Меню Услуги

Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. Часть 2.


Страницы:   1   2   3


1.3. Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в области ранней профориентационной работы с дошкольниками

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка в области профориентационного воспитания. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. [25, c 76]

Хорошей традицией может стать проведение Недели роди­тельских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников — представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фотоматериалов, а главное — живое общение с мамой или папой одногруппника вызывают неподдельный интерес дошкольников. После встречи детей можно пригласить посетить место работы гостя.

Положительные результаты в профориентационном развитии детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Беседа о ранней профориентации дошкольников — одна из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию и сотрудничеству. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. На основе бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации.

Одним из эффективных методов включения родителей в процесс  ознакомления дошкольников с профессиями является проведение дней открытых дверей. «День открытых дверей» дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ранней профориентации детей, заинтересовать и привлечь к участию . Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети с целью ознакомления с предметно – развивающей средой. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, конкретные занятия с игрушками и др.). Рефлексией выясняют впечатления родителей, отвечают на возникшие вопросы. [41, c 80]

Открытые просмотры занятий и других форм профориентационной работы очень много дают родителям, т.к. они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей, а также родители могут перенять у педагога приемы обучения и воспитательные воздействия.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Кем я хочу быть»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в профориентации детей. Для них целесообразно организовать семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Эта форма работы дает возможность  подробно рассказать о методах и приемах ознакомления,  показать значимость насыщения предметно – развивающей среды и организацию игровой деятельности. [39, c 101]

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом в профориентационной работе. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников ДОУ, членов семей.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами профориентационной работы через материалы стендов, тематических выставок «Все профессии важны», «Кем быть?», «Мамы разные важны» и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки «Профессия папы», «Кому что нужно», лепка «Испечем пирог», аппликации «Огонь друг» и т.д. В разделе «Советы и рекомендации» помещаются рекомендации по вопросам организации игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых дома.

Тематика материалов стенда должная зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: «У мамы руки золотые» и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например: «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.

На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме «Радость творчества» можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д.

Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического, физического и т.п.): «Мы трудимся, стараемся», «Красота и дети», «Мы и природа» и др.

Итак: взаимодействия ДОУ и семьи по ранней профориентации дошкольников лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.

Выводы по первой главе

Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Очень  важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Профориентация в дошкольном образовании подразумевает создание предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, которая способствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде на основе «Я-концепции».

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском коллективе. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

В  процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится большая роль семье. Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояс­нение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА БАЗЕ ДОУ

2.1. Констатирующий этап

В исследовательской деятельности  принимали участие воспитанники детского сада № 92 г. Братска Иркутской области в количестве 11 человек среднего дошкольного возраста.

Целью исследования являлось проанализировать влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых на формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников.

Первым этапом исследования являлась изучение представлений ребят о труде взрослых. На данном этапе применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Вторым этапом исследования являлось проведение совместных мероприятий  с семьми воспитанников  по ознакомлению детей с профессиями, проведение бесед.

Третьим являлся контрольный этап с целью выяснения изменений представлений детей о труде взрослых.

Каждых этап эксперимента тщательно анализировался, создавались наглядные таблицы изменения представлений детей.

Подготовка исследования. Были составлены вопросы для беседы «Что такое профессия» (Методика Е.И. Медвецкой).

Проведение исследования. С детьми  проводилась индивидуальная беседа. Детям были задан вопрос: — Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. И предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Таблица 2.1. Обработка данных. Результаты по каждой беседе

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
№п/п Ребенок Профессия Орудия

труда

Процесс

Труда (что делает?)

1.  Алина К Повар Кастрюля, сковорода Готовит еду
Врач «Слушалка» Лечит людей
Продавец Касса Продает
2. Руслан С Капитан Катается на корабле, ловит рыбу
Водитель Руль Возит груз
Летчик Летает в небе
Учитель Доска Учит детей
3.  Лида К Парикмахер Ножницы, фен Делает прически разным тетям
Военный Погоны, пистолет Марширует, стреляет
Врач Градусник, укол, очки Делает укол
Пожарник Машина, вода Тушит огонь
4. Максим К Летчик Самолет, очки Летает
Продавец Калькулятор, касса, весы Продает молоко
Пекарь Булочки, тесто Печет булочки
Милиционер «Палочка» Ищет преступников
5.  Элеонора С Директор Папки, компьютер
Врач Градусник Лечит людей, дает таблетки
6.  Борис К Космонавт Космический корабль Летает в космосе
Солдат Пилотка, танк, пулемет, автомат Стреляет и ездит в танке
Матрос Корабль Катается на корабле, служит
Учитель Учит детей
7.  Аня С Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь Делает прически, подстригает
Водитель(автобуса) Машина, руль, Возит людей
Врач Градусник, таблетки Лечит
8.  Олег К Милиционер «Палочка», фуражка Стоит на дороге, останавливает машины
Моряк Корабль, руль Водит корабль
9.  Оля М Доярка Доильный аппарат, ведро Доит и ухаживает за коровой
Тракторист Трактор, лопата, грабли Сеет зерно, боронит землю
Проводница Поезд Ездит в поезде, помогает пассажирам, разносит чай
Певица Микрофон, платья Поет песни, танцует, радует людей
Экономист Калькулятор, бумаги Считает цифры и деньги
10.  Лариса И Продавец Весы Продает
Кассир Касса
Журналист Блокнот, компьютер, диктофон Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы
Плотник Молоток, пила Делает мебель
11.  Света О Учитель Указка, книги Учит ребят
Швея Швейная машина, иголки, нитки Шьет красивую одежду

 

Результаты исследования несколько удивили. Оказалось, что у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель.

Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей. Исключение составляют профессии родителей детей. Так, например,  Оля. М с увлечением рассказала о работе мамы-врача. Было заметно, что девочка знает о труде своей мамы,  знает, что в работе мама использует различное оборудование, выписывает рецепты, рассказала о пациентах. Также девочка рассказала о том, как одета мама во время работы. Оля также с интересом говорила о том, что мамина профессия очень важна, что врачи нужны и взрослым и детям.

Лариса И. много знает о профессии папы, который работает журналистом. Девочка знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».

Также Света О.  рассказала о профессиях двух своих родителей: учитель и швея. Девочка знает, где работают родители, чем они заняты на работе, какие предметы используют во время работы. Света рассказала, что, как и мама, хочет стать швеей, чтобы шить красивые вещи.

Ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так  Руслан. С не смог ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан,  Борис. К – чем пользуется учитель,  Лариса. И – не смогла ответить, что делает на работе кассир.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых.

Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Поэтому, основное направление в работе с детьми  дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!