1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ……….7
1.1. Содержание понятия «социальная адаптация», основные подходы и виды
1.2. Специфика супружеских отношений в молодой семье……………………20
1.3. Основные факторы, влияющие на социальную адаптацию супругов к семейной жизни………………………………………………………………….30
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1. Основные риски социальной дезадаптации молодой семьи в России……35
2.2. Роль деятельности современной отечественной системы социальных служб в решении проблем социальной адаптации молодых семей…………..44
2.3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований проблем социальной адаптации молодой семьи……………………………….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования. Устойчивость и благополучие молодой семьи, проявляющиеся в уровне ее социальной адаптированности как способности и готовности активно и эффективно включаться в систему социальных отношений и развиваться в логике прогрессивных изменений, являются важнейшим фактором безопасного развития не только института семьи, но и всего общества, социально-демографическая безопасность которого во многом определяется состоянием института молодой семьи. В этой связи, конечно же, крайне важно понимать специфику и природу проблем молодых семей, а также способы их решения, что в целом укладывается в понимание адаптивной деятельности молодых семей, хоть и протекающей в едином для всего общества экономическом, политическом и социокультурном пространстве с его проблемами и доминирующими тенденциями, но имеющей свою ярко выраженную специфику, производную от специфики самой молодой семьи как самостоятельного социального феномена со своими ресурсами адаптации и адаптационным потенциалом.
Степень научной разработанности темы исследования. Молодая семья достаточно активно и плодотворно изучается социологами, определяющими ее приоритетную значимость в объяснении современных явлений и тенденций в развитии семейных отношений и процессов, а также их прогнозировании с точки зрения закрепления и воспроизводства в молодежной среде тех или иных семейных ценностей и практик.
Социальная адаптация любой социальной группы, в том числе молодой семьи, происходит на двух уровнях (микро- и макроуровень) и, соответственно, детерминируется факторами микро- и макросоциальной среды. На каждом из уровней процесс социальной адаптации малой семьи имеет своеобразие. На микроуровне социальная адаптация молодой семьи обусловливается спецификой микромира семейных отношений, который включает огромную палитру сюжетов и аспектов внутрисемейных отношений, детерминированных культурой и традициями различных народов, индивидуальными особенностями каждого из членов семьи, условиями (материальные, территориальные и т.д.) ее проживания и т.д.
В совокупности микро- и макропараметров социальная адаптация молодой семьи по итоговым результатам может принять прогрессивную или регрессивную (разрушительную) форму. Последняя угрожает риском распада молодой семьи, что и определяет научную и социальную актуальность и значимость обращения к проблеме социальной адаптации этих семей в условиях современной, постоянно и динамично меняющейся реальности, в российских условиях имеющей ярко выраженный рискогенный характер.
Теоретический блок исследований молодой семьи напрямую связан с методологическими проблемами изучения семьи как социального института и малой группы, с дискурсом, развернувшимся вокруг оценки институциональных изменений в современном институциональном пространстве семьи, и здесь нельзя не отметить известные труды и концептуальные позиции таких российских фамилистов, как А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, Ю.В. Зинькина, А.В. Коротаев, С.Г. Шульгин, А.В. Верещагина, А.Г. Волков, С.И. Голод, Т.А. Гурко, Т.Н. Каменева, А.Б. Синельников, поскольку, по сути, все социологические работы по молодой семье парадигмально выстраиваются с позиций кризисного или эволюционного подхода, разрабатываемого в исследованиях указанных ученых.
Объектом исследования выступает молодая семья в России.
Предмет исследования — социальная адаптация молодых супругов к семейной жизни как проблема молодой семьи.
Цель исследования — рассмотреть теоретические и практические основы решения проблемы социальной адаптации молодых супругов к семейной жизни. Цель работы предполагает реализацию следующих задач:
— Проанализировать понятийный аппарат исследования, рассмотрев в нем семью как объект социальной работы.
— Выявить основные проблемы адаптации молодых семей.
— Изучить основные направления и методы социальной работы с семьей.
— Осуществить практическое исследование проблем социальной адаптации на примере отечественных и зарубежных исследований проблем социальной адаптации молодой семьи.
Методы исследования: анализ, синтез.
В работе были использованы также статистические и эмпирические данные социологических исследований по проблемам современной молодой семьи, проведенных в России.
Теоретико-методологическим основанием работы является комплексно-ориентированная модель социальной работы с молодой семьей, где рассматриваются как социальные проблемы отдельной ячейки общества, так и индивидуальные проблемы каждого члена семьи. Методологические основы исследования выстраивались в том числе на основе использования теоретической базы социологии семьи, социологии адаптаций, социологии риска, социологии молодежи и методов типологического и функционального анализа.
Гипотеза. Молода семья, пытаясь реализовать свои функции оказывается в зависимости от сложившихся социально-экономических проблем, которые могут отрицательно повлиять на уровень социальной адаптации, что требует организации социально — коррекционной работы с участием различных специалистов.
Теоретическая значимость работы. Были получены результаты, способствующие более четким представлениям о технологии социальной работы с молодой семьей и проанализирована их роль в решении проблем социальной адаптации молодых супругов к семейной жизни.
Практическая значимость состоит в том, что материалы и полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности местных социальных служб при разработке моделей и программ, направленных на решение проблем социальной адаптации молодых супругов к семейной жизни и оптимизации процесса оказания социальной помощи молодым семьям, а также при разработке и реализации различных программ по поддержке молодых семей.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
МОЛОДЫХ СУПРУГОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1.1. Содержание понятия «социальная адаптация», основные подходы и виды
Понятие «адаптация» отражает состояние человека начиная с его приспособления к окружающей среде в целом и до социального или профессионального самовыражения, адаптации.
Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, само — утверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Каким бы конкретным содержанием это понятие ни наполнялось, какие бы механизмы этому процессу ни приписывались, суть дела остается неизменной — для того, чтобы выживать и развиваться, организмы должны считаться со свойствами и особенностями окружающей их среды. В самом общем виде адаптация — это процесс взаимодействия двух переменных — потребностей живого организма и особенностей среды его обитания. Изменение средовых условий влечет за собой изменение требований к живым организмам. Изменение организмов в ответ на «требования» среды приводит к изменению содержания и предметов потребностей. В связи с этим адаптация всегда индивидуальна и относительна, а процесс адаптации бесконечен.
Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных приемов и способов, стратегий социальной адаптации. Понятие «стратегия» в общем смысле можно определить, как способ ведения действий, поведения, рассчитанных на достижение не случайных, а значимых, определяющих целей.
Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со средой, способ приведения в соответствие его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций и требований окружения должна рассматриваться в контексте жизненных целей и жизненного пути человека. Стратегия социальной адаптации представляет собой индивидуальный способ адаптации личности к обществу и его требованиям, для которого определяющими являются опыт ранних детских переживаний, неосознанных решений, принятых в соответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности .
Таким образом, стратегия социальной адаптации — универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим цели и способы их достижения.
Многообразие видов и способов социально-психологической адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности активности в процессе адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности), так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой — психологическими и психофизиологическими особенностями личности.
В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности (степень приспособленности ее к условиям жизни и деятельности). Адаптированность личности может быть:
– внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями – происходит полная, генерализованная адаптация личности);
– внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности);
– смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.
При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.
Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений, особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. «Кроме психологической защиты к функциям социально-психологической адаптации относятся:
– достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность – социальная среда»;
– максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношения;
– формирование эмоционально-комфортных позиций личности;
– самореализация личности;
– самопознание и самокоррекция;
– повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;
– повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья».
Под адаптацией также понимают «тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности». Состояние социально-психологической адаптированности характеризуется как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, и переживает состояние самоутверждения. Под адаптированностью личности понимают оптимальную реализацию внутренних возможностей, способностей человека и его личностного потенциала в значимой сфере.
Адаптацию можно определить и «как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды.
Наряду с термином «адаптация» используется и термин «переадаптация», понимающийся как процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную и т. п. При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Адаптация и переадаптация различаются лишь степенью перестройки личности. Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом. Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности.
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Социальная адаптация, как приспособление человека к условиям социальной среды,
предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4) способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5) изменчивость (адекватность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Основная же цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».
Сама социальная ситуация развития, или шире – социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится человек. Вхождение в жизнь этой общности индивида как социального существа предполагает происхождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в эти общности.
Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности» с тем, чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т. д.». Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (индивида) жизнь», является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («я – концепций», «я – системы»), с изменением потребностно-мотивационной сферы, направленности как системы отношений, развития личностной рефлексии, механизма самооценивания (самооценки). Все стороны личностного развития характеризуются внутренней противоречивостью, неоднородностью.
Таким образом, различные определения адаптации, её содержательные компоненты можно разместить между полюсами наиболее общего взаимодействия индивида со средой и, напротив, конкретного, охватывающего специфичное в этом взаимодействии, связанное с конкретными характеристиками окружающей его социальной среды освоение норм и ценностей новой для индивида группы, формирование его отношения к ним, освоение системы деятельности и межличностных отношений, степень включенности в деятельность и отношения, проблемы реализации личностного потенциала.
Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации, являются следующие: «взаимодействие индивида со средой», «усвоение норм и ценностей коллектива», «выработка образцов поведения и общения», «включение в систему деятельности и межличностных отношений», «формирование позитивного отношения к социальным нормам», «самореализация индивида».
Под адаптацией в основном понимается постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится ᴨперестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды .
Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно ᴨпереживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более, социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.
Помимо этого, следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение, не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к ᴨпеременам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные — степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной групᴨе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, само-идентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.
Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.
Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди неадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.
Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром». Стресс — это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром — это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.
В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.
Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).
Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
1.2. Специфика супружеских отношений в молодой семье
Молодая семья — это семья в первые три года заключения брака. Возраст супругов, как правило, от 18 до 30 лет. В структуру молодых семей входят: полные, благополучные, семьи социального риска, несовершеннолетних матерей, студенческие, военнослужащих срочной службы.
Проблемы адаптации в молодой семье
Самые напряженные периоды существования семьи отмечаются у су-пругов из группы «совсем молодых браков» (0—4 года). В молодых семьях формируется модель бу¬дущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей.
В первые годы брака (в особенности если период предбрачного знакомства был коротким) могут играть негативную роль последствия идеализации партнера.
Идеализация завышает ожидания в отношении к партнеру. Если молодые люди вступают в брак с ожиданиями, которые не могут оправдаться, то в браке они будут чувствовать себя несчастными. Часто молодые люди не разговаривают друг с другом о своих ожиданиях, они, сами не знают их. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, приводит к глубокой неудовлетвореннос¬ти партнером, собой, отношениями в целом. В дальнейшем все это может привести к распаду отношений.
Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией. Адаптация супругов осуществляется в двух основных ви¬дах их соотношений: ролевых и межличностных. Основным для роле¬вых отношений выступает представление о целях супружеского союза, в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личностный.
Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него пре-имущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье — это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический — желая найти верного дру¬га и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функ¬ция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз интимно-личностный— стремясь найти желанного и любимого парт¬нера по любви.
Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представле¬ния должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы по¬ведение одного супруга в его семейной роли не противоречило пред¬ставлениям другого супруга, и наоборот. Если один супруг считает главной одну из них, а другой — другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные мотивы.
Важным фактором стабильности брака является согласованность мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. Совпадение мнений по этому вопро¬су встречается в 74% удачных браков и лишь в 19% неудачных. Между тем у 52% вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности. Не менее важный фактор стабильности молодых се¬мей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга.
Большое значение для стабильности брака имеет и согласован¬ность так называемых межличностных ролей. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ее роль ограничивается ролью домохозяйки.
Психологи говорят об опасности вторичной адаптации — это чрезмерное привыкание су¬пругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-лич¬ного характера семьи. В данном случае брак утрачивает свою притягательность. Требуется работа над отношениями, но не все к ней готовы. Некоторые супруги стремятся «взбодриться на стороне», утрачивают доверие друг к другу или иллюзорно «ищут счастья» в другом союзе.
Брачно-семейная адаптация – процесс взаимной адаптации, происходящий между супругами в течение нескольких лет после заключения брака. Этот процесс многофункционален и многоаспектен, так как включает в себя адаптацию: к брачным ролям, новым обязанностям, новому укладу жизни; к характеру, темпераменту и другим индивидуальным психологическим особенностям партнера; к системе ценностей партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера; сексуальную адаптацию.
Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни.
Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.
Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным). Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями.
Некоторые исследователи выделяют первичную и вторичную адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жизни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам. Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их соотношений: ролевых и межличностных.
Брачная адаптация имеет множество видов и подвидов:
– адаптация к новому образу жизни,
– разделению труда в домашнем хозяйстве,
– новым правам и обязанностям,
– совместному удовлетворению потребностей в браке,
– совместным ритмам домашнего труда и досуга,
– различные виды адаптации к психике другого человека, к его характеру, темпераменту, образу жизни, мировоззрению, системе нравственных норм и эстетических вкусов.
Очевидна неравнозначность различных видов брачной адаптации, так как те или иные аспекты жизнедеятельности семьи имеют неодинаковую значимость. Категория «брачно-семейная адаптация» так широка, что объединяет не только самые различные психологические понятия, но и разнообразные категории психиатрии, медицинской психологии и даже социологии. В этом смысле она является важнейшим связующим звеном между многими научными дисциплинами и помогает систематизировать огромное количество данных. Но самое важное состоит в том, что любые частные психологические и социально-психологические теории легко объединяются в целях более общего и широкого взгляда на проблемы брака и семьи. Таким образом, достоинство этой категории состоит в том, что она дает возможность подвести под любые аспекты жизнедеятельности брака и семьи общий теоретический фундамент.
Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личностный. Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него преимущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический – желая найти верного друга и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз интимно-личностный – стремясь найти желанного и любимого партнера по любви. Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представления должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого супруга, и наоборот. Если один супруг считает главной одну из них, а другой – другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.
Типичная ошибка молодоженов – ожидание активности, внимания, уважения от другого, и это не конструктивный, а чисто потребительный подход. В то же время никакой семейный лад не достигается усилиями только одной стороны, непременно нужны действия обоих, нужны желание и умение пойти навстречу друг другу. Сегодня в обществе ощущается острая потребность в гармонизации человеческих отношений, и реализация их начинается в семье, среди своих близких. Чувства, настроения, воля супругов активно влияют на достижение семейной гармонии. В них проявляется субъективное отношение человека к окружающим, отражаются индивидуальные особенности личности, ее жизненный опыт, мировоззрение. Духовная близость, включающая одинаковое отношение к миру, жизни, к целям семьи, создает такую прочную вне- и внутрисемейную активность, что супругам удается преодолеть практически все виды трудностей, которые встречаются на их жизненном пути. Рассмотрение этих психолого-педагогических явлений в комплексе с другими позволяет наиболее полно усвоить особенности формирования семьи как активной социальной системы.
Диапазон адаптации людей совершенно различен: это означает, что личности разных типов будут иметь специфические трудности адаптации в малых группах и коллективах. Более того, для индивидов, страдающих различными видами соматических и психических заболеваний, характерны свои типичные проблемы и трудности адаптации в браке и семье. Таким образом, концепция брачно-семейной адаптации применима как к психически больным, так и к психически здоровым личностям, как к людям, руководствующимся общепринятыми моральными нормами, так и к лицам со значительными отклонениями в этом плане.
Брачно-семейная адаптация и дезадаптация предельно емко выражают результативность всех процессов, происходящих в брачных и семейных отношениях: успешность или неуспешность брака, его устойчивость или неустойчивость, эффективность и неэффективность супружеского общения и взаимодействия, согласованность или несогласованность брачного и – шире – семейного сотрудничества, степень удовлетворения потребностей членов семьи, конечную характеристику разделения труда в семье и браке, понимание брачными партнерами своих прав и обязанностей.
Успешность брачно-семейной адаптации определяется степенью развития общих социально-психологических адаптационных способностей вступающих в брак молодых людей. Брачно-семейная адаптация может происходить у одних супружеских пар достаточно быстро, у других – более медленно, в зависимости от уровня развития общих адаптационных способностей. Наблюдения показывают, что обычно процесс брачно-семейной адаптации приходится на первые 10 лет совместной жизни. Если взаимной адаптации не происходит, то супруги встают на грань развода даже при наличии сильных любовных чувств и необходимых материальных и жилищных условий. Характерологические особенности супругов (или одного из них), создающие постоянные сферы психических напряжений, конфликтов, ссор, обид, подозрений, взаимных обвинений и т.п., в конечном счете делают брачную жизнь невозможной. Вот почему мы придаем особое значение процессу взаимной адаптации в браке и считаем ее успешность залогом прочных семейных уз.
Супруги имеют одинаковые права и обязанности: совместно воспитывают детей, по согласию друг с другом решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места проживания. Права и обязанности супругов закреплены в семейном кодексе. Самыми распространёнными факторами успеха или неудачи супружества являются личные качества супругов и их умение решать возможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. Для сохранения только что созданной семьи молодожёны должны взаимодействовать, строить и укреплять взаимоотношения.
С созданием семьи у каждого из супругов появляется своя роль в семье. Роль – это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Следует отметить, говоря о психологических ролях семьи, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Предположим, что на протяжении семейной жизни, роли супругов могут меняться друг с другом в зависимости от жизненных обстоятельств, ситуаций, обстановки.
Существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
Традиционные роли предполагают со стороны жены: рождение и воспитание детей; создание и поддержание дома; обслуживание семьи; преданное подчинение собственных интересов интересам мужа; приспособленность к зависимости; терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа: преданность матери своих детей; экономическая безопасность и защита семьи; поддержание семейной власти и контроля; принятие основных решений; эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости; обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские роли требуют от жены: сохранения внешней привлекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа; поддержания полезных для мужа социальных контактов; живого и интересного духовного общения с мужем и гостями; обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа: восхищения женой; «рыцарского» отношение к ней; ответной романтической любви и нежности; обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов; проведения досуга с женой; роли партнеров требуют и от мужа, и от жены: экономического вклада в семью в соответствии с заработком; общей ответственности за детей; участия в домашней работе; распределение правовой ответственности.
Но, помимо общего, от жены еще требуется: готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны); равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи;
А от мужа – принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений.
И. В. Гребенников выделяет три типа распределения семейных ролей:
1. Централистский (или авторитарный) — во главе один из супругов, решающий основные вопросы в семье.
2. Автономный — муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга.
3. Демократический — управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере.
Молодые супруги представляют свое взаимодействие следующим образом: при принятии решений 83 % опрошенных считают, что супруги должны договариваться друг с другом; 14 % думают, что каждый должен отвечать за свою сферу в семье, а 11 % возлагают принятие решений на мужа. При распределении обязанностей 58 % опрошенных считают, что оба супруга должны и работать, и вести хозяйство; 29 % считают, что жена может по желанию работать, но большую часть дел по хозяйству должна взять на себя, добавляя, что при этом не исключается активная помощь мужа; 11 % считают, что работать должен муж, а жена должна заниматься домашним хозяйством.
Предположение о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между супругами, в то время как сам характер распределения ролей (традиционный или эгалитарный) не связан с удовлетворенностью браком: главное – принимают ли его оба супруга. Например, в сельских семьях распределение бытовых и хозяйственных обязанностей традиционное, при этом при хорошей сработанности и общности понимания главных и второстепенных хозяйственных задач между супругами удовлетворенность браком высокая.
Распределение семейных ролей оказывает значительное влияние на характер социализации детей, на модели отношений родителей с детьми и на используемые родителями воспитательные стратегии. Патриархальная модель распределения семейных ролей предполагает главенство отца; матери при этом отводится функция воспитания детей. Современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения. Следует отметить весьма заметные поколенческие различия в распространении патриархальной и современной ролевой структуры семьи: представители более молодых поколений заметно чаще воспитывались в семьях с эгалитарным распределением семейной власти между родителями и с равноправным участием обоих супругов в воспитательном процессе, чем респонденты старших возрастных групп.
При этом нормативные представления граждан, т. е. их представления о том, как должны распределяться роли супругов в семье, отличает широкое распространение эгалитаристских установок.
Следует отметить, что идею равноправных взаимоотношений родителей заметно чаще поддерживают те, кто сам воспитывался в семье с эгалитарным распределением власти между родителями.
1.3. Основные факторы, влияющие на социальную адаптацию супругов к семейной жизни
Брачные факторы, условно выделяемые составляющие взаимоотношений партнёров, лежащие в основе заключения и стабильности брачного союза. Эта концепция предложена Ю. А. Решетняком для диагностической оценки браков, переживающих кризис, облегчения выбора партнёра и прогнозирования семейных отношений.
Концепция основана на полифункциональности брака, поскольку он служит для объединения различных потребностей мужчины и женщины в условиях тесного и длительного контакта. Считают, что общий брачный потенциал состоит из материального, физического, культурного, сексуального и психологического факторов.
Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение имеет не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиям друг друга.
Физический фактор часто носит неосознанный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек может вызвать у другого симпатию или антипатию.
Восприятие одного человека другим сугубо индивидуально и определяется всем физическим обликом (особенно важное значение имеет лицо), голосом, манерой поведения, речи, мимикой, жестикуляцией, одеждой, запахом. Этот фактор определяется, как правило, на самых начальных этапах общения между людьми и носит исключительно устойчивый характер, подолгу сохраняя свою положительную или отрицательную окраску.
В процессе общения с человеком возможны лишь незначительные изменения: усиление симпатии, большая терпимость или, наоборот, обострение непереносимости.
Физический фактор тесно спаян с сексуальным, но не исчерпывается им: он включает в себя отношения партнёра к здоровью, своему телу, одежде, косметике и т. д. В молодом возрасте влияние сексуального фактора выражено наиболее ярко, с годами отношение к человеку нередко определяется возрастающей ролью культурного фактора.
Материальный фактор определяется вкладом партнёра в материальный уровень семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другой стороны. Соответствие может быть высоким как при удовлетворении больших требований, так и при малом вкладе, но невысоких требованиях к материальному благополучию.
Таким образом, материальный фактор в решающей степени зависит от того, насколько важна для каждого из супругов материальная сторона брака. Практическая оценка материального фактора осуществляется соотношением доходов и имущественного положения мужа и жены, с учётом взаимных претензий и упрёков в этом плане.
Культурный фактор определяется соотношением интеллектуально-культурных запросов супругов, а на практике осуществляется соотношением образовательных индексов, профилей работы, кругом выписываемых газет и журналов, заполнением досуга (совместные посещения театров, кино, музеев, совместные и раздельные чтение и просмотр телевизионных программ), а также учётом взаимных претензий и упрёков в этом плане.
Выраженность этого фактора весьма изменчива на протяжении жизни даже у одной пары.
Сексуальный фактор определяется соответствием реального сексуального поведения каждого из партнёров ожиданиям другого. Сексуальные запросы супругов могут сильно различаться в зависимости от особенностей их воспитания, жизненных установок, диапазона приемлемости тех или иных ласк, темперамента, возраста, состояния здоровья обоих партнёров и т. д.
Необходимо учитывать и естественные различия между моделями мужской и женской сексуальности. Они могут быть как качественного плана (например, различия эрогенных зон), так и возрастного. Известно, что общей тенденцией мужской сексуальности является нарастание однообразия в половой активности при постепенном снижении её уровня после 30—35 лет, тогда как именно в этом возрасте у женщины наблюдается повышение сексуальных запросов.
Психологический фактор – имеет особое значение для удачного брачного союза и определяется степенью соответствия личностных особенностей партнёра: черт характера, эмоционально-волевых качеств и интеллекта, различий в притязаниях на лидерство в семье.
Очень часто именно игнорирование особенностей характера и устремлений друг друга образует в отношениях супругов первые трещины на пути к пропасти непонимания и к фактическому распаду брака.
Каждый из пяти брачных факторов в различных браках характеризуется различной относительной величиной и может приобретать разную направленность. В сексологической практике используется специальный тест, позволяющий произвести подсчёт полученных данных.
Если большинство брачных факторов имеют положительную направленность, способствуя укреплению семьи, брачный потенциал характеризуется положительным индексом; если же преобладают факторы отрицательные, направленные на распад союза, то брачный потенциал имеет отрицательный индекс.
Вывод: Сегодня в обществе ощущается острая потребность в гармонизации человеческих отношений, и реализация их начинается в семье, среди своих близких. Чувства, настроения, воля супругов активно влияют на достижение семейной гармонии.
Брачно-семейная адаптация – процесс взаимной адаптации, происходящий между супругами в течение нескольких лет после заключения брака. Этот процесс многофункционален и многоаспектен, так как включает в себя адаптацию: к брачным ролям, новым обязанностям, новому укладу жизни; к характеру, темпераменту и другим индивидуальным психологическим особенностям партнера; к системе ценностей партнера; к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни партнера; сексуальную адаптацию.
С созданием семьи у каждого из супругов появляется своя роль в семье. Роль – это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Существует три вида распределения ролей в семье: централистский (или авторитарный) — во главе один из супругов, решающий основные вопросы в семье; автономный — муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга; демократический — управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере. Современная модель распределения ролей в семье предусматривает равноправие супругов как в отношении принятия решений, так и в плане воспитания подрастающего поколения.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф