1 2
Оглавление
Введение
1 Психолого-педагогическое обоснование проявления страхов у детей младшего школьного возраста
1.1 Страх как психологическая категория
1.2 Причины возникновения детских страхов
1.3 Виды страхов и их характеристика
1.4 Психологические методы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста
2 Опытно-педагогическая работа по снижению уровня страхов детей 1 класса МКОУ « Беловская СОШ»
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для педагогов и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга.
В наше неспокойное время с его стремительным ритмом жизни, с новыми требованиями, предъявляемыми к личности человека, с активным внедрением во все сферы жизни новинок технического прогресса, становится всё труднее сохранить равновесие, особенно в плане психического здоровья.
Если мы, будучи детьми, боялись прививок и Бабы Яги, то у современных детей куда более серьёзные поводы для волнений. И все их многочисленные переживания нередко перерастают в страхи.
Страх – это психологическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств – тревоги, беспокойства и других, в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности [3; с.15 — 16].Так по полученным данным количество детей младшего школьного возраста с устойчивыми страхами в 1995 – 2005 годы составило 80 % в сравнении с 1980 – 1983 годами, где таких детей было от 12 % до 16 %, в 1990 – 1993 годы — 70 % — 72%. Это свидетельствует о том, что число детей, подверженных страхам, увеличивается.
Как известно, страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями, страх оказывает наиболее сдерживающее влияние:
а) ограничивается восприятие;
б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме;
в) мускулы напрягаются;
г) сокращается число степеней свободы в поведении. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье [8; c. 3 — 4].
Основные страхи у детей младшего школьного возраста связаны с изменением социальной ситуации развития, поступлением ребенка в школу. Не случайно появился термин «школьная фобия», обозначающий большое количество страхов, вызванных различными ситуациями школьного взаимодействия (страх ответа у доски, страх сделать ошибку, страх проверки знаний и т.д.).
Практически каждый ребенок в начальной школе требует психологической поддержки.
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Из вышесказанного, выбор данной темы можно обосновать следующими причинами:
- Резкий рост страхов у детей младшего школьного возраста.
- Изменение качества страхов.
- Отсутствие специальной работы со стороны учителей, направленной на снижение уровня страхов у учащихся.
- Слабая разработанность данной проблемы в области особенностей младших школьников. Рассматривая данную проблему в своей работе, мы опираемся на понятие страха из психолого-педагогического словаря под редакцией Северной А.А., Толстых Н.Н.
Страх – это психологическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств — тревоги, беспокойства и других, в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности [31; c. 45 — 46].
Страх – это реакция на угрозу человеку как существу биологичному, когда опасности подвергается жизнь человека, его физическая цельность.
Проблемой возникновения и коррекции страхов занимались как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Важнейший вклад в развитие данной проблемы внесла доктор медицины из Австралии Гизела Эберлейн. Она рекомендует аутогенную релаксацию, которая в последнее время получила широкое признание в качестве одного из лучших методов коррекции эмоциональной сферы.
Но эффективность её практического применения мало известна. Г. Эберлейн также предлагает суггестивную терапию внушения.
В отечественной психологии широко представлены исследования врача-терапевта, доктора психологических наук А.И. Захарова. В своей книге «Дневные и ночные страхи» он предложил два основных метода — игровая коррекция и коррекция рисованием.
По аналогии с А.И. Захаровым Р.В. Овчарова считает, что преодолению страхов способствует использование рисования и игровой терапии. Данная программа представлена в её книге «Практическая психология в начальной школе». М.И. Чистякова использует психогимнастику в качестве коррекции страхов.
Проблема исследования заключается в выявлении условий эффективной коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: способы коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, при которых коррекция страхов детей будет эффективной ; апробировать эти условия опытно-педагогическим путем.
Гипотеза исследования: степень выраженности и количество страхов можно сократить при соблюдении следующих условий:
- Своевременное выявление уровня страхов у детей.
- Изучение причины их появления.
- Систематическое и целенаправленное проведение коррекционно – развивающей работы с учётом индивидуально — возрастных психологических особенностей.
Задачи исследования:
- Систематизировать и обобщить основные теоретические положения по проблеме страхов детей.
- Выявить причины возникновения страхов.
- Составить программу по коррекции страхов у младших школьников и апробировать её на практике.
В качестве методов исследования были использованы:
- Высокоформализованные методы: тесты.
- Малоформализованные методы: беседа, наблюдение.
- Метод качественного и количественного анализа результатов.
Глава 1 Психолого — педагогическое обоснование проявления страхов у детей младшего школьного возраста
1.1 Страх как психологическая категория
Страх — это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации [4; с. 67 — 68]. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасности.
Страх – аффективное (эмоциональное заострённое) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
Р. В. Овчарова считает, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Согласно 3. Фрейду, страх – это — состояние аффекта,объединение определённых ощущений ряда удовольствия — неудовольствие с соответствующими иннервациями, разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определённого значимого события.
А. Адлер считал, что страх протекает от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.
Уильям Джеймс и Карл Ланге независимо друг от друга пришли к выводу о том, что переживаемое соматическое состояние и есть эмоция: мы боимся, потому что дрожим. Начиная с середины 1950-го года когнитивные психологи бросили вызов этой теории Джеймса-Ланге, продемонстрировав, что уже сами мысли могут вызвать такие же физиологические изменения, которые можно наблюдать в реальной ситуации опасность. В начале XX столетия Джон Б. Уотсон экспериментально продемонстрировал условно-рефлекторные или приобретённые аспекты страха.
Еще М. А. Кузьмина сказала: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам» [6; c. 89].
По мнению А.И. Захарова: «Лично обусловленный страх предопределён характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми» [3, c. 89 — 90].
Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симптомических реакций. Страх часто различается с тревогой по одному из двух оснований:
а) страх рассматривается как включающий определённые объекты или события, в то время как тревога считается более общим эмоциональным состоянием;
б) страх — это реакция на присутствующую в данный момент опасность, тревога на ожидаемую или предполагаемую.
Страх — это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного и вредного стимула.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же эмоционально неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича».
В свою очередь страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет своеобразный канал для выхода лежащей под ним тревоги. Страх и тревога — два понятия, объединяемые одними авторами и разделяемые другими авторами. Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:
- Тревога-сигнал опасности, а страх-ответ на неё.
- Тревога скорее предчувствие, а страх-чувство опасности.
- Тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх тормозящим воздействием.
- Тревога более характерна для лиц с холерическим, а страх- с флегматическим темпераментом.
- Стимулы тревоги имеют общий, неопределённый, абстрактный характер, страх — определённый и конкретный характер, образуя психически замкнутое пространство.
- Тревога, как ожидание опасности проецирована в будущее, а страх, как воспоминание об опасности, имеет своим источником, главным образом, прошлый травмирующий опыт.
- Несмотря на свою неопределённость, тревога в большей степени рациональный, а страх – эмоциональный феномен.
- Тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.
Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха (страх страха), то здесь на лицо высокий уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях [23; с.130].
Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.
Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях (фобия) [21; с. 14].
Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности.
Происхождение страха двояко:
1) как прямое следствие травматического фактора;
2) как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора.
Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.
Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести. Единственное место сосредоточения страха — Я.
Согласно Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.
В психоанализе особо выделяются такие формы:
1) страх свободный — общая неопределенная боязливость;
2) многообразные фобии, когда страх накрепко связывается с определенными содержаниями представлений;
3) спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и других формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта страха или приступа страха свободного, которые или сопровождают симптомы, или же выступают независимо от каких-либо условий и без видимой обусловленности внешней опасностью [13; с. 36].
Страх реальный — рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх свободный — общая неопределенная боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «страха ожидания» или «боязливого ожидания». Страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх [14; с. 84].
Итак, страх — реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.
Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой [17; с. 32].
Естественные сигналы опасности, на которые человек биологически предрасположен реагировать страхом, — это боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта, высота, нечто незнакомое.
Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся, также сопровождается страхом.
Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха — болезнь, психическое расстройство.
В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он проявляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга [8; c.10]. Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении [8; c.11].
1.2 Причины возникновения детских страхов
В зависимости от причины, вызывающей чувство страха, выделяют следующие группы: биологический, общественный, моральный и разобщённый страхи. При этом проявления боязни могут быть одинаковыми вне зависимости от причин ее возникновения. Остановимся на биологических причинах возникновения страха.
Биологический страх возникает, когда существует угроза жизни или продолжению вида. Угроза может исходить извне или изнутри организма.
Когда угроза исходит извне, она ясно осознается. Интенсивность испытываемого страха зависит от возможности человека действовать. Любое возможное действие – бегство, драка, и даже возможность самому лишить себя жизни – уменьшает интенсивность испытываемого страха.
Парадоксально, но страх, как правило, исчезает, когда мы непосредственно находимся перед лицом опасности. Природа поставила человеку предохранитель – страх, чтобы мы не подвергали себя лишнему риску. Но природа, же и позаботилась, чтобы страх не мешал борьбе за жизнь.
В общих чертах это выглядит так: страх растет по мере приближения к источнику опасности, причем из-за эмоционального напряжения кажется, что время тянется невообразимо медленно, а расстояние постоянно удлиняется. В момент, когда происходит встреча с источником опасности, чувство страха внезапно слабеет, разряжается в действии (бегстве или борьбе).
Чувство страха на самом деле как бы подготавливает человека к встрече с грозящей ему опасностью, а когда момент наступает, страх не нужен, он теряет свой смысл. Когда угроза миновала – человек испытывает, как минимум облегчение, что на этот раз удалось выпутаться, а как максимум — чувство восторга по поводу победы.
Этот цикл — «ожидание – разрядка – покой» — наблюдается во всех ситуациях, связанных с сильными переживаниями.
Относительно общественного страха, известно, что человек — единственный представитель животного мира, который рождается совершенно не приспособленным к самостоятельному выживанию. И во взрослом состоянии человек зависит от общества. Общество – это зеркало, которое отражает наше поведение. Видя, как окружающие люди реагируют на тот или иной поступок, человек может вносить коррективы в свое поведение. Человек никогда не сможет избавиться от общественного влияния. Основа связи с окружающим миром закладывается в раннем детстве, и если эта связь нарушается – возникают угроза и, следовательно, страх.
Моральный страх возникает при дальнейшем развитии общественного страха. Обратная связь с окружением становится своеобразным внутренним судьей, голосом совести. Человек начинает принимать мнение окружающих о себе за свое собственное. Таким образом, все то, что было снаружи, когда ребенок учился основным нормам общества, поселилось у него внутри, в качестве критерия «правильности» собственного поведения. При этом часто возникает конфликт потребностей человека с его понятием о долге, морали. Так, по мнению З. Фрейда, возникает страх моральный.
Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения страхи, дополняются социально-опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально-опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих
страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет — страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых проходит формирование личности ребенка.
Л. Г. Скоробогатова выделяет следующие причины возникновения страхов:
Первая причина — это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … «нехороших» людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
Вторая причина — не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности.
Третья причина — это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Причина четвертая — тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он — единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Причиной возникновения страха может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают, услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.
Продолжающийся процесс урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может отражаться на эмоциональном развитии детей.
Общение с детьми у родителей, которые без конца поучают, строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном уровне. Вследствие этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.
Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают в семье главой мать, а не отца.
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания сразу успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения и не достаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые не всегда их устраивают в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота — это главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с их ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни, по заранее составленному плану, выполняющего роль, своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети формально правильное, но недостаточно эмоциональное, теплое и нежное отношение к матери воспринимают с беспокойством.
Таким образом, можно говорить о том, что большинство страхов родом из детства. При поступлении ребёнка в школу, изменении его статуса, окружающей обстановки и т.п., страхи могут обостряться. Кроме того появляется множество новых переживаний и страхов.
1.3 Виды страхов и их характеристика
Часто путают страх с инстинктом самосохранения. Чтобы убедиться в противоположном, достаточно вспомнить симптомы страха. Обычно это так: человек дрожит, постоянно колеблется в своем решении, переживает глубочайший стресс. Скорее в таком состоянии оно станет пассивной жертвой обстоятельств. Кажется, страх более походит на механизм самоуничтожения. Вряд ли можно найти более изощренную болезнь, чем страх. Можно бояться заболеть язвой желудка, можно бояться попасть в авиакатастрофу и попасть в нее.
Отсюда мы можем выделить основные виды страха:
Страх перед физическим воздействием. Многие боятся заболеть, покалечиться, умереть, в конце концов. Но, как известно, обычно случается именно то, чего человек боится.
Человек может бояться в разные периоды своей жизни разных последствий для своего тела. Это можно назвать коллекционированием страхов и их результатов. Одно из свойств страха — то, что он не дает сосредоточиться ни на чем кроме себя. Конечно, спасает то, что у человека их, как правило, более одного. Один мощный страх может поглотить все остальные, вместе с их хозяином.
Страх перед одиночеством. Многие люди боятся остаться одни. Как и в случае любого другого страха, они совершают странные поступки. Одним можно остаться и среди других людей. Отсюда странное желание походить на других, желание найти людей, которые похожи. Конечно, идеально похожих людей найти сложно. Но человека, который боится остаться один, это не останавливает.
Страх перед неизвестностью. Человек не может точно знать, что с ним будет через год или на следующий день. Поддаваясь влиянию этого вектора страха, люди окружают себя шарлатанами. Некоторые начинают просчитывать свою жизнь, пытаются сделать запасы продовольствия. Другие от страха перед завтрашним днем убеждают себя, что все предопределено, и пассивно движутся по воле обстоятельств.
Страх перед людьми. Как утомительно думать о том, что другие думают о вас. Так проявляет себя страх перед людьми. Человек многим жертвует, чтобы кто-то о нем случайно не подумал дурно. Люди внушают друг другу страхи своими замечаниями. Некоторых просто пугают недобрые люди. Страх перед людьми может развиться в шизофрению, паранойю, манию величия или преследования, истерию. Страх видимо не симптом, а причина этих болезней. Такой страх порождает эгоизм, жадность, зависть, ревность, ненависть.
Страх перемен. Перемены свойственны человеку и всему живому. Человек меняется каждую секунду потому, что меняется все вокруг. Человек повернул голову, и уже все изменилось, т.к. человек видит, слышит, обоняет уже под другим углом. Необходимо мгновенно приспосабливаться, иначе не выжить. Но находятся все-таки люди, которые убеждают себя в том, что нисколько не изменились за последнее время. Действительно, это трудно заметить, но из логики это следует элементарно. Получается, что такие люди боятся перемен. Перемены страшны им не только внутри, но и вокруг. Они пытаются выстроить вокруг себя жесткий скучный мир без изменений. Но это невозможно, и, когда рукотворная иллюзия рушится, они страдают, т.к. не способны смириться с изменчивостью природы.
Страх перед нулём. Нулевой страх самый загадочный. По сути, это страх перед пустотой. Многие боятся внутренней пустоты, пустоты в других людях. Этот страх толкает людей говорить лишние слова, думать о совершенно ненужных вещах. О смысле жизни, или о том, что будет через тысячу лет. Человек, боящийся нуля, забивает себе голову информационным мусором и проверяет его наличие у других. Все идет к тому, что такой человек окончательно запутывается в себе. Вся его оставшаяся жизнь проходит в попытках развязать «гордиев узел».
Страх перед собой. Люди очень способные существа. Неудивительно, что они боятся применить свои способности во зло или впустую их исчерпать. Человек часто борется с собой и боится себя покалечить. Некоторые боятся своих способностей к сверхъестественному. Вместо того чтобы с ними совладать, пытаются забыть о них. Но, когда человек себя плохо контролирует, он пьян, зол, счастлив, могут пострадать другие люди.
Страх способен управлять человеком, ведь он делает его практически беспомощным и уязвимым. Люди постоянно пугают друг друга. Запугивание — это незаменимый для многих элемент общения, так появились на свет шантаж, угрозы, разбой. Но те, кто пугают, боятся сами, и потому не способны ответить за все свои угрозы.
Человек, не подверженный страхам, уже не человек, а нечто свободное и совершенное.
Страхи конкретного содержания, навязчивые переживания страхов называют фобиями. Рассмотрим некоторые из них.
Клаустрофобия.
Болезнь попавших в землетрясение, застрявших в лифте и спелеологов. Иногда это состояние возникает при сильном испуге, связанном с попаданием в замкнутые тесные помещения, в которых, по мнению фобика, имеет место быть угроза его жизни, актуально также и для подводников, пассажиров самолетов. Подойдет также и любой другой транспорт, лишь бы была вероятность разбиться. Испуг смесь из неожиданного поворота событий и неготовности к нему человека (ну собственно, тогда бы он не был неожиданным, этот поворот событий). Испуг вызывает естественную реакцию избежания (жажду покинуть опасное место), а стенки лифта — не дают. И какое место ни выберешь внутри этого помещения — угроза не снимается, так как угрожает самому помещению целиком (лифту, самолету, метропоезду). Страх обусловливается закрытостью или теснотой помещения, не позволяющими удалиться из опасной зоны [18; с. 84].
Агорафобия — антоним клаустрофобии.
Агорафобик боится, наоборот, открытых пространств (городская площадь, поле, поверхность моря). Трудно сказать, от чего она берется, можно только предполагать. Если клаустрофобик когда-то испугался, что некуда бежать, то агорафобик испугался, что некуда спрятаться. И там, и там — страх за себя (какая-то ситуация испуга), но стратегии разрешения этого страха у людей разные [17; с. 89].
Мезофобия.
Мезофобия — навязчивый страх заражения, попадания инфекции и после — дующего заболевания. Если раскрывать более тонко, но еще в рамках психиатрии — это страх проникновения чего-то вовнутрь тебя. Если еще тоньше — страх вредоносного вторжения другого живого в твое беззащитное живое, и его паразитизм за счет тебя [6; с. 44.].
Cтрах высоты.
Человек попадает в ситуацию, когда есть обо что разбиться, падая вниз, и, как будто, специально: руки-ноги ватные, глаза безумные, пот градом. Как раз тогда, когда надо проявить максимум сноровки, чтобы выбраться из опасности [4;с. 156].
Зоофобия.
Боязнь животных. Сложна тем, что дробить ее на подфобии можно долго. Например, на боязнь мышей, собак, крыс, змей, тараканов, пиявок, рыб. Список явно можно пополнить за счет индивидуальных случаев — наверняка найдется много людей, неравнодушных к какому-то конкретному виду животного [4; с. 156].
Аквафобия, или водобоязнь.
Ксенофобия, боязнь незнакомых людей.
Возможно, что-то близкое к детским «пугалкам» милиционерами, дядьками, мужиками и остальными, которые — заберут с собой, если не будешь слушаться [11; с. 67].
Л. Г. Скоробогатова выделяет две большие группы страхов «врожденные» и «приобретенные».
Страхи, названные «врожденными» сопровождают определенный возрастной период развития.
У детей до года оно выражается в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается — ребенок спокоен, мать напугана — соответствующим образом реагирует и малыш.
Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: — остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными.
В 2-3 года бывает страх наказания и страх боли (при посещении врачей). Типичен для младшего возраста страх одиночества и темноты. Дети требуют, чтобы не выключали свет в комнате или, не всегда четко объясняя причину, стараются заснуть в постели родителей.
Чуть позже (у мальчиков в 3 года, у девочек — в 4) появляются страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Собственные фантазии соединяются у ребенка с впечатлениями, полученными извне, и могут излишне возбуждать психику, вызывать страхи. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.
У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде — своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие — гроза, ураган, пожар — ассоциируется у него с угрозой для существования.
Детям школьного возраста свойственны усиление ответственности, социальной активности, рост самосознания. Поэтому у них преобладают страхи порицания и наказания. Особое место у школьников занимают страхи устных ответов, заикания и в целом опасение оказаться несостоятельным в той или иной деятельности. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах.
Теперь о «приобретенных» страхах. Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные и дневные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно с выражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать или защищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниям удается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первую минуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с ним невозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпает вновь. Наутро ребенок полностью или частично забывает о ночных переживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания. Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза в неделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можно уловить связь с психотравмирующей ситуацией.
Причиной ночных страхов могут стать разные житейские коллизии — пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно если ребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные истории перед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы. Дневные страхи в младшем детском возрасте, имея тенденцию к повторению, легко приобретают характер навязчивых. Типичны для этого возраста страх одиночества и страх темноты. Они наблюдаются даже у здоровых детей, но особенно характерны для больных, сосуществуя при этом с другими симптомами психических болезней. Родители в этих случаях вынуждены брать ребенка к себе в постель, не гасить в его комнате свет и пр.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф