Вид работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
Тема: Роль транспорта в деятельности предприятия
ВУЗ: ФГБОУ ВО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИЗОП
Кафедра экономики
ВВЕДЕНИЕ
Сеть автомобильных дорог — важнейший элемент экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием перехода к экономическому росту, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Автомобильные дороги являются важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры.
За последние 20 лет число населенных пунктов сократилось с 200 до 148 тыс., или более чем на четверть. Главная причина — отсутствие подъездных автодорог. С исчезновением населенных пунктов забрасываются или резко теряют продуктивность прилегающие сельхозугодья, что является одной из причин деградации агропромышленного комплекса.
Неудовлетворительная транспортная доступность части территории и низкое качество автомобильных дорог являются причиной целого ряда негативных социальных последствий, включая:
– сдерживание развития культуры и образования в труднодоступных районах;
– сокращение количества свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам и т.д.;
– снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и доходов работников, занятых в сельском хозяйстве;
– увеличение вредных выхлопов и шумового воздействия от автомобилей из-за низкого качества автомобильных дорог.
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2016 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в России составила 1 480 800,1 км, из них более 20% (256 686,5 км) приходится на Сибирский федеральный округ.
Разветвленная сеть автомобильных дорог высокого качества, способствует созданию условий для развития экономики и национальных ресурсов, повышения культурного уровня жизни и деловой активности населения, созданию новых рабочих мест. Дорожное строительство невозможно без транспортного обслуживания, в котором значительная доля приходится на автомобильный транспорт. Учитывая объемы строительства автодорог, можно говорить об организации логистического подхода при транспортном обслуживании дорожно-строительных работ как одной из перспективных сфер деятельности.
Технологические особенности дорожного строительства, необходимость обеспечения согласованных действий большого числа участников строительных работ и требования точности в определении сроков, места доставки и количества перевозимых грузов затрудняют применение традиционных методов управления к перевозкам дорожно-строительных грузов и позволяют рассматривать строительство автодороги как объект для приложения логистики.
Анализ литературы по проблемам транспортной логистики показал, что при распределительных перевозках рассматриваются два-три вида грузообра-зующих объектов, на которых формируются отправки, как правило, штучных грузов; некоторые модели доставки грузов имеют допущения, затрудняющие применение модели на практике, ряд подходов представляет собой иллюстрацию какого-либо примера; все модели учитывают, что отправители и получатели грузов имеют постоянное местоположение. Все это говорит о том, что из-за особенностей транспортного обслуживания дорожного строительства потребуется либо корректировка существующих моделей, либо разработка новых, адекватно отражающих особенности логистики при строительстве автодорог. Это позволяет говорить об актуальности совершенствования методической базы перевозок дорожно-строительных грузов с применением логистического подхода.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается проблема эффективного использования транспортной деятельности организации дорожно-строительного направления. Яркий представитель отрасли — ОАО «Новосибирскавтодор» — одна из ведущих дорожно-строительных компаний, осуществляющая свою деятельность за Уралом, которая оказывает весь спектр услуг по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений. Компания, созданная в 1995 году, имеет 14 филиалов, расположенных в Сибирском федеральном округе. Один из этих филиалов – Дорожно-Строительное Управление (ДСУ) – и будет являться объектом нашего исследования. Предмет исследования – эффективность транспортной деятельности ДСУ с точки зрения экономики. Целью поставлено достижение положительного эффекта при внедрении методов оптимизации перевозок.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить роль транспортной деятельности в жизни организации, оценить её действующую эффективность;
- проанализировать хозяйственную деятельность предприятия;
- разработать предложения по повышению эффективности транспортной деятельности компании;
- обосновать экономическую эффективность при внедрении разработанных предложений.
В процессе выполнения задач были использованы теорико-методологические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, логистики и экономики дорожно-строительной отрасли. Практическую значимость для организации составляет оптимизация затрат, что в свою очередь приводит к повышению экономической эффективности. Научная же значимость исследования являет собой исследование результатов применения логистического подхода к транспортной деятельности предприятий дорожно-строительной отрасли.
Роль транспорта в деятельности предприятия
Транспорт является одной из важнейших частей производственной инфраструктуры нашей страны. Он удовлетворяет необходимость перемещения грузов и пассажиров, создает рабочие места, существенно влияет на расширение торговли, являясь потребителем продукции ряда других, взаимосвязанных между собой отраслей промышленности: машиностроения, топливоэнергетики, металлургии и многих других. Транспорт является неотъемлемой частью автодорожного комплекса, под которым мы понимаем совокупность автомобильных дорог, автотранспортных средств, складских, терминальных, погрузочно-разгрузочных и прочих сооружений, задействованных для перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Одними из основных составляющих автодорожного комплекса является подвижной состав и автомобильные дороги.
Обслуживающей системой, обеспечивающей возможность непрерывного функционирования автодорожного комплекса и включающей в себя обследования, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог общего пользования, а так же подготовку кадров, проведение научных исследований, ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов является дорожное хозяйство.
Выполнение строительно-монтажных работ в всегда неразрывно связано с потреблением, а значит, и с перемещением значительного количества грузов. Транспорт же является связующим звеном между объектом строительства и поставщиками материалов, конструкций, деталей, оборудования, и от его четкой работы во многом зависит результат деятельности строительной организации.
Ключевая роль транспортировки в дорожно-строительной организации объясняется не только большой долей транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных микрологистических систем предприятия. Роль транспортировки в дорожном управлении настолько велика, что вопросы, относящиеся к этой логистической активности, выделены в отдельную дисциплину – транспортную логистику
При применении логистического менеджмента, на предприятии дорожно-строительного комплекса управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
- выбор способа транспортировки;
- выбор типа транспорта;
- выбор транспортного средства;
- выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;
- оптимизация параметров транспортного процесса.
Исследуемое нами предприятие имеет собственный автопарк, состоящий из различных типов подвижного состава, предназначенный для нужд производства. Исходя из этого, вопрос выбора способа транспортировки практически не рассматривается — абсолютное большинство материалов для строительства автодорог перевозится к строительному участку именно автомобильным транспортом разнообразной специализации. При выборе транспортного средства учитывается номенклатура груза, к примеру: автомобили-самосвалы задействованы для перевозки инертных материалов, седельные тягачи с полуприцепами-тралами для перевозки дорожно-строительной техники и крупногабаритных грузов, автогудронаторы для транспортирования и распределения жидких битумных материалов и т.п. Перевозчиком при произведении строительных работ является само же предприятие.
Важнейшей характеристикой, определяющей состояние производственно-технической базы, является структура основных производственных фондов предприятия. Основные фонды транспорта – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа. Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов. Основные средства – это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении [4].
По данным бухгалтерского баланса компании ОАО «Новосибирскавтодор» за 2013-2015 года, чьим филиалом является рассматриваемый нами объект исследования ДСУ, доля транспортных средств в основных средствах компании составляет от 18 до 23 процентов, что в масштабах организации играет весьма немаловажную роль (Таблица 1).
Перевозка материалов для строительства производится, в абсолютном большинстве случаев, автомобильным транспортом. Преимущества автомобильного транспорта:
- большая гибкость, подвижность и маневренность в работе, позволяющая наиболее полно извлекать полезные ископаемые, производить разработку залежей неправильного контура, дорабатывать экскаваторные заходки;
- допустимость уклонов дорог при выездах из карьеров: в грузовом направлении 7-10%, в порожняковом до 12-15%, т.е. в 2,5-3 раза больше, чем при железнодорожном транспорте;
- возможность сокращения длины заездов в карьер и общей длины перевозки по сравнению с железнодорожным транспортом в 2-2,5 раза, за счет больших уклонов и меньших радиусов закруглений дорожных трасс;
- меньшая, примерно в 1,5-2 раза, трудоемкость устройства и перемещения дорожных трасс по сравнению с железнодорожными путями;
- снижение капитальных затрат на строительство карьеров на 20-25% по сравнению с затратами при строительстве карьеров с железнодорожным транспортом за счет сокращения объемов горнокапитальных работ;
- увеличение производительности экскаваторов на 20-25% по сравнению с производительностью железнодорожного транспорта, благодаря значительному сокращению простоев экскаватора из-за ожидания подачи транспортных средств и производства маневров;
- возможность легко и быстро переносить места погрузки в карьере;
- отсутствие зависимости работы всего карьера от аварий с одним из транспортных агрегатов, работающих в карьере или на данном участе выполнения работ;
- простота устройств для хранения автомобилей, особенно в период строительства карьеров, когда предоставляется возможность ограничиться открытыми стоянками и прочее [6].
Парк машин и механизмов ОАО «Новосибирскавтодор» насчитывает более 3000 единиц. В машинном парке компании присутствует техника таких производителей с мировым именем как Wirtgen, Ermont, Ammann, Bomag, Titan, Vogele, Hitachi. Компания продолжает начатую несколько лет назад целенаправленную работу по повышению качества выполняемых работ.
Рассмотрим подвижной состав предприятия. Дорожно-строительное управление ОАО «Новосибирскавтодор» является одним из самых крупных филиалов компании, на 31 декабря 2015 года парк автотранспорта и дорожно-строительной техники насчитывает более двухсот единиц, включая следующие:
- девять автобусов марок ГАЗ, Нефаз, ПАЗ, УАЗ и Toyota;
- четыре автогудронатора на базе КамАЗ и ЗИЛ;
- два автокрана на базе КамАЗ;
- семь грузовых бортовых автомобилей отечественных и зарубежных марок;
- два грузовых фургона на базе ГАЗ и КамАЗ;
- четыре грузовых бортовых автомобиля с краном манипулятором марок Daewoo, Hyundai, Isuzu;
- шесть грузопассажирских автомобилей марок ГАЗ, УАЗ;
- четыре машины комбинированных уборочных на базе КамАЗ и ЗИЛ;
- девятнадцать легковых автомобилей отечественных и зарубежных марок;
- восемнадцать автомобилей самосвалов марок КамАЗ, МАЗ;
- пять топливозаправщиков на базе ГАЗ, КамАЗ;
- шесть седельных тягачей марок КамАЗ, MAN, один гусеничный тягач ГАЗ 71.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


