Заявка на расчет
Меню Услуги

Система исправления заикания в процессе прохождения программного материала детского сада

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы заикания в современной литературе…………………………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор проблемы заикания……………………………………6
1.2. Классификация, типы и степени течения заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………10
1.3. Методы устранения заикания у детей в исследуемом периоде………….18
Глава 2. Организация и содержание работы по исправлению заикания в процессе прохождения программного материала детского сада…………26
2.1. Цель, задачи, организация, содержание методики констатирующего исследования……………………………………………………………………..26
2.2. Содержание коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста с заиканием ……………………………………………34
2.3. Анализ полученных результатов…………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………….45
Приложение……………………………………………………………………..50

Введение

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста с таким речевым нарушением, как заикание. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Основные симптомы заикания – это нарушение плавности, темпа и ритма речи, которые появляются из-за различного рода прерывания, подливания или повторения отдельных звуков и слогов. Проявление заикания как речевого нарушения очень многообразно, что свидетельствует о сложности данного речевого дефекта.
Проблема заикания всегда волновала медиков, педагогов, психологов и логопедов. Но если раньше в этом винили болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка, то уже с конца XIX века медики укрепились во мнении, что заикание – сложное психофизиологическое расстройство. Речевые и коммуникативные нарушения отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают общение, нередко становятся причиной трудностей обучения. В отсутствии коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время и во взрослой жизни, препятствуя полноценному процессу социализации.
Известно, что ярким примером дезорганизации темпо–ритмической стороны речи, обусловленным речевой судорожностью, приводящим к нарушению речевого общения, глубоко затрагивающим личностную сферу пациентов и их родственников, является заикание. По статистическим данным, этим недугом страдает около 2–3% населения. В основном заикание появляется в дошкольном возрасте у детей от 2 до 5 лет. Если в этом возрасте не удается устранить заикание, оно приобретает формы, так называемого «заикания развития», либо хронифицируется. В этом случае его симптоматика утяжеляется не только в плане проявления речевой судорожности, но и за счет появления ряда психофизиологических показателей «коммуникативного невроза» (сопутствующих движений вегетативных реакций, повышенной фиксации на дефекте речи, развития невротических черт характера, проблем межличностного общения и др.).
С момента поступления в школу эти показатели осложняются развитием логофобии, речевой и личностной тревожности, защитных форм коммуникативного поведении, что препятствует формированию полноценной коммуникации и социализации в дальнейшем.
Причины проявления заикания детей, по мнению ряда авторов В.А. Гиляровский, И.А. Сикорский, М.Е. Хватцев, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Г.А. Волкова, В.И. Селиверстов разнообразны, они связаны с воздействием как биологических особенности ВНД, межполушарной асимметрии, врожденной патологии характера и др., так и социально–психологических факторов острые и хронические психические травмы связанные, в частности, с дисгармонией семейных взаимоотношений и особенностями воспитания с одной стороны, а с другой, воздействием на формирование речи ребенка неправильного речевого образна, зачастую связанного с устойчивыми привычками родителей к торопливости, несдержанности, импульсивности в собственном речевом поведении.
Цель: рассмотреть систему исправления заикания в процессе прохождения программного материала детского сада.
Объект: процесс коррекции заикания детей дошкольного возраста.
Предмет: исправление заикания в процессе прохождения программного материала детского сада.
Задачи:
1. Проанализировать исторический обзор проблемы заикания;
2. Рассмотреть методы устранения заикания у детей в исследуемом периоде;
3. Провести организацию и содержание работы по исправлению заикания в процессе прохождения программного материала детского сада.
Гипотеза: преодоление темпо–ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно при своевременном обращении и правильно организованной коррекционно–логопедической работе.
Теоретической основой являлись исследования Л.И. Беляковой, Н.А. Власовой. Г.А. Волковой, С.В. Леоновой. В.И. Селиверстова и других специалистов по проблеме изучения и коррекции речевых расстройств при заикании.
Были использованы методы:
 теоретические методы исследования (анализ педагогической, специальной и лингвистической литературы, знакомство с психолого–педагогической документацией);
 эмпирические методы (диагностика речевого развития);
 экспериментальные методы (разработка и проведение сравнительного констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов).
Организация и база исследования: Шын «бiлiм беру орталыгы», адрес: г. Тараз ул. Косы батыра 2в.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 источников.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы заикания в современной литературе

1.1. Исторический обзор проблемы заикания

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с таким речевым нарушением, как заикание. Проблема заикания возникает, чаще всего, уже в раннем детстве и без существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время и во взрослой жизни. Основные симптомы заикания – это нарушение плавности, темпа и ритма речи, которые появляются из–за различного рода прерывания, подливания или повторения отдельных звуков и слогов.
История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. В свою очередь заикание является не только древним нарушением, но одним из самых сложных.
В первую очередь рассмотрим различные трактовки понятия «заикания» в научной литературе.
По определению Н. И. Жинкина, заикание – это системное нарушение речи, характеризующееся изменением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата [8].
И.А. Сикорский определял заикание как хронический невроз, функциональное расстройство в области речи. Одним из существенных признаков он считал судорогу в пределах одного или многих речевых механизмов [20].
Согласно мнению М.Е. Хватцева, заикание – это своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности – эмоциональной и волевой [23].
Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова определяют заикание, как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [4].
На сегодняшний день изучение взаимосвязи заикания с нарушениями просодической стороны речи у детей дошкольного возраста является важнейшим направлением логопедии, педагогики и психологии в целях разработки новых программ по коррекции заикания детей и выведения логопедической работы на качественно новый уровень [3, 30].
Проблемой заикания уже много сотен лет занимаются ученые разных стран мира. Исследователи выдвигают множество теорий о механизмах возникновения и протекания данного речевого нарушения.
Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ считал, что проблема заикания состоит в «накоплении влажности в головном мозге». Его современник Аристотель видел причину в «неправильном соотнесении частей артикуляционного аппарата» [2, 46].
Позже, в эпоху Просвещения, существовали и другие мнения. Например, Санторини считал, что заикание возникает из–за несовершенств твердого неба, а точнее из–за наличия отверстия в нем. Немецкий профессор Йозеф Вутцер объяснял возникновение заикания углублением в нижней челюсти, которое препятствует движению кончика языка. Французский профессор Беккерель считал, что заикание вызывается слишком быстрым выдохом заикающегося.
В XIX веке французскими учеными были выделены отклонения в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Врач Жорже, Феррю, Вуазен механизм возникновения заикания связывал с недостаточностью процессов, происходящих в центральной нервной системе, влияющих, в свою очередь, на речевую мускулатуру. Эдуард Жан Батист Пишон и Сара Борель–Мезонни считали, что лица с заиканием в основном страдают лингвистической недостаточностью, то есть их затрудняет формулирование своих собственных мыслей в языковой форме. Они утверждали, что возникновение заикания не зависит от работы мышц артикуляции или их иннервации [6, 44].
Врач Иосиф Иванович Лагузен причиной заикания считал испуг, гнев, стыд, страх, то есть различные аффекты.
В ХХ веке доктор Александр Михайлович Либманн в своем труде «Патология и терапия заикания и косноязычия» в качестве пускового механизма указывает наследственную или приобретенную нервозность и наличие в анамнезе таких болезней как корь, скарлатина, различные нейроинфекции, пневмонию [9, 45].
Также в ХХ веке бурно обсуждалось воздействие наследственности на возникновение заикания. Ученый Макс Надолечны отрицал передачу заикания по наследству, но позже американский ученый Карл Кидд доказал обратное, проведя обследование группы людей и их родственников. Было выявлено, что вероятность возникновения заикания среди родственников увеличивается в четыре раза, если в семье есть хотя бы один человек, страдающий этим речевым недугом. Такие ученые, как Ambrose N., Cox N., Yairi E не только подтвердили эту точку зрения, но и доказали, что мужчины больше подвержены заиканию, чем женщины [11, 100].
В России одна часть исследователей, а именно И.А. Сикорский, И.К. Хмелевский, относят данное речевое нарушение к группе функциональных расстройств речи. Иной точки зрения придерживается другая группа ученых: они определяют заикание как чисто психическое расстройство, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи [3, 67].
Русский психиатр И.А. Сикорский определял заикание как «внезапное нарушение непрерывности артикуляции, которое вызывается судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого». И.К. Хмелевский считал данное речевое нарушение судорожным неврозом и относил его к категории функциональных болезней, подчеркивая, что при этом нет органических нарушений в коре головного мозга.
Отечественных психиатр Г.Д. Неткачев в своей работе «Клиника и психотерапия заикания» относил заикание к группе психоневрозов, обусловленных наличием навязчивых мыслей различного происхождения [15, 50].
В первой половине ХХ века, а именно в 30–е годы, отечественные ученые рассматривали механизм заикания, основываясь на труде И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности, о механизме невроза. Но одна группа исследователей, в нее входили Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский рассматривала заикание как симптом невроза, а другая. А.В. Гиляровский, М.Е. Хватцев и И.П. Тяпугин как особую его форму. Ученые на этом этапе развития науки приходят к выводу о том, что заикание, как и другие неврозы, возникает из–за причин, которые вызывают перенапряжение процессов нервной системы и образование патологически неправильного рефлекса. «Заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом», писала В.С. Кочергина.
Советский сурдопедагог Р.М. Боскис в своем труде «О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста» считает, что проблема детей при заикании заключается в том, что «они не умеют сразу подобрать нужную им грамматическую форму». Такого мнения придерживается и отечественный педагог Р.Е. Левина, что заикание – нарушение коммуникативной функции речи [17, 19].
В настоящее время на базе исследований таких ученых, как Асатиани Н.М, Белякова Л.И и др., можно выделить две клинические формы заикания невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными механизмами.
Невротическая форма возникает чаще всего из–за воздействия внешних травмирующих факторов: острой или хронической психотравмы. События, переживаемые ребенком, находятся в тесной связи с появлением речевых судорог. Это свидетельствует о ведущем значении гиперактивации таламуса.
Неврозоподобная форма имеет иную клиническую картину. Заикание возникает у детей в возрасте 3–4 лет без видимых причин и замечается окружением не сразу. Но при более глубоком обследовании можно отметить органические поражения структур мозга, возникшие из–за аномального протекания пре– или перинатального периода жизни [20, 100].
Итак, наличие разных точек зрения на проблему заикания свидетельствует о том, что данная речевая патология является комплексным расстройством, механизм возникновения которого однозначно установить нельзя. Если вовремя не начать коррекцию в детском возрасте, то это может вызвать трудности в общении с окружающими, отрицательно влиять на способность ребёнка приобретать новые знания, умения, навыки в школе. В связи с этим ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи.

 

1.2. Классификация, типы и степени течения заикания у детей дошкольного возраста

Ученые – современники определяют заикание как нарушение плавности темпа и сложного ритма, также плавной речи, вызванное судорогами. Это совпадает с периодом интенсивного формирования речевой функции у ребенка. В рамках интенсивного развития речи некоторые авторы называют его эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (Е. Соловьева) [42].
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста.
Все заикающиеся разделены по этиологическому признаку, с учетом клиники нарушения, на 4 труппы (A. Affister) заикание с аномальным развитием органов речи; с левосторонним латеральным предпочтением: подражательное связанное с регидностью психологических функций; логофобиями, чувством неполноценности.
Классификация по анатомо–физиологическому признаку (Е.Н. Никитина, М.Ф. Бруно):
 дети с паллидарным синдромом;
 дети со стиранным синдромом.
Клиническая классификация рассмотрена В.С. Кочергиной, Н.А. Власовой.
В.С. Кочергина выделяет:
 детей, заикание возникло из–за неуравновешенности поведения;
 детей, с неуравновешенным поведением, которое является личностными особенностями, а заикания усиливает их неуравновешенность:
 детей с повышенной возбудимостью, которая обусловлена отягощающими факторами;
 детей с психическими нарушениями (неврозы) и с истерическими акцентуациями.
Н.А. Власова предложила классификацию, в которой учитывала форму заикания (тоническую или клоническую). В этой классификации она также обращала внимание на этиологию и вторичные психические симптомы.
Дифференцировать заикание на невротическое, неврозоподобное и смешанное предложили ученые М.И. Буянов и Б.З. Драпкин [20].
Заикание, развивающиеся на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза, называется невротическим. Еще до возникновения заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, эмоциональная неустойчивость, нарушения сна и аппетита. Затем такое заикание обычно приобретает психические особенности – различные переживания из–за имеющегося дефекта. Заикание протекает волнообразно, сменяясь ослаблениями и усилениями симптомов.
Отличительным признаком невротического заикания является отсутствие повреждений головного мозга, не отмечается также выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, отклонений в развитии ребенка (в раннем, общем и речевом развитии)[50] Неврозоподобное заикание, сходно с невротическим лишь по своим внешним проявлениям, но в основе его совсем другие причины. При проведении специализированных обследований, в таком случае, как правило обнаруживаются повреждения в головном мозге. Об этом свидетельствует осложненный медицинский анамнез.
Развивается неврозоподобное заикание постепенно, без внешней причины. Значительно меньше, чем при невротическом заикании, выражены психические симптомы, они, к тому же, не связаны с речевыми ситуациями.
Неврозоподобное заикание преодолевается значительно труднее, чем невротическое [40].
Особенности речевого развития детей с заиканием влияют на формирование всех психических процессов, тем самым гармоничное развитие личности ребенка. Заикание – не только сложное речевое расстройство, но и прежде всего заболевание нервной системы. У заикающегося дошкольника нарушена вся структура его личности [43].
По мнению И.А. Сикорского, начало заикания приходится на ранний период развития ребенка, именно когда становление речи у детей ещё не закончилось, в связи с этим ученый первым назвал заикание детской болезнью.
Давая характеристику заикающимся детям, он разделил их на две группы:
1 группа – дети, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психической травмы. Для детей этой группы характерны: преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту словарный запас, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли;
2 группа – дети, начавшие заикаться вследствие травмы черепа, инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и замедленным постепенным началом заикания [41].
Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова характеризуют заикающихся детей в зависимости от формы речевой патологии. Исследователи выделяют две клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную, которые имеют собственную симптоматику и особенности психолого–педагогического развития детей [9].
Дети с неврозоподобным и невротическим заиканием имеют ряд психолого–педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2–6 лет. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой.
Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно [8].
Речевой онтогенез имеет у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16–18–ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2–3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций. Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается
«смазанность» произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звуко–произносительной стороны речи норму не опережает.
До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2–5–ти лет наблюдаются страхи. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость [8].
Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований. У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение. У детей с неблагоприятным течением заикания в 6–7 лет может наблюдаться уже ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок, снижение речевой активности в новой обстановке или при общении с незнакомыми лицами [8].
У детей дошкольного возраста при невротической форме заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения, как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно недоведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук. В процессе логоритмических занятий заикающиеся этой группы легко сочетают движения под музыку с речью вслух, что благотворно воздействует на качество их речи.Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован [8].
У таких детей имеется тесная ситуационная зависимость тяжести заикания.
Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок.
В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными. У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.
Рассмотрим неврозоподобную форму заикания. Такая форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3–4 года постепенно, без видимых внешних причин.
В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте. У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми [8]. При обследовании моторики у детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамическийпраксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух [8].
Большинство детей этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы. Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью – в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.
По мнению И. Кумалы «у части заикающихся дошкольников обнаруживается легкая, средняя и тяжелая степень отклонений в психомоторном и речевом развитии. Заикание у них начинается в период формирования фразовой речи (3.0 − 3.5 года) и не связано по времени с психотравмирующей ситуацией. Для детей с легкой степенью отклонений в психомоторном и речевом развитии характерны некоторые затруднения в динамической координации всех движений (от общих до тонких артикуляционных). Лексико–грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит главным образом фонетический характер (межзубный сигматизм, губно– зубное произношение т.п.)» [31].
Нарушения просодической стороны речи детей дошкольного возраста с заиканием является важнейшей проблемой логопедической практики. У детей при заикании отмечается отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют. Отмечается своеобразие процесса паузирования. Интонационно–мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки [1].
Нечеткая артикуляция, с одной стороны, присущие заикающимся детям тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы, в результате чего звучание переводится, в основном, в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. В большинстве случаев такая речь представляет собой «шелест на связках», при котором воздушная струя используется крайне неэкономно. Даже при отсутствии явной инспирации заикающиеся дети обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед произнесением слова вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не столько недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом.
Многие дети дошкольного возраста с заиканием говорят монотонно, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с принужденной речевой позой. Заикание, прежде всего, сказывается на темпо– ритмическом рисунке фразы [13].
Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается
«смазанность» произнесения звуков в речевом потоке. В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.
Таким образом, в дошкольном возрасте риск появления заикания вели, так как активно развиваются все компоненты речи и нервной системы ребёнка. Речь детей дошкольного возраста с заиканием имеет значительные отклонения от нормы. Заикание тесно связано с психофизическим состоянием заикающихся (особенно с эмоционально–волевой сферой), с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость осуществления психолого–педагогического подхода в изучении и коррекции заикания.

1.3. Методы устранения заикания у детей в исследуемом периоде

Как было указано выше, коррекционная работа по преодолению заикания должна носить комплексный медико–психолого–педагогический характер. В комплекс медицинского воздействия входит ряд лечебно–оздоровительных мероприятий, это – лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура.
Современные методы комплексного преодоления заикания предусматривают:
– Коррекцию плавности речевого дыхания и самостоятельной речи;
– Снятие судорог артикуляционного аппарата и других мышц, не участвующих в речи;
– Развитие мелкой и общей моторики;
– Корректировку развития всех психических процессов: памяти, внимания, мышления;
– Формирование ребенка как личности[15].
Следуя правилу «Нельзя лечить заикание заикаясь», начинается коррекционная работа по организации режима молчания. Конечно, очень трудно добиться полного молчания. Поэтому предлагается перейти на шепотную речь, ограничить просмотр телепередач, мультфильмов, меньше заниматься играми, которые рассчитаны на чрезмерную активность, увеличить время сна (с обязательным дневным сном), создать максимально доброжелательную атмосферу. Надо создать такие условия, чтобы ребенок почувствовал состояние покоя вне речевого акта. При этом необходимо учить ребенка спокойной, доброжелательной точке зрения, уверенной осанке, мышечному расслаблению, беззвучному выдоху.
Положительный результат достигается путем релаксации, когда предлагается ребенку вспомнить различные визуальные картины: отдых на море, на даче, представить себя птичкой или бабочкой и помахать руками, как птица или бабочка крыльями; помочь пополоскать маме белье во время стирки и тому подобное. Релаксационные упражнения проводятся на расслабление мышц корпуса тела, мышц живота, на расслабление рук, ног, мышц речевого аппарата. Чтобы детям было интереснее, релаксационные упражнения организуются в форме игры и сопровождаются стихотворным текстом.
К психолого–педагогическим мероприятиям относятся: психотерапия, педагогические занятия, логоритмика, воспитательные мероприятия и др. В рамках данного исследования остановимся более подробно на характеристике психолого–педагогических мероприятий коррекции заикания у детей дошкольного возраста [20].
Психотерапия в комплексном лечении заикания занимает особое место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося, которое осуществляется через:
– воспитание полноценной личности;
– воспитание адекватной установки на свой недостаток и социальную среду.
Психотерапия делится на прямую и косвенную. Прямая психотерапия – это лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, обучения. Второй вид психотерапии – это обстановка, окружающая среда, коллектив, режим, игры и прочее.
В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом:
1) рациональную психотерапию;
2) суггестивную (гипноз, аутогенная тренировка). Сразу отметим, что в связи с незрелостью психики и недостаточным уровнем концентрации внимания у детей дошкольного возраста суггестивная психотерапия с ними не проводится [15].
Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед. Цель их заключается в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной форме суть заикания, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт пытается помочь заикающемуся дошкольнику в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы и возможность преодоления заикания. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, цветной дидактической наглядности, музыки, ритмики [32].
Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно–педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.
Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно–педагогических мероприятий, направленных на всестороннее, гармоничное развитие личности и речи ребенка с учетом необходимости устранения или компенсации данного нарушения [7].
Логопедическое влияние осуществляется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Достаточно удачным приемом в преодолении заикания, применяемым в ходе занятий, является пальчиковая гимнастика. Она тренирует двигательный аппарат, языковые навыки, создает благоприятный эмоциональный фон, требует быстрого решения, реагирования на поставленную задачу, способствует снятию страха перед общением.
Одним из нетрадиционных видов пальчиковой гимнастики является массаж рук. Эффективен массаж кистей рук. Ведь этот массаж положительно влияет не только на речевое развитие, но и предотвращает многие болезни. Массаж рук можно проводить перед логопедическим занятием, как часть занятия, в его начале: массаж кистей рук, массаж ореховый, который является одним из видов точечного логопедического массажа (грецкий орех прекрасно устраняет стресс, положительно воздействует на точки, способствующие развитию речевой активности и мелкой моторики), массаж с помощью мешочков с горохом и фасолью, массаж прищепками, массаж зубной щеткой и т.д. [43].
Достаточно удачным приемом в коррекции интонации при заикании является прием ритмотерапии, прием отстукивания пальцем послогового ритма слов. Для того, чтобы отвлечь заикающегося ребенка от сосредоточенности на возможном появлении судорог и запинок в речи, надо сосредоточить его внимание на воспроизведении ряда других физических действий. В данном случае это и будут отстукивания пальцем (например, указательным, удобной для ребенка руки) послогового ритма слов. Принципиальной особенностью этого способа коррекции является то, что движения пальцев рук не сопровождают речь, а ведут ее за собой. Это позволяет уже с первых занятий всем логопатами (сначала в медленном темпе) почувствовать собственную речь без заикания.
Этот прием дает возможность отследить и запомнить успокаивающий выдох, расслабление, спокойствие и «диктовать» его себе. Сначала рука будет действовать, как успокоительное, которое помогает накапливать общий покой, таким образом преодолевая невротические проявления, связанные с заиканием. Позднее же может остаться лишь ощущение руки.
В ходе отработки интонационного свойства речи следует познакомить детей со значением логического ударения, научить детей делить предложения, текст на содержательные отрезки. Важно учить выделять голосом отдельные слова в предложении разной интонацией, силой голоса. Ребенку предлагается также самому придумать интонацию, рассказать, то что хотел выразить, изобразить действие пантомимой.
Индивидуальные занятия проводятся для лучшей коррекции, звукопроизношения, а также это беседы психологического характера.
Ниже сформулируем основные требования к логопедическим занятиям для детей с заиканием.
1. Логопедические занятия должны отражать основные задачи коррекционно–педагогического воздействия на речь и личность ребенка с заиканием.
2. Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на активность детей; на занятиях используется яркий наглядный материал.
3. Логопедические занятия учитывают требования программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
4. На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения детей в различных условиях: в логопедическом кабинете и за его пределами, в различных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых. С этой целью используются все многообразие занятий: многочисленные форм работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно–ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах.
5. Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.
6. Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, уверенность в своих силах.
7. На занятии постоянно присутствуют примеры правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, демонстрация и прослушивание записей и выступлений детей, преодолевших свой дефект.
8. Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к ребенку с заиканием, и правильного его воспитания [6].
Поскольку при заикании наблюдаются специфические нарушения плавности речи, особенности темпо–ритмической ее организации, а также изменения в моторной системе – это создает необходимость формирования ритмо–интонационной организации устной речи, что является одним из важнейших компонентов в комплексном методе коррекции заикания. Исследователями и практиками было отмечено, что ритмизация движений приводит к нормализации плавности речи.
Логопедическая ритмика является одним из важнейших разделов логопедической работы при заикании. Она представляет собой систему музыкально–двигательных, речедвигательных, музыкально–речевых заданий и упражнений, которые осуществляют с целью логопедической корекции. Логопедическая ритмика, несмотря на свою организованную систему является дополнением к логопедическим занятиям, и проводится, как в специально отведенное для нее время, так и включается в занятия логопеда и частично воспитателя [19].
Двигательные, музыкально–двигательные, музыкально–речевые, ритмичные, речевые без музыкального сопровождения, рече–двигательные упражнения и игры нормализуют просодическую, двигательную сферу ребенка с заиканием, а это в свою очередь помогает ему сменить отношение к общению, к участникам общения, к окружающей среде и к своему речевому нарушению.
Таким образом, логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности ребенка с заиканием, социальной адаптации, а также для тренировки и корректировки его общей и речевой моторики.
Важную и решающую роль в коррекции заикания играет семья. Особая степень эмоциональной привязанности ребенка к семье и родителям является важным психологическим фактором, который должен учитывать логопед, проводя консультативно–методическую работу с родителями. Семья с ее особыми психолого–педагогическими реабилитационными воздействиями является первичной и прочной основой перевоспитания личности заикающегося и закрепления его правильной речи[16].
Консультативно–методическая работа с родителями направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на ребенка с заиканием; создание правильного отношения к нему дома, в детском саду; организацию обязательной и необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.
Основными формами этой работы являются: обеспечение родителей необходимым минимумом знаний о заикании и заикающихся в виде цикла бесед о сути и причинах заикания, об особенностях его проявлений и методах преодоления, о значении и направленности речевых занятий, о роли родителей в коррекционно–педагогическом процессе, об особенностях домашнего режима, а также отношения окружающих к детям с заиканием.
Организация коллективных бесед не исключает индивидуальных консультаций для родителей о каждом ребенке в отдельности. Также необходимым является присутствие родителей на логопедических занятиях для практического ознакомления их с принципами подхода к преодолению заикания, с приемами для предупреждения и устранения у детей речевых судорог.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф