Содержание
Введение
1 Обоснование темы проекта
1.1 Проблемы организации и безопасности движения
1.2 Цели и задачи
2 Анализ организации и оценка безопасности дорожного движения
2.1 Характеристика исследуемого участка улично-дорожной сети
2.2 Натурные исследования
2.2.1 Геометрические параметры исследуемого участка УДС
2.2.2 Интенсивность транспортных и пешеходных потоков
2.2.3 Технические средства организации движения
2.2.4 Организация дорожного движения
2.2.5 Дорожные условия
2.2.6 Определение задержек транспортных средств
2.3 Документальные исследования
2.3.1 Оценка безопасности движения методом коэффициентов аварийности
2.3.2 Оценка безопасности движения на пересечениях
2.3.3 Анализ аварийности на исследуемом участке УДС
3 Разработка проектных решений
3.1 Разработка проектных решений на пересечении
3.2 Разработка проектных решений на перегонах
4 Оценка эффективности проектных решений
4.1 Оценка безопасности движения после проведения мероприятий
4.2 Экологическая эффективность проектных решений
4.3 Экономическая эффективность проектных решений
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время в городе Кургане наблюдается рост численности населения. Соответственно, растут потребности во всех сферах деятельности, которые так или иначе связаны с автотранспортными перевозками. Особенно интенсивно развивается автомобильный парк частных пользователей. Сложившиеся архитектурные и градостроительные условия не позволяют усовершенствования улично-дорожной сети с помощью строительства новых дорог, объездных путей, расширения проезжей части. Строительство развязок в двух уровнях, путепроводов, так же затруднительно как с градостроительной точки зрения, так и с материальной.
Для введения усовершенствованных Автомобильных Систем Управлением Движения так же требуется значительная материальная база. Вместе с тем наряду с невозможностью использования всех этих методов перед городом встает множество вопросов. Главные из них это:
— ликвидация задержек транспортных средств, особенно на перекрестках;
— напрямую с задержками связано увеличение выброса вредных веществ в окружающую среду.
— уменьшение количества ДТП, путем сокращения количества конфликтных точек;
— повышение комфортности дорожного движения;
Учитывая все эти факторы, очевидно, что решение всех вопросов возможно лишь с помощью методов оперативной организации дорожного движения.
Безопасность движения обеспечивается следующими мероприятиями: обоснованностью технических норм на отдельные элементы дорог, значения которых должны соответствовать скорости движения; рациональным сочетанием элементов дорог в плане и профиле; сохранением в процессе эксплуатации в переменных погодных условиях транспортных качеств дороги, приданных ей при строительстве; постоянным совершенствованием организации дорожного движения, применением инновационных и информационных технологий на всех элементах системы «ВАДС»: повышением квалификации и транспортной дисциплины водителей.
Решению главной задачи ОБДД – снижению количества пострадавших в ДТП — может способствовать анализ причин и профилактика аварийности с материальным ущербом, удельный вес которой в общей аварийности свыше 85 процентов.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В данной работе рассмотрена существующая схема организации движения на улице Гагарина на участке от улицы Бульвар Мира до автомобильного подъезда к пос. Вороновка г. Курган. На заданном участке проведен анализ дорожно-транспортной аварийности, натурные исследования и оценка безопасности движения методом коэффициентов аварийности. На основании проведенных исследований, выявлены основные проблемы на рассматриваемом участке, для решения которых необходим комплекс проектных решений, направленных на повышение безопасности движения, что и является главной целью дипломного проекта.
Глава 1. Обоснование темы проекта
Ежегодно в России совершается примерно 160000 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, данные о которых включаются в государственную отчетность (статистику). В субъектах РФ подразделениями ГИБДД МВД РФ ведется учет ДТП без пострадавших, но такие данные не передаются в общероссийскую статистику.
Поэтому, для проведения достоверного анализа аварийности, необходимо рассмотреть статистику ДТП в РФ с пострадавшими за последние три года.
По данным ГИБДД МВД РФ, за 2017 год на территории РФ произошло 169432 ДТП (снижение количества ДТП на 2,5%).
По данным ГИБДД МВД РФ, за 2018 год на территории РФ произошло 168099 ДТП (снижение количества ДТП на 0,8%).
По данным ГИБДД МВД РФ, за 2019 год на территории РФ произошло 164 358 ДТП, что на 2,2% ниже аналогичного периода, за год погибло почти 17 тыс. человек (в 2018 году было зафиксировано 18 тыс. погибших). Здесь показатель смертности по сравнению с 2018 годом снизился на 6.8%, надо сказать – серьезное падение одного из главных показателей дорожной безопасности.
Основным видом подобных ДТП, как правило, являются столкновения ТС, опрокидывание, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, съезд с дороги, либо иной вид ДТП (например, наезд на гужевой транспорт, наезд на животное).
Особое внимание заслуживает статистика ДТП по регионам. Если обратиться к показателям смертности, то можно заметить существенные различия. Так, самый большой показатель зафиксирован в Ростове – 501 человек. Волгоградская область в этом плане отстает в 2 раза. Там в ДТП зафиксировано 248 смертей. Статистика аварий по регионам при этом зависит по большей части от того, в каком состоянии находятся дороги.
В г. Курган, за 2017 год произошло 7682 ДТП без пострадавших, в сравнении с АППГ снижение на 3,6 %.
В г. Курган, за 2018 год произошло 7583 ДТП без пострадавших, в сравнении с АППГ снижение на 1,3 %.
В г. Курган, за 2019 год произошло 7216 ДТП без пострадавших, в сравнении с АППГ снижение на 1,6 %.
На рисунке 1.1 представлена диаграмма динамики аварийности без пострадавших за последние годы в г. Кургане.
Рисунок 1.1- Количество ДТП без пострадавших в г. Кургане
Наиболее распространенный вид ДТП без пострадавших в г. Курган это столкновение и наезд на стоящее ТС [8].
На рисунке 1.2 представлена динамика ДТП с пострадавшими в г. Курган.
Рисунок 1.2- Динамика ДТП с пострадавшими в г. Курган

Как видно из рисунка 1.2, несмотря на снижения общего количества ДТП в 2018 г, количество ДТП с пострадавшими выросло.
По официальным данным УГИБДД по Курганской области, среди основных видов дорожно-транспортных происшествий наиболее распространенными на территории области в течение всего года оставались столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. Совершение именно этих видов ДТП повлекло наибольшую гибель граждан при их участии в дорожном движении. Например, в 2019 году в результате столкновений погибли 88 человек, при наездах на пешеходов – 32 [8].
Тяжесть последствий данных ДТП можно оценить по количеству пострадавших и погибших в них.
Рисунок 1.3- Количество погибших и раненых в ДТП г. Кургане
Из рисунка 1.3 следует вывод о неоднозначности динамики погибших в ДТП за последние 3 года, однако, за АППГ в 2018 году количество погибших и пострадавших выросло.
Проведено изучение ДТП по данным, предоставленным УГИБДД по Курганской области, распределение по видам ДТП, и месту их совершения, что позволило выполнить их всесторонний анализ и дать обобщенную характеристику причин и факторов, способствующих возникновению ДТП на рассматриваемом участке улицы Гагарина.
На рисунке 1.4 представлена диаграмма общего распределения ДТП с материальным ущербом на улице Гагарина за 2017-2019 годы [7].
Рисунок 1.4- Количество ДТП с материальным ущербом на исследуемом участке улицы Гагарина
На рисунке 1.5 представлена диаграмма общего распределения ДТП с пострадавшими на улице Гагарина за 2017-2019 годы [7].
Рисунок 1.5 — Количество ДТП с пострадавшими на исследуемом участке улицы Гагарина
На рисунке 1.6 представлено распределение ДТП с материальным ущербом и с пострадавшими по видам.
Рисунок 1.6 — Распределение всех ДТП на исследуемом участке улицы Гагарина по видам
Для анализа погодных и дорожных условий в качестве вероятных причин ДТП на рисунке 1.7 представлено распределение ДТП без пострадавших по месяцам совершения.
Рисунок 1.7 — Распределение ДТП по месяцам
Тяжесть последствий данных ДТП можно оценить по количеству пострадавших и погибших в них.
Рисунок 1.8 — Количество пострадавших и погибших от ДТП на исследуемом участке
Из рисунка 1.8 видно, что наибольшее количество ДТП происходит в зимний период года. Вероятно, значительную роль в этом факторе «играют» дорожные условия.
Местом концентрации ДТП в населенном пункте является участок улицы, протяженность которого не превышает 400 м и на котором в течение года произошло три и более ДТП (суммарно с пострадавшими и материальным ущербом).
Выявление мест концентрации ДТП и разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения на них осуществляется на основе статистических данных аварийности.
Для выявления мест концентрации ДТП необходимо провести топографический анализ за последние 3 года.
Рисунок 1.9- Результаты топографического анализа за 2017 год
Рисунок 1.10- Результаты топографического анализа за 2018 год
Рисунок 1.11- Результаты топографического анализа за 2019 год
По результатам топографического анализа, в ходе которого выявлены места концентрации ДТП на улице Гагарина за последний год, можно сделать вывод, что наибольшее количество ДТП происходит на пересечении улиц Гагарина- Бульвар Мира.
Таким образом, проведя анализ динамики аварийности можно сделать вывод о росте ДТП с пострадавшими, и количестве пострадавших за последние годы, при снижении ДТП с материальным ущербом.
Таким образом, проведя анализ динамики аварийности можно сделать о росте ДТП с пострадавшими, и количестве пострадавших за последние годы, при снижении ДТП с материальным ущербом.
1.1 Проблемы организации и безопасности движения
Bce ocнoвныe пpичины ДТП вoзмoжнo paздeлить нa две ocнoвныe кaтeгopии:
— пo пpичинe нeудoвлeтвopитeльнoгo кaчecтвa дopoжнoгo пoкpытия;
— нарушение ПДД (в том числе пьяными водителями).
Специфика проблемы организации и безопасности дорожного движения обусловлена сложной взаимосвязанной системой, состоящей из водителя, автомобиля, дороги и среды движения (система ВАДС). Сложность управления данной системой объясняется группами причин:
— необходимостью обеспечения определённого «равенства» в состоянии и развитии каждого отдельного элемента;
— непрерывно растущими объемами информации, которая требует переработки для принятия решения;
— большой неопределенностью выбора оптимальной стратегии в условиях непрерывно меняющейся среды и объекта управления;
— требованиями оперативности и синхронизации процесса принятия управляющих решений.
Для разработки эффективных и оптимальных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения необходимо выделение основных факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Во множестве факторов, способствующих возникновению ДТП, первое место занимает человеческий фактор (57 %), при их сочетании «дорога/человек» (27%). Поэтому, в современных условиях, наиболее эффективным способом повышения безопасности дорожного движения является обеспечение надежности системы человек- автомобиль- дорога- среда ЧАДС через самое ненадежное звено «человек», в роли которого выступает водитель или пешеход.
