Меню Услуги

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3.2. Совершенствование правового регулирования деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности государства

В течение 2014 -2015 годов в рамках законопроектной работы ФТС России участвовала в разработке 186 законопроектов, ее специалистами подготовлено 349 проектов нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, на основе которых было принято 15 федеральных законов, для внесения изменений в:

— в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части, касающейся совершенствования административных процедур при предоставлении государственных услуг, института уполномоченного экономического оператора;

— в Кодекс РФ об административных правонарушениях;

— в подзаконные акты, в числе которых 3 постановления Правительства РФ.

В тоже время в правовом поле, регулирующем вопросы деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны остается еще много не урегулированных вопросов как в рамках деятельности ТС на единой территории Евроазиатского экономического союза, так и в рамках деятельности в ВТО и Всемирной таможенной организации.

Исходя из функций таможенных органов РФ, закрепленных Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», определим основные направления совершенствования правового поля в данной сфере. Учитывая значимость деятельности таможенных органов во внешнеторговой деятельности, в связи с вступлением РФ в ВТО требуется дальнейшее совершенствование национального законодательства в сфере ВЭД по следующим направлениям:

— гармонизация и унификация законодательства, необходимая для деятельности в рамках Евроазиатского экономического союза, ВТО и Всемирной таможенной организации;

— необходимо установление основных принципов правового регулирования в сфере внешней торговли и единообразного терминологического аппарата;

— требуется дальнейшее совершенствование таможенного законодательства, регламентирующего транзит;

— необходимо дальнейшее развитие системы администрирования таможенных органов.

Разные теоретики едины во мнении, что адаптация таможенного законодательства РФ к нормам ВТО, значительно влияющих на деятельность таможенных органов будет занимать длительный промежуток времени (предположительно переходный период может продлиться с 2012 г. ( момента вступления в ВТО) до 2017-2020 годов. В этот период должно происходить снижение связанных (исходных) таможенных ставок ( на первоначальном этапе этого периода снижены ставки лишь в отношении 60-70% товарной номенклатуры). При этом кроме требований ВТО следует учитывать необходимость гармонизации нормативно-правовой базы на основе методических рекомендаций Всемирной таможенной организации, в рамках которой действует Генеральное соглашение по тарифам и торговле, установившее нормы таможенного администрирования, сформулированные как принципы, к важнейшим из которых относятся: ограничение административных барьеров; устранение отношения к таможенным формальностям как скрытым ограничителям свободной торговли.

Учитывая значимость в обеспечении экономической безопасности таможенных тарифов, а также то, что в настоящее время одной из актуальных тем является поиск оптимальных размеров таможенного тарифа, я как автор настоящей дипломной работы полагаю, что Правительству РФ необходимо сосредоточить свои усилия, научных центров, гражданского общества, для того, чтобы как можно быстрее решить эту задачу, а федеральному законодателю соответственно внести изменения в данной части в законодательство.

Одновременно следует учитывать необходимость гармонизации и унификации законодательств государств – участников Евроазиатского союза в рамках ТС. Они также должны осуществляться с учетом общепризнанных норм и принципов международного права в той мере, в какой это необходимо для его функционирования. Анализ положений национального таможенного законодательства и международного законодательства в указанной сфере выявляет ситуацию, при которой на территории Евроазиатского экономического союза не существует единая таможенная политика. При этом ТК ТС являющийся основным нормативно-правовым актом в таможенной сфере, но в его положениях даже не упоминает данный термин.

В ТК ТС говорится лишь о единой торговой политике (статья 6), содействие реализации которой названо в качестве одной из задач, решение которых обеспечивают таможенные органы. В тоже время положением статьи 3 Федерального закона «О таможенном регулировании» регламентируется, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства ТС и законодательства о таможенном деле. Помимо этого в ряде российских нормативных правовых актов кроме «политики в области таможенного дела» упоминаются и «таможенно-тарифная политика».

Я как автор настоящего дипломного проекта считаю целесообразным на территории Евроазиатского экономического союза разработать и утвердить единые направления, цели и задачи таможенных политик государств-участников этого союза. При этом таможенная политика России в деле обеспечения ее экономической безопасности должна содержать мероприятия в трех важнейших направлениях:

— совершенствование нормативной правовой базы, определяющей полномочия и четко регламентирующей деятельность в таможенном пространстве РФ, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба ее национальным интересам;

— разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, укрепляющих экономическую безопасность страны;

— мониторинг и прогнозирование развития обстановки, выработка и реализация мер по рационализации механизма деятельности общегосударственных и других органов исполнительной власти в таможенном пространстве. При этом в рамках совершенствования нормативно-правовой базы должна быть предусмотрена обязанность законодателей, по гармонизации и унификации законодательств в сфере таможенного дела.

Кроме того, учитывая, необходимость совершенствования самой системы администрирования таможенной деятельности предлагается внесение изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, направленных на совершенствование норм об административной ответственности, исключение неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнение санкций, исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершённым правонарушениям и их последствиям.

Такое совершенствование правового поля в данной сфере неоднократно обсуждалась предпринимательским сообществом и представителями государственных органов власти в целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в РФ и внешнеэкономической деятельности. На основании исследования в рамках раздела 3.1. предлагается внести изменения и дополнения в следующие нормы права Кодекса РФ об административных правонарушениях:

— дополнить статьи: 16.3, 16.7, 16.21 уточняющими положениями об ответственности за несоблюдение запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами РФ;

— снизить нижние предельные минимальные размеры административных штрафов, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 16.12 ввиду необходимости назначения соразмерного и адекватного тяжести совершённого правонарушения наказания и повысить верхние пределы штрафов, что позволит лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учётом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц.

Вышеперечисленные изменения и дополнения будут способствовать отказу предпринимательского сообщества от ухода в тень, а также уменьшатся условия для коррупции в таможенных органах.

Учитывая, что деятельность таможенных органов базируется на одном из основных принципов, регламентирующем недопущение возложение на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дел, предлагается в рамках совершенствования законодательства в части своевременности и в полном объеме внесения таможенных платежей предлагается принять Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ (в статью 165), связанных с подтверждением правомерности применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость и фактической уплаты этого налога. Данными изменениями и дополнениями предлагается: установить обмен информацией в электронной форме между ФТС России и ФНС России о вывозе товаров с территории России и ввозе товаров на территорию России, а экспортёрам и импортёрам товаров, а также их перевозчикам представить право предоставлять в налоговые реестры в электронной форме и (или) по возможности по выбору налогоплательщиков представлять документы на бумажных носителях;

— подтверждать факт уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС России, переданных в ФНС России в электронной форме;

— уточнить перечень документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров для переработки и вывоз продуктов переработки, при выполнении работ (оказании услуг) по переработке товаров, помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— изменить дату исчисления срока представления документов для подтверждения налоговой ставки 0% при реализации припасов.

Реализация вышеуказанного Закона может содействовать в минимизации затрат налогоплательщиков, связанных с подтверждением правомерности применения налоговой ставки 0%, а также в повышении эффективность налогового и таможенного контроля.

Кроме того целесообразно внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в частности:

— дополнить статью 167 перечнем документов, которые таможенные органы вправе запрашивать у банков и иных кредитных организаций;

— изменить в статье 167 круг лиц (уточнить), обязанных представлять информацию таможенным органам: не только банки, но и иные кредитные организации (в целях приведения статьи 167 в соответствие ТК ТС и с положениями Федерального закона от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

— внести изменения в статью 21 части наделения таможенных органов правом самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства, осуществляющие перевозку товаров, ввезенных на территорию РФ, помимо таможенного контроля, и (или) находящихся под таможенным контролем, вне зон таможенного контроля и без привлечения сотрудников органов внутренних дел.

В целях противодействия сомнительным финансовым операциям внести изменения в отдельные законодательные акты РФ в части установления требования о репатриации денежных средств по договорам (контрактам), не предусматривающим перемещение товаров через границу РФ. Кроме того, внести изменения в статью 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс РФ об административных правонарушениях» в части наделения уполномоченных банков полномочиями отказывать в проведении валютных операций, противоречащих требованиям валютного законодательства, а также установления в качестве административного наказания дисквалификации должностных лиц. Одновременно внести изменения в статьи 104.1 и 193 Уголовного кодекса РФ в части введения конфискации денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьей 193 Уголовного кодекса РФ.

Для совершенствования организации деятельности таможенных органов РФ, которое более полно будет исследовано в рамках раздела 3.3. настоящей главы, в первую очередь необходимо совершенствовать таможенное администрирование, которое в настоящее время должно осуществляться с учетом требований Всемирной таможенной организации. Для этого ФТС целесообразно разработать и принять нормативные правовые акты для внедрения единых стандартов и регламентов таможенного администрирования, соответствующих международным нормам с целью повышения эффективности деятельности участников ВЭД.

Кроме того, следует отметить, что эффективность таможенных органов в работе с участниками ВЭД может значительно повысится, в том числе будет достигнута существенная экономия времени на оформление таможенных документов после того, когда в полном объеме вступит в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, будут регламентированы стандартные перечни общих процессов согласно Решению Коллегии ЕЭК от 12.11.2014 № 260, позволяющие обеспечить функционирование в таможенной сфере режима «одного окна». В этой связи норма «таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах» (статья 179 ТК ТС) должна быть заменена федеральным законодателем нормой «таможенное декларирование товаров производится в электронной форме» и лишь в ряде случаев «может производиться в письменной форме».

Кроме того, переход РФ на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции РФ в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм ВЭД требует для совершенствования таможенной деятельности разработки стратегического документа на долгосрочную перспективу – Стратегии развития таможенной службы РФ на долгосрочную перспективу (на период до 2020 года).

3.3. Совершенствование организации деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности государства.

Анализ деятельности таможенных органов РФ осуществленный в рамках глав 1-2 настоящей дипломной работы показал, что для экономики РФ очень важна внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). В связи с этим исследованием деятельности таможенных органов я считаю, что основным направлением совершенствования их деятельности должно стать совершенствование механизма таможенного регулирования в обеспечении экономической безопасности РФ, включающее:

— минимизацию непосредственных контактов таможенных органов и участников ВЭД за счет таможенного декларирования товаров в центрах электронного декларирования, внедрения технологии удаленного выпуска товаров (принцип «одно окно»);

— сокращение требований к документальному подтверждению сведений, заявляемых участниками ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу, применение субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками несоблюдения таможенного законодательства, предполагающее создание системы категорирования участников ВЭД и дифференцированного подхода к выбору форм таможенного контроля как на этапе декларирования товаров, так и при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров;

— совершенствование механизма таможенного контроля после выпуска товаров путем: а) исключения дублирования функций между структурными таможенными подразделениями; б) совершенствования внутриведомственного и межведомственного взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными и налоговыми органами; в) унификации системы управления рисками и организации таможенного контроля после выпуска товаров в государствах — членах Евроазиатского экономического союза.

В этих целях должен быть: организован обмен информации по вопросам используемых индикаторов риска, критериев отбора участников ВЭД для проведения проверочных мероприятий; выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей, наиболее часто встречающихся нарушениях таможенного законодательства ТС. При этом реализация мероприятий совершенствования деятельности таможенных органов в вышеизложенных направлениях будет содействовать решению задач по выполнению обязательств, связанных с присоединением России к Киотской конвенции таможенным органам РФ, поскольку в их деятельности будут внедряться положительно зарекомендованные современные методы деятельности таможенных органов, в том числе контроль на основе управления рисками (делается, но не достаточно) и методов аудита, стандартизации и унификации таможенных процедур, современных информационно-коммуникационные технологий и так далее.

Кроме того, многие эксперты отмечают, что для совершенствования условий осуществления ВЭД в соответствии с принципами ВТО целесообразно сделать смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, что с 2015 г. таможенные органы начали применять, но при этом должен быть сохранен высокий уровень и эффективность таможенного контроля. Для этого предлагается использовать алгоритм процедуры отложенного определения таможенной стоимости (алгоритм Н.Н. Котлярова).

Кроме того, в целях оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности, связанного с вопросом использования при исчислении таможенных платежей цен внешнеторговых сделок между взаимосвязанными лицами, целесообразно предусмотреть возможность вынесения таможенными органами предварительных решений о таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров, с учетом положительно зарекомендовавшей себя практики заключения соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами для целей налогообложения.

Одновременно следует акцентировать внимание на том факте, что в настоящее время эффективность деятельности таможенных органов, оценивается преимущественно исходя из оценки выполнения ими фискальных функций. При этом на практике применяется разработанная ФТС РФ методика оценки эффективности применения форм таможенного контроля, основанная на экспертном методе, предусматривающая применение весовых коэффициентов по различным направлениям деятельности таможенных органов , в которой используются следующие показатели эффективности применения формы таможенного контроля, оцениваемые группой экспертов: экономический эффект от применения формы таможенного контроля за отчетный период; количество выявленных нарушений таможенных правил, которые повлекли заведение дел об административных правонарушениях за отчетный период; динамика изменения количества случаев применения формы таможенного контроля; промежуток времени, необходимый для применения формы таможенного контроля и др.

Применение данной методики позволяет обеспечить оптимизацию количества применяемых форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков на основе принципа выборочности, которая имеет и ряд недостатков. В связи с этим предлагается их устранить, в том числе: чрезмерную ориентацию показателей методики на выполнении фискальных функций таможенных органов, на основе чего делается недостаточно обоснованный метод об эффективности таможенной деятельности; отсутствие взаимосвязи между эффективностью функционирования таможен и эффективностью функционирования предпринимательских структур как участников ВЭД.

Таким образом, для совершенствования метода оценки эффективности деятельности таможенных органов целесообразно ориентировать не только на выполнение фискальных функций, но и на успешное выполнение всех функций, составляющих миссию данной службы, в том числе рост качества оказанных услуг, направленных на создание условий для успешного функционирования предпринимательских структур, участвующих во ВЭД.

Кроме того, учитывая зарубежный опыт, предлагается нормативными правовыми актами закрепить механизм оценивания уровня эффективности таможенной деятельности с точки зрения: демократичности и доступности, достижения высоких конечных результатов, а также уровня коррупции в рядах таможенных органов. При этом должна регламентироваться оценка эффективности управления, являющаяся главным индикатором в глазах мирового сообщества.

Проанализировав план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах РФ на 2014 – 2015 годы, отчеты кадровых служб таможенных органов за 2010-2015 годы, нормативные правовые акты, материалы о выявлении коррумпированных сотрудников таможенных органов, размещенные на сайте ФТС РФ, я как автор настоящей дипломной работы считаю целесообразным:

— на этапе отбора кадров и формирования резерва кадров с помощь современных кадровых технологий выявлять мотивацию выбора места работы с помощь специальных психологических тестов или технологии полиграф, что даст возможность своевременного выявления и не допущения к службе в таможенных органах тех, кто склонен к использовать служебное положение в собственных интересах, в ущерб национальной безопасности страны;

— кадровой службе ФТС РФ разработать и внедрить модели компетентности, на основе которых должна строиться работа в плане развития трудового потенциала таможенных органов, в том числе с использованием их при аттестации сотрудников (на предмет соответствия), а также в развитии карьеры сотрудников таможенных органов.

— кадровым службам более тесно сотрудничать с учебными заведениями, осуществляющими профессиональную подготовку специалистов в сфере таможенной деятельности и организации ВЭД для их подготовки в соответствие с требованиями Федерального государственного стандарта в отношении выпуска специалистов с высоким уровнем компетентности, соответствующей модели компетентности, разработанной кадровой службой ФТС РФ. При этом совершенствование организации деятельность таможенных органов должно осуществляться таким образом, чтобы она в полной мере соответствовала законодательно закрепленным принципах, лежащим в ее основе.

Таким образом, на основании исследований в рамках главы 3 было установлено, что в современных условиях таможенные органы оказались в сложной ситуации: с одной стороны, они должны обеспечивать экономическую безопасность страны, в первую очередь, оказывая эффективное противодействие угрозам экономической безопасности РФ в сфере внешней торговли, решая социально-экономические задачи, а с другой должны создавать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

При этом анализ деятельности таможенных органов и в частности результаты судебных решений показывают, что на эффективность таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности влияет ряд проблем, в числе которых:

— несовершенство нормативной правовой базы, в том числе: позволяющей различное толкование положений нормативных правовых актов таможенных органов, судами и членами ВЭД; не законченная в полной мере гармонизация и унификация законодательства для деятельности в рамках Евроазиатского экономического союза, ВТО и Всемирной таможенной организации; не найден оптимальный размер таможенных тарифов и т.д.;

— несовершенством самой системы таможенного администрирования, не обеспечивающей, в том числе эффективность таможенного контроля;

— недостаточный уровень компетентности служащих таможенных органов и их высокий уровень коррупции.

Совершенствование правовой базы, регламентирующей деятельность таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности России предлагается осуществлять в следующих направлениях:

— гармонизация и унификация законодательства, необходимая для деятельности в рамках Евроазиатского экономического союза, ВТО и Всемирной таможенной организации;

— установление основных принципов правового регулирования в сфере внешней торговли и единообразного терминологического аппарата;

— дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего транзит;

— дальнейшее развитие системы администрирования таможенных органов.

При этом основными направлениями совершенствования деятельности таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности РФ, должно стать совершенствование механизма таможенного регулирования, включающее:

— минимизацию непосредственных контактов таможенных органов и участников ВЭД, а также сокращение требований к документальному подтверждению сведений, заявляемых участниками ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу, применение субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками несоблюдения таможенного законодательства, предполагающее создание системы категорирования участников ВЭД и дифференцированного подхода к выбору форм таможенного контроля как на этапе декларирования товаров, так и при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров;

— совершенствование механизма таможенного контроля после выпуска товаров путем:

а) исключения дублирования функций между структурными таможенными подразделениями;

б) совершенствования внутриведомственного и межведомственного взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными и налоговыми органами;

в) унификации системы управления рисками и организации таможен-ного контроля после выпуска товаров в государствах — членах Евроазиатского экономического союза.; выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей, наиболее часто встречающихся нарушениях таможенного законодательства ТС;

г) смещения акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, в том числе с использованием алгоритма процедуры отложенного определения таможенной стоимости;

д) использования при исчислении таможенных платежей цен внешнеторговых сделок между взаимосвязанными лицами с использованием возможности вынесения таможенными органами предварительных решений о таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров, с учетом положительного опыта заключения соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами для налогообложения;

ж) повышения эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств посредством развития экспертно-криминалистической службы, совершенствование ее методической и материально-технической базы, внедрение новых экспертно-исследовательских технологий;

з) использования в кадровой работе: на этапе подбора кадров и формирования резерва кадров таможенных органов современной технологии полиграфа и психологических специальных тестов для выявления лиц склонных к коррупции;;

е) взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами, совершенствование порядка информирования и консультирования участников ВЭД по вопросам таможенного дела и дальнейшее развитие партнерских взаимоотношений с ними и т.д.

 

Заключение

В рамках настоящего дипломного проекта для достижения поставленной цели был разрешен ряд задач, в процессе которого установлено следующее.

1. Неотъемлемой частью экономической системы страны является экономическая безопасность. В тоже время она является и наиболее важной частью структуры национальной безопасности страны. На основе анализа различных точек зрения ученых можно сделать вывод, что экономическая безопасность определяется такое состояние экономики, при котором обеспечивается: достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях от внешних и внутренних угроз.

Угрозы экономической безопасности могут быть классифицированы с позиций: масштаба; места нахождения угроз (внутренние и внешние); вероят-ности и времени реализации; характера возникновения (субъективные и объективные); вида (прямые или косвенные); формы воздействия, а механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой систему организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.

2. Таможенные органы являются одним из государственных институтов, приоритетной задачей которых является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Они выступают в роли одного из основных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа. Таможенные органы реализуют свою деятельность в соответствие с законодательно закрепленными экономическими, регулятивными и правоохранительными целями таможенной деятельности. Их деятельность в данной сфере осуществляется на основе международных, федеральных и ведомственных нормативных правовых актов, наиболее значимые из которых: ТК ТС; Федеральные законы: «О таможенном тарифе»; «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время происходит гармонизация и унификация российского законодательства в данной сфере в связи с необходимостью интеграцией РФ в международное экономическое пространство в рамках ее членства Всемирной торговой организации, члена ЕАЭС, а также члена Всемирной таможенной организации. Кроме того, происходит совершенствование нормативного правового регулирования в целях совершенствования понятийного аппарата в сфере таможенного дела и создания условий для развития экономики России.

3. Таможенные органы являются государственными исполнительными органами власти. В их структуру входит ФТС; региональные таможенные управления; 89 таможень, 10 из которых подчинены ФТС, а 79, вышеуказанным управлениям. Все таможни в свою очередь имеют 552 таможенных поста; Российская таможенная академия; ведомственные медицинские и оздоровительные учреждения; представительства (представители) таможенной службы за рубежом; ГУП.

Таможенные органы играют значимую роль в обеспечении экономической безопасности России, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью. Одновременно таможенные органы выступают в роли одного из основных механизмов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа.

В 2015 г. в ходе таможенной деятельности было выявлено 1488 эконо-мических преступлений, проведено 4782 таможенные проверки, по результа-там которых было возбуждено 3497 дел об АП и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1 млрд. рублей. Наибольшее по количеству уголовных дел возбуждено таможенными органами в отношении конкретных лиц: за уклонение от уплаты таможенных платежей (56,97%); за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (13,85)%; за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (7,25%); контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий (2,06%).

4. Основными направлениями деятельности таможенных органов в отражении экономических угроз национальной безопасности современного российского государства являются тарифное и нетарифное таможенное регулирования внешнеторговой деятельности. При этом суть тарифного регулирования заключается в том, что регулирование импорта и экспорта осуществляется посредством механизма ценообразования, а его основными задачами являются: поддержка конкурентоспособности продукции российских предприятий на внутреннем рынке; повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики; поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств; повышение конкурентоспособности российского экспорта.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

5. О значимости тарифного таможенного регулирования внешнеторговой деятельности можно судить по тому факту, что оно обеспечивает до 50 % поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (в 2015 г. 48%).

6. Нетарифные меры прямо ограничивают право продавцов и покупателей или лишая их права выбора. Цели нетарифного регулирования: защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной продукции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировое хозяйство; обеспечение продовольственной безопасности; продвижение российских товаров на мировой рынок; выполнение РФ международных обязательств поддержание платежного баланса и защита внешнего финансового положения и другие.

Самой распространенной мерой нетарифных ограничений является количественные и качественные ограничения импорта и экспорта. На основе анализа нетарифного регулирования в 2015 г. можно сделать вывод, что самыми значимыми в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности были следующие направления; недопущение ввоза в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являлись государства, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению; предоставление преференций или принятие решения об отказе преференций; противодействия схемам незаконного вывода денежных средств из России путем оплаты ввозимых на ее территорию товаров, не облагаемых таможенными пошлинами и налогами, по намеренно завышенным ценам (предотвращен перевод денежных средств за товары, ввезенные в РФ по искусственно завышенным ценам, на сумму более 2,5 млрд. долларов США).

В рамках Главы 2 установлено, что значимым направлением деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в воздействии на всех участников ВЭД для соблюдения ими установленных таможенно-правовых норм.

7. Сегодня таможенные органы находятся в сложной ситуации, так как обязаны обеспечивать экономическую безопасность страны, оказывая эффективное противодействие угрозам экономической безопасности РФ в сфере внешней торговли, но при этом должны создавать и благоприятные условия для деятельности для торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Согласно проведенного анализа на эффективность деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности влияет ряд проблем, в том числе:

— несовершенство нормативной правовой базы, в том числе: позволяющей различное толкование положений нормативных правовых актов таможенными органами, судами и членами ВЭД; не законченная в полной мере гармонизация и унификация законодательства для деятельности в рамках Евроазиатского экономического союза, ВТО и Всемирной таможенной организации; отсутствие оптимального размера таможенного тарифа и т.д.;

— несовершенством системы таможенного администрирования, влияющее, в том числе на эффективность таможенного контроля;

— высокий уровень коррупции в рядах сотрудников таможенных органов и недостаточная их компетентность.

8. Совершенствование нормативного правового регламентирования в сфере обеспечения таможенных органов экономической безопасности России, учитывая анализ сложившейся ситуации, должно осуществляться в следующих направлениях:

— гармонизация и унификация законодательства, необходимая для деятельности в рамках ЕАЭС, ВТО и Всемирной таможенной организации;

— установление основных принципов правового регулирования в сфере внешней торговли и единообразного терминологического аппарата;

— дальнейшее совершенствование законодательства о транзите;

— дальнейшее развитие системы администрирования таможенных органов.

Совершенствование деятельности таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности РФ должно включать дальнейшее развитие системы администрирования таможенных органов, совершенствование механизма таможенного регулирования, включающие:

— минимизацию контактов таможенных органов и участников ВЭД через принцип «одного окна», а также сокращение требований к документальному подтверждению сведений, заявляемых участниками ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу, применение субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками несоблюдения таможенного законодательства, предполагающее создание системы категорирования участников ВЭД и дифференцированного подхода к выбору форм таможенного контроля на этапе декларирования товаров и при таможенном контроле после выпуска товаров;

— совершенствование механизма таможенного контроля после выпуска товаров путем:

а) исключения дублирования функций между структурными таможенными подразделениями;

б) совершенствования внутриведомственного и межведомственного взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными и налоговыми органами;

в) унификации системы управления рисками и организации таможенного контроля после выпуска товаров в государствах — членах ЕАЭС, для чего: организовать обмен информации по вопросам используемых индикаторов риска, критериев отбора участников ВЭД для проведения проверочных мероприятий; выявлять схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, наиболее часто встречающиеся нарушения таможенного законодательства ТС;

г) смещения акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, в том числе с использованием алгоритма процедуры отложенного определения таможенной стоимости;

д) использование при исчислении таможенных платежей цен внешне-торговых сделок между взаимосвязанными лицами с использованием возможности вынесения таможенными органами предварительных решений о таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров;

ж) развитие экспертно-криминалистической службы, совершенствуя ее методическую и материально-техническую базы, внедряя новые экспертно-исследовательские технологии;

з) использования в кадровой работе: на этапе подбора кадров и формирования резерва кадров таможенных органов современной технологии полиграфа и психологических специальных тестов для выявления лиц склонных к коррупции; развитие персонала таможенных органов в направлении повышения компетентности;

е) взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами, совершенствование порядка информирования и консультирования участников ВЭД по вопросам таможенного дела и дальнейшее развитие партнерских взаимоотношений с ними и т.д..

Научно-практическая и теоретическая значимость настоящей дипломной работы обусловлена острой актуальностью ее темы, а ее практическая значимость заключается в возможности использовать предложения автора для совершенствования деятельности таможенных органов РФ в сфере обеспечения экономической безопасности России.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в настоящей дипломной работе задачи разрешены и ее цель достигнута.


Страницы:   1   2   3   4