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 3 824 товарных знака, 31 объект авторского права, 5 наименований мест происхождения товаров. В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.

Таможенными органами в 2015 г. было возбуждено 1040 дел об АП против 1270 дел в 2014 г. в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, из которых 1011 дел об АП (в 2014 г. – 1 234 дела об АП) – по статье 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (незаконное использование товарного знака) и 29 дел об АП (в 2014 году – 36 дел об АП) по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

Было выявлено более 18,1 млн. единиц контрафактной продукции (в 2014 г. – более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции). В результате проделанной таможенными органами деятельности в части выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 3,9 млрд. рублей (в 2014 г. – более 2,4 млрд. рублей). Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкогольная продукция, минеральные воды, автозапчасти.

По результатам проверочных мероприятий отмечается повышение экономической эффективности проведенных в 2015 г. таможенных проверок, чем в предшествующий год. ФТС РФ проводила работу, направленную на смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров, в рамках реализации плана мероприятий по реализации Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров в государствах – членах ТС на 2015 – 2020 годы, утвержденных Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов ТС в г. Минске от 16.09.2015 г. № 16/11, и Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г., утвержденной приказом ФТС РФ от 27.12. 2012 г. № 2709.

В 2015 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7678 проверочных мероприятий в отношении юридических и физических лиц, что на 15% больше, чем в 2014 г. (6684 мероприятия), в результате чего доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 8,9 млрд. рублей (на 22% больше, чем в 2014 году (7,3 млрд. рублей), а также взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 3,8 млрд. рублей (на 31% больше, чем в 2014 году (2,9млрд.рублей).

Таможенными органами в 2015 г. было сформировано 8671 целевой профиль риска по направлению классификации товаров.

Учитывая результаты, когда при меньшем количестве решений доначислено и довзыскано большие суммы в федеральный бюджет, свидетельствует о правильно выбранном подходе.

Порядок предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС (далее – государственная услуга) определяется Административным регламентом Федеральной таможенной службы и уполномоченных ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденным приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г.

№ 760 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 19 декабря 2014 г. № 2513) (далее – административный регламент).

В 2015 году в целом по ФТС России принято 1556 предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в 2014 г. – 2746 предварительных решений) со средним сроком принятия таких решений – 26 дней, что по сравнению с 2014 г. в 1,5 раза быстрее, тогда как согласно административного регламента на это отводится до 90 календарных дней.

В 2015 году принято 317 решений по классификации оборудования, поставляемого в несобранном или разобранном виде (в 2014 году – 719 решений). В основном это было высокотехнологичное оборудование предназначено для оснащения и модернизации ключевых отраслей промышленности по переработке нефти и газа для ОАО «ЯМАЛ СПГ», ООО «Иркутская нефтяная компания».

При этом следует отметить, что в декабре 2015 г. проведены приемочные испытания комплекса программных средств «Тарифы-Компоненты», который позволит таможенным органам принимать решения по классификации товаров, перемещаемых в виде компонентов, в электронной форме по заявлениям, поданным через «личный кабинет» участника ВЭД на Портале ФТС России.

В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС взимается государственная пошлина – 5 тыс. рублей. В 2015 году в федеральный бюджет перечислено 10 млн. рублей государственной пошлины.

Одновременно следует отметить, что в целях создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, снижения административных барьеров для бизнеса, улучшения предпринимательской среды в РФ в таможенных органах осуществляются масштабные реформы в области таможенного администрирования в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р, и плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р (в ред. 02.07.2014 г.).

Следует отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику – это еще одно из важных направлений в деятельности таможенных органов, в рамках которой должностные лица ФТС РФ активно участвуют в деятельности рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Особая роль придается сотрудничеству с такими авторитетными и влиятельными иностранными объединениями, как: Ассоциация европейского бизнеса, Российско-Германская внешнеторговая палата, Японская организация по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), Франко-российская торгово-промышленная палата, Ассоциация итальянских предпринимателей, Индийский бизнес-альянс. Налажены контакты с Финско-Российской торговой палатой, Русско-азиатским союзом промышленников и предпринимателей, Ассоциацией вьетнамских бизнесменов и Российско-арабским советом. В 2016г. запланировано уделить особое внимание сотрудничеству с представителями бизнес-объединений стран АСЕАН.

Таможенными органами РФ в 2015 г. в целях введения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования применительно к отдельным товарам в интересах государств – членов ЕАЭС, по 23 решениям ЕЭК, вносящим изменения в Товарную номенклатуру ВЭД ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), было подготовлено и направлено в ЕЭК 18 эталонных экземпляров ТН ВЭД ЕАЭС. По результатам их деятельности в части контроля правильности классификации товаров, от которых зависит уплата таможенных платежей, было принято 36615 решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (на 17% меньше по сравнению с 2014 г. (44136 решений), но доначисленых таможенных платежей было на сумму 5779,5 млн. рублей, что на 16,4% больше по сравнению с 2014 г. (4963,6 млн. рублей), а также довзыскано 4970,2 млн. рублей.

На основании вышеизложенного, а также учитывая, что большинство возбужденных по инициативе таможенных дел связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, целесообразно рассмотреть более подробно в разделе 2.2. деятельность таможенных органов в сфере таможенно-тарифном регулировании.

2.2. Роль таможенных органов в тарифном регулировании внешнеторговой деятельности

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. При этом основными элементами таможенно-тарифного регулирования внешней торговли являются: таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин; таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу; таможенная процедура; товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основными задачами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ являются:

— поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;

— повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;

— поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

— повышение конкурентоспособности российского экспорта.

В тоже время к основным функциям таможенного тарифа относятся:

— защита отечественных производителей от иностранной конкуренции;

— обеспечение поступления средств в федеральный бюджет страны;

— эффективное продвижение национальных товаров на зарубежный рынок.

Решение указанных задач обеспечивается корректировкой ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, внесением изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС и Единый таможенный тариф ТС, применением различных таможенных режимов и т.д., поскольку таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» таможенным тарифом называют свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), которые применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, и систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Выделяются в таможенном тарифе четыре вида ставок: конвенционные, преференциальные, автономные и беспошлинный ввоз.

В соответствие с анализом отчетов Федеральной таможенной службы России за 2010-2015 годы и анализа статистических данных таможенной деятельности основные усилия таможенных органов были сосредоточены на обеспечении максимального содействия внешней торговле, снижении административных барьеров и сокращении времени совершения таможенных операций, защите экономических интересов РФ, наполнении доходной части федерального бюджета, расширении сферы использования информационных таможенных технологий, повышении качества предоставления государственных услуг. Динамика поступления в федеральный бюджет платежей, полученных в 2010-2015 г. от таможенного регулирования внешнеторговой деятельности

На основании данных можно сделать вывод, что на протяжении 2010-2014 года наблюдался постоянный рост сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет от тарифно-таможенного регулирования. Данная тенденция нарушена в 2015 г., поскольку уровень данных платежей уменьшился на 29,47% по сравнению с 2014 г., табл. 3.

Табл. 3 — Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2010 – 2015 годах

Годы Суммы перечислений таможенных и иных платежей в млрд. руб.  в % к предыдущему году
2010 4330,1
2011 6029,3 139,24
2012 6486,7 107,59
2013 6565,4 101,21
2014 7100,6 108,15
2015 5008,2 70,53

 

Таким образом, из табл. 3 следует, что в 2015 г. прирост дохода по сравнению с 2014 г. снизился, нарушив положительную динамику в 2011-2014 годах. Однако это связано не с неудовлетворительной работой таможенных органов, а с общей тенденцией во внешнеторговой сфере, о чем свидетельствует динамика важнейших показателей внешней торговли в 2014-2015 г.

Сумма общего товарооборота внешней торговли в 2015 г. сократился по сравнению с 2014 г. на 33,16 %. При этом за 2015 г. задание по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет выполнены на уровне 101%, результаты деятельности таможенных органов в данной сфере табл. 4

Табл. 4 – Показатели доходов по администрируемым таможенными органами доходов от внешней торговли в 2015 г.

Сумма дохода федерального бюджета, администрируемая таможенными органами Всего в млрд. руб.

 

Всего в % к показателю 2014 г. Таможенные пошлины вывозные в млрд. руб. НДС в млрд.руб. Таможенные пошлины ввозные, в млрд. руб.
всего 5008,2 70,53 2780,4 1643,5 484,2
от импорта 2184 95,6
от экспорта 2780,4 59,96

 

Кроме того, следует отметить, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. доходы федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, уменьшились на 29,47% (было 7100,6 млрд. рублей, что на 535,2 млрд. рублей (или на 8,2%) больше, чем в 2013 г.). При этом сумма, поступивших в 2014 г. в федеральный бюджет нефтегазовых доходов, администрируемых таможенными органами, составила 4597,0 млрд. рублей, что на 14% выше, чем в 2013 г, тогда как в 2015 г. зафиксировано общее снижение поступлений доходов, обусловленное снижением на 40,4% поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой и нефтепродуктов.

Преобладают вывозные таможенные пошлины, на долю которых приходится 56 %. Рассмотрим динамику ввозных и вывозных таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2010-2015 годах. При этом динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2010 – 2015 годах (табл. 4) свидетельствует о нарушении стабильной положительной тенденции на увеличение сумм таких доходов.

При этом таможенные платежи за 2015 г. уменьшились по сравнению с 2014 г. только на 4,37 %, тогда как суммы вывозных таможенных пошлин за 2015 г. уменьшились по сравнению с 2014 г. на 40,04 %, что обусловлено снижением на поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой и нефтепродуктов..

В 2015 г. таможенные органы начали в режиме эксперимента применение технологии удаленной уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, доставляемых экспресс-перевозчиками. При этом у физические лица уплатили с применением данной технологии 33,1 млн. рублей.

Учитывая, что в федеральном бюджете общие доходы РФ на 2015 г. запланированы на уровне 15,1 трлн. руб., а показатели доходов по администрируемым таможенными органами доходам от внешней торговли составили в общей сложности 7,192 трлн. руб. или 47,63% общих федеральных доходов.

Несмотря на нарушение сроков перечисления таможенных платежей, величина доли таможенных платежей от тарифно-таможенного регулирования внешней торговли в 2015 г. в доходной части федерального бюджета свидетельствует о значимости роли таможенных органов в экономической безопасности РФ. Кроме того, следует отметить, что в системе таможенного регулирования внешней торговли тарифное регулирование дополняется нетарифным регулированием, что является предметом рассмотрения раздела 2.3.


Страницы:   1   2   3   4