1 2
1.4 Психологические методы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста
Выделяют следующие методы коррекции страхов:
а) Рисование страха.
Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии мы предлагаем ребёнку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.Если ребёнок отказывается работать на обратной стороне листа, тогда психолог в присутствии ребёнка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.
б) Сочинение рассказа на тему страха.
Задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.
Использование игры, небольших представлений и инсценировок.
На занятиях в группах детям следует придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был…» или «Однажды…». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом» не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление. В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот, наконец, он появляется», «Ссора с другом» и т.д.
в) Использование фильмов ужасов.
Несмотря на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.
г) Фантазирование.
Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях следует попросить невротического ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Предлагать ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся отношений с родителями.
Однако, лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.
Рассмотрим более широко методы коррекции страхов, не связанных с нарушением личностных отношений (по Е.И.Рогову).
- Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка. Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача — научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Каждая новая игра, прогулка и т.п. будут закреплением достигаемого эффекта, а расширение игры, включение в нее новых элементов увеличит количество объектов, вызывающих положительные эмоции у ребенка.
- Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре.
Этот метод является специфичным для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Разыгрывание страха в игре помогает изменить личностные отношения, отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, не экстремальных ситуациях.
Эмоциональное переключение.
В этом методе важен не смысл переключения, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.
Подражание и заражение.
Ребенок подражая взрослому не только в поведении, но и заражается его оценками. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди, либо они должны заняться состоянием своей психики.
Эмоциональные качели.
Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное). Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. В «эмоциональных качелях» ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием.
Эмоциональный конфликт.
Поскольку страх — эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, так как страх – иррациональное явление, а происходить опосредованно: либо через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха, либо через формирование дополнительных отношений, которые устраняют страх.
Деятельностная терапия.
Если ребенку нечем заняться, то он либо изобретает какие-то, не совсем просоциальные занятия, игры, либо вновь возвращается к своим переживаниям, становящимся, таким образом , навязчивым и постепенно обрастающим все новыми образованьями, которые препятствуют появлению других переживаний. Замена ничегонеделанья деятельностью- общая оздоровительная процедура для психики.
Куклотерапия.
Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимыми героями мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «странную историю» и успешно справляется с ней. Важно, чтобы в рассказе были начало, кульминация(когда главному герою что-либо угрожает) и развязка(герой побеждает). По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и, достигнув максимальной выраженности, сменяться Эмоциональными бурными поведенческими реакциями (плач, смех и др.), в результате которых снимаются напряжение и тревога.
Другие приемы.
а) Анатомирование страха.
Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет. Как он устроен, «откуда берется», зачем нужен. Такие беседы устраняют «пробелы» в знаниях и, следовательно ,в восприятии ребенка, которые прежде запомнились приписыванием этому предмету опасных, страшных для ребенка качеств. Занятия проводятся в форме беседы-игры и не самим страхом, а с личностными отношениями ребенка и причинами, их породившими.
б) Манипулирование предметом страха.
Возможность управлять пугающим предметом, держать его в руках, чувствовать себя больше и сильнее его помогает ребенку приобрести ощущение превосходства, властвования над предметом страха. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т.д.) то не следует его останавливать.
в) Штриховка, стирание и рисование страха.
Эти методы также направлены на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха.
г) Привыкание к страху (десенсибимезация).
Десенсибимезация — уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения
Взрослого к страшному для ребенка объекту.
Выше приведенные методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений позволяют снизить уровень тревожности или полностью освободиться от страха.
Рассмотрим теперь методы коррекции страхов, связанных с нарушением личностных отношений (А. М. Прихожан).
- Метод проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха. Ребенку предоставляется возможность в символической форме достичь объект страха и овладеть им, то есть стать сильнее его, в чем-то превзойти. Для игры подбираются также персонажи и игрушки, их «овеществляющие», которые представляют для ребенка объект его страха, его самого и , в зависимости от конкретного случая, других необходимых для разворачивания сюжета персонажей. Основная задача состоит в том, что бы изменить отношение ребенка к объекту его страха, дать ему возможность почувствовать, что он сильнее или умнее того, кого (чего) боится.
- Анализ сновидений.
Этот метод помогает стимулировать бессознательные переживания у ребенка; помочь ему справиться с событиями окружающей действительности, вызывающими тревогу.
Психодрама.
Этот метод групповой психотерапии, заключающийся в разыгрывании больными сцен из жизни, в которых воспроизводится, конкретные ситуации и создается возможность адекватно отреагировать на них.
Психологическое консультирование родителей.
Этот метод анализирует мотивы воспитания семьи; снимается тревожность у родителей в связи с переживанием внутри семейного кризиса, создается активная установка на психокоррекционную работу. А также родители инструктируются по поводу того, какие их действия могут принести пользу, а какие вред ребенку.
«Закаливающие» и тренирующие личность процедуры.
- под некоторым присмотром ребенку сделать какие либо самостоятельные покупки в некотором отдалении от родителей;
- позволить общаться со сверстниками.
Глава 2 Опытно-педагогическая работа
2.1 Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы была проведена опытно-педагогическая работа на базе МКОУ «Беловская СОШ», в 1 классе, занимающемся по программе Н. Ф. Виноградовой. Работа проводилась с 20 апреля 2019 г. по 17 мая 2019 г. В опытно-педагогической работе участвовало 28 учащихся.
Опытно-педагогическая работа состояла из трёх этапов: констатирующий замер, формирующий эксперимент, контрольный замер.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов опытно-педагогической работы:
1) Констатирующий замер.
Цель:
1) выявление уровня тревожности и страхов детей 1 класса;
2) определение возможных причин проявления тревожности и страхов учащихся.
Констатирующий замер проводился с использованием следующих методик: методика «Оценка выраженности объектных школьных страхов у детей младшего школьного возраста» (В. А. Петченко).
Цель: выявление степени невротизации ребёнка, связанной с успешностью в сфере межличностных отношений, с его психической стабильностью.
Методика представляет собой четырёхбалльную шкалу, по которой оцениваются определённые локусы, связанные со школой, общением с учителем, вовлечённость в учебную деятельность, ситуациями общения в школе и с учебным взаимодействием.
Все ситуации, используемые в методике, можно поделить на семантические общности, сравнительно полно отображающие взаимодействие субъектов, различные явления, предметы, объекты учебной деятельности младшего школьника.
Поскольку в первом классе у детей ещё преобладает наглядно-образное мышление, для оценки страха использовалась графическая ранговая шкала: нарисованные на карточке три окружности разного размера, от маленького до большого, символизирующие размер страха.
Отрицание страха оценивалось в 0 баллов. Совсем маленький страх (состояние испытывается в небольшой степени) — 1 балл. Небольшой страх (состояние страха испытывается в средней степени) – 2 балла. Страх большой (состояние страха испытывается в сильной степени) – 3 балла.
Детям показывалась данная образная шкала и давалась инструкция: «Я буду называть вам разных людей, события, ситуации, которые могут происходить с вами в школе, а вы будите говорить или показывать по таблице, насколько вы боитесь этого. Маленький кружок можно показать, когда вы немного, совсем чуть – чуть, боитесь названного, средний кружок – когда вы довольно сильно боитесь того, что вам назвали, и самый большой кружок вы покажите тогда, когда в названной ситуации вы чувствуйте очень сильный страх. Попытайтесь определить размер своего страха – какой он: маленький, средний или большой. Если вы вообще не боитесь названного, то скажите об этом».
Со второго класса детям предлагалась несколько иная инструкция: «Я буду называть вам разных людей, события, ситуации, которые могут происходить в школе, а вы будите говорить или показывать, насколько вы боитесь этого: совсем не боитесь; чуть – чуть страшно; страшно; очень сильно страшно».
Наглядно же детям предлагался список перечисленных выше степеней проявления состояния страха.
Выбор оценивался на всех этапах эксперимента соответственно в 0 баллов – совсем не боюсь (нет круга в первом классе); чуть – чуть страшно – 1 балл (маленький круг в первом классе); страшно – 2 балла (средний круг в первом классе); очень сильно боюсь – 3 балла (большой круг в первом классе). Список ситуаций для оценивания на всех этапах лонгитюдного эксперимента был идентичен.
Методика шкалированной оценки степени выраженности школьных объектных страхов детей младшего школьного возраста основывается на порядковой шкале, в которой ранжируются степени испытывания детьми состояния страха (от 0 до 3 баллов). В данной шкале нулевая отметка не произвольна, а обозначает полное отсутствие измеряемого свойства или же, как в нашем случае, осознание субъектом степени испытывания состояния страха как «нулевого» — не страшно, совсем не боюсь.
Определение индекса трудности для каждого пункта задания
Для определения индекса трудности полученные первоначально сырые баллы по каждому пункту опросника для всей выборки детей были перекодированы: степени испытывания состояния страха в 0 и 1 балл приписывалось значение 0, т. е. считалось, что задание не представляет трудности. Степени испытывания страха в 2 и 3 балла приписывалось значение 1, т. е. считалось, что задание представляет трудность для испытуемых. Далее рассчитывался индекс трудности для каждого задания по формуле:
Ит= Сумма баллов по данному заданию x 100%
Общ. кол-во пунктов данного задания
Считается, что для опросников оптимальный индекс трудности заданий должен составлять от 20% до 80%.
Нормирование результатов
При нормировании полученных результатов в опросниках эффективно использовать стобалльную систему оценки. Для этого первоначально полученные сырые баллы по сумме испытывания состояния страха по всей выборке детей были переведены в Z – оценки по следующей формуле:
Z- оценки = (Х – Хср.)/q,
Где: Х – суммарный результат конкретного испытуемого; Хср. – среднее арифметическое по выборке; q – стандартное отклонение для данной выборки.
Далее Z – оценки были переведены в стандартные Т – оценки по формуле:
Т = 50+10 х
Достоинством методики является её относительная компактность, быстрота проведения и обработки результатов. Не менее существенным достоинством является её узкоспециализированность: оценка именно школьных объектных страхов детей; пригодность при использовании для учащихся начальной школы; возможность определения локусов школьной среды, вызывающих наибольшие страхи ребёнка.
К недостаткам можно отнести проявление некоторой степени социальной желательности. Однако данные проблемы преодолимы: методика сама по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, а степень адекватности рефлексии детей младшего школьного возраста.
Тест «Школьная тревожность» (Р. Теммла, М. Дорки, Е. Амена).
Цель: определение детей с подленной школьной тревожностью.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играете малышом).
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми)
Рис.6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
Рис.8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве)
Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).
Рис.12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию следующего содержания: (Приложение Г)
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
- Объект агрессии. « Как ты думаешь? какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) одевается».
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
Веселое или печальное? Он (она) в ванной».
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этот. ребенка: веселое или печальное?».
- Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой?».
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».
Во избежание выбора у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.
Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Методика «Рисование страхов» (А. И. Захарова).
Цель: определение видов страхов, испытываемых младшими школьниками.
Время: 40 мин.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идет обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
Что изображено на рисунке? Расскажи о нем подробнее.
Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
Изменилось ли твое отношение к данному страху теперь? [17, с. 146]
2.2 Анализ результатов исследования
Проведя методику «Оценка выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста» (В. А. Петченко ) получили следующие результаты:
7% (2 ребёнка) имеют низкую степень выраженности объектных школьных страхов;
50% (14 детей) имеют среднюю степень выраженности школьных страхов;
43% (12 детей) имеют высокую степень выраженности объектных школьных страхов.
Тест «Школьная тревожность» показал :
14% (4 ребёнка) имеют низкий уровень тревожности;
43% (12 детей) имеют средний уровень тревожности;
43% (12 детей) имеют высокий уровень тревожности.
Рассмотрим качественную характеристику каждой группы детей.
У детей с низким уровнем тревожности достаточно низкий показатель по степени испытывания состояния страха. При таком показателе можно говорить о благоприятном влиянии школьной среды на психическое и личностное развитие ребенка. У них нет проблем в сфере межличностных отношений. Эти дети активны на уроках и переменах, всегда находятся в окружении других детей. К ним обращаются за помощью во время учебы, т.к. все дети имеют хорошие оценки. Они внимательны на уроках, не агрессивно относятся к замечаниям, адекватно оценивают себя и свои возможности. У этих детей не наблюдаются аутичные тенденции в поведении, эмоциональная расторможенность и нестабильность. Причины благополучности этих детей кроются в следующем: во время беседы с учителем было установлено, что эти дети из полных благополучных семей, родители уделяют им достаточное времени, интересуются их успехами и неудачами в учебе. Также после анализа медицинских карт было установлено, что эти дети не имеют серьезных физических отклонений. Отсюда видно, в чем причины низкого уровня тревожности детей.
Рассмотрим, чем характеризуется дети со средним уровнем тревожности и страхов: состояние этих детей дееспособное, соотносящееся с учебной успешностью. Но уровень тревожности этих детей средний или чуть выше среднего. Это отражается на школьной жизни ребят: они достаточно нервозно относятся к ответу у доски, даже если знают учебный материал, боятся неправильных ответов, в результате чего их трудно включить в учебную деятельность. Большинство из них предпочитают слушать молча, не показывая свою заинтересованность, хотя домашние задания они выполняли правильно, из чего было видно, что учебный материал усвоен достаточно глубоко и осознано. Несмотря на пассивность этих детей на уроках, учатся из них многие на «4» и «5».
Все дети этого уровня очень отзывчивы, жизнерадостны, с энтузиазмом воспринимают просьбы помочь в чем-либо, как и к своим товарищам.
Нами выявлены причины повышенного уровня тревожности. Можно назвать следующие:
- Неполные семьи.
- Занятость родителей.
Но самой запущенной группой являются дети с высоким уровнем тревожности. У этих детей высокая выраженность школьных страхов. У них ярко выражена невротизация поведения, они со страхом относятся к вопросам учителя, прежде чем ответить поправляют свою одежду, долго собираются с мыслями и часто не могут четко сформулировать свой ответ. Это неизбежно сказывается на учебной деятельности, эти дети учатся на 3.
Анализируя результаты по методике «Рисование страхов» (А. И. Захарова) получили:
36% (10 детей) — боятся темноты;
36% (10 детей) — боятся насекомых;
28% (8 детей) — боятся сказочных чудовищ.
Сопоставив результаты констатирующего замера, выявили:
41% (11детей) имеют высокий уровень тревожности. Наибольшая «предрасположенность» к страхам у детей замкнутых, малообщительных, неуверенных в себе, в своих силах, боящихся сталкиваться с трудностями, ограничены в общении.
26% (7 детей) имеют средний уровень тревожности. Они часто сомневаются, не любят браться за новые дела, стараются находиться больше времени в стороне от остальных детей, но в то же время иногда напоминают о себе.
33% (9 детей) имеют низкий уровень тревожности. У этих детей присутствуют некоторые страхи и тревожность, но проявляются они очень редко.
На основе результатов, полученных в констатирующем замере, была сформулирована группа развития, состоящая из 15 человек, на которой осуществлялось коррекционное воздействие.
Второй этап нашего исследования – формирующий эксперимент.
Цель формирующего этапа эксперимента:
1) организовать работу по снижению тревожности и страхов в группе развития;
2) проверить эффективность составленной психокоррекционной программы.
Психокоррекционная программа включает в себя 15 занятий, проводились 2-3 раза в неделю по 30 — 35 минут. При составлении психокоррекционной программы мы опирались на источники авторов А. И. Захарова, Т. Л. Шилова. Занятия проводились в форме занятий группы развития. Имели следующую структуру;
1) Диагностико — мотивирующий этап
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психокоррекции.
2) Формирующий этап
Цель: исправление системы тренировочных занятий для коррекции нужных качеств;
3) Рефлексивный этап
Цель: доведение некоторых сторон поведения до автоматизма.
Приведём конспект одного занятия.
Занятие 1
Цели:
1) достичь взаимопонимания, сплоченности;
2) развивать способность понимать состояние другого человека;
3) развивать смелость, способность устранять страхи.
Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, иллюстрации букв.
План:
- Диагностико — мотивирующий этап.
- Ритуал приветствия «Связующая нить».
Ход приветствия. Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, что бы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в целом.
Упражнение «Азбука добрых слов».
Ход упражнения. Дети сидят за столом, по очереди называют по алфавиту добрые слова.
2.Формируюший этап.
Спортивная игра «Турнир».
Цели:
1) воспитывать произвольный контроль;
2) способствовать корректировке аффективного поведения;
3) развиваются смелость, уверенность в себе.
Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:
«Попади в кеглю».
Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.
«Пролезь через руки».
Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпускал.
«Бой петухов».
Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Модно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержит равновесие, прыгая на одной ноге.
«Сядь-встань».
Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.
«Паровозик»
Этюд «Из семени в дерево»
Ведущий-«садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам — соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепесточками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот наступает осень, подул ветер. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет!
3.Рефлексивный этап.
Упражнение «Передай по кругу».
Стоя, играющие стараются, как можно в максимальном быстром темпе бросать мячик соседям. Поймавший мяч, закрыв глаза мимикой показывает свое эмоциональное состояние.
Самооценка работы учащихся.
Цветопись настроения. Детям, сидящим за столом, раздаются карточки из шести цветов. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку соответствующую его эмоциональному настроению. Можно также попросить детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытали такие же чувства.
Ритуал прощания.
Ход прощания. Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, что бы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что поправилось на занятии или не понравилось. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в целом.
Работа по коррекции страхов в классе велась в трёх направлениях:
1) Внеурочная работа с группой развития по коррекции страхов (она описана выше).
2) Работа на уроках и переменах.
На переменах с детьми проводились различные игры и упражнения: «Комплименты», «День рождения», которые помогли детям узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». Таким образом, ребенок получал возможность быть в центре внимания окружающих. Во время таких упражнений дети раскрепощались, чувствовали себя комфортно в коллективе одноклассников.
3) Работа с родителями
Так же проводилось родительское собрание на тему «Ночные и дневные страхи детей». Работа с родителями была начата с того, что было проведено анкетирование по выявлению того, насколько серьезно они относятся к этой проблеме. Результаты показали, что многие родители считают эту проблему серьезной. Родители были удивлены, узнав, на сколько они травмируют детей, делая им всевозможные замечания. Им было предложено записать все замечания, высказанные ребенку в течение всего дня, а вечером перечитать этот список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было и не делать.
По завершении формирующего этапа эксперимента был проведён контрольный замер, целями которого явились:
1.Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
2.Оценивание эффективности коррекционной программы, реализуемой на формирующем этапе эксперимента.
Контрольный замер тревожности и страхов проводился с помощью тех же методик, что и на констатирующем замере.
По методике «Оценка степени выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста» (В. А. Петченко) были выявлены следующие результаты:
21% (6 детей) имеют низкую степень выраженности объектных школьных страхов, наблюдается увеличение на 14% (4 человека) по сравнению с констатирующим замером;
средняя степень выраженности объектных школьных страхов равняется 43%, на констатирующем этапе эта цифра равняется 50%, т. е. наблюдается уменьшение показателя на 7% (2 ребёнка);
36% (10 детей) имеют высокую степень выраженности объектных школьных страхов, на констатирующем этапе эта цифра равняется 43% (12 детей), т. е. наблюдается уменьшение показателя на 17% (6 детей).
По тесту «Школьная тревожность» (Р. Теммла, М. Дорки, Е. Амена) были получены следующие результаты:
низкий уровень тревожности на контрольном замере имеют 28% (8 детей), наблюдается увеличение на 14% (4 ребёнка);
средний уровень тревожности имеют 36% (10 детей), что на 7% (2 человека) меньше, чем на констатирующем замере;
высокий уровень тревожности имеют36% (10 детей), что на 7% (2 человека) меньше, чем на констатирующем замере.
По методике «Рисование страхов» (А. И. Захарова):
14% (4 ребёнка) боятся темноты, наблюдается уменьшение на 22% (6 детей);
50% (14 детей) боятся насекомых, наблюдается увеличение на 14% (4 ребёнка);
36% (10 детей) боятся сказочных чудовищ, наблюдается увеличение на 8% (2 ребёнка).
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного замеров, выявили, что у детей группы развития уровень страхов снизился.
Детей с высокой степенью проявления страхов на контрольном замере — 34%(9 детей);
Детей со средней степенью проявления страхов на контрольном замере — 27% (8 детей);
Детей с низкой степенью проявления страхов на контрольном замере — 39% (11детей).
Таким образом, анализируя результаты опытно-педагогической работы, можно сделать вывод, выдвинутая нами гипотеза: степень выраженности и количество страхов можно сократить при соблюдении следующих условий:
- Своевременное выявление уровня страхов у детей;
- Изучение причины их появления;
- Своевременное проведение коррекционной работы с учётом индивидуальных, психологических, возрастных особенностей, состоятельна и подтверждена на практическом уровне.
Достигнута цель исследования: составлена коррекционно-развивающая программа, апробирована на практике и доказана её эффективность.
Заключение
Проблема коррекции страхов актуальна в наши дни и волнует многих людей, как у нас, так и за рубежом, так как резко вырос уровень страхов у детей младшего школьного возраста до 70% за последние годы.
Страх – это типичная проблема, с которой сталкивается школа. Особое внимание они привлекают потому, что выступают ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребёнка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Целью нашей работы являлось выявление психолого–педагогических условий, при которых коррекция страхов детей будет эффективной. Данная цель была достигнута за счёт реализации следующих задач:
- Были обобщены основные теоретические положения по проблеме страхов детей.
- Выявлены причины страхов у детей.
- Была составлена программа по коррекции страхов у младших школьников и апробирована на детях 1 класса МКОУ «Беловская СОШ».
Разработаны рекомендации психологу, учителям и родителям по снижению уровня страхов.
Рекомендации психологу:
- Изучайте проблему страхов также подробно, как и другие проблемы;
- Относитесь с уважением к каждому ребёнку;
- Старайтесь лучше понять ребёнка;
- В своей работе используйте различные коррекционные приёмы.
Рекомендации учителям:
- Любите и уважайте всех детей вашего класса;
- Больше играйте с детьми на переменах в подвижные игры, которые позволяют получать заряд бодрости;
- Оказывайте помощь психологу в его работе;
- Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи;
- Создавайте ситуации успеха.
Рекомендации родителям:
1) дайте понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе.
2) не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или » Ты такой большой и боишься такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.
3) уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.
4) обсудите с ребенком его страхи. Вы должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.
5) во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.
6) не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.
7) уважайте в своём ребёнке личность, любите его;
8) не показывайте ребёнку свои страхи и волнения;
9) проводите больше времени со своим ребёнком;
10) играйте со своим ребёнком в различные шумные игры;
11) работайте в тесной взаимосвязи с его учителем и психологом.
Подводя итоги всей проделанной работы, можно сделать вывод, что проблема коррекции страхов актуальна в наши дни и волнует многих людей, как у нас, так и за рубежом, так как резко вырос уровень страхов у детей младшего школьного возраста до 70% за последние годы. Новизна работы заключается в реализации программы в 1 классе МКОУ «Беловская СОШ».
Практическая значимость: этими материалами могут пользоваться психологи, учителя, студенты.
Список использованных источников
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. – М.: Наука, 2014. – 206 с.
- Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Э.М. Александровская. – М.: АСТ, 2016. – 188с.
- Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. / Ю.Ф. Антропов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2014. – 320с.
- Арефьева, Т. . Преодоление страхов у детей. Тренинг / Т.А. Арефьева, Н. И. Галкина. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2013. – 298 с.
- Бордовская, Н.В. Педагогика. / Н.В. Бордовская. – СПб.: РХГИ, 2015. – 250 с.
- Гарбузов, В.А. Неврозы у детей и их лечение. / В.А. Гарбузов, А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2014. – 324 с.
- Гарбузов, В.И. Нервные дети: советы врача. / В.И. Гарбузов. – СПб.: Нестор, 2016. – 244 с.
- Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2017. – 448 с.
- Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
- Карандашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности. / В.Н. Карандашев. – СПб.: Нестор, 2014. – 266 с.
- Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М.А. Куртышева. – СПб.: Питер, 2015. – 252 с.
- Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Л.В. Макшанцева. // Психологическая наука и образование 2015. №2 — С.15
- Никитина, И.В. Социальная тревожность у пациентов с расстройствами аффективного спектра / И.В. Никитина, А.Б. Холмогорова, В.В. Краснова. // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Т. 22. № 3. – С.30–35.
- Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии. / Т.И. Пашукова. – М.: АРТ, 2015. – 345 с.
- Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М. Прихожан // Активные методы работы школьного психолога. – М.: Литера, 2012. – 278с.
- Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. / А.М. Прихожан. – М.: Литера, 2016. – 290 с.
- Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. – М.: АСТ, 2013. – 298 с.
- Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К. М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2016. – 306 с.
- Ролло, М. Смысл тревоги. / М. Ролло. – М.: Педагогика, 2015. – 244 с.
- Спиваковская, А.В. Психотерапия: игра, детство, семья. / А.В. Спиваковская. – М.: АСТ, 2014. – 244 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф