Меню Услуги

Разработка мероприятий по совершенствованию складской логистики ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»

Страницы:   1   2   3   4   5


СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы организации складских логистических процессов на предприятии
  • 1.1. Понятие и сущность складской логистики
  • 1.2. Логистические процессы на предприятии
  • Глава 2. Анализ деятельности по складской логистике ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»
  • 2.1. Общая характеристика ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»
  • 2.2. Анализ организационной структуры управления ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»
  • 2.3. Анализ логистической системы ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»
  • Глава 3. Мероприятия по совершенствованию складской логистики ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»
  • 3.1. Мероприятия по проектированию нового склада (мезонин)
  • 3.2. Мероприятия по проектированию информационной системы склада
  • 3.3. Мероприятия по проектированию организационной структуры кадрового состава
  • Глава 4. Безопасность жизни деятельности на складе готовой продукции
  • Заключение
  • Список сокращений
  • Список литературы

 

Введение

Актуальность исследования. К наиболее актуальным проблемам современной науки и практики относится проблема организации логистики на предприятиях, в том числе – на уровне торговых компаний.

На современные экономические условия значительным образом повлиял мировой финансовый кризис, поэтому значимость логистики возрастает. Можно выделить пять факторов, определяющих актуальность логистики в этом контексте: экономический фактор, организационно-экономический фактор, информационный фактор, технический фактор и государственная поддержка процессов товародвижения.

В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения на всех уровнях.

В настоящее, следуя рыночным подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков с наименьшими затратами. Надежным инструментом для повышения конкурентоспособности выступают современные методы хозяйствования.

Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующими причинами:

— до настоящего времени не решена проблема обоснования площадей складов, производственных и административных помещений;

— уделяется недостаточное внимание оптимизации и распределению вложенных инвестиций в инфраструктуру логистического комплекса с целью эффективного развития предприятия;

-мало внимания уделяется диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование деятельности и разработка мероприятий по совершенствованию организации работы и технического оснащения складского процесса ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект».

Объектом исследования являются логистические процессы ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект», в частности, логистика складирования на предприятии.

Предметом исследования является совершенствование организации работы и технического оснащения складского процесса ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект».

Для достижения поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы планируется решение следующих основных задач:

  1. ознакомиться с понятием, структурой складов и их местом в логистических системах;
  2. рассмотреть критерии эффективности функционирования склада и его параметров;
  3. изучить основные задачи «технологического процесса на складе»;
  4. рассмотреть систему показателей, характеризующих эффективность складской логистики;
  5. предоставить общую характеристику организацию ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»;
  6. произвести анализ работы складской логистики ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»;
  7. рассмотреть пути совершенствования организации складского процесса ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»;
  8. произвести оценку эффективности использования предлагаемого программного продукта.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Первая глава посвящена раскрытию основных теоретических положений в логистике складирования, логистических складских процессов и анализу логистических процессов на складах предприятия.

Во второй главе раскрывается  краткая характеристика  ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект», рассматривается организация деятельности предприятии, производится анализ складской деятельности. В результате анализа  складской деятельности ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект»  выявлен ряд возможностей для совершенствования складского процесса .

Совершенствование организации работы и технического оснащения складского процесса рассмотрено в третьей главе.

Степень изученности проблемы. Вопросам организации и управления складским хозяйством на предприятиях различных отраслей экономики посвящены работы многих отечественных ученых и специалистов, в частности, Е.П.Белотелова, В.В. Дыбской, О.Б. Маликова, С.Р. Микитьянца, Д.Т. Новикова, О.Д. Проценко, А.А. Смехова, Р.Г. Соколова, Н.Д. Фасоляка, Е.А.Хруцкого, В.Е. Хруцкого, В.В. Щербакова и других.

Теоретико-методологические основы, практический инструментарий логистики применительно к проблемам отечественной экономики изложены в работах В.П. Алферьева, Н.В. Афанасьевой, М.П. Гордона, Е.А. Голикова, М.Е. Залмановой, А.В. Зырянова, К.В. Инютиной, С.А. Калашникова, В.Н. Клочкова, А.А. Колобова, Д.Д. Костоглодова, Н.К. Моисеевой, Ю.М. Неруша, О.А. Новикова, С.В. Носкова, И.Н. Омельченко, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, В.М. Пурлика, А.Н. Родникова, В.Г. Санкова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, А.А. Смехова, Л.А. Сосуновой, В.Н. Стаханова, С.А. Уварова, Л.С. Федорова, Р.В. Шеховцова и других.

Тем не менее, следует констатировать, что в работах указанных авторов недостаточно уделено внимания исследованию вопросов разработки теоретических основ и методических рекомендаций по логистизации складских процессов на предприятии.

Информационно-аналитической базой, используемой в ВКР, являются данные статистических отчетов и справочников Росстата, нормативно-методическая документация, данные периодической печати, информационные ресурсы глобальной сети Интернет, а также статистические данные, собранные и проанализированные автором по ЗАО «Восток-Сервис-Спецкомплект».

 

Глава 1. Теоретические основы организации складских логистических процессов на предприятии

1.1. Понятие и сущность складской логистики

Движение материальных потоков в логистической цепи осуществляется с помощью входящей в ее состав транспортно-складской системы. Узловыми пунктами этой системы являются различные склады.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения поступивших в них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально оборудованных местах для содержания запасов существует на всех стадиях материального потока, начиная от первичных источников сырья (например, склады бумаги) и кончая складированием готовой продукции в процессе ее продажи конечным покупателям (склады книжных товаров в книжных магазинах).

Складское хозяйство создается с целью приема материального потока с одними параметрами (размерными, качественными, временными), его переработки, накопления и выдачи с другими параметрами установленному потребителю.

Таким образом, на склады, как и на другие звенья логистических цепей, распространяется логистическое правило «семи Н»: обеспечить необходимого потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

Современный склад — это сложная система. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая формирует требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее функционирования. В связи с этим склад рассматривается в логистике не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Именно такой подход позволит обеспечить эффективность деятельности не только конкретного склада, но и всей логистической цепи, в которой он действует.

Основное назначение склада — размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

— преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

— складирование и хранение. Эти функции позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

— консолидация (объединение) и транспортировка грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

— предоставление услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.).

Поскольку склады создаются на разных участках логистических цепей, в фирмах разного масштаба и профиля деятельности, существует большое разнообразие их видов. Классификация складов проводится по разным признакам. Так, например, по принадлежности различают склады индивидуального пользования и коллективные, по характеру товаров — производственного назначения и товаров конечного потребления; по уровню автоматизации процессов — автоматизированные, комплексно-механизированные, механизированные, немеханизированные и т.д.

До настоящего времени  уделяется недостаточное внимание организации складских процессов на принципах логистики. К сожалению, в этой области мы повторяем нерациональный опыт зарубежных стран и к тому же еще существенно отстаем от них во времени. Дадим краткую характеристику развития складской логистики на примере США.

В цепи движения сырья и готовой продукции склады рассматривались, прежде всего, как место, где товары дожидаются «встречи» с потребителем. В соответствии с таким подходом к ним относились как к «неизбежному злу», источнику дополнительных издержек, почти не учитывался широкий спектр логистических операций, в которых складское хозяйство играет важную роль. Долгое время недооценивалась функция накопления и формирования нужного потребителям ассортимента товаров. Мало внимания уделялось совершенствованию процессов хранения запасов и обработки заказов потребителей. В некоторых случаях это приводило к постоянным потерям товаров.

Складские процессы были недостаточно механизированы. При поступлении заказа от потребителя продукцию вручную грузили на тележки, с помощью которых она перемещалась на отгрузочную площадку, где ее загружали в транспортное средство. Сравнительная дешевизна рабочей силы порождала беспечное отношение к использованию трудовых ресурсов.

После окончания Второй мировой войны была осознана необходимость повышения эффективности складского хозяйства. В частности, стало очевидным, что экономически неэффективно иметь большое количество маломощных складов. В связи с внедрением производственной логистики сокращалась потребность в производственных запасах сырья и полуфабрикатов. Вместе с тем росла потребность в складском хозяйстве в сфере распределения. У розничных торговых предприятий возникла необходимость держать в запасе широкий ассортимент товаров, которые было невыгодно заказывать у производителей мелкими партиями. Рост расходов на транспортировку мелких партий практически лишил розничных торговцев возможности заказывать товары непосредственно у производителей. В результате возникла необходимость в использовании складов для своевременной и экономичной поставки в магазины широкого ассортимента товаров. Оптовые склады стали важным фактором развития розничной торговли. Это привело к быстрому совершенствованию складской логистики, были созданы системы складского хозяйства, способные обеспечить потребности розничной сети. В 1970-1980-х годах быстро развивались логистические складские системы. В 1990-х годах главным направлением развития складского хозяйства стало повышение его гибкости и эффективности за счет использования новых информационных технологий.

Важность создания современных эффективных складских комплексов вытекает из тех выгод, которые они создают. Различают экономические и сервисные выгоды. В принципе склады следует включать в логистическую систему только в том случае, если выгоды от их деятельности превышают затраты. Экономические выгоды выражаются в сокращении логистических издержек, в первую очередь затрат на хранение и транспортных затрат. Экономия издержек возникает за счет консолидации, разукрупнения партий товаров, формирования ассортимента (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Выгоды складского хозяйства

 

Консолидация грузов происходит тогда, когда на складе формируется отправка, состоящая из продукции нескольких поставщиков и предназначенная нескольким заказчикам, расположенным в одной географической точке. Склад как бы «вбирает» в себя материальные потоки, поступающие от производителей, и выдает их в форме крупных отправок. Например, партии, подобранные по заказам нескольких магазинов, расположенных в одном городе, формируются в одну отправку, доставляемую одной автомашиной. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов.

Разукрупнение предполагает доставку товаров от одного производителя нескольким заказчикам в соответствии с их заказами. Этот вариант в книжном деле характерен для складов издателей. Они обеспечивают возможность получателю закупить продукцию в нужном ему объеме.

Формирование ассортимента складывается из операций по накоплению товаров разных производителей для выполнения заказов широкого ассортимента, поступающих от многочисленных предприятий розничной торговли. Выгоды такого распределительного центра проявляются в экономии затрат как производителей, так и получателей.

Услуги, оказываемые складами, не всегда напрямую ведут к сокращению затрат. Иногда затраты могут расти, но при этом повышается уровень сервиса покупателей (сокращаются сроки выполнения заказов, расширяется ассортимент, исключаются случаи отсутствия товаров в продаже и т.д.), что в конечном итоге приводит к повышению эффективности логистической системы, пользующейся услугами склада.

Логистическая задача организации эффективного складского хозяйства решается в следующем порядке:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1-й этап. Определяется, нужно ли создавать склад или лучше воспользоваться прямыми поставками.

2-й этап. Выбирается тип склада.

3-й этап. Рассчитывается оптимальное количество необходимых складов.

4-й этап. Определяются места расположения складов и размеры.

5-й этап. Проектируется логистическая система склада.

Первые четыре этапа относятся к макрологистике складского хозяйства, которая изучает логистическую систему движения товаропотоков между складами производителей и потребителей. Пятый этап относится к складской микрологистике, которая в качестве логистической системы рассматривает действующий или проектируемый склад. Целью проекта является оптимизация внутренних потоков, существующих в рамках конкретного склада.

1-й этап. Решение о необходимости склада

Избежать создания склада можно лишь в том случае, если характеристики входных, внутренних и выходных потоков в логистической системе оптимально сочетаются, что не требует создания запасов. В реальной действительности этого удается добиться далеко не всегда.

Возможны следующие основные варианты: работа по технологии «Точно в срок», не требующей создания запасов, а следовательно, складов; передача функций по организации работы с запасами сервисной фирме; создание складского хозяйства. Каждый из этих вариантов или их комбинация оценивается с точки зрения возможности получения прогнозируемой прибыли и требуемых на реализацию затрат. Сопоставив величину потенциальной прибыли с затратами на реализацию варианта, приходят к выводу о целесообразности или нецелесообразности создания склада. При проектировании логистической системы следует руководствоваться правилом: склад необходим только тогда, когда он создает преимущества в сервисе или дает снижение затрат.

Как мы уже отмечали выше, использование логистической технологии «поставщик — торговый зал» дает возможность  работать без склада. Однако не все розничные предприятия могут перейти на такую систему. Перед крупнейшими из них стоит проблема логистической оптимизации складского хозяйства (например, путем вывода складов из неприспособленных помещений, которые к тому же можно использовать для расширения торговых залов).

Серьезные проблемы оптимизации складского хозяйства стоят перед большинством издательств.

2-й этап. Выбор типа склада

Различают следующие типы складов: собственные, коллективного пользования, контрактные.

Собственным называется склад, которым владеет или управляет та же фирма, которой принадлежат хранящиеся в нем товары. При этом складские помещения могут быть собственными или арендованными. Выбор между приобретением (строительством) или арендой определяется финансовой целесообразностью. Однако складские помещения, предлагаемые в аренду, могут не подходить фирме, тогда рассматриваются варианты покупки или строительства.

Главные преимущества собственного склада связаны с высокой степенью контроля его деятельности, полномочиями принимать все хозяйственные решения, максимально приспосабливать работу склада к потребностям фирмы. Полный контроль облегчает интеграцию складских операций с другими операциями логистического процесса предприятия.

Склад коллективного пользования — это независимое предприятие, оказывающее складские услуги за определенное вознаграждение (фиксированная плата или процент от стоимости хранимых товаров). Примером такого типа складов может быть проект «Роскнигоресурс». Отдельные виды затрат на складах общего пользования часто бывают ниже, чем на собственных, что объясняется более высокой производительностью и экономией за счет увеличения масштабов деятельности. Например, возможна экономия транспортных расходов благодаря укрупнению отправок, комплектуемых из товаров нескольких пользователей склада.

Использование коллективных складов дает возможность легко менять месторасположение складской сети, размеры и количество составляющих ее элементов, т.е. гибко реагировать на колебания спроса, требования поставщиков и т.д. Фирма, имеющая собственные склады, лишена такой гибкости, так как для изменения логистической структуры ей необходимо купить новый объект и продать старый.

Контрактные склады выделились из группы коллективных складов. От последних они отличаются более широким перечнем услуг, долгосрочностью отношений с пользователями, учетом их индивидуальных требований.

Выбор типа склада производится на основе экономических расчетов. При этом учитываются логистические рекомендации общего плана. В соответствии с ними собственные склады целесообразно иметь в условиях стабильно высоких потоков товаров на хорошо известном рынке с постоянным сбытом. Наоборот, к услугам складов коллективного пользования целесообразно обращаться при небольшой мощности товарных потоков или сезонном характере запасов, при освоении нового рынка, когда уровень и стабильность продаж трудно точно спрогнозировать.

3-й этап. Расчет оптимального количества складов

Количество складов и их географическое размещение определяются местоположением потребителей и производителей, а также особенностями товаров. Количество складов в логистической системе оказывает существенное влияние на логистические издержки и уровень сервиса.

Рассмотрим процесс определения оптимального количества складов на условном примере. Допустим, что распределение товаров фирмы может быть организовано по одному из трех вариантов: первый вариант — с помощью двух складов, второй вариант — с помощью трех складов и третий вариант — с помощью пяти складов.

Очевидно, что для первого варианта характерны наибольшие транспортные расходы по доставке товаров до потребителей. В третьем варианте количество складов наибольшее, следовательно, они максимально приближены к получателям, поэтому транспортные расходы будут минимальными. Однако рост количества складов ведет к увеличению расходов на их содержание и эксплуатацию, на доставку товаров из мест производства на склады, управленческих расходов. Возможно, что рост этой группы затрат может превысить эффект от экономии транспортных издержек по доставке товаров к получателям. Таким образом, при изменении числа складов в системе распределения одни виды затрат растут, а другие — снижаются.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

4-й этап. Определение места расположения складов и их размеров.

Территориальное размещение складов и их размеры определяются мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона обслуживания, размещением в нем потребителей и производителей, развитием транспортной инфраструктуры, требованиями клиентов к качеству обслуживания (скорости, бесперебойности, надежности выполнения заказов) и множеством других факторов.

Основными правилами логистики при проектировании складской системы являются:

— складская логистическая сеть должна быть максимально приближена к точкам конечного сбыта;

— пути товародвижения должны использоваться как можно чаще;

— на всех этапах товародвижения необходимо обеспечивать перемещение максимально укрупненных логистических единиц на максимально возможное расстояние. В реальности на расположение склада влияет наличие транспортных магистралей, пригодных помещений.

Соблюдение этих правил дает существенную экономию логистических затрат в распределительной системе.

Существуют три варианта размещения складов: вблизи получателей, вблизи производителей, промежуточное размещение. Обычно склады размещают вблизи получателей, чтобы оперативнее пополнять запасы клиентов. Главным критерием при оценке работы этих складов является обеспечение необходимого качества услуг получателям (например, розничным торговцам). Быстрое реагирование на изменение их потребностей позволяет сократить расходы от упущенных продаж, снизить запасы товаров у получателей. Ассортимент товаров такого склада очень широк, продукция поставляется многими производителями, расположенными в разных местах. При выборе места для склада целесообразно располагать его ближе к потребителям, занимающим значительную долю в поставках, или в местах концентрации многих потребителей. Это обеспечит минимизацию транспортных расходов.

Размещение складов вблизи мест производства товаров обеспечивает возможность формирования крупных отправок в адрес получателей. Такая система складов эффективно действовала в советское время: крупнейшие склады находились в городах, где основная масса продукции (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов и др.). Они обеспечивали доставку товаров достаточно крупными партиями на  базы в областных центрах.

Промежуточное размещение складов может быть эффективным, если и производители, и получатели размещены достаточно равномерно и среди них нет очень крупных объектов, к которым целесообразно приближать склады.

Складская система может быть двух типов:

1) состоящая из нескольких однотипных складов, имеющих свои регионы деятельности;

2) состоящая из одного (или нескольких) крупного центрального склада (приближенного к производителям) и группы менее мощных, получающих товары от этого склада и обслуживающих свои регионы.

Данный этап, так же как и все другие, требует учета большого количества разнообразных факторов. Кроме того, в ходе проектирования складской системы должно быть проанализировано и оценено большое количество возможных вариантов организации складского хозяйства. Все это требует применения современных экономико-математических методов, компьютерных программ для моделирования и расчета эффективности вариантов. Кроме специальных компьютерных программ применяются методы экспертной оценки и другие.

5-й этап. Проектирование логистической системы склада

Ранее мы рассматривали склад как элемент системы товародвижения от источников к потребителям. Однако любое складское предприятие, являясь элементом некоторой логистической системы, само представляет сложную систему, состоящую из элементов (здание, оборудование, товары, кадры, информация и т.д.). Для эффективного функционирования склада необходимо организовать функционирование всех составляющих его элементов в едином логистическом комплексе.

Любой склад обрабатывает три вида материальных потоков: входные, внутренние, выходные (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Логистическая схема склада

 

Входные потоки обрабатываются с помощью логистических операций разгрузки транспортных средств и приема, внутренние — с помощью операций размещения на хранение, отборки, комплектования и упаковки отправок, выходные потоки предполагают погрузку на транспортные средства.

В соответствии с этой последовательностью операций по движению материального потока можно выделить три группы логистических операций управления:

— управление поступлением товаров (снабжение запасами, контроль поставок, организация транспортных средств, осуществляющих доставку на склад, контроль качества);

— управление внутрискладскими операциями;

— управление сбытом товаров (оформление и экспедирование, организация транспортных средств, осуществляющих доставку получателям, контроль выполнения заказов, информационное и другое обслуживание получателей).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5