1 2
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Исследование уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ялтинская средняя школа №10». В эксперименте приняли участие 45 человек — ученики 9-А класса (9 мальчиков и 13 девочек) и ученики 9 — Б класса (14 мальчиков и 9 девочек), возраст- 14, 15 лет.
На констатирующем этане мы выявляли уровень самоопределения подро¬стков относительно выбора профессии, с целью установления уровня дополни¬тельной профориентационной работы. В процессе диагностического исследо¬вания изучены профессиональные намерения подростков; образовательные и профессиональные потребности; мотивы и факторы, влияющие на выбор про¬фессии; психологические условия приобретения подростками знаний о себе, о мире профессионального труда, профессиональной деятельности; о качествах личности, необходимых для разных профессий: ценностные ориентации, инте¬ресы, склонности, способности, черты характера, темперамент, состояние здо-ровья. Это исследование включало в себя проведение беседы, анкетирование, анализ школьной и внешкольной деятельности. Также был использован ком¬плекс психодиагностических методик, которые направлены на исследование уровня сформированности профессионально важных качеств старшеклассников.
Психологическое просвещение по осознанному выбору профессии было проведено с целью обеспечения подростков объемом профориентационных знаний, необходимых для осознанного принятия решений; с целью получения учащимися информации о различных путях приобретения профессий, об осо¬бенностях профессиональной подготовки в СПТУ и ВУЗе.
В процессе анкетирования респондентам было предложено назвать 10 наиболее привлекательных для них профессий. Результаты исследования показали, что наиболее привлекательными для старшеклассников профессиями являются экономист, юрист, менеджер, архитектор, инженер-строитель, лингвист-переводчик. В меньшей степени назывались такие профессии, как врач, психолог, журналист. Следует заметить, что рабочие профессии, такие как электрик, водитель, швея, повар респондентами в качестве привлекательных специальностей не указывались. Профессии юриста выбрали 16 % опрошенных учащихся, экономиста – 19 %, менеджера – 14 %, инженера строителя – 7 %, архитектора – 5 %, программиста – 8 %, врача – 5 %, лингвиста-переводчика – 4 %, психолога – 4 %, журналиста – 3 %.
Рис. 2.1. Наиболее привлекательные для старшеклассников профессии.
Психологическое консультирование и беседа по вопросам самоопределе¬ния были использованы с целью выявления устойчивых свойств личности и оп¬ределения сферы интересов, обеспечивающей привязанность индивида к из¬бранному профессиональному пути; для расширения представлений учащихся о мире профессий; с целью осознания подростком жизненных планов, сопос¬тавления своих притязаний и реальных возможностей при выборе профессии.
Для исследования использовался комплекс психологических методик, на¬правленных на изучение профессионально-личностных качеств, профессио¬нальных интересов и склонностей старшеклассников.
Методика профессионального отбора
«Дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов) Описание. ДДО используется для оценки профессиональной направлен¬ности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру ви¬дов деятельности. В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек — человек», «человек — природа», человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Эта методи¬ка проста и удобна при заполнении и обработке. Опросник включает в себя 20 пар видов деятельности. (Приложение А, таблица АЛ). Время обследования не ограничивается, хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопро¬сами не следует долго задумываться и обычно на выполнение всего задания требуется 20-30 минут. Возможно, использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется тогда, ко¬гда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция. «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов».
Обработка. Обработка осуществляется в соответствие с ключом. При об¬работке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо под¬считать сумму плюсов. (Таблица А.2)
Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек — природа» (П) — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; во втором — «человек — техника» (Т) — все технические профессии; в третьем -«человек — человек» (Ч) — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; в четвертом — «человек — знаковая система» (3) — все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и му¬зыкальные специальности; в пятом — «человек — художественный образ» (X) -все творческие специальности.
Эти буквенные обозначения вписываются экспериментатором в верхнюю строку листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.
Интерпретация. Интерпретация осуществляется в соответствие со сле¬дующим описанием типов профессий.
1. «Человек — природа». Если вы любите работать в саду, огороде, уха¬живать за растениями, животными, любите предмет биологию, то знакомьтесь с профессиями типа «человек — природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:
1) животные, условия их роста, жизни;
2) растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится:
а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни расте¬ний или животных (агроном, микробиолог, зоотехник и т.д.)
б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, цветовод, птицевод, садовод и т. д.)
в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветери¬нар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, на¬блюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии до¬вольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настой¬чивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях и т. п.
2. «Человек — техника». Если вам нравятся лабораторные работы по фи¬зике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать маши¬ны, механизмы, аппараты, станки, то знакомьтесь с профессиями «человек — техника». Большинство профессий этого типа связано:
1} с созданием, монтажом, сборкой технических устройств;
2) с эксплуатацией технических устройств;
3) с ремонтом технических устройств.
Психологические требования профессий группы «человек — техника» к человеку: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, виб¬рационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.
3. «Человек — знаковая система». Если вы любите выполнять вычисле¬ния, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. д., то следует ознакомиться с профессиями типа «человек — знаковая систе¬ма». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различаются по особенностям предмета труда. Это могут быть:
1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, ма¬шинистка и т.д.);
2) цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, бухгалтер);
3) чертежи, схемы, карты (конструктор, геодезист, инженер-технолог);
4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист).
Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и пе¬реключение внимания; точность восприятия; усидчивость, терпение; логиче¬ское мышление,
4. «Человек — художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:
1) с созданием, проектированием художественных произведений (писа¬тель, художник, скульптор, композитор);
2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, музыкант, актер);
3) с размножением художественных произведений в массовом производ¬стве (маляр, печатник, мастер по росписи фарфора).
Психологические требования профессий этого типа к человеку; художе¬ственные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
5.« Человек — человек». Большинство профессий этого типа связано:
1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, тренер);
2) с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, няня);
3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант);
4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод);
5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор).
Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремле¬ние к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; ус¬тойчивое — хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, умение улаживать разногласие между людьми; способность мысленно ставить себя на место другого человека умение слушать; способность владеть речью, мимикой, жестами; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность; знание психологии людей.
Анализ результатов по методике ДДО показал, что профессиональные намерения старшеклассников формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии по своим способностям и склонностям. Причем сами школьники редко осознают свою недостаточную информированность в этих вопросах. Многие девятиклассники считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 36% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу.
Профессиональные интересы учащихся (Рис. 3.1) расположены преимущественно в сферах «Человек — Художественный образ» (13 чел. — 29%), далее «Человек — Человек» (12 чел. — 26,5%) и «Человек — техника» (12 чел. — 26,5 % «Человек — Знаковая система» (5 чел. -11%), «Человек ~ природа» (3 чел. — 7%)
ач-т ЭЧ-Хо пч-ч ач-з нч-п
Рис. 2.1.
Рисунок распределения профессиональных интересов 45старшеклассников
Методика (ДДО)
Согласно полученным данным по методике «ДДО», каждый школьник получил представление о своих способностях и склонностях, которые относятся к одно¬му из пяти типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), « человек — знаковая система» (3), «человек — художе¬ственный образ» (X).
Методика «Карта познавательных интересов»
(О.Мошковская, Л. Голомшток)
Методика «Карта познавательных интересов» предназначена для определения профессиональных предпочтений личности, а также для ис-пользования в профориентационных целях, в частности для выявления специ¬альных познавательных интересов учеников как в обычных, так и в специали¬зированных школах.
Основное значение карты познавательных интересов — определение воз¬можных профессиональных интересов личности в различных сферах социо¬культурного опыта. Предлагаемая карта интересов, которая разработана О. Мошковской и Л. Голомшток включает в себя 174 вопроса, которые относятся к 29 сферам че¬ловеческого знания и деятельности.
Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования не¬обходимо иметь отпечатанный перечень вопросов (Приложение Б) и специаль¬ный бланк — лист ответов к карте интересов (Приложение Д).
Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому об¬разцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, кото¬рую зачитывают либо педагог, либо сами учащиеся.
Инструкция: «Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов под тем же но¬мером поставьте два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один минус, если очень не нравится — два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время за¬полнения листа не ограничивается».
Обработка. В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчи¬тывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней — количество плюсов, в нижней — количество минусов. Каждый столбец листа ответов благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содер¬жащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, то следует считать, что более выра¬женным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее ко¬личество минусов.
Ключ. Приведенный ниже дешифратор Карты интересов содержит номе¬ра столбцов в бланке ответов и соответствующие им области интересов.
Таблица 2. 1
Дешифратор «Карты интересов»
Интерпретация. Данные, полученные с помощью этой методики, позво¬ляют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженно¬сти, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществ¬ляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или вид деятельности, которые ли¬бо принимаются учащимися, либо отвергаются.
Таблица2.2
Интерпретационная таблица результатов
Результаты диагностики по методике «Карта познавательных интересов» показал, что выбор профессий учащимися 9-х классов распределяется сле¬дующим образом: 6 чел. (13 %) выбрали технические специальности, 5 чел. (11%) предпочли другим профессиям профессию экономиста, 4 чел. (9%) выбрали сценическое искусство, по 3 раза (7 %) встречались специальности, свя¬занные с музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также биоло¬гия, медицина, юриспруденция, транспорт и сфера обслуживания; по 2 раза (4%) педагогика, авиация и морское дело, по одному разу (2%) учащимися бы-ли выбраны профессии, связанные с физкультурой и спортом.
Результаты тестирования старшеклассников по двум классам представле¬ны в таблицах 2.3 и 2.4.
Таблица 2.3.
Профессиональная направленность учащихся 9-А класса
Таблица 2.4
Профессиональная направленность учащихся 9-Б класса
Примечание:
Ч-Ч — «человек-человек» Ч-Т — «человек-техника»
Ч-З — «человек—знак» Ч-П — «человек-природа»
4-Х — «человек-художественный образ»
Анкета-оптанта
Описание. С целью выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности приме¬нялась анкета-оптанта (Приложение В).
Инструкция: «Просим Вас ответить на вопросы, связанные с Вашими планами относительно будущей профессии. Выберите вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением, и обведите его номер кружком. В тех вопросах, где не приведены варианты ответа, Вам необходимо вписать свой ответ.
Обработка и интерпретация. Прежде всего, оценивается полнота отве¬тов испытуемого (на все ли вопросы были даны ответы). Выявляются все слу¬чаи, которые вызвали трудности при ответе на анкету. Качественный анализ ответов дает педагогу сведения об общих жизненных планах учащихся (вопро¬сы 6, 7, 8, 14), увлечениях и профессиональных намерениях (вопросы 1, 2, 3, 4, 5) и оценке школьником своей пригодности к ней (вопросы 9, 12), об оценке педагогов и старшеклассников по профессиональному самоопределению (во¬просы 10, 11, 13).
Результаты анкетирования показали, что продолжать обучение в шко¬ле намерены 80% учащихся (40 чел.), остальные 20% (5 чел.) — в училищах, техникумах, колледжах и т.д. С выбором будущей профессии определилось 68% (31 чел.) подростков.
На выбор профессии, как показали результаты анкетирования, оказывали влияние, в первую очередь, лица из ближайшего окружения. При этом в ряде случаев на этот выбор оказали влияние несколько человек. Как показал анализ анкет, наибольшее влияние на подростков в выборе будущей профессии оказа¬ли родители (22 чел. — 48%), учителя (10 чел. — 22%), друзья, родственники, знакомые (8 чел. — 18%), работники производства (5 чел. — 11%). Наиболее привлекает учащихся в выбранной профессии ее престижность, хорошая зар¬плата, перспектива карьеры, условия труда, полезность результатов.
Общие данные сформированности профессионального самоопределения учащихся 9-х классов приведены в таблице 2.5. и на рис. 2.2.
Таблица 2.5.
Данные сформированного профессионального самоопределения
старших школьников
Рис. 2.2. Уровень сформированности профессионального самоопределения
45 учащихся 9-х классов Никитского УВК
Примечание: по оси ординат выраженность признака в процентах; по оси абсцисс — нумерация соответствует пунктам в табл. 2.3,
Профессиональные намерения школьников (Рис. 2.2.) формируются на основе недостаточной личностной активности учащихся в процессах профессионального самоопределения, необходимого объема информации о мире про¬фессий и о возможностях профессионального развития.
Тест профессиональных предпочтений (Методика Голланда)
Описание. Методика Голланда применяется для изучения профессио¬нального предпочтения школьников и отнесение их к определённому типу лич¬ности: реалистичному, интеллектуальному, социальному, конвенциональному, предприимчивому или артистичному. Эта методика проста и удобна при запол¬нении и обработке. Тест включает в себя 41 пару профессий. Методику можно использовать индивидуально и в группе (Приложение Е. таблица ЕЛ).
Инструкция. На бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте названия профессии. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тестирование. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение од¬ной из них. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог — 1И конст¬руктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите рядом с цифрой 1 букву «И». То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.
При обработке опросных листов подсчитать число одинаковых букв, вы¬бранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам циф¬ры по следующей схеме, например: Р И С К П А
1 7 6 5 2 12
Буква Р обозначает реалистичный тип, И — интеллектуальный, С социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый и А — артистичный тип. Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы. Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трём типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых ибо основные типы, в силу парных свойств личности, несколько противоречи¬вы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциальный и артистический).
Интерпретация. Описание типов личности:
Реалистический тип выбирает из физического и социального окруже¬ния цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он за¬нимается конкретными делами, ценностями и их использованием; вещами, ин¬струментами, животными и машинами. Это мужской тип, «антисоциальный», эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпочитает роли участника, избегает руководящих ролей. Отдаёт предпочте¬ние занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкрет¬ности. Он охотно избирает такие профессии, как механик, инженер, электрик, агроном и т.д. он добивается успеха, в основном, в области техники и спорта.
Интеллектуальный тип занимается решением проблем окружающей среды, скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью, она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик и другие: способен достичь результатов, как в вербальной, так и в математиче¬ской области деятельности. Интеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоёвывает признание за творческие достижения в науке, его интеллек-туальность является частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков.
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые по¬зволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои на¬выки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контак¬тах. В качестве черт его характера выступают социальность, гуманность, «жен¬ственность», психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в опирается больше на эмоции и на чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Они добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, он добивается успеха и завоёвывает признание.
Конвенциональный тип выбирает из социального и физического окру¬жения цели и задачи, ценности, которые составлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим; его занятия носят пассивный характер. Он отдаёт предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно. Он обладает больше математическими, чем вербальными способно¬стями; неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решени¬ях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оптимально агрессивен. У этой личности большая по¬требность в признании. Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, признанным: заведующий, директор, артист, товаровед, журналист, дипломат и т.д. Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Он независим от других.
Артистичный тип при общении с окружающими использует свои чув¬ства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных обра¬зов. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своей способности воображения и вкуса. Его характеризует сложный взгляд норигинальность. Он возвы¬шает эстетические ценности. Артист предпочитает занятия, носящие творче¬ский характер: музыку, рисование, фотографию и т.д. Ему не нравятся «муж¬ские» занятия, такие как спорт, ремонт машин и другие. Основные достижении он завоёвывает в области искусства. Он самый оригинальный среди других, в первую очередь в творчестве. У артистического типа вербальные способности преобладают над арифметическими. Он имеет исключительно хорошие способ¬ности восприятия и моторики, которые приводят к большим успехам в искусстве.
Разумеется, всех людей невозможно чётко разбить на шесть типов. Одна¬ко, на основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций. Результаты исследования профессиональных предпочтений школьников по методике Голланда поданы на рис. 3.3.
Рис. 2.4.Распределение профессиональных предпочтений учащихся по типам личности (методика Голланда)
Примечание: по оси абсцисс — типы личности (Р — реалистический, И — интеллектуальный, С — социальный, К — конвенциональный, П — предприим-чивый, А — артистичный; по оси ординат — соотношение в процентах.
Как видно из гистограммы (рис. 2.4.), профессиональные предпочтения учащихся по типам личности распределились следующим образом: 15 чел. (33%) относятся к артистическому типу, 10 чел. (22%) к реалистичному, 7 чел. (16%) к интеллектуальному типу, 5 чел. (11%) к социальному, 5 чел. (11%) к конвенционному типу и 3 чел. (7%) к предприимчивому типу.
В процессе исследования старшеклассники ознакомились с группами и видами профессий, научились определять значимые для каждой профессии особенности, оценили свои способности и структуру интересов. Девятиклассники научились соотносить свои интересы с имеющимися способностями и склонностями, на основе этого делать профессиональный выбор.
Подавляющее большинство девятиклассников ознакомились с учебными заведениями, которые подготавливают специалистов по выбранной профессии, узнали об условиях приема, списке необходимых документов, вступительных экзаменах. Учащиеся также выразили готовность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профес¬сии. Восемнадцать учеников (42%) приняли решения поступить на подготови¬тельные курсы, десять учеников (22%) — заниматься с репетиторами и 17 (36%) еще не определились.
По результатам методики ДДО было установлено, что профессиональные интересы подростков располагаются преимущественно в сферах «чело¬век-художественный образ» (13 чел. — 29%), «человек-человек» (12 чел, -26,5%) и «человек-техника»(12 чел. — 26,5 %). В то же время, возникает необ¬ходимость в проведении с учащимися коррекционно-развивающей работы, на¬правленной на расширение представлений о мире профессий и информирован¬ности об их требованиях, повышении у подростков осознания уровня своей го¬товности к данным видам профессионального труда и уточнении соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям. В процессе форми¬рующего этапа психолого-педагогического эксперимента был подобран и про¬ведён комплекс ролевых профориентационных игр, позволяющих реализовать данные задачи (Приложение К).
Таким образом, о сформированности профессионального самоопределе¬ния старшеклассников говорит не просто выбор определенной профессии, но и то, насколько он осознан и наличие уверенности в правильности выбора. Об осознанности выбора профессии свидетельствует то, насколько он базируется на интересах, способностях и предшествующем личном опыте старшеклассника.
2.2. Разработка программы по формированию готовности старше-классников к выбору будущей профессии
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10-15 % обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе, их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «Хорошо – плохо».
Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личном планах. Поэтому, мы разработали план работы на формирующем этапе таблица 2.6.
На формирующем этапе эксперимента по профориентации. Необходимо помочь старшеклассникам в нелегкий переходный период.
Цели:
— оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;
— открыть пред юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
— помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи:
— формирование актуального для подростков «информационного поля»;
— обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
— формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Таблица 2.6.
Формирующий этап
Анализ современной литературы и эмпирические результаты исследова¬ния показали, что процесс профессионального самоопределения в значительной части учащихся носит ситуативный характер. Решение этой проблемы, возмож¬но обеспечить лишь при условии разработки соответствующих научных основ: определение содержания, методов, приемов профориентационной работы. Для осуществления процесса профессионального выбора подростками нами была разработана программа профориентационной работы с учащимися и подобран комплекс психологических методик, направленных на профессиональную ори¬ентацию старшеклассников.
Цель программы: сформировать профессиональную направленность старшеклассников; психологически помочь сориентироваться в мире современ¬ных профессий; активизировать интерес школьников к самостоятельному вы¬бору профессии на основе индивидуальных личностных качеств, склонностей и требований к современному рынку труда;
Задачи программы:
— информировать учащихся о профессиях, рынке труда, учебных заведе¬ниях, где можно получить знания по специальности;
— проводить индивидуальную и групповую профконсультативную рабо¬ту с учащимися, которая строится на результатах психофизиологического и психодиагностического обследования их склонностей и способностей;
— своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья учащихся и определять их пригодность к типу деятельности по медицинским показателям;
— проводить работу с родителями по поводу выбора и отношения их де¬тей к профессиональному самоопределению;
— практиковать организацию выставок производственного и художест-венного творчества;
— разрабатывать рекомендации учащимся относительно выбора профиля обучения с учётом их профессиональных интересов, способностей, учебных и специальных достижений.
Для реализации программы использовались такие виды профориентационной работы:
— теоретическое информирование как средство формирования в уча-щихся понимания ценностей трудовой деятельности и интегрирование их по¬знавательных интересов к профессиональному миру;
-практикум (анализ, диагностика, коррекция), направленный на раз¬
витие умений школьников анализировать, наблюдать, систематически попол¬нять свои знания о мире профессий, выработка у них способов познания своего «Я» в соответствии с требованиями современных профессий;
— консультирование как специально организованная система взаимо¬
действия профконсультанта и учащегося, которому нужна помощь в познании своего «Я», или современной профессиональной среды на основе изучения его индивидуально-психологических характеристик, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей жизненной ситуации и т.д;
Показатели и ожидаемые результаты программы:
1) уровни осознания старшеклассниками «Я-образа» и «Я-образа буду¬щей профессии» — когнитивный компонент профориентации;
2) эмоционально-оценочное отношение учащихся к исследованию и ре¬шению проблемы самостоятельного выбора профессии — поисково-исследовательский компонент;
3) обоснованный выбор профильных направлений, необходимых для вы бора будущей профессии — практико-ориентированный компонент: самовоспитание, разработка алгоритма профессионального самоопределения (Приложе¬ние М),
Содержание программы
(10 занятий)
Занятие 1. Психологическое просвещение
Цель: обеспечение учащихся объемом профориентационных знаний, не¬обходимых для принятия правильных решений о профессиональном выборе.
Содержание работы. Беседа «Профессиональная ориентация школьни¬ков. Этапы формирования профессиональных намерений учащихся».
Занятие 2. Профессиональное просвещение
Цель: проинформировать учащихся о различных путях приобретения профессий, об особенностях профессиональной подготовки в средне-специальных и высших учебных заведениях.
Содержание работы. Оформление стенда «Как продолжить образование и получить специальность».
Занятие 3. Психодиагностика
Цель: применение методики Е.А„ Климова для определения ориентиро¬ванности человека на различные типы профессий.
Содержание работы. Проведение методики «Дифференциально-диагностический опросник».
Занятие 4. Психодиагностика
Цель: изучение интересов и способностей учащихся, близких к тому или иному виду деятельности.
Содержание работы. Проведение методики «Карта познавательных ин¬тересов».
Занятие 5. Анкетирование
Цель: изучение профессиональных намерений и мотивов выбора профес¬сии.
Содержание. Работа учащихся с анкетой-оптанта.
Занятие 6. Профессиональное консультирование
Цель: выявить устойчивые свойства личности и определить сферу инте¬ресов, обеспечивающих привязанность индивида к избранному профессиональ¬ному пути.
Содержание работы. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам профориентации.
Занятие 7. Внеклассная работа по профориентации
Цель: расширить представления учащихся о мире профессии. Содержание работы. Викторина «Кто больше знает профессий и о про-фессиях».
Занятие 8. Коррекционно-развивающая работа
Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.
Содержание работы. Профориентаиионное занятие «Я выбираю профес¬сию» (Приложение Ж).
Занятие 9. Коррекционно-развивающая работа
Цель: повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Содержание работы. Профориентационная игра «Меню профессий» (Приложение 3).
Занятие 10 (итоговое). Анкетирование
Цель: выявление факторов, повлиявших на профессиональный выбор учащихся.
Содержание работы. Заполнение учащимися анкеты «Профессия для меня это…»
1. Для меня моя будущая профессия это
2. Моя работа должна мне приносить……
3. На работе я должен
4. Мне будет нравиться моя профессия если
5. Мне придется поменять профессию в том случае
6. Для обучения будущей профессии я готов
7. В жизни нужно стремиться к…..
В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профоиентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками.
Во второй главе описаны: структура работы по профориентационному консультированию; существующие методы и методики профконсультационной работы; представлены результаты исследования влияния профориентационного консультирования на выбор профессии подростками.
Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей — процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.
2. Включение в учебно-воспитательный процесс определённого нами комплекса методик, способствует более успешному выбору профессии подростком.
3. Эффективность работы по профориентационной работе обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.
4. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.
Выводы по второму разделу
1. Анализ результатов по методике «ДДО», на констатирующем этапе нашего эмпирического исследования показал, что профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире про¬фессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонно¬стям. Многие девятиклассники считают, что хорошо осведомлены о путях по¬лучения профессионального образования, хотя реально лишь 36% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Профессиональ¬ные намерения подростков имеют в своей основе малоструктурированную сис¬тему ценностных ориентации и, прежде всего именно инструментальных цен¬-
ностей как средств достижения жизненных целей.
2. Согласно полученным нами данным с помощью методики «ДДО» про¬фессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сферах «Человек — Художественный образ» (13 чел. — 29%), далее «Человек — Человек»(12 чел. — 26,5%) и «Человек — техника» (12 чел. — 26,5 %) «Человек -Знак» (5 чел. — 11%), «Человек — природа» (3 чел, — 7%).
3. Результаты диагностики по методике «Карта познавательных интере¬сов» показали, что выбор профессий подростками распределяется следующим образом: 6 чел. (13 %) выбрали технические специальности, 5 чел. (11%) пред¬почли другим профессиям профессию экономиста, 4 чел. (9%) выбрали сцени¬ческое искусство, по 3 раза (7 %) встречались специальности, связанные с му¬зыкой, литературой, изобразительным искусством, а также биология, медицина, юриспруденция, транспорт и сфера обслуживания; по 2 раза (4%) — педагогика, авиация и морское дело, по одному разу (2%) учащимися были выбраны про¬фессии, связанные с физкультурой и спортом.
4. Результаты анкетирования показали, что продолжать обучение в школе намерены 80% учащихся (40 чел.), остальные 20% (5 чел.) — в училищах, тех¬никумах, колледжах и т.д. С выбором будущей профессии определилось 68 % (31 чел.) подростков.
При этом на выбор профессии оказывали влияние, в первую очередь, ли¬ца из ближайшего окружения. Как показал анализ анкет, наибольшее влияние на подростков в выборе будущей профессии оказали родители (22чел. — 48%), учителя (10 чел. — 22%), друзья, родственники, знакомые (8 чел. — 18%), работ¬ники производства (5 чел. — 11%). Наиболее привлекает учащихся в выбранной профессии ее престижность, хорошая зарплата, перспектива карьеры, условия труда и социальная полезность его результатов.
5. Результаты диагностики по методике Голланда показали, что профес¬сиональные предпочтения учащихся по типам личности распределились сле¬дующим образом: 15 чел. (33%) относятся к артистическому типу, 10 чел. (22%) к реалистичному, 7 чел. (16%) к интеллектуальному типу, 5 чел. (11%) к соци¬альному, 5 чел. (11%) к конвенционному типу и 3 чел. (7%) к предприимчивому типу.
6. В ходе беседы с учащимися установлено, что подростки выразили го¬товность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профессии. Восемнадцать учеников (42%) приняли решения поступить на подготовительные курсы, десять учеников (22%) — зани¬маться с репетиторами и 17 (36%) еще не определились.
Таким образом, о сформированности профессионального самоопределе¬ния старшеклассников говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильно¬сти выбора. Об осознанности выбора профессии говорит и то, что он построен с учетом интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта учеников, а также то, что ими указываются мотивы выбора будущей профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблематики показал, что сама соци¬альная реальность привела к появлению профориентации как практики, и вследствие — междисциплинарного научного знания. Сегодня помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным на¬правлением работы социального педагога с учащимися старших классов.
1. Анализ современной литературы позволил нам сформулировать опре¬деление «профессиональное самоопределение» — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.
Под профориентацией понимают комплексной научно обосно¬ванную систему форм, методов и приемов влияния на личность с целью опти-мизации её профессионального самоопределения на основе учёта индивидуальных характеристик каждого старшеклассника и потребностей рынка профессиональная ориентация — это процесс развития личности как ин¬дивидуального сознания и одновременно его продукт, основными категориями которого являются показатели социализации личности (потребности, мотивы, интересы, установки и ценности).
Профессиональная самоопределение включает в себя следующие элементы: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессио¬нальный отбор (подбор), социально-профессиональную адаптацию, профессио¬нальное воспитание. Эти направления профориентационной работы социально¬го педагога с учащимися способствуют решению практических вопросов про-фессионального выбора старшеклассниками и должны осуществляться взаимо¬связанно.
Профориентационная работа с учащимися включает в себя ряд этапов: ознакомление с описаниями и классификацией профессий, условиями труда и др.; изучение профессионально важных качеств, требуемых для определенных специальностей; сбор сведений об учащихся, выявление их профессиональных намерений, интересов, склонностей; определение уровня их самосознания; про¬ведение профконсультаций, выяснение альтернатив в профессиях и, при необ-ходимости, поиск других сфер деятельности.
Сегодня различают массовую (фронтальную), групповую и индивидуаль¬ные формы профориентации с учащимися, а к основным методам профориен¬тации относят: беседы; рассказ; анкетирование; наблюдение; консультация; де¬ловые игры и т.д.
2. Изучение возрастных психолого-педагогических особенностей старше¬классников показало, что старший школьный возраст — это период интенсивно¬го развития физиологических и психических процессов. Социальная ситуация развития связана с первоначальным выбором жизненного пути. Ведущая дея¬тельность — учебно-профессиональная. Основные новообразования этого пе¬риода: самоопределение, дифференциация способностей, ориентация на буду¬щее, формирование мировоззрения, нравственная устойчивость поведения,
окончательное становление типов жизненного мира.
3. В профориентационной деятельности с учащимися эффективным мето¬дом работы является изучение и составление профессиограмм, которые позво¬ляют сориентироваться в мире современных профессий, изучить их психологи¬ческие характеристики и сделать выбор своей профессии с учётом собственных индивидуальных особенностей.
4. Анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных о со¬стоянии профессионального самоопределения девятиклассников СОШ № 10 дал возможность выявить некоторые закономерности.
Профессиональные интересы учащихся выявлены с помощью методики «ДДО» и расположены преимущественно в сферах «Человек — Художествен¬ный образ» (13 чел. — 29%), далее «Человек — Человек» (12 чел. — 26,5%) и «Человек — техника» (12 чел. — 26,5 %), «Человек — Знак» (5 чел. — 11%), «Человек — природа» (3 чел. — 7%).
Результаты диагностики по методике «Карта познавательных интересов» показали, что выбор профессий подростками распределяется следующим обра¬зом: 6 чел. (13 %) выбрали технические специальности, 5 чел. (11%) предпочли другим профессиям профессию экономиста, 4 чел. (9%) выбрали сценическое искусство, по 3 раза (7 %) встречались специальности, связанные с музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также биология, медицина, юрис¬пруденция, транспорт и сфера обслуживания; по 2 раза (4%) — педагогика, авиация и морское дело, по одному разу (2%) учащимися были выбраны про¬фессии, связанные с физкультурой и спортом.
Результаты анкетирования показали, что продолжать обучение в школе намерены 80% учащихся (40 чел.), остальные 20% (5 чел.) — в училищах, техни¬кумах, колледжах и т.д. С выбором будущей профессии определилось 68% (31 чел.) подростков. На выбор профессии оказывали влияние, в первую очередь, лица из ближайшего окружения. Как показал анализ анкет, наибольшее влияние на подростков в выборе будущей профессии оказали родители (22 чел. — 48%), учителя (10 чел. — 22%), друзья, родственники, знакомые (8 чел. — 18%), работ¬ники производства (5 чел. — 11%). Наиболее привлекает учащихся в выбранной профессии ее престижность, хорошая зарплата, перспектива карьеры, условия труда и социальная полезность его результатов.
Результаты диагностики по методике Голланда показали, что профессио¬нальные предпочтения учащихся по типам личности распределились следую¬щим образом: 15 чел. (33%) относятся к артистическому типу, 10 чел. (22%) к реалистичному, 7 чел. (16%) к интеллектуальному типу, 5 чел. (11%) к соци¬альному, 5 чел. (11%) к конвенционному типу и 3 чел. (7%) к предприимчивому типу.
В ходе беседы с учащимися установлено, что подростки выразили готов¬ность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необ¬ходимы при получении профессии. Восемнадцать учеников (42%) приняли решения поступить на подготовительные курсы, десять учеников (22%) — зани¬маться с репетиторами и 17 (36%) еще окончательно не определились.
5. На основании полученных в ходе исследования данных нами была раз¬работана психолого-педагогическая программа по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии. Данная программа состоит из 10 занятий и включает в себя следующие элементы: профессиональное просве¬щение, профессиональное консультирование, коррекциионно-развивающую ра¬боту, профориентационные игры.
Предложенные в программе мероприятия способствуют повышению уровня осознания старшеклассниками своей готовности к профессиональному труду, помогают психологически сориентироваться школьника в мире совре¬менных профессий, активизируют интерес к самостоятельному выбору профес¬сии на основе индивидуальных психологических качеств, профессиональных интересов и склонностей. Созданная программа может применяться в психо-коррекционной и развивающей работе социального педагога или практического психолога в условиях общеобразовательной школы.
По результатам контрольного среза, после применения указанной профориентационной программы 64% девятиклассников окончательно определились со своей будущей профессией (или проф.направлением), тогда когда на конста¬тирующем этапе эксперимента этот процент был равен 45.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аблятинов А.С., Балабай Н.А. Профессиональная ориентация учащихся как основа социальной помощи молодежи в социальном профессиональном самоопределении. — Санкт-Петербург: КУГПГИ, 2004. – 100с.
2. Аванесов А.Г. Индивидуальность и профессия. — М.: Просвещение, 2006.-130 с.
3. Аптекман В.А., Зубков В.Н., Пацула И.М. Профессиональная ориента¬ция в сфере обслуживания. — М.: Высшая школа, 2009. — 345 с.
4. Бабосова Е.Н. Выбор молодёжью жизненного пути. — Минск: Наука и техника, 2004.-65с.
5. Боровский А.Б., Потапенко Т.М., Щекин Г.В. Система методов профес¬сиональной ориентации. — К.: МАУП, 2007. — 164 с.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
7. Володина Е. Профессиональное самоопределение [Электронный ресурс] // ПскоВики. – http://wiki.pskovedu.ru/index.php/
8. Гапоненко А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. – 2010. – № 3. – с. 10.
9. Гарькина И. А. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г. Пенза / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. – 2014. – №2. – с. 744-746.
10. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. Пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. — М.: Просвещение, 2007. — 95 с.
11. Горидько А.С. Развитие профориентационной системы за рубежом: сборник научных статей. — М.: Просвещение, 2007. — 46 с.
12. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера. Книга для учителя». — М.: Просвещение, 2008. — 270 с.
13. Журавлева О. В. Проблемы социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации российского образования // Социология образования. – 2007. — N 4. — С. 22-28.
14. Залепа Е.А., Люманова Л.Р., Аристова М.В. Методические рекомендации по обеспечению профессиональной ориентации школьников учреждениях образования АРК. Симферополь. 2003г.-156с.
15. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова И.О. Профориентология: Теория и практика:Учеб.пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, И.О.Садовникова, — М.:Академический поект;Екатеринбург:Деловая книга, 2009. – 192с.
16. Зинченко В.П., Мягкоступ О.М. Изучение личности ученика с целью профориентации (методические рекомендации). Сумы. Мрия. 1990г.-60 с.
17. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.
18. Иващенко А.И. Профессиональное самоопределение школьников //Вопросы психологии.— №6. — 2009.— С. 16 — 19.
19. Ильясов М. Профориентация в свете новых ценностей образования // Социальная политика и социальное партнерство. — 2009. — N 5. — С. 73-76.
20. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е. П.Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
21. Калитка О.В. Профориентация по-американски. — М.: Просвещение, 2007. — 34 с.
22. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 302с.
23. Козлов А.А, Иванова Т.Е. Практикум социального работника. — Ростов на Дону: Феникс, 2010, — 320 с.
24. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О.В.Козловский.- Ростов н/Д: Феникс; Донецк, 2008 – 800 с.
25. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. — Л.: Мир, 2006.-352 с.
26. Кудрявцев Т.В. Методики изучения личности школьника в профориентационной работе. — М.: Педагогика, 2010. — 254 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология — М.: Сфера, 2004. — 463 с.
28. Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. — 2010. — N 5. — С. 170-176.
29. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников и методические рекомендации. — Омск: Омский пед. ин-т, 2006. — 562 с.
30. Менте М.Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.:Питер, 2001.-270 с.
31. Никитин В.А. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2002. — 272 с.
32. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, — М.: Сфера, 2002.-480 с.
33. Оссовский В.Л. Формирование трудовой ориентации молодежи. — К.: Наукова Думка, 2005. — 117с.
34. Орсаг Ю. Профессиональное самоопределение и трудоустройство детей, нуждающихся в поддержке государства: региональная модель // Социальная педагогика. – 2009. — N 3. — С. 23-29.
35. Павленко В.И. История развития профориентации, — М.: Педагогика, 2006.-85 с.
36. Побирченко В.В. Профконсультационная работа со старшеклассниками. — К.: Восход, 2007. — 110 с.
37. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
38. Профессиональная ориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А.Д. Сазонова. — М.: Просвеще¬ние, 2008.-260с.
39. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. для студ. высш. уч. заведений / Е. Ю Пряжникова, Н. С Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
40. Пряжников Н. С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. / Н. С., Пряжников, Л. С. Румянцева – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
41. Психологический словарь. Под. ред. Зинченко. — М.: Сфера, 2000. — 345с.
42. Психологическое сопровождение выбора профессии / Сост. Н.А. Литвинцева. — М.: Просвещение, 2010. -425 с.
43. Пономарева Т. Н. Роль школьного музея в формировании профессионального самоопределения учащихся // Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2009. — N 4. — С. 140-142.
44. Романова Е.С. 99 популярных профессий. 2-е издание. — СПб; Питер, 2006. — 460 с.
45. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профес¬сиональная ориентация учащихся — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
46. Собчак Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе.- М.: Просвещение, 2002. — 225 с.
47. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И. Холостовой. -М.: ИНФРА-М, 2008. — 427 с.
48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. -318с.
49. Степанов В.Г. Профориентация. – М.: Академический проспект, 2008.
50. Толочек В.А. Современная психология труда/Владимир Алексеевич Толочек.-СПб: Питер, 2006. — 479с.
51. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов общеобра¬зовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 355 с.
52. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ори¬ентация в УПК, — М.: Педагогика, 2007. -112с.
53. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Педагогика, 2006. — 95 с.
54. Шептенко П.А., Воронина Г.А., Методика и технология работы соци¬ального педагога / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
55. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, — М.: Педагоги¬ка, 2011. — 176 с.
56. Шустов В.И. Основы выбора профессии. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
57. Я выбираю профессию (комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников). — М.: ИРСУ, 2010. — 338 с.
58. Ягуфарова С. Профессиональное самоопределение — фактор социализации студентов колледжа // Учитель. — 2009. — N 4. — С. 22-24.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф