Заявка на расчет
Меню Услуги

Система внебюджетных фондов и тенденции её развития. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Состав и структура бюджета Пенсионного фонда РФ

В условиях экономической рецессии и высоких макроэкономических и бюджетных рисков, одной из первоочередных задач, требующих решения, является обеспечение устойчивости пенсионной системы Российской Федерации и гарантий социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения в текущем периоде и среднесрочной перспективе. Представляется, что в сложившихся непростых макроэкономических условиях при прогнозируемом дефиците средств федерального бюджета и росте расходов Пенсионного фонда РФ, одновременное достижение целей достойного уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, и долгосрочной финансовой устойчивости национальной пенсионной системы, является малореалистичным, несмотря на значительный объем расходов Пенсионного фонда РФ (далее — ПФР). Так, анализируя динамику расходов ПФР, можно отметить тенденцию их роста: в 2013 году их уровень составил 9,6% ВВП, в 2014 году они были запланированы в объеме, равном 8,8% ВВП , а на 2015 г. прогнозируются в объеме 9,8% ВВП. Представляется труднодостижимым, в условиях экономической рецессии и финансового кризиса в России, изменение данного тренда и снижение доли расходов ПФР в ВВП в 2016-2017 гг., как это прогнозируется Правительством РФ (табл. 1).

Таблица 1

Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда РФ в 2013-2017 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. ВВП млрд. руб. % ВВП млрд.

руб.

% ВВП
Доходы 6388,4 9,6 6290,0 8,6 6995,2 9,0 7895,2 9,5 8372,2 9,3
Расходы 6378,5 9,6 6416,4 8,8 7618,1 9,8 7802,1 9,3 8202,8 9,1

Продолжение таблицы 1

Дефицит — 126,4 — 622,9 0,8

 

При этом размер пенсий в Российской Федерации остается крайне низким и не обеспечивает текущие потребности пенсионеров. Согласно официальным данным Росстата, в составе доходов домохозяйств, состоящих из пенсионеров, пенсии составляют 56,1%, пособия и другие социальные выплаты — 11,3% располагаемого денежного дохода. Достаточно большую долю — 29,5 % в доходах домохозяйств, состоящих из пенсионеров, занимает доход от трудовой деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Доходы домохозяйств, состоящих из пенсионеров

В ходе анализа структуры расходов Пенсионного фонда РФ было условно выделено две основные группы. Доминирующее положение занимают расходы на пенсионное обеспечение (в эту группу расходов включаются расходы по обязательному пенсионному страхованию, финансируемые за счет страховых взносов и расходы по государственному пенсионному обеспечению, финансируемые за счет трансфертов из федерального бюджета), доля которых за последние годы стабильно увеличивалась и в 2014 г. составила 86,3% от общей величины расходов ПФР. Вторую группу составляют расходы на социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства и т.д., суммарная доля которых за последнее время незначительно сократилась: с 15,8% от общего объема расходов ПФР в 2012 г., до 13,7% в рассматриваемом периоде (табл.2).

Таблица 2
Структура расходов Пенсионного фонда РФ в 2011-2014 гг., %

Анализируя структуру доходов Пенсионного фонда РФ, можно отметить рост доли страховых взносов в общем объеме доходов ПФР с 51,6% в 2012 г. до 60,2% в 2014 г. (табл. 3).

Таблица 3
Структура доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в 2012-2014 г., %

При этом достаточно существенная часть пенсионных выплат (и около 39% общего объема расходов ПФР в 2014 г.) финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета (табл. 4), что свидетельствует о серьезной зависимости Пенсионного фонда РФ от устойчивости федерального бюджета, его стабильного и своевременного исполнения по доходам и расходам.

Таблица 4
Доля средств федерального бюджета в доходах бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014 г.

Зависимость российской пенсионной системы от состояния федерального бюджета наглядно демонстрируют данные Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджета ПФР в 2014 г.: по состоянию на 01 декабря 2014 г. бюджет ПФР исполнен по доходам на 70,3%, а по расходам на 66,9%. Таким образом, за месяц до окончания финансового года в бюджет ПФР не поступило почти 30% запланированного объема доходов, что было обусловило несвоевременное финансирование расходов ПФР и необходимость финансирования трети расходов ПФР в последнем месяце финансового года (табл. 5).

Таблица 5
Исполнение федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ по доходам и расходам, в %

Таким образом, расходуя на пенсионное обеспечение значительную долю ВВП , пенсионная система России обеспечивает низкий уровень пенсий как в абсолютном выражении (в 2013 г. средняя величина трудовой пенсии составила лишь 10,3 тыс. руб., а в 2014 г. ее плановый показатель составляет 11,6 тыс. руб.), так и по отношению к средней заработной плате (в 2013 г. коэффициент замещения составил 34,4%), что говорит о ее низкой результативности.
Основными причинами недостаточной эффективности пенсионной системы РФ в современных условиях являются:
— большая зависимость пенсионной системы Российской Федерации от состояния федерального бюджета, что связано с большим удельным весом трансфертов федерального бюджета в общем объеме доходов Пенсионного фонда РФ;
— существенная для бизнеса страховая нагрузка при уплате страховых взносов в ПФР. Так, действующая в Российской Федерации номинальная ставка тарифа страховых взносов в ПФР составляет 22% плюс 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, что превышает средний уровень по ОЭСР, составляющий 19,6%9. Учитывая, что в период экономической рецессии и финансового кризиса доходы бизнеса и оплата труда наемных работников сокращаются, можно прогнозировать снижение объема поступлений страховых взносов в 2015 г. и среднесрочной перспективе;
— отсутствие действенных стимулов и механизмов их реализации, направленных на легализацию занятости и, соответственно, полную оплату страховых взносов;
— негативный тренд соотношения численности лиц, которые уплачивают пенсионные взносы и числа получателей пенсий, что обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией. Согласно прогнозу Росстата (2010) к 2030 году численность населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн., а населения старше трудоспособного возраста вырастет на 9 млн. По прогнозам Росстата, соотношение между числом работников, за которых платятся взносы в пенсионную систему и числом пенсионеров снижается с 1,3 в 2013 г. до 1,2 в 2020 г, 1,04 — в 2030 г., 0,95 — 2040 г., 0,9 — в 2050 г.;
— большая доля пенсионеров (9,4%), выходящих на пенсию ранее общеустановленного возраста (досрочно): в 2013 г. расходы на финансирование досрочных пенсий составили 0,5% ВВП;
— более низкий, по сравнению с большинством стран с развитой рыночной экономикой, пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), что в совокупности с большой долей досрочно вышедших на пенсию приводит к большой доле пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации;
— непроработанность механизма негосударственного пенсионного обеспечения, выплаты в рамках которого, составляют значительную долю в совокупном доходе пенсионера в странах с развитой рыночной экономикой.
Рассмотрим в качестве примера пенсионную систему ФРГ. Обязательное пенсионное страхование в Германии — сердцевина всей системы социальной защиты и одновременно сфера, в которой оказывается большинство услуг со стороны государства и частного сектора. Для того, чтобы работники после прекращения трудовой деятельности могли сохранить адекватный уровень жизни, была создана система, насчитывающая около 50 миллионов застрахованных и имеющая ежегодный бюджет, превышающий 230 миллиардов евро. Около 80% работающего населения ФРГ охвачены системой обязательного пенсионного страхования. В целом, основные звенья системы пенсионного обеспечения в Германии представлены на рис. 2.

Рис. 2. Элементы пенсионного обеспечения в Германии

Государственная пенсия по возрасту до настоящего времени составляет основу немецкой системы поддержки пожилых граждан. Она рассчитана на то, что работающее население с помощью отчислений в пенсионную кассу финансирует нынешних пенсионеров. На практике это означает, что внесенные деньги не накапливаются, а сразу же используются для осуществления текущих выплат. Частное пенсионное страхование помогает дополнительно увеличить размер выплат пожилым людям. Оно традиционно пользуется в ФРГ большой популярностью. При этом говорить о том, что договоры о дополнительном пенсионном страховании заключают люди только определенных социальных групп, нельзя. В этих программах участвуют представители почти всех слоев населения.
Сравнивая отдельные показатели пенсионных систем ФРГ и Российской Федерации, можно отметить, что по ряду из них российская пенсионная система значительно отстает (табл. 6).

Таблица 6
Сравнение отдельных показателей пенсионных систем ФРГ и Российской Федерацией

Анализируя статистику пенсионного обеспечения по странам ОЭСР можно отметить, что, несмотря на сопоставимую с Россией долю расходов на пенсионную систему в общем объеме ВВП (средний показатель по странам ОЭСР — 8,4% ВВП), средний размер пенсий там составляет 384 евро, а коэффициент замещения в среднем равен 60,8%.
В целях обеспечения стабильности функционирования пенсионной системы Российской Федерации в условиях экономической рецессии и в долгосрочной перспективе нам представляется необходимым провести ряд процедур, часть из которых уже была осуществлена в странах с развитой рыночной экономикой:
— разработать действенные стимулы более позднего выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста, что непосредственно связано с адекватным ростом величины предполагаемой пенсии;
— поэтапно увеличить число лет требуемого страхового стажа до 15 лет, вместо действующей нормы — 5 лет: в настоящее время при таком минимальном стаже сумма выплачиваемой пенсии (даже минимальной) многократно превышает вклад застрахованного лица в части уплаченных страховых взносов за 5 лет, что усугубляет несбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам;
— ввести ограничения на формирование пенсионных прав работающих пенсионеров, что позволит в большей мере увеличить пенсии неработающим пенсионерам, поскольку это отвечает природе пенсий как страховки от утраты заработка в связи с выходом на пенсию12;
— поэтапно, в условиях экономического роста, повысить предельный размер заработной платы, с которой увеличатся и страховые взносы;
— обеспечить действенные стимулы вовлечения граждан в формирование своих отчислений в негосударственные внебюджетные фонды. В настоящее время численность получателей негосударственных пенсий в нашей стране составляет 3,8% от общего числа пенсионеров, зарегистрированных в ПФР.
Представляется, что выявленные причины недостаточной эффективности национальной пенсионной системы и предложенные на основе анализа российского и зарубежного опыта пенсионного обеспечения, направления ее совершенствования, будут способствовать устойчивости пенсионной системы РФ в долгосрочной перспективе.

2.2 Состав и структура бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Система медицинского страхования уходит своими корнями еще в Римскую империю, когда идея коллективной взаимопомощи нашла отражение в создании постоянных организаций (коллегий, союзов), созданных по профессиональному или религиозному признаку. Организации взаимопомощи в таких коллегиях или союзах собирали и аккумулировали у себя средства, выплачивая их при утрате трудоспособности. Затем в 17 веке во многих европейских странах и в России развитие профсоюзного движения дало толчок формированию системы социальной помощи в случае болезни и создания страховых больничных касс .
Рассмотрим современный этап развития страхования в нашей стране. Для обеспечения выполнения задач и функций системы медицинского страхования, то есть её эффективного функционирования, необходимы денежные средства. Чтобы иметь возможность расходовать денежные средства по направлениям, необходимо их наличие, то есть доходы. Свод доходов и расходов, отраженный на бумаге — это документ, который носит название бюджет и утверждается он в форме закона на определенный период — на год, три года. Бюджет является формами по образованию и расходованию денежных средств, которые предназначены для того, чтобы осуществлять финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления .
Ряд форм, представленных Федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (РФ), бюджеты субъекта РФ и бюджеты территориального государственного внебюджетного фонда предназначаются для того, чтобы исполнять расходные обязательства РФ и субъектов РФ. Использовать иные формы образования и расходования денежных средств для того, чтобы исполнять расходные обязательства не допускается.
Государственные внебюджетные фонды денежных средств предназначаются для того, чтобы реализовывать конституционные права граждан на осуществление:
— социального обеспечения по возрасту;
— социального обеспечения по таким случаям, как болезнь, инвалидность, потеря кормильца, рождение и воспитание детей и другие ситуации, предусмотренные законодательством РФ о социальном обеспечении;
— социального обеспечения в случае безработицы;
— охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.
Государственные внебюджетные фонды:
— Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
— Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Территориальными внебюджетными фондами являются только территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Система ФОМС создана того, чтобы реализовывать конституционные права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленную в рамках статьи 41 Конституции РФ. Медицинское страхование – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья .
Важнейший нормативный правовой акт, регулирующий обязательное медицинское страхование, — это Федеральный закон от 29.11.2010 № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Законом устанавливается ряд правовых, экономических и организационных основ медицинского страхования населения в РФ, определяются средства обязательного медицинского страхования в виде одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывается основа системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования используют для оплаты медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, для развития медицинской науки, улучшения материально- технического обеспечения здравоохранения и других целей.
Обязательное медицинское страхование – это составная часть государственного социального страхования. Благодаря ему все граждане РФ обеспечиваются равными возможностями для получения медицинской и лекарственной помощи, которая предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования.
Ряд субъектовобязательного медицинского страхования представлен: застрахованными лицами, страхователями, Федеральным фондом. Участники обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Структуру фондов обязательного медицинского страхования составляют:
— Федеральные фонды обязательного медицинского страхования;
— 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 в Крымском федеральном округе.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан согласно Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
Самым первым документом-основанием, в соответствии с которым в современной Росси первоначально был образован бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, является ныне утративший силу Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который определял правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны.
Первый бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования был утвержден на 1994 год Федеральным законом от 25.01.1995 № 9-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1994 год». С 2008 года в соответствии с бюджетным законодательством РФ, бюджет стал утверждаться на трехлетний период: на текущий финансовый год и плановый период.
Перечень Федеральных законов об утверждении и исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 1994 по 2015 годы представлен в таблице 7.

Таблица 7
Федеральные законы об утверждении и исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Первый бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования был запланирован сбалансированным, а фактически исполнен с превышением доходов над расходами — профицитом в 13,8 млрд. рублей. За 20 лет год завершался с дефицитным бюджетом 5 раз (2003, 2007, 2008, 2009 и 2010 года). План по доходам и расходам уточнялся только 4 года подряд: с 2005 по 2008 год. В приложении 1 представлена динамика формирования и исполнения бюджета ФФОМС за 1994-2015 гг. (млн. рублей).
На 2015 год впервые за последние 4 года (с 2010 г.) запланирован дефицит бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и впервые планируемый дефицит достиг наибольшей суммы 43,0 млрд.рублей. Это почти в 6 раз превышает наибольшую фактическую сумму дефицита бюджета, сложившуюся в 2010 году. По отношению к предыдущему году, план по доходам возрос на 31,6%, по расходам на 35,1%.
Наибольший планируемый дефицит наблюдался в 2007 году — 17,6 млрд. рублей, однако по итогам года он снизился и фактически составил 0,4 млрд. рублей.
Расходы против первоначального плана исполнены на 113,3%, к уточненному (завышенному) плану по расходам исполнение составило 91,7% (недовыполнение 8,3%). Динамика формирования и исполнения бюджета ФФОМС за 19942015гг.
Резкое увеличение расходов в 2011 году (почти в 3 раза) по сравнению с предыдущим годом стало возможным за счет роста доходов. Так, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, увеличились по сравнению с 2010 годом на 235,6 млрд. рублей или в 3,6 раз, межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета, увеличились на 16,4 млрд. рублей или в 4,5 раз. Аналогичная ситуация сохраняется в 2012 году: страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС, увеличились по сравнению с 2011 годом на 587,4 млрд. рублей или в 2,8 раз, межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета, увеличились на 30,7 млрд. рублей или в 2,5 раз. В остальных годах, кроме периода 2008-2009 гг., сохраняется равномерная положительная тенденция фактического исполнения бюджета ФФОМС. Сравнительный анализ темпов роста плановых назначений и фактического исполнения бюджета ФФОМС за 1995-2015 гг. представлен в таблице 8.

Таблица 8
Сравнительный анализ темпов роста плановых назначений и фактического исполнения бюджета ФФОМС за 1995-2015 гг., %

В рамках ФФОМС реализуется государственная политика в сфере обязательного медицинского страхования граждан в качестве составной части государственного социального страхования. Фонд принимает участие при разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Им также аккумулируются средства обязательного медицинского страхования и осуществляется управление ими, формируются и используются резервы для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость обязательного медицинского страхования .
Основным направлением расходования средств ФФОМС является здравоохранение: реализация программ здравоохранения РФ, социальная помощь (например, оплачивать медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также осуществлять диспансерное наблюдение ребёнка в течение первого года жизни), межбюджетные трансферты территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Таким образом, бюджеты государственных внебюджетных фондов, к которым относится ФФОМС — это форма образования и расходования денежных ресурсов строго по целевому назначению социальной направленности. В ходе исполнения бюджета Федерального и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования реализуется функция социальной ответственности государства перед населением.

2.3. Состав и структура бюджета Фонда социального страхования

Современной Конституцией РФ определена наша страна в качестве социального государства, целью политики которого — создать условия, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняют труд и здоровье людей, устанавливают гарантированную оплату труда, обеспечивают государственную поддержку таких категорий, как семья, материнство, отцовство и детство, инвалиды и пожилые граждане, развивают системы социальных служб, устанавливают размеры государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Финансово-хозяйственная система страны в структуре рыночных отношений способствовала переустройству финансовой системы в сторону возникновения государственной системы финансирования социальной защиты граждан, из которой выделились и консолидировались бюджеты социальных внебюджетных фондов. Основной целью их создания государство наметило рационализацию использования ресурсов при осуществлении социальной политики .
Государственные внебюджетные фонды являются фондами денежных средств, образуемых за рамками федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для того, чтобы реализовывать конституционные права граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
С позиции финансовой системы, внебюджетные фонды являются специфической формой по перераспределению и использованию финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для того, чтобы финансировать некоторые общественные, социальные и экономические потребности общегосударственного либо регионального значения, комплексно расходуемые, основываясь на оперативной самостоятельности .
Итак, можно сказатьо совокупности, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), которые обособлены от государственных бюджетов, имеют целевую направленность, источники формирования, которые представляют собой целевые доходы или целевые отчисления от конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указывают соответствующие законы о бюджетах этих фондов, оперативно управляет которыми уполномоченные государственные учреждения .
Главная тенденция в процессе изменения ведущих направлений бюджетной политики Фонда на 2014-2016 гг. определилась мировым экономическим кризисом. Нанеся серьезный удар по российской экономике, он помог выявить целые комплексы нерешенных проблем, остроту которых в предыдущие годы сглаживала благоприятная экономическая конъюнктура. Ввиду этого назрела необходимость провести глобальные мероприятия для того, чтобы защитить наиболее уязвимые стороны финансовой системы Фонда с позиции фискальных рисков. Всем этим вынуждается проведение более жесткой бюджетной политики для избежания ситуации, когда у организации возникнут сложности по вопросам исполнения своих обязательств. Таким образом, было принято решение об основании бюджетного планирования на умеренные оптимистические оценки перспектив экономики.
Основа бюджетной политики на 2015-2016 гг. и плановый период 2017 года заложены стратегическими целями развития страны, сформулированными в рамках Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике.
Бюджет Фонда на этот период формируется в совокупности с определенными базовыми подходами. Формирование бюджетных параметров, учитывая необходимость безусловно исполнять действующие расходные обязательства, в том числе – учитывая их оптимизацию и повышение эффективности использования финансовых ресурсов .
Реализация данного подхода подразумевает обязательный приоритет целей и задач, государственных обязательств, которые устанавливает действующее законодательство Российской Федерации и документы государственного стратегического планирования, в ходе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В этих условиях решение задачи оптимизации бюджетных расходов обеспечивается при условии не снижения качества и объемов предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.
Минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при бюджетном планировании достигается за счет формирования федерального бюджета на основании реалистичных оценок и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации в средне- и долгосрочном периодах, учитывая перспективные параметры других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы достигается, в том числе, за счет расширения горизонта экономического и бюджетного прогнозирования.
Как следует из Федерального закона от 05.10.2015 № 280-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год», бюджет Отделения Фонда на 2015 год, принятый Федеральным законом от 01.12.2014 № Э86-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», сформирован с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии Российской Федерации, содержащей прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Исходной базой его составления послужили основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и итоги исполнения бюджета Фонда за 2014 год. Доходная часть бюджета Фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 01.12.2014 № 401-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Федерального закона Федеральный закон от 24.07.1998 № 125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Основные показатели бюджета Фонда социального страхования РФ представлены в таблице 9.

Таблица 9
Основные показатели бюджета Фонда социального страхования РФ в 2013-2014 гг.

Анализируя расходную часть бюджета Фонда при рассмотрении положений бюджета, которые относятся к выплатам пособий по случаю рождения и воспитания детей согласно Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимо отметить, что расчет расходов на выплату таких категорий, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, производится согласно норм Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Количество пособий определяют, учитывая следующее прогнозируемое изменение рождаемости: в 2015 году 100,49%. Размеры пособий определяют, учитывая индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года .
Данные по расходам, осуществляемым Фондом по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, приведены в таблице 10.

Таблица 10
Отдельные статьи расходов, осуществляемые Фондом социального страхования РФ по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей в 2013-2014 гг.

Анализ нормативных актов о бюджете Фонда и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы. В соответствии с приоритетами бюджетной политики в период экономического кризиса, расходы бюджета в 2015 году в части расходов на обеспечение деятельности по сравнению с 2014 годом сократились более чем на 4% (в 2013-15912,04 и в 2014 — 16 566,0 млн. рублей соответственно).
Бюджет на 2015 сформирован с дефицитом в сумме 105,8 млн рублей, на 2015-2016 годы с дефицитом в сумме 13187,4 млн рублей и 14371,2 млн. рублей соответственно по годам. При этом в 2013-2015 годах в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет формируется с дефицитом в сумме 13593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27913,1 млн рублей в 2015 году и в сумме 30781,8 млн рублей в 2016 году .
Анализируя материалы, размещенные на общественных информационных ресурсах Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, о деятельности Фонда на региональном уровне можно сделать следующие выводы.
Отделение является структурным подразделением Фонда и действует от его имени и в его интересах. Задачами Отделения Фонда являются защита и представительство интересов Фонда, осуществление его функций в пределах, установленных действующим Положением об Отделении.
В своей деятельности Отделение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, Положением об Отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и иными решениями Фонда и Отделения .
Бухгалтерский учет в ведется в соответствии с Федеральным законом от 206.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, а также Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.
В состав Отделения входят 29 филиалов, которые являются его обособленными структурными подразделениями. Они непосредственно осуществляют деятельность по работе со страхователями.
К примеру, по состоянию на 1 января 2015 года на учете в филиале №16 Отделения состоят 47320 страхователей (100,7% от количества страхователей, стоящих на учете на 01.01.2014). Расчетные ведомости форма — 4 ФСС за 2014 год представили 25737 страхователь, что составляет 54,4% от стоящих на учете, из них 14048 страхователей представили отчеты с ЭЦП, что составляет 54,6% от представивших отчетность и 155,1% от представивших с ЭЦП за 2013 год. Поставлены на учет в 2014 году 5613 страхователей, из них через «единое окно» — 5151, принято из других регионов — 462, сняты с учета 5355 страхователей, из них переданы в связи с изменением адреса — 253. В связи с этим, филиалом осуществлены расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и возмещены расходы страхователям на сумму 386,6 млн рублей, что составляет 98,9% от суммы возмещения за 2013 год. Соотношение расходов к начисленным страховым взносам за 2014 год составляет 75,8% что ниже, чем за 2013 год (78%) и за 2012 год (83,6%), благодаря превышению роста начисленных страховых взносов на 110,2% по сравнению с ростом расходов на 107,2%. На рисунке 3 представлена задолженность по страховым сборам.

Рис. 3. Задолженность по страховым сборам

Положительное соотношение между расходами на цели обязательного социального страхования и начисленными страховыми взносами сохранилось в 2014 году, несмотря на применение рядом страхователей пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При сдаче отчетности за 2014 год 913 страхователей (112,4% от страхователей прошлого года, применивших пониженный тариф) заявили о применении пониженного тарифа, что отразилось на показателе «начислено страховых взносов» в сторону уменьшения на 70782,4 тыс. руб., однако расходы на цели обязательного социального страхования указанных страхователей составили 67705,0 тыс. руб., задолженность за фондом в части превышения расходов составила 33281,9 тыс. руб. (7,2% от задолженности всех страхователей). Возмещен перерасход страхователям, применяющим пониженный тариф, в сумме 30358,8 тыс. руб. (7,9% от всей суммы возмещения) .
Оценивая роль Фонда на уровне Московского региона следует отметить, что его деятельность чрезвычайно важна для развития российского общества. Проходящее в настоящее время реформирование в сфере социального страхования жизненно необходимо для современной экономики, которая выбирает социальный путь развития. Она не обойдется без модернизации, которую возможно осуществить только путем внедрения новых технологий и инноваций . В перечне данных нововведений, на ряду с системой непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом и «электронным больничным», важно закончить реализацию комплекса мероприятий по интеграции информационных систем Фонда с Федеральной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», формализацией государственного управления, государственных услуг и функций за счет введения административных регламентов исполнения функций, предоставления государственных услуг, типового регламента взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и типовой регламент организации внутренней деятельности, а также продолжить работу над усовершенствованием системы расчетов через органы Федерального казначейства, в которых Московское региональное отделение и его филиалы принимают непосредственное участие.
Современные приоритеты в сфере социально-экономической политики нашего государства , заключенные в совершенствовании контроля за расходованием средств федерального бюджета, реализации государственных проектов «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения» и «Доступная среда» выступают как ключевые тенденции направлений деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации на всех уровнях.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф