Меню Услуги

Совершенствование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.2. Направление оптимизации налоговой нагрузки

Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы — это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены, ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя. Это налоги уплачиваемые, как отчисления от оборота и имущественные налоги. В проекте Налогового кодекса некоторые из этих налогов прекращают свое существование (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, сбор на нужды образовательных учреждений и др.), но резко возрастает роль еще более трудных «имущественных» налогов.[18, 5]

История налогов стара как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты. Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности. Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов. Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.
Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. Цели налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени. Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими. Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или прошествии налогового периода, а до этого. Внешнее и внутреннее налоговое планирование. Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.[14]

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня — позволяет экономить на прямых налогах. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (оффшор). При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным. [19, 10]

И, наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку существуют различные льготы, относящиеся к части налогов, устанавливаемых на уровне местных субъектов власти.

Внутреннее планирование: Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем, можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения. Общие методы внутреннего планирования.

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств, представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество. Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков. Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы. Некоторые льготы, казалось бы, не относящиеся к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число льготников по формальным причинам. Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Специальные методы налоговой оптимизации:
Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях. [11]

Метод замены отношений основывается на много вариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект, вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения. Метод разделения отклонений базируется на методе заменыВ данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата. Метод отсрочки налогового платежа: основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий. Это позволит существенно сэкономить оборотные средства. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя. Налоговая нагрузка может регулироваться с помощью методов государственного управления. Например, снижая налоговое бремя на прирост капитала, государство создает благоприятные условия для быстрейшего развития таких субъектов. На уровне государства налоговая нагрузка также исчисляется по принципу конкретного субъекта хозяйствования. Однако в этом случае речь идет о доходах бюджета в виде налоговых и неналоговых поступлений, а объем реализации представлен объемами товарооборота по статистическим данным.

3.3. Тенденции совершенствования администрирования налогов

Одним из резервов повышения качества налоговой системы является более эффективное администрирование налогов.

Совершенствование налогового администрирования включает и изменения законодательства, и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появлении реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения. Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой. При том, что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание.

Общее направление совершенствования администрирования доходов бюджетной системы определяется Министерством финансов РФ, в ведении которого находятся Федеральная налоговая служба и Федеральное казначейство. Администрирование налоговых платежей должно исходить из минимизации связанных с ним издержек хозяйства за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения неопределенности, пробелов и внутренних противоречий налогового законодательства, регламентации, повышения прозрачности, упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Решение задачи повышения собираемости налогов обеспечивается как регулированием налоговой системы, так и администрированием налоговых отношений.[50]

В соответствии с определенными Президентом Российской Федерации целями и задачами налоговая политика должна быть направлена не только на решение задачи обеспечения необходимого уровня доходов бюджетной системы, но и учет иных приоритетов развития Российской Федерации.

Рассматривается два крупных направления, такие, как совершенствование налогового контроля над использованием трансфертных цен в целях налогообложения и введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков. И особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп.

В период 2011-2013 годов осуществлялся ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— упорядочение осуществления налоговыми органами контроля исполнения кредитными организациями, иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;

— улучшение качества и обеспечение действенности налогового контроля, в том числе в отношении крупного бизнеса, российских, иностранных организаций — участников транснациональных образований и иностранных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации;

— урегулирование в Кодексе порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств.

В целях совершенствования администрирования должна быть продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками («электронных сервисов»), интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей и т.д.

Это обеспечит прозрачность расчета налоговых обязательств, позволит повысить лояльность налогоплательщиков и в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений.

Использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, в целом положительно скажется на эффективности администрирования НДС.

С внедрением электронного документооборота счетов-фактур представляется возможной интеграция автоматизированных систем управления деятельностью организаций и системы электронного документооборота счетов-фактур. Это послужит мощным стимулом к максимально широкому использованию в электронном виде других документов, на основании которых базируется бухгалтерский, налоговый и финансовый учет. [11, 100]

Регулятивная детальность Минфина РФ при решении задачи повышения собираемости налогов будет направлена на ликвидацию пробелов, создающих возможности ухода от налогообложения, снижение рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства, четкое разграничение правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов, сближение систем налогового и бухгалтерского учета, сближение налоговой базы, указанной в декларациях налогоплательщиков, с налоговой базой, рассчитанной по уровню экономической активности, упрощение процедуры государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.

Другим актуальным направлением повышения эффективности администрирования бюджетных доходов, которое находится под контролем Министерства финансов РФ и подведомственных ему федеральных служб, является обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки. Это решается стабильностью налогового законодательства, предсказуемостью и открытостью подготовки предложений по его совершенствованию, участием Минфина РФ в подготовке проектов федеральных законов и нормативных актов правительства по вопросам налоговой политики и налогового администрирования, координацией деятельности ведомств и служб экономического блока, анализом и прогнозированием налоговой нагрузки на функционирование отраслей экономики. При этом необходимо снижать издержки, связанные с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства. Налоговое администрирование не должно являться барьером для развития предпринимательской деятельности. Конечным результатом решения данной задачи должно стать увеличение доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов.[11, 101]

При этом регулятивная и административная деятельность Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы ориентирована непосредственно на экономические субъекты. Исходя из этого в качестве индикаторов, для достижения цели могут использоваться результаты опросов, в частности рост доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих налоговое регулирование и администрирование.

Повышению эффективности бюджетно-налогового администрирования способствует формирование более благоприятного макроэкономического климата в стране: преодоление кризиса, снижение инфляционного уровня, повышение насыщения экономического оборота денежной массой, ослабление негативного влияния налоговой системы на экономический рост и инвестиционную активность, постепенное развитие финансовых и правовых инструментов, способствующих легализации доходов предпринимателей и выплаты заработной платы без «черной кассы» и т.д.

Конкретные направления повышения эффективности бюджетно-налогового администрирования разрабатываются и реализуются в отношении отдельных налогов и в их взаимосвязи и зависимости с целью увеличения доходного потенциала и оптимизации налоговой нагрузки на экономику с учетом отраслевой специфики.

Важным резервом является использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. Ближайшая задача — модернизация данных ресурсов, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения предварительного анализа, взаимосвязей ресурсов между собой.

Деятельность ФНС России в сфере регистрации в значительной степени ограничена. Это касается:

  • перечня оснований для отказа в государственной регистрации:
  • возможности проверки представляемых, в ходе регистрации сведений:
  • отсутствия ответственности за представление ложных сведений и ответственности банков за открытие счетов по фиктивным документам.[50]

Кроме того, недоработан механизм исключения из государственных реестров фактически не действующих субъектов предпринимательства. Недостатки законодательства создают почву для действий, направленных как на уклонение от уплаты налогов путем создания фирм-однодневок, так и для рейдерства — процесса завладения чужой собственностью. А в реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически уже не существует.

Поскольку вопросы изменения законодательства до сих пор не урегулированы. ФНС России необходимо улучшить работу в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Во-первых, в целях обеспечения полноты и актуальности сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов, следует повысить эффективность количественного и качественного анализа такой информации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Во-вторых, продолжить деятельность по исключению недействующих юридических лиц из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре. Активизировать работу с учредителями и руководителями организаций, долгое время не отчитывающихся и имеющих задолженность.

Особое внимание необходимо уделять повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Так, уже сегодня на всей территории РФ налоговые органы используют единый программный комплекс «Система электронной обработки данных» (ЭОД), с помощью которого обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Все это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. Однако на сегодняшний день архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечивает в полной мере соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования. Информационные ресурсы не используются комплексно, содержат дублирующую и даже ошибочную информацию.[16, 110]

Должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур.

Необходимо узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное требование» и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам — физическим лицам необходимо предоставить возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы. Интернет и с использованием мобильной связи.

Перед Федеральной налоговой службой стоит задача создать «налоговый автомат» — систему автоматического начисления налогов на основе поданных через интернет деклараций, при которой декларации будут обрабатываться автоматически. И так же автоматически, без участия человека, будут начисляться некоторые виды налогов.

Кроме того, необходимо создать специализированные Центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

Итак, при внедрении новых, передовых технологий налоговая система России обязана решать главную задачу — обеспечивать доходы бюджетов разных уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

В сфере налогового администрирования необходимо:

  • упрощение системы бухгалтерского учета, переходу от ежеквартальной отчетности к «ежегодной»; законодательно ввести принцип «одного окна» для налоговой отчетности.
  • упрощение процедуры администрирования и уплаты налогов и сборов (взносов) для субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы;
  • искоренить практику, когда приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке используется налоговыми органами без установления налоговой проверкой факта налоговой задолженности;
  • законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства РФ о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.
  • снизить издержки налогоплательщиков на обслуживание налоговых органов;
  • упростить процедуры обжалования решений и действий налоговых органов.

Таким образом, подытоживая сказанное, необходимо, чтобы налоговое администрирование, стало реальным инструментом реализации бюджетной и налоговой политики. Оно способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

— налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов;

— эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков;

— эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу;

— существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, при этом наличие резервов совершенствования — наше конкурентное преимущество перед развитыми странами.[16, 115]

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была так же адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль над поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ; обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств; обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях; и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

  • обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль над их деятельностью – это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;
  • налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;
  • при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;
  • главная задача налоговой политики – это повышение уровня жизни населения страны.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

Цель налоговой системы: создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д. Роль системы налогообложения — проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII веке Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков; принцип не дискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.// Правовая система Консультант Плюс
  2. Федеральный Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1// Правовая система Консультант Плюс
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53// Правовая система Консультант Плюс
  4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2009 по делу N А05-11984/2008// Правовая система Консультант Плюс
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П// Правовая система Консультант Плюс
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ // Правовая система Консультант Плюс
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31.06.2008 г. № 146-ФЗ // Правовая система Консультант Плюс
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Правовая система Консультант Плюс

Книги, монографии, учебники, статьи

  1. Аносов В.А. Неправомерное возмещение НДС: факты, проблемы, решения. Обзор выступлений на заседании Налогового клуба / В.А. Аносов // Ваш налоговый адвокат. – 2012. – № 2.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: – М.: ИНФРА-М, 2013. – 317 с.
  3. Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб., 2012. с.97-105
  4. «Деловые вести Ярославии» N12/2013-N1/2014.
  5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник – М.: Дело, 2011. – с. 40
  6. О доходных составляющих федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (Ю.М. Лермонтов, «Налоговый вестник», N 12, декабрь 2014г.)
  7. Основы налогового права: Учеб. пособие / Под ред. Н.П. Кучерявенко. СПб, 2013. С123-154
  8. Сапожков А.В. Реформа налога на добавленную стоимость / А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2013. № 3. С. 101-120.
  9. Сапожков А.В. Замена НДС налогом с продаж: «за» и «против» / А.В. Сапожков // Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях. – 2013. – № 4.
  10. Семкина Т.И. О теории и практике взимания НДС / Т.И. Семкина // Налоговый вестник. – 2014. – № 7
  11. Тишина Е. Что делать с НДС / Е. Тишина // Российский налоговый курьер. – 2014. – № 19.
  12. Томаров В. В. Местные налоги: правовое регулирование. М., 2012. с.85
  13. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2011.
  14. Худяков А. И. Налоговое право, 2012. С.57-85
  15. Черник Д. Г. Проблемы налогообложения на современном этапе // Налоги в рыночной экономике. М., 2011. С.316
  16. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. – 2012. — № 3. – с. 23-31
  17. Итоги работы налоговой службы в 2014и задачах по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в 2015 году // http://www.nalog.ru
  18. Информация о поступлении налогов и сборов в федеральный бюджет за 2015 // http://www.nalog.ru
  19. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, http://www.eg-online.ru/information/report/
  20. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России // «Налоги и налогообложение»  № 3, 2012.
  21. Мишустин М.В. Развитие российской налоговой системы: прошлое, настоящее и будущее. // Российский налоговый курьер, № 13-14, 2013.
  22. Прудиус Е.В. Проблемы совершенствования налоговой системы России //Налоги и финансовое право. 2014. № 2. С. 209 — 213.
  23. Прудиус Е.В. Проблемы современного состояния налоговой сферы. // Налоги и финансовое право. 2011. № 10. С. 264 — 269.
  24. Прудиус Е.В. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства. //Актуальные проблемы российского права. 2013. № 2. С. 125 — 132.
  25. Шевцова Т. В. Налоговое администрирование. Из первых уст // Российский налоговый курьер, 2012.- №17.
  26. Шаронина Т.Н., Смагина М.Н. Налоговые расчёты: методические указания / сост.: Т.Н. Шаронина, М.Н. Смагина. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2015. — 112 с.
  27. Шаронина Т.Н. Налоговый учет: учебное пособие. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2014. — 60 с.
  28. Шимширт Н.Д. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие. — Томск: ТГУ, 2015. — 42 с.
  29. Шмелёва Н.Б. Учёт и аудит расчётов по налогам и сборам: Учебно-методический комплекс по дисциплине (специальность 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ, аудит»). — Самара: СИ РГТЭУ, 2015. — 318 с.
  30. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения: Учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2014. — 175 с.
  31. Хантаева Н.Л. Налоговая система России: Учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2015. – 120 с.
  32. Юткина Т. Ф . Налоговедение: от реформы к реформе. — М., 2013. – 240 с.
  33. Яров Б.Е. Налоговый учёт: Учебное пособие. — Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2015 — 204 с.

Интернет-источники

  1. www.еvеnts.vеdоmоsti.ru;
  2. http://dit.perm.ru/ARTICLES/NALOG/data/030301.htm;
  3. www.nalog.ru;
  4. www.tахрrаvо.ru;
  5. www.proflit.ru;
  6. www.rnk.ru;
  7. http://www.eg-online.ru/infоrmatiоn/reрort;
  8. http://www.minfin.ru;
  9. http://www.nalog.ru/nal_statistik/analitika/budjet_fed/.

Страницы:   1   2   3