1 2
Оглавление
Ведение
Глава 1. Анализ научно-методической литературы
1.1. Физическая подготовленность юных волейболистов и ее влияние на техническое и тактическое мастерство
1.2. Роль и значение быстроты в подготовке юных волейболистов
1.3. Методика воспитания скоростных качеств у юных волейболистов
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Разработка методики развития скоростных способностей у юных волейболистов 11-12 лет в ГНП
3.2. Оценка эффективности разработанной методики развития скоростных способностей у юных волейболистов 11-12 лет в ГНП
Выводы
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. Разработка проблемы подготовки спортивного резерва в волейболе, прежде всего, направлена на решение вопросов совершенствования основных компонентов тренировочного процесса. В системе многолетней подготовки волейболистов к настоящему времени накоплен достаточно большой объём научно-методической информации, позволяющей рационализировать методику тренировки. Однако, механизмы и технологии внедрения новаций разработаны недостаточно (А.В. Ивойлов, 2000). Действующие учебные программы для детско-юношеских спортивных школ по волейболу дают лишь общие рекомендации по тренировочному процессу. Особенно это характерно для этапа начальной подготовки волейболистов. Следует сказать, что нуждаются в уточнении отдельные положения науки о морфофункциональных особенностях юных волейболистов (А.В. Суханов, 2012)., а также концепции сенситивных периодов в возрастной динамике их двигательных качеств (В.М.Алферов, 2012).
По мнению автора Беляева А.В. (2002)., эффективность спортивной тренировки, как в многолетнем плане, так и в более короткие промежутки времени, вплоть до недельного цикла и отдельного занятия, будет более высокой, если акценты тренирующих воздействий будут совпадать по характеру с естественными ускорениями в развитии отдельных элементов и структур моторики и текущем состоянием ее систем. Наблюдения за тренировочным процессом юных волейболистов зачастую свидетельствуют, о том, что занятия носят однообразный характер. В основе этого, возможно, лежит отсутствие научно-обоснованных рекомендаций, показывающих эффективность применения современных методов распределения нагрузки в одном отдельном тренировочном занятии или микроцикле.
Знание закономерности распределения объема, структуры и динамики нагрузок в сопоставлении их как с соревновательной деятельностью, а также с показателями функциональной подготовленности, могут быть именно теми элементами научно-информационного обеспечения, которые позволяют наиболее эффективно решать задачи планирования и коррекции процесса подготовки волейболистов различного возраста и квалификации (А.В. Суханов, 2012)., (В.М. Алферов, 2012).
Таким образом, подготовка юных волейболистов должна строиться с учетом тенденции развития современного волейбола. Это, во-первых, возрастание интенсивности игры, увеличение числа игровых двигательных действий, ведение игры в условиях острого дефицита времени и пространства. Во-вторых, высокая эффективность игровых действий во многом определяется не только быстротой их выполнения, а зачастую нестандартностью и непредсказуемостью приемов игры.
В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры. Специальная быстрота волейболиста – это способность игрока выполнять с требуемой, обычно очень большой скоростью технические приемы, способы и отдельные действия (А.Б. Донченко, 2002)., (А.А. Кривошеин, 2004).
Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия партнеров и соперников, а также определить направления полета мяча и реагировать на них соответствующим образом (К.К. Марков, 2004).
Многолетняя практика показывает, что воспитание быстроты движений в зрелом возрасте чрезвычайно сложный и малоэффективный процесс. Наиболее благоприятны для этого детские и юношеские годы (А.Б. Донченко, 2002).
Проблема скоростной подготовки юных волейболистов разработана недостаточно и практически требует научного подхода при изучении не только динамики данного физического качества, его структуры, но и методики воспитания в зависимости от возраста и пола. Результаты исследования уровня возрастной подготовки юных волейболистов свидетельствует, что все без исключения показатели скоростных качеств, характеризующие различные формы проявления быстроты у девочек и мальчиков в период от 10 до 17 лет, изменяются с естественным развитием организма и его систем, а вот темпы прироста отдельных показателей различны (А.Б. Донченко, 2002). Возрастающие требования к воспитанию быстроты у волейболистов 11-12-летнего возраста делают тему исследования актуальной.
Несмотря на достаточно большое количество научных исследований в области волейбола, вопросы применения оптимального соотношения средств общей физической подготовки, адекватного функциональному состоянию и особенностям возрастного развития юных спортсменов, остаются малоизученными и нуждаются в дополнительной разработке.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс у юных волейболистов на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования – методика развития скоростно и скоростно-силовых способностей юных волейболистов 11-12-летнего возраста на этапе начальной подготовки.
В качестве гипотезы исследования послужило предположение о том, что применение разработанной методики развитие скоростных и скоростно-силовых способностей позволит повысить уровень общей физической подготовленности юных волейболистов и будет способствовать успешному овладению техники и тактики игры в волейбол.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные комплексы упражнений на развитие скоростно-силовых способностей позволят повысить эффективность тренировочного процесса у юных волейболистов ДЮСШ, спортивных клубов.
Теоретическая значимость: Полученные данные дополняют знания в области теории и методики подготовки волейболистов, предоставляя новые знания о методике развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов.
Глава 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Физическая подготовленность юных волейболистов и ее влияние на техническое и тактическое мастерство
Спортивная работоспособность обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическая подготовка. Она направлена на физическое совершенствование организма в целом и на избирательное совершенствование тех мышечных групп и вегетативных функций, которые обеспечивают высокий уровень специальной работоспособности. Многообразие и качественное различие двигательных способностей определяется:
— морфологическими особенностями двигательного аппарата в целом и особенностями рабочих мышц (телосложением, мышечной топографией, композицией мышечных волокон, строением и размерами сердца и других внутренних органов);
— характером энергетического обеспечения, т.е. преимущественной степенью участия аэробных и анаэробных процессов в ресинтезе АТФ и суммарным энергетическим потенциалом (количеством субстратов ресинтеза АТФ – креатинфосфата, гликогена, жиров, активностью ферментов);
— особенностями нейрогуморальной регуляции (силой, подвижностью и балансом нервных процессов, свойствами нервных анализаторов, характером иннервации мышц, уровня секреции гормонов);
— средствами и методами развития двигательных способностей (двигательные способности развиваются только в определенных двигательных режимах);
— возрастной гетерохронностью развития (т.е. несовпадением возрастов и максимальных темпов прироста у различных двигательных способностей).
Физическая подготовка выступает как процесс целенаправленного развития физических качеств в формировании специфической структуры технической и тактической подготовки.
Физическая подготовка – важнейший раздел в учебно-тренировочном процессе, которая неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием и укреплением здоровья. Она делится на общую и специальную, которые, в учебно-тренировочном процессе органически связаны между собой (Е.В. Талага, 2001).
Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, она улучшает физические качества и двигательные возможности спортсменов, решает запас движений, что в свою очередь способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков. Данная подготовка юных волейболистов строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с специально – подготовительных упражнений на основные и собственно-соревновательные. В качестве средств широко используются самые разнообразные упражнения из других видов спорта, а также подвижные и спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, водное поло).
Специальная физическая подготовка волейболиста направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма специфичных для данного вида спорта (Н.А. Масальгин, 2001).
Деятельность волейболистов характеризуется постоянной сменой интенсивности в процессе соревновательной деятельности, мышечная работа высокой интенсивности чередуется с периодами пониженной активности и относительного покоя. Ускорения, рывки, прыжки чередуются с ходьбой, остановками которые выполняются с изменением направления, ритма и темпа движения. Такая деятельность связана с осуществлением определенных нагрузок, которая сопровождается значительными функциональными сдвигами в протекании вегетативных процессов, в первую очередь обмена веществ, дыхания и кровообращения (А.Б Донченко, 2002).
С помощью специальных упражнений, преимущественно направленных на развитие определенных физических качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов. Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами. В занятиях по специально физической подготовке чаще всего применяют повторный, интервальный, переменный, игровой и соревновательный методы (Ю.Д. Железняк, 2002).
В годичном тренировочном цикле рекомендуется вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. С возрастом и повышением мастерства доля общей физической подготовки уменьшается, а специальной увеличивается. Однако на отдельных этапах годичного цикла у волейболистов старших возрастных групп возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема средств общей физической подготовки (2:1, 2:2, 1:2). В процессе многолетних занятий волейболом соотношение общей и специально физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства (Ю.Д. Железняк, 2005).
В практике подготовки юношей волейболистов особое место отводят ловкости, скоростно-силовым качествам, силе, быстроте, выносливости и гибкости. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определенных физических качеств с целью их усиления или доведения до нужного уровня. Также экспериментально показано, что прочность освоения приемов владения мячом во многом зависит от уровня развития физических качеств.
Возрастные особенности среднего школьного возраста позволяют воздействовать на развитие, прежде всего таких качеств, как ловкость, гибкость, сила, быстрота, скоростно-силовые, выносливость. Организм подростка, с одной стороны, позволяет значительно увеличить физические нагрузки, а с другой – требует предоставления ему достаточного перерыва для восстановления после продолжительных нагрузок. Особое внимание заслуживают нагрузки на совершенствование силовых способностей и выносливости.
В целом физическая подготовка юных волейболистов должна быть направлена, прежде всего, на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышения возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной системы, всестороннее развитие двигательных качеств, координационных способностей (А.В. Беляев, 2002).
Высокий уровень физической подготовленности, достигнутый в процессе многолетней тренировки, позволяет более эффективно решать задачи технико-тактической подготовки и является необходимой предпосылкой и основой для достижения высоких и стабильных спортивных результатов в дальнейшем.
1.2. Роль и значение быстроты в подготовке юных волейболистов
Быстрота волейболиста проявляется в способности выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени. Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного движения и максимальной частотой движений. Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата волейболистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных волокон, реактивностью мышц, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных способностей волейболистов и их техническое мастерство.
Быстрота движений зависит в большей степени от энергетических возможностей организма: содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). Наибольшее практическое значение для футболистов имеет скорость целостных двигательных актов (перемещения в защите и нападении, передача мяча, нападающий удар), а не элементарные формы проявления быстроты (Ю.И. Жуков, 2000).
При изучении скоростной подготовленности волейболистов были выделены состав и структура скоростных качеств, включающие следующие виды их проявления: быстрота простой и сложной двигательной реакции, стартовая скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приемов игры, быстрота перехода от одного действия к другому (С.К. Шляпников, 2011).
Скоростные способности волейболиста в игре определяют скорость передвижения на площадке, быстрота мышления и быстрота работы с мячом. Скорость перемещения игрока зависит от того, насколько он способен стартовать, разгоняться после старта, набирать абсолютную скорость, выполнять рывково-тормозные действия, переключаться от одного действия к другому.
Стартовать волейболисту приходится как в простых, так и в сложных игровых ситуациях. Старт, в простой ситуации чаще всего выполняются при приеме подачи противника, приеме нападающего удара, выполнении нападающего удара. Для отработки стартов в простых ситуациях применяют упражнения, способствующие увеличению «взрывной» силы ног: рывки на короткие отрезки, прыжки толчком одной и обеих ног.
Старт, в сложной ситуации отличается тем, что волейболист начинает движение после решения нескольких задачи выбора конкретного плана действия. Времени на его выполнение уходит в несколько раз больше, чем на старт в простой ситуации. Например, старт игрока защитника после выполнения скидки нападающим противника на свободное место для приема мяча с последующей оценкой им игровой ситуации. следовала нацеленная передача и тем самым создалась угроза завоевания очка. Однако, скорость старта в приведенном примере зависит от времени на принятия решения о подключении для приема мяча и от времени реакции на движущейся объект (мяч), а также от «взрывной» силы ног. Все рассматриваемые компоненты старта в сложной ситуации поддаются тренировке. Для этого необходимо подбирать упражнения, способствующие сокращению времени сложной двигательной реакции: рывки по сигналу на начало движения объекта (передача, нападающий удар, скидка мяча и др.), игровые упражнения с мячом, спортивные и подвижные игры (К.К. Марков, 2004).
Стартовый разгон зависит от способности волейболиста быстро набирать скорость на дистанции, что обеспечивается за счет частоты движений ног. За счет длинны шагов и времени отталкивания. Согласно научным данным частота движений ног менее поддается тренировки, чем два остальных компонента. Поэтому больше внимания целесообразно уделять упражнениям, способствующим увеличению длинны шага и уменьшению времени отталкивания. В качестве средств используют упражнения скоростно-силового характера.
Скорость рывково-тормозных действий, характеризующаяся способностью волейболиста быстро менять направление движения, зависит то работы мышц ног в уступающем и преодолевающем режиме. Для тренировки необходимы упражнения в прыжках и в беге с изменением направления движения (А.В. Суханов, 2012).
Скорость выполнения технических приемов в игровой обстановке зависит не только от линейной скорости передвижения волейболиста, но и от способности быстро оценивать обстановку принимать решение. Следовательно, качество скоростных действий с мячом определяется уровнем развития физических качеств волейболиста, быстротой мышления и скоростью переключения от одного действия к другому. Все три названных компонента взаимосвязаны и совершенствуются комплексно на протяжении всех этапов подготовки юных волейболистов.
Однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств в игровой деятельности, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.
Скоростные качества человека находятся в тесной взаимосвязи с возрастом, основной сенситивный период в развитии элементарных форм быстроты является до 14-17 лет, прирост скорости в последующие годы осуществляется за счет повышения силы мышц, увеличения мощности и емкости анаэробных механизмов энергообеспечения и совершенствования техники движений и т.д. (К.К. Марков, 2004).
1.3. Методика воспитания скоростных качеств у юных волейболистов
Под быстротой понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом предполагается. что выполнение задания длится небольшое время и утомление не наступает.
В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры.
Специальная быстрота волейболиста — это способность игрока выполнять с требуемой, обычно очень большой, скоростью технические приемы, способы и отдельные действия.
Формами проявления специальной быстроты в волейболе являются:
— способность к быстрому реагированию на мяч, действия партнеров и соперников;
— способность к быстрому началу движений;
— способность к быстрому выполнению технических приемов и их элементов;
— способность к быстроте перемещений.
Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия партнеров и соперников, а также определить направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом.
К быстроте начала движения можно отнести стартовое ускорение игрока.
Быстрота выполнения технических приемов и элементов характеризуется максимальной скоростью бьющей руки при выполнении нападающего удара и т.д.
Быстрота перемещения зависит от способности игрока максимально быстро преодолевать отрезки от 3 до 15 м, а также преодолевать небольшие отрезки с изменением направления.
Специальная быстрота, особенно максимальная, чрезвычайно специфична. При этом следует отметить, что все случаи проявления быстроты определяются сочетанием предложенных форм, и в практике обычно имеет место комплексное проявление быстроты. Известно, что быстрота в различных видах имеет свою специфику. В волейболе она обусловлена тем, что проявление ее происходит в непрерывно изменяющихся ситуациях, с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов — помех. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакции с выбором и реакции на движущийся мяч, неоднократные стартовые ускорения для выполнения нападающего удара, блока и передачи, а также ускорения со сменой направления перемещения при приеме мяча в защите и, наконец, выполнение технических приемов игры и осуществление тактических комбинаций в максимально быстром темпе.
Многолетняя практика показывает, что воспитание быстроты движений в зрелом возрасте чрезвычайно сложный и малоэффективный процесс. Наиболее благоприятны для этого детские и юношеские годы.
Проблема скоростной подготовки юных волейболистов разработана недостаточно и практически требует научного подхода при изучении не только динамики данного физического качества, его структуры, но и методики воспитания в зависимости от возраста и пола.
Результаты исследования уровня скоростной подготовленности юных волейболистов свидетельствуют, что все без исключения показатели скоростных качеств, характеризующие различные формы проявления быстроты у девочек и мальчиков в период от 10 до 17 лет, изменяются с естественным развитием организма и его систем, а вот темпы прироста отдельных показателей различны.
Наибольшие сдвиги отмечаются в развитии стартовой реакции, время которой в период от 10 до 13 лет уменьшается у девочек на 3,4%, у мальчиков на 6,6%. Далее этот показатель стабилизируется. Таким образом, наиболее высокий темп развития зрительной моторной реакции у волейболистов отмечается в возрасте 10-13 лет.
Что же касается скоростной подготовленности юных волейболистов и волейболисток, то следует отметить, что наилучшим периодом для воспитания качества быстроты у волейболистов является возраст до 14 лет, затем улучшение этого качества замедляется. Таким образом, наиболее благоприятные периоды развития быстроты у юных волейболистов можно считать от 10 до 14 лет и от 16 до 18 лет. В период от 14 до 16 лет происходит ухудшение показателей у девочек-волейболисток.
На основании выше изложенного можно констатировать, что у юных волейболистов (как у девочек, так и у мальчиков) происходит неравномерное развитие скоростных качеств. Отдельные показатели этого физического качества уже в детском возрасте достигают величин, приближающихся к показателям взрослых. Так, скоростные показатели юных волейболистов 14 лет составляют 80% от аналогичных показателей мастеров спорта. Бурные темпы развития быстроты у юных волейболистов объясняются высокой пластичностью их организма, подвижностью нервных процессов, относительной легкостью образования условно рефлекторных связей. Результаты исследований говорят о том, что организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам, и поэтому период этот является благоприятным для развития быстроты и скорости. Важно не упустить эти возможности. Целенаправленный тренировочный процесс позволит в значительной мере уменьшить возрастные задержки в развитии быстроты на отдельных этапах подготовки юных волейболистов.
Одним из очень важных моментов развития быстроты является воспитание быстроты реакции. Различают простую и сложную реакцию. При воспитании простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации, например, изменение направления движения по сигналу, выход под мяч (с последующим приемом или передачей), который бросает тренер в разных направлениях и т.д.
Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассматривать на примере двух сложных реакций:
— на движущийся объект;
— реакции выбора.
Первый наиболее типичен для спортивных игр и в том числе для волейбола. Так, например, волейболист во время приема мяча должен увидеть мяч, определить направление и скорость его полета, выбрать план дальнейших действий, начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 с.
Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета (мяча) глазами. Таким образом, основное значение имеет умение видеть предмет, перемещающийся с большой скоростью и следить за ним. Развитию именно этой способности и необходимо уделять особое внимание. Для этого в тренировочном процессе тренеру надо применять упражнения, игры с реакцией на движущийся предмет. В этом случае очень полезны различные игры с маленькими мячами (детскими, теннисными и т.д.). Здесь приобретает большое значение умение предугадывать направление и скорость полета мяча по действию партнеров или соперников во время игры (А.Б Донченко, 2002).
Точность ответного действия на движущийся мяч совершенствуется параллельно с развитием быстроты реакции. Волейболистам следует объяснить, что выполнение ответных действий должно как бы опережать движущийся мяч (выбор места, ответного действия и т.д.). Реакция выбора связана с выбором нужного (самого рационального в каждом конкретном случае) двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнеров и соперников.
Тренерам в своей работе при совершенствовании реакции выбора необходимо менять условия игры и внешние условия выполнения. Как уже говорилось, наиболее благоприятным периодом воспитания и совершенствования быстроты реакции являются группы начальной подготовки.
В занятиях с волейболистами до 12 лет быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений.
С целью воспитания быстроты на начальном этапе подготовки применяется комплексный метод тренировки, включающий подвижные и спортивные игры, игровые упражнения (эстафеты), а также комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на воспитание быстроты.
Приведем один из комплексов специальных подготовительных упражнений, способствующих воспитанию быстроты: бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий) 2-3 серии по 10-25 раз в одну серию, ускорение из различных стартовых положений на небольшие отрезки (3, 6, 9 м), «челночный бег» 4-6 раз 2×3, 2×6, 2×9, бег приставными, скрестными шагами и т.д. (В.М. Алферов, 2012).
Эффективными средствами воспитания быстроты на данном этапе спортивной подготовки являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Дети этого возраста отличаются особой увлеченностью подвижными играми, содержание и форма которых при большой вариативности игровых ситуаций наиболее богаты возможностями для развития у играющих быстрых, расчетливых действий. Упражнения с применением элементов игры становятся более привлекательными для детей, более эмоциональными и поэтому выполняются с полной мобилизацией двигательных способностей. В качестве примера можно предложить следующие игры:
«Вызов номеров» — играющие делятся на две команды и выстраиваются или в шеренги лицом в одну сторону на одной линии, или в колонну по одному. На расстоянии от 3 до 9 м. от линии построения играющих чертится финишная линия. Игроки рассчитываются по порядку номеров в каждой шеренге (колонне) команде. Тренер вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему первым к финишной линии записывается выигрышное очко. Если играющие стоят в шеренгах, то можно менять исходное положение — сидя, лежа, стоя спиной к финишной линии и т.д.
«День и ночь» — игра проводится на волейбольной площадке при снятой сетке. От средней линии на расстоянии 1-1,5 м чертятся две параллельные линии, это место расположения играющих. За лицевой линией площадки находятся «дома». Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим «домам». Таким образом, они стоят спиной друг к другу. Возможны и другие исходные положения (сидя, лежа, одна нога отставлена в сторону и т.д.). Одна команда «день», другая — «ночь». Тренер неожиданно произносит, например, «день». После этого сигнала игроки команды «ночь» убегают в свой «дом», а игроки команды «день» стараются их догнать. Подсчитывается количество осаленных игроков и игра продолжается.
Перед сигналом, чтобы отвлечь внимание играющих, тренер может предложить выполнять различные упражнения и неожиданно произнести: «день» или «ночь».
«Охотники и утки» — игру можно проводить на одной половине площадки от линии нападения до лицевой линии. Играющие делятся на две команды — «охотников» и «уток». «Охотники» выстраиваются за боковыми линиями площадки, разделившись пополам, а «утки» произвольно располагаются в середине прямоугольника. У одного из «охотников» волейбольный мяч. По сигналу тренера «охотники», перебрасывая мяч в различных направлениях, не входя в прямоугольник, стараются «подстрелить уток». Подстреленная «утка» выходит из игры. «Утки», бегая и прыгая внутри прямоугольника, увертываются от мяча. Когда все «утки» будут подстрелены, тренер отмечает, в течение какого времени «охотники» «убили» всех «уток». Игроки меняются местами. Игру можно проводить на время, например, по 3 мин. Игроки, находящиеся внутри прямоугольника, могут ловить мяч и иметь в этом случае одно очко в резерве. В виде изменения можно вместо ловли мяча ввести прием снизу двумя руками и т.д., а также баскетбол, гандбол (по упрощенным правилам) — разрешить игрокам пробежки, двойное ведение и т.д., а можно поставить условие играть вообще без ведения мяча, производя только передачи. Действия игроков в упражнениях, включаемых в игру или эстафету, должны быть близки к быстроте, проявляемой волейболистами: реакция на движущийся объект (мяч, соперник, партнер), высокая стартовая скорость, быстрота перемещения в различных направлениях, быстрота мышления и т.д.
Начиная с 15 лет, как показывает анализ литературных источников, повышение скорости происходит в основном за счет увеличения скоростно-силовых возможностей детей. Можно рекомендовать следующие упражнения: упражнения скоростно-силового характера (прыжки и прыжковые упражнения на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением 10-24 кг в зависимости от возраста, пола и подготовленности юного волейболиста); упражнения с набивными мячами, метания легких снарядов (гранат, камней и т.д.). Но это не значит, что не следует выполнять собственно скоростные упражнения на небольшие отрезки, а также скоростные упражнения в затруднительных условиях (бег в гору, бег с отягощением и др.). (А.В. Ивойлов, 2000).
В группах спортивного совершенствования принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдаются количественные изменения: увеличиваются количество и длина пробегаемых отрезков, растет объем скоростно-силовых упражнений.
При изучении структуры физического качества быстроты не обнаружена взаимосвязь между временем стартовой реакции и временем, показанным юными волейболистами на отдельных отрезках. В связи с этим развитию реакции следует уделять особое внимание при подготовке юных волейболистов. Для воспитания быстроты двигательной реакции на действия внезапных раздражителей, характерных для игровых ситуаций волейбола, необходимо многократно использовать подобные раздражители в учебно-тренировочном процессе. На их появление игроку предлагается реагировать и выполнять ответное действие с максимальной скоростью (перемещение, перемещение и выполнение отдельного технического приема или элемента технического приема, выполнение по сигналу определенного действия, предложенного тренером и т.д.). (А.А. Кривошеин, 2004).
Один игрок стоит на расстоянии 1-1,5 м от сетки. Второй с мячом за спиной у первого. Второй бросает мяч в сетку, первый выполняет выход под мяч и принимает мяч.
Упражнение то же, только игроки стоят у стены на расстоянии 2, 3, 4 м (если есть ребристая стена, то лучше выполнять около нее). Второй игрок выполняет подачу в стену, а первый принимает мяч после отскока от стены.
Четыре игрока стоят в квадрате. В центре находится один игрок. Один из четырех подает сигнал голосом и выполняет бросок мяча, передачу или нападающий удар, а игрок, стоящий в центре, должен повернуться, если надо, переместиться и принять мяч снизу или выполнить передачу. Игроки подают сигнал в произвольном порядке.
При подборе средств воспитания быстроты тренер должен помнить, что специальные упражнения «на быстроту» должны быть максимально приближены по характеру и структуре к проявлению быстроты в игре.
В практике воспитания быстроты применяются, как правило, следующие методы: повторный, повторно-прогрессирующий, переменный, игровой и соревновательный.
Существуют определенные методические условия при воспитании быстроты:
- Техника предлагаемых упражнений должна позволять выполнять игрокам их в максимальном темпе.
- Они должны быть настолько хорошо освоены юными волейболистами, чтобы во время их выполнения игроки направляли контроль своего сознания не на коррекцию движения, а на регулирование скорости.
- Продолжительность выполнения скоростных упражнений должна быть такой, чтобы не наступило утомление (до 10-15 с).
Чтобы выполнить это условие, необходимо предусмотреть: сокращение длительности беговых упражнений, если они не могут быть выполнены с предельной или около предельной скоростью; уменьшение количества повторений, если последующие попытки сопровождаются падением скорости; увеличение интервалов отдыха настолько, чтобы были созданы объективные предпосылки для повторного выполнения упражнения без снижения скорости (А.В. Ивойлов, 2000).
В специально-подготовительном этапе значительное место отводится воспитанию скоростно-силовых способностей, в качестве средств в этом случае необходимы упражнения, структура которых близка к технике выполнения движений волейболиста с мячом или без мяча. Развитие этих качеств у юных волейболистов направлено на укрепление мышц всего двигательного аппарата, на выработку умения проявлять скоростно-силовые качества при совершенствовании технических приемов, (К.К. Марков, 2004). Для решения данных задач целесообразно использовать следующие средства: упражнения в нападающих ударах на силу и точность; упражнения на силу и точность в подачах; с дополнительным отягощением и др.
Основные технические приёмы в волейболе выполняются при сочетании быстроты и точности, однако повышение требовательности к точности приводит к снижению скорости, а увеличение скорости — к снижению точности. Задача тренера тонко варьировать целевые установки для воспитания быстроты и точности в гармоничном сочетании. Выделяют (15) три основных этапа тренировки точности детей разного возраста:
1) с 7-ми до 10-11-ти лет — этап общей двигательной подготовки, развития всех видов чувствительности, освоения основных волейбольных навыков;
2) с 11 до 14-15-ти лет, до начала периода полового созревания – этап овладения «школой» техники волейбола, развития скоростных качеств;
3) по окончании периода полового созревания — этап совершенствования технического мастерства, повышение специальной физической подготовки, раскрытие индивидуальных возможностей.
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования явилось повышение уровня физической подготовки юных волейболистов на основе развития скоростных способностей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить состояние вопроса методики развития скоростных способностей у юных волейболистов на начальном этапе подготовки.
- Разработать методику развития скоростных и скоростно-силовых способностей у юных волейболистов 11-12 лет на начальном этапе подготовки.
- Выявить эффективность разработанной методики развития скоростных и скоростно-силовых способностей у юных волейболистов 11-12 лет на начальном этапе подготовки.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно-методической литературы
В процессе исследования обобщались и анализировались данные научной и методической литературы, связанной с методикой развития физических качеств у юных волейболистов в группах начальной подготовки, с применением оптимального соотношения средств физической подготовки, а так же работы, освещающие анатомо-физиологические особенности мальчиков 11-12 лет. Всего было проанализировано 31 литературный источник.
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось с целью определения уровня физической подготовленности мальчиков 11-12 лет занимающихся волейболом.
При помощи тестов определяли уровень развития следующих физических качеств: скоростных способностей, скоростно-силовых способностей верхних и нижних конечностей.
Тестирование проводилось в соответствии с правилами, описанными в программе для ДЮСШ (В.М. Алферов, 2012).
Тесты по определению уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств
Для определения уровня развития скоростных качеств применялся бег 30 м. По команде «Марш» учащийся преодолевает расстояние 30 метров с высокого старта. Время фиксируется секундомером. Дается 1 попытка.
Бег 92 м с изменением направления. По команде, игрок перемещается от середины лицевой линии волейбольной площадки последовательно к каждой из семи отметок (обозначенных набивными мячами), касаясь ее рукой и возвращаясь в исходное положение — время фиксируется секундомером. Это контрольное испытание в специальной литературе получило название — бег «елочка» (А.В. Ивойлов, 2000). Общее число попыток – 1
Бег 30 м с изменением направления (6х5м). На расстоянии 5 метров чертятся две линии — стартовая и конечная. По зрительному сигналу занимающийся бежит, преодолевая расстояние 5 метров шесть раз. При изменении направления движения, обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Время засекается секундомером. Общее число попыток – 1
Челночный бег 9-3-6-3-9. Старт от лицевой линии – коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии площадки, противоположному месту старта. Время засекается секундомером.
Общее число попыток – 1.
Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств были использованы тесты: прыжок в длину с места и бросок набивного мяча весом 1 кг из положения сидя ноги врозь.
Педагогический эксперимент
Эксперимент проводился на базе ДЮСШ с. Ильинка. В исследовании приняли участие учащиеся ДЮСШ, занимающиеся волейболов в группе НП 3 года обучения. Исследования проводились непосредственно на учебных занятиях. В начале и в конце педагогического эксперимента занимающиеся проходили комплексное обследование уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств.
Педагогический эксперимент заключался в следующем. В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта волейбол (2013 г.) дается следующее распределение средств подготовки в группах начальной подготовки: ОФП – 25-28%, СФП – 10-12%, техническая подготовка – 20-23%, тактическая, теоретическая, психологическая подготовка – 15-20%, технико-тактическая (интегральная) – 10-14%, участие в соревнованиях – 10-12%. Расписываются занятия по микро, мезоциклам, однако нет пояснения, в каком соотношении необходимо применять средства общей физической подготовки. Исходя из выше сказанного, нами был проведен констатирующий педагогический эксперимент, в ходе которого было выявлено, что одни тренеры больше времени в процессе ОФП отводят на применение средств развивающих скоростно-силовые способности, другие – на координационные способности и т.д. Однако никто не осуществляет комплексное развитие физических качеств. В соответствии с выше сказанным нами была разработано, основываясь на рекомендациях А.В. Беляева с соавторами (2002) и с учетом сензитивных периодов в развитии физических качеств следующее соотношение средства общей физической подготовки в группе начальной подготовки 3 года обучения (табл. 2).
В тоже время в федеральном стандарте по спортивной подготовке (А.Б. Шарафеев, 2008) указывается, что на результативность по виду спорта волейбол развитие скоростных и скоростно-силовых способностей играет значительную роль.
Учащиеся экспериментальной группы выполняли разработанные комплексы упражнений скоростного и скоростно-силового характера в течение 25-30 мин. в начале основной части тренировочного занятия. Занимающиеся контрольной группы осуществляли комплексное развитие физических качеств согласно рекомендации программы ДЮСШ по волейболу.
Методы математической статистики
При обработке материалов исследования рассчитывались следующие показатели:
Средняя арифметическая величина:
где х – средняя арифметическая величина;
∑ хi — сумма всех показателей ряда;
n – количество показателей в ряду.
Среднеквадратическое отклонение:
где – средняя величина;
X̅max – наибольшее значение варианта;
X̅min – наименьшее значение варианта;
k – табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.
Стандартная ошибка средней арифметической:
для сравнения средних показателей используется критерий Стьюдента (t):
Организация исследования
Исследования были проведены с участием юных волейболистов 11-12 летнего возраста. В исследованиях принимали участие 2 группы по 12 человек. Исследования проводились на базе ДЮСШ с. Ильинка. В качестве испытуемых были учащиеся ДЮСШ.
Исследования проводились в два этапа. На первом этапе исследований был проведен теоретический анализ и обобщение научных данных по проблеме развития скоростных и скоростно-силовых способностей у волейболистов. Сформулирована гипотеза, цель исследования, определены задачи и определены соответствующие методы исследования и разработана методика развития скоростных и скоростно-силовых способностей у юных волейболистов 11-12 лет.
На втором этапе исследования был проведен педагогический эксперимент по определению влияния разработанных комплексов упражнений скоростного и скоростно-силового характера на состояние физической подготовленности юных волейболистов 11-12 лет, была произведена математическая обработка полученных данных, осуществлено описание работы, сформулированы выводы.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф