1 2
Глава 2 Разработка направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия ИП «Матвеев В.В.»
2.1 Общая характеристика предприятия ИП «Матвеев В.В.»
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ИП «Матвеев В.В.».
Индивидуальный предприниматель Матвеев Валерий Витальевич зарегистрирован 16 ноября 2010 года в городе Собинка.
Полное фирменное наименование: Индивидуальный предприниматель «Матвеев В.В.», салон красоты «Лидия»
Юридический адрес: 601204, Владимирская область, город Собинка, улица Димитрова 9.
Салон работает с 9.00 до 19.00 без перерывов и выходных.
Высокий процент продаж можно достичь несколькими путями, а именно: увеличением общего числа потребителей в салоне, увеличение частоты покупок, увеличение числа покупок за одно посещение.
На рисунке 7 представлена структура прибыли в салона красоты «Лидия».
Рисунок 7 — Структура прибыли салона красоты «Ажур», %
Исходя из рисунка видно, что большую часть прибыли салону красоты приносят парикмахерские услуги 60%, также 30% составляет ногтевой сервис и 10% прибыли с продаж.
Увеличение объема продаж товаров и услуг значительно повысит показатели салона такие, как:
- эффективность предоставления услуг;
- рентабельность салона;
- удовлетворительность клиентов;
- имидж предприятия.
В таблице 1 представлены цены на основные услуги в салоне красоты «Лидия» и его прямых конкурентов.
Таблица 2 — Цены на услуги салона красоты «Лидия» и его конкурентов
| Наименование | Лидия | Ажур | Премиум |
| Женская стрижка | 400 | 350 | 350 |
| Мужская стрижка | 300 | 300 | 250 |
| Простое окрашивание | От 800 | От 800 | От 750 |
| Сложное окрашивание | 1200 | 1100 | 1000 |
| Химическая завивка | 1000 | 900 | 900 |
| Прическа | 800 | 900 | 700 |
| Маникюр с покрытием | 750 | — | 700 |
| Маникюр с покрытие + дизайн | 950 | — | 900 |
Таким образом, видно, что в нашем салоне красоты достаточно высокие цены, чем в «Ажуре» и «Премиум», но зато присутствует полный спектр услуг, в отличие от «Ажур».
Один из основных показателей, применяемый при оценке конкурентоспособности является доля рынка. Может быть так, что организация отлично развивается: прибыль растет, темп продаж увеличивается. А доля рынка организации невелика, то перспективы развития бизнеса становятся сомнительными.
Рассмотрим долю рынка салонов красоты и парикмахерских в городе Собинка.
Рисунок 8 — Доля рынка салонов красоты и парикмахерских в городе Собинка, %.
Таким образом, из рис. 8, видно, что «Лидия» занимает большую долю рынка 30%, так как функционирует дольше остальных, «Премиум» занимает 25%, «Ажур» 20%, на «Корону» и «Красотку» приходится по 10% и 5% прочие. Главным конкурентом ИП «Матвеев В.В.» является парикмахерский салон «Ажур», расположенный поблизости, а также «Премиум» и другие.
Затем проведем анализ конкурентов по 5 бальной шкале на основе опроса, где 5-отлично, 4-хорошо, 3-удовлетворительно, 2-неудовлетворительно.
Рисунок 9 — Анализ конкурентов, баллы
Проанализировав основных конкурентов, можно сделать вывод, что у салона красоты «Лидия» очень хорошая реклама, разнообразный ассортимент, но очень высокие цены, по сравнению с конкурентами. «Премиум» привлекателен низкими ценами, а парикмахерская «Ажур» привлекательна атмосферой, ассортиментом и качеством выполнения услуг.
2.2 Ассортиментная политика предприятия ИП «Матвеев В.В.»
Метод ABC позволяет рассортировать список значений на три группы, которые оказывают разное влияние на конечный результат.
Проведем ABC-анализ товарного ассортимента в ИП «Матвеев В.В.».
Первым шагом в проведении этого анализа в таблице 3 перечислим анализируемые позиции и данные о продажах за год (в денежном выражении).
Таблица 3 — Анализируемые позиции и данные о продажах за 2017
Далее в таблице 4 отсортируем данные из таблицы 3 по доходу в порядке убывания.
Таблица 4 — Данные в порядке убывания
По данным таблицы видно, что среди всех услуг большой спрос имеют женские стрижки, маникюр с покрытием + дизайн, а также мужские стрижки.
После того, как вычислили долю выручки в общей сумме выручки, посчитаем долю нарастающим итогом в таблице 5. Для первой позиции она будет неизменна, а для второй – индивидуальная доля плюс доля нарастающим итогом для предыдущей позиции.
Таблица 5 — Накопительная доля
Далее в таблице 6 присвоим каждой позиции ту или иную группу, в зависимости от того, сколько процентов составляет накопительная доля. До 80% — в группу А, до 95% — В, все остальное С.
Таблица 6 — Присвоение группы для каждой позиции
По окончанию анализа можно сделать вывод, что у женской и мужской стрижках, сложного окрашивания и маникюра с дизайном большой спрос, они приносят максимальную прибыль организации, а от химической завивки и причесок можно и вовсе отказаться. Такие услуги, как простое окрашивание и маникюр с покрытием, также важны для компании, они обеспечивают стабильную прибыль.
Затем проанализируем ассортимент ИП «Матвеев В.В.» методом Маркон. Данный метод может применяться тогда, когда есть необходимость разработки типовых предложений для той или иной ассортиментной группы, а также при принятии управленческих решений по ассортименту предприятия в целом.
Первым этапом в методе Маркона является формирование базы данных. Рассмотрим первое полугодие 2017 года. В 7 таблице представлены ассортиментные позиции данной группы, а также цена, переменные затраты, количество проданных единиц, маржинальный доход, валовая маржа на единицу продукции, а также доля валовой маржи для каждой позиции и их средневзвешенные значения.
Таблица 7 — База данных ассортимента за первое полугодие 2017 года
Далее в 8 таблице рассмотрим второе полугодие 2017 года. (база данных для ассортимента услуг)
Таблица 8 — База данных ассортимента за второе полугодие 2017 года
Вторым этапом матрицы Маркон является определение двоичных кодов, которые характеризуют экономический результат каждого артикула. Каждой ассортиментной позиции присваивается двоичный код (Q, P, C, MCA, MCU, MCI), относительно средневзвешенного значения. Если результат превосходит средневзвешенное значение, то присваивается 1, а если не превосходит, тогда 0. В таблице 8 распределим двоичные коды за оба полугодия.
Таблица 9 — Двоичные коды ассортимента за два полугодия 2017
Далее в таблице 10 строим матрицу Маркон, которая является выражением статической картины ассортимента услуг ИП «Матвеев В.В.» 1-е полугодие 2017.
Таблица 10 — Значение ячеек матрицы Маркон за 1-е полугодие 2017
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что женская и мужская стрижки являются стабильными услугами и приносят основную прибыль предприятию. Сложное окрашивание (колорирование, омбре, шатуш, балаяж, тонирование, обесцвечивание, декапирование) и маникюры пользуются ограниченным спросом. Товары и услуги, занимающие данную позицию, являются элитными. Они обладают высокими ценами. Простое окрашивание (окрашивание корней, окрашивание в один тон и мелирование), химическая завивка и прически не приносят значительной выручки предприятию, данные услуги нужны для разнообразия ассортимента.
Далее в таблице 11 строим матрицу Маркон, которая является выражением статической картины ассортимента услуг ИП «Матвеев В.В.» 2-е полугодие 2017.
Таблица 11 — Значение ячеек матрицы Маркон за второе полугодие 2017
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что студия красоты «Лидия» работает недостаточно эффективно, так как выручка не очень большая и основная ее часть уходит на приобретение новых материалов. Поэтому следует уделить внимание расширению ассортимента, как для повышения экономической деятельности предприятия, так и для завоевания симпатии потребителей.
2.3 Пути совершенствования ассортиментной политики предприятия ИП «Матвеев В.В.»
Целью ассортиментной политики является удовлетворение запросов потребителей путем совершенствования и расширения товаров, использование новых методов работы и услуг для посетителей, что приведет к обеспечению максимальной эффективности предприятия. В таблице 12 рассмотрим основные мероприятия ассортиментной политики.
Таблица 12 — Мероприятия и показатели эффективности совершенствования ассортиментной политики
При расчете калькуляции используют группировку затрат по статьям калькуляции, благодаря чему производится расчет стоимости единицы выпускаемой продукции. Лучше всего производить расчет методом сопоставимой контролируемой цены, которая устанавливается на основании стоимости услуг, предоставляемые фирмами конкурентами.
Затраты на реализацию солярия и педикюра в год, представлены в таблице 13.
Таблица 13 — Затраты на реализацию солярия и педикюра
Таким образом, общие расходы на реализацию солярия и педикюра составили 601 349 руб. Стоимость одной минуты солярия составила 8.6 рублей, а стоимость одной услуги педикюра 832.2 рубля.
Основная задача ассортиментной стратегии является повышение экономической эффективности бизнеса в целом. В данном случае можно предложить расширение ассортимента услуг. Такая политика ограждает предприятие от внезапного снижения спроса на один вид товара или от кризисных ситуаций в конкретных областях.
Введем новые виды услуг такие, как солярий и педикюр. Будем реализовывать вертикальный солярий, так как главное его преимущество заключается в гигиеничности процедуры (в капсуле человек практически не касается поверхностей, что исключено в горизонтальной установке). Обычно в вертикальных соляриях установлены более мощные лампы, что позволяет эффективно загорать за меньшее количество минут.
Педикюр, в свою очередь, заключается не только в окрашивании ногтей. Это целая система по уходу за ногтями и ступнями. Регулярный педикюр является залогом здорового состояния ногтей и кожей пальцев и ступней.
Для начала рассчитаем их годовой объем.
В день можно успеть сделать 3 педикюра, если учитывать то, что будут работать два мастера с графиком 2/2, то за месяц можно сделать 90 педикюров, а за год 1080. Так как в г.Собинка есть только одно место, где делают педикюр, спрос на него высокий.
Далее рассчитаем солярий. Учитывая то, что после каждого клиента он проветривается, то в день максимальная нагрузка солярия составляет 400 минут, в месяц 12 500 минут, а в год 145 800 минут.
Один абонемент равен 100 минут, одна минута стоит 12 рублей.
Рисунок 9 — Население г.Собинка, %
Так как данными видами услуг в основном пользуется женский пол в возрасте от 16 до 60 лет. Население Владимирской области составляет 1 405 613 человек, из них 423 500 человек женского пола от 16 до 60 лет, что составляет 30.1% от населения данной области. Население г.Собинки составляет 18 059 человек, из них 44% мужчины, 56% женщины, и так как 10116 из них женщин, то на данную категорию приходится 3044 людей женского пола в возрасте от 16 до 60 лет.
Исходя из этого, за год возьмем 450 абонементов в солярий и 450 педикюров.
Затем составим ABC-анализ уже с этими видами услуг.
В таблице 14 проведем прогноз на 2018 год методом ABC-анализа.
Таблица 14 — Анализируемые позиции и данные о продажах за 2018
Далее в таблице 15 отсортируем данные из таблицы 13 по доходу в порядке убывания
Таблица 15 — Данные в порядке убывания
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что большую долю выручки составляют введенные услуги, такие как солярий 19% и педикюр 17%.
Посчитаем долю нарастающим итогом в таблице 16. Для первой позиции она будет неизменна, а для второй – индивидуальная доля плюс доля нарастающим итогом для предыдущей позиции.
Таблица 16 — Накопительная доля
Далее в таблице 17 присваиваем каждой позиции ту или иную группу, в зависимости от того, сколько процентов составляет накопительная доля. До 80% — в группу А, до 95% — В, все остальное С.
Таблица 17 — Присвоение группы для каждой позиции
Таким образом, можно сделать вывод, что в группу А у нас попали солярий, педикюр, женская стрижка, а также маникюр с покрытием + дизайн. Данные виды услуг занимают немалую долю услуг и будут приносить основную выручку предприятию.
В таблице 18 проанализируем ассортимент ИП Матвеев В.В. методом Маркона с новыми видами услуг.
Таблица 18 – Прогноз ассортимента услуг на 2-е полугодие 2019
Далее в таблице 19 присваиваем двоичные коды
Таблица 19 — Двоичные коды
Далее в таблице 20 строим матрицу Маркон, которая является прогнозом ассортимента услуг ИП «Матвеев В.В.» 2-е полугодие 2019.
Таблица 20 — Значение ячеек матрицы Маркон на 2-е полугодие 2019
Исходя из таблицы 19, можно сделать вывод, что новые введенные услуги будут приносить основную прибыль предприятию, так как в г.Собинка нет салонов с услугами педикюра, а спрос в летний период времени на него большой.
Услуги солярия также будут пользоваться спросом, так как загар можно обрести в любое время, независимо от погоды. А также женская и мужская стрижки являются стабильными в студии красоты «Лидия». Маникюр с покрытием + дизайн является элитной услугой, но спрос на него небольшой из за достаточно высокой цены. Простое и сложное окрашивания не приносят основной прибыли, но вносят разнообразие в ассортимент, а химические завивки и прически можно исключить из прейскуранта.
Рассмотрим общее влияние осуществления деятельности по внедрению новых услуг на общие результаты деятельности ИП Матвеев В.В. в таблице 21, составим прогноз деятельности предприятия на 2019 год, с учетом увеличения выручки предприятия.
Таблица 21 — Результаты производственной деятельности ИП Матвеев В.В.
Выводы по главе 2
Таким образом, по прогнозу на 2019 год выручка увеличится на 990 000 руб. Исходя из того, что на педикюр стоит взять мастера с образованием, увеличилась заработная плата рабочих, страховые взносы и премии на прогноз 2019 год. Чистая прибыль в ИП Матвеев В.В. на 2019 год составит 1 015 989 рублей, что на 473 142 рубля больше, чем в 2018 году.
Рассчитаем показатели рентабельности студии красоты «Лидия». Для этого чистую прибыль поделим на выручку и умножим на 100%.
R2017=542 847/1 852 500*100%=29.3%
R2018= 1 015 989/2 842 500*100%=35.7%
Рентабельность продаж в 2018 году увеличилась на 6.4%, что говорит об увеличении объема продаж.
Исходя из показателей данной деятельности предприятия, можно сделать вывод, что эффективность производственной деятельности ИП Матвеев В.В. увеличится, что характеризует целесообразность ввода новых услуг, такие как солярий и педикюр, что повысит финансовую устойчивость нашего предприятия.
Заключение
Ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии предприятия и представляет собой эффективное установление оптимальной номенклатуры изготовляемых и реализуемых товаров.
Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для того, чтобы определить условия безубыточной деятельности фирмы, а также управления объемом прибыли для оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Проблема эффективного планирования товарного ассортимента на предприятиях является очень актуальной в настоящее время. Это напрямую связано с конкуренцией на рынке. Товарный ассортимент должен полностью соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории. Это важный элемент маркетинговой деятельности любого предприятия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является студия красоты «Лидия».
В ходе работы был проведен анализ и дана оценка имущественного состояния и финансовых результатов ИП Матвеев В.В. Студия красоты «Лидия» была зарегистрирована 16 ноября 2010 года. Эта организация была открыта, как салон, предоставляющий парикмахерские услуги и услуги ногтевого сервиса, чем компания и занимается на сегодняшний день.
В данной работе были выполнены следующие задачи:
- Были рассмотрены теоретические аспекты ассортиментной политики;
- Изучены методы анализа ассортиментной политики предприятия;
- Проведены анализы ассортиментной политики предприятия ИП Матвеев В.В.;
- Выявлены недостатки предприятия ИП Матвеев В.В.;
- Предложены мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики ИП Матвеев В.В.
Анализ ассортимента услуг ИП Матвеев В.В. показал, что организация работает не достаточно эффективно, так как выручка не очень большая и основная ее часть уходит на приобретение новых материалов.
Целевыми ассортиментными услугами являются женские и мужские стрижки, маникюр с покрытием + дизайн, а также сложное окрашивание.
Для увеличения прибыли и поддержания стабильной работы предприятия в перспективе необходимо постоянно проводить анализ и оценку деятельности предприятия в различных аспектах.
В выпускной квалификационной работе для повышения эффективности предприятия предложено ввести новые виды услуг, такие как солярий и педикюр.
Выручка предприятия по прогнозу на 2019 год увеличилась на 990 000 рублей, что составило 2 842 500 рублей.
Были рассчитаны такие показатели, которые характеризуют финансовую деятельность предприятия, а также выявлены существующие проблемы, недостатки в работе предприятия. Анализ финансового состояния производился на основании отчетности за 2018 год.
Библиографический список
Специальная литература
- Акулич М. Формирование, оптимизация товарного ассортимента и управление им. Предприятие розничной торговли, интернет-магазины. – Litres, 2018. № – с.5.
- Ахтулова Л.Н. и др. Особенности процесса принятия управленческих решений в организации // Омский научный вестник. – 2014 — № – с.2.
- Бузмакова Е. Е. Зависимость количества салонов красоты от экономических и социальных факторов в регионах РФ //Контентус. – 2016. – №. 1. – С. 199.
- Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. 2-е изд.- «Издательский дом» «Питер». 2014. – с.8.
- Бунчиков О. Н., Баранова И. В., Сидоренкова П. А. Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятий косметической сферы //Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения. – 2017. – С. 13.
- Данильченко Ю. В., Осипова Е. А., Павловец Н. А. Методы анализа ассортимента в формировании товарной стратегии предприятия //Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2017. – С. 105.
- Демина Н. В., Чахчахов А. А. Сущность и содержание ассортиментной политики в розничной торговле //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – №. 4-1. – С. 56.
- Дюженкова Н. В., Соловьева А. Ю. Сравнительный анализ регионального рынка индустрии красоты //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2016. – №. 5-5. – С. 126.
- Егорушкина Т. Н., Швецов С. А. Глава 20. Предложения по разработке рекламной стратегии и системы управления рекламной деятельностью предприятия сферы услуг //Оглавление. – 2018. – С. 232.
- Катаева Н. Н. Качественный метод оценки эффективности маркетинговой деятельности //Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №. 5. – С. 42.
- Кашкирова И. А., Зиятдинова В. В. Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики предприятия на основе метода «Маркон» //Экономика и предпринимательство. – 2017. – №. 1. – С. 660.
- Колтуненко К. В. Особенности маркетинговых коммуникаций в beauty-индустрии //Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 2.—Екатеринбург, 2016. – 2016. – С. 61.
- Кочегарова О.С., Лажаунинкас Ю.В. АВС-анализ как средство оптимизации решения задач прикладной статистики //Science of Krasnoyarsk/Nauka Krasnoyar’ya. – 2016. – с.31.
- Малахова А. А. Тенденции развития рынка салонов красоты в России //Постулат. – 2017. – №.
- Нефедов Ю. В., Родин А. Ю. Построение методики оценки малого бизнеса и управления его стоимостью (на примере салонов красоты) //Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2015. – №. 8.
- Попова Н. Н. Управление рекламной деятельностью современного предприятия //ББК 65.26 Н 72 Редакционная коллегия: Юсупов РГ, доктор исторических наук; Ванесян АС, доктор медицинских наук. – 2017. – С. 124.
- Репичев А. И., Зверева Г. П. Исследование товарного ассортимента предприятия АПК //Экономика и предпринимательство. – 2015. – №. 2. – С. 483.
- Роздольская И. В. и др. Маркетинговые технологии и интенции продвижения продукции организации //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – №. 1. – С. 33-44.
- Ромашко А.Д. Совершенствоввние ассортиментной политики розничного товарного предприятия: — Южно — Уральский государственный университет, 2016. – с.13.
- Сурай Н. М., Ковалева И. В. Механизм формирования и управления товарным ассортиментом //Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2015. – №. 8 с.130.
- Сысолятин А. В. Методы анализа товарной политики компании //Nauka-Rastudent. ru. – 2015. – №. 4. – С. 15.
- Татаринова Е. Д., Наумов А. А., Баженов Р. И. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе ABC-XYZ-анализа //Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – №. 2. – С. 112-122.
- Черемисина И. А., Баженов Р. И. Совершенствование ассортимента товаров продовольственного магазина на основе классического ABC-анализа //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №. 3. – С. 196.
- Чибисова Е. И. Экономическая сущность товарной политики и анализ ассортиментного ряда //Альманах мировой науки. – 2017. – №. 3. – С. 82.
- Шарков Ф. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. – Litres, 2017.
- Шахова М.А. Сущность и значение товарной политики предприятия// Современное состояние и перспективы развития научной мысли. – 2016. – с.180.
- Подопригора М. Г., Губа В. В. Стратегический маркетинг в сфере услуг //Фундаментальные исследования. – 2016. – Т. 2. – №.
- Петрова С. Ю. Разработка информационной системы салона красоты //Наука и Мир. – 2015. – Т. 1. – №. – С. 78.
Электронные ресурсы:
- Румянцева Е. Е. Инновационная стратегия экономического развития. – Directmedia, 2016. URL: https://bookmix.ru/book.phtml?id=2244743 (Дата обращения 31.05.2018).
- URL:HYPERLINK»https://studme.org/1261111020847/marketing/protsess_razrabotki_novogo_tovara»tovara (Дата обращения 26.05.2018).
- https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения: 10.06.2018)
- URL:HYPERLINK «http://dejuredefacto.ru/poleznaya-informatsiya/articles/analiz-konkurentov-salona-krasoti/»/ (Дата обращения 06.06.2018)
1 2
