1 2
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Разработка экспериментального соотношения средств физической подготовки в группе начальной подготовки
Решение поставленных задач было начато с изучения существующего подхода в ДЮСШ с. Ильинка относительно применяемого соотношения средств общей физической подготовки в группах начальной подготовки.
Под наблюдением находились три группы начальной подготовки (А, В, С) юных волейболистов 11-12 лет занимающихся у трех различных тренеров ДЮСШ. При проведении хронометража на учебно-тренировочных занятиях было установлено, что во всех трех группах применяется различное соотношение средств общей физической подготовки. Данные исследования представлены в табл. 1.
Анализ соотношения средств физической подготовки юных волейболистов показывает, что время, отводимое на ОФП в группах начальной подготовки не имеет какой-либо закономерности. Так, в группе «А» на развитие общей выносливости отводится 34% времени, отводимого на ОФП, а в группах «В» и «С» соответственно 30,0 и 19%.
На развитие силы в группе «А» – 15,0% времени, отводимого на ОФП, в группе «В» – 11,0, в группе «С» –19,0% соответственно.
На скоростно-силовую подготовку мышц плечевого пояса, туловища, ног у группы «А» отводится — 18,0%, у группы «С» – 20,0% времени, отводимого на ОФП, а группа «В» – 25.0%.
На развитие быстроты в группе «А» отводилось 17,0%, в группе «В» и «С» — соответственно – 11% и 20%.
На развитие гибкости в группе «А» затрачивалось 16% времени, в группе «В» — 32%, в группе «С» — 17% времени.
В тоже время известно (Гужаловский А.А.) что при развитии физических качеств необходимо больше времени отводить развитию тех физических качеств, которые имеют наиболее высокие темпы в развитии в определенном возрасте. В возрасте 10-12 лет в наиболее высокие темпы развития имеют следующие физические качества: быстрота, скоростно-силовые качества и координационные способности (С.К. Шляпников, 2011).
Таблица 1
| Физические качества
| Группы | % |
| Общая выносливость % | А | 34,0 |
| В | 30,0 | |
| С | 19,0 | |
| Сила % | А | 15,0 |
| В | 11,0 | |
| С | 19,0 | |
| Скоростно-силовые качества % | А | 18,0 |
| В | 20,0 | |
| С | 25,0 | |
| Быстрота % | А | 17,0 |
| В | 11,0 | |
| С | 20,0 | |
| Гибкость % | А | 16,0 |
| В | 32,0 | |
| С | 17,0 |
Соотношение средств физической подготовки применяемое в группах начальной подготовки по волейболу в ДЮСШ с. Ильинка основываясь на рекомендациях А.В.Беляева с соавторами (2002) и с учетом сенситивных периодов в развитии физических качеств нами было предложено следующее соотношение средств общей физической подготовки в группе начальной подготовки (табл. 2).
Таблица 2 Соотношение средств физической подготовки в экспериментальной группе волейболистов
Согласно федеральному стандарту по спортивной подготовке по виду спорта волейбол (Приказ мин. спорта России №680, 2013). На ОФП в группах начальной подготовки в течение года отводится 104 часа, на СФП – 42 часов соответственно, т.е. на физическую подготовку отводится время в сумме 148 часов, которые были распределены в соответствии с разработанным соотношением средств физической подготовки и в соответствии с характеристиками недельных микроциклов обще-подготовительного и специально-подготовительного характера.
Направленность недельных микроциклов общеподготовительного характера была следующая:
1 день — технико-тактическая подготовка (2 часа);
2 день — физ. подготовка (1 час);
3 день – технико-тактическая подготовка (2 часа);
4 день – отдых;
5 день – физ. подготовка (2 часа);
6 день — игровая подготовка (2 часа);
7 день – отдых.
В специально-подготовительных микроциклах направленность была следующая:
1 день — технико-тактическая подготовка (2 часа);
2 день — физ. подготовка (1 час);
3 день – игровая подготовка (2 часа);
4 день – отдых;
5 день – технико-тактическая подготовка (2 часа);
6 день — игровая подготовка (2 часа);
7 день – отдых.
Во время проведения тренировочных занятий по общей физической подготовке были использованы комплексы упражнений.
Комплекс упражнений для повышения скоростных и скоростно-силовых качеств юных волейболистов группы начальной подготовки 3 года
Для развития быстроты:
Упражнения выполняются в парах, тройках:
а) партнер бежит вперед и тянет за собой партнеров бегущих сзади и держащих его за руки;
б) партнеры с резиновыми амортизаторами на бедрах одновременно бегут в противоположных направлениях;
в) бег вперед с сопротивлением, создаваемым скакалкой или амортизатором. Партнер сзади регулирует степень сопротивления;
г) партнеры находятся лицом друг к другу, руки на плечах. Бег на месте с максимальной скоростью;
д) партнер бежит вперед, упираясь в плечи партнера, который оказывает сопротивление;
е) индивидуальный бег с отягощением
Все упражнения выполнялись в максимально быстром темпе. Продолжительность выполнения одной серии – 10-15 секунд, количество серий – до снижения скорости выполнения. Паузы отдыха – до 1-2 минут.
Использовались следующие методы: игровой, соревновательный, переменный, повторный.
Для развития силы – упражнения на тренажерах (метод выполнения – повторный, число повторений 10-12 в одном подходе (вес отягощения подбирается такой, чтобы его можно было поднять 10-12 раз.), количество подходов — 2-3. Интервал отдыха 2-3 минуты.
Для развития скоростно-силовых качеств:
а) выпрыгивания из полуприседа с продвижением вперед;
б) серийные прыжки через барьеры (скамейки);
в) напрыгивания на гимнастическую скамейку (прямо, с поворотами на 90о, 180 о);
г) спрыгивания с гимнастической скамейки высотой 20-30 см с последующим прыжком вперед или вверх;
д) упражнения с резиновым жгутом (различные махи, имитация нападающего удара).
Количество повторений в одной серии 8-10 прыжков, количество серий 2-3, отдых между сериями — 0,5 — 1,0 мин.
3.2. Оценка эффективности разработанной методики развития скоростных способностей у юных волейболистов 11-12 лет в ГНП 3 года
Педагогическое тестирование, проведенное в начале педагогического эксперимента показало, что все показатели скоростных способностей юных волейболистов Э и К групп практически не отличаются (Р> 0,05) (табл.3.)
Таблица 3 Показатели физической подготовленности юных волейболистов в начале педагогического эксперимента
Показатели физической подготовленности мальчиков 11-12 лет занимающихся волейболом в конце педагогического эксперимента представлены в таблице 4.
Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о том, что в конце эксперимента у мальчиков экспериментальной группы наблюдалась существенное улучшение скоростных и скоростно-силовых качеств. Тогда как в контрольной группе результаты изменились не существенно (табл.4).
Таблица 4 Показатели физической подготовленности юных волейболистов в конце педагогического эксперимента
Таким образом, разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей на занятиях в экспериментальной группе и используемое соотношение средств подготовки оказывают существенное влияние на развитие исследуемых показателей у волейболистов 11-12 лет.
Таблица 5 Изменение показателей физической подготовленности юных волейболистов контрольной группы в ходе эксперимента
Таблица 6 Изменение показателей физической подготовленности юных волейболистов экспериментальной группы в ходе эксперимента
В тоже время в экспериментальной группе, (табл.6) только по двум теста бег 30 м (5х6 м), с и бег 92 м, с изменением направления нет достоверного повышения показателей, тогда как по остальным 4 тестам получено значительное повышение результатов ( Р<0,05). Анализ динамики показателей физической подготовленности в контрольной группе за период педагогического эксперимента (табл.5) показал улучшение всех по всем тестам, однако это увеличение было не достоверным (Р>0,05).
Таким образом, разработанные комплексы упражнений, направленные на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей на занятиях в экспериментальной группе и используемое соотношение средств подготовки оказывают существенное влияние на развитие исследуемых показателей у волейболистов 11-12 лет.
Выводы
- Анализ состояния литературы показал, что вопрос методики развития скоростных скоростно-силовых качеств у юных волейболистов на начальном этапе занятий волейболом требует постоянной доработки для каждой групп занимающихся с учетом условий проведения занятий и исходных упражнений.
- Анализ учебной документации для групп начальной подготовки ДЮСШ с. Ильинка показал, что существует большой разброс в применении средств физической подготовки: на общую выносливость отводят от 19 до 34% времени, на силу- от 11 до 19%, на скоростно-силовые качества – от 18 до 25%, на быстроту — от 11 до 20% времени, на гибкость – от 16 до 32% времени отводимого на повышение общей физической подготовленности.
- Определено оптимальное соотношение средств физической подготовки для юных волейболистов в группах начальной подготовки 3 года обучения с учетом сенситивных периодов в развитии физических качеств и рекомендаций специалистов.
- Разработана методика развития скоростных и скоростно-силовых способностей у юных волейболистов, суть которой заключается в выполнении комплексов упражнений скоростного и скоростно-силового характера интервальным методом
- Эффективность разработанной методики развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных волейболистов доказана более высокими величинами прироста скоростных и скоростно-силовых способностей (Р < 0,05) в экспериментальной группе, по сравнению с показателями контрольной группы.
Библиографический список
- Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). — Т: Изд-во им. Ибн Сины, 2004. — 165 с.
- Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /ред. А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.
- Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) /Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. – М.: Советский спорт, 2003. – 112 с.
- Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. — М.: Спорт. Академ. Пресс 2005. — 120 с.
- Донченко А.Б. Волейбол /А.Б. Донченко. – М.: Физкультура и спорт, 2002. — 379 с.
- Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников А.В. – Волейбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) – М.: Советский спорт, 2005.- 112 с.
- Жуков Ю.И., Ильин Г.И., Козловский Э.А. Акробатическая подготовка волейболиста,- М.: Советский спорт, 2000.- 119 с.
- Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов- М.: Физкультура и спорт, 2000. — 111 с.
- Кривошеин А.А., Волейбол. Психологическая, физическая и техническая подготовка либеро в условиях ДЮСШ, СДЮШОР и Волейбольно-спортивных клубов ВСК: — Ярославль, 2004.- 74 с.
- Методический сборник №5. Комплексная тренировка связующего игрока. Методическое пособие ВФВ. /Шляпников С.К.,Кривошеин А.А. — М,: ВФВ — 2011.- 32 с.
- Методический сборник №6. Методические рекомендации по подготовке либеро /Фомин Е.В., Вербов А. — М,: ВФВ — 2011.- 20с.
- Методический сборник №7. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое приложение. Методические рекомендации / Фомин Е.В.- М,: ВФВ — 2011.- 24с.
- Методический сборник №10. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболиста. Методические рекомендации /Суханов А.В.,Фомин Е.В. Булыкин Л.В.- М,: ВФВ — 2012.- 24с.
- Методический сборник №11. Программирование недельного тренировочного микроцикла Методические рекомендации /Алферов В.М..- М,: ВФВ — 2012.- 20с.
- Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова, В.П. Савина и др. — М.: Акаде-мия, 2002. — 362 с.
- Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие — М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. — 192 с.
- Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волей-боле и методика совершенствования функциональной подготовки спортсме-нов. Методические указания. — Иркутск, 2004. — 47 с.
- Масальгин Н. А. Математике — статистические методы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры /Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 543 с.
- Мацак А.Б. Особенности специальной физической подготовки квалифицированных баскетболистов в подготовительном периоде: Методические рекомендации /А.Б. Мацак, В.А. Платонов, А.А. Пилоян [и др.]. — Сургут, Редакционно-издательский отдел МОУ дополнительного образования «Центр развития образования», 2002. – 87 с.
- Платонов В. Моя профессия – играю М.: ФиС .- 2007. — 195 с.
- Программа «Волейбол» для системы дополнительного образования (ДЮСШ, групп НП и УТГ) (2003 г.), М.- Советский спорт.- 99 с.
- Прокопьев Н.Я. Физиологические особенности роста и развития детей и подростков /Н.Я. Прокопьев, А.А. Важенин, В.С. Соловьев. – Сургут, РИИЦ «Нефть Приобья», 2002. – 152 с.
- Семенова Г. И. Спортивная метрология: учебно-методическое пособие /Г.И. Семенова. — Тобольск, 2000. — 30 с.
- Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Е. Талага. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 412 с.
- Теория спорта /ред. В.Н Платонов. Высшая школа, 2000. — 424 с.
- Фурманов А. Г. Волейбол /А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 144 с. \
- Приказ Минспорта России от 30.08.2013 № 680 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 № 30162
- Хапко В.Е. Совершенствование мастерства волейболистов /В.Е. Хапко, В.Н. Маслов. Здоровья, 2001. — 125 с.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
- Шарафеева А.Б. Физическая подготовка волейболистов. Методические реко¬мендации. — Томск. 2008. — 54 с.
1 2
