Заключение
В настоящее время в психологии существует большое количество подходов и определений понятия «саморегуляция».
Саморегуляция обозначает направленность действия на того, кто его производит. Объектом регуляции для человека в данном случае являются его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства). Именно когда человек регулирует собственную психическую сферу, мы имеем дело с саморегуляцией.
В онтогенезе саморегуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность. Саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. И в этом возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение.
Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции.
Для реализации этого необходимо, чтобы ребенок был мотивирован к школьному обучению. Хорошо адаптированный школьник положительно относится к учению, имеет высокие показатели уровня саморегуляции, которые являются фактором, обеспечивающим успешное усвоение школьной программы.
Результаты диагностики показали, что адаптированные к школьному обучению учащиеся имеют высокие показатели саморегуляции, тревожные и эмоционально неустойчивые учащиеся с низкой степенью адаптации имеют низкие показатели саморегуляции. Они не умеют контролировать и оценивать свою деятельность.
Таким образом, гипотеза, положенная в основу исследования: можно предположить, что между показателями саморегуляции младших школьников и адаптацией к школьному обучению существует взаимосвязь. Так легко адаптируемые младшие школьники имеют высокие показатели саморегуляции, и наоборот, младшие школьники, имеющие высокие показатели саморегуляции, легко адаптируются к школьному обучению, подтвердилась в ходе исследования.
Список использованной литературы
- Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М.: Наука,1982. 188 с.
- Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: Электронный ресурс. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/ (Дата обращения: 10. 09. 2016).
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. М.: Наука, 2008. 290 с.
- Артюхова И.А. В первом классе – без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
- Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу: знаете ли вы своего ученика? М.: Академия, 1996. 232 с.
- Бехтер Т.С., Жарикова Л.И. Группа кратковременного пребывания как форма адаптации ребенка к учебной деятельности / Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сборник научных статей / под ред. Л.С. Колмогоровой. Барнаул: АлтГПА, 2010. 516 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. 68 с.
- Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2009. № 2. С. 25 – 28.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Т. 3. JI.: ЛГУ, 1981. 326 с.
- Воробьёва Е. Адаптация учащихся: Методическая копилка // Школьный психолог. 2005. № 18. С. 27 – 38.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 356 с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Издательство Московского университета, 1974. 102 с.
- Герц Е.Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов // Завуч начальной школы. 2008. № 4. С. 59 – 66.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1996. 496 с.
- Иванова И.А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. 2015. № 4 (34). С.141 – 143.
- Кирпичёв В.И. Адаптация ребёнка к школе. М.: ВЛАДОС, 2002. 136 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.
- Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. М: Знание, 1997. 300 с.
- Круглова Н.Ф. Регуляторно-когнитивный аспект повышения эффективности учебной деятельности младших школьников // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО, 2006. 298 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Лабиринт, 2003. 298 с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2004. 320 с.
- Мануйленко З.М. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. М.: Знание, 2005. 128 с.
- Маркович Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Пачатковая школа. 2009. № 7. С. 18 – 22.
- Миславский Ю.Н. Саморегуляция и активности личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 151 с.
- Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. В 2 ч. Ч.1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
- Первые дни ребёнка в школе. Советы психолога: Адаптация и дезадаптация / Готовимся к школе. М.: Просвещение, 2010. 294 с.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. 368 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассника / сост. Л. Н. Румянцева. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2012. 136 с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 2008. 440 с.
- Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. Томск: Пеленг, 1997. 288 с.
- Росина Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: дисс. … канд. психол. наук. Н.Новгород, 1998. 150 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Середенко П.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Южно-Сахалинск, 2008. 48 с.
- Середенко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 188 с.
- Сипачев Н.О. Особенности становления произвольной саморегуляции в дошкольном и младшем школьном возрасте // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО, 2006. 418 с.
- Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 47 – 53.
- Тест простых поручений по прямоугольникам / Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: [учебное пособие] / Ред. В.Д. Шадриков. М.: Академический проект: Альма Матер, 2009. 424 с.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М.: Мысль, 1982. 228 с.
- Шаров A.C. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 358 с.
- Шаров A.C. Систем ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореферат докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. 44 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки. Тбилиси: Меницреба, 1987. 264 с.
- Ульенкова У.В., Кисова В.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2001. № 1. С. 26 – 33.
- Ульенкова У.В. Субъектность ребенка дошкольного возраста как фактор его саморазвития // Проблемы развития личности в современных условиях: возрастной и профессиональный аспект: коллективная монография / Под ред. Т.Н. Князевой. Н.Новгород: НГПУ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. 316 с.
- Ухтомский A.A. Избранные труды. Л.: ЛГУ, 1978. 348 с.
- Хохлова В.А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 72 – 75.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 2007. 264 с.
- Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. М.: Знание, 1995. 324 с.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 367 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 2006. 142 с.
Приложение

