Женщины отличаются от других осужденных наличием специфических особенностей, потребностей и проблем. Так, большая часть из них принадлежит к категории матерей, имеет малолетних детей. В последнее время увеличивается количество беременных женщин, ежегодно поступающих в исправительные учреждения.
При этом должным образом не регламентировано правовое положение осужденных женщин и детей, находящихся вместе с матерью в исправительном учреждении, не указан механизм реализации права женщины на совместное проживание с ребенком, законодательно не определены ее обязанности по отношению к детям, находящимся в местах лишения свободы. При этом в Правиле 23 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными указано, что женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами. Там, где заключенным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, нужно предусматривать создание ясель, располагающих квалифицированным персоналом. В ст. 9 (3) Конвенции о правах ребенка устанавливается, что государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним из родителей, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных. В соответствии с положениями ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду не только с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, но и с учетом пола. Однако отличия женщин от мужчин обусловлены не только физиологической природой, т. е. полом, но и связаны с выполнением специфических социальных функций и ролей.
Проблемы организации и правового регулирования труда осужденных всегда входили в сферу научных интересов ученых в разные периоды развития пенитенциарной системы, но только в настоящее время появляются самостоятельные исследования, отражающие отдельные аспекты исполнения наказаний в отношении осужденных женщин, организации и регулирования их труда.
Анализ уголовно-исполнительного законодательства в различные исторические периоды развития Российского государства позволяет зафиксировать наличие в нем гендерно ориентированных норм и проследить их эволюцию от положений, имеющих дискриминационный характер по отношению к женщине, к введению для нее определенных привилегий, порождающих гендерную ассиметрию в уголовно-исполнительном праве дореволюционной России и Советского государства, и до стремления к гендерному равенству в современном отечественном законодательстве.
Исторически формирование и применение гендерно ориентированных норм определялись не столько фактом принадлежности к женскому полу, сколько положением беременных женщин, наличием у женщин малолетних детей и необходимостью обеспечения их жизни и здоровья. В соответствии с законодательством второй половины XIX – начала XX в. тюремная администрация должна была способствовать тому, чтобы женщины, имеющие грудных младенцев, были задействованы в работах, которые не мешали бы им осуществлять надлежащее попечение о своих детях. Женщинам, кормящим грудью, находящимся в местах заключения или в ссылке, работы следовало облегчить в той мере, чтобы не нанести вред самой матери и младенцу. В советский период исправительно-трудовое законодательство изменялось в части расширения преимуществ, предоставляемых осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Почти половина осужденных женщин принадлежит к категории матерей, а, следовательно, требует особого внимания со стороны государства, которое посредством надлежащего правового регулирования призвано защищать значимые в общественном плане социальные функции и роли. В настоящее время такой важный элемент статуса осужденной женщины, как ее материнство фактически не создает никаких правовых преимуществ для женщины и ее детей, остающихся в изоляции от матери на время отбывания ею наказания.
Государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан России установлены ТК РФ. Особенности регулирования труда отдельных категорий граждан, ограничивающие применение общих норм трудового права, устанавливаются как ТК РФ, так и иными федеральными законами. Особенности регулирования труда осужденных установлены УИК РФ без предоставления особых трудовых привилегий осужденным женщинам. Так, обязанность трудиться определена для всех осужденных. По желанию привлекаются к оплачиваемому труду и к работам без оплаты труда только осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Данные категории осужденных имеют право на более высокий минимальный относительный размер начисленной заработной платы, зачисляемый на их лицевой счет, – не менее 50 %.
Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных независимо от пола, определен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 2955. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Допускается суммированный учет рабочего времени.
Работающие осужденные женщины, как и мужчины, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, который может быть увеличен до 18 рабочих дней осужденным, которые перевыполняют нормы выработки или образцово выполняют установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо категориям осужденных, работающих по своему желанию. Учитывая ограничения применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, рассчитывать на увеличение продолжительности отпуска женщинам по данному основанию нельзя. Отметим также низкие фактические показатели выполнения нормы выработки осужденными женщинами.
Особые гарантии трудовых прав установлены уголовно-исполнительным законодательством для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, однако только в части установления минимального процента начисленной заработной платы, зачисляемой на лицевой счет (не менее 50 %) и привлечения к работам без оплаты труда беременных женщин (по их желанию). Иные особенности касаются материально-бытового обеспечения осужденных женщин, осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях.
Кроме того, осужденным женщинам, имеющим вне исправительной колонии несовершеннолетнего ребенка-инвалида, ребенка в возрасте до 14 лет, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, а также могут быть разрешены краткосрочные выезды без начисления им заработной платы. Краткосрочные выезды разрешены осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, для устройства детей у родственников либо в детском доме.
Следует отметить, что выезды для свидания с ребенком предусмотрены не только осужденным женщинам, но и осужденным мужчинам, являющимся единственным родителем. Особые льготы, права и гарантии для названных категорий женщин уголовно-исполнительным законодательством, кроме описанных выше, не установлены.
Предполагается, что осужденным беременным женщинам, кормящим матерям, женщинам, имеющим при себе детей, предоставляются соответствующие трудовые гарантии, права и льготы, которыми обладают свободные женщины согласно трудовому законодательству. Однако лишение свободы уже не позволяет обеспечить равенство возможностей в осуществлении трудовых прав осужденных и свободных женщин с учетом их общественно значимых особенностей. Исключение составляют беременные женщины.
Например, для осужденных беременных женщин так же, как и свободных, законодательством предусмотрено уменьшение норм выработки и норм обслуживания либо перевод на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, их не привлекают к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Лишение свободы приводит к ограничению трудовых прав и свобод осужденных женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет в домах ребенка при исправительных учреждениях. Это связано с наличием возможности осуществлять фактический уход за ребенком.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» осужденным матерям, отбывающим наказание в колониях-поселениях, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком, следовательно, таким женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком, который засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.
Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение указанного пособия. Осужденные женщины-матери, отбывающие наказание в исправительных колониях, и имеющие детей в возрасте до трех лет, содержатся в колониях, на территории которых организованы дома ребенка.
Дома ребенка создаются с целью круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей. Таким образом, одной из функций дома ребенка являются обеспечение воспитания детей и уход за ними, который в силу ограничений не в состоянии обеспечить осужденная мать.
2.4. Пути совершенствования системы социальной защиты материнства в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы
Основные нормы, в соответствии с которыми в России осуществляется отбывание наказания женщинами, имеющими малолетних детей, содержатся в ст. 100 УИК РФ. В ней указывается на возможность совместного проживания осужденной с ребенком в доме ребенка при исправительном учреждении. В правиле 29 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правил Манделы), принятых 21.05.2015, указано, что решение разрешить ребенку оставаться с одним из его родителей в тюрьме должно основываться на наилучших интересах ребенка. Если детям разрешено оставаться в тюрьме с одним из родителей, необходимо:
- обеспечить наличие внутренних и внешних служб по уходу за детьми, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в периоды, когда они не пользуются заботой со стороны своих родителей;
- обеспечить специальное детское медико-санитарное обслуживание, включая обследование состояния здоровья при поступлении и постоянный контроль специалистов за их развитием.
Например, в зарубежных пенитенциарных учреждениях предусмотрено совместное проживание матери и ребенка путем создания домов матери и ребенка, материнских блоков, небольших отделений, групп матери и ребенка, отдельных комнат. Желательно, чтобы дом ребенка функционировал при каждом исправительном учреждении. Конечно, это сопряжено с рядом трудностей организационного и финансового плана. Дома ребенка должны размещаться изолированно от жилой зоны учреждения. Занимаемые ими земельные участки отгораживаются, оборудуются изолированными друг от друга площадками (по количеству групп) для проведения прогулок и сна детей на свежем воздухе в течение всего года. Для прохождения карантина организуется специальное помещение, количество коек в котором составляет не менее 10% от штатного числа мест в доме ребенка. Карантинное помещение должно иметь приемную с 2-3 полубоксами, комнаты для содержания детей вместе с матерями, ванную, туалет, веранду и отдельную площадку для прогулок детей. Изолятор должен размещаться в отдельном от групп помещении и иметь отдельный вход.
Однако психологи и педиатры полагают, что совместное проживание матери и ребенка способствует оптимизации естественного вскармливания (обеспечение младенца всеми необходимыми питательными веществами), гармоничному росту, физическому, нервно-психическому развитию ребенка, снижению общей заболеваемости, смертности, а также развитию чувства материнства у осужденной.
В этой связи предлагается:
1.Необходимо предусмотреть специальную главу в УИК РФ, регламентирующую исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин. В отдельном разделе главы закрепить особое положение женщин и их детей в местах лишения свободы. Затрагивая права ребенка, законодатель должен акцентировать внимание на преимуществах кормления грудью, соответствующем медицинском уходе. Целесообразно определить порядок оказания помощи и поддержки беременным и осужденным, имеющим детей, в момент и после освобождения.
2. Обеспечить совместное содержание осужденных женщин с детьми по возможности в каждом исправительном учреждении. В этой связи рекомендуется увеличить количество домов ребенка. Целесообразно использовать зарубежный опыт, в частности немецкий, касающийся организации в колонии дома матери и ребенка. В перспективе данные учреждения можно создавать на базе колоний-поселений. Предусмотреть закрытое и открытое отделение, условия пребывания в которых должны быть приближены к домашним. В зависимости от этого оборудовать помещения отделений всем необходимым для матери и ребенка, в частности предусмотреть места для игр и физических занятий на свежем воздухе. Вместе с тем дети должны иметь право выхода за пределы учреждения под контролем опытных воспитательниц, по возможности вместе с мамой. Для оказания помощи матери по вопросам ухода и воспитания детей увеличить количество специалистов социально-педагогического профиля: воспитатель, няня, социальный педагог, психолог, специалист по социальной работе. Возможно привлечение для работы сотрудников из числа вольнонаемных. Следует разработать и применять учебные программы по основам материнства. Для этого привлекать опытных специалистов из центров помощи семье и детям, медицинских центров.
Если в регионе отсутствуют ресурсы для создания дома ребенка (дома матери и ребенка), целесообразно оборудовать в исправительных учреждениях отделения совместного пребывания матери и ребенка (группы) по 3-5 чел. в одной комнате.
3. Необходимо увеличить возраст нахождения ребенка с матерью в исправительном учреждении до шести лет (включительно). В ч. 3 ст. 100 УИК РФ указано, если ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью, то есть до четырех лет. Отметим, что международные нормативные правовые акты в сфере исполнения наказания не предусматривают верхнего предела возраста, по достижении которого ребенок будет вынужден оставить родителя в тюрьме, в частности об этом указано в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Кроме этого, целесообразно детей старшего возраста помещать в государственный детский сад, что будет способствовать успешной социализации и адаптации ребенка в обществе, позволит уменьшить нагрузку на сотрудников дома матери и ребенка.
4. Необходимо законодательно регламентировать механизм совместного содержания матери и ребенка в исправительном учреждении, в котором должны быть отражены: формы совместного пребывания, целевая аудитория, критерии приема и исключения, специальные помещения, необходимое оборудование, психолого-педагогические и жилищно-бытовые условия, виды услуг, особенности посещения детьми образовательных, воспитательных организаций, находящихся вне исправительного учреждения, перечень институтов гражданского общества, с которыми осуществляется сотрудничество (права, обязанности, ответственность), медицинское обслуживание, образовательные и воспитательные программы для матерей и детей; персонал.
Таким образом, многолетние исследования в области положительного влияния совместного проживания матери и ребенка, в исправительном учреждении позволяет сделать вывод о мощном положительном стимуле формирования физически и психически здорового ребенка, а также – положительном психологическом факторе, облегчающим женщине отбывание наказания. Необходимо впредь продолжить расширение списка, предоставляемых медицинских услуг осужденным женщинам в дородовой, родовой и послеродовой периоды. Создавать соответствующие условия для совместного нахождения со своими детьми, укреплять материально – техническую, профессионально-врачебную базу домов ребенка, привести в соответствие нормативно-правовую базу, регулирующую такие вопросы, как возраст нахождения ребенка в домах ребенка при ИУ и передачу ребенка на попечение.
Уголовно-исполнительным законодательством четко не обозначена обязанность осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях в возрасте до трех лет, трудиться. Однако, исходя из норм ст. 100 УИК РФ, разрешающих осужденным женщинам общаться с детьми, помещенных в дома ребенка при исправительных учреждениях без ограничения в свободное от работы время, косвенно следует, что данная категория женщин все же обязана трудиться и не имеет права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом законодатель разрешает женщинам совместное проживание с детьми, но не везде созданы такие условия.
Как неоднократно утверждалось на всероссийских совещаниях начальников домов ребенка, созданных при женских исправительных учреждениях ФСИН России, совместное проживание осужденных женщин со своими детьми является положительным примером формирования физического и психического здоровья ребенка и матери. Дети реже болеют, а у осужденных женщин-матерей развивается чувство материнства и ответственности за своего ребенка, а процесс их ресоциализации происходит наиболее активно.
Применительно к данной категории женщин действенным средством исправления осужденных, по нашему мнению, становится уже не общественно полезный труд, а формы и методы воспитательной и психологической работы, направленные на развитие качеств женщины как матери и материнских чувств, так как не все осужденные женщины добросовестно выполняют свои материнские обязанности, и после их освобождения существует риск добровольного отказа от воспитания детей или лишения родительских прав.
В 2012 г. в доме ребенка при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области был открыт центр совместного проживания матери и ребенка «Радуга», рассчитанный на 16 малышей и их мам. Учитывая ограниченное количество мест, осужденные женщины переводятся в центр по решению комиссии исправительного учреждения. При этом учитываются законопослушное поведение матерей на рабочих местах и в быту, проявление внимательного и заботливого отношения матери к ребенку, а также медицинские показания по состоянию здоровья ребенка.
Преимущества предоставляются матерям, имеющим детей в возрасте до 1 года. В случае если осужденная женщина допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания, создает конфликтные ситуации в коллективе, не соблюдает требования по обеспечению пожарной безопасности, техники безопасности и своим поведением отрицательно влияет на других осужденных, то она переводится из центра в отряд.
Проведенные исследования показывают, что администрация женской исправительной колонии старается предоставлять больше возможностей для совместного общения матерей с малолетними детьми и активного участия в их воспитании. Исполняя законодательно установленную обязанность по привлечению осужденных к труду, администрация организует труд осужденных женщин, имеющих малолетних детей в доме ребенка, по уходу за детьми в должности няни после прохождения соответствующего обучения в профессиональном образовательном учреждении при исправительном учреждении. Однако большая часть осужденных женщин привлекается к труду в центре трудовой адаптации осужденных и имеет возможность общаться с детьми только в свободное от работы время.
Таким образом, правовое регулирование труда осужденных женщин, по нашему мнению, нуждается в совершенствовании с учетом выполнения ими общественно значимых функций материнства и воспитания детей. В связи с этим в УИК РФ следует установить дополнительные льготы, права и гарантии осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, с внесением соответствующих изменений в гл. 14.
Во-первых, осужденных женщин, совместно проживающих с детьми в домах ребенка, следует привлекать к труду по их желанию до достижения детьми возраста трех лет.
Во-вторых, работающим осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных учреждениях, необходимо установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю с оплатой труда пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.
В-третьих, осужденным женщинам, имеющим вне исправительного учреждения ребенка в возрасте до 14 лет, нужно увеличить продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска с обязательным выездом за пределы исправительного учреждения для совместного проживания (пребывания) с ребенком (с учетом личности и поведения женщины во время отбывания наказания)10.
Таким образом, предложенные дополнительные гарантии трудовых прав отдельным категориям осужденных женщин направлены на решение государственной задачи формирования и поддержания материнских чувств у осужденных женщин, привития им гуманных социальных навыков и качеств и обеспечения благополучного их возвращения из мест лишения свободы в семью и общество.
Заключение
Женская преступность – сложный и в то же время тревожный социальный феномен, вызванный рядом факторов, требующий специально подобранного методологического инструментария для его изучения и нивелирования его проявлений. По этим причинам процесс исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы отличается спецификой не только в плане условий реализации уголовно-правовой кары, но и в плане построения программы психологической и социальной работы.
В обозначенном вопросе важным направлением деятельности российской пенитенциарной системы является обеспечение и защита правового статуса осужденной женщины-матери и ее малолетнего ребенка. Ретроспектива механизма правового регулирования исполнения и отбывания наказания в отношении женщин, имеющих малолетних детей, позволяет утверждать, что данная категория осужденных на протяжении долгого времени являлась самой уязвимым субъектом в системе пенитенциарной политики России.
Правовой статус рассматриваемой категории осужденных можно назвать узко специализированным и временным в силу наличия исключений из правоограничений, вытекающих из уголовно-правовой кары, и дополнительного пакета прав и законных интересов, направленных на сохранение здоровья и обеспечение нормального развития малолетнего ребенка и его матери. В числе таких особенных характеристик, дополняющих специальный статус женщины, лишенной свободы, возможность совместного проживания с детьми, оказание специализированной медицинской помощи в период родов и послеродовой период, право на пособие по беременности и родам, возможность по решению администрации исправительного учреждения выезда за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения и т.д.
При этом такой статус имеет, безусловно, временный характер, обусловливаемый достижением ребенком трехлетнего возраста (в случае, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, допускается пролонгация специализированного правового статуса осужденной женщины, имеющей в исправительном учреждении малолетнее дитя).Необходимо отметить, что возникающие в местах лишения свободы у женщины с ребенком специфические элементы правового статуса являются в большей степени обеспечительными средствами в механизме защиты малолетнего ребенка, так как их предоставление в соответствии с законодательством вызвано именно его наличием и его необходимостью особого ухода за ним, создания условий для его правильного развития, а также значительной уязвимостью в плане социально-экономической защиты. Уход за женщинами, имеющими малолетних детей в ИУ, должен быть обеспечен на таком же уровне, что и в обществе в целом. В настоящее время нередко должного ухода за указанной категорией осужденных женщин в ИУ не осуществляется. Необходимо сделать все для того, чтобы в ИУ создать благоприятную для ребенка обстановку, ориентируясь на его интересы.
Таким образом, правовое положение осужденных к лишению свободы женщин-матерей, имеющих малолетних детей, характеризуется специфическими элементами, которые направлены в большей степени на охрану здоровья и обеспечение нормального развития ребенка, а также поддержку женщины как социально уязвимой категории населения. В законодательно закрепленных социально-экономических гарантиях матерям, находящимся в местах лишения свободы, выражается признание государством высокой социально полезной роли женщины-матери. При этом общий процесс гуманизации процесса исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы также отражается и на рассмотренной категории осужденных.
На основании выявленных проблем социальной поддержки осужденных женщин, имеющих детей, предлагаются следующие меры правового характера.
1. Необходимо предусмотреть специальную главу в УИК РФ, регламентирующую исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин. В отдельном разделе главы закрепить особое положение женщин и их детей в местах лишения свободы. Затрагивая права ребенка, законодатель должен акцентировать внимание на преимуществах кормления грудью, соответствующем медицинском уходе. Целесообразно определить порядок оказания помощи и поддержки беременным и осужденным, имеющим детей, в момент и после освобождения.
2. Обеспечить совместное содержание осужденных женщин с детьми по возможности в каждом исправительном учреждении. В этой связи рекомендуется увеличить количество домов ребенка. Целесообразно использовать зарубежный опыт касающийся организации в колонии дома матери и ребенка. В перспективе данные учреждения можно создавать на базе колоний-поселений. Предусмотреть закрытое и открытое отделение, условия пребывания в которых должны быть приближены к домашним. В зависимости от этого оборудовать помещения отделений всем необходимым для матери и ребенка, в частности предусмотреть места для игр и физических занятий на свежем воздухе. Вместе с тем дети должны иметь право выхода за пределы учреждения под контролем опытных воспитательниц, по возможности вместе с мамой. Для оказания помощи матери по вопросам ухода и воспитания детей увеличить количество специалистов социально-педагогического профиля: воспитатель, няня, социальный педагог, психолог, специалист по социальной работе. Если в регионе отсутствуют ресурсы для создания дома ребенка (дома матери и ребенка), целесообразно оборудовать в исправительных учреждениях отделения совместного пребывания матери и ребенка (группы) по 3-5 чел. в одной комнате.
3. Необходимо увеличить возраст нахождения ребенка с матерью в исправительном учреждении до шести лет (включительно). В ч. 3 ст. 100 УИК РФ указано, если ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью, то есть до четырех лет. Отметим, что международные нормативные правовые акты в сфере исполнения наказания не предусматривают верхнего предела возраста, по достижении которого ребенок будет вынужден оставить родителя в тюрьме, в частности об этом указано в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Кроме этого, целесообразно детей старшего возраста помещать в государственный детский сад, что будет способствовать успешной социализации и адаптации ребенка в обществе, позволит уменьшить нагрузку на сотрудников дома матери и ребенка.
4. Необходимо законодательно регламентировать механизм совместного содержания матери и ребенка в исправительном учреждении, в котором должны быть отражены: формы совместного пребывания, целевая аудитория, критерии приема и исключения, специальные помещения, необходимое оборудование, психолого-педагогические и жилищно-бытовые условия, виды услуг, особенности посещения детьми образовательных, воспитательных организаций, находящихся вне исправительного учреждения, перечень институтов гражданского общества, с которыми осуществляется сотрудничество (права, обязанности, ответственность), медицинское обслуживание, образовательные и воспитательные программы для матерей и детей; персонал.
Список используемой литературы
1. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (пересмотренный текст) (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 г.) // Международная защита прав и свобод человека. – М.: Юридическая литература, 1990.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Российская газета. – 2023. – 21 марта.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Российская газета. – 2023. – 9 января.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 9 декабря.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета. – 2006. – 31 декабря.
8. Федеральный закон от 21.02.2010 № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2010. – 24 февраля.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2022. – 20 июля.
10. Федеральный закон от 28.12.2016 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. – 2017. – 9 января.
11. Федеральный закон от 26.07.2017 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы» // Российская газета. – 2017. – 31 июля.
12. Федеральный закон от 31.07.2020 № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. – 2020. – 6 августа.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. – 2021. – 22 апреля.
14. Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 (ред. от 24.12.2022) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 1 (часть I). – Ст. 245.
15. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р <Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года> // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 35. – Ст. 4811.
16. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года> // Российская газета. – 2015. – 6 июня.
17. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2020 № 1813-р (ред. от 15.06.2022) <Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров на 2020 — 2024 годы> // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 29. – Ст. 4718.
18. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р <О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года> // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 20. – Ст. 3397.
19. Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» // Официальный интернет-портал правовой информации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
20. Приказ Министерства юстиции РФ N 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» от 30 декабря 2005 года // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – N 3. – 2006 г.
21. Приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» // Официальный интернет-портал правовой информации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
22. Закон Тульской области от 04.12.2008 № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области» // Тульские известия. – 2008. – 11 декабря.
23. Закон Тульской области от 16.07.2012 № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской области» // Тульские известия. – 2012. – 19 июля.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 № 25-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик» // Российская газета. – 2011. – 5 декабря.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой» // Российская газета. – 2018. – 4 апреля.
26. Бузулукский, П.В. Проблемы и пути совершенствования исполнения наказания в виде лишения свободы / П.В. Бузулукский // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 10 (173). – С. 412-413.
27. Галич, В.М. Государственно-правовое регулирование процесса ресоциализации молодых женщин, вышедших из мест лишения свободы / В.М. Галич // Экономика. Право. Общество. – 2020. – Т. 5. – № 1 (21). – С. 90-96.
28. Диколенко, Л.А. Региональные особенности управления системой социальной защиты и поддержки семей с детьми в России / Л.А. Диколенко // Экономика и социум. – 2021. – № 12-1 (91). – С. 996-1006.
29. Еремеева, Е.Ю. Контроль за поведением осужденных женщин с отсрочкой отбывания наказания / Е.Ю. Еремеева // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 7 (158). – С. 379-381.
30. Исаков, В.С. Проблема замены неотбытой части лишения свободы принудительными работами отдельным категориям осуждённых / В.С. Исаков // Право и управление. – 2023. – № 1. – С. 303-310.
31. Карпова, Н.С. Социальная защита представителей государства в уголовно-исполнительном правоотношений / Н.С. Карпова // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.19 (30). – С. 11-14.
32. Кириллова, Т.В. К вопросу об исследованиях женской преступности / Т.В. Кириллова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 2 (50). – С. 299-303.
33. Кожевникова, А.И. Проблемы социальной защиты прав женщин в России / А.И. Кожевникова // Вестник магистратуры. – 2022. – № 2-2 (125). – С. 76-78.
34. Кораблина, О.В. Правовые особенности применения труда женщин / О.В. Кораблина // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т. 3. – № 1. – С. 95-97.
35. Коротких, Н.Н. Некоторые аспекты института условно-досрочного освобождения в уголовном праве России / Н.Н. Коротких // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 7 (158). – С. 312-316.
36. Кроян, Г.Ф. Психологическая устойчивость осужденных женщин / Г.Ф. Кроян // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 4-2 (36). – С. 130-133.
37. Лелик, Н.Б. К вопросу о материально-бытовом обеспечении осужденных женщин в исправительных учреждениях / Н.Б. Лелик // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 11 (150). – С. 326-328.
38. Майстренко, Г.А. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, готовящимися к освобождению / Г.А. Майстренко // Закон и право. – 2022. – № 6. – С. 165-168.
39. Майстренко, Г.А. Особенности предупреждения правонарушений в отношении женщин, освободившихся из мест лишения свободы / Г.А. Майстренко // Закон и право. – 2021. – № 1. – С. 89-90.
40. Матвеева, Т.П. К вопросу о социальной политики Российской Федерации в области материнства, отцовства и детства / Т.П. Матвеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 1. – С. 115-118.
41. Мещерякова, И.А. Защита материнства и детства как приоритетное направление социальной политики в Российской Федерации / И.А. Мещерякова // Ученый XXI века. – 2020. – № 12-1 (71). – С. 104-106.
42. Минкова, Е.А. Социально-демографическая характеристика личности осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы / Е.А. Минкова // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 10 (161). – С. 340-341.
43. Минкова, Е.А. Специфические особенности воспитательной работы с осужденными женского пола в местах лишения свободы / Е.А. Минкова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 11 (150). – С. 329-330.
44. Минсафина, С.Н. Правовое положение осужденных к лишению свободы женщин, имеющих детей / С.Н. Минсафина // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 9 (136). – С. 214-215.
45. Москвитина, М.М. Криминологическая характеристика беременных женщин, осужденных к лишению свободы / М.М. Москвитина // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2021. – № 4. – С. 18-22.
46. Мягченкова, А.Д. Неравенство полов в уголовном законодательстве России и зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ / А.Д. Мягченкова // Образование и право. – 2022. – № 3. – С. 306-310.
47. Прицкер, Г.И. Государственные социальные пособия семьям с детьми / Г.И. Прицкер // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 191-196.
48. Рыбакова, О.С. Конституционные гарантии защиты семьи и семейных ценностей в Российской Федерации / О.С. Рыбакова // Вопросы ювенальной юстиции. – 2022. – № 4. – С. 2-5.
49. Самойлова, А.А. К вопросу о правовой регламентации условии и правил отбывания наказания в исправительных колониях для осужденных женщин / А.А. Самойлова // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 2-2. – С. 56-62.
50. Смирнов, А.М. Общая характеристика женщин, осужденных к лишению свободы, изолированных по мотивам личной безопасности / А.М. Смирнов // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 3 (51). – С. 118-121.
51. Строгович, Ю.Н. О реализации некоторых прав осужденными к лишению свободы беременными женщинами / Ю.Н. Строгович // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – Т. 15. – № 1. – С. 182-185.
52. Строева, О.А. Проблемы применения отдельных мер принуждения в условиях гендерного самовыражения личности / О.А. Строева // Современное общество и право. – 2022. – № 2 (57). – С. 44-49.
53. Тарусина, Н.Н. Одинокое материнство как социально-правовое явление / Н.Н. Тарусина // Журнал российского права. – 2022. – Т. 26. – № 7. – С. 68-84.
54. Тихонова, Д.И. Психолого-педагогические основы работы с женщинами-преступницами в местах лишения свободы / Д.И. Тихонова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 2 (141). – С. 417-418.
55. Унтеров, В.А. Защита семьи, материнства, отцовства и детства как ключевое направление политики Российской Федерации / В.А. Унтеров // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 10 (173). – С. 482-483.
56. Червякова, В.В. Система наказаний, применяемая к женщинам по уголовному кодексу Российской Федерации / В.В. Червякова // Современное право. – 2020. – № 7. – С. 92-96.
57. Шатилина, А.С. Конституционно-правовое измерение репродуктивного здоровья: terra incognita? / А.С. Шатилина // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 3. – С. 51-57.
58. Шмаева, Т.А. Право женщин, осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы, самостоятельно воспитывать своих малолетних детей / Т.А. Шмаева // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 1 (152). – С. 326-327.
59. Щеголева, К.К. Особенности социального обеспечения женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок / К.К. Щеголева // Вопросы гуманитарных наук. – 2019. – № 1 (100). – С. 38-40.
