1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНООГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ………………….8
1.1. Характеристика понятия «профессиональное самоопределение», «профориентация» в социально-педагогической литературе …………… 8
1.2. Этапы и уровни профессионального самоопределения подростков ..14
1.3. Формы профессиональной ориентации подростков общеобразовательной школы……………………………………………………………….….……..32
Выводы по первому разделу………………………………………………….44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………………………………………………..46
2.1. Исследование уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся старших классов………………………………46
2.2. Разработка и анализ программы по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии……………………….…65
Выводы по второму разделу…………………………………………………73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 80
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 85
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общие тенденции демократизации и гуманизации системы общего среднего образования обусловливают необходимость модернизации и поиска новых, основанных на принципах личностно ориентированной модели воспитания, подходов к педагогическому обеспечению процесса осознанного выбора молодым человеком будущей профессии. Анализ психолого-педагогических исследований позволяет констатировать необходимость решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников раз в контексте проблемы их личностного самоопределения.
Приведенное выше свидетельствует о том, что подавляющее большинство аспектов проблемы профессионального самоопределения школьников не осталась без внимания исследователей. Однако, в психолого-педагогической литературе не освещены должным образом такой аспект профориентационной работы, как педагогические условия активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…».
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении к своему будущему.
Сегодня профориентационная работа с учащимися осуществляется преимущественно на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов, численность которых в течение последнего десятилетия сократилась почти вдвое; в процессе трудового обучения, главным образом — в процессе преподавания раздела «Основы выбора профессии». Однако, в течение последнего десятилетия наблюдается тенденция к постепенному свертыванию трудового обучения, кроме того, в большинстве школ, в которых оно сохранилось, этот раздел не преподается, поскольку он включен в вариативной части программы по трудовому обучению. Как следствие, выбор будущей профессии осуществляется преимущественно под влиянием педагогически неконтролируемых факторов (родители, сверстники, средства массовой информации) на основе деформированных трудовых ценностных ориентаций, по признакам внешней привлекательности профессий.
Состояние научной разработанности выбранной темы. Проблемами профориентационной работы занимались такие ученые как: М. Воронин, Ю. Забродин, В. Успенский, А. Орлов, Э. Павлютенков, Д. Тхоржевский, В. Сахаров, Н. Степаненков, Б. Федоришин, В. Шадриков, Г. Шевченко.
Обобщение результатов изучения социально-психологических (И. Кон, А. Петровский, Т. Снегирева, Д. Фельдштейн, В. Ядов и др.) И психолого-педагогических (Л. Божович, В. Давыдов, Б. Круглов, А. Мудрик, Н. Чепелева и др.) аспектов личностного самоопределения позволяют рассматривать его как центральное психологическое новообразование периода ранней юности. По мнению упомянутых авторов именно личностное самоопределение является основным фактором влияния на развитие других видов самоопределения старшеклассника, в частности — профессионального.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения у старших школьников
Предмет исследования: средства и методы профессионального самоопределения социального педагога в общеобразовательных учреждениях с подростками.
Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения у обучающихся старших классов общеобразовательных учреждениях и разработать программу по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, нормативно-правовую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать уровни, принципы, методы, формы и этапы профориентационной работы с подростками.
3. Определить комплекс методик исследования про¬фессиональных качеств личности.
4. Разработать и апробировать программу по формированию готовности старшекласс¬ников к выбору будущей профессии.
Методы исследования: анализ, анализ, синтез и науч¬ное обобщение психолого-педагогического опыта и тематической литературы; проектирование программы профориентационной деятельности; метод интер¬претации полученных данных; сравнение и ранжирование; констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование, беседа.
Гипотеза заключается в предположение о том, что активизация профессионального самоопределения старшеклассников происходит при условии введения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы педагогической технологии, разработанной на основе методов активизации профориентационной работы и направленной на развитие у учащихся способности к самоанализу, анализу профессий, рефлексии приобретенного профессиональному опыту в проекции на будущей трудовой деятельности.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения старшеклассников, осуществленная систематика диагностических методик позволит социальному педагогу более объективно изучить профессиональную направленность и лич¬ностные особенности учащихся с целью профконсультирования и комплекто¬вания профильных классов. Использование материалов исследования в психолого-педагогическом сопровождении старшеклассников, просветительской работе и частично в психокоррекции, направленное на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмотрено его влияние на постановку реальных целей и осознание подростком своих способностей для освоения профессии, определён комплекс методик.
Методологической основой исследования являются философские положения о диалектическом связь между явлениями объективной действительности, о механизмах трансформации общественных ценностей в личностные достижения, а также основы психолого-педагогической детерминации и самодетерминации становления, развития и жизнедеятельности личности.
Положения, выносимые на защиту
1. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы на основе методов активизации профориентационной работы.
2. Педагогические технологии подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению и их психолого-педагогическая эффективность.
Апробация результатов. Теоретические положения были представлены на конференциях «Студенческая практика-ключ к будущей профессии» (г. Ялта ноябрь 2014 г.)
Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ялтинская средняя школа №10».
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 54 источников, 2 приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Объем основного текста составляет 70 страниц.
ГЛАВА 1.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.1. Характеристика понятия «профессиональное самоопределение», «профориентация» в социально-педагогической литературе
Профессиональное самоопределение — длительный процесс согласования личностных и социальных потребностей, продолжающийся на протяжении всей жизни. От того, насколько каждый человек готов обнаружить в себе профессиональные способности, соответствующие личным планам и возможностям их реализации, зависит успешное включение его в систему социально-экономических связей и его социальное самочувствие. При детальном исследовании проблемы профессионального самоопределения весьма актуальным становится изучение его структуры, включающей самые различные компоненты.
Возникновение профессиональной ориентации как отдельной сферы деятельности связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Однако, согласно другой точке зрения, профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Она возникла вследствие потребностей развития челове¬ческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков и в основном касается диагностики знаний, умений и способ¬ностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был централь¬ной фигурой месопотамской цивилизации. Во время испытаний проверяли его умения измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, рас¬тениях, а также знания четырех арифметических действий [63, с. 11].
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность правительственного чиновника. Соответственно здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Тему госэкзамена давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключи¬тельном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [2, с. 14].
Другие примеры дает нам древняя история Старты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов. Подобных примеров имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов то¬го, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором [63, с. 12-13].
Однако если посмотреть на профориентацию как на общественный про¬цесс, который включает в себя не только профдиагностику и профотбор, но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориента¬ция как научно осмысленная деятельность человека появляется позже, когда начинает набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические примеры рассматривать следует не как историю, а как предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период развитого капитализма, связанного с повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда. Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распре¬делении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей. Основателем научного изучения индиви¬дуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон [63, с. 13].
В России профориентационная деятельность начала развиваваться в конце XIX в.-начале XX века. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися раз¬личных типов школ с целью выяснения причин, побуждающих молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. В 1921 году, при Центральном ин¬ституте труда была открыта психотехническая лаборатория, занимавшаяся во¬просами профориентации молодежи. Этим же занимались Всеукраинский ин¬ститут труда (Харьков), лаборатория по выбору профессии при психофизиоло-гическом отделе Казанского бюро НОТ и другие организации. В Ленинграде в 1927 г. было организовано бюро профориентации, которое наряду с практической деятельностью вело и научные исследования. В 1928 году организуется бюро по профориентации в Киеве и Одессе, а в 1930 году открыта Центральная лаборатория по профконсультации и профессиональному отбору. Большое зна¬чение имело то обстоятельство, что в 30-е годы начала складываться система профориентации в учебно-воспитательном процессе школы [55].
Как видно из истории, сама социальная реальность привела к появлению профориентации как практики, и вследствие — междисциплинарного научного знания.
Анализ литературы показывает, что, не смотря на давний и не проходящий интерес к проблеме профессионального самоопределения, до сих пор не существует единства мнения в определении психологического содержания профессионального самоопределения, в определении закономерностей этого процесса. Нет четкого понятия «профессиональное самоопределение».
Наряду с понятием «профессиональное самоопределение», существует ряд родственных понятий: «профессиональное становление», «профессиональное развитие», «идентификация», «самореализация в профессии» и др., которые характеризуют процесс вхождения, овладения профессией и охватывают весь профессиональный путь человека. Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы
В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профессиональное самоопределение”. Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дают следующие определение: “Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности”. [25, с.12-13] С точки зрения психологии профессиональное самоопределение — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией [27].
Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма.
Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Синонимичным понятием в психолого-педагогической литературе является термин «профориентация».
Профориентация — это ориентация школьников на те или иные профес¬сии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в вы¬боре профессии. Под профориентацией понимают систему мероприятий, помо¬гающих молодому человеку, научно обоснованно выбрать профессию; систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты проф. самоопределения.
Таким образом, определений данного понятия много, так как с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяло свое содержание и по¬нятие профориентации. Термин «профориентация» развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и во¬обще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспек¬ты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практиче¬ский или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиции педаго¬гики, психологии, теории управления и др. [63].
Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. [12] «Профессия (от латинского ргоfession — официально указанное занятие, специальность, от ргоfiteer — объявляю своим делом) — род трудовой деятельно¬сти, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» [6].
Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр. oritntation буквально — направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом — умение ра¬зобраться в окружающей обстановке, в переносном — направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону [8].
Какие бы определения не давались понятию «профориентация», однако все они связаны с деятельностью по выбору профессии.
Профориентация в широком смысле слова — это система общественного и педагогического воздействия на молодых людей с целью их подготовки к соз¬нательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обес¬печивающая научно-обоснованный выбор профессии. Профориентация в узком смысле слова — это целенаправленная деятельность по формированию у моло¬дежи внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профес¬сии. Профориентация в личностном смысле — это длительный необратимый со-циальный процесс освоения личностью профессии. Таким образом, профориентация осуществляется на 2-х взаимосвязанных уровнях — общественном и лич¬ностном. Профориентация в учебном заведении — это система учебной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социаль¬но-экономических и психофизических характеристиках профессии [11].
Если процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи, то соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе. Принятие такой точки зрения созда¬ет социологический образ профориентации.
Цели и задачи профориентации успешно реализуются тогда, когда профориентатор может опереться на развитую теорию и методологию, т.к. в них преломляются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и прин¬ципы, позволяющие повысить эффективность практической работы [63].
Таким образом, во-первых, профессиональное самоопределение является составной частью личностного самоопределения, во-вторых, профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом.
1.2. Этапы и уровни профессионального самоопределения подростков
Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора. Е.А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского — «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11-12 до 14-18 лет.
Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная. [6] Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.
Второй этап — подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным — стану врачом). Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации. [12] Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
В современных условиях подросток 13-14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.
В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения. [7] Типы и уровни профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни.
Условно выделяют следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга.
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: [15] 1. Для профессионального самоопределения характерны:
а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
б) для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
2. Для жизненного самоопределения характерны:
а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
3. Для личностного самоопределения характерны:
а) невозможность формализации полноценного развития личности;
б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляются именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды.
В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения. [13] По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше-меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы «уровнями возможностей самоопределения». Можно условно выделить по пять таких «уровней» отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — «уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения).
В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):
1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей.
2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу.
3. Реализация стереотипных способов деятельности.
4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности.
5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.
В молодости начинающие студенты и специалисты большее внимание уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей — это дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. [9] Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения
Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста.
Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: [10] 1. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
2. Самоопределение ориентировано в будущее;
3. Личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
Л.И. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой — как неконкретные поиски смысла своего существования.
Потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив является важной социальной потребностью юношеского возраста. В то же время известно, что психологическое содержание и физиологические особенности подросткового периода предрасполагают к риску возникновения психической дезадаптации, особенно при высоких учебных нагрузках. Исходя из этого, было проведено исследование особенностей адаптации учащихся общеобразовательной школы к профильному обучению. По результатам исследования выявлено:
— профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным;
— устойчивые связи между негативными ожиданиями от деятельности («думаю, что профильное обучение ничего мне не даст») и переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем («выберу профессию, не связанную с профилем обучения»);
— отрицание правильности выбора профиля обучения ведет к отрицанию деятельности в будущем и трудностям при обучении в профильном классе;
— уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе;
— успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения. [10] Осмысленный, осознанный выбор профиля обучения способствует более благоприятному течению процесса адаптации к профильному обучению, так как смысловое будущее играет важную роль в личностном самоопределении. В свою очередь, позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил. Успешность самоопределения во многом определяется присвоением и осмыслением социально-выработанных ценностей.
Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентациях молодежи приобретает все большее значение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориентируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток.
Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии. [12] Уровень развития каждой теории определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию и разработке непротиворечивой системы принципов профориентации уделяется немало внимания. Профессиональная деятельность начинается с социально-профессионального самоопределения человека, поэтому важно сформулировать труппу принципов, которыми должны руководствоваться девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связан¬ных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами:
— связь профориентации с жизнью, трудом, практикой предусматриваю¬ щей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии и органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах;
— связь профориентации с трудовой подготовкой школьников — это прин¬цип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обуче¬ния. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты аб¬страктности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудово¬го и профессионального становления личности;
— систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обоснованной после¬довательности этой работы в каждом классе;
— взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессио¬нальных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в вы¬боре профессии; при этом предполагается усиление целенаправленности и ко¬ординации в совместной деятельности;
— воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами форми¬рования гармоничной личности в единстве трудового, экономического, нравст¬венного, эстетического, правового к физического воспитания;
— взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов в профориентационнной работе — принцип, предполагающий недопустимость противо¬поставления одного подхода другому; каждый из них решает свои задачи;
— дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависи¬мости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интере¬сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня ус¬певаемости. Дифференциация по группам позволяет точнее определять средст¬ва воздействия, которые, будучи эффективными в одной группе, могут оказать¬ся неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализа¬ции индивидуального подхода;
— оптимально сбалансированное сочетание массовых, групповых и инди¬видуальных форм профориентационнной работы с учащимися и их родителями; необходимость использования разных форм работы;
— соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потреб¬ностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемо¬го уровня квалификации [63].
Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагоги¬ческие принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
Несколько сложнее обстоит дело с методами научного исследования во¬просов профориентации. Выделение профориентации в качестве самостоятель¬ной науки предполагает среди прочих важных признаков наличие собственных методов, а в научных исследованиях по проблемам профориентации использу¬ются методы психологии, педагогики, экономики, социологии, медицины, по¬этому нельзя утверждать, что профориентация есть самостоятельной наукой. Это междисциплинарное научное направление, которое решает прикладные задачи оптимального регулирования процесса профессионального самоопределения личности в ее интересах и в интересах общества. Так как система знаний, поня¬тийный аппарат и методы разных наук имеют заметные различия, то и возника¬ет проблема интеграции, необходимых для профориентации знаний [ 45].
На каждом этапе общественного развития система профориентации ре¬шает определенные задачи. Например, в 30-е годы ставились задачи преимуще¬ственной ориентации молодежи на рабочие, военные и инженерные профессии; с середины 50-х — на рабочие профессии; в 80-х годах — на профессии сельско¬хозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслужи¬вающей сферы.
Общей целью системы профориентационной работы является подготовка молодежи к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные и общественные потребности. Система профориентационной работы в настоя¬щее время включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию; профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на вы¬явление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивиду¬альной помощи в выборе профессии со стороны специалистов.
4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наи¬большей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выпол¬нять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формиро¬вания у молодых людей чувство долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства [16].
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентации: рассказы о профессиях, беседы, деловые игры, экскурсии на предприятия и т.д. Эти направления профориентационной деятельности соци¬ального педагога с учащимися способствуют решению практических вопросов профессионального выбора старшеклассниками и должны осуществляться в комплексе (взаимосвязано). Рассмотрим каждое из них в отдельности.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение — «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофи¬зиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда». Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и обще-производственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родствен¬ники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессий и их значи¬мости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмо¬сферы неприятия других. В связи с этим перед школой, как и перед всем обще¬ством, стоит довольно сложная задача — исправить идущие вразрез с потребно¬стями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагаидой [57].
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в ча¬стности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответ¬ствии с предварительной профдиагностикой. Только на её» основе можно про¬водить соответствующую работу со школьниками, направленную на формиро¬вание сознательного отношения к выбору профессии.
Исходя из того, что профпросвещение — процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственно¬го участия школьников в самом процессе получения информации.
Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь её с жизнью. Исходя из этого, основные направления ра¬боты в этой области можно выразить так;
— профпросвещение предполагает формирование целостного, многопла¬нового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
— в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяй¬ства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, нали¬чие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
— профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
— ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профес-сиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динами¬кой развития этих особенностей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту и полу» [45].
Урок — основная организационная форма учебно-воспитательного про¬цесса в школе. Профессиональная ориентация — составляющая часть этого про¬цесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должно стать профпросвещение.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, ко¬торые проводят классные руководители, учителя-предметники или представи¬тели различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам зна¬чимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно прово¬дить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии. Краткая характеристика отрасли народ¬ного хозяйства, где применяется профессия, исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и ре¬зультат труда; содержание и характер трудовой деятельности; объем механиза¬ции и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно-гигие¬нические условия труда; специальные требования к физиологическим и психо¬логическим особенностям человека (к возрасту и здоровью; элементы творче¬ства, степень ответственности), характер трудностей, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни и быт; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии. Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно про¬должить ознакомление с профессией; что читать о профессии [45].
В широком смысле слова профконсулътация — «это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся.
Можно выделит три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсулътация должна сформировать потреб¬ность в осознанном выборе профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения,
2. Цель завершающей профконсулътацш — оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологиче¬скими способностями ученика. Эту консультацию в 8 — 11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсулътация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация имеет особый характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии заключается в развитии самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация, прежде всего, носят развивающий характер. Если в ученика уже сложились ин¬тересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта или класс¬ного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность [35].
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной про¬фессией, справочная информация учащимся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Медицин¬скую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профес¬сией. Это работа осуществляется с участием медицинских работников.
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психоло¬гическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работ¬ника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к психосоматическому заболеванию. В том случае, если после сопос¬тавления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить невозможность сделанного выбора профессии и рекомендовать альтернативу. При этом нужно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в про¬фессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе — помочь моло¬дому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения мо¬жет быть коллективной, групповой и индивидуальной [10].
Итак, профконсультация — это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание сво¬их суждений, не подмена прав человека на свободу выбора профессии.
Составная часть профориентации — профессиональным отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно осво¬ить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригод¬ность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллек¬туальных различий. Указанные различие обуславливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже невозможность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токаря-ми, не писателями и не учителями. Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональ¬ную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков — пси¬хофизических предрасположений к той или иной работе. Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую га¬лактику» человека в желательном направлении [57].
Профессиональная пригодность — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требо¬ваниям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка, от которой страдают и личность и общество.
«Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально ор¬ганизованный исследовательский процесс, цель которого — определить с помо¬щью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологиче¬ской и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям» [41].
Профотбор подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. «Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригод¬ности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «негоден». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопроса трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам за¬ведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест». Проф¬отбор следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков.
С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возмо¬жен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хо¬зяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повы¬шенных физических и психофизических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих фи¬зические и психофизические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих, поэтому сейчас при вступительных экзаменах вве¬дено профориентационное собеседование. Здесь необходимы научно обосно-ванные характеристики — рекомендации школы, диагностические методы профотбора [33].
Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессио¬нального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подго¬товки; осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техни¬кумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве».
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адапта¬ции начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что на¬чало этого процесса, закладываются еще в школе, и подразделяют его на четы¬ре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономи¬ческий прогресс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социаль¬ную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отно¬шений в ней. Следовательно, в профадаптации можно выделить две взаимосвя¬занные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
«Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками; умение быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои дейст¬вия» [25].
Таким образом, работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составля¬ет сущность процесса профессионального воспитания.
1.3. Формы профессиональной ориентации старшеклассников общеобразовательной школы
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
— сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
— профессиональная информация.
— профессиональное воспитание.
— профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах [15].
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются принципы [18].
Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.
Мотивы и потребности относятся к основным побудителям человеческого поведения. В.Т. Асеев определяет мотивацию как систему побуждений, а в ос¬нове всякого побуждения усматривает противоречие между желательной и на¬личной действительностью, полагая его движущей силой деятельности. Это противоречие отражается в соответствующем эмоциональном переживании, которое стимулирует и детерминирует, направляет психическую активность. Таким образом, понятие эмоций выводится из категории потребности [15].
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов, потребностей и целей личности. Мотивы выбора профес¬сии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профес¬сии; мотивы познавательного характера; мотивы, сориентированные на обще¬ственную значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор [48]. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Необходимо также учитывать и возрас¬тные изменения мотивационной сферы школьников (табл. 1.1.)
Таблица 1.1
Возрастные изменения мотивационной сферы школьников
Класс | Виды деятельности | Мотивационные изменения |
1-4 | Ознакомление с миром популяр- ных профессий, с профессиями своих родных и близких. | Формируется правильное эмоциональное отношение к процессу труда, появляется желание заниматься полезным делом.
|
5-7 | Ознакомление с профессиями своего региона, с потребностями района относительно определённых специальностей и обратить на них внимание.
| Формируются прогностические умения относительно трудовой деятельности, возможностей реализации выбранной профессии в регионе. Происходит выделение профессиональной цели. |
8-9 | Изучение профессиональных интересов и склонностей, определение дальнейших жизненных планов | Формируются стойкие профессиональные интересы, происходит выбор дальнейшего пути обучения в 10-11 классах. Усиливается внимание к дальнейшим образовательным планам. |
10-11 | Изучение планов продолжения образования и выбора дальнейшей профессиональной деятельности, выбор профиля обучения | Обращается внимание не только на психофизиологические черты школьников, необходимые для овладения профессией, но и происходит коррекция выбора старшеклассников. |
Источником активности личности служат потребности, под которыми понима¬ется состояние личности, вызванное необходимостью вступать в связи с окру¬жающей средой для обеспечения своего существования и развития. Удовлетво¬рение потребностей в профессиональном самоопределении и самоутверждении, приходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия по душе. Потребности отражают возможно¬сти их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном на¬правлении, а реализуются они через конкретные объективные ценности.
Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы, поэтом} в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию), которые обеспечивают потребности личности. Выявление мотивов выбо¬ра профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это даёт возможность выяснить отношение личности к неким ценностям [38].
В виде основного содержания интересов выступают ценностные ориента¬ции личности. Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения «субъект-объект», и их не следует отождествлять с чем-то существующим вне к независимо от субъекта. Ценность — это не признак объекта, а характеристике субъекта в его среде. Личность формируется в процессе постоянных взаимоот¬ношений с людьми. Многие особенности, присущие личности, социально обу¬словлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить «как направлен¬ность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответст¬вии с конкретными потребностями». Исходя из этого, ключ к пониманию поня¬тия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений меж¬ду потребностями личности и общественными ценностями [53].
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. «Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: а) самоутвер¬ждение в обществе, социальной среде; б) авторитет в трудовом коллективе; в) признание родных, знакомых, друзей; г) самосовершенствование и самовыра¬жение; д) применение своих знаний, умений, способностей; е) творческий ха¬рактер труда; ё) материально-практические, утилитарные ценности (хороший заработок); ж) должность, удовлетворяющая «Его» личности, перспектива про¬движения по службе» [63].
Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: индивидуальные, групповые, массовые.
Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы организации дея¬тельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимули¬рования поведения и деятельности.
Работа школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ней привлечь широкую родительскую общественность. Основные направления этой работы следующие;
а) психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи (родительские собрания, лекции, беседы, конференции);
б) привлечение родителей к организации и про¬ведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, профин-формационных экскурсий, диспутов);
в) индивидуальные консультации роди¬телей по профессиональной ориентации школьников [12].
В школе по профориентации учащихся проводятся следующие формы работы:
— формирование положительного отношения учащихся к труду;
— проведение спецкурса «Мои профессиональные намерения»;
— осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
-изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
— выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
— проведение профконсультаций школьников;
— осуществление психофизиологической диагностики способностей;
— выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;
— проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
— проведение экскурсий на предприятия, в организации.
Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Также эффективными в условиях общеобразовательной школы являются и различные формы внеурочной работы по профессиональной ориентации школьников: выставки «Всё о профессиях»; вечера профориентации; встречи с представителями различных профессий; сбор информации о перспективах раз¬вития и потребностях народного хозяйства в кадрах; диспуты, беседы «Что нужно знать, выбирая профессию?», «Стране нужны профессионалы, как ими стать?»; совместные с детьми родительские собрания «Способности человека г профессия»; профориентационные игры «Поступаем в ВУЗ», «Выбор профи¬ля», «Остров» и др.; факультативы по интересам к будущей профессии; стенд «Как продолжить образование и получить специальность?»; классные часы «Что я знаю о будущей профессии?», « Хочу, могу и нужно при выборе про¬фессии», «Защита профессии»; викторина «Кто больше знает профессий и с профессиях»; конкурс сочинений «Трудовая биография моей семьи»; школьные кооперативы «Новогодние игрушки», «Сувениры» и т.д.; школа молодых ме¬неджеров; активное участие в школьном самоуправлении; коллективные твор¬ческие дела; шефская работа с младшими школьниками и т.д.
Оценивая психодиагностически юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возрас¬та, что и сами тестируемые. Кроме того, тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек усло¬виях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе воспитательные часы [41].
Такие методики как СМИЛ (стандартизированный многофакторный ме¬тод исследования личности), ИТО (индивидуадьно-ипологический опросник Собчик), МЦВ (модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера), МПВ (метод портретных выборов — модифицированный тест восьми влечений Сонди) изначально предназначались для диагностики в сфере профессиональной ориентации.
Предлагаемый реестр психодиагностических методик (Таблица 1.2.) по¬зволяет социальному педагогу в процессе диагностического обследования бо¬лее объективно подойти к подбору исследовательских методик для изучения профессиональной направленности и личностной характеристики испытуемых и способствует реализации принципа системности.
Таблица 1.2.
Реестр основных исследовательских методик, которые применяются в
профориентационной деятельности
Также одним из важных методов выявления профессиональных ориента¬ции является профориентационная беседа. Представление старшего школьни¬ка о себе увязывалось с представлениями о выбираемой профессии, поэтому беседа строилась на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Уча¬щихся просили описать какие, по их мнению, виды работ выполняют люди данной профессии и какие знания, умения и навыки необходимы для этого; что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает чело¬век, добившийся успеха в данной профессии? В беседе определялось, по каким причинам школьник выбирает ту или иную профессию; кто одобряет и кто осуждает его выбор; почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедитель¬ными. Нами использовались конкретные примеры. Например, обсуждалось, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, почему он ее выбрал и ради чего выбирает ее подросток; какое будущее у этого человека, и как подросток видит свое будущее и т. п.
При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме. Профес-сиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной дея¬тельностью и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Таким образом, при выборе профессии в соответствии со своими инди¬видуально-личностными особенностями, больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем та¬кие, которые построены на основании формальных признаков профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентиро¬ваться на профессии, связанные со следующими психологическими характери¬стиками: способ мышления; тип личности; предпочитаемый способ взаимодей¬ствия с людьми.
Выводы по первому разделу
1. Анализ научно-методических, психолого-педагогических и социально-психологических литературных источников показал, что проблема профессио¬нального выбора старшеклассников на сегодняшний день остается недостаточ¬но разработанной.
Профессиональное самоопределение — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией
Сегодня, когда рынки труда образовательных услуг в России ещё недостаточно сформированы, особое значение приобретает профориентационная работа с учащимися в учебном заведении.
В современных условия необходим принципиально новый механизм профориентационной работы, главной особенностью которого является личностная ориентация. Суть современной личностно-ориентированной профориентациооной работы заключается в следующем:
— учащиеся и их родители должны иметь как можно более широкую информацию о рынках труда и образовательных услуг, а также о тенденции развития малого и среднего бизнеса региона.
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека, своего рода, судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно её спланировать.
Комплексное применение разнообразных психологических методик и правильное их использование даёт возможность определить уровень соответст¬вия выбранной старшеклассником профессии его способностям и наклонно¬стям. Сформированный нами реестр психодиагностических методик позволяет социальному педагогу в процессе диагностического обследования более объек¬тивно подойти к подбору исследовательских методик для изучения профессио¬нальной направленности и личностной характеристики испытуемых и способ¬ствует реализации требований принципа системности в профориентационной деятельности со старшеклассниками.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф