1 2
Глава 2 Анализ практики применения НДС и акцизов в странах Евразийского экономического союза
2.1 Исследование динамики применения акцизов в странах ЕАЭС
В условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на сегодняшний день важное место в развитии интеграционных процессов занимает совершенствование системы налогообложения в государствах ЕАЭС и выработка единого порядка налогообложения. В настоящий момент идет полномасштабная интеграция в экономической сфере, одним из важнейших условий которой является сближение налоговых систем государств — членов ЕАЭС, способствующих созданию и развитию единого внутреннего рынка.
На сегодняшнем этапе развития ЕАЭС большую роль играет развитие системы налогообложения товаров, ввозимых на территорию государств — членов ЕАЭС. Порядок применения акцизов, взимаемых при импорте товаров, регулируется исключительно национальным законодательством стран ЕАЭС о налогах и сборах. В связи с чем, элементы налогообложения и порядок применения акцизов, имеют свои национальные особенности. Однако, учитывая тот факт, что все государства — члены ЕАЭС являются бывшими государствами СССР, порядок применения акцизов при импорте товаров имеет также много общих подходов.
Во всех государствах — членах ЕАЭС акциз, взимаемый при импорте товаров, регулируется налоговым законодательством каждого государства (табл. 2).
Таблица 2
Правовое регулирование акциза при импорте в государствах — членах ЕАЭС
Государство-член ЕАЭС | Законодательный акт |
Российская Федерация (РФ) | Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 № 117-ФЗ |
Республика Беларусь (РБ) | Закон Республики Беларусь от 19.02.2002 № 166-3 «Налоговый кодекс Республики Беларусь» |
Республика Казахстан (РК) | Кодекс Республики Казахстан от 25.12.2017 .V? 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс}» |
Республика Кыргыстан (КР) | Закон Киргизской Республики от 17. 10.2008 года № 230 «Налоговый кодекс Киргизской Республики» |
Республика Армения (РА) | Закон Республики Армения от 01.11.2016 № ЗР-165 «Налоговый кодекс Республики Армения» |
Из информации, представленной в табл. 2 видно, что во всех государствах — членах ЕАЭС акциз при импорте регулируется Налоговым кодексом каждого государства, который устанавливает все элементы налогообложения, такие как: объект налогообложения, номенклатура подакцизных товаров, налогооблагаемая база, ставки акцизов, порядок исчисления и уплаты акцизов, сроки уплаты, плательщики акцизов, льготы по уплате акциза и т.д.
Анализ налогового законодательства показывает, что существенные различия имеют такие элементы налогообложения как, перечень подакцизных товаров, ставки акцизов и льготы по уплате акцизов.
Рассмотрим более подробно перечень товаров, облагаемых акцизами при ввозе товаров на территорию каждого государства — члена ЕАЭС (табл. 3).
Таблица 3
Номенклатура товаров, облагаемых акцизами в государствах – членах ЕАЭС
Анализ информации, представленной в табл. 3 показывает, что во всех государствах — членах ЕАЭС при импорте акцизами облагаются следующие товары: спирт этиловый, алкогольные напитки, табачные изделия, нефть сырая и нефтепродукты. Транспортные средства и электронные системы доставки никотина и жидкости для них являются подакцизными товарами только в Казахстане и России. Мотоциклы облагаются акцизами только в России,
Ставки акцизов, в соответствии с национальным налоговым законодательством, установлены в валюте каждого государства — члена ЕАЭС, в связи с этим размер их существенно отличается. Наиболее часто ввозимыми подакцизными товарами являются алкогольная продукция и табачные изделия, поэтому целесообразно провести сравнительный анализ применяемых ставок акцизов именно в отношении этих товаров. Для проведения сравнительного анализа ставки акцизов были переведены в дол. США (табл. 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ ставок акцизов на алкогольную, табачную продукцию и дизельное топливо в государствах — членах ЕАЭС в 2020 году (долл. США)
Анализ информации, представленной в табл. 4, показывает, что в отношении алкогольной продукции с долей спирта более 9% во всех государствах — членах ЕАЭС ставки акцизов специфические и только в РА ставки — комбинированные. В России, РБ и РК налогооблагаемой базой является объем чистого спирта, а в КР и РА — физический объем ввозимого товара. Наибольшая ставка акциза в размере 6,9 долл. США за 1 л чистого спирта установлена в России, наименьшая ставка действует в КР — 3,77 дол. США за 1 литр продукта.
В отношении шампанских вин наименьшая ставка акциза в размере 0,08 дол. США за 1 л применяется в РК, наибольшая ставка 1,76 долл. США действует в КР. Аналогичная ситуация складывается и по ставкам акцизов в отношении пива: наибольшая ставка применяется в КР (0,38 долл. США), наименьшие ставки действуют в РК (0,13 долл. США) и в РБ (0,14 долл. США).
Ставки акциза на сигареты в РБ установлены в зависимости от розничной цены и колеблятся в диапазоне от 9,47 долл. США до 27,37 долл. США за 1000 шт. Наибольшая ставка, в отношении ввозимых сигарет, установлена в России в размере 25,0 дол. США за 1000 шт+14,5 мах. розничной цены, но не менее 33,06 долл. США за 1000 шт., наименьшая ставка применяется в РА — 15% мах. розничной цены, но не менее 19,83 дол. США за 1000 шт.
Ставки акцизов в отношении дизельного топлива в РБ установлены в зависимости от класса топлива, а в РК ставки установлены в зависимости от времени года. В РБ ставки акцизов установлены в диапазоне от 70,10 долл. США до 88,62 долл. США за 1 т, в РК ставки акциза применяются в зависимости от сезона от 1,25 долл. США до 21,75 долл. США за 1 т. Самые высокие ставки акциза на дизельное топливо применяются в России в размере 112,3 долл. США.
Во всех государствах — членах ЕАЭС, кроме РБ и РК, все элементы налогообложения для акциза, взимаемого при импорте товаров, установлены Налоговым кодексом. В РБ полномочиями по изменению ставок акцизов наделен Президент РБ, а в РК ставки акцизов в отношении бензина и дизельного топлива устанавливает Правительство Республики Казахстан.
Акцизы, взимаемые при импорте товаров на территорию государств — членов ЕАЭС входят в состав таможенных доходов и являются одним из источников пополнения республиканского бюджета каждого государства.
В таблице 5 представлен анализ места акцизов в общем объеме доходов республиканского бюджета каждого государства — члена ЕАЭС за 2015-2019 гг.
Таблица 5
Место акцизов в бюджете государств — членов ЕАЭС за 2015-2019 годы, %
Из информации, представленной в табл. 5 видно, что наибольшую долю в бюджете составляют акцизы в РБ, которые на протяжении последних лет подвергались незначительным колебаниям и составляли от 10,7% до 12,3%. В КР на долю акцизов в бюджете приходилось от 6,7% до 7,8%. В РА роль акцизов в бюджете государства ежегодно возрастала с 4,2% в 2015 году до 8,9% в 2019 году, т.е. выросла более, чем в 2 раза. В РФ роль акцизов в федеральном бюджете с 2015 по 2017 годы выросла с 4,3% до 6,5%, а с 2018 года начала снижаться и составила в 2019 году всего 3%. Наименьшую роль в республиканском бюджете выполняют акцизы в РК, на долю которых приходилось от 0,8% до 1,2% и которые имели незначительную тенденцию к снижению.
Рассмотрим практику применения акцизов при импорте товаров на территорию ЕАЭС на примере спиртосодержащей и алкогольной продукции. На рис. 2 показано место акцизов на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию в общем объеме взысканных акцизов.
Информация, представленная на рис. 2 показывает, что во всех государствах — членах ЕАЭС, кроме России, доля акцизов на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию в общем объеме акцизов имеет тенденцию к снижению. Лидирующие позиции акцизы на алкогольную продукцию в общем объеме акцизов занимают в РБ и РФ.
Рисунок 2 — Доля акцизов на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию в общем объеме акцизов
Рассмотрим место акцизов на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию, взимаемую при импорте данной продукции на территорию государств — членов ЕАЭС (табл. 6).
Таблица 6
Акцизы на спиртосодержащую, алкогольную и пивную продукцию, млн дол. США
Анализ информации, представленной в табл. 6 показывает, что наименьшая доля акцизов, взимаемых при импорте алкогольной продукции, присуща Кыргыстану (2,6%-3,4%), в России и Беларуси акцизы находятся на одном уровне от 7% до 11,7%, что демонстрирует приоритет производства алкогольной продукции внутри страны. В Казахстане акцизы на импортируемую алкогольную продукцию составляют от 23,6% до 55,1%, а в Армении от 45,2% до 100%, что свидетельствует о низком уровне производства продукции внутри страны.
Вопросы гармонизации и унификации налогообложения являются важными с точки зрения устранения и снижения торговых барьеров и усиления интеграционных тенденций в рамках ЕАЭС. Прежде всего, это касается налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку, с одной стороны, за счет НДС обеспечивается существенная часть бюджетов государств-членов, и, с другой стороны, НДС входит в число таможенных платежей, уплачиваемых при осуществлении экспортно-импортных операций.
В таблице 7 приведены суммы НДС на товары, произведенные на территории стран ЕАЭС. Цифры, приведенные в таблице, подтверждают важность НДС для национальной экономики. Для иллюстрации, в 2018 году доля НДС в федеральном бюджете РФ составила 31 % от всех доходов; при этом в Казахстане она была 21,4 %, в Киргизии — 41,2 % (табл. 1).
Таблица 7
Сумма НДС на товары, произведенные на территории стран ЕАЭС в I квартале 2020 года
В рамках ЕАЭС для Беларуси, Казахстана и Киргизии НДС от импорта, как правило, превышает НДС от реализации. Для российской экономики характерно постоянное превышение НДС от реализации НДС на импорт. Так, за 9 месяцев 2019 года общая сумма внутреннего НДС выросла на 16 % и составила 3,16 трлн руб., а по внешнему НДС — на 14 %, увеличившись до 2 трлн руб. Ситуация с Арменией относительно НДС периодически меняется. В любом случае, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о важности НДС от импорта продукции для экономики стран-реципиентов.
Соответственно, чем ниже уровень социально-экономического развития, тем выше значимость данного фактора для повышения конкурентоспособности национальной экономики и пополнения доходов бюджетов государств. Таким образом, унификация НДС может снизить конкурентные преимущества более слабых в экономическом плане государств. Следовательно, вопрос унификации НДС в ЕАЭС связан с выравниванием социально-экономического развития государств-членов.
Рассмотрим, каким образом происходит налоговое регулирование внутри ЕАЭС. Значимые для целей ЕАЭС, а именно НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, оговариваются Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 Разделом XVII «Налоги и налогообложение». Согласно статье 71 Договора о ЕАЭС ведущий принцип, которым руководствуются страны во взаимной торговле друг с другом, является принцип недискриминации по признаку происхождения товаров. В статье 72 также прописан принцип страны назначения, используемый при взимании косвенных налогов и предусматривающий применение нулевой ставки НДС при экспорте, а также налогообложение косвенными налогами при импорте. Важно отметить, что база для исчисления налогов устанавливается на уровне национального законодательства. Международные соглашения и конвенции в соответствии с международными правилами не уполномочены регулировать внутреннее налоговое законодательство государств.
В таблице 8 представлены ставки НДС в государствах — членах ЕАЭС в 2020 году.
Таблица 8
Ставки НДС в государствах — членах ЕАЭС в 2020 году
Как видно из таблицы, в государствах-членах ЕАЭС ставки НДС, действующие на сегодняшний день, дифференцированы, что оказывает существенное воздействие на товарные потоки и территориальное размещение бизнеса, особенно с учетом различного подхода к установлению налоговой базы. Не случайно, например, Казахстан становится очень популярной юрисдикцией для размещения российских предприятий.
Более того, чем ниже уровень ставки НДС, тем выше импортные потоки в данную страну и выше внешнеторговый эффект от участия в интеграционной группировке.
2.2 Анализ применения НДС и акцизов при регулировании ВЭД в России
Внешнеэкономическая деятельность сегодня является перспективным направлением в развитии бизнеса страны, привлекая все новых своих участников дополнительными возможностями, прибылью и масштабами. Все это непосредственно предопределяет расширение границ предпринимательской деятельности, рост потенциальных покупателей, повышение конкурентоспособности как внутри национального рынка, так и за его пределами. Главное условие для осуществления внешнеэкономической деятельности — это регулярная коммерческая деятельность, направленная на взаимодействие с иностранными компаниями, расположенными за территорией РФ. Основное отличие в осуществлении финансово- хозяйственной деятельности компаний на территории страны и внешнеэкономической деятельности — это порядок оформления данных операций, так как происходит пересечение границ.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на разных уровнях: на уровне государства реализуется межгосударственное регулирование на валютной основе с помощью специальных мер; на уровне предприятий проводится экспорт и импорт продукции, осуществляются кооперация и интеграция производства, составляются и выполняются контракты с иностранными партнерами.
Ведение внешнеэкономической деятельности регулируется не только национальными нормативно-правовыми актами, но и международным законодательством.
Последние годы влияние внешнеэкономической деятельности на рост показателей российской экономики значительно повышается (рис. 3). Порядок расчета и взимания таможенных пошлин, сборов и иных платежей в бюджет, корректность оформления всех необходимых документов — все это имеет особую важность как для развития и совершенствования самих контролирующих органов (таможенных, налоговых), так и для компаний — участниц ВЭД.
Рисунок 3 — Поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета за период 2017-2019 гг., млрд рублей
Ведение любой хозяйственной деятельности предполагает уплату налогов, внешнеэкономическая — не является исключением. Налогообложение деятельности участников ВЭД является обязательным и неотъемлемым элементом всей налоговой системы РФ.
Перечень налогов, подлежащих к уплате в бюджет компаниями — участниками ВЭД и входящих в состав основных таможенных платежей, непосредственно связан с осуществлением импортно-экспортных операций.
Актуальность определяется тем, что налоговое и таможенно-тарифное регулирование имеют весомое значение в формировании государственного бюджета страны и непосредственно всей экономической системы, выполняя фискальную и регулирующую функции в процессе осуществления внешнеторговой деятельности хозяйствующими субъектами страны.
Взимание налогов в рамках внешнеэкономической деятельности распространяется на следующих участников:
— резидентов РФ — зарегистрированных участников ВЭД;
— нерезидентов РФ.
Субъектами налоговой системы внешнеэкономической деятельности являются:
— российские юридические и физические лица, осуществляющие импортно-экспортные операции;
— иностранные лица, имеющие источник дохода на территории РФ и осуществляющие импортно-экспортные операции через него.
Объектами налогообложения в рамках импортно-экспортных операций выступают:
— товары, ввозимые или вывозимые через таможенную границу РФ;
— иная предпринимательская деятельность нерезидентов РФ, осуществляемая через таможенную границу РФ.
Резидентом в качестве лица, обязующегося уплачивать налоги в связи с получением им доходов от объектов, находящихся на территории РФ, признаются граждане, прибывающие в России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Приведем основные отличительные черты по взиманию налогов в рамках внешнеэкономической деятельности от налогообложения финансово-хозяйственных операций внутри страны:
— подтверждение и предоставление определенных документов для получения налогового вычета;
— налоговая база определяется исходя из таможенной стоимости;
— номенклатура товара классифицируется согласно ТН ВЭД;
— отличается порядок исчисления и взимания налогов;
— операции по экспортно-импортным грузам имеют свои особенности при перевозке и документальному оформлению.
Участником ВЭД может стать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, независимо от вида деятельности и системы налогообложения. Для этого необходимо пройти регистрацию в таможенном органе, через который будут осуществляться импортно-экспортные операции, подав определенный пакет документов, запрашиваемый данным контролирующим органом. Процесс ведения внешнеэкономической деятельности является достаточно сложным, и поэтому компаниям, решившим выйти на международный рынок желательно сначала закрепить свои позиции на отечественном рынке, быть конкурентоспособными, знать особенности внутренней системы налогообложения, уметь просчитывать как финансовые, так и налоговые риски от ведения предпринимательской деятельности.
Но, несмотря на вышесказанное, грамотное исчисление и определение налоговой базы по внешнеторговым операциям является залогом возможности снижения налоговой нагрузки у компании-участницы ВЭД.
Основным и самым главным налогом при осуществлении внешнеэкономической деятельности является налог на добавленную стоимость (далее — НДС). Порядок расчета и исчисление данного налога отличается от обложения операций по внутрироссийским сделкам. Ключевыми моментами в данном вопросе будут следующие:
— обязанность по уплате НДС лежит на любом участнике ВЭД в случае осуществления импортных операций, а налоговым вычетом могут воспользоваться только компании и индивидуальным предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения;
— допустимость применения налогового вычета по НДС только в случае использования приобретенного импортного товара для деятельности, относящейся к внешнеэкономической;
— экспортные операции облагаются по нулевой процентной ставке, подтвердить право необходимо документально и в срок, установленный НК РФ (не позднее 180 дней со дня помещения товара под таможенную процедуру экспорта);
— различие в определении налогооблагаемой базы по НДС при импорте стран — членов ЕЭАС и других стран, не входящих в данный союз;
— своевременность уплаты ввозного НДС для принятия его к вычету;
— вычет запрашивается в том же квартале, в каком принят товар к учету.
Еще одним особенным налогом при проведении внешнеторговых операций является косвенный налог-акциз, уплачиваемый либо напрямую в таможенный орган (в случае обязательной маркировки товара), либо в налоговую инспекцию. Налоговая ставка по каждому виду подакцизного товара устанавливается и регулируется (изменяется) Налоговым кодексом РФ. В статье 181 НК РФ приведен обязательный список товаров, относящийся к подакцизному. К основным видам относятся:
— табак, табачные изделия и сырье для его производства;
— вся алкогольная импортная продукция и спиртосодержащая продукция (более 4% этилового спирта);
— парфюмерная косметика и бытовая химия (в виде аэрозолей);
— транспортные средства (мотоциклы и автомобили с оговоренной мощностью двигателя).
Ставки по подакцизным товаром регулируются статьей 193 НК РФ и в зависимости от конкретного вида могут быть рассчитаны как ставки в рублях за физическую единицу товара (твердые или специфические), либо применяется совмещение процентной ставки и фиксированной (комбинированный вид).
Таможенные пошлины хоть и не относятся к налоговым платежам, но также являются отличительной особенностью при проведении внешнеторговых операций и включаются в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость.
На основании п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Таможенная пошлина — это обязательный платеж, исчисляемый и уплачиваемый в случае пересечения товара границ государства. Определение размера уплачиваемой таможенной пошлины зависит от самого ввозимого/вывозимого товара, а также его качественных и количественных характеристик и кода ТН ВЭД.
Нерезидентами признаются юридические или физические лица незарегистрированные на территории РФ и не прибывающие на ней определенное для получения статуса резидента количества дней (183 календарных дня). Таким образом, иностранные компании или физические лица, не являющиеся резидентами, подлежат налогообложению на территории РФ в том случае, если получают доход от источников, находящихся на территории РФ. Порядок взимания и уплаты налогов нерезидентами на территории РФ зависит от двух факторов:
— получение дохода иностранными лицами осуществляется через представительства, расположенные на территории РФ;
— получение дохода иностранными лицами происходит от источников, расположенных на территории РФ.
В первом случае, имея на территории РФ представительства, нерезиденты производят уплату и исчисление налогов в рамках внешнеэкономической деятельности также, как и резиденты.
В случае отсутствия каких-либо представительств, нерезиденты, оказывающие услуги на территории РФ (импортные операции) будут уплачивать НДС через налоговых агентов (российская компания — получатель услуг), которые удержат данную сумму налога и перечислят в бюджет. Исключения составляют услуги, оказываемые через информационно-телекоммуникационную сеть, в этом случае иностранные компании обязаны стать на учет в налоговой инспекции на территории РФ не позднее чем 30 дней со дня начала оказания таких услуг и самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет РФ. Если оказываемые услуги попадают под действие ст. 149 НК РФ, то удержание НДС не происходит.
В случае реализации товаров нерезидентами налоговая база будет определяться как стоимость данных товаров, включая акциз (для подакцизных товаров) без включения в них сумм НДС, данную сумма налога налоговый агент обязан прибавить дополнительно к цене реализуемых товаров, предъявить данную сумму к оплате новому покупателю и оплатить налог в бюджет.
Что касается налога на прибыль для нерезидентов, осуществляющих свою деятельность без постоянного представительства в РФ (п. 3 ст. 1427 НК РФ), то доходы для его исчисления определяются на основании ст. 309 НК РФ. Исчисление и удержание, а также выплату в бюджет с них налога на прибыль осуществляется российской компанией (как налоговым агентом), производящей выплату данного дохода иностранной компании. Исключением в данном случае не является предоставление иностранной компанией услуг в электронной форме, при приобретении у иностранной компании консультационных и иных услуг российская организация — покупатель исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль вне зависимости от того, состоит ли иностранная организация на учете в российском налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.
Ведение внешнеэкономической деятельности и осуществление операций, связанных с ней часто скрывает в себе множество различных проблем, с которыми приходится сталкиваться практически всем ее участникам. Риски ведения внешнеэкономической деятельности в большей степени связаны именно с налогами, которые необходимо дополнительно удерживать и уплачивать в бюджет. Даже у самых добросовестных и ответственных налогоплательщиков могут возникнуть налоговые риски по разным причинам, которые можно объединить в четыре группы.
Первая группа — это риски, связанные с некорректным составлением и ведение документов по операциям и сделкам в рамках внешнеэкономической деятельности. Среди часто возникающих проблем можно выделить:
— некорректно отражены условия поставок в контракте;
— не отражены условия оплаты;
— не определены штрафные санкции за несоблюдения условий контракта;
— не определено место выполнения работ или оказания услуг;
— не уточнены нехарактерные условия данной сделки.
В результате чего контролирующие сделку органы (налоговые и таможенные) могут доначислить налог на прибыли или НДС, а также не признать важные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, а, следовательно, повысить налоговую нагрузку на компанию.
Вторая группа риска связана с неудачно составленным и спланированным проектом внешнеторгового контракта и поставок по нем. Здесь основными последствиями могут быть:
— невозможность применения льготного режима;
— трудности в подтверждении 0% ставки по НДС;
— завышение налога на прибыль в случае нестабильности валютного курса;
— отказ в предоставлении вычета по НДС налоговыми органами.
Третья группа рисков — это проблемы в ходе исполнения условий внешнеторгового контракта. Основные трудности могут возникнуть при возмещении НДС, обязанности по его уплате, необходимости уплаты штрафов и пеней из-за некорректного соблюдения условий контракта.
Отдельно также можно выделить риски, связанные с некорректным формованием налоговой отчетности по отражению внешнеторговых операций, а также заполнению основных таможенных документов. Данные риски могут привести к существенным штрафам со стороны контролирующих органов, а также не выпуском товара с таможенной границы.
По итогам главы можно сделать вывод, что акцизы, взимаемые при импорте товаров, регулируются исключительно национальным законодательством, в связи с чем номенклатура товаров, облагаемых акцизами и ставки акцизов, существенно отличаются в каждом государстве — члене ЕАЭС. Акцизы, взимаемые при импорте товаров, имеют незначительную долю в республиканском бюджете, однако данной категории товаров уделяется пристальное внимание со стороны таможенных органов, в связи с тем, что подакцизные товары наиболее часто являются предметом незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС. ведение внешнеэкономической деятельности требует особого внимания, актуальных знаний как в области таможенного, так и налогового, валютного и международного законодательств. Четкое планирование и стратегические действия помогут компании снизить риски, повысить прибыль и выйти на новый уровень предпринимательской деятельности. А корректное исчисление и уплата налогов — залог эффективного и долгосрочного функционирования финансово-хозяйственной деятельности компании как на отечественном, так и на международном рынке. Основными чертами налогообложения внешнеэкономической деятельности являются:
— особый порядок исчисления и взимания налогов на территории РФ;
— определение налогооблагаемой базы;
— корректность оформления экспортно-импортных операций;
— подтверждение экспортных операций для получения вычета по НДС.
Глава 3 Совершенствование порядка применения НДС и акцизов в странах Евразийского экономического союза
Расширение формата деятельности стран ЕАЭС связано с рядом внешних и внутренних факторов. В числе внешних особо следует выделить фактор изменения конъектуры, обусловленный как усилением конкурентной борьбы за рынки товаров, так и рядом ограничений, сопряженных с факторами политического характера (санкции) и эпидемиологическими обострениями, вызванными коронавирусной пандемией.
Круг внутренних факторов находится в формате сохранения дисбаланса внутри созданного интеграционного союза. Проблемы несбалансированности характерны для законодательных, макроэкономических торговых и иных аспектов деятельности союза требуют интеграционных компромиссов.
С точки зрения торговой политики стратегически важным является динамическое развитие единого рынка стран, однако решение стратегических задач лежит в плоскости осуществления различного рода мероприятий (Приложение 1).
Одним из направлений работы по совершенствованию налоговой политики как важной составляющей экономической политики Российской Федерации в рамках участия страны в ЕАЭС является гармонизация налогового законодательства стран, входящих в данный союз.
Опыт интеграционных таможенных объединений, в частности опыт Европейского союза, в области гармонизации налогового законодательства указывает на необходимость урегулирования в первую очередь вопросов, касающихся косвенного налогообложения, а именно взимания налога на добавленную стоимость и акцизов. С одной стороны, это обусловлено высокой долей поступлений от данных видов платежей в бюджетную систему, а с другой стороны, продиктовано необходимостью унифицировать отдельные элементы данных налогов и, прежде всего, ставок.
При исследовании порядка взимания акцизов необходимо особо акцентировать внимание на предварительной выработке единообразных подходов к формированию перечня подакцизных товаров, так как они определяют общие условия функционирования данного рынка и сближения ставок на них.
Мы придерживаемся мнения авторов, полагающих, что формирование перечня подакцизных товаров связано с выделением наиболее чувствительных товаров. При этом наиболее чувствительными к изменению среди косвенных налогов являются ставки акцизов по сигаретам и алкоголю, а также ставки налога на добавленную стоимость. Это обусловлено, с одной стороны, значительной фискальной составляющей упомянутых платежей, а с другой стороны, их высокой степенью суверенизации в силу определенных особенностей проводимой национальной налоговой и бюджетной политики государств — членов ЕАЭС.
По предложению Коллегии Евразийской экономической комиссии для создания гармонизированной системы функционирования косвенного налогообложения был создан Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию, в задачи которого, в числе других, входит разработка предложений по вопросам ун фикации налоговых законодательств государств — членов ЕАЭС.
Однако процесс гармонизации косвенного налогообложения сталкивается с налоговой политики каждого из государств — членов интеграционного объединения, обусловленной необходимостью экономического развития исходя из собственного уровня функционирования экономики, платежеспособного спроса и ряда других факторов.
На рисунке 4 наглядно проиллюстрированы в привязке к динамике импорта различия в функционировании налоговой системы каждого из государств — членов ЕАЭС по такому общепризнанному критерию оценки, как доля налоговых доходов в ВВП.
Рисунок 4 — Позиционирование стран — членов ЕАЭС по динамике роста импорта и доли налоговых доходов в ВВП
Данные рисунка 4 свидетельствуют о том, что наиболее предпочтительная позиция среди стран ЕАЭС характерна для Республики Армения, Российской Федерации и Республики Казахстан, так как именно в данных странах отмечается положительная динамика как темпов роста импорта, так и темпов роста доли налоговых доходов в ВВП. В нижнем квадранте матрицы расположены Кыргызская Республика и Республика Беларусь, для которых отличительной особенностью является снижение доли налоговых доходов в ВВП на фоне положительной динамики импорта, которая численно находится в диапазоне от 20 до 40%, что является идентичным показателям роста импорта для Республики Казахстан и Российской Федерации.
Результаты позиционирования свидетельствуют о наличии существенных диспропорций ставок косвенных налогов, формирующих налоговые платежи. Из этого эмпирического доказательства следует важность гармонизации налогового законодательства.
Однако, несмотря на различия в функционировании налоговых систем государств, образующих ЕАЭС, по результатам работы Коллегии Евразийской экономической комиссии был разработан проект соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств — членов ЕАЭС, который был подписан Российской Федерацией, однако не вступил в силу, так как для этого требуется одобрение всех стран, участвующих в рассматриваемом соглашении.
В части гармонизации акцизов по сигаретам данным документом предусматривается в пятилетней перспективе достижение индикативного уровня налоговой ставки, установленной в размере 35 евро за 1000 сигарет. При этом подчеркивается возможность ее корректировки, например, при изменении курса национальной валюты в рассматриваемый период более чем на 15%. Отдельно оговаривается, что к 2024 году уровень ставок акцизов, установленный национальным налоговым законодательством, не может отличаться от индикативного уровня более чем на 20%.
Следует также отметить, что принятие указанного выше документа является не первой попыткой гармонизации ставок акцизов в отношении сигарет. Так, на сегодняшний день действуют нормы Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств — членов ЕАЭС, утвержденного распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.11.2015 № 126, в соответствии с которым индикативная ставка акциза по сигаретам в 2019 году должна была составить 30 евро за 1000 штук, а в 2020 году 32 евро за 1000 штук.
Нормы законодательства Российской Федерации на сегодняшний день ставят размер ставки акциза по сигаретам в зависимость не только от их количества, но и от максимальной розничной цены, оговаривая при этом, что минимальный размер ставки акциза по сигаретам должен исчисляться исходя из их количества. Минимальная ставка акциза по сигаретам в Российской Федерации в 2020 году составляла 2671 рубль за 1000 штук, что при средневзвешенном курсе европейской валюты в 2020 году составляет 32,25 евро и опережает индикативные значения, установленные на 2020 год. При этом следует отметить, что изменение ставки акциза по сигаретам было нивелировано изменением курса национальной валюты.
В рамках проведенного исследования был осуществлен сравнительный анализ ставок акциза на сигареты, которые сопоставлялись с единой европейской валютой и действовали в странах — членах ЕАЭС в 2019-2020 годах (рис. 5).
Рисунок 5 — Динамика приведенных ставок акцизов в евро на 1000 штук сигарет в странах — членах ЕАЭС за 2019-2020 годы
В Республике Беларусь ставка акциза по сигаретам дифференцируется в зависимости от их стоимости на три группы, что подтверждает выдвинутый ранее тезис о необходимости гармонизации не только ставок подакцизных товаров, но и их перечня. Для сопоставимости материала в дальнейшем будем рассматривать ставку акциза, применяемую в Республике Беларусь ко второй ценовой группе сигарет.
Для достижения индикативных значений в отношении ставок акцизов по сигаретам в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Армения в пятилетней перспективе необходимо их увеличение более чем на 50 %. В более лучшем положении находится Республика Беларусь. При этом рост минимальной ставки акциза по сигаретам в Российской Федерации достигнет в 2023 году уровня 3467 рублей за 1000 сигарет, что вступает в противоречие с целями, задекларированными в соглашении о гармонизации налоговых ставок на табачную продукции. Данные выводы сделаны при допущении неизменности курса евро в отношении национальных валют рассматриваемых стран. Однако даже при сохранении значительной волатильности обменного курса, явно прослеживается тенденция разбалан- сированности акцизного обложения в отношении сигарет в государствах, объединившихся в ЕАЭС.
Рассматривая процесс гармонизации ставок акцизов в отношении алкогольной продукции, следует отметить, что в первую очередь его предполагается осуществить по указанным товарам с объемной долей этилового спирта более 9 %. При этом, помимо унификации ставок, отдельное внимание следует уделить гармонизации видов подакцизных товаров, попадающих под обложения данной ставкой. Так, в Республике Беларусь алкогольная продукция по доле содержания этилового спирта ранжируется начиная с 7 %, в Республике Казахстан такое ранжирование вообще отсутствует, а в Республике Армения и Кыргызской Республике акциз по крепкому алкоголю взимается не за литр стопроцентного этилового спирта, который содержится в рассматриваемом подакцизном товаре, а за литр конечного продукта. Из процесса унификации ставок предполагается исключить также такие виды крепкого алкоголя, как аррак, текила, мескаль и ряд других специфических видов алкогольной продукции наряду с напитками, содержащими алкоголь и изготовленными с применением технологии дистилляции фруктов. Деятельность по гармонизации ставок на алкогольную продукцию планируется осуществлять с учетом различий в размерах валового внутреннего продукта на душу населения государств — членов ЕАЭС, располагаемых ежедневных доходах населения данных государств, доступности, в том числе ценовой, алкогольной продукции для населения в странах рассматриваемого интегрированного сообщества. В зависимости от текущего уровня ставок предлагается ускорение темпов их роста в государствах — членах ЕАЭС с более низкими ставками и замедление их темпов роста в странах с более высокими ставками. Все это представляется возможным к осуществлению при проведении предсказуемой налоговой политики государств — членов ЕАЭС в сфере установления ставок акцизов.
Так же, как и по сигаретам, предлагается достижение индикативного уровня ставки в пятилетней перспективе, которая составит 9 евро за литр стопроцентного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Изменение данного показателя допускается в случае отклонения курса национальной валюты стран — членов ЕАЭС к евро более чем на 15%. В качестве возможного варианта предполагается, что размер ставки акцизов по указанной продукции к 2024 году для Республики Армения и Кыргызской Республики сможет быть менее индикативной величины на 40%, тогда как для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации отклонение допустимо не более чем на 15% в сторону уменьшения. При этом в большую сторону величина ставки акциза для всех стран интеграционного объединения не может отклонятся более чем на 10%.
На сегодняшний день, в силу отсутствия единообразного подхода к взиманию акциза в отношении крепкого алкоголя, представляется возможным сопоставить действующие ставки акцизов лишь в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь. Так, в Российской Федерации в отношении крепкого алкоголя в 2020 году действовала ставка в размере 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в Республике Казахстан ставка составляла 2550 тенге, а в Республике Беларусь ставка была равна 14,88 белорусских рублей. С учетом средневзвешенных курсов евро за 2020 год, в пересчете на европейскую валюту ставка акциза в отношении рассматриваемой алкогольной продукции составляла в Российской Федерации 6,57 евро за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в Республике Казахстан за ту же единицу товара ставка составляет 5,38 евро, а в Республике Беларусь 5,31 евро (рис. 6).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что индикативный показатель в размере 9 евро за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, на сегодняшний день не достигнут ни в одной из рассмотренных стран. При этом по всем рассматриваемым странам наблюдалась тенденция снижения ставки акциза по алкоголю, приведенная к европейской валюте, что, в свою очередь, было обусловлено отрицательной динамикой курса национальной валюты.
Таким образом, неотъемлемым условием эффективной реализации налоговой политики Российской Федерации является работа по обеспечению условий для функционирования рынка подакцизных товаров в рамках ЕАЭС. Одним из важнейших условий выступает закрепление на законодательном уровне календарного плана внесения изменений в национальное законодательство стран — членов ЕАЭС в части разработки унифицированного перечня подакцизных товаров и размеров их ставок.
Рисунок 6 — Динамика сопоставимых ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9% в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь в 2019-2020 годах
Кроме того, необходимо продолжить работу по унификации налоговых льгот, используемых государствами — членами ЕАЭС, в частности льгот по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС. Разработка единой системы льгот на основе оценки их эффективности, при соблюдении принципов нейтральности и тождественности, позволит нивелировать отрицательные последствия межстрановой налоговой конкуренции в рамках интеграционного объединения. Не подвергается сомнению наличие в перечне льгот по уплате налога на добавленную стоимость жизненно важных медицинских товаров и средств реабилитации инвалидности. При этом требуется выработка единого подхода в отношении льгот, направленных на стимулирование развития отдельных отраслей экономики. Результатом работы по унификации льгот должна стать разработка их единого реестра.
Вопросы гармонизации и унификации налогообложения являются важными с точки зрения устранения и снижения торговых барьеров и усиления интеграционных тенденций в рамках ЕАЭС. Прежде всего, это касается налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку, с одной стороны, за счет НДС обеспечивается существенная часть бюджетов государств-членов, и, с другой стороны, НДС входит в число таможенных платежей, уплачиваемых при осуществлении экспортно-импортных операций.
С учетом исчерпания первоначального эффекта интеграции ЕАЭС, несогласованность политики стран ЕАЭС в сфере косвенных налогов препятствует обеспечению условий конкуренции и формированию единого рынка. Вопрос урегулирования НДС в ЕАЭС — сложная, но необходимая задача для усиления интеграционного эффекта для государств- участников. В данном направлении наиболее существенное значение имеют следующие шаги:
1) разработка общего вектора развития налоговых систем стран — участниц ЕАЭС;
2) определение преимущественной функции налогов в странах- участницах ЕАЭС (фискальная или стимулирующая). Данная задача вытекает из расстановки приоритетов в стимулировании повышения конкурентоспособности товаров ЕАЭС и обеспечении пополнения бюджетов стран.
Решение этих задач должно играть определяющую роль в ходе унификации налога на добавленную стоимость. Российская Федерация постоянно совершенствует методы осуществления таможенного администрирования и, перенимая зарубежный опыт таможенного обложения, в свою очередь, может поделиться своими отечественными наработками, в частности, что касается взимания косвенных налогов – акцизов и НДС при поступлении товаров на территорию Российской Федерации, импортируемых из стран ЕАЭС. Действующие в рамках Таможенного союза стран ЕАЭС правила уплаты НДС и акцизов не на таможне, а в налоговых органах, по нашему мнению, можно было бы распространить на некоторые другие государства, не входящие в Таможенный союз ЕАЭС. Например, на страны, в отношении которых в настоящее время Россией применяется режим наибольшего благоприятствования, например, Китайскую Народную Республику, ряд других.
По итогам главы можно сделать вывод, что неотъемлемым условием эффективной реализации налоговой политики Российской Федерации является работа по обеспечению условий для функционирования рынка подакцизных товаров в рамках ЕАЭС. Одним из важнейших условий выступает закрепление на законодательном уровне календарного плана внесения изменений в национальное законодательство стран — членов ЕАЭС в части разработки унифицированного перечня подакцизных товаров и размеров их ставок. Кроме того, необходимо продолжить работу по унификации налоговых льгот, используемых государствами — членами ЕАЭС, в частности льгот по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС. Разработка единой системы льгот на основе оценки их эффективности, при соблюдении принципов нейтральности и тождественности, позволит нивелировать отрицательные последствия межстрановой налоговой конкуренции в рамках интеграционного объединения. Не подвергается сомнению наличие в перечне льгот по уплате налога на добавленную стоимость жизненно важных медицинских товаров и средств реабилитации инвалидности. При этом требуется выработка единого подхода в отношении льгот, направленных на стимулирование развития отдельных отраслей экономики. Результатом работы по унификации льгот должна стать разработка их единого реестра. С учетом исчерпания первоначального эффекта интеграции ЕАЭС, несогласованность политики стран ЕАЭС в сфере косвенных налогов препятствует обеспечению условий конкуренции и формированию единого рынка. Вопрос урегулирования НДС в ЕАЭС — сложная, но необходимая задача для усиления интеграционного эффекта для государств- участников. В данном направлении наиболее существенное значение имеют следующие шаги:
1) разработка общего вектора развития налоговых систем стран — участниц ЕАЭС;
2) определение преимущественной функции налогов в странах- участницах ЕАЭС (фискальная или стимулирующая). Данная задача вытекает из расстановки приоритетов в стимулировании повышения конкурентоспособности товаров ЕАЭС и обеспечении пополнения бюджетов стран.
Заключение
Акциз представляет собой вид косвенного налога, включенный в цену товара. На основании Налогового Кодекса РФ под акцизом понимается федеральный налог, обязательный к уплате на всей территории Российской Федерации.
Что касаемо Налога на добавленную стоимость (НДС), то он получил широкое распространение в мировой практике налогообложения в последние трети XX века и также как и акцизы, является разновидностью косвенных налогов.
Применение таких косвенных налогов, как НДС и акцизы, обусловлено необходимостью в стабильном источнике поступления доходов в государственный бюджет, а также гармонизацией налоговой системы России с налоговыми системами стран Европы.
Акцизы, взимаемые при импорте товаров, регулируются исключительно национальным законодательством, в связи с чем номенклатура товаров, облагаемых акцизами и ставки акцизов, существенно отличаются в каждом государстве — члене ЕАЭС. Акцизы, взимаемые при импорте товаров, имеют незначительную долю в республиканском бюджете, однако данной категории товаров уделяется пристальное внимание со стороны таможенных органов, в связи с тем, что подакцизные товары наиболее часто являются предметом незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС. ведение внешнеэкономической деятельности требует особого внимания, актуальных знаний как в области таможенного, так и налогового, валютного и международного законодательств. Четкое планирование и стратегические действия помогут компании снизить риски, повысить прибыль и выйти на новый уровень предпринимательской деятельности. А корректное исчисление и уплата налогов — залог эффективного и долгосрочного функционирования финансово-хозяйственной деятельности компании как на отечественном, так и на международном рынке. Основными чертами налогообложения внешнеэкономической деятельности являются:
— особый порядок исчисления и взимания налогов на территории РФ;
— определение налогооблагаемой базы;
— корректность оформления экспортно-импортных операций;
— подтверждение экспортных операций для получения вычета по НДС.
неотъемлемым условием эффективной реализации налоговой политики Российской Федерации является работа по обеспечению условий для функционирования рынка подакцизных товаров в рамках ЕАЭС. Одним из важнейших условий выступает закрепление на законодательном уровне календарного плана внесения изменений в национальное законодательство стран — членов ЕАЭС в части разработки унифицированного перечня подакцизных товаров и размеров их ставок. Кроме того, необходимо продолжить работу по унификации налоговых льгот, используемых государствами — членами ЕАЭС, в частности льгот по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС. Разработка единой системы льгот на основе оценки их эффективности, при соблюдении принципов нейтральности и тождественности, позволит нивелировать отрицательные последствия межстрановой налоговой конкуренции в рамках интеграционного объединения. Не подвергается сомнению наличие в перечне льгот по уплате налога на добавленную стоимость жизненно важных медицинских товаров и средств реабилитации инвалидности. При этом требуется выработка единого подхода в отношении льгот, направленных на стимулирование развития отдельных отраслей экономики. Результатом работы по унификации льгот должна стать разработка их единого реестра. С учетом исчерпания первоначального эффекта интеграции ЕАЭС, несогласованность политики стран ЕАЭС в сфере косвенных налогов препятствует обеспечению условий конкуренции и формированию единого рынка. Вопрос урегулирования НДС в ЕАЭС — сложная, но необходимая задача для усиления интеграционного эффекта для государств- участников. В данном направлении наиболее существенное значение имеют следующие шаги:
1) разработка общего вектора развития налоговых систем стран — участниц ЕАЭС;
2) определение преимущественной функции налогов в странах- участницах ЕАЭС (фискальная или стимулирующая). Данная задача вытекает из расстановки приоритетов в стимулировании повышения конкурентоспособности товаров ЕАЭС и обеспечении пополнения бюджетов стран.
Расширение формата деятельности стран ЕАЭС связано с рядом внешних и внутренних факторов. В числе внешних особо следует выделить фактор изменения конъектуры, обусловленный как усилением конкурентной борьбы за рынки товаров, так и рядом ограничений, сопряженных с факторами политического характера (санкции) и эпидемиологическими обострениями, вызванными коронавирусной пандемией.
Круг внутренних факторов находится в формате сохранения дисбаланса внутри созданного интеграционного союза. Проблемы несбалансированности характерны для законодательных, макроэкономических торговых и иных аспектов деятельности союза и требуют интеграционных компромиссов.
В формате настоящего исследования дано теоретическое обоснование и предложены рекомендации по эффективному функционированию рынка товаров стран — членов ЕАЭС за счет сближения чувствительных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, в частности:
— обоснована концептуальная модель, позволяющая обеспечить условия эффективного функционирования единого рынка товаров стран — членов ЕАЭС;
— доказано, что для повышения эффективности реализации налоговой политики необходимо осуществить гармонизацию налогового законодательства в рамках ЕАЭС, в частности, в отношении акцизов на сигареты и алкогольную продукцию крепостью свыше 9 градусов, приведя ставки по данным видам товаров к индикативным значениям к 2024 году;
— обоснована необходимость унифицировать систему льгот по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;
— обоснована целесообразность разработки унифицированного перечня подакцизных товаров и ставок, неотъемлемым условием которого является закрепление на законодательном уровне календарного плана внесения изменений в национальное законодательство государств — членов ЕАЭС.
Теоретическая база
Информационная база
Научная новизна
Практическая значимость
Список использованных источников и литературы
1. Андреева А.Н. Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения // Налоги. 2020. № 6. С. 42-47.
2. Ахвердян Д., Мелкумян О. Основные задачи гармонизации налога на добавленную стоимость в пределах ЕАЭС // Вестник Армянского государственного экономического университета. 2019. № 1. С. 178-186.
3. Ахметзянова Л.А. Проблемы налогообложения экспортных операций в Российской Федерации // В сборнике: наука и инновации — современные концепции. сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 2019. С. 36-40.
4. Баснукаев М.Ш. Акцизы и направления совершенствования акцизного налогообложения // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 339-343.
5. Беликова А.В. Сравнительный анализ применения ндс и акцизов в странах ЕАЭС // В сборнике: Таможенный кодекс ЕАЭС: первые итоги применения. Сборник научных трудов по материалам IХ Международной научно-практической конференции. 2019. С. 139-142.
6. Белых А.А. Особенности налогообложения в таможенной сфере // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 3 (30). С. 371-375.
7. Богданова В.В. Документальное оформление НДС при процедуре импорта из стран ЕАЭС в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 4 (20). С. 48-50.
8. Богданова В.В. Практическая реализация процедуры импорта из стран ЕАЭС в Российскую Федерацию в части уплаты НДС // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 4 (20). С. 566-569.
9. Ботбаева М.М. Особенности акцизного налогообложения в ЕАЭС // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 9. С. 483-489.
10. Галиева Я.К. Сущность и назначение акциза как вида косвенного обложения // В сборнике: Дни студенческой науки. Сборник научных трудов II Международной студенческой конференции. 2019. С. 285-288.
11. Ганиева Г.Р. Роль акциза в современной экономике // В сборнике: Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии. Сборник научных статей по итогам работы второго международного круглого стола. 2019. С. 212-214.
12. Горячко Е.Д. Методические подходы и основные направления гармонизации налогов в государствах — членах евразийского экономического союза // В сборнике: Молодежь в науке — 2017. сборник материалов Международной конференции молодых ученых: в 2 частях. Национальная академия наук Беларуси, Совет молодых ученых. 2018. С. 43-54.
13. Гукасян Д.В. НДС по торговым операциям со странами ЕАЭС // В сборнике: Международные стандарты учета и аудита: практика применения в условиях цифровой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Петровской, Г.Д. Амановой. 2020. С. 163-167.
14. Давыденко Е.В., Колесникова Т.В. Вопросы унификации НДС в рамках ЕАЭС // В сборнике: Таможенные чтения — 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Под общей редакцией С.Н. Гамидуллаева. 2020. С. 25-29.
15. Зассеева Б.А., Джиоева И.К. Акцизы и их влияние на экономику Российской Федерации // В сборнике: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. 2019. С. 113-118.
16. Исаева А.А., Михайлова С.Г., Кудюрова А.В. Экономическое содержание косвенных налогов: акцизов и НДС // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2020. С. 7-11.
17. Исакова Е.Ю. Фискальная и социальная роль акцизов в России // Академия педагогических идей Новация. 2019. № 3. С. 126-128.
18. Карнаухова Ю.В. Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 246-248.
19. Ким А.Э. НДС: понятие, сущность и роль в налоговой системе РФ // В сборнике: . Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 97-99.
20. Косенкова Ю.Ю., Турбина Н.М., Зобова Е.В. Особенности уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию России // В сборнике: актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2018. С. 94-101.
21. Кудряшова Е.В. Сущность акциза // Налоговед. 2019. № 9. С. 70-76.
22. Ленская О.В. Особенности учета экспортных операций // Global and Regional Research. 2019. Т. 1. № 4. С. 199-203.
23. Лепчук А.В., Семенова Н.К. Применение акцизов в странах ЕАЭС // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 99-101.
24. Манушина А.П., Костикова Д.В., Прошукина Е.А. Сравнительный анализ косвенного налообложения в ЕАЭС И ЕС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-1. С. 151-156.
25. Мороз Д.А. Совершенствование налогового законодательства еаэс в сфере косвенного налогообложения // Вестник ИЭАУ. 2020. № 27. С. 7.
26. Мошкина М.А. Акцизы в зарубежных странах // В сборнике: наука в исследованиях молодежи — 2020. материалы студенческой научной конференции. В II частях. Курган, 2020. С. 112-113.
27. Павлос К.А. Налог на добавленную стоимость: проблемы и перспективы // Студенческий вестник. 2020. № 4-4 (102). С. 49-52.
28. Петти У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо. М. : Эконов-Ключ, 1993.
29. Пинская М.Р., Артемьев А.А. Недостатки механизма косвенного налогообложения в ЕАЭС и способы их устранения // Международные отношения. 2018. № 4. С. 104-111.
30. Рыльская М.А., Шохин С.О., Боброва О.Г., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 1 (109). С. 106-121.
31. Рычкова М.С. Экономико-правовое регулирование взимания НДС на территории Евразийского экономического союза // В сборнике: Фундаментальные и прикладные социально-гуманитарные исследования. Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 273-281.
32. Тихонова А.В. К вопросу об изменении функциональной роли акцизов в России // Налоги и налогообложение. 2019. № 11. С. 35-44.
33. Тихонова А.В. Косвенное налогообложение в ЕАЭС: особенности и результаты применения // Налоги. 2018. № 5. С. 38-43.
34. Тубанова Ю.Б. Отчетность при взаимной торговле с государствами ЕАЭС // Налоговая политика и практика. 2020. № 10 (214). С. 76-80.
35. Фахретдинова И.В. Влияние акцизной политики государства на уклонение от уплаты акцизов // В сборнике: экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития. сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2019. С. 45-48.
36. Федина Е.В. Некоторые аспекты применения НДС в отношении импортных операций // В сборнике: Наука ЮУрГУ. Материалы 71-й научной конференции. 2019. С. 94-100.
37. Чайка Л.П. НДС при импорте и экспорте работ и услуг в ЕАЭС // Бухгалтерский учет. 2018. № 1. С. 75-84.
38. Яковченко А.А. Повышение ставки ндс в россии в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран ЕАЭС // Экономика и социум. 2019. № 5 (60). С. 1621-1624.
39. Финансовая статистика [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/ Pages/default.aspx.
40. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика. URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф