Меню Услуги

Сказка как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • 1.1. Исторические аспекты приобщения дошкольников к словесному творчеству через восприятие и понимание художественной литературы
  • 1.2. Проблемы развития словесного творчества в психолого- педагогической литературе
  • 1.3. Понятие сказки, ее виды и роль в художественно – речевой деятельности детей
  • 1.4. Потенциал сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
  • ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 2.1. Описание исследования
  • 2.2. Методика исследования
  • ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
  • 3.1. Организация, методы и приемы формирования исследования
  • 3.2. Анализ эффективности проведения формирующего исследования данной работы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реализации ФГОС ДО нового поколения, перед педагогами поставлены цели и определены задачи современного дошкольного образования, которые направлены на формирование общей культуры, интеллектуальных, нравственных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…. [ст. 64 ФЗ Об образовании в РФ]

Стандартизация образования вызвана стремлением России войти в систему мировой культуры. Следует отметить, что значительное внимание уделяется возрождению читательской культуры, которая считается утраченной современным российским обществом.

«Речевое развитие» — актуальная образовательная область в ДОУ в условиях реализации ФГОС [п.2.6 ФГОС ДО]

Целевым ориентиром в развитии речи является то, что выходя из детского сада, ребенок должен достаточно хорошо овладеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, используя при этом  речь, строить речевое высказывания в ситуации общения.

Исходя из  программы «От рождения до школы» в области речевого развития на наш взгляд, недостаточно внимания отводится восприятию литературных произведений, как источнику творческого вдохновения. Также недостаточно представлена система работы по развитию словесного творчества. Следует отметить, что в программе уделено внимание формированию читательской культуры, в значительной степени утраченной современным российским обществом.

Задачи в области «Развития речи» многообразны. В процессе педагогической практики они связаны между собой. Для осуществления каждой из этих задач имеются свои пути и средства, поэтому решать их изолированно друг от друга нельзя.

Структура развития речевого творчества имеет любое речевое высказывание. А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. [12, c. 52-54]

Особое внимание уделяется словесному творчеству дошкольников, как основе речевого творческого развития детей.

Ф.А.Сохин в своих работах рассматривал развитие речи дошкольников в системе умственного воспитания, и особое внимание уделял организации занятий детей по развитию словесного творчества. О.С.Ушакова видела основу словесного творчества в развитии языковой чуткости ребенка, поэтому уделяла особое внимание творческим заданиям, которые помогают детям не только понять значение слова, но и его образность, символику, поэтику. В.И.Яшина, М.М.Алексеева систематизировали методы работы по развитию словесного творчества дошкольников.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства.

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств, формирования у детей творческих речевых умений, является сказка.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.  Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А.Алиева, Н.В.Гавриш, О.И.Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования словесного творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом с детьми дошкольного возраста. Идея использования сказки как средства развития речевого творчества не является новой.

Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, успешно проявляется в старшем дошкольном возрасте. Способность к придумыванию сказок, это и есть проявление художественно — речевого творчества  и имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Проблема состоит в том, что характер и структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки устранимы при непосредственной организованной работе педагога, детей и родителей.

А нужна ли сказка в наше бурное время торжества науки и техники?

В этом нам поможет разобраться опытно – практическое исследование. В ходе которого, все выше изложенное позволит  нам подтвердить или опровергнуть, что возможности сказки в развитии словесного творчества в дошкольном возрасте не теряет своей актуальности и по сей день.

Выбор нашей темы, “Сказка как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста”, не был случайным.

Цель исследования: выявить возможности сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказка как средство развития словесного творчества детей старших  дошкольников.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение: процесс развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • воспитывать у детей интерес к сказке путем обогащения и активизации их литературного опыта;
  • проводить целенаправленную работу по ознакомлению детей с сюжетно-композиционным и стилистическим своеобразием сказки;
  • формировать умения творческой деятельности создания сказок в ходе знакомства с различными способами сочинения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого – педагогическую и научно —  методические литературные источники по проблеме формирования словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
  2. Рассмотреть особенности формирования словесного творчества посредством сказки.
  3. Выявить уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно – практического исследования.
  4. Подобрать и апробировать комплекс занятий обеспечивающих повышение уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы теоретического и практического  характера:

  1. Анализ
  2. Сравнение
  3. Обобщение
  4. Практического исследования

База исследования: МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Мончегорска

Структура работы: работа состоит из введения, III глав, вывода по 1 главе, заключения и библиографического списка литературы.

 

ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Исторические аспекты приобщения дошкольников к словесному творчеству через восприятие и понимание художественной литературы

В 30-е годы двадцатого столетия были предприняты попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников. Л.С. Выготский — выдающийся советский психолог, размышлял об особенностях образовательной программы для детского сада. Излагая взгляды на то, как следует знакомить детей с художественной литературой, он указывал, что задача дошкольного образования, в отличие от школьного, состоит не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы ввести ребенка в мир словесного искусства, открыть ему этот удивительный мир, воспитать чувство слова, вызвать любовь и тягу к книге. [8, с.6]

Также особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста исследуются в трудах известных русских психологов и педагогов С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых.[34,c 71]

Б. М. Теплов продолжил начатые Выготским исследования, он изучил восприятие ребенком сказки и рассмотрел природу художественного восприятия ребенка, указал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений. Это важный шаг в понимании художественного образа.[18; c.19]

А. В. Запорожец, изучая художественное воздействие литературных произведений, особое внимание уделял пониманию их детьми дошкольного возраста. В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» Запорожец обратил внимание на то, что, хотя ребенка увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения».

Рассматривая механизм восприятия и понимания, А.В. Запорожец утверждал, что «слушание сказки, наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность»

А.В. Запорожец подчеркивал, что правильное и систематичное организованное художественное воспитание позволит приобрести не только отдельные знания и умения, но и изменит отношение к действительности и будет способствовать более высоким мотивам деятельности.[4, с. 66]

Отечественный педагог Н. С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Психолог О. И. Никифорова определила следующие уровни восприятия

художественного произведения: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений [5,c. 352]

Выдающийся теоретик и педагог Е А. Флёрина занималась исследованиями в области дошкольного детства, главной из которых проблема эстетического воспитания детей средствами искусства: изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки.

К художественному чтению и пересказу Е.А. Флёрина подходит с позиции разработанной ею концепции. Художественное слово она рассматривает как важнейшую часть всестороннего воспитания детей; искусство слова — средство развития творческих способностей, творческих стремлений и возможностей детей; художественное слово – средство общения и взаимопонимания детей. Также Флерина отметила и такую особенность, как наивность детского восприятия. Это означает, что дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Слушая рассказ, сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий, в этом заключается секрет того глубокого влияния, которое оказывает художественное произведение на ребенка, оставляя яркий след в его душе. [4, с.293]

На основе обобщения научных данных и собственного исследования, Л. М. Гурович, рассматривая возрастные особенности восприятия литературного произведения дошкольниками, выделил два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Таким образом, художественное восприятие на протяжении всего дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

1.2. Проблема развития словесного творчества детей в психолого-педагогической литературе

Согласно мнению многих современных исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие), творческая личность начинает формироваться с раннего детства «… там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое…» [12, с.34 ].

Особое место в развитии такой личности занимает словесное творчество, один из сложных видов художественно-речевой деятельности старших дошкольников и вместе с тем важный показатель их литературного развития. В связи с этим актуальным становится вопрос поиска путей, средств и педагогических условий, способствующих развитию самостоятельности, активности словесного творчества детей.

В ряде педагогических исследований, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что данная деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте в результате направленного обучения творческому рассказыванию (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова, О Н. Сомкова, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).

К настоящему времени в психолого-педагогической литературе накоплен определенный опыт исследования словесного творчества детей. Вопросы развития детского словесного творчества поднимались в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Э.П. Коротковой и других, исследовавших тематику творческого рассказывания детей разных возрастных групп, выявлявших эффективные приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию.

В ряде статей авторами рассматривались вопросы обучения дошкольников творческому рассказыванию на примере таких жанров, как сказка (Л.М. Гурович, М.М. Конина, А.Е. Шибицкая), загадка (О.Н. Сомкова), небылица-первертыш (М.В. Фадеева).

Словесное творчество детей – это деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений [1, с. 7].

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

  • обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
  • обогащение и активизация словаря;
  • умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
  • правильное понимание детьми задания придумать [27, с. 54].

А.М. Леушина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность [17, с. 7].

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.[36, c. 168]

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.[38, с.124]

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания:

  • придумывание продолжения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
  • придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Л.А. Пеньевская предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
  • придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам;
  • придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему (самый сложный вид рассказывания);
  • придумывание рассказов или сказок по литературному образцу (сохраняется содержание, но заменяются герои; либо когда сохраняются герои, а заменить надо содержание) [9, с. 21].

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

В старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е.И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях [32, с. 40].

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи [37, с. 5].

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. Когда дошкольники научатся составлять рассказы по готовому плану, им можно предложить самим продумать план.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. Давая оценку рассказам детей, педагог должен избегать неконкретных, поверхностных оценок. В каждом рассказе нужно стараться найти те или иные положительные моменты.

1.3. Понятие сказки, ее виды и роль в художественно-речевой деятельности детей

Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Известный исследователь и собиратель сказки, А.И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме. Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [24, с. 9].

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения. Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детские песенки.

В нашей стране изучением сказки занимался В.Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются одинаково и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание [21, с. 39].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Искусство в целом, в частности сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта.

Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие способности.

В исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру ребенка, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью.

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

А.Н. Афанасьев предпринял попытку упорядочения сказок. В эту классификацию включены несколько крупных разрядов [3, с. 11]:

  1. сказки о животных;
  2. сказки о людях:

а) волшебные;

б) новеллистические (включая анекдоты).

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

1.4. Потенциал сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Анализ научно — педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора (Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О.С. Ушакова и другие). Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров — сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин.

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», — писал К.Д. Ушинский [4, с. 9].

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок — цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).

Эти и другие педагоги — исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев (Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие).

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.

Ценность процесса сочинительства сказки ребенком — в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на наш взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.

Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман (A.M. Бородич, В.А. Сухомлинский и другие). Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.

Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Из всего выше сказанного следует отметить, что словесное творчество детей – это деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, от впечатлений окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Также подчеркивается, что правильное и систематичное организованная работа в развитии словесного творчества позволит приобрести не только отдельные знания и умения, но и будет способствовать более высоким мотивом в данном виде творчества.

Особенности словесного творчества сосредоточены в умении творческого рассказывания и заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Сказка – это благотворительный источник детского творчества. Познание традиционных сказочных сюжетов, образов, благородных идей сказки активно подталкивают к воображению и творчеству ребенка.

Сказка имеет свой язык – это источник детского творчества, он лаконичный, выразительный, ритмический. Близок ребенку, хорошо им воспринимается, поэтому и служит прекрасным образцом для развития речи и собственных сочинений.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2