Меню Услуги

Совершенствование социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в современных условиях рыночной экономики

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Положение граждан уволенных в запас и членов их семей в современном российском обществе
  • 1.1. Основные проблемы граждан уволенных в запас и членов их семей
  • 1.2. Состояние социальной защиты военнослужащих в России
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Социальная защита военнослужащих: сущность и содержание
  • 2.1. Понятие защищенности военнослужащих
  • 2.2. Государственная защита граждан, уволенных в запас, и членов их семей
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Проблемы и организация работы по социальной защите в ВС РФ
  • 3.1. Создание и работа реабилитационных центров для данной категории
  • 3.2. Опыт деятельности «Областного центра социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»
  • Выводы по 3 главе
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

 

Введение

В условиях становления современной российской государственности особое значение имеют вопросы эффективного управления процессами в социальной сфере. Это проистекает из социального характера Российской Федерации как государства, а также важности социального благополучия граждан как основы доверия с их стороны легитимным органам власти, нормативного поведения и эффективной производственной деятельности людей. В связи с этим эффективная государственная политика по решению социальных вопросов, как в целом населения, так и отдельных его групп, является условием развития государственных институтов, укрепления управляемости страны и обеспечения достойной жизни граждан.

В современной России, где постоянно меняется социальный облик общества, где одна за другой вырастают проблемы: экономические, политические, правовые, духовно-нравственные очень остро встает вопрос о значении социальной работы в современном обществе. Социальная работа приобретает все большую необходимость, как вид профессиональной деятельности. В последнее время в России развертывается всесторонняя и многофункциональная работа с людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Создается система социально-экономической, социально-правовой, реабилитационной и другой помощи, т.е. социальная работа, изучается, осмысливаются различные проблемы.

Если раньше социальная помощь оказывалась только через систему органов социального обеспечения. И тем, кто был законодательно определен как нуждающийся в социальной поддержке  пенсионерам, инвалидам, детям и т.д. то теперь этот круг значительно расширился, к нему добавились такие категории как: граждане, уволенные с военной службы, инвалиды Вооруженных сил, участники боевых действий.

Реформирование Российских Вооруженных Сил – проблема масштабная и очень непростая.

За последнее десятилетие произошли кардинальные изменения в сфере международных военно-стратегических отношений. Вслед за первыми договоренностями о начале разоружения, был заключен ряд соглашений по ядерным, стратегическим и обычным вооружениям. Суть новой военной доктрины – небольшая, мобильная, современно вооруженная армия, состоящая из хорошо обученных, высокопрофессиональных офицеров и солдат, способная дать молниеносный отпор любому агрессору.

Наше государство не в состоянии содержать огромную армию, оснащать ее всем необходимым и эффективно эксплуатировать военную материально-техническую базу.

По данным Министерства обороны Российской Федерации, с 1992 г. по настоящий момент с военной службы уволено более 900 тысяч военнослужащих. До конца 2015г. численность личного состава вооруженных сил будет сокращена еще на 600 тысяч человек.

После окончания Великой Отечественной войны в ходе демобилизации (1945-1947 гг.) в запас было отправлено более 8 млн. человек. В гражданскую жизнь возвращались люди, мобилизованные в армию в связи с войной. Иным было «хрущевское» сокращение вооруженных сил в 1960г., когда уволенными оказались 1,2 млн. кадровых военных. Их адаптации к неармейским условиям способствовала достаточно неплохая экономическая ситуация, динамичное развитие промышленности. На предприятиях нашли работу, прежде всего те, кто имел военно-техническую подготовку. Сегодня ситуация радикально изменилась: экономика переживает кризис, система государственных социальных гарантий фактически развалилась, безработица усиливает конкуренцию за рабочие места.

Массовое сокращение Вооруженных Сил породило острейшую социальную проблему, связанную с обеспечением адаптации к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы. В структуре населения России за сравнительно короткий срок сформировалась еще одна социальная группа риска, представители которой нуждаются в переподготовке и подборе подходящей работы.

Уволенные с военной службы офицеры — это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошим здоровьем, высоким уровнем образовательной подготовки, активной личностной позицией. Поэтому, существенное значение приобретает социально-профессиональная ориентация военнослужащих запаса, главной целью которой является оказание помощи в приобретении ими нового статусного положения в обществе, выборе профессии, переподготовке на новую специальность.

Актуальность проблемы социально-профессиональной адаптации граждан, уволенных с военной службы, обусловлена сложными социальными процессами, происходящими в российском обществе.

Формирование системы рыночных отношений, в значительной степени упразднило роль государственного планирования экономики и трудовых ресурсов, обострило проблему рынка труда, положение на нем военнослужащих, уволенных из ВС.

Трудности бывших военнослужащих на рынке труда усугубляет ряд обстоятельств. Большая часть уволенных с военной службы либо не имеет гражданской специальности, либо за время военной службы утратила навыки работы в гражданском секторе экономики. Особенно неуверенно чувствуют себя при поиске работы бывшие офицеры командного и гуманитарного профилей. В 2002-2012 годах они составили около 50% всех офицеров, уволенных из Вооруженных Сил и других войск.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




С серьезными сложностями в трудоустройстве сталкиваются бывшие прапорщики и мичманы, не имеющие высокого уровня образования и профессиональной квалификации по профессиям и специальностям, пользующимися спросом на региональных рынках труда, а также члены семей военнослужащих, значительная часть которых не по своей воле вынуждены менять место жительство и искать работу.

В связи с трудностями в обеспечении жильем семей военнослужащих происходит резкое ограничение их территориальной мобильности. Не имея возможности получить или купить жилье, многие граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вынуждены трудоустраиваться по месту прежней военной службы. В результате возникают региональные рынки труда, сильно дифференцированные по показателям безработицы.

Объектом исследования данной работы являются граждане, уволенные с военной службы и члены их семей в современной РФ.

Предметом исследования – социальная работа с гражданами, уволенными в запас и членами их семей.

Целью данного дипломного исследования является изучение организации социальной работы с гражданами, уволенными в запас и членами их семей.

В связи с этим ставятся задачи:

  • изучить нормативно-правовую базу;
  • проанализировать становление реабилитационных центров по работе с гражданами, уволенными в запас и членами их семей;
  • выявить динамику развития социально-реабилитационных центров Московской области;
  • исследовать передовой опыт работы центра социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных в запас и членов их семей Московской области;

Гипотеза:

  • развитие социально-реабилитационных центров и внедрение их работы помогут быстрейшей и качественной адаптации граждан, уволенных в запас и членов их семей.

Вопросы социально-профессиональной адаптации достаточно глубоко разработаны в современной экономической и социологической науке. Авторы Образцов И.В., Соловьев С.С., Чепляев В.Л. рассматривают в своих трудах социальные проблемы военнослужащих, профессионализации посвящены работы Пензина Н.А., Петрова В.П., социально-правовой защите — работы Глущенко П.П., Родюкова Э.Б., технологии социальной работы Павленка П.Д., Холостовой Е.И. и др.

В своих работах авторы приходят к выводам о том, что необходим комплексный подход в социальной работе с гражданами, уволенными в запас и членами их семьей. Комплексная работа с этой категорией граждан, должна основываться на принципах гуманности и социальной справедливости. Во главе всего должна стоять личность человека. Государственная социальная помощь должна оказываться наиболее нуждающимся категориям граждан, не обладающими возможностями для самостоятельного решения социальных проблем. Необходимо учитывать интересы семей граждан, уволенных в запас, как социального института. Формировать благоприятную социальную культурную среду для их жизнедеятельности и реализации социальных функций.

Эмпирической базой является Государственное учреждение Московской области «Центр — САВ», расположенный в городе Ногинске.


Глава 1. Положение граждан, уволенных в запас и членов их семей в современном российском обществе

1.1. Основные проблемы граждан, уволенных в запас и членов их семей

Радикальные экономические, политические и социальные преобразования, осуществляющиеся сегодня в России, не могли не затронуть такую важную государственную структуру, как Вооруженные силы. Новые условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей, формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Начато и продолжается беспрецедентное по своим масштабам сокращение Российских Вооруженных сил. Быстротечность и недостаточная организованность этих процессов породили ряд серьезных проблем экономического, социального и личностного характера. Уволенные в запас военнослужащие и их семьи оказались в сложном положении.

Социальная и профессиональная невостребованность, потеря рабочих мест, необходимость перемены места учебы или работы членам семьи, отсутствие опыта и навыков работы в условиях рыночной экономики, невнимание местной администрации к их нуждам, острая жилищная проблема – все это делает положение уволенных в запас военнослужащих близким к критическому.

Перед гражданами, уволенными в запас и отставку, членами их семей встает огромное количество проблем в процессе их адаптации к условиям «гражданской» жизни. К ним относятся:

  • часто безуспешный поиск работы в соответствии с квалификацией, полученной в военном вузе, и навыками, приобретенными в процессе службы. Как следствие этого, весьма вероятным становится их трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск возможностей для случайных и эпизодических заработков;
  • тесно связанна с предыдущей, проблема профессиональной переподготовки по новым специальностям в соответствии со спросом рыночной экономики. Здесь бывшие военнослужащие, осевшие после увольнения в запас и отставку в крупных городах, и вынужденные обустраиваться на периферии находятся в неравном положении: если у первых все-таки есть хоть какой-то выбор вариантов, то вторым приходится довольствоваться первой попавшейся возможностью для переобучения;
  • обеспечение жильем. Если для уволенных в запас кадровых военнослужащих, выслуживших установленные сроки (более 10 лет), эта проблема, в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих», может быть решена через органы местного самоуправления, то для остальных жилищная неустроенность часто становится непреодолимым препятствием к нормальной жизни;
  • увольнение с военной службы несет для человека отрицательный психологический заряд. Это связано с тем, что служба в армии выступала для него как фактор гарантированной занятости, получения приличного денежного содержания, социальных льгот и гарантий. Кроме того, она нередко рассматривалась как постоянный служебный рост, карьера, повышение социального статуса, что в гражданских условиях не всегда является обязательным элементом профессиональной деятельности. Отсутствие возможностей для реализации своих возможностей в этих направлениях приводит к нарастанию ощущения уязвимости, беспокойства в настоящем, и высоком уровне неуверенности в будущем;
  • после увольнения болезни преследуют большинство не только из-за возраста и часто экстремальных условий службы, но и вследствие психологических факторов. С уходом из Вооруженных сил многие теряются в непривычной для них обстановке. Под влиянием общего стрессового состояния и изменения жизненного ритма обостряются хронические болезни, ухудшается физическое самочувствие. Поэтому необходима и медицинская реабилитация.

Все это влечет комплекс проблем психологической адаптации и реабилитации военнослужащих запаса. Трудности адаптационного периода могут способствовать обострению семейных конфликтов и распаду семей, развитию невротических и психосоматических расстройств, алкоголизму и наркомании, приводят к самоубийствам. Постоянно растет количество нуждающихся в помощи со стороны специалистов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Фактором реальной жизни является гражданин, уволенный в запас, предоставленный самому себе, оставленный один на один со свалившимися на него заботами. Даже такая, казалось бы, нехитрая операция, как оформление пенсии, занимает нередко срок в полгода и более. В связи с этим многие испытывают растерянность, граничащую в некоторых случаях с отчаянием. Главными эмоциональными состояниями выступают раздражение и досада, нервозность, беспокойство, подавленность.

Социальная защита направлена на оказание помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения. Это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Например, член государственной думы  Москалькова Т.Н.  на встрече  с заместителем командующего – начальником управления кадров генералом  Александром  Косушкиным в штабе округа услышала рассказ все о тех же старых армейских проблемах, которые за четыре года не смогла решить Дума предыдущего созыва.

Генерал Косушкин посоветовал новой Думе срочно принять новый закон о покупке жилья военнослужащим с помощью жилищных сертификатов. Существующий механизм никак не может вписаться в сегодняшний рынок жилья и буксует.

Кроме того, генерал рассказал о программе Президента Российской Федерации «15+15». Этим документом предусмотрено выделение двух траншей по 15 миллиардов рублей Министерству обороны. Деньги, понятно, пошли на покупку квартир военнослужащим, увольняющимся за выслугу лет в звании полковника. Несмотря на благое начинание, в округе накопилось более 150 полковников, не имеющих собственного жилья. Они не могут получить квартиры все из-за тех же пробелов в законодательстве России, поскольку для военных не предусмотрены преференции первоочередного получения жилья.

Обеспечение жильем военнослужащих всех категорий сегодня — проблема, имеющая огромное социальное значение.

Это неправильно, что офицеры вынуждены мыкаться без жилья, имея минимум возможностей в рыночных условиях купить квартиру. По данным только Министерства обороны РФ 160 тысяч семей нуждаются в жилье.

В других силовых министерствах таких более 50 тысяч. Еще 160 тысяч ожидают переселения из закрытых военных городков.

Заместитель министра обороны по строительству и расквартированию войск генерал армии Гребенюк Анатолий Владимирович резонно отметил, что проблема особенно актуальна во время реформирования Вооруженных сил РФ. Надо увольнять людей в запас, но нельзя уволить офицера из армии, не обеспечив его жильем. С 1990-х годов значительная часть бюджетных средств направляется на жилищное строительство в первую очередь для военнослужащих, подлежащих увольнению в ходе реформирования вооруженных сил. Однако практика показывает, что нужны новые механизмы, так как вкладывание бюджетных средств в строительство проблемы не решает. Перспективными направлениями сегодня называют, прежде всего, формирование фонда служебного жилья для тех, кто служит, и переход к накопительной системе для гарантированного обеспечения постоянным жильем при увольнении с воинской службы, дальнейшее совершенствование Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом, чтобы не потерять то, что есть. Это позволит создать военнослужащим достойные жилищные условия во время прохождения военной службы и гарантировать обеспечение жильем после ее окончания.

Первый этап реализации программы ГЖС, начатой в 1998 году, заканчивается. За это время выпущено 100 тысяч жилищных сертификатов, из которых 80 тысяч реализованы, значит, 80 тысяч семей военнослужащих, работников МВД и других силовых ведомств получили жилье. Теперь необходимо выработать и отразить в новой редакции программы новые подходы, которые должны быть более успешны.

Другой, важной проблемой, граждан, уволенных в запас является их адаптации к гражданским условиям жизни. Самостоятельное решение этой проблемы не отличаются разнообразием. Многие преодолевают трудности адаптации к гражданским условия с помощью друзей, близких родственников, немногие находят поддержку и понимание в общественных организациях, занимающихся защитой прав военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей.

Успешная адаптация граждан, уволенных в запас, напрямую связана с деятельностью государственных и общественных организаций, в той или иной степени участвующих в обеспечении социальных прав и гарантий, помощи и содействии данной категории граждан на местах. Проблема заключается в том, что иногда упомянутые организации и государственные органы имеют весьма смутное представление о личности бывших военнослужащих и их жен, не склонны видеть в них людей своеобразного психологического склада, зачастую нуждающихся в элементарной помощи. Отсюда равнодушное отношение, неэффективная индивидуальная работа с уволенными в запас военнослужащими, часто неполное использование их значительного морально-нравственного потенциала и деловых качеств.

Структура потребления семей граждан, уволенных с военной службы, мало отличается от структуры потребления населения страны в целом. Только у инвалидов военной службы имеют место отличия, связанные с повышенными расходами на лечение и приобретение лекарств. На характер расходов семей военнослужащих запаса оказывают влияние: возрастной фактор, обеспеченность жильем и наличие излишков жилплощади. Практически более половины семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, идет на питание.

Руководство  жилищного  департамента Министерства Обороны РФ официально заявило, что начиная с  2016  года, передача квартир  военнослужащим  будет прекращена. Вместо прямой передачи жилой собственности военным будет предлагаться ипотечное кредитование на специальных условиях.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Вместе с этим им отмечено, что в течение трёх лет, с 2012-го, ведомством обеспечено жильём свыше 80-ти тысяч  военнослужащих . «На первый день 12-го года в очереди нуждающихся в постоянном жилье стояло 82,4 тысячи военных служащих. Вы видите, что практически стопроцентно та очередь нуждающихся была обеспечена жильём. 80 тысяч – это восемь полноценных военных дивизий», — подытожил С. Пирогов.

По заявлению представителей  жилищного  департамента МО РФ, прямого предоставления квартир и жилья для  военнослужащих  в  2016  году уже не будет. Принятые меры позволят облегчить работу департамента жилья. В той же степени она более выгодна и для самих  военнослужащих. Теперь они имеют право самостоятельно выбрать под себя квартиру, тогда как ранее могли довольствоваться той, что им предоставит минобороны.

Министерство обороны кардинально переломило ситуацию  обеспечения  военных постоянным жилищем, удалось существенно сократить очередь людей на  обеспечение  квартирами.  На конец 2014-года  на учёте нуждающихся в жилых помещениях в ведомстве находилось уже порядка 36-ти тысяч человек. По словам руководства департамента минобороны  обеспечения  жильём, полностью удовлетворить потребности в  обеспечении  собственным местом жительства удалось в таких регионах России, как в Санкт-Петербурге, Рязани, Краснодаре, Орле, Туле, Новороссийске, Калуге, Ростове-на-Дону, Владимире. В некоторых регионах, например, Хабаровском и Московском, до окончательного решения проблемы ещё далеко.

Стабильно существенная доля семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, расходуется на лечение и закупку лекарств. Хотя эти расходы объективны в связи с возрастом основной части военнослужащих запаса и отражают усилия по сохранению здоровья, тем не менее, следует отметить, что в большей степени увеличение этих расходов прямо связано с повышением стоимости лекарств.

В соответствии с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих», гражданам, уволенным в запас по достижению предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно штабными мероприятиями с выслугой не менее 20 лет, а также членами их семей оказывается бесплатная медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях, льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами. Льготы в сфере медицинского обслуживания законодательством Российской Федерации предоставляются также инвалидам военной травмы и некоторым лицам, уволенным с военной службы вследствие отдельных заболеваний. Таким образом, с учетом возрастных показателей, число лиц, которые имеют право на льготы по медицинскому обслуживанию среди уволенных с военной службы граждан значительно ниже их абсолютного числа.

Но с реальным предоставлением медицинских услуг гражданам, уволенным в запас и членам их семей дело обстоит значительно хуже. Результаты исследования показывают, что из года в год возможности для качественного лечения военнослужащих запаса уменьшаются.

Коммерциализация деятельности военных госпиталей и санаториев приводит к тому, что уволенные в запас военнослужащие становятся в них все менее желанными, а самое главное – бесправными посетителями.

Оценка доступности получения медицинской помощи инвалидам военной службы свидетельствует о наличии в этой области многих не решённых проблем. Из числа опрошенных инвалидов военной службы 8,5 % заявили, что нуждаются в протезировании конечностей или обеспечении инвалидной коляской, ещё 11,2 % имеют жалобы на качество и своевременность медицинского обслуживания по протезированию.

Рассматривая проблему социальной адаптации семьи, граждан уволенных в запас, необходимо привести результаты следующих социологических исследований. Около 90 проц. семей в/с живет в военных городках и гарнизонах в отдаленных местностях, часто не связанных развитой инфраструктурой. В результате чего 33 проц.  жен в/с не работают в силу отсутствия рабочих мест, 15 проц. работают не по специальности. За 10-15 лет службы семья перемещается 4 и более раз к новому месту службы. В результате увольнения из ВС семья в очередной раз оказывается в новой социальной среде и вынуждена приспосабливаться. Десятая часть и более от всех расходов в семьях граждан, уволенных с военной службы, идет на приобретение одежды и товаров длительного пользования, то есть создания среды обитания и условий жизнедеятельности.

Для решения проблем военнослужащих, уволенных в запас, нужна государственная программа социальной защиты этой категории граждан, а также общественные организации и фонды, которые могли бы взять в свои руки заботу о состоянии психического и физического здоровья бывших военнослужащих, их переподготовку, трудоустройство, оказание материальной помощи и т.д.

1.2. Состояние социальной защиты военнослужащих в России

Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал особого внимания государства к социальной защите населения (СЗН), которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность. Система социальной защиты по отношению к различным социальным слоям и группам дифференцирована: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она помогает получить равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывает комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантирует получение установленных законом льгот и пособий.

Социальная защита — есть система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Более глубокий анализ сущности и содержания социальной защиты показывает, что в ряде исследовательских и публицистических работ происходит разделение понятий «социальная защита», «социально-правовая защита» и «социально-экономическая защита». Это отражает факт относительной самостоятельности составляющих социальную защиту компонентов, однако не может служить основанием для признания их одно порядковыми явлениями. Конечно, и социально-правовой, и социально-экономический компоненты социальной защиты важны, но не отражают всей системности и глубины понятия социальной защиты как социального феномена.

Система социальной защиты в качестве структурных элементов, включает в себя: социальное обеспечение, социальную помощь, социальные гарантии и права, социальную работу и социальное обслуживание.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3   4   5