Заявка на расчет
Меню Услуги

Социально-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

1.1. Особенности и проблемы инклюзивного образования на современном этапе

1.2. Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение» детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3. Перспективные направления и принципы социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическое исследование социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

2.1. Условия и практические аспекты социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

2.2. Исследование отношения к инклюзивному образованию на базе общеобразовательного учреждения

2.3. Практические рекомендации для участников инклюзивного образовательного процесса

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Актуальность. Статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В связи с этим первоочередной задачей образовательной политики является совершенствование системы инклюзивного образования.

Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ [19], федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [38], федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» [37], Конвенцией о правах ребенка [18], а также ФГОС для детей с ОВЗ [35].

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Включение ребенка с ОВЗ в массовую школу представляется достаточно сложным, и требует осмысления таких понятий, как инклюзивное образовательное пространство и социально-педагогическое сопровождение развития школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

— проблема неприятия детей с ОВЗ;

— проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

— трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;

— нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

— неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

— трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя (воспитателя) на уроке (занятии), помощь ученику (воспитаннику) в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать осложнений в его реализации.

Объектом исследования является деятельность социального педагога в условиях инклюзивного образования.

Предмет – социально-педагогическое сопровождение педагогов, родителей и учащихся в условиях инклюзивного образования.

Целью работы является изучение особенностей организации социально-педагогической деятельности с детьми ОВЗ и инвалидностью с другими субъектами инклюзивного образования.

Гипотеза основана на предположении о том, что социально-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования будет эффективным, если:

— своевременно оказывать социально-педагогическую поддержку учителям в процессе организации инклюзивного образования;

— способствовать принятию идеи инклюзивного образования и конкретных детей, формированию позитивного отношения к детям с инвалидностью и с ОВЗ;

— будет реализована программа сопровождения, включающая условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования.

Задачи исследования:

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и рассмотреть теоретические основы понятия «социально-педагогическое сопровождение»;

— выявить перспективные направления и принципы социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования;

— сформулировать условия и практические аспекты социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование и разработка практических рекомендаций по работе психолога и социального педагога со всеми субъектами образовательного процесса.

База исследования: МБОУ СОШ №75

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

1.1. Особенности и проблемы инклюзивного образования на современном этапе

 

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья законодательно закреплено как приоритетное направление в политике государства по созданию системы ранней помощи детям с проблемами здоровья и развития в связи с тем, что в последние десятилетия не только сохраняются, но и нарастают негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей, начиная с раннего возраста.

Данные официальной статистики показывают, что среди новорожденных с проблемами в состоянии здоровья более 3/4, в том числе с физиологической незрелостью – 74%, а с неврологической патологией и того больше – около 86%, абсолютно здоровыми можно считать лишь около 10% детей дошкольного возраста и не более 4% — школьников [36].

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, при этом обучение и воспитание здоровых детей и детей с ОВЗ происходит совместно. Таким образом, все учащиеся могут в полной мере участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни [38].

В статье 2 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» дается следующее определение инклюзивному образованию – это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [38].

По мнению А.А. Азевой, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Широта различий в развитии детей с особыми образовательными потребностями очень велика: от практически нормально развивающихся детей, которые испытывают временные и относительно легко устранимые трудности, до детей, у которых выражены необратимые тяжелые поражения центральной нервной системы. От ребенка, который способен при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, которые нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования [3].

А.С. Пугачев считает, что инклюзивное образование – это процесс трансформации общего образования, который основан на понимании того, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Такое преобразование ориентировано на формирование условий доступности образования для всех, в том числе для детей с ОВЗ [27].

С.В. Алехина акцентирует внимание на том, что инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива [5].

Учась в специальном учреждении для инвалидов, ребенок с ОВЗ становится изолированным от реального общества и это еще больше ограничивает его в развитии. Как и любой другой ребенок, он нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные образовательные учреждения, воспитываться и учиться вместе с другими детьми.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения меняет, прежде всего, установки взрослых относительно детей, т.к. у всех детей есть особенности – особые образовательные потребности не только у детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом подходе педагогика проявляется в том, что образование с учетом индивидуальных особенностей детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

С.В. Алехина полагает, что основной целью образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, является создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников [5].

Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, которые определяют направление работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Основным условием включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство является создание универсальной беспрепятственной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в социум. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

С.В. Алехиной выделены основные группы условий включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство учебного заведения. Это следующие условия:

  1. Материально-техническая база, обеспечение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
  2. Организационное обеспечение образовательного процесса, которое включает в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-просветительское обеспечение.
  3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации деятельности ребенка. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
  4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционно-развивающей работы.
  5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работе в условиях инклюзивной практики [5].

Проблемы, с которыми сталкиваются участники внедрения инклюзивного образования:

– психологически педагоги не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего;

– родители здоровых детей иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей с ОВЗ может задерживать развитие их собственного ребенка.

Отношение сверстников к детям с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом.

Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды. Инклюзивное образование более гибкое для удовлетворения различных потребностей в обучении и в результате его реализации, выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.

 

1.2. Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение» детей с ограниченными возможностями здоровья

 

В современной практической психологии сложилось множество подходов к пониманию сущности термина «сопровождение». В качестве терминов, обозначающих социально-психологическую помощь предлагаются: «направленная деятельность» (Р.В. Овчарова), «взаимодействие и сотрудничество» (Л.Г. Субботина), «психологическое, или социально-психологическое, сопровождение» (M.P. Битянова), «помощь» (Е.И. Казакова), «создание условий» (Т.Г. Яничева) [6; 16; 31; 44].

Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина под сопровождением понимают метод помощи субъекту развития в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система, а под ситуациями жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного и регрессивного развития [8, с.5].

Проблема сопровождения, в том числе детей с ОВЗ, рассмотрена в многочисленных исследованиях (А.А. Майер, Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, Е.И. Казакова, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Ю.А. Разенкова, С.А. Расчетина, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.Ю. Шведова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына и др.). Во многих работах отмечается, что синонимом понятия «сопровождение» является понятие «педагогическая поддержка», определяемая как процесс оказания помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций и уменьшение влияния негативных последствий на основе выявления и совместного решения проблемы.

Н.Н. Суртаева выделяет следующие принципы педагогической поддержки: демократичность в оказании помощи (недирективный характер, представление выбора субъектам сопровождения собственного варианта взаимодействия); связь с социализацией ребенка, соответствие требованиям социальной среды при сохранении самостоятельности и противостоянии негативным влияниям (среды); выстраивание в логике возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; равноправный характер взаимодействия поддерживающего и поддерживаемого [32].

С.А. Расчетина прямо указывает, что социально-педагогическое сопровождение является частью процесса педагогической поддержки, связанно с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются потенциально проблемными [28].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что авторы дают неоднозначные определения понятия «сопровождение» с разных позиций:

– как комплексный метод, заключающийся в диагностике возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи при реализации плана решения [14];

– как комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней [26];

– социально-педагогическая деятельность по совместному движению (взаимодействию) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки [20];

– как социальная услуга – комплекс мероприятий по взаимодействию междисциплинарных служб, специалистов по преодолению трудностей, связанных с освоением новых навыков в самостоятельной жизни (социально-психологической, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой сферах деятельности), обучением, мотивацией на самостоятельное разрешение проблемы (исследовательская группа под руководством М.О. Егоровой) и др.

По мнению Е.И. Холостовой, социальное сопровождение – это комплекс услуг и мероприятий, направленных на преодоление кризисных ситуаций и поддержание благоприятного статуса человека/семьи [40, c. 15].

Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина считают, что позиция сопровождения – позиция «на стороне ребенка». Сопровождение – это сложный процесс взаимодействия, сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. По их мнению, система социального сопровождения объединяет специалистов разного профиля: психологи, учителя, социальные работники, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, врачи-педиатры, врачи-психоневрологи, врачи ЛФК и других специалистов [8, с.5].

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия [98, c. 12].

М.И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова, придерживаются мнения, что сопровождение осуществляется на основе индивидуальной программы – изучение потребностей граждан, характера проблемных ситуаций и определения способов их решения [29, c. 6].

Социально-педагогическое сопровождение представляет осуществление социально-педагогической поддержки и помощи особым детям, их родителям, педагогам в процессе адаптации к современным условиям, а также в сложных жизненных ситуациях.

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности.

Несмотря на большое количество исследований в области сопровождения детей с ОВЗ (социального, психологического, медицинского, педагогического), следует отметить, что в условиях модернизации системы отечественного образования на всех уровнях и нестабильной социально-экономической ситуации в стране достаточно сложно выстроить устойчивую и эффективную систему сопровождения лиц с ОВЗ, особенно в инклюзивном образовании. Решению данной задачи призвана содействовать стандартизация в системе отечественного образования. Введение в действие ФГОС ДО (январь 2014 г.) и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (сентябрь 2016 г.), предоставляет возможность для проектирования системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе преемственности требований ФГОС к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования [35].

В условиях ФГОС система социально-педагогического сопровождения направлена на оказание каждому ребенку с ОВЗ индивидуальной комплексной помощи и поддержки в достижении им максимально возможных результатов освоения, адаптированных основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования [35].

Процесс социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста имеет специфику, обусловленную как возрастными закономерностями психического и социального развития детей с ОВЗ, так и содержанием требований ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Используемые в образовательной практике технологии социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются интегративными и включают комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных), содержание которых проектируется исходя из специфики нарушения в развитии ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей, анализа социальной ситуации развития и других факторов.

По мнению Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульги, И.Ф. Дементьевой, социально-педагогическое сопровождение особого ребенка рассматривается, комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные ограниченными возможностями здоровья, в ходе которых формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с нею взаимодействовать [25].

Социально-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования направлено на обеспечение эффективного взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Сопровождение необходимо для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением воспитанников любого образовательного учреждения. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития, обучения и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственно усилиями специалистов образовательного учреждения, избегать не всегда обоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Немаловажным в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования является и процесс социализации детей. У педагогов образовательного учреждения должна быть общая цель — ребенок, его благополучие и развитие.

Итак, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [38] и Конституции Российской Федерации [19] нашло отражение утверждение права на получение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, равного со всеми. Для удовлетворения гарантированных законом прав в системе образования предстоит решить сложные задачи: обеспечить общедоступность образования детям с ограниченными возможностями, создать для этого доступные организационно-педагогические условия, повысить уровень компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения и т. д.

В законе устанавливается новый, инклюзивный, подход к получению образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), суть которого заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия, особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Основным направлением инклюзивного образования является социально-педагогическое сопровождение обучающихся. Оно представляет собой осуществление социально-педагогической поддержки и помощи особым детям, их родителям, педагогам в процессе адаптации к современным условиям, а также в сложных жизненных ситуациях.

Система социально-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ направлена на оказание комплексной помощи и поддержки разным категориям обучающихся с ОВЗ в освоении ими адаптированной образовательной программы дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Анализ исследований сущности социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, позволил выделить такие характеристики: системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, взаимосвязанность всех структурных звеньев, преемственность содержания на всех уровнях образования.

Социальные процессы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья должны поощряться и особенно тщательно должен быть спланирован, и сопровождаться плавный переход из семьи в детский сад, а затем в школу.

 

1.3. Перспективные направления и принципы социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

 

Особенности социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования определяются, прежде всего, диагнозом детей. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках применения инклюзивного образования необходимо в виду особенностей их развития и отклонениями в их поведении. Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще имеют пониженную активность, недостаточную мотивацию потребности в обучении и неудовлетворительный эмоциональный настрой, что приводит к отставанию, либо нарушению речевого развития, социальной несформированности коммуникативных навыков, а также иным отклонениям в развитии. Особенности задержки развития встречаются у детей в различных комбинациях и степени выраженности, и это предполагает индивидуальный характер социально-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.

В психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ можно выделить следующие направления [1; 2; 4]:

Профилактическое направление. Профилактика – основное направление службы психолого-педагогического сопровождения школы. Профилактика в первую очередь направлена на заблаговременное предупреждение отклонений в развитии детей с ОВЗ. Для этого необходимо создать для учеников щадящие условия для содержательной деятельности, что может способствовать психическому развитию ученика.

Для подросткового, более старшего возраста возникают проблемы вредных привычек и наклонностей (алкоголизм, курение, наркомания, маргинальное поведение и др.). Профилактика этих явлений – формирование когнитивной, мотивационной и деятельностной установок на ведение здорового образа жизни, выработка навыков психологического барьера перед вовлечением во вредные привычки и направление усилий на здоровьесберегающие направления развития личности.

Диагностическое направление. Диагностика преследует прогнозирование возможных трудностей обучения на начальном этапе, выявление причин возникших проблем и трудностей и механизмов их разрешения. При этом следует использовать широкий арсенал методов: наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов различных видов деятельности подростка, документации образовательного учреждения. В ходе диагностики следует выявить не только текущий уровень развития ребенка, но и его потенциальные возможности, что позволит определить вектор дальнейшего развития.

Диагностика в конце учебного года позволяет определить уровень развития ребенка, динамику направления познавательной деятельности и эффективность обучения. Каждый специалист своевременно отслеживает коррекционно-образовательный процесс (групповой и индивидуальный). По результатам диагностики составляется образовательная программа каждого ребенка с ОВЗ и вырабатывается дальнейший коррекционно-образовательный маршрут ученика.

Консультативное направление. Консультирование психологом, социальным педагогом, безусловно, необходимый и наиболее деятельностный вид работы. Он ориентирован на сформированный тип личности ребенка. Консультирование должно иметь разностороннее направление, обсуждать необходимо не только проблемы профессионального и личностного характера, но и различные аспекты взаимоотношений с окружающими его людьми.

В ходе консультирования возможно разрешение целого ряда задач:

— обучение основам самопознания и самосовершенствования, самоанализа, использования психологических особенностей для успешного развития и обучения;

— оказание реальной психологической поддержки и помощи школьникам, находящимся в состоянии стресса, внутреннего конфликта, а также сильного эмоционального переживания.

Консультирование делится на индивидуальное и групповое.

Индивидуальное консультирование – оказание адресной помощи, направленное на создание условий для развития способности делать правильный выбор и подвести ребенка к самостоятельному правильному выбору решения, направить его на рациональную модель поведения.

Групповое консультирование – информирование определенной группы образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить личностную самореализацию и максимальную интеграцию в образовательном учреждении.

Коррекционное и развивающее направление. Два этих направления рассматриваются в паре, они оба являются частью процесса обучения. Направления данной деятельности разнообразны: развитие сенсомоторных функций; формирование общеинтеллектуальных умений, соответствующих возрасту ребенка; развитие словесных, наглядных форм мышления; развитие речи; формирование необходимых умений и навыков, необходимых для усвоения учебного материала. Эффективные результаты могут быть обеспечены только путем взаимодействия педагогов, родителей и специалистов службы сопровождения.

По результатам диагностики составляются рекомендации специалистов службы сопровождения, которые ложатся в основу коррекционно-образовательной программы ученика, на основании которой составляется коррекционно-образовательный маршрут, учитывающий учебную и внеучебную деятельность. Формирование навыков коммуникации осуществляется на уроках, коррекционных занятиях, а также в процессе внеклассной работы, такой как классные часы, работа кружков и добровольная социальная деятельность.

  1. Просветительское направление. Просвещение в системе инклюзивного образования преследует цель сформировать адекватное отношение общества к детям с ОВЗ, толерантного отношения к этим детям, признания их прав и свобод. Также необходимо формирование когнитивного компонента у родителей о специфике организации инклюзивного образования, консультации родителей о проблемах и положительных сторонах такого образования, рекомендации специалиста по взаимоотношениям в семье, в том числе о совместном обучении детей с различными отклонениями, а также о взаимодействия семьи и школы. Психолого-педагогическое просвещение преследует цель сформировать сначала потребность в когнитивном компоненте знаний, потом в мотивационном, а в последствии сформировать желания использовать эти знания в интересах развития воспитанников и саморазвития, обеспечить своевременное предупреждение дальнейших нарушений в развитии.
  2. Профориентационное направление. Система профобразования лиц с ОВЗ России основывается на том, что профобразование является существенным фактором социальной реабилитации (С.С. Лебедева, В.3. Кантор, Е.М. Старобина, А.Г. Станевский, О.А. Степанова и др.). Процесс профориентации вплотную связан с социальной, психолого-педагогической, коррекционной и медицинской поддержкой обучающихся. Он включает в себя изучение особенностей развития обучающихся, регулярный мониторинг их успеваемости, зарождение и формирование деятельностно-мотивированных профессиональных качеств, а также максимальное приведение соответствия индивидуальных особенностей организма специфическим требованиям той или иной профессии. Профориентационная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии пока не является организационно ни целостной, ни эффективно действующей системой. Она нуждается в детальной проработке в виду резкого информационно-технологического скачка за последние 10-15 лет. Расширение круга лиц с ОВЗ, добившихся достойных результатов на жизненном пути, такие как деятели культуры и искусства, паралимпийские чемпионы, интернет объединения детей-инвалидов создают дополнительную мотивацию для реализации возможности получения профессии и специальных навыков.

Именно в этой связи специалисты сопровождения должны обладать способностями к анализу проблемных ситуаций и планированию, направленного на вовлечение в организацию учебного процесса всех участников: ребенка, родителей, педагогов, психологов, медицинского и административного персонала.

Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

— социализации (создается программа, ориентированная на создание условий для социальной адаптации и самореализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках интегрированного обучения);

— индивидуализации (создается банк данных детей-инвалидов для разработки индивидуальных программ социальной реабилитации);

— интегративности сопровождения субъектов инклюзивного образовательного пространства (эффективность социально-психологического сопровождения невозможна без согласованных действий педагога-психолога, учителя, логопеда, социального педагога, семьи);

— принцип ценностного и толерантного отношения к субъектам образовательного процесса: воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

 

Выводы по первой главе

 

Инклюзивное образование является ведущей тенденцией развития системы образования. В основу инклюзивного образования заложена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но при этом создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Организация инклюзивного образования предполагает перестройку всей школы. Необходимо понимать, что несмотря на наличие каких-то общих черт, все дети разные.

Социально-педагогическая работа способствует всем субъектам инклюзивного образования дать полную «свободу» от стереотипов и принимать учеников с инвалидностью и ОВЗ «как любых других детей в классе».

Работа социального педагога должна осуществляться со всеми субъектами образовательного процесса:

  • Оказание индивидуальной помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам;
  • Работа с классным коллективом и учителями;
  • Работа с семьей ребенка-инвалида и ОВЗ и обычных детей.

Инклюзивное образование поможет в развитии у обычных детей, способности к заботе, толерантности и уважению к слабым. Детей-инвалидов и ОВЗ поможет научить сотрудничеству, общению с обычными детьми, умению быть более психически уравновешенным. Возможность общаться со сверстниками очень важна для социализации ребенка.

 

Глава 2. Практическое исследование социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

 

2.1. Условия и практические аспекты социально-педагогического сопровождения субъектов инклюзивного образования

 

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования начинается с создания Программы социально-педагогического сопровождения.

Целью социально-педагогической поддержки детей является формирование эффективной системы, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в образовательном учреждении (ОУ), позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.

По мнению С.Е. Михалевой, социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ эффективно при наличии целостной системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики [23].

Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения, основные ценностные ориентации его народа, этноса.

Полисубъектный подход учитывает влияние всех факторов социального развития (микрофакторов, мезофакторов, макрофакторов).

Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию ребенка в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия.

Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности.

Выделим условия, обеспечивающие лицам с ОВЗ равные возможности для получения образования в условиях учебного заведения.

Обучение детей с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья слабослышащих, слабовидящих, имеющих церебральные и сочетанные нарушения обучающихся:

  • учебные и иные необходимые обучающимся специально оборудованные помещения (административные кабинеты, учебные классы, зал адаптивной физической культуры, кабинет педагога-психолога и методиста, позволяющий проводить фронтальные и индивидуальные занятия, санитарно-гигиенические помещения, буфет) желательно расположить на 1-м этаже. Там должны постоянно находиться дежурный администратор и дежурные школьники;
  • об изменениях в расписании обучающиеся своевременно информируются классным руководителем или представителем администрации;
  • для адресной реабилитации лиц с ОВЗ различных нозологий должны быть доступны ноутбуки, физкультурные тренажеры, медицинские кушетки, конструкторы, головоломки, пособия-тренажеры и др.

Для обучающихся лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата должны:

  • обеспечиваться и совершенствоваться материально-технические условия беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовую, туалетные, другие помещения, условия их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.);
  • применяться адаптированные для развития воображения и мелкой моторики рук тренажеры на печатной основе с мягкими трафаретами;
  • использоваться специальные ручки для отработки навыков быстрой штриховки и комфортного рисования ластиком;
  • применяться масса для моделирования, шнуровки, мягкие проволочки, объемный материал для нанизывания в заданном порядке, способствующие снятию напряжения кистей и пальцев рук, связному развитию памяти и речи;
  • использоваться плоскостные головоломки-конструкторы «Монгольская игра», «Танграм», «Пифагор», «Сложи узор», способствующие гармонизации психических процессов и др.;
  • применяться пальчиковые куклы, инерционный тренажер, тривиальные геометрические конструкторы для снижения трудностей в самопрезентации из-за замедленной скорости выполнения отдельных движений.

Для адаптации к восприятию обучающимися лицами с ОВЗ с нарушенным слухом справочного, учебного, просветительского материала, предусмотренного образовательной программой ОУ, должны обеспечиваться следующие условия:

  • звуковая справочная информация о расписании учебных занятий дублируется визуальной информацией на сайте ОУ, на доске объявлений;
  • для лучшей ориентации в школьной аудитории применяются сигналы, оповещающие о начале и конце занятия (слово «звонок» пишется на доске или произносится на жестовом языке);
  • внимание слабослышащего обучающегося педагог привлекает жестом (на плечо кладется рука, осуществляется нерезкое похлопывание);
  • разговаривая с обучающимся, педагог смотрит на него, говорит ясно короткими предложениями, обеспечивая возможность чтения по губам;
  • педагог не повышает резко голос, повторяет сказанное по просьбе обучающегося, использует жесты;
  • перед тем как давать объяснение новых понятий, педагог проводит словарную работу, разбирая смысловое значение каждого слова с обязательной личностно-ориентированной обратной связью с обучающимися;
  • ведется запись сложной для восприятия информации, включающей в себя номер, правило, инструкцию, формулу, сложный термин, адрес и т.п.

Компенсация затруднений речевого и интеллектуального развития слабослышащих лиц с ОВЗ проводится за счет:

  • фиксации педагогов на собственной артикуляции;
  • использования схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций с гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения;
  • регулярного применения упражнений на графическое выделение существенных признаков предметов и явлений;
  • обеспечения возможности для обучающегося получить адресную консультацию по электронной почте по мере необходимости;
  • использования сложных классических логических головоломок и конструкторов (типа «Квадрат Леонардо», «Симметрия», «Цветная карта», «Уникуб», «Кубики для всех», «Неокуб» и др.), совершенствующих аналитико-синтетическую функцию мышления.

Для адаптации к восприятию лицами с ОВЗ с нарушениями зрения справочного, учебного, просветительского материала, предусмотренного образовательной программой ОУ, обеспечиваются следующие условия:

  • ведется адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению, обеспечивается наличие крупношрифтовой справочной информации о расписании учебных занятий;
  • в начале учебного года обучающихся несколько раз проводят по зданию ОУ для запоминания месторасположения кабинетов и помещений, которыми они будут пользоваться (при спуске или подъеме по ступенькам слабовидящего ведут боком к ним без рывков, резких движений; если он сбился с маршрута или впереди есть препятствие, помогают выбраться на нужный путь, либо громко предупреждают об опасности);
  • новое помещение кратко описывается педагогом, указываются «опасные» для здоровья предметы (предлагая обучающемуся сесть, педагог направляет его руку на спинку стула);
  • педагог, его собеседники, присутствующие представляются обучающимся, каждый раз называется тот, к кому педагог обращается;
  • действия, жесты, перемещения педагога коротко и ясно комментируются;
  • печатная информация представляется крупным шрифтом (от 18 пунктов), тотально озвучивается (т. е. чтение не заменяется пересказом), так же как и записи на доске;
  • обеспечивается необходимый уровень освещенности помещений;
  • предоставляется возможность использовать компьютеры во время занятий и право записи объяснения на диктофон (по желанию обучающегося).

Компенсация затруднений сенсомоторного и интеллектуального развития слабовидящих лиц с ОВЗ проводится за счет:

  • исключения повышенного уровня шума на уроке и внеурочном мероприятии;
  • акцентирования внимания на значимости, полезности учебной информации;
  • многократного повторения ключевых положений учебной информации;
  • подачи материала, используя средства мультимедиа;
  • обеспечения индивидуального перцептивного обследования рельефных предметов, используемых в дидактических целях;
  • максимального снижения зрительных нагрузок при работе на компьютере (подбор индивидуальных настроек экрана монитора, дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности, использование программных средств для увеличения изображения на экране; работы с помощью клавиатуры, использование «горячих» клавиш и др.);
  • регулярного применения упражнений на совершенствование темпа переключения внимания, его объема и устойчивости с использованием материалов типа «Сложи квадрат», конструктор «Брикс», конструктор «Семицветик» и др.;
  • совершенствования образной памяти с помощью дидактических материалов типа «Математический планшет», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Пентамино» и др.

Общие для всех нозологических групп лиц с ОВЗ условия, обеспечивающие доступность восприятия учебного материала на уроках:

  • накопление банка тематических кратких опорных крупношрифтовых конспектов (в печатном и электронном виде) с тестами к ним;
  • накопление банка тематических мини-презентаций с гиперссылками (в печатном и электронном виде);
  • использование опорных конспектов и презентаций как дидактической основы мультирепрезентационного обучения и условия психологической защищенности, обучающихся в ходе текущего и промежуточного контроля.

Информативность и комфортность восприятия учебного материала на уроке обеспечивается за счет его алгоритмизации по параметрам:

  • психотерапевтическая настройка;
  • аудиальные стимулы к восприятию (объяснение, вопросы, просьбы повторить сказанное; четкие доступные указания, разъяснения, пояснения; контекстный аудиофон и др.);
  • визуальные стимулы к восприятию (учебники, пособия, опорные конспекты, схемы, слайды презентации, иные наглядные материалы);
  • кинестетические стимулы к восприятию (конспектирование, дополнение, маркирование опорного конспекта, тесты с выбором варианта ответа, жестовый выбор карточки опроса, запись домашнего задания, вещественное моделирование, поисковые задания, выполняемые индивидуально с использованием ноутбуков и др.);
  • активные методы обучения (проблемные вопросы, дискуссии, деловые и ролевые игры, практические работы; использование метапредметных связей, связи с практикой и др.);
  • валеологические паузы;
  • формирование адекватной реакции на требования, воспитательные ориентировки педагога, на отвлекающие ситуации, на обращения педагога и одноклассников за помощью.

Пропедевтика переутомления и потери устойчивости внимания проводится за счет поурочных валеологических пауз, включающих доступные всем обучающимся общие физические упражнения, отдельные упражнения для глаз, элементы речи с использованием жестовой азбуки.

Индивидуально-ориентированная реабилитация лиц с ОВЗ реализуются в рамках:

  • планового наблюдения специалистами-медиками, у которых обучающийся стоит на учете по месту жительства, оказания доврачебной и профилактической помощи медицинским работником ОУ при необходимости, выполнения профилактических медицинских рекомендаций согласно индивидуальной программе (карте) реабилитации ребенка;
  • адресных кондуктивных воздействий классного руководителя на обучающихся на уроках, в ходе подготовки домашних заданий, в ходе проведения мероприятий по плану классного руководителя;
  • взаимодействия классного руководителя и родителей (законных представителей) обучающихся согласно обращениям и плану работы классного руководителя;
  • дифференцированного подхода к дозированию нагрузки в ходе занятий по адаптивной физической культуре в специально отведенном и оборудованном помещении с использованием различных тренажеров;
  • ведения индивидуальных портфолио обучающихся по следующим актуальным разделам:

— диагностический блок (накопление и психолого-педагогическая интерпретация результатов диагностических обследований каждого обучающегося; блок накапливается и заполняется психологами и социальными педагогами);

— блок индикаторов успешной социализации (учет видов социально-педагогического сопровождения обучающегося, освоенных им социальных ролей, проявленных социальных инициатив; блок заполняется заместителем директора и завучем, курирующими лиц с ОВЗ);

— блок самопрезентации (учет и сохранение в электронном формате творческих продуктов обучающихся, отражающих динамику личностного, творческого, образовательного роста; блок заполняется классным руководителем);

— социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ силами заместителя директора, курирующего инновационно-инклюзивную работу, психологов и социальных педагогов с использованием классического дидактического инструментария для начальной, основной общей, средней школы, адаптированного в соответствии с нозологическими особенностями обучающихся.

Социально-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ включает:

  • изучение их виктимологического типа поведения;
  • определение вида и особенностей генограмм неформального общения;
  • выявление актуальных референтных предпочтений в общении;
  • определение акцентов темпераментальных профилей, уточняющих социальную направленность личности;
  • формирование рекомендаций преподавателям, родителям по осуществлению продуктивного просоциального взаимодействия с обучающимися с ОВЗ;
  • проведение групповых занятий по социально-педагогическому проектированию в бинарном формате с педагогами отдельных предметов, направленных на нормализацию виктимологического типа поведения, оценочных критериев межличностных отношений, обучающихся за счет коллективной репродуктивной деятельности и творческой ролевой дифференциации (1 час в неделю);
  • проведение коррекционно-развивающих занятий в динамичных парах, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности и самопрезентации, профилактику нарушений общения и поведения (в плановом порядке).

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф