Меню Услуги

Сказка как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Описание исследования

Цель нашего опытно – практического исследования: выявить возможности сказки, как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Данное исследование проводилось на базе МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Мончегорска, Мурманской области.

В исследовании участвовало 15 детей старшей группы. Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:

  1. Дети были одного возраста (5-6 лет)
  2. Все дети прошли период адаптации в детском саду;
  3. У всех детей одинаковые сроки посещения ДОУ;

Наше опытно – практическое исследование проходило в три этапа:

I этап исследования (сроки: октябрь — ноябрь 2015 года): — цель изучение литературы по теме; изучение уровня развития словесного творчества детей.

II этап исследования (сроки: ноябрь 2015- апрель 2016 года).

Данные полученные в ходе проведенного диагностического исследования дали нам основание для разработки содержания формирующего этапа, целью которого стало повышение уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. На основании этого нами был составлен перспективный план занятий. Данный план был практически реализован в условиях группы детей старшего дошкольного возраста.

III этап исследования (сроки: апрель- май 2016 года) – Цель: анализ эффективности проведенной работы.

После проведенного формирующего исследования нами было проведено контрольное исследование, цель которого выявить изменения в уровне развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста после проведения развивающей работы.

2.2. Методика исследования

На первом этапе исследования изучались особенности связных высказываний детей, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем в процессе диалогического общения и степень связности речи в диалогах; умения строить связное высказывание повествовательного типа.

Обследование уровня развития словесного творчества детей проводилось по методике Глухова В.П. при выполнении специальных заданий. Исследование проводилось в индивидуальной форме.

1. Задание: Составление рассказа-описания предмета по картинке.

Наглядный материал «Картотека предметных картинок» (орудия труда)

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Инструкция: Ребенку предлагается отгадать загадку, а затем в течение несколько минут внимательно рассмотреть графический предмет «Ножницы» и составить о нем рассказ с помощью наводящих вопросов.

2. Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: наглядно — дидактическое пособие «Медвежонок заблудился» из серии сюжетных картинок Н.В.Нищева

Методика выполнения: Каждому ребенку предлагается составить рассказ на тему, определенную воспитателем, при этом следует помнить, что тема должна быть конкретна, реалистична.

Инструкция: «Вы придумывали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные темы. Сейчас ты подумай и придумай рассказ на тему: « Медвежонок заблудился».

3. Задание: Продолжить рассказ по заданному началу (с использованием картинки).

Демонстрационный материал «Беседы по рисункам Ушинского К.Д».

Цель: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.

Методика: После разбора содержания картинки и незавершенного рассказа предлагается придумать его продолжение. Рассматривание иллюстрации «Два козлика» с последующим придумыванием продолжения.

Инструкция: Я начинаю, а ты продолжи. Однажды два козлика встретились на узком бревне (мостике), переброшенном через речку. Они не хотели уступать друг другу дорогу. Давай придумаем, что могло дальше произойти.

4 .Задание: Пересказ текста (знакомой сказки)

Цель: выявить возможности детей в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре текста.

Материал: текст сказки «Лиса и журавль»

Инструкция: Текст произведения прочитывался детям дважды. После просмотра драматизации сказки детям было предложено пересказать ее самим.

5. Задание. Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения ребенком связанной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Инструкция: ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему «Как я провел выходные» Давался план рассказа из нескольких вопросов-заданий.

При выполнении предложенных заданий были выделены четыре уровня связной речи.

Содержательная характеристика уровней к применяемым методикам:

1 уровень — высокий. Тема раскрыта. Начальное предложение определяет главных героев, события, вводит в сюжет. Рассказы композиционно завершены. Текст излагается последовательно. Используются разнообразные типы связи. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 10-12 предложений.

2 уровень — выше среднего. Повествование композиционно завершено. Содержание раскрывается частично и излагается последовательно. Дети используют разные виды связи, но доминирующей является цепная-местоименная. Количество пауз и повторов 2-3. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 6-8 предложений.

3 уровень — средний. Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности. Используется в основном формальная и цепная — местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (3-4). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделяется 4-5 предложений.

4 уровень — низкий. Дети пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца. Присутствует лишь формальная связь. Количество повторов и пауз более пяти. В тексте 1-3 предложения.

Обработка данных.

Для решения поставленных задач мы провели небольшие беседы с каждым ребенком. Детям было задано несколько заданий и вспомогательных вопросов с целью выявления умений, знаний детей, а также определения уровня развития словесного творчества. Результаты фиксировались в протоколах и обрабатывались в таблицах и диаграммах (см. таблицу 1, 2).

В результате исследования было выявлено, что уже в диалогической речи наблюдаются элементы связности, реплики детей носят развернутый характер и особенно это проявляется в ситуациях специального общения воспитателя с детьми на хорошо известном материале. В детской речи чаще, проявляются «вставки монологического характера». Некоторые дети на вопросы составляли достаточно развернутые рассказы из опыта, в которых часто присутствовали элементы и повествования, и описания.

В своих ответах они использовали не только простые предложения, но и сложные, предложения с прямой речью («… Мама мне сказки читала, а я картинки смотрела …»; «… Бабушка мне говорила: «Катя, не бегай, упадешь!», а я все равно бегала …»).

Пересказывая литературный текст по иллюстрациям, дети должны были передать содержание. В рассказах присутствовали все эпизоды сказки. Лишь немногие путали повествовательность событий. Высказывания имели композиционную завершенность, но в большинстве случаев окончание выражалось при помощи одного слова «Все».

Некоторые дети ориентировались не на текст, а на картинку. В их рассказах появлялись элементы описательности, либо они заменяли высказывание на показ изображенного на иллюстрации. Вместе с тем, можно отметить, что объем высказывания при пересказе значительно больше, чем при рассказывании по картинке и игровой ситуации.

В пересказах в среднем 15 предложений и 60 слов. Средний объем рассказов по картинке — 26 слов; по игровой ситуации — 29 слов. Большинство детей смогли самостоятельно справиться с этим заданием (9 детей из 15).

Самостоятельно выстроить повествование по картинкам смогли 9 детей.

При выполнении заданий наблюдались трудности в композиционном построении текста. Часто, составляя рассказ, дети включали в него не относящиеся к предложенной теме эпизоды. Наибольшие трудности для детей представляли начало и окончание рассказа. Что касается способов соединения предложений, то дети использовали в основном формально-присоединительную и цепную связь. В их высказываниях содержалось большое количество неполных и номинативных предложений.

Иногда в предложении с двумя главными членами отсутствовало дополнение, указывающее на объект действия («Мы с Дашей играли, в тарелочки раскладывали»). Дети допускали ошибки при построении словосочетаний, нарушали нормы согласования, управления. Например: «его доставает», «оставшися в воде». Можно отметить ошибки при использовании глаголов, несклоняемых существительных: «Я ложу ..», «Угостила кофием». В рассказах по картинке присутствовали элементы описания, и повествования.

 

Глава III. Результаты собственных исследований и их обсуждение

3.1. Организация, методы и приемы формирующего этапа исследования

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровни развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста (1этап исследования)

Уровни Кол-во чел. %
1 Высокий 2 13%
2 Выше среднего 4 27%
3 Средний 6 40%
4 Низкий 3 20%
  Итого 15 100,0

 

1 этап исследования показал, что высокий уровень выявлен только у 13% детей, средний и выше среднего – у большинства детей (27 и 40% соответственно), у трех детей (20%) – низкий уровень. Данные этапа исследования свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Сказка — произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и правильными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Часто рассказывая хорошо известные сказки, он значительно обогащает свои навыки и умение в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

Перспективный план развития словесного творчества у старших дошкольников в процессе работы со сказками.

I этап

Задачи:

Активизировать запас известных детям сказок, учить глубже восприни-мать традиционные способы организации сюжета и построения сказки: приём повторности, троекратности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: «от большого — к малому», «от малого — к большому», зачины, концовки.

Методы и приёмы:

  1. Пересказывание русской народной сказки: «Колобок», «У страха глаза велики».
  2. Сравнение двух сказок («Теремок» и «Репка»), определение сходства в композиции: от большого — к малому, повторность эпизодов.
  3. Драматизация сказки.
  4. Литераурная викторина «По страницам любимых сказок»

II этап

Задачи:

Обогатить литературный опыт детей народными сказками. Анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развитие сюжета в новых сказках. Использовать эти способы при попытках собственного сочинения.

Методы и приёмы:

  1. Пересказывание (с помощью разных видов театра) с выполнением творческих заданий сказок: «Бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».
  2. Сравнение двух сказок («Лисичка со скалочкой» и «Колобок», «Три медведя» и «Теремок»)
  3. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
  4. участие в областном конкурсе чтецов по сказкам Чуковского К.И.

III этап

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Задачи:

Развивать у детей самостоятельность в словесно-творческих проявлениях — в продумывании собственного замысла сказки, выборе темы, сюжета, героев; учить детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

Методы и приёмы:

  1. Сочинение по предложенным темам и персонажам (фигуры из сказок на фланелеграфе, настольный театр), совместное с педагогом творчество.
  2. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета.
  3. итоговое мероприятие в посиделках «В гостях у Агафьи»

Основная работа велась на специальных занятиях по развитию речи и вне занятий. Использование русских народных сказок о животных в процессе обучения детей составлению творческих рассказов возможно на каждом занятии. Работа велась поэтапно.

На 1-м этапе мы активизировали запас хорошо известных сказок. Это такие сказки как, «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Машенька и медведь», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль».

Рассматривали вместе с детьми иллюстрации. Согласно рекомендациям Е.И. Шибицкой, иллюстрации мы показывали во время слушания сказки, или в основном, после слушания. Также наряду со слушанием сказок использовали песенки, потешки, загадки, пословицы по содержаниям сказок. Проводили беседы после чтения сказок, обращали внимание на художественные особенности (например, постоянство характеров персонажей, образность и наивность языка, повтора и т.д.). Песенки встречаются во многих народных сказках («Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.). Песенки украшают сказку, а также передают настроение героя.

В тех сказках, где песенки отсутствовали, мы использовали стишки, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки, и зачитывали их перед или после рассказывания сказки. Например, «Зимовье зверей», загадывали загадки про зверей, какой зверь придёт следующим. Эти сказки хорошо знакомы детям, мы не читали, а рассказывали. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

После рассказывания сказки проводилась беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые её эпизоды. Вопросы во время беседы были разнообразными, т. к. одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие — обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизод. Например: Какая лиса в сказке «Лиса, заяц и петух?» — «Хитрая, умная, жестокая» — говорили дети. Зачитывали отрывки, в котором рыжая плутовка пугает зверей, которая хочет выгнать её из избушки. Дети приходили к выводу, что лиса ещё и находчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Затем также предлагалось пересказывать сказку. Но в пересказывание мы включили задания на воспроизведение традиционных особенностей сказок: приём повторности, троекратности, повторение эпизодов их схожесть. Дети пересказывали и демонстрировали сказку ещё с помощью наглядного материала (фланелеграфа). Старались обращать внимание детей на приём повторности. Например, Ваня пересказал и выложил на полотне фланелеграфа сказку «Колобок». Воспитатель спрашивает: — «Что в этой сказке повторяется?» Дети отвечают, что Колобок убежал от бабушки с дедушкой, от зайца, от волка, от медведя, повторяется и песенка Колобка. Также пересказывались сказки «Машенька и медведь», «Волк и семеро козлят».

Внимание детей обращали и на зачины. Известно, что многие сказки начинаются с зачина «Жили — были», а заканчиваются приговоркой: «Стали жить — поживать и добра наживать».

Далее предлагалось задание на сравнение двух сказок «Теремок» и «Репка», определения сходства в композиции: от большого — к малому, повторность эпизодов. Воспитатель отмечает, что можно изменить порядок фигурок в каждой сказке, объяснив детям, что сказка получилась бы «нескладной».

Затем детям предлагалось составить фильм — сказку по какой- нибудь хорошо известной сказке. И дети выбрали сказку «Репка». «Тут и персонажей много и рисовать интересно»,- объяснили они свой выбор. Мы с детьми обсуждали: что произойдёт в нашей картине? Как это нарисовать? Кто кого в ней встретит? Что из нашей сказки мы «возьмём» в рисунок? Какие наши герои? После анализа дети приступили к рисованию. Нужно было ещё и соблюдать последовательность сказки. Поэтому мы обговаривали, кто и что будет рисовать. Изображая героев своей будущей картины, дети подражают, вступают в диалог, придумывают что-то своё, прислушиваются к мнению ровесников.

После рисования подготовили драматизацию сказки. Проигрывая сказку с детьми, мы тем самым развивали память, мышление, диалогическую речь, обогащали словарный запас детей, развивали связную речь.

На 2-м этапе нам предстояло обогатить литературный опыт детей новыми народными сказками. Для этого мы выбрали сказки «»Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Три медведя», » Хвосты».

При рассказывании сказок мы обращали внимание детей на содержание и образный язык сказок, давали творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов. Эти задания углубляли, расширяли знания детей о слове.

Рассказывали сказки неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряжённо следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Как и на 1-м этапе, предлагались задания по сказкам «У страха глаза велики», «Бобовое зёрнышко», «Крылатый, мохнатый да масляный» на воспроизведение традиционных особенностей сказки.

Также предлагалось сравнения сказок «Лисичка со скалочкой» и » Колобок», «Три медведя» и » Теремок».

После этого предлагали одному — двум детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. Но герои могут появляться так же — от малого к большому. В ней могут быть повторы, встречи героев, которые постепенно подводят к кульминации. При этом надо заранее продумать всю сказку: как она начнётся и чем закончится.

Затем мы составляли рисунки к фильму-сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». В рисовании сказки по эпизодам участвовали одновременно все дети. Просмотрев и проиграв теневой театр по сказке «Лиса и Рак» дети самостоятельно определяли повторность схожих эпизодов. Драматизация сказки позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

На 3-м этапе мы продолжили развивать у детей самостоятельность в словесно-творческих проявлениях. Мы остановились на сочинении по литературному образцу в двух вариантах: с заменой героев, сохранением сюжета, и с заменой сюжета, с сохранением героев произведения. Первый вариант — лёгкий — нужно сохранить содержание произведения, заменив героев. Второй представляет больше трудностей, так как сохранятся герои, а содержание произведения меняется. В обоих вариантах дети должны творчески подходить к выполнению задания.

Сначала мы предлагали детям придумать конец сказки, рассказанной воспитателем.

После того, как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, мы перешли к придумыванию сказок, с сохранением содержания, но с заменой героев.

Также в помощь детям предлагались фигуры из сказок, картины и иллюстрации к сказкам. Но более сложным было второе задание — сохранить героев, заменить содержание произведения. Но и здесь дети в основном справились. В этом задании просили детей мысленно нарисовать свою сказку, а потом рассказать.

После того, как дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои задумки, мы предложили им сочинить сказку с самостоятельным выбором темы, персонажей, придумыванием сюжета и нарисовать главного героя.

В сочинении собственных сказок дети использовали тот запас сказок, который имели. Они вставляли в своё сочинение элементы из других сказок. Старались придерживаться основного правила — добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями.

Если первые сказки детей были очень просты по композиции, то последующие сказки стали более сложными, порой с цепной композицией. Одно событие следовало за другим, число героев увеличивалось, и действия персонажей тоже становились осмысленными и целенаправленными. В сказке использовались и типичные сказочные выражения: «кума — лиса», «серый волк», «зайчик — побегайчик», «коза — дереза» и т.д. Ценно то, что на протяжении всей сказки дети следили за ходом повествования, не сбиваясь с сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.

Творческие речевые умения детей развивали и вне занятий. В целом мы старались создать развивающую предметную среду, творческую атмосферу в группе. Пополнили книжный уголок новыми иллюстрированными детскими книжками, сшили новые костюмы к играм — драматизациям, отремонтировали куклы би-ба-бо в кукольном театре и др. Дети с увлечением стали играть в дидактические игры: «Кому что нужно?», «Узнай животное по части», «Кто летает, бегает, прыгает», «Летает — не летает», «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку» (учить проявлять фантазию, творчество, находчивость, чувство юмора) и др. Дети начали обращать внимание на образные слова и выражения, придумывали сравнения, эпитеты.

Основное требование к играм — упражнениям, мы проводили как на занятиях, так и вне их, заключалось в том, что они должны были проводиться систематически и быть интересными. Они способствовали расширению активного словаря детей, углублению представлений о художественном слове, закреплением в памяти этих слов.

Игры — упражнения занимали 4-5 минут. Они побуждали детей к подбору синонимов (холодный — вьюжный, метельный), антонимов (весёлый — грустный), придумывание эмоционально — оценочных слов (голова — головушка — головка). Упражнения помогли детям свободно находить сравнения в сказках, использовать сравнения в своих сочинениях.

При чтении стихов мы ставили задачи: научить видеть эмоциональное единство содержания произведения и его художественной формы, замечать образные слова и выражения, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи. Детям задавались такие вопросы, которые обращали внимание и на то, о чём говорится в стихотворении, и на то, как об этом говорится. Предлагали сочинить свои стихотворения. Сначала дети подбирали отдельные слова, выражения, рифмы, а затем использовали эти навыки в своём творчестве.

При проведении развлечений и праздников использовали загадки-вопросы. Нами использовались загадки по содержанию сказок. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез). При отгадывании загадок мы использовали педагогический приём «Помоги»: дети помогают «незнающей, не умеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее в себе.

Пополнялся и методический материал новыми конспектами занятий, интересными сценариями развлечений и праздников, литературных досугов, сборниками загадок по сказкам, дидактическими играми, сценариями игр-драматизаций.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Рассказы детей стали свидетельствовать о более высокой ступени восприятия литературных произведений (сказок). Это сделало, в свою очередь их творчество поэтическим и эстетически осознанным. У них появился интерес к языку, самостоятельность по поиску точного выразительного слова, способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события.

По результатам проведенной работы была проведена повторная диагностика.

3.2. Анализ эффективности проведенной работы

После проведенной работы по формированию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сказки была проведена повторная диагностика с использованием аналогичных методик, которые использовались на 1этапе исследования.

Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровни развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста (3 этап исследования)

Уровни 1 этап 3 этап
кол-во чел. % кол-во чел. %
1 Высокий 2 13 5 34
2 Выше среднего 4 27 6 40
3 Средний 6 40 2 13
4 Низкий 3 20 2 13
  Итого 15 100,0 15 100,0

 

По результатам повторного исследования выяснилось, что у трети детей (34%) связная речь сформирована на высоком уровне, у половины детей (40%) — на уровне выше среднего, у 13% — на среднем уровне и только у двух детей связная речь осталась на прежнем низком уровне. Анализ высказывания показал, что дети научились раскрывать тему, последовательно излагать текст, используя разнообразные типы связи. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте могут выделить от 12-15 предложений.

У детей со средним уровнем остаются следующие недостатки связной речи: повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца), содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности, наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (7-10), в тексте выделяется 8-10 предложений.

Два ребенка из группы в процессе составления рассказа ограничивались отдельными предложениями без начала и конца, использовали повторы. В тексте 2-3 предложения.

Словесное творчество детей отличается неравномерностью. То есть, в группах присутствуют дети с достаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим словарным запасом и есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития.

Данные повторного этапа исследования в целом свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно — педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества или словесных сочинений свидетельствует о том, что словесное творчество не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора (Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, О.С. Ушакова и другие).

Особое место в словотворческом процессе по праву занимает — сказка. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли в развитии положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин.

В ряде статей рассматривались вопросы обучения дошкольников творческому рассказыванию на примере сказки (Л.М. Гурович, М.М. Конина, А.Е. Шибицкая).

В ходе практического исследовании мы исходили из интересов нашей гипотезы, а именно рассматривали возможности сказки в формировании и развитии словесного творчество детей как единый творческий процесс проявляющийся у старших дошкольников.

Для диагностического исследование была использована методика Глухова В.П.. Исследование проводилось в индивидуальной форме с помощью специальных заданий, направленных на выявление особенностей проявления психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников

Анализ современных исследований, посвященных проблеме позволил нам выделить в структуре следующие компоненты:

— пересказ текста (знакомой сказки)

— составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок

— сочинение рассказа на основе личного опыта

— составление рассказа-описания предмета (игрушки или графического рисунка)

— продолжение рассказа по заданному началу

Методики предназначены для определения уровня сформированности и особенностей связного высказывания детей в доступных для детей данного возраста.

Формирующий этап имел развивающий характер, который был разделен на три этапа.

  1. Активизировать запас известных детям сказок
  2. Обогатить литературный опыт детей народными сказками.
  3. Самостоятельность в словесно-творческих проявлениях

Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что:

Разнообразные формы и методы благотворно влияют на решение данной проблемы. Выдвинутое нами предположение в качестве гипотезы в том, что процесс развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если систематическая и целенаправленная работа дает положительный результат и это доказывает наше исследование.

Анализ полученных данных в ходе контрольного исследования и сопоставление их с данными полученными в констатации позволили нам сделать вывод о степени влияния тех форм и методов по развитию словесного творчества и сформированность навыков творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дети принимали участие в конкурсе чтецов, как на областном уровне, так и в ДОУ. Воспитатели вместе с детьми участвовали в конкурсе рукописной книги «Сказка, придуманная нами» (1м в ДОУ), книга прошла отборочный тур для участия в конкурсе рукописных книг проводимой в детской библиотеке( приложение 4 грамота) Родители принимали активное участие в литературной викторине, в выставке детских рисунков выходного дня «Мой сказочный герой» из 15 детей 11 детей участников. Дети научились сами сочинять сказки. В качестве итогового мероприятия. Для вовлечения детей в жизнь русского фольклора, были организованы посиделки с участием всех детей. Дети играли в русские народные игры, водили хороводы, пели песни, танцевали, читали потешки и поговорки.

Предложенный нами план занятий по развитию словесного творчества может быть использован в качестве одного из вариантов при работе с детьми посредством сказки и решить задачи образовательной области речевого развития в условиях реализации ФГОС.

Таким образом, цели, поставленные нами в начале работы, достигнуты; задачи реализованы. Из этого можно сделать ввод: что данная система работы со старшими дошкольниками способствует развитию их творческого потенциала. Сказка действительно является эффективным источником и средством в использовании развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста и не теряет своей актуальности, как среди взрослых, так и детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
  3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2008. — 400 с.
  4. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 430с.
  5. Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] / М.К. Боголюбская. – М.: Просвещение, 1970. – 148 с.
  6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  7. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 328 с.
  8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. — 224с.
  9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.:АРКТИ, 2002. — 144с.
  10. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению [Текст] / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 159 с.
  11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 144 с.
  12. Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368 с.
  14. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником [Текст] / А.В. Запорожец // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. — М.: Педагогика, 1998. — 138 с.
  15. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 143 с.
  16. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1987. — 96 с.
  17. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
  18. Леушина, A.M. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 560с.
  19. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО — Пресс, 1999. – 315 с.
  20. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я. Пропп. – Л.: Лениздат, 1986. – 415 с.
  21. Пропп, В.Я. Мофология сказки [Текст] / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. — 315с.
  22. Психологические и психофизиологические исследования речи [Текст] / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Наука, 1985. – 240 с.
  23. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст]: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – 120с.
  24. Расскажи мне сказку [Текст] / Сост. Э.И. Иванова. — М.: Просвещение, 1993. — 464 с.
  25. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей [Текст] / Л. Романенко // Дошкольное воспитание. – 1990. — № 7. – С.15-18.
  26. Сказка как источник творчества детей [Текст] / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. — М.: Просвещение, 2001. — 235 с.
  27. Смирнова, О.Е. Детская психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368с.
  28. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  29. Стрельцова, Л. Учите детей любить родной язык [Текст] / Л. Стрельцова // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 9. – С. 94-97.; № 11. – С. 77-80.; № 12. – С.101-104.
  30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. –159 с.
  31. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1998. — 254 с.
  32. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1972. – 78 с.
  33. Ушакова, О. Развитие речи детей 4-7 лет [Текст] / О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 1. – С.59-66.
  34. Ушакова, О. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. – 1998. — №9. – С.71-78.
  35. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  36. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. – 239 с.
  37. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. — М.: ACT, 2000. — 464 с.
  38. Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике [Текст] / Е.А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 560с.
  39. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. –384 с.
  40. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2