1 2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность стратегического развития территорий муниципального образования
1.2. Процесс разработки стратегии муниципального образования
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МО Г.О. БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Экономико-географическое положение г.о Балашиха Московской области
2.2. Цели социально-экономического развития г.о. Балашиха Московской области
2.3. Определение результатов реализации целей развития территорий г.о.Балашиха Московской области
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ (НА ПРИМЕРЕ МО Г.О. БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века российская экономика оказалась перед следующими долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития территорий: «во-первых, усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала; во-вторых, ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста; в-третьих, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; в-четвертых, исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.
На сегодняшний день эффективное стратегическое планирование государства в целом и отдельных его территорий определяет благоприятные условия развития предприятий и, кроме того, формирует факторы, которые учитываются самими предприятиями при их стратегическом планировании.
Утверждение приоритетных направлений стратегического развития в условиях конкретных территорий должны предшествовать их обязательному согласованию (согласование стратегических целей, мероприятий, ресурсов и т. д.) с органами муниципального управления.
Это позволит муниципальному управлению населенных пунктов, с одной стороны, видеть долгосрочные перспективы развития своих территорий, с другой – интегрироваться в общую систему планов социально-экономического развития муниципальных образований.
Актуальность данной темы вызвана тем, что стратегическое планирование обеспечивает достижение одной из важных целей финансовой политики государства – решение проблем самодостаточности региона, то есть повышения качества и уровня жизни населения, что, в свою очередь, повышает экономическую эффективность региона.
Предмет курсовой работы – процессы управления развитием территории муниципального образования (далее-МО).
Объект курсовой работы – городской округ Балашиха Московской области (далее-г.о. Балашиха МО)
Цель работы — рассмотреть систему управления развитием территории г.о. Балашиха МО, для чего необходимо решение таких задач, как:
- Рассмотреть теоретические аспекты развития территории МО;
- Проанализировать особенности управления развитием территории г.о. Балашиха МО;
- Изучить проблемы и основные направления улучшения системы управления развитием территории г.о. Балашиха МО.
Методологической основой написания работы явились такие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, табличный, графический.
Информационная основа – нормативно-правовая литература, а также периодическая научная литература в рамках изучаемого вопроса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность стратегического развития территорий муниципального образования
В настоящее время существуют различные трактовки термина «стратегия территории» (таблица 1).
Таблица 1- Содержательные характеристики понятия «стратегия территории»
Автор | Определение |
Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал | Стратегия как комбинация пяти «П»: 1) стратегия – план действий; 2) стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников; 3) стратегия – порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае; 4) стратегия – позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением; 5) стратегия – перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться |
Е.Г. Анимица, В.С. Бочко | Стратегия – это план-прогноз, интегрирующий в некое согласованное целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики |
И.Д. Тургель | Стратегия – разработанный на основе комплексного анализа внутренней и внешней среды, одобренный городским сообществом и институционально оформленный способ объединения существующих и потенциальных возможностей и ресурсов, реализация которых обеспечивает достижение основных целей городского развития |
Р.А. Фатхутдинов | Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности |
Нельзя не отметить, что одной из отличительных особенностей процессов стратегического планирования в РФ является то, что документы различного уровня разрабатывались в условиях отсутствия соответствующего законодательства.
В 1997 г. был разработан первый городской документ стратегического планирования – Стратегический план Санкт-Петербурга, также пионерами в стратегическом планировании стали крупнейшие и крупные города.
Основные этапы эволюции стратегического планирования в России представлены в таблице 2.
Таблица 2- Эволюция стратегического планирования территории в России
Безусловно, современному периоду характерны более трудоемкие и затратные методы стратегического планирования территории, следовательно, более корректные и емкие.
Стратегический анализ как важный этап процесса стратегического планирования направлен на оценку социально-экономической ситуации с последующим выявлением стратегического потенциала, определяющего возможности обеспечения устойчивого территории.
Разработка и реализация годовых стратегических планов — стратегия развития территории должна быть нацелена на конкретные виды деятельности, а не на секторы экономики и фирмы:
— необходимость предпринимательского открытия, позволяющего реализовывать региональные планы, используя потенциальные предпринимательские возможности;
— актуальность приоритетов развития территории, позволяющая корректировать стратегию в соответствии с новыми условиями;
— опора на теорию экспериментального обучения и процессы самоорганизации;
— инклюзивный подход, дающий возможность каждому сектору экономики включиться в стратегический процесс;
— динамичность (исследуемые параметры рассматриваются только в динамике за определенный временной лаг);
— сравнимость (используемые в анализе показатели должны сравниваться с аналогичными показателями других регионов в отраслевом разрезе);
— достоверность (все оценочные действия должны осуществляться с учетом инфляции и других условий внешней среды для обеспечения сопоставимости параметров);
— логичность (анализ должен позволять выявлять причинно-следственные связи явлений, событий, социально-экономических условий). Для обеспечения конкурентоспособности территорий в мировой практике используется кластерный подход, предполагающий создание интегрированных образований для решения задач инновационного развития.
Поэтому формирование стратегического плана должно учитывать результаты кластерного анализа территорий. В зависимости от условий функционирования и складывающихся тенденций развития регионов на данном этапе стратегического планирования оцениваются возможности создания новых кластеров, или возможности для усиления положительных и ослабления отрицательных сторон действующих кластеров.
Стратегический план развития территории в нашей стране отражается в «Стратегии социально-экономического развития региона».
Так, с одной стороны, в соответствии с Проектом Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. целью пространственного развития РФ является устойчивое и сбалансированное пространственное развитие РФ, обеспечивающее развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, национальную безопасность страны.
С другой стороны, важнейшим институтом, создающим предпосылки для обеспечения не только национальной безопасности РФ, но и решения задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований сегодня признается стратегическое планирование.
Его составными элементами является целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития как отдельных территорий и отраслей, так и страны в целом (согласно ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее 172-ФЗ).
Реализация этого закона является актуальнейшей проблемой дальнейшего совершенствования комплексного, стратегического планирования и управления развитием муниципальных образований всех типов.
В настоящее время идет процесс перехода от комплексного планирования к стратегическому планированию и развитию муниципальных образований городов, муниципальных районов в Российской Федерации.
В законе о стратегическом планировании в статье 6. «Полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования» отнесены следующие полномочия по стратегическому планированию и управлению:
1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития МО, согласованных с приоритетами и целями социальноэкономического развития РФ и субъектов Российской Федерации;
2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
Утверждение приоритетных направлений стратегического развития в условиях конкретных территорий должны предшествовать их обязательному согласованию (согласование стратегических целей, мероприятий, ресурсов и т. д.) с органами муниципального управления.
Это позволит муниципальному управлению, во-первых, видеть долгосрочные перспективы развития своих территорий, во-вторых, интегрироваться в общую систему планов социально-экономического развития МО.
Нельзя не отметить, что среди вызовов, требующих формирования новых подходов к пространственному развитию и пересмотра сложившихся ранее представлений о показателях эффективности социально-экономического развития территории, выделяются:
- демографические факторы (сокращение рождаемости, рост бедности, старение населения, ставшие общемировыми проблемами);
- экономические факторы (стагнация и экономический спад старопромышленных городов и т.п.),
- социальные факторы (всё более значимая часть населения фактически исключена из рынка труда и ориентирована на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места третичного сектора; бедные становятся все беднее; усиливается социальная и пространственная сегрегация, обостряются гендерные проблемы);
- экологические факторы.
Сам переход России к практике территориального стратегирования обусловлен объективной необходимостью пересмотра критериев экономического развития.
Использование различных методов анализа и проектирования (таких как, консалтинг по развитию территорий и т.п.) в масштабе территории и с учётом временного фактора предполагает оценку эффективности использования всех видов ресурсов (материальных, социальных, природных).
Как следствие, на смену ориентации на частные или отраслевые интересы приходит ориентация на интересы пространственного (устойчивого) развития.
Рассматривая европейский опыт стратегического развития территорий, целесообразно отметить, что во многих странах в названиях самих стратегий присутствует ссылка на устойчивость: речь идёт не просто о стратегии, а о стратегии устойчивого развития конкретной территории (лидерами здесь являются муниципальные образования Северной Европы – Швеция, Голландия, Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания).
Большинство стратегий в РФ де-факто исходят из традиционного, утвердившегося на предшествующих этапах социально-экономической эволюции понимания развития в терминах «экономический рост – залог прогресса», при этом это характерно как для муниципальных стратегий, так и для стратегий субъектов РФ.
Европейский подход к процессу кластеризации предполагает составление обоснованного плана действий государственных органов в отношении хозяйствующих субъектов-участников кластерной структуры.
Согласно принципам Европейской концепции «умной» специализации, основу для формирования стратегии развития территории составляют ее конкурентные преимущества, что обусловливает и соответствующие приоритеты в экономической политике: на первом месте экономический рост, впоследствии- решение экологических и социальных проблем.
Базовые направления стратегического развития территорий представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Базовые направления стратегического развития территорий
Наряду с этим общими для всех регионов должны стать экономические приоритетные направления, непосредственно влияющие на население:
— формирование как базовых отраслей, вносящих основной вклад в бюджет региона, так и системы предприятий и организаций малого бизнеса, которые более активны в плане приспособления к меняющейся внешней среде и в которых активнее формируются специфичные для данного региона трудовые ресурсы;
— развитие высокотехнологичных инновационных отраслей, связанных с цифровизацией экономики и привлекающих высокоинтеллектуальных членов общества;
— рациональное территориальное планирование и обеспечение социальной инфраструктурой населения в труднодоступных населённых пунктах.
Согласно Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, перспективными направлениями регионального развития на ближайшие десятилетия определены следующие:
— центры Поволжья, Южного и Среднего Урала, города Сибири, в которых один из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития;
— новые центры освоения стратегически важных ресурсов преимущественно в регионах Сибири и Дальнего Востока; — туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.
Стратегические планы развития территорий, бесспорно, должны быть научно обоснованными и выступать в качестве управленческой опоры политического режима, задавая приоритеты для формирования параметров механизмов управления с учетом влияния на социально-экономическое и общественно-политическое развитие территорий (Приложение А).
Немаловажно в стратегии развития территорий проводить оценку перспективных направлений развития действующих производств, определить конкурентоспособность зарождающихся и новых производств на изучаемой территории, с целью понять долгосрочность и потенциальную устойчивость существующих конкурентных преимуществ.
Такой анализ проводится по следующим группам параметров преимущества территории: природно-климатические и географические условия; инфраструктура и транспортные связи; структура промышленности и бизнеса; демография и уровень трудоспособности населения; промышленная политика региона с точки зрения его административного ресурса.
Результатом анализа будет служить перечень обоснованных потенциальных конкурентных преимуществ территории, которые по аналогии с конкурентными преимуществами организации могут стать ядром стратегии устойчивого развития.
1.2. Процесс разработки стратегии муниципального образования
Все МО самостоятельно принимают решение о разработке документов стратегического планирования, исходя из особенностей и сроков реализации документов стратегического планирования согласно 172 ФЗ:
-стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
— план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования на срок действия стратегии не более 6 лет;
— прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период от 3-х лет до 6 лет и может более 6 лет;
— бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период на каждые 3 года и на срок более 6 лет;
— муниципальная программа, сроки в ФЗ 172 не установлены, решение о сроках принимают органы МСУ.
Стратегия развития МО согласно ФЗ № 172 отражает только основное содержание перспективы развития в виде стратегически значимых целей и элементов, определяющих основное содержание остальных документов стратегического планирования (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Стратегические цели развития МО
Прогноз социально-экономического развития МО предполагает построение средне- и дальнесрочного прогноза, так и их варианты (базовый, консервативный и целевой).
Основное содержание рассмотренных прогнозов в дальнейшем используется при построении бюджетного прогноза и плана мероприятий реализации стратегии; завершается построение комплекта документов стратегического планирования разработкой муниципальной программы.
Базовый набор установок при построении стратегии города можно представить следующим образом:
— начальным этапом разработки стратегии развития является выявление основных характеристик муниципального образования — положительных и отрицательных сторон его развития, угроз и возможностей, присутствующих во внешней среде, иными словами, необходимо осуществление процедур SWOT-анализа; —
необходимо определить конкурентные позиции города в пространстве «рынка муниципалитетов»;
— формирование стратегии должно осуществляться с опорой на ценности и интересы населения города, с целью достижения гармонии и согласия между ними; — формирование стратегии должно осуществляться целью достижения экологического, ресурсного и экономического равновесия; — формирование стратегии должно осуществляться на основе партнерского взаимодействия муниципальных органов власти и управления, бизнес-структур и граждан; — стратегия развития должна включать в себя критерии (показатели) достижения подцелей;
— достижение генеральной цели должно быть обеспечено эффективными механизмами распределения ресурсов; необходим комплексный анализ состояния и будущих возможностей структуры управления городом, в целях обеспечения эффективного администрирования выбранной стратегии.
Стратегия устойчивого развития МО должна базироваться на следующих принципах:
— человек занимает центральное место в формировании стратегии устойчивого развития и имеет право на здоровую и продуктивную жизнь в мире и согласии с законами природы; -охрана окружающей среды — основная составляющая развития города;
-удовлетворение потребности в природно-экологической устойчивости не только для нынешних поколений, но и для будущих;
— сокращение разрыва в уровне и качестве жизни стран (искоренение нищеты и бедности); -развитие науки, наукоемких технологий, способствующих выработке научно-обоснованного стратегического плана развития города;
— четкое соблюдение системы технических норм в строительстве новых объектов;
— использование новых энергосберегающих и альтернативных технологий при строительстве, реконструкции и модернизации зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры города;
— жилищная политика как социальный приоритет стратегии развития города (формирование инфраструктуры рынка жилья в качестве доступной системы реализации прав на жилище, обеспечение доступных цен на жилье, содействие благоустройству имеющегося жилищного фонда с помощью реконструкции и модернизации систем технического, инженерного оборудования города, качественного предоставлению услуг населению; совершенствование ипотечного кредитования и др.);
— экологизация общественного сознания, формирование экологической культуры населения с помощью системы образования, PR-технологий и средств массовой информации; -совершенствование законодательной базы в рамках участия населения в разработке стратегии устойчивого развития;
— создание стимулирующих условий по эффективному и рациональному использованию природных ресурсов.
Важно отметить, что, так как инструменты формирования стратегии нормативно не определены, а квалификация стейкхолдеров недостаточна, то для разработки стратегии лучше приглашать консультантов по управлению для реализации процедур (Рисунок 3).
Рисунок 3- Процесс разработки стратегии МО
Данный алгоритм разработки стратегии предусматривает предварительное выполнение организационной диагностики, где проводится анализ документов (вторичная информация отчетов, справок, статистики, протоколов, приказов и распоряжений), характеризующих факторы развития муниципального образования.
Первичная информация собирается методом экспертных оценок через анкетные опросы и интервью стейкхолдеров, из числа которых затем формируется группа и подгруппы стратегического планирования. Подгруппы стейкхолдеров формируют перечни результатов традиционного SWOT-анализа и определяют область Парето, что затем позволяет перейти ко второму блоку алгоритма.
Деревья целей в рамка обозначенного алгоритма формируются несколько раз: первый раз — по результатам SWOT-анализа, второй раз – по результатам формулирования миссии и построения соответствующих матриц, третий раз – по результатам формулирования Видения и построения соответствующих матриц, четвертый раз выстраивается интегральное дерево целей на базе трех, построенных ранее.
При этом первое по порядку упоминания дерево целей отражает краткосрочную перспективу (по сути, перспективу первого этапа реализации стратегии), второе – среднесрочную перспективу, третье – дальнюю перспективу.
Наряду с этим принятие на федеральном уровне 172-ФЗ от 28.06.2014 г.привело к эпохе более глубокого развития в сфере территориального планирования стратегий.
В этот период регионы России стали задумываться о стратегическом развитии своих территорий, желая найти свое рыночное «призвание», а поиск подходящей ниши вёлся за счет выявления конкурентных качеств.
Для эффективной реализации стратегического планирования территории проводится анализ по исходным принципам развития МО:
- Оценка существующих ресурсов. Учет материальных, человеческих, финансовых, технических, информационных ресурсов даст объективную оценку конкурентоспособности и определит направления для развития;
- Учет исторических и пространственно-географических особенностей и закономерностей развития территории. Нельзя нарушать естественный экономический и социокультурный ход событий, а необходимо творчески их продолжить;
- Учет мировых тенденций развития, так и научно-технических и социально-экономических процессов;
- Поиск союзников. В одиночку территориям, а тем более отдельным муниципальным образованиям, не справиться не только с реализацией задуманного, но и с текущими проблемами. Союзников следует искать во всех инстанциях и сферах: среди вышестоящих органов власти, в предпринимательской среде, средствах массовой информации, науке. Не обойтись и без положительного общественного мнения. Каждый регион имеет индивидуальные социально-экономические показатели, что вызывает проблемы при разработке плана развития.
Географическое положение, региональная конкуренция и развитость территории влияет на теоретические и методологические основы стратегии планирования. Неравномерная эффективность регионов в пределах страны является основной проблемой при выборе стратегии. При этом она решается за счет принятия во внимание потенциала и перспектив заданного региона.
Таким образом, в настоящее время существуют различные трактовки термина «стратегия территории»
Согласно 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» составными элементами стратегического развития территорий является целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития как отдельных территорий и отраслей, так и страны в целом.
Базовыми направлениями стратегического развития территорий являются: стимулирование экономического развития; координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса; сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения.
Стратегия развития МО согласно ФЗ № 172 отражает только основное содержание перспективы развития в виде стратегически значимых целей и элементов, определяющих основное содержание остальных документов стратегического планирования.
Прогноз социально-экономического развития МО предполагает построение средне- и дальнесрочного прогноза, так и их варианты (базовый, консервативный и целевой).
Основное содержание рассмотренных прогнозов в дальнейшем используется при построении бюджетного прогноза и плана мероприятий реализации стратегии; завершается построение комплекта документов стратегического планирования разработкой муниципальной программы.
Так как инструменты формирования стратегии нормативно не определены, а квалификация стейкхолдеров недостаточна, то для разработки стратегии лучше приглашать консультантов по управлению для реализации процедур.
Безусловно, процедуры формирования документов стратегического планирования территорий могут обеспечить взаимосвязи всех документов, предусмотренных 172-ФЗ, и сформировать системное представление о перспективах развития МО в его целевом, прогнозном, плановом и программном проявлениях.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г.БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Экономико-географическое положение г.Балашиха Московской области
Г.о. Балаши́ха — город в России, в центре Московской области, крупнейший город области и крупнейший населённый пункт городского округа Балашиха. Основан в 1830 году. Город образован на базе фабричного поселка, в котором развивалось хлопкопрядильное производство. Официальный статус города Балашиха получила в 1939 году. Население города составляет 468 220 чел.
25 декабря 2014 года Московская областная дума одобрила закон об объединении городов Балашихи и Железнодорожного.
Объединённый город получил название Балашиха. Закон подписан губернатором 30 декабря 2014 года и вступил в силу 22 января 2015 года, население объединённого города составило 412 689 человек, а объединённого городского округа 468 220 человек (2018 год); Балашиха в России стала 5-м из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.
Глава г.о. Балашиха-Юров С.Г.
Согласно ст. 25 структуру органов местного самоуправления Г, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, составляют:
1)Глава Г.о. Балашиха Московской области — высшее должностное лицо Городского округа;
2) Совет депутатов Г.о. Балашиха Московской области — представительный орган местного самоуправления Городского округа;
3) администрация Городского округа Балашиха Московской области — исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Городского округа;
4) Контрольно-счетная палата г.о. Балашиха Московской области — контрольно-счетный орган Городского округа.
Научно-промышленный комплекс и предпринимательство
Со второй половины XX века Балашиха стала одним из самых крупных и промышленно развитых городов МО.
Промышленность занимает первое место в экономике города (рисунок 4).
Рисунок 4- Отраслевая структура экономики г.о. Балашиха Московской области
Промышленный потенциал округа представлен следующими отраслями: машиностроение, легкая, пищевая, химическая, медицинская промышленность и электроэнергетика: ОАО «Криогенмаш», ОАО «АК «Рубин», ЗАО «Фирма «Урожай», ЗАО «МЕТТЭМ –Технологии», ОАО «Линде Газ Рус», ОАО «345 механический завод», ЗАО «МАРЗ РОСТО», ЗАО «Акзо Нобель Декор».
Прочное место в структуре экономики района наряду с промышленностью занимает предпринимательство, это более 1300 предприятий, на которых трудится более 12000 человек.
В силу географического положения на территории ГО Балашиха располагается значительное количество транспортнологистических и складских предприятий
Сельское хозяйство
Основные направления деятельности сектора общественного сельскохозяйственного производства – молоко, мясо, яйца, овощи закрытого грунта, выращивание племенного скота, птицы, пушных зверей.
Агропромышленный комплекс включает в себя 5 действующих сельскохозяйственных предприятий, более 50 фермерских хозяйств и 30 перерабатывающих предприятий.
Гордостью округа являются научно-производственные сельскохозяйственные организации — ОНО ППЗ «Кучинский» и знаменитое ОАО «Племенной зверосовхоз «Салтыковский».
Торговля и сфера бытовых услуг
Особенностями данной сферы является, во-первых, создание благоприятных условий проживания населения, во-вторых, большое внимание уделяется строительству социально-бытовых объектов.
На территории Го Балашиха в сфере обслуживания населения работает более 800 предприятий потребительского рынка и сферы услуг.
Транспорт, дороги и связь
По территории Балашихинского района проходят дороги областного значения протяженностью 57 км., две федеральные трассы: Москва – Нижний Новгород протяженностью 14,3 км и Щелковское шоссе протяженностью 9,1 км.
В г.о. Балашиха действуют 3 железнодорожные станции: «Балашиха», «Никольское Го», «Салтыковская».
В г.о. Балашиха реализуется программа «Развитие средств связи для населения», целью которой является выработка единой политики в области развития средств связи.
Здравоохранение
В г.о. ведется постоянная работа по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на льготное получение лекарственных средств. Для этой цели при поликлиниках и при онкологическом диспансере открыты пункты льготного отпуска лекарств.
Важно отметить, что значительное развитие на территории ГО Балашиха получили учреждения коммерческих медицинских услуг.
Образование
На территории района успешно работают 30 общеобразовательных учреждений (школ), 3 учреждения начального профессионального образования, 1 учреждение среднего профессионального образования, 4 государственных вуза, а также 3 негосударственных вуза.
Социально-экономические показатели развития г.о. Балашиха представлены в таблице 3.
Таблица 3- Социально-экономические показатели развития Го Балашиха
Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | Отклонение, ± |
Обьем отгруженных товаров собственного производства, млн. руб. | 71987,0 | 76115,3 | 80967,7 | 8980,7 |
Численность постоянного населения, чел. | 501610 | 517991 | 534696 | 33086,0 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. руб. | 32023,1 | 32984,3 | 33973,9 | 1950,8 |
Количество созданных рабочих мест | 2508 | 1968 | 1988 | -520,0 |
Численность официально зарегистрированных безработных, чел. | 1252 | 1306 | 1264 | 12 |
В течение анализируемого периода количество созданных рабочих мест сократилось на 520 или на 20,8%, численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 12 чел. или на 1%.
Основные предприятия, обеспечившие создание рабочих мест: АО «Научно-исследовательский инженерный институт» (деятельность профессиональная, научнаяи техническая), ООО «КоттонКлаб» (обрабатывающее производство), ОАО «Балашихинский литейно-механический завод» ( обрабатывающее производство, ООО «Немецкий Дом Балашиха» (автотехцентр), ГБУЗ «Балашихинский родильный дом» (деятельность в области здравоохранения), ООО «Макдональдс» (деятельность в области общественного питания), ПАО»Криогенмаш» (деятельность в области производства), ЗАО «Балашиха хлеб» (производство продукьтов питания), МУП «Водоканал» г. Железнодорожный (водоснабжение, водоотведение),ООО «Вкусвил» (розничная торговля) и др.
Все остальные показатели имеют положительную динамику: рост обьема отгруженных товаров собственного производства составил 8980,7 млн. руб. или 12,5; численность постоянного населения выросла на 33086 чел. или на 6,6%.
Для привлечения детей к участию в творческих мероприятиях в Городском округе успешно реализуются творческие проекты, направленные на возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного (любительского) художественного творчества, приобщение к традициям народной культуры: фестиваль-конкурс патриотической песни «Звезда Отечества», открытый региональный фестиваль-конкурс танцевальных коллективов «Подмосковный перепляс», Смотр творчества ветеранов войны и труда «Майский вальс», фестиваль ростовых кукол «Маска», региональный фестиваль-конкурс «Песня – звонкое чудо России», фестивали народной культуры «Зареченское подворье», «Славянский мир», фольклорный фестиваль «Светлица».
Рост инвестиций основной капитал составил более 1950 млн. руб. или 6%.
В 201-2020гг.были реализованы следующие инвестиционные проекты:
- Реконструкция цеха 47 (ОАО «АК Рубин»), производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов.
- АО «НИТИ им. Снегирева», Проектирование и производство УАСИ (устройство автоматической смены инструмента). Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук
- Производственный корпус по выпуску фармацевтической продукции (ЗАО «Ретиноиды»). Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
- ООО «КоттонКлаб-гигиена», запуск третьей линии по производству детских подгузников, открытие собственного производства полотна для ватных дисков.
По состоянию на 01.01.2021 в Го Балашиха зарегистрировано свыше 6000 малых и средних предприятий, более 14000 индивидуальных предпринимателей.
Малое и среднее предпринимательство (далее-МСП) в городе сконцентрировано в основном в 4-х отраслях: торговля и общественное питание (52%), промышленность (19%), строительство (5,8%), социальная сфера (9%).(Рисунок 5).
Рисунок 5- Основные направления МСП в г.о. Балашиха Московской области
Субъектами управления и развития малого и среднего бизнеса на территории городского округа Балашиха Московской области являются:
– отдел промышленности и предпринимательства Администрации;
– Балашихинская торгово-промышленная палата, «Союз предпринимателей среднего и малого бизнеса»2 , Территориального объединения «Совет директоровпредприятии и предпринимателей городского округа Балашиха».
Основные направления субъектной деятельности заключаются в разработке программ поддержки МСП, проведению семинаров, расширенных встреч, «круглых столов», формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства. Кроме того, в целях продвижения продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на отечественный и зарубежные рынки администрацией городского округа организуется участие малых предприятий города в выставках-ярмарках
Численность занятых на предприятиях МСП составляет около 7 тыс. чел. или 33% от общего количества работников, занятых в экономике города.
Самый распространённый вид субъекта МСП в городском округе Балашиха – это ИП (Рисунок 6).
Рисунок 6- Соотношение СМП в г.о. Балашиха Московской области
Данная тенденция обусловлена тем, что:
-во-первых, ИП наиболее выгодны для экономической эффективности МО: население, оформившие себя как ИП, трудятся на территории городского округа и платят налоги в бюджеты различных уровней.
-во-вторых, население трудится на территории городского округа.
Для осуществления своей деятельности предприниматели арендуют муниципальную собственность.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф