Сессия под ключ!
Меню Услуги

Социальная работа с инвалидами (на примере ГБУ «НПРЦ»)

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2


Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы социальной работы с инвалидами
1.1. Социальная работа с инвалидами: сущность и специфика 8
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с инвалидами 12
1.3. Формы социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения 23
1.4 Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях 34
2.Анализ социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения ГБУ «НПРЦ»
2.1. Характеристика деятельности стационарного учреждения ГБУ «НПРЦ» 41
2.2. Проблемы, возникающие при социальной работе с инвалидами в условиях стационарного учреждения и их решение 44
2.3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с инвалидами в условиях стационарного учреждения 53
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Введение

Проблема инвалидности и социальной защиты инвалидов одна из важнейших социальных проблем в нашей стране. С настоящее время социальная политика в отношении инвалидов направлена на их реабилитацию и интеграцию в общество. Она принципиально отличается от прежней, которая рассматривала инвалидов как пассивных потребителей материальных благ и была направлена на их изоляцию от общества. Крутой поворот государственной политики в отношении инвалидов произошел с 1995 г., после принятия закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом положено начало реального создания инвалидам равных возможностей во всех областях жизни и восстановление их социального статуса путем эффективной комплексной реабилитации.
Государство, обеспечивая социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидам прав на охране здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. Около2/3 опрошенных в ходе проведения исследований ЦИЭТИНа инвалидов утверждали, что ощущают пренебрежение по отношению к ним, хотя 65 % респондентов положительно относятся к интеграции в общество. У большинства членов здоровой части общества идея интеграции инвалидов в их среду вроде бы не вызывает неприятия (открыто против этого высказались только 6 %), но насколько это отражает реальное положение дел, судить трудно.
Наиболее актуальными задачами социальной работы с инвалидами являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.
Особенно остро в настоящее время проблема инвалидности и реабилитации инвалидов стоит для России. Если не предпринимать адекватных мер, то в ближайшие десятилетия количество инвалидов среди населения страны может увеличиться до опасных пределов. Наблюдается рост заболеваемости по всем классам болезней [21]. По данным центрального института усовершенствования врачей (г. Москва) ежегодно 450 тысяч человек в России переносят инсульт. Восемьдесят процентов из них становятся инвалидами. По прогнозам Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, абсолютное число инвалидов в 2010 году достигнет 13,2 миллиона человек, а доля инвалидов среди населения в 2015 году составит 10% при благоприятных условиях развития страны и 15% при неблагоприятных [15].
Степень разработанности проблемы
Проблема инвалидности, а также социальной реабилитации инвалидов насчитывает многовековую историю. Очень долго данная проблема считалась в основном медицинской, а ее решение являлось прерогативой врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной.
Исследователи об инвалидности и реабилитации инвалидов
Во-первых, социальные проблемы нездоровья и инвалидности со времен древности привлекали внимание исследователей. Авиценна, Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Конфуций, Платон,’ Сократ, Эпикур, придавали большое значение субстанциям здоровья и болезни. Во-вторых, теории К. Маркса, концепции Н.Б. Оконской, А.В. Ласточкина, П.И. Царегородцева, обращают внимание на значение социальных факторов в поддержании здоровья или развитии болезни.
Различные аспекты ограниченных возможностей человека затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона [19]. Так, М.Вебер рассматривает проблему ограниченных возможностей обсуждая поведения личности. Э. Фромм исследует эту проблему в работах о I социальных характерах, трактуя их как продукт общественного функционирования. Р. Мертон обращается к инвалидности в концепции аномии, считая ее следствием противоречия между идеалистическими нормами — целями и существующими институтами.
Социологический подход к оценке инвалидности в разных интерпретациях использован И. Гоффманом (концепция стигматизации), Т. Парсонсом (концепция роли больного), К. Девисом (структурно-функциональный анализ), в российской социологии Е.Р. Ярской-Смирновой (социокультурная теория нетипичности), Н.И. Скок (анализ социальной политики государства в отношении инвалидов).
Различные аспекты феномена инвалидности и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей, как В.П. Белов, ЛИ. Вайман, М.В. Коробов, которые предложили для оценки потенциальных возможностей инвалида й прогнозирования результатов реабилитационного процесса пользоваться категорией реабилитационного потенциала инвалида [8]. Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой технологий социальной реабилитации; С.Н. Кавокин, Л.П. Храпылина изучали профессиональное самоопределение инвалидов.
Представляет интерес поиск методов физической и медицинской реабилитации исключительно с точки зрения медицинского подхода. (М. Freed, Н. Kassler, W. Smith, Н.В. Федорова, Ю.А. Ковшарь, Т.Г. Смирнова, В.Н. Брезжу ков).
Цель исследования состоит в разработке подходов, направленных на повышение эффективности процесса социальной реабилитации инвалидов в России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему ограниченных возможностей человека и его реабилитации в мировой и отечественной науке, определить сущность и содержание процесса социальной реабилитации;
2. Выявить исторические и социальные предпосылки зарождения, становления и развития процесса социальной реабилитации инвалидов (в мире и в России);
3. Исследовать особенности воспроизводства инвалидности в регионе, выявить основные факторы, влияющие на причины инвалидности;
4. Проанализировать исторический и современный опыт региона по оказанию помощи инвалидам;
5. Определить степень эффективности существующей системы социальной реабилитации инвалидов в регионе с точки зрения ее социальных, экономических, социокультурных критериев, разработать подходы для ее развития.
Объект исследования — процесс социальной реабилитации инвалидов.
Предмет исследования — закономерности и специфика деятельности системы социальной реабилитации инвалидов.
Гипотеза — процесс социальной реабилитации инвалидов в регионе будет более эффективным, при условии дифференциации мер социальной реабилитации в зависимости от социальных характеристик инвалидов.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных ученых, социологов, философов, психологов по проблемам неравенства, ограниченных возможностей человека, его социализации.
Методологической основой является комплексный подход, опирающийся на принцип историзма, системный анализ и диалектический метод в исследовании проблем инвалидности и процесса социальной реабилитации в условиях современного российского общества.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы

 

1.Теоретические основы социальной работы с инвалидами

1.1. Социальная работа с инвалидами: сущность и специфика

Технология социальной реабилитации – последовательность действий специалиста по социальной работе состоящая из комплекса методов, приемов и процедур, способствующих восстановлению социального статуса инвалида, достижению его материальной независимости. Она включает социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, социокультурную, социально-педагогическую, социально-психологическую реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности гражданина с ограниченными возможностями здоровья к самообслуживанию, передвижению и развитие у него самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).
Социально-средовая ориентация представляет собой алгоритм формирования готовности инвалида к общению, самостоятельному осмыслению окружающей обстановки, решению жизненных ситуаций, построению и реализации жизненных планов [40, 607 с.].
Одной из основных форм социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с ограниченными возможностями здоровья может быть практическое занятие. Данная форма обучения инвалида проводится под руководством специалиста по социальной работе и служит для закрепления социальных умений и навыков в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой и обувью, за жилищем. Клиенты изучают предприятия и учреждения обслуживания населения, способы проведения досуга. На практических занятиях специалист по социальной работе осуществляет их подготовку к самостоятельной семейной жизни.
Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит в социально-культурной среде. Она представлена социальными институтами (государство, семья, церковь и т.д.), традициями, духовными ценностями, которые выполняют функцию социальной ориентации гражданина с ограниченными возможностями здоровья в обществе и сформированы путем суммирования социального опыта многих поколений.
Целостное представление инвалида о мире и жизни людей происходит в результате посещения учреждений культуры и искусства: театров, музеев, концертов, выход в кино и т.д. Социальная реабилитация инвалида в этом случае осуществляется с помощью духовных ценностей передаваемых ему в творческой форме. У человека с ограниченными возможностями здоровья появляется чувство радости от увиденного, желание попробовать себя в роли актера, музыканта, конкурсанта, участника кружка, студии, клуба и др.
Перечень мероприятий по социальной реабилитации согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008 г. N 379 н включает социокультурную реабилитацию, которую можно понимать как комплекс методов и приемов организации досуга инвалидов (открытие клубов, кружков, секций, проведение праздников, конкурсов, юбилеев и других социокультурных форм), направленных на восстановление социального статуса гражданина с ограниченными возможностями [24] Технология социальной реабилитации инвалида проводится с помощью следующих этапов:
I этап. Организация социального консультирования гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе изучает индивидуальную программу реабилитации инвалида и оказывает ему социально-консультативную помощь. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.
На данном этапе специалист по социальной работе предоставляет информацию о перечне социальных услуг, обеспечивающих решение проблемы инвалида. Гражданин с ограниченными возможностями здоровья принимает решение о получении социальных услуг и оформляет заявление об оказании ему необходимой помощи.
II этап. Проведение социальной диагностики, направленной на исследование проблемы инвалида. Во время социальной диагностики специалист по социальной работе изучает общение инвалида с окружающими (семья, друзья, соседи, коллеги и др.), его ролевое положение в семье, межличностные отношения вне дома; соблюдение гражданином с ограниченными возможностями здоровья морально-этических, социально-правовых, санитарно-гигиенических норм. По окончании данного этапа специалист по социальной работе заполняет программу социальной диагностики инвалида, планирует вместе с ним дату посещения его на дому.
III этап. Проведение социального патронажа гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе, проводя обследование инвалида на дому, осуществляет оценку социально-бытовых условий его места жительства.
IV этап. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. На этом этапе мультидисциплинарная бригада (врач, психолог, физиотерапевт, логопед, специалист по социальной работе и др.) проводит мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе в соответствии с имеющимся потенциалом инвалида, с учётом его возрастных особенностей содействует восстановлению после утраты (вследствие перенесенного заболевания, травмы) санитарно-гигиенических навыков, развитию моторики, координации движений.
Обучение инвалида умениям и навыкам происходит в комнате социально-бытовой адаптации, где имеется газовая плита, водопровод, соответствующее оснащение предметами и инструментарием для приготовления пищи, электроутюг, гладильная доска, стиральная машина, средства связи (телефон), аудио-, видео — аппаратура: телевизор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон. Для обучения гражданина с ограниченными возможностями умениям и навыкам самостоятельной жизни можно использовать жилой модуль (прихожая, жилая комната, спальня, кухня, ванная, туалет), оснащенный мебелью и техническими средствами реабилитации.
Инвалид добровольно, по собственному желанию может принять участие в общественно-полезной и трудовой деятельности (работа в производственных мастерских, благоустройство территории учреждения социального обслуживания населения). В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда. Он в дальнейшем включается в бытовую деятельность, организуемую в учреждении социального обслуживания населения, которая предполагает дежурство в столовой, поддержание порядка и хорошего санитарно-гигиенического состояния своей комнаты, помощь более ослабленным клиентам и др.
Обучение гражданина с ограниченными возможностями здоровья умениям и навыкам социально-средовой ориентации начинается с изучения правил общения в различных сферах жизнедеятельности (в семье, учебном заведении, общественных организациях, учреждениях здравоохранения, культуры, на предприятии и т.д.). Специалист по социальной работе закрепляет полученные знания инвалида о правилах и способах общения путем моделирования жизненных ситуаций (встреча со знакомым человеком; посещение кафе; обращение с просьбой к незнакомому человеку и т.д.). Здесь граждане с ограниченными возможностями здоровья обучаются социальной независимости, основанной на умениях и навыках самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.).
VI этап. Социально-бытовое устройство гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап предполагает оснащение места жительства инвалида необходимым оборудованием и техническими средствами для его самостоятельной, комфортной жизнедеятельности. Специалист по социальной работе проводит социальный патронаж гражданина с ограниченными возможностями на дому и оказывает помощь в установлении взаимоотношений с близким окружением (соседи, родственники, друзья и др.).
Одним из эффективных примеров организации социально-бытового устройства инвалидов является организация квартир социального назначения при государственном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» г. Санкт-Петербург. В жилом доме оснащены две квартиры коллективного проживания для граждан с ограниченными возможностями здоровья, где имеется необходимое оборудование (стиральная машина, кухонный комбайн, электрическая кухонная плита и т.д.). Здесь предусмотрено круглосуточное присутствие социального работника, который оказывает необходимую помощь инвалиду при возникновении у него затруднений во время его самостоятельного проживания.

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с инвалидами

В России, начиная с 1990 года, наблюдается рост численности граждан с ограниченными возможностями. Выстраивание государственной политики нацеленной на отстаивание интересов людей связано с утверждением в 1991 году Декларации прав и свобод человека и гражданина. Россия взяла на себя обязательства по обеспечению защиты инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке. Приоритетность политики в отношении граждан с ограниченными возможностями отмечено в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Инвалидам устанавливаются пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты.
Вопросы законодательного определения социально-правового статуса инвалида связаны с принятием в 1995 году нормативно-правового акта «О социальной защите инвалидов». В документе определен весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов — медицинский, социальный и профессиональный. Закон гарантирует гражданам с ограниченными возможностями право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.
Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами Российской Федерации».
Реализация поставленной законом цели предполагает выделение в качестве ключевых, следующие направления в политике инвалидности:
Организация медицинской помощи.
Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий, способствующих улучшению состояния их здоровья. Каждому инвалиду, проживающему на территории Российской Федерации, гарантируется, неотъемлемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь в случае его утраты. По заключению врача, гражданам, не отказавшимся от пакета социальных услуг, может быть предоставлено санаторно-курортное лечение, которое может распространятся, на инвалида и лицо его сопровождающее (Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 №165-ФЗ; закона «О государственной социальной помощи» 17.07.1999 №178-ФЗ).
В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1 это реализуется через обеспечение охраны окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, представлением населению доступной медико-социальной помощи. В документе особо выделены аспекты социальной защищенности инвалидов и оказания им качественной помощи.
С сентября 2005 г. осуществляются мероприятия по реализации национального проекта «Здоровье», включающего в себя: развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Одной из ключевых причин развития данного направления являлось организация превентивных мер по предупреждению инвалидности в нашей стране, стимулирование по внедрению инновационных технологий в систему здравоохранения в решении проблем граждан с ограниченными возможностями.
Обеспечение инвалидов жилой площадью.
Жилищная политика является важнейшим элементом, способствующим обеспечению эффективного развития государства. Без нее оказание инвалидам качественной социальной защиты невозможно. Основным нормативно-правовым актом, способствующим, реализации данного направления, является «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ. В документе предусмотрена возможность обеспечения малоимущих инвалидов жилыми помещениями на условиях социального найма. Законодательство основывается на необходимости деятельности органами государственной власти и местного самоуправления условий для осуществления гражданам с ограниченными возможностями права на жилище, на его безопасность, неприкосновенность и недоступность произвольного его лишения.
В качестве дополнительных мер принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27 июля 1996 года №901. Основаниями признания, нуждающимися для постановки на учет, являются:
а) обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
б) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
в) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
г) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
д) проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
е) проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную площадь согласно Постановлению правительства от 21.12.2004 года №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»
В целях комплексного решения проблемы развития жилищной сферы, на территории Российской Федерации реализуется целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы от 17.09.2001 г. №675. Ключевыми задачами, которой является обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса, усиление адресной социальной поддержки определенных категорий граждан (малоимущие инвалиды, военнослужащие, молодая семья и др.).
Реализация программы «Жилище» способствует улучшению условий жизни всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями и сопутствует решению смежных проблем таких как: улучшение демографической ситуации, сглаживание социальной напряженности в обществе, решение вопросов социальной защиты инвалидов и многие другие аспекты государственной политики.
В России рамках жилищной политики осуществляется и национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Его цель: повышение доступности жилья, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования и строительства, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Все эти мероприятия способствуют решению проблемы обеспечения жильем инвалидов. При этом, данное направление социальной политики находится в стадии реформирования и поиска новых форм и методов социальной защиты граждан с ограниченными возможностями.
Образование инвалидов.
Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования — начального, среднего и высшего — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
К основным положениям по реализации политики в сфере образования граждан с ограниченными возможностями относят:
— полное государственное обеспечение содержания детей инвалидов в образовательном учреждении;
— создание специальных учреждений (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание, обучение и интеграцию граждан с ограниченными возможностями в обществе.
— увеличение придельного возраста получения основного общего образования;
— учебная нагрузка, режим занятий инвалидов осуществляются на основе рекомендаций медико-социальной экспертизы;
— для инвалидов, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа.
Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и социальной инфраструктуры.
Данное направление в социальной политике по решению проблем инвалидов в полной мере законодательно не освещено. Получение качественной и достоверной информации как приоритетная задача рассмотрена в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. При этом данное направление носит декларативный характер. На основании приказа «Об организации работы по предоставлению государственной поддержки в сфере периодической печати» от 19.03.2009 №66 был создан экспертный совет по реализации социально значимых проектов направленных на помощь инвалидом и освещение проблем граждан с ограниченными возможностями.
Вопросы доступности информации и объектов социальной инфраструктуры рассмотрены в документах имеющих стратегическое значение для развития политики инвалидности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации принятой распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р отмечено необходимость уровня социальной интеграции и реализация мероприятий в этом направлении. Данная проблема рассматривается в качестве ключевой в приоритетных задачах, зафиксированных в «Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года» от 17.112008 №1663.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения зафиксировано в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ. Как следствие, органы власти обязаны создавать для граждан с ограниченными возможностями свободный доступ к местам проживания, отдыха, работы.
Содействие занятости инвалидов.
Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направление социальной политики государства. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о возможном характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).
Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №97-ФЗ. Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями. Так, рабочая неделя инвалида не должна превышать 35 часов, сверхурочный труд возможен только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют.
Определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости граждан, в том числе с ограниченными возможностями закреплено в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1. Содействие трудоустройству инвалидам осуществляется путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К числу таких мер относят: страхование от безработицы, социальная помощь, переподготовка, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка. Основным механизмом, способствующим эффективной занятости граждан с ограниченными возможностями является введение системы квотирования. Каждый субъект федерации сам определяет процент установленных зарезервированных рабочих мест. В случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного.
Дополнительные социальные гарантии для работающих граждан с ограниченными возможностями могут быть установлены при условии эффективного развития социального партнерства в России. В законе от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» предусматриваются механизмы, способствующие содействию занятости граждан в том инвалидов. Организация работы осуществляется на основе принципов социального партнерства, что предусматривает защиту интересов субъектов (работников и работодателей). К числу социальных инициатив внедренных в ряде отраслей и предприятий относятся дополнительные социальные выплаты, санаторно-курортное лечение инвалидом и родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
Содействие в организации досуга инвалида.
В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.). Организация свободного времени граждан с ограниченными возможностями ключевая проблема, рассмотренная в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» от 29.12.2005 №832. В документе подчеркивается значимость данного направления в реабилитации граждан с ограниченными возможностями, и поднимается необходимость укрепления материально-технической базы для обеспечения активного досуга.
Вопросы реабил итации и социа льной адаптации ли ц с огранич енными возможностями здор овья рассмотрены в законе «О физической куль туре и спо рте в Росси йской Федерации» о т 1.12.2007 №329-ФЗ. Адапт ивная физическая куль тура является эффект ивным средством интег рации инвалидов в общество. Орг аны власти вс ех уровней рассмат ривают занятие спор том инвалидов ка к обязательное усло вие в опреде лении эффективности социа льной политики. Глав ные принципы реали зации данного направ ления: доступность, массо вость, безопасность. В целях матери альной поддержки спортс менов – инвалидов ука зом президента о т 3.12.2003 №1423 «О стипе ндиях президента Росси йской Федерации спортс менам – инвалидам – чле нам сборных ком анд России п о паралимпийским и сурдолимпийским вид ам спорта и их трен ерам» назначаются матери альные выплаты, нося щие стимулирующий хара ктер.
Осуществляя ме ры по интег рации лиц с ограниченными возможн остями в госуда рстве согласно зак ону «О библио течном деле» о т 29.12.1994 №78-ФЗ орг аны власти вс ех уровней, обеспе чиваю их пра во на дос туп к ресу рсам библиотек дл я всех катег орий инвалидов. В основе государс твенной политики в сфере куль туры и инфор мации лежит прин цип создания усло вий для всеоб щего доступа к культурным ценно стям. Гражданам с ограниченными возможн остями согласно докум ента «Основы законода тельства российской Федер ации о куль туре» от 9.10.1992 №3612-1 предоста вляются льготы пр и посещении плат ных мероприятий (выст авки, концерты).
Матери альное обеспечение инвал идов.
Данное направ ление включает дене жные выплаты п о различным основ аниям (пенсии, посо бия, компенсации). В законе «О государственном пенси онном обеспечении в Российской Федер ации» от 15.12.2001 устанавл ивается единая сист ема обеспечения. Гражд анам в слу чаи возникновения страх ового случая мож ет быть назна чена пенсия п о инвалидности. Осно вным критерием пр и назначении вып лат служит прич ина и степ ень утраты трудоспо собности. Стаж раб оты не учитыв ается при наступ лении инвалидности в случаи профессио нального заболевания ил и травмы н а производстве.
Кро ме пенсии инва лиду могут бы ть назначены надб авки и компен сации. Дополнительные выпл аты предусматриваются н а нетрудоспособных иждив енцев в слу чае если он и не полу чают пенсию. В целях выпол нения обязательств госуда рства перед отдел ьными категориями инвал идов президентом бы л подписан Ук аз «О некот орых мерах социа льной поддержки инвал идов» от 6.05.2008 №685 в котором, отме чена необходимость обеспе чения их легк овым транспортом ил и денежной компен сацией. Указом прези дента «О мер ах по улучш ению материального полож ения инвалидов вслед ствие военной тра вмы» от 1.08.2005 №887 устанавл иваются дополнительные ежемес ячные выплаты. Малои мущим инвалидам мож ет быть оказ ана социальная выпл ата или натура льная помощь н а основании зак она «О государс твенной социальной пом ощи» от 17.07.1999 №178-Ф З.
В цел ях защиты пр ав и зако нных интересов ли ц с огранич енными возможностями в России акти вно развивается общест венное движение инвал идов. Построение гражда нского общества ключ евая задача, стоя щая перед все ми гражданами Рос сии. Государство созд ает условия дл я ее реали зации. В цел ях обеспечения социа льной помощи бы л подписан Ук аз Президента «О мерах государс твенной поддержки деятел ьности общественных объеди нений инвалидов» о т 22.12.1993 №2254. Органы государс твенной власти субъе ктов федерации дол жны оказывать содей ствие данным органи зациям и привл екать к обсуж дению вопросов эффект ивной социальной поли тики в отнош ении инвалидов сам их граждан с ограниченными возможн остями.
Приоритет государс твенной политики в отношении инвал идов был отме чен подписанием презид ентом указа «О совете пр и президенте Росси йской Федерации п о делам инвал идов» от 17.12.2008 №1792, ключе выми задачами данн ого органа, явля ются:
— подготовка предло жений по формир ованию и прове дению государственной поли тики в отнош ении инвалидов, опреде ление способов, фо рм и эта пов ее реали зации;
подготовка предло жений по выраб отке основных направ лений совершенствования законода тельства Российской Федер ации в сфе ре предоставления инвал идам равных с другими гражд анами возможностей в реализации конститу ционных прав и свобод, социал ьного обеспечения инвал идов и устано вления им ме р государственной подде ржки на основ ании анализа полож ения дел и обобщения прак тики применения законода тельства Российской Федер ации в указа нной сфере;
— обсуж дение по предло жению Президента Росси йской Федерации ин ых вопросов, относя щихся к пробл емам инвалидности и инвалидов в Российской Федер ации.
Следовательно, воп рос повышения эффекти вности политики инвали дности является актуа льным и знач имым не тол ько для сам их лиц с ограниченными возможн остями, но и для все го общества.
Так им образом, норма тивно-правовыми осно вами политики госуда рства в отнош ении инвалидов явля ются законодательно закреп ленные меры п о обеспечению граж дан с огранич енными возможностями равн ыми с друг ими людьми прав ами в реали зации гражданских, экономи ческих, политических и других гара нтий, предусмотренных Консти туцией Российской Федер ации, и общеприз нанными нормами междуна родных документов.
Социа льная политика в отношении инвал идов – часть внутр енней политики госуда рства, имеющая норма тивно-правовую осн ову и осо бые механизмы реали зации, базой кото рых выступает ориен тация на созд ание инвалидам усло вий по созд анию им рав ных возможностей учас тия в жиз ни общества.

1.3. Фор мы социальной раб оты с инвал идами в усло виях стационарного учреж дения

На основ ании индивидуальной прогр аммы реабилитации с инвалидами осущест вляется социальная раб ота в учрежд ениях социального обслуж ивания, которая вклю чает в се бя:
• социальное обслуж ивание на до му (в то м числе социа льно-медицинское обслуж ивание);
• полустационарное социа льное обслуживание в отделениях днев ного (ночного) пребы вания учреждений социал ьного обслуживания;
• стацио нарное социальное обслуж ивание в стацио нарных учреждениях (дом ах-интернатах, пансио натах и дру гих учреждениях социал ьного обслуживания незав исимо от и х наименования);
• сроч ное социальное обслуж ивание;
• социально-консульт ативную помощь.
Социа льное обслуживание н а дому напра влено на максим ально возможное продл ение пребывания инвал идов в привы чной социальной сре де в цел ях поддержания и х социального стат уса, а так же на защ иту их пр ав и зако нных интересов. Инвал идам в компле ксных центрах социал ьного обслуживания насел ения предоставляются социа льно-бытовые усл уги, в частн ости покупка и доставка н а дом проду ктов питания, горя чих обедов, промыш ленных товаров пер вой необходимости, опл ата услуг коммун ально-бытового обслуж ивания. Социальные работ ники оказывают социа льно-медицинские и санитарно-гигиени ческие услуги: доврач ебную помощь, в том чис ле вызов вра ча на до м; обеспечивают лекарст венными препаратами и изделиями медици нского назначения (п о заключению вра ча); содействуют в госпитализации, сопров ождают нуждающихся в лечебно-профилак тические учреждения. Социа льные работники посе щают инвалидов в стационарных учрежд ениях здравоохранения в целях оказ ания морально-психолог ической поддержки, оказы вают помощь в проведении мед ико-социальной экспе ртизы, получении страх ового медицинского пол иса.
Социально-медици нское обслуживание н а дому предоста вляется инвалидам, нуждаю щимся в посто янной или време нной (до шес ти месяцев) постор онней помощи, в связи с частичной ил и полной утра той способности к самообслуживанию. Социа льные работники предост авляют социально-быто вые, социально-прав овые, социально-экономи ческие услуги. В штат данн ого отделения введ ены медицинские сес тры, которые осущес твляют патронаж инвал идов на до му и оказы вают следующие усл уги: наблюдение з а состоянием здор овья, кормление ослабл енных больных, санит арно-гигиенические проце дуры (измерение темпер атуры тела, артериа льного давления, контроли рование приема лека рств). Медсестры пров одят медицинские проце дуры в соотве тствии с назнач ением лечащего вра ча (при нали чии у государс твенного учреждения социал ьного обслуживания лице нзии на медици нскую деятельность): подко жное и внутрим ышечное введение лекарст венных препаратов; налож ение компрессов; перев язку; обработку проле жней, раневых поверх ностей; забор матер иалов для прове дения лабораторных исслед ований; оказывают пом ощь в пользо вании катетерами и другими медици нскими изделиями. Медици нские работники обуч ают родственников инвал идов практическим навы кам общего ухо да за боль ными. При компле ксных центрах социал ьного обслуживания открыв аются социальные стол овые, которые з а отдельную пла ту обеспечивают дост авку горячих обе дов инвалидам н а дом.
Полустац ионарное социальное обслуж ивание реализуется в отделениях днев ного пребывания компле ксных центров социал ьного обслуживания насел ения. Оно вклю чает в се бя социально-быто вое, медицинское и культурное обслуж ивание инвалидов, органи зацию их пита ния, отдыха, обеспе чение их учас тия в посил ьной трудовой деятел ьности и поддер жание активного обр аза жизни. Н а полустационарное социа льное обслуживание приним аются инвалиды, сохран ившие способность к самообслуживанию и активному передв ижению, не имею щие медицинских противоп оказаний к зачис лению на социа льное обслуживание. В отделениях днев ного пребывания компле ксных центров социал ьного обслуживания насел ения (центров социал ьного обслуживания граж дан пожилого возр аста и инвал идов) предоставляются следу ющие услуги: социа льно-психологические, социа льно-бытовые, социа льно-медицинские, социа льно-правовые, социа льно-педагогические, к которым относ ятся анимационные усл уги (проведение празд ников, юбилеев и других культ урных мероприятий). Осущест вляется организация и проведение клуб ной и кружк овой работы дл я формирования и развития интер есов инвалидов. Оздоров ительно-реабилитационные меропр иятия (массаж, лече бная физкультура) органи зуются для клие нтов с уче том рекомендаций вра ча. Инвалиды п о желанию, в соответствии с медицинскими рекомен дациями, могут участв овать в посил ьной трудовой деятел ьности в специ ально оборудованных лече бно-трудовых масте рских или подсо бном хозяйстве. В последнее вре мя распространена прак тика организации деятел ьности отделений днев ного пребывания дл я инвалидов о т 18 лет д о 31 года.
Сроч ное социальное обслуж ивание осуществляется в целях оказ ания неотложной, экстр енной помощи единовре менного характера инвал идам, остро нуждаю щимся в социа льной поддержке, и включает в себя следу ющие социальные усл уги: разовое обеспе чение бесплатным горя чим питанием ил и продуктовыми набо рами, одеждой, обу вью и друг ими предметами пер вой необходимости; разо вое оказание матери альной помощи. Специа листы по социа льной работе содейс твуют инвалидам в получении време нного жилого помещ ения; организуют юридич ескую помощь в целях защ иты прав обслужи ваемых лиц и экстренную мед ико-психологическую пом ощь с привле чением для эт ой работы психо логов и священнос лужителей и выдел ением для эт их целей дополни тельных телефонных номе ров. В отдел ениях срочного социал ьного обслуживания дейст вует прокат специализ ированной техники дл я инвалидов и приспособлений п о уходу з а тяжелобольными.
В ряде реги онов России функцио нируют реабилитационные цен тры для инвал идов, являющиеся учрежд ениями, предназначенными дл я профессионального образо вания и трудо вого обучения, социа льной адаптации, медици нского обслуживания, устро йства инвалидов моло дого возраста, неспос обных или ограни ченно способных к самостоятельной жиз ни в обще стве.
В подо бных центрах предусмат риваются отделения дл я постоянного, пятидн евного и днев ного пребывания инвал идов. В цел ях реабилитации в центрах:
• предусмат ривается медицинская час ть с соответс твующим оснащением лече бно-диагностических и вспомогательных кабин етов для медици нской реабилитации;
• дл я профессионального и трудового обуч ения инвалидов созда ется учебная час ть с оснаще нными соответственно проц ессу обучения кабин етами, классами и учебно-производс твенными мастерскими;
• дл я социально-быто вой ориентации инвал идов создается слу жба психологов и социальных педаг огов (воспитателей), оснащ енная специальными помеще ниями для прове дения работы п о реабилитации и адаптации инвал идов.
Основными зада чами центра явля ются:
а) опреде ление реабилитационного потен циала инвалида;
б) разработка и реализация индивид уальных программ реабил итации;
в) прове дение медицинской реабил итации инвалидов;
г) проведение професси ональной реабилитации инвал идов, включающей в себя професси ональную ориентацию, профо тбор, трудовое и профессиональное обуч ение, профессионально-производ ственную адаптацию;
д) проведение социа льной реабилитации инвал идов, в то м числе социа льно-средовой и социально-быто вой адаптации;
е) материально-технич еское обеспечение прожив ающих в цен тре;
ж) органи зация социальной защ иты инвалидов, предусмат ривающая консультирование инвал идов по прав овым вопросам, обеспе чение инвалидов специализи рованными изделиями, облегч ающими их тр уд и бы т.
В соотве тствии с зада чами центр осущес твляет:
• прием инвал идов и органи зацию их адапт ации к нов ой обстановке;
• професси ональное обучение в соответствии с о специальными програ ммами, учебными пособ иями и т.д.;
• обеспе чение проживающих благоуст роенным жильем, мебе лью, инвентарем, постел ьными принадлежностями, одеж дой и обу вью;
• организацию рациона льного питания прожив ающих;
• медицинское и консультативное обслуж ивание в оснащ енных лечебно-диагност ических и вспомога тельных кабинетах;
• санит арно-гигиенические и противоэпидемические меропр иятия;
• культурно-масс овую работу;
• оздорови тельную и спорт ивную работу.
Вс е лица, имею щие показания к пребыванию в центре, приним аются независимо о т наличия родстве нников, обязанных содер жать их п о законодательству Р Ф.
Противопоказаниями к приему в центр явля ются:
а) ост рые и подос трые стадии основ ного заболевания, нуждаю щиеся в специа льном стационарном лече нии;
б) люб ые приступообразные и прогредиентно теку щие психические заболе вания со склонн остью к час тым обострениям ил и рецидивам боле зни с част ыми декомпенсациями, требу ющие лечения в стационаре;
в) эпилепсия с частыми припа дками, склонностью к серийным припа дкам, эпилептическому стат усу, сумеречным состо яниям сознания, дисфо риям;
г) хронич еский алкоголизм, нарко мания, а так же другие заболе вания, осложненные хронич еским алкоголизмом ил и любыми вид ами наркомании.
Цен тр имеет пра во на измен ение и расши рение специальностей в соответствии с государственными образова тельными стандартами.
Обучаю щиеся в цен тре:
• получают образо вание в соотве тствии с государс твенными образовательными станда ртами и приобр етают знания, адекв атные современному уро вню развития пау ки, техники и культуры;
• обуча ются в рам ках государственных образова тельных стандартов п о индивидуальным учеб ным планам;
• полу чают дополнительные (в том чис ле платные) образова тельные услуги.
До ма-интернаты ка к стационарные учреж дения системы социа льной защиты в течение мно гих лет выпол няют реабилитационные функ ции. Деятельность и х профилирована и дифференцирована. В центре реабилит ационной деятельности прово дится медико-социа льная реабилитация. Н а эти учреж дения распространяются сложив шиеся понятия о медицинской, социа льной и труд овой реабилитации.
Профили рование основано н а особенностях контин гента, которые опреде ляются рядом факт оров: возраст, нозолог ическая принадлежность заболе вания, тяжесть патолог ических проявлений и др. С учетом эт их факторов развив аются дома-интер наты общего ти па (для инвал идов и пожи лых людей) и психоневрологические интер наты.
В дом ах-интернатах дл я инвалидов и пожилых люд ей (общего ти па) находятся ли ца с тяже лыми хроническими заболев аниями, с последс твиями травм, врожде нными уродствами (инва лиды с детс тва) и д р. Деятельность эт их учреждений нос ит дифференцированный хара ктер. В осн ову дифференциации и х деятельности поло жены такие крит ерии, как способ ность к самообсл уживанию и передв ижению.
В свя зи с указа нными обстоятельствами в стационарных реабилит ационных учреждениях (специализ ированных домах-интер натах) с уче том особенностей контин гентов цели реабил итации различны.
В домах-интер натах реабилитационного ти па основополагающей явля ется медицинская реабил итация, содержание кото рой заключается в восстановлении соматич еского здоровья, в компенсации защи тных сил орган изма, в оживл ении адаптационно-приспособ ительных механизмов.
Дл я реализации эт их задач в домах-интер натах реабилитационного ти на имеется матери ально-техническая ба за: физиотерапевтические каби неты, комнаты ЛФ К, кабинеты масс ажа, комнаты оксигет ерапии, ортотерапии д р.
Предпочтение пр и организации медици нской реабилитации отда ется немедикаментозному воздей ствию, приемам активизи рующего характера, кото рые способствуют активи зации моторики и психической деятел ьности пожилых.
В домах-интер натах реабилитационного ти па существенная ро ль отводится социа льно-средовой реабил итации, в кото рой в рав ной степени важ ны как социа льно-психологическая адапт ация, так и социально-быто вая реабилитация. Пер вая направлена н а снятие стрес совой ситуации, связа нной с поступ лением в до м-интернат и трудностями приспос обления к нов ым условиям. Вто рая имеет цел ью восстановления утрач енных навыков самообсл уживания в свя зи с боле знью, травмой и другими причи нами.
В зад ачи социально-сред овой реабилитации вхо дят также предупр еждение и устра нение конфликтов меж ду людьми раз ных поколений (меж ду молодыми инвал идами и лиц ами пожилого возр аста), организация содержат ельного и занимат ельного досуга, органи зация связей с окружающей (внеш ней) средой и др.
Социа льно-трудовая реабил итация в дом ах-интернатах общ его типа нос ит специфический хара ктер. Она н е ставит цел ью овладение профессио нальными навыками, хо тя в отдел ьных случаях эт о не исклю чено. Главная зад ача социально-труд овой реабилитации пожи лых людей в домах-интер натах состоит в организации и х трудовой занят ости и общест венно-полезной деятел ьности.
Для реали зации этих зад ач в дом ах-интернатах созд аны лечебно-труд овые мастерские (в 80,1% учреждений), подсо бное хозяйство (в 85,7% учреждений), осущест вляется трудоустройство.
Несм отря на дово льно ограниченные потенци альные возможности пожи лых людей, час ть из ни х трудоустроена н а штатных должн остях в дом ах-интернатах.
След ует отметить, чт о специализированных реабилит ационных отделений дл я молодых инвал идов в дом ах-интернатах общ его типа н е существует, несм отря на явн ую необходимость в них. В этих отдел ениях должны реша ться вопросы протези рования, обеспечения эт их инвалидов разли чными приспособлениями дл я приема пи щи, осуществления рабо чих операций, передв ижения и т.д. Дл я молодых инвал идов важна пом ощь в обуч ении пользованию технич ескими средствами реабил итации, в получ ении образования, приобр етении профессий и трудоустройстве. Дл я этой катег ории инвалидов необх одима и психокорр екционная работа, направ ленная на совершенс твование межличностных отнош ений, адаптацию к условиям прожи вания и т.д.
Дл я усиления реабилита ционного аспекта деятел ьности домов-интер натов общего ти па необходимо осущес твить ряд меропр иятий:
• разработать норма тивно-правовую ба зу для стацио нарных учреждений сист емы социальной защ иты для прид ания им стат уса учреждений реабилита ционного типа;
• созд ать оптимальную матери альную базу дл я реализации реабилит ационных целей эт их учреждений (оснащ ение техническими средс твами реабилитации, оборуд ование вспомогательными устрой ствами и приспосо блениями);
• разработать прогр аммы обучения и адаптации;
• вве сти в шт ат домов-интер натов психологов, специа листов по социа льной работе, реабили тологов, трудотерапевтов, геронт ологов, юристов и других специа листов;
• переориентировать ве сь персонал н а изменение стат уса учреждения, н а смещение акце птов деятельности с обслуживания н а активизацию, вовле чение проживающих в широкое самообсл уживание и самообес печение;
• организовать реабил итацию на осн ове обучающих прог рамм.
Психоневрологический инте рнат как стаци онар по принц ипам содержания боль ных по суще ству представляет соб ой учреждение, гд е организована «больн ичная» и «внеболь ничная» реабилитация, характ ерная для лече бных учреждений сист емы здравоохранения.
Реабилит ационные мероприятия склады ваются из медикаме нтозного воздействия, труд овой терапии и терапии сре дой. В свя зи с те м, что клинич еское состояние боль ных, находящихся в психоневрологических интер натах, отличается преобла данием не продук тивных, а дефици тарных симптомов и характеризуется относит ельной стабильностью, медици нская реабилитация нос ит «подчиненный» хара ктер. Значительно боль ший акцент дела ется на органи зацию образа жиз ни, на воздей ствие «организованной» сре ды, если уче сть многолетнее пребы вание инвалидов в условиях социа льной изоляции.
Реабилит ационные мероприятия в рамках тера пии средой, социа льно-средового воздей ствия осуществляются в зависимости о т особенностей контин гента. Выделяются тр и категории психи чески больных в этих учрежд ениях: лица с выраженной и глубокой умств енной отсталостью (40,7%), боль ные шизофренией (25,0%) и инвалиды с интеллектуально-психич ескими расстройствами (34,3%) разли чного генеза.
Созд ание терапевтической сре ды для умств енно отсталых ли ц преследует це ль организации направл енного образа жиз ни, формирование санит арно-гигиенических и хозяйственно-быто вых навыков, вовле чение их в активную общест венно-полезную деятел ьность (помощник-библио текаря, культработника), побуж дение интересов и потребностей. Пр и организации дос уга важное мес то занимают познава тельно-развивающие меропр иятия, развитие коммуник ативных способностей.
Дл я больных шизофр енией терапевтическая сре да — это созд ание ситуаций, кото рые требуют активи зации деятельности, собран ности, способности прин ять решение. Эт о реализуется пут ем введения свобо дного режима содер жания, который предпо лагает бытовую независ имость больных, возмож ность перемещения в пределах интер ната без постор оннего контроля.
Дл я больных с интеллектуально-психич ескими нарушениями социа льно-средовая реабил итация — это меропр иятие по информи рованию их о службах до ма-интерната, п о хронологической ориен тации, по поддер жанию коммуникативных способ ностей.
В зависи мости от уро вня сформированность труд овых и професси ональных навыков умств енно отсталые ли ца заняты труд овой деятельностью разли чной «социальной ценн ости»: хозяйственно-быто вой труд, раб ота в лече бно-трудовых масте рских (ЛТМ), в постоянных (време нных) выездных бриг адах, на штат ных должностях.
Дл я больных шизофр енией социально-труд овая реабилитация име ет целью и х эмоциональную активи зацию, побуждение интер есов, восстановление межличн остных связей, адапт ацию в психоневро логическом интернате. Утрач енная в резул ьтате длительного хронич еского заболевания способ ность планирования деятел ьности и прогнози рования результатов ограни чивает их учас тие в так их элементарных вид ах труда, ка к шлифовка прос тых деталей, рез ка шнура, кле йка пакетов, т.е. вид ов труда стереот ипного характера.
Дл я умственно отст алых лиц разраб отаны обучающие прогр аммы: обучение профе ссии швеи, плот ника, штукатура-мал яра, сапожника, навы кам работы груз чика, дворника, подсо бного рабочего в прачечной, н а пищеблоке, сельскохоз яйственным видам тру да.
Получение труд овых и професси ональных навыков обеспе чивает умственно отст алым лицам возмож ность социальной интег рации, реализация кото рой зависит о т многих дру гих (социально-экономи ческих) условий.
В соответствии с нормативным докум ентом[1] в струк туре центра социал ьного обслуживания знач атся отделение днев ного пребывания, социа льно-реабилитационное отдел ение. Цель эт их отделений — способс твовать продлению актив ного образа жиз ни, занятию посил ьной трудовой деятель ностью в рам ках ЛТМ. В частности, отдел ение социальной реабил итации инвалидов предназн ачается для практич еского осуществления меропр иятий по социа льной реабилитации.
Отдел ение свою деятел ьность по реабил итации инвалидов осущес твляет во взаимод ействии с учрежд ениями, занимающимися реабили тацией инвалидов, — орга нами здравоохранения, образо вания, социальной защ иты, занятости и др.; разви вает и поддер живает контакты с общественными объедин ениями, религиозными организ ациями и гражд анами в интер есах эффективной реабил итации инвалидов.
Основ ными задачами деятел ьности отделения явля ются:
а) реали зация индивидуальных прог рамм реабилитации инвал идов в час ти мероприятий п о социально-сред овой ориентации и социально-быто вой адаптации, професси ональной ориентации;
б) оказание инвал идам, проходящим реабил итацию, а так же членам и х семей консуль тативно-правовой пом ощи по вопр осам социальной защ иты инвалидов;
в) выявление и учет инвал идов, нуждающихся в реабилитации.
В отделении выдел яются различные специализ ированные кабинеты. В кабинете социа льно-бытовой адапт ации осуществляется:
• обуч ение самообслуживанию, пользо ванию бытовыми прибо рами, организации жиз ни в бы ту, ведению домаш него хозяйства;
• выраб отка практических навы ков независимого обр аза жизни;
• разв итие личных интер есов и побуж дений к здоро вому образу жиз ни;
• восстановление здор овья с помо щью организации отд ыха, развлечений, спорт ивных игр и занятий;
• обуч ение членов сем ьи инвалида ухо ду, помощи, обще нию с ни м;
• помощь в адаптации в обществе пос ле выписки и з отделения, опреде ление потребности в видах социа льной помощи и содействие в ее получ ении; доставка инвал идам кресел-коля сок.
В струк туру отделения социа льной реабилитации «водя тся ЛТМ, предназн аченные для прове дения мер професси ональной реабилитации инвал идов, профориентации, профо тбора, профадаптации, а также труд овой терапии.
Так им образом, социа льная реабилитация пожи лых людей и разных катег орий инвалидов мож ет осуществляться и в нестаци онарных учреждениях социал ьного обслуживания.
Созд ание таких отдел ений расширяет возмож ности получения действ енной и разнооб разной реабилитационной пом ощи инвалидам и пожилым люд ям в учрежд ениях, физически дл я них досяг аемых.

1.4 Социальное обслуж ивание инвалидов в стационарных учрежд ениях

Социальное обслуж ивание инвалидов согл асно Федеральному зак ону Российской Федер ации «О социа льном обслуживании граж дан пожилого возр аста и инвал идов» от 02 авгу ста 1995 года № 122-Ф З представляет соб ой деятельность п о удовлетворению и х потребностей в социальных услу гах. Оно вклю чает в се бя совокупность социа льных услуг, кото рые предоставляются инвал идам на до му или в учреждениях социал ьного обслуживания.
Социа льное обслуживание инвал идов осуществляется с помощью следу ющих принципов:
соблю дения прав чело века и гражд анина;
предоставления государс твенных гарантий в сфере социал ьного обслуживания;
обеспе чения равных возмож ностей в получ ении социальных усл уг и и х доступности дл я инвалидов;
преемств енности всех вид ов социального обслуж ивания;
ориентации социал ьного обслуживания н а индивидуальные потреб ности инвалидов;
приор итета мер п о социальной адапт ации и инвал идов;
ответственности орга нов государственной вла сти и учреж дений, а так же должностных ли ц за обеспе чение прав инвал идов в сфе ре социального обслуж ивания.
К фор мам социального обслуж ивания инвалидов мож но отнести: стацио нарное социальное обслуж ивание в стацио нарных учреждениях социал ьного обслуживания (дом ах-интернатах, пансио натах и дру гих учреждениях социал ьного обслуживания незав исимо от и х наименования); полустац ионарное социальное обслуж ивание в отдел ениях дневного (ночн ого) пребывания учреж дений социального обслуж ивания; срочное социа льное обслуживание; социа льное обслуживание н а дому (вклю чая социально-медици нское обслуживание); социа льно-консультативную пом ощь.
Стационарное социа льное обслуживание предпо лагает оказание разност оронней социально-быто вой помощи инвал идам, частично ил и полностью утрат ившим способность к самообслуживанию и нуждающимся п о состоянию здор овья в посто янном уходе и наблюдении.
Полустац ионарное социальное обслуж ивание состоит и з социально-быто вого, медицинского обслуж ивания, организации пита ния, отдыха, труд овой деятельности инвал идов, сохранивших способ ность к самообсл уживанию и актив ному передвижению.
Сроч ное социальное обслуж ивание осуществляется в целях оказ ания экстренной пом ощи единовременного харак тера инвалидам.
Социа льное обслуживание н а дому направ ленно на продл ение пребывания инвал идов в социа льной среде в целях поддер жания их социал ьного статуса, вклю чает защиту и х прав и законных интер есов.
Социально-медици нское обслуживание н а дому предоста вляется инвалидам, нуждаю щимся в посто янной или време нной (до 6 меся цев) посторонней пом ощи, в свя зи с части чной или пол ной утратой способ ности к самообсл уживанию. Социальные работ ники предоставляют социа льно-бытовые, социа льно-правовые, социа льно-экономические усл уги. В шт ат данного отдел ения введены медици нские сестры, кото рые осуществляют патр онаж инвалидов н а дому и оказывают следу ющие услуги: наблю дение за состо янием здоровья, кормл ение ослабленных боль ных, санитарно-гигиени ческих процедур.
Специ алист по социа льной работе содейс твует в предост авлении социально-консульт ативной помощи инвал идам, результатом кото рой является адапт ация граждан с ограниченными возможн остями в обще стве, создание благопр иятных отношений в семье. Дан ная форма социа льной работы примен яется и в практике стацио нарных учреждений социал ьного обслуживания инвал идов.
В соотве тствии с Национ альным стандартом Росси йской Федерации ГО СТ 52880-2007 «Типы учреж дений социального обслуж ивания граждан пожи лого возраста и инвалидов» к стационарным учрежд ениям социального обслуж ивания населения относ ятся следующие: до м-интернат (панси онат) общего ти па для граж дан пожилого возр аста и инвал идов, специальный до м-интернат дл я граждан пожи лого возраста (преста релых) и инвал идов, психоневрологический инте рнат, реабилитационный цен тр для инвал идов молодого возр аста, дом-инте рнат интенсивного ухо да (милосердия) дл я граждан пожи лого возраста (преста релых) и инвал идов, социально-оздорови тельный центр, цен тр временного прожи вания граждан пожи лого возраста и инвалидов, геронтоло гический центр.
В дом-инте рнат для преста релых и инвал идов общего ти па принимаются преста релые граждане (женщ ины с 55 ле т, мужчины с 60 лет) и инвалиды ста рше 18 лет, н е имеющие трудосп особных совершеннолетних дет ей или родит елей, обязанных п о закону и х содержать. Дан ные клиенты нужда ются по состо янию здоровья в социально-быто вом стационарном обслуж ивании.
Специальный до м-интернат дл я престарелых и инвалидов созда ется для граж дан пожилого возр аста и инвал идов старше 18 ле т, частично ил и полностью утрат ивших способность к самообслуживанию и з числа освобож даемых из ме ст лишения своб оды особо опас ных рецидивистов и других ли ц, за кото рыми в соотве тствии с действ ующим законодательством устан овлен административный над зор. В дан ном учреждении прово дятся реабилитационные меропр иятия для инвал идов ранее суди мых или неодно кратно привлекавшихся к административной ответств енности за наруш ение общественного поря дка, занимающихся бродяжни чеством и попрошайн ичеством.
В психоневро логический интернат приним аются престарелые граж дане (женщины с 55 лет, мужч ины с 60 ле т) и инва лиды старше 18 ле т, страдающие психич ескими хроническими заболев аниями, нуждающиеся п о состоянию здор овья в ухо де, бытовом и медицинском обслуж ивании, реабилитационных услу гах, независимо о т наличия родстве нников.
В после днее время проис ходит развитие се ти реабилитационных цент ров для инвал идов. Реабилитационный цен тр для инвал идов молодого возр аста представляет соб ой государственное социа льно-медицинское учреж дение, предназначенное дл я постоянного, време нного (сроком д о шести меся цев) и пятидн евного в нед елю проживания инвал идов молодого возр аста (старше 18 ле т), частично ил и полностью утрат ившим способность к самообслуживанию. Реабилит ационный центр дл я инвалидов моло дого возраста осущес твляет следующие функ ции: осуществление проц есса реабилитации и социальной адапт ации инвалидов в соответствии с их индивид уальной программой реабил итации; проведение меропр иятий медицинского, психолог ического, социального харак тера; питание и уход; органи зация посильной труд овой деятельности моло дых людей, имею щих инвалидность; органи зация их отд ыха и дос уга; предоставление социа льных услуг (социа льно-бытовых, социа льно-медицинских, социа льно-психологических, социа льно-педагогических, социа льно-экономических, социа льно-правовых).
Ка к правило, дан ные учреждения вклю чают следующие структ урные подразделения: амбула торно-консультативное отдел ение, экспертно-диагност ическое, реабилитационное, стацио нарное. В амбула торно-консультативном отдел ении проводится при ем инвалидов трудоспо собного возраста, зде сь работают тера певт, кардиолог, невроп атолог, травматолог-орто пед, специалист п о социальной раб оте. Экспертно-диагност ическое отделение осущес твляет комплексную диагно стику инвалида. Реабилит ационное отделение пров одит медицинскую, професси ональную, социальную реабил итацию в амбула торном и стацио нарном режимах. В данном отдел ении создается комн ата социально-быто вой адаптации, кото рая является моде лью жилого помещ ения. Здесь восстанав ливаются, и формир уются у инва лида навыки самообсл уживания, самостоятельного передв ижения. Для разв ития коммуникативных навы ков клиентов прово дятся занятия в интеграционных масте рских. Организуются лече бно-производственные (труд овые) мастерские, а в реабилит ационных центрах дл я инвалидов моло дого возраста, располо женных в сель ской местности открыв аются трудовые масте рские и подсо бные сельские хозяй ства, необходимые дл я проведения труд овой терапии. В стационарном отдел ении организуются реабилит ационные мероприятия дл я маломобильных инвал идов и клие нтов, проживающих в отдаленных райо нах региона. В режиме днев ного стационара размещ аются инвалиды, прожив ающие в то м, административном окр уге, где дейст вует данное учреж дение.
Дом-инте рнат интенсивного ухо да (милосердия) дл я граждан пожи лого возраста (преста релых) и инвал идов предназначен дл я постоянного, време нного (сроком д о шести меся цев) и пятидн евного в нед елю проживания граж дан пожилого возр аста (мужчин ста рше 60 лет и женщин ста рше 55 лет), инвал идов первой и второй гру ппы, находящихся н а постельном реж име или передвиг ающихся в пред елах палаты с посторонней помо щью. Дом-инте рнат интенсивного ухо да осуществляет следу ющие функции: при ём и разме щение инвалидов п о отделениям в соответствии с их заболев аниями; квалифицированное медици нское обслуживание, реабил итацию, клиническую диагно стику; организацию рациона льного питания инвал идов с уче том их состо яния здоровья; прове дение санитарно-гигиени ческих мероприятий; предост авление социальных усл уг и д р.
Геронтологический цен тр организуется дл я граждан стар ших возрастных гру пп (женщины ста рше 55 лет, мужч ины старше 60 ле т), нуждающиеся в проведении меропр иятий социально-медици нского, реабилитационного харак тера с цел ью продления актив ного долголетия и сохранения удовлетвор ительного жизненного потен циала. В усло виях данного учреж дения могут действ овать следующие отдел ения: организационно-методи ческое; социально-реабилит ационное; геронтопсихиатрическое; социа льно-психологическое; социа льно-медицинское, лече бно-производственные масте рские. В частн ости социально-реабилит ационное отделение созда ется для: прове дения реабилитации граж дан старших возра стных групп, направ ленной на продл ение активного долго летия граждан стар ших возрастных гру пп. Специалисты разраба тывают и пров одят мероприятия, способс твующие сохранению жизнедеят ельности клиентов п о месту жител ьства и разв итие их способ ностей к быто вому самообслуживанию и организации посил ьной трудовой деятел ьности. После прове дения реабилитационных меропр иятий разрабатываются рекоме ндации по и х дальнейшей труд овой реабилитации и расширению индивид уальных способностей и возможностей: физич еской активности, приобр етения, восстановления и поддержания навы ков трудовой деятел ьности, снижения уро вня зависимости о т посторонней пом ощи.
Таким обра зом, социальное обслуж ивание инвалидов предпо лагает деятельность специа листов по социа льной работе, социа льных работников, меди ков, психологов и др. професст ионалов направленную н а удовлетворение потреб ностей граждан с ограниченными возможн остями здоровья в социальных услу гах. Предоставление социа льных услуг инвал идам осуществляется с помощью следу ющих форм социал ьного обслуживания: стацио нарное, полустационарное, сроч ное социальное обслуж ивание, социально-консульт ативная помощь, социа льное обслуживание н а дому. Стацио нарные учреждения социал ьного обслуживания инвал идов способствуют реали зации потребностей граж дан с огранич енными возможностями в безопасности, в любви и привязанности, в признании и оценке, в самоактуализации.


1 2

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф