Заявка на расчет
Меню Услуги

Социальная защита и социальная поддержка детей-сирот в России. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава 3. Пути совершенствования системы социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот

3.1 Профориентация как условие успешной социализации и жизнеустройства детей-сирот

 

Из года в год темпы развития рыночных отношений все ускоряются, непосредственно растет конкуренция, что в конечном итоге приводит к ослаблению социальной защищенности многих категорий населения, а также, особенно тяжело это для детей-сирот и детей-инвалидов. Дети-сироты с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, безусловно, связано с условиями, в которых происходило их взросление. В детском доме или интернате создается искусственная среда, в ней ребенок растет и получает воспитание. И эта среда ощутимо отличается от жизни в обычном социуме. Поэтому качественная организация профориентации детей-сирот может во многом определить их успешное вливание в общество в будущем.

Статистика показывает, что число детей-сирот, выпускников детских домов, нормально адаптировавшихся в обществе и постоянно трудоустроенных, составляет ничтожно малую цифру в 10 %. Остальные 90 % не справляются с социальной адаптацией из-за отсутствия сформированных навыков самостоятельной жизни, примера родителей, осознания необходимости саморазвития и профессионального совершенствования. По этой причине перед выпускником детского дома встает вопрос выбора профессии. Детям-сиротам очень сложно определиться в какое образовательное учреждение поступить и определить род занятий на будущее, они не осознают необходимость образования. Даже поступив в образовательное учреждения и проходя обучение, часто выбирают низко квалифицированный труд, вместо работы по профессии из-за страха, что недостаточно компетентны и страха увольнения.

Так работа по профориентации детей-сирот играет немаловажную роль в их будущей жизни. Для обучения детей-сирот различным профессиональным навыкам в детских домах организуют мастерские, залы социально-бытовой ориентировки, уход за животными. Это помогает ребенку заранее сформировать отношение к труду и выработать желание реализовать себя в выбранной специальности, а также дает представление о разнообразии профессий, о работе современной экономики и бизнеса. В свою очередь общество и организации должны участвовать в трудоустройстве детей-сирот, предлагая вакансии и помогая сироте адаптироваться на новом месте.

Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни основная задача учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так или иначе, работа по социальной адаптации детей-сирот становится ведущей задачей в воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии — один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложным процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психофизического развития. Ведь уже к девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов: и воспитателей, и учителей — предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация — это научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов. Сущность профориентации, как общественной проблемы, проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодёжи. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

По И.А. Хайдарову «программа непрерывной профориентации учащихся содержит четыре этапа профориентационной работы.

  • Первый этап — «Азбука профессий». Этот этап включает раннюю профориентацию детей в дошкольных учреждениях, в которых дается первичная информация о видах труда и разных профессиях с помощью различных игр и наглядных картинок.
  • Второй этап — «Кем я могу быть?». На данном этапе осуществляется начальная профориентация учащихся I-IV классов, которая заключается в ознакомлении с профессиями, беседами о профессиях на занятиях в школе, доступными пониманию младших школьников.
  • Третий этап — «Путешествие в мир профессий». На этом этапе осуществляется поисковая система профориентации учащихся V, VI, VII классов. Проводятся различные групповые занятия и индивидуальные беседы по профориентации, используется новые педагогические технологии такие, как плакаты, показ слайдов, видеофильмов на уроках труда и классном часе, предусмотрены экскурсии на различные объекты производства.
  • Четвертый этап — « Моя избранная профессия». Этот этап называется профессиональным самоопределением и осознанным выбором профессии, который реализуется с учащимися VIII- IX классов и включает: диагностику их личных интересов, склонностей, способностей; кроме этого в данном этапе проводятся тематические беседы, уроки, тренинги, индивидуальные и групповые профконсультации; одной из особенностей этого этапа являются экскурсии на предприятия, в организации, колледжи, лицеи; «выработка рекомендаций по выбору профессионального и образовательного пути для выпускников школ; встречи и беседы с родителями по вопросам профессиональной подготовки детей»

Можно выявить примерные задачи для профессионально-ориентационной работы в учреждениях для детей сирот:

  • Социальные — способствуют становлению члена общества, готового к самореализации;
  • Экономические — регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;
  • Личностные — формируют качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успешной работы;
  • Воспитательные — воспитывают трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально-личностные качества;
  • Образовательные — дают знания о мире профессий и отдельных специальностях;
  • Мотивационные — мотивируют воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Профориентация содержит в себе три главных аспекта:

  1. Информативный аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения всесторонней информацией
  2. Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.
  3. Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, так как предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направленности, выработку интереса и стремления к выбору определённой профессии, а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

  1. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Этот этап содержит изучение особенностей личности — ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии„ черт характера, темперамента, состояния здоровья.
  2. Профессиональная консультация. Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учётом индивидуальных особенностей консультируемого.

Профессиональные консультации бывают двух видов — индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций — взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.

Существует ряд критериев готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора;

  • когнитивный — степень представления человека об индивидуальных психофизических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,
  • мотивационно-потребностный — характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
  • деятельно-практический — способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований длиной профессии, владение основными приёмами работы.

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитанника детского дома:

  • «Я» — знание себя, своих качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям,
  • « Роль» — позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом, -«Работа» — собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома,
  • «Карьера» — осознание карьеры как последовательной смены видов деятельности. Специальностей, профессий, мест работы в течение жизни, как достижения личного успеха и удовлетворённости трудом,
  • «Переход» — развитие качеств личности и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.

Основой профориентации является её психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций.

Различают следующие виды консультаций:

  • справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования приёма на работу или учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
  • диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
  • медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.

Для профессиональной диагностики личности воспитанника детского дома используются следующие методы и формы работы:

  1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (через прямую связь между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).
  2. Анализ документов и результатов деятельности:
  • личные дела
  • итоги медицинских обследований
  • классные журналы
  • творческие сочинения, изделия
  1. Анализ практический действий воспитанников в детском доме.
  2. Метод анкетирования.
  3. Беседы — интервью.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Метод сравнения.

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную реализацию.

В их число входят:

  • Особенность усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;
  • Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики.
  • Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;
  • Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно использовать различные методики.

В ходе психолого-педагогической профориентациоиной диагностики воспитанников детских домов целесообразно использовать профориентационную карту ребёнка, которая включает в себя следующие разделы:

  • Анкетные данные;
  • Данные о состоянии здоровья, нарушениях развития,
  • Сведения о развитии и изменениях интересов,
  • Сведения о личности (темпераменте, характере, способностях, отклонениях в поведении), развитии коммуникативных навыков;
  • Сведения о профессиональных планах и опыте трудовой деятельности.

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей- сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви к ней.

Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с её индивидуальными особенностями и недостатками.

Формы профориентационной работы с воспитанниками младшего возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, занятия в кружках по интересам — музыкальных, рисования, танцевальных и т.д. В кружках есть возможность для создания условий и развития творческих способностей.

На данном этапе, возможно, достичь решения следующих задач:

  • Формирование общей положительной установки на труд,
  • Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом,
  • Формирование адекватной самооценки и адекватного отношения к способностям и склоиностям ребёнка со стороны персонала учреждения.

На следующем этапе среднего школьного возраста дети — сироты должны включаться в общественно — полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности. Знания о профессиях расширяются за счёт знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности.

Основные задачи профориентационной работы в этот период следующие:

  • Формирование трудового стереотипа;
  • Обще трудовая подготовка;
  • Стимулирование психического и физического развития;
  • Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших профессиональных планов.

Формы профориентационной работы на данном этапе содержат:

  • Трудовые пробы;
  • Обще трудовая подготовка;
  • Общественно-полезный труд;
  • Ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учётом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует отнести:

  • Формирование обще трудовых навыков и умений;
  • Формирование профессиональных планов;
  • Индивидуальное взаимодействие с педагогом по формированию профессиональных планов ребёнка.

В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно в учебных мастерских. Формы прфориентационной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

  • Формирование адекватных профессиональных планов;
  • Предпрофильная подготовка;
  • Расширение социальны связей воспитанников;
  • Социально- средовая ориентировка;
  • Консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.

Основные задачи педагога на данном этапе — на основе ранее полученных знаний о профессиях сформировать у воспитанника правильное отношение к выбору профессии, обобщить систему знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах и т.д.

Эффективности профориентационной работы на данном этапе способствуют экскурсии на учебно-производственных комбинатах, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в службу занятости и т.д.

Основные виды мероприятий профориентационной работы в рамках детских учреждении для детей — сирот на каждом возрастном этапе развития имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:

  • Педагогические, заключающиеся в формировании необходимых навыков, умении, знаний;
  • Медицинские — диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;
  • Социальные — расширение социальных связей, социально- бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

Рассмотрев подробно профориентационную работу, можно сделать вывод, что педагогические мероприятия на каждом из возрастных этапов развития ребёнка имеют различные задачи, но цель у таких мероприятий общая — развитие и формирование необходимых умений и навыков для воспитания личности ребёнка. Актуальность профориентационной помощи воспитанникам очевидна.

Во-первых, важнейшая задача таких образовательных учреждений — формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они изберут и где будут работать.

Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и различных « соблазнов».

Таким образом, профориентационная работа — это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение сегодняшних острых социальных проблем.

 

3.2 Создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот

 

Значительное место в системе мер поддержки выпускников учреждений для детей-сирот занимают центры (службы) социальной (постинтернатной) адаптации лиц этой категории.

Основными направлениями деятельности таких учреждений или структурных подразделений являются предоставление выпускникам учреждений для детей-сирот, а также лицам из числа детей-сирот в возрасте 18 лет и старше консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

Деятельность центров (служб) постинтернатной адаптации должна быть регламентирована нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).

В настоящее время постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется одной из самых острых проблем системы институционального воспитания. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях не удовлетворяют изменившиеся российское общество. Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что часто они являются следствием тех институционных ловушек, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений.

Выпускники чаще всего находятся в состоянии психологического стресса. Желанная свобода для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеосуществления. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания у близких людей, заинтересованных в их судьбе. Поэтому среди выпускников интернатных учреждений нередко можно встретить тех, кто оказывается в состоянии « социальной дезадаптации».

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010г. Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что необходимы программы адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Такие программы должны были быть разработаны в регионах к 1 июня 2011г. Вместе с тем проведенный анализ ситуации показал, что, несмотря на регистрируемую позитивную динамику развития программ постинтернатного сопровождения в субъектах РФ, внедрения соответствующих технологий и методик, абсолютной распространенности на территории страны такие программы не получили.

Несмотря на то, что процесс деинструализации затянулся, российская национальная система сопровождения выпускников в постинтернатный переиод переживает этап становления. В большинстве регионов приняты соответствующие документы, разрабатываются региональные модели сопровождения, появляются центры постинтернатной адаптации, постинтернатные блоки (квартиры) при детских домах и социальные гостиницы для временного проживания, организуюся клубы выпускников и пр. На региональном, муниципальном уровнях создаются специализированные координационные органы по решению вопросов постинтернатного сопровождения (комитеты, советы и пр.) Утверждаются и реализуются региональные программы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домой, детей из замещающих семей, лиц из их числа на срочный и среднесрочный периоды.

Задача деинституализации детей-сирот ведет к принятию мер как по оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (перепрофилирование, ликвидация учреждений), так и по совершенствованию процесса воспитания и обучения детей в детских домах и интернатах с изменением задач и содержания работы сотрудников.

Новой тенденцией в деятельности интернатных учреждений стало создание служб сопровождения выпускников как структурных подразделений, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка во время проживания его в интернатах и после выпуска в самостоятельную жизнь. Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение полноценной адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения представляют собой многовариантные способы поддержки на этапе его подготовки к переходу к самостоятельной жизни. Изучение регионального опыта позволяет выделить доминирующие практики постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В натсоящее время данная модель является наиболее распространенной и реализуется в различных формах. Так, в детских домах осуществляется медико-педагогическая диагностика воспитанников с целью выявления проблем в физическом и интеллектуальном развитии, уровня их готовностик самостоятельной жизни, а также разрабатываются маршруты постинтернатной адаптации в соответствии с рекомендациями психо-медико-педагогической комиссии детского дома, которая дает рекомендации к выпуску на основании всесторонней оценки уровня готовности подростока к конструктивной самореализации в социуме.Кроме того, в детском доме может быть организованно структурное подразделение (постинтернатная группа, центр социальной адаптации) для выпускников, на базе которого выпускникам может предоставляться временное проживание в детском доме до момента создания благоприятных условий проживания в ином месте, а также оказываться необходимая психологическая, методическая и социально-педагогическая и правовая помощь.
  2. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципальных (региональных) учреждений центров социальной помощи семье и детям и других учреждений в области социальной защиты населения. Выпускникам предоставляется соответствующая консультационно-методическая помощь или сопровождение. Также на базе учреждений могут образовываться структурные подразделения, предоставляющие возможность временного проживания. В качестве демонстрации примера создания конкретной модели на конкретной территории- опыт Клуба выпускниц детских домов « Мать и дитя», созданного в г. Петрозаводске в 2006г. при социальном центре «Попечение» (Храм св.вмч Екатерины) при поддержке настоятеля Андрея Верещагина. Участницами клуба стали выпускницы детских домов города, многие из которых уже имели на руках детей.
  3. Социальные гостиницы. В рамках данной модели в регионе создаются специализированные учреждения, основным направлением деятельности которых является непосредственно организация социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам интернатных учреждений в целях обеспечения их успешной социальной адаптации, включая предоставление возможности проживания в помещениях учреждений. А также создаются кризисные центры: например, центры « Маленькая мама» в г. Москве, оказывающие социальную поддержку и предоставляющие временное жилье для беременных подростков и молодых матерей, покинувших учреждения по опеке.
  4. Программы индивидульной постинтернатной адаптации. Осуществление индивидуальной постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников интернатных учреждений в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.)

Наиболее распространенной формой является организация совместной деятельности органов власти и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на привлечение организаций-работодателей к трудоустройству выпускников интернатных учреждений предоставлению им жилых помещений на определенный период. Кроме того, сопровождение и оказание помощи выпускникам может осуществляться в рамках различных программ и проектов, организуемых и финансируемых некоммерческими организациями.

В г. Горнозаводске Пермского края на муниципальном уровне разработан и приянт «Маршрут постинтернатной адаптации выпускника», что позволяет, создать межведомственную основу помощи каждому выпускнику УИТ индивидульно, т. К. все мероприятия маршрута ориентированы на его адаптацию, носят адресный характер.

Постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи. Например, в Белгородской области внедрен институт крестных родителей и опекунов, которые помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.

К инновационным моделям постинтернатной адаптации относятся семейные центры (например, «Семейный центр» во Владимирской области). Другая модель постинтернатной адаптации в условиях семейного воспитания — полный патронат для старших воспитанников и выпускников детского дома.

Сопровождение и оказание помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций. Позитивный опыт постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который может быть использован в качестве одной из моделей построения системы сопровождения в других регионах, существует в Тамбовской области. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству могут и должны привлекаться различные структуры: здравоохранение, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения. Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники после выхода из институционального учреждения, — это трудоустройство, сбор документов для приобретения субсидий на жилье, а также проблемы личостного плана ( взаимоотношения со сверстниками, с соседями, противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и др.)

Таким образом, важной отличительной особенностью настоящего этапа развития системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Является большой объем современных эффективных практик, накопленных эффективных практик, накопленных в разных регионах страны. В связи с этим стоит задача детального исследования лучших практик, выявления инструментов их реализации и факторов, способствующих повышению успешности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, для обобщения практического опыта и его диссеминации во всех регионах страны.

Анализ положения дел в регионах показывает, что при схожих характеристиках (социально-экономических, социально-демографических и проч.) в двух соседних регионах может быть кардинально различная ситуация в решении проблем постинтернатного сопровождения, что, как правило, связано с наличием, существенных различий в концептуальных, идеологических подходах к формированию и реализации политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представляется, что для эффективного преодоления сложившейся ситуации фундаментом такой концепции (программы) должно стать развитие навыков социальной адаптации воспитанников учреждений, а также отдельным направлением — организация целенаправленной работы с узкой группой детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся бывшими воспитанниками учреждений и попавших в трудную жизненную ситуацию, ситуацию социальной исключенности.

Основываясь на результатах анализа региональных программ и проектов, можно говорить о том, что действия, направленные на разработку и реализацию программ постинтернатного сопровождения, недостаточно эффективны в силу таких часто встречающихся недостатков, как:

  • Недостаточный акцент на партнерстве государства, в том числе местных властей, и бизнеса, волонтером и местных сообществ и организаций, предоставляющих социальные услуги выпускникам (социально-реабилитационных центров и др.);
  • Фокусирование усилий на процессе, нежели на измеримых результатах деятельности;
  • Преимущественная реализация краткосрочных проектов в ущерб долгосрочным устойчивым инвестициям;
  • Принятие решений «сверху-вниз» (например, принятие закона финансово неподкрепленным) вместо поднятия инициативы «снизу-вверх» от тех, кто реализует социальную помощь на местах;
  • Слабый и недостаточный сбор статистических данных и не очень активное распространение положительных практик.

Обобщая сформулированные рекомендации, можно выделить основные направления региональных программ, поддержка которых должна стать приоритетом.

К настоящему времени накопилось немало действующих практик адаптации выпускников школ-интернатов и других учреждений. К ним относятся клубы выпускников, социальные гостиницы и общежития. Примеры таких практик есть и в городской, и в сельской местности. Трбуется расширить охват регионов этими и другими формами сопровождения выпускников, с тем, чтобы они стали доступными для всех нуждающихся детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поддержку должны получать программы, направленные на создание комплекса мер по сопровождению выпускников детских домов. Во-первых, это программы по подготовке учеников школ-интернатов последнего года обучения по специальным курсам бытового самообслуживания и ориентации в жизни общества. Во-вторых, это могут быть институты кураторов-наставников, закрепляемых на первое время в период постинтернатной адаптации за каждым выпускником. Необходима работа, ориентированная на результат, а именно: вывод выпускника на самостоятельное обеспечение себя. Помимо психологического консультирования важным предоставление временного перспективного трудоустройства, создающего мотивации к развитию.

Нуждается в дополнительных мерах поддержки модель создания условий проживания, воспитания и образования для выпускников, в т.ч. в замещающих семьях.

Работа с институциональными учреждениями призвана развить механизмы, способствующие снятию или смягчению ряда проблем постинтернатного сопровождения. В этой связи требуется обеспечить содействие в перепрофилировании и переориентации закрывающихся интернатных учреждений на деятельность по постинтернатному сопровождению.

 

Заключение

 

Подводя итоги можно сделать следующие выводы. Система социальной защиты детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни.

Для профилактики сиротства необходима разработка межведомственной программы подготовки к семейной жизни – образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическая работа специалистов всех ведомств по месту жительства или приближенных к месту жительств. Нужно создание центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям, несовершеннолетним матерям с возможностью проживания в этих центрах, создание на региональном уровне условий для комплексной поддержки семьи, направленных на преодоление социального сиротства.

Государственная политика социальной защиты детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ это: — гарантированное общедоступное бесплатное среднее образование; — медицинское обслуживание; — обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания; — право на жилище в соответствии с законодательством РФ; — право на организацию оздоровления и отдыха детей и т.д.

К сожалению, в нашей стране социальный потенциал детей-сирот, в отличие от зарубежных стран, в настоящее время используется плохо. Решение социальных проблем детей-сирот невозможно без создания необходимой эффективной и реально действующей правовой базы. Но и ссылаться на одни законы нельзя. Мало провозглашать права и свободы человека и закреплять их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества.

Кроме этого, чрезвычайно актуальной становится проблема подготовка самих специалистов по социальной работе, которые могли бы на высокопрофессиональном уровне решать вопросы, связанные с социальной защитой детей-сирот, в том числе через образование и профессию.

Социальная защита ребенка — не только опека, забота о нем, но и совокупность мероприятий, помогающих ему стать уверенным в своих силах, побуждающих активность. Именно адаптационный подход должен лечь в основу разработки целостной системы социальной политик государства в области детства, исходящей из оценки реального положения детей в современном обществе.

 

Библиография

 

Нормативные правовые акты

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984))
  3. Конституция Российской Федерации от 12 1993 года (с поправок, внесенных РФ о поправках к Конституции Федерации от 30.12.2008 № от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 1985 г. // .Советская юстиция. 1991. №№12-14
  5. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10 — 13
  6. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.95
  7. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.955
  8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  9. О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федеральный закон от 10.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
  10. О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федеральный закон от 10.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ
  11. О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федеральный закон от 10.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс».в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ
  12. О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федеральный закон от 10.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс».в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ
  13. О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федеральный закон от 10.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс».в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ
  14. Семейный кодекс РФ: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. 28.03.2017) // СПС «Консультант плюс».режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ef34350ac8a228c304eaa8540e308acc341f29c8/
  15. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  16. О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федеральный закон от 10.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс».
  17. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // СПС «Консультант плюс» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
  18. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423 (ред. 10.09.2015) // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=186173;req=doc#0
  19. Опека и попечительство: учебное пособие / Е. В. Мартынова, Н. В. Карасева, Т. С. Киенко, С. Н. Фрондзей; под общей редакцией Е. В. Мартыновой; Южный федеральный университет. – Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 168 с.
  20. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  21. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/fc74ef70a4fc3107df5b2b18636ac5f74e3d0a73/#dst101650
  22. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278445/4d61dfa7aa91a11e0898dc65d1258afeaeaed7b9/#dst101353
  23. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/37d5139a49cb3115ef0996677fcf37d04ce11e31/#dst100080

Научная и учебно-методическая литература

  1. Дроздова М.К. Виды социальной защиты детей-сирот. М.: Вентана плюс, 2012. С. 53.
  2. Наговицына П.К. Усыновление детей в РФ. М.: ПрессИздат, 2013. С. 26.
  3. Сусликов, В.Н., Шкилева, Н.Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. — 2011. — № 4. — С.
  4. Радченко Т.Ю. Усыновление как форма устройства детей. М.: Юрайт, 2014. С. 15.
  5. Козлов М.А. Формы устройства детей-сирот в РФ. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 53.
  6. Викторов С.В. Социальная защита отдельных категорий граждан. М.: Светоч, 2012. С. 18.
  7. Пустовитов М.Е. Социальная поддержка детей-сирот. Хабаровск, 2013. С. 34.
  8. Радищенко А.В. Социальное обеспечение детей-сирот. Нижний Новгород, 2012. С. 53.
  9. Комарова М.К. Сиротство как институт общественной жизни. М.: Формат, 2013. С. 88.
  10. Пантелеймонова П.К. К вопросу о защите детей-сирот. СПб.: Питер, 2014. С. 54.
  11. Волк П.К. Проблемы в сфере социальной защиты и поддержки детей-сирот. М.: Крокус, 2012. С. 66.
  12. Славенко И.К. Проблематика в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения. М.: Юрайт, 2015. С. 82.
  13. Луцкая Е.С.Проблема социальной защиты детей-сирот в России. Новосибирск: КрасПресс, 2013. С. 97.
  14. Кустова Е.К. Проблематика социальной жизни детей-сирот. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 32.
  15. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.]; отв. ред. Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 243 с.
  16. Авазов К. Х. Cущность, задачи и содержание профориентационной работы в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 76-79.
  17. Хайдаров И.А.Профессиональная ориентация и подготовка выпускников школ к осознанному выбору профессии.-Ташкент.-Сборник статей.- 15.02.2012.
  18. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению (№8, 2016 г.)
  19. Маленкова Н.Л., Коррильо Линд К.А. Программа профориентационного цикла «Азбука профессий». Москва 2012
  20. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение «Выбор профиля обучения профессии», 2014.
  21. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / под ред. М.В. Гордеевой. М..,2013.
  22. Региональная модель профилактики социального сиротства. Опыт Томской области / под ред. М.О. Егоровой. М.,2010.
  23. Гордеева М.В., Костенко М.А. Лучшие практики «детствосбережения». М.,2013.
  24. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / под ред. М.В. Гордеевой. М..,2013.

Другие источники

  1. http://vospityvaem-detej.ru/adaptacija-detej/adaptacija-detej-sirot-sociume.html
  2. http://base.garant.ru/70183566/
  3. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz52C7zRTHi
  4. https://www.kommersant.ru/doc/3414174
  5. http://government.ru/docs/5996/
  6. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собанию. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts.
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011г. № 06-369 « О направлении рекомендаций» URL: http://минобрнауки.рф.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф