Страницы: 1 2
3.2. Результаты деятельности гражданской авиации
Сегодня на долю воздушного транспорта России приходится 41,5% от общего пассажирооборота всех видов транспорта страны, что в два раза больше, чем было в 1990 г. Воздушный транспорт России самостоятельно создает более 340 тыс. рабочих мест и более 1 млн. рабочих мест в других отраслях экономики (авиастроение, авиатопливообеспечение, туризм, сфера обслуживания населения и т.д.). Финансовый оборот (выручка) предприятий гражданской авиации России в 2016 г. составил около 1,1 трлн. руб., что составило 1,5% ВВП страны.
Российские авиакомпании успешно эксплуатируют современные воздушные суда отечественного и западного производства, повсеместно внедряются передовые IT-технологии. Отечественные авиаперевозчики заслуженно и с завидной регулярностью попадают на первые строчки рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств в сфере гражданской авиации.
В 2017 г. на авиатранспортном рынке РФ идет активный восстановительный рост. Так, за 2017г. год рост операционных показателей деятельности авиакомпаний к соответствующему периоду 2016 г. составил:
— пассажирооборот + 21,1%
— пассажиропоток + 19,3%
— занятость пассажирских кресел + 1,9 п.п.
В то же время деятельность российской гражданской авиации на современном этапе обусловлена воздействием ряда факторов: неустойчивая посткризисная стабилизация экономики страны, продолжающаяся неопределенность в развитии рынков международных перевозок, как на регулярных, так и на чартерных (прежде всего курортных) направлениях.
Необходимо отметить, что авиационные власти России предпринимают отдельные попытки по внедрению в воздушное законодательство страны передовых международных стандартов и практик. Но сказать, что проводимая работа и ее системность достаточны, участники авиационного сообщества России не могут. После ситуации с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» появился целый «вал» инициатив по изменению и ужесточению действующих нормативных правовых актов и введению новых требований к авиаперевозчикам. При этом, во внимание не принимаются уже существующие нормы и правила. Все это всей очевидностью показал, как наша авиационная администрация понимает принцип «Умного регулирования».
3.3. Пути повышения конкурентоспособности российских авиакомпаний на международном рынке на примере ПАО «Аэрофлот»
Чтобы конкурировать с «Аэрофлотом», нужно как минимум быть на его уровне. А таких компаний в России наберется не больше пяти. И все же, основные рекомендации по повышению эффективности деятельности российских авиакомпаний на основе изучения деятельности «Аэрофлота» дать можно.
Конкурентные преимущества «Аэрофлота»:
- Аэрофлот» гибко реагирует на новые требования и вызовы постоянно меняющейся среды, усиливает свою клиентскую ориентацию, повышает операционную эффективность.
- «Аэрофлот» в своей деятельности руководствуется следующими ценностями:
- главный приоритет — безопасность полетов
- главная забота — пассажир
- основной актив — персонал
- основной принцип — высокая социальная ответственность.
Постоянная ориентация на своих клиентов, изучение их потребностей, вкусов и предпочтений позволяют компании оперативно учитывать изменения их требований и желаний, формировать и предлагать продукт, учитывающий интересы различных потребительских групп. Открытое и активное обсуждение проблем обеспечивает принятие взвешенных решений и их профессиональную реализацию. Создание системы, ориентированной на развитие человеческого капитала, является движущей силой повышения конкурентоспособности.
Для «Аэрофлота» безопасность не просто важный производственный показатель, безопасность — это главный приоритет авиакомпании. Разработана и действует Концепция безопасности, которая предъявляет самые жесткие, даже по международно признанным нормам, требования к подготовке и выполнению полетов. Вся деятельность авиакомпании направлена на постоянное совершенствование управления, технологий и бизнес — процессов, обеспечивающих безусловную безопасность полетов.
Пассажир — всегда в центре внимания на борту «Аэрофлота». Каждый сотрудник авиакомпании осознает свою ответственность за обеспечение безопасности полета и комфорта для всех Пассажиров, выбирающих Аэрофлот. Компания постоянно работает над совершенствованием системы обслуживания, цель — создание сервиса, который превосходит ожидания Пассажира.
В Аэрофлоте работает около 19 тыс. сотрудников — главное богатство авиакомпании. Творческое отношение к работе создает необходимые предпосылки для удовлетворения требований самых взыскательных пассажиров. Каждый день сотрудники компании вносят частицу своего труда в обеспечение эффективной работы компании, в каждом департаменте ведется слаженная и согласованная работа — будь то организация летной работы и технического обслуживания самолетов, резервирование и продажа авиабилетов, обслуживание в аэропорту и в полете или администрирование и управление. Доверие, которое сегодня оказывают Аэрофлоту около шести миллионов пассажиров, — результат самоотверженной работы многотысячного коллектива авиакомпании.
Сложившийся коллектив единомышленников, связанных общими интересами, ответственностью, целями и задачами, ведет «Аэрофлот» к новым высотам на пути к основной цели — созданию авиакомпании международного класса. Устремленность в будущее, дух лидерства и ориентация на клиента являются основой корпоративной культуры.
«Аэрофлот» реализует многочисленные социальные проекты, получившие признание общества. Компания имеет партнерские отношения с рядом общественных, культурных и спортивных организаций, поддерживая многие социально значимые инициативы в этих областях. Активно ведется благотворительная деятельность, значительное внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Высокая социальная ответственность перед обществом, приверженность идеям социального партнерства создают предпосылки для обеспечения дальнейшего роста социальной ответственности бизнеса, формирования в России цивилизованного бизнес-сообщества.
- Качество продукта является одним из главных факторов, определяющих конкурентоспособность компании на рынке. Стратегия «Аэрофлота» заключается в создании продукта, выгодно отличающегося от предложения конкурентов и соответствующего высшим мировым стандартам. Базовыми элементами продукта авиакомпании являются безопасность и надежность. «Аэрофлот» намерен предпринимать все усилия для поддержания рейтинга безопасности на самом высоком уровне в отрасли, достижения показателей ведущих мировых авиакомпаний по пунктуальности, регулярности выполнения рейсов и сохранности багажа. Важной задачей маркетинговой стратегии «Аэрофлота» является привлечение высокодоходных пассажиров. Это предполагает инвестиции в повышение качества обслуживания, а также развитие дополнительных услуг. «Аэрофлот» планирует придать своему продукту колоритные национальные черты. Стратегическую важность имеет усиление торговой марки и укрепление репутации компании. Программа ребрендинга, начатая в 2002 г., призвана визуально закрепить положительные перемены, происходящие в компании, придать внешнему облику Аэрофлота новые, более современные и привлекательные черты. Новый имидж компании будет базироваться на ключевых ценностях, таких, как внимание к людям, надежность и российский характер Аэрофлота.
- Успех современной компании сегодня напрямую связан с использованием самых передовых информационных технологий (ИТ). «Аэрофлот» уделяет большое внимание развитию ИТ. Деятельность «Аэрофлота» в данной области в первую очередь направлена на максимальную автоматизацию бизнес-процессов и процессов информационного обмена, создание единого банка данных для всего предприятия. Компания будет расширять использование систем поддержки принятия управленческих решений. «Аэрофлот» планирует активно развивать электронную коммерцию: бронирование и продажи через Интернет, электронные билеты и регистрацию. Это позволит обеспечить близость компании к клиентам, сделать покупку билета и регистрацию более удобными для пассажиров, а также существенно снизить затраты на каналы продаж.
- Понимая высокую степень корпоративной, общественной и социальной ответственности, «Аэрофлот» принимает на себя обязательства по выполнению в своей деятельности высоких требований, соответствующих лучшей мировой практике корпоративного управления. Основными принципами системы корпоративного управления компании являются: равное соблюдение прав всех акционеров (включая миноритарных и акционеров-нерезидентов), максимальная информационная прозрачность и подотчетность перед акционерами и инвестиционным сообществом, ориентация практики управления компании на максимизацию рыночной стоимости ее акций. «Аэрофлот» планирует продолжить целенаправленную работу по совершенствованию практики раскрытия информации, в частности проводить на регулярной основе брифинги для инвесторов и инвестиционных аналитиков, увеличить объем финансовой информации на web-сайте компании, публиковать более подробные данные по доходам и затратам. «Аэрофлот» планирует разработать дивидендную политику, устанавливающую четкие принципы определения размера и порядка выплаты дивидендов. Компания намерена связать интересы управленческой команды и акционеров путем создания специальных долгосрочных программ мотивации руководителей, основанных на росте рыночной капитализации авиакомпании.
- В бизнес-модели «Аэрофлота» основными конкурентными преимуществами являются: талантливый и ответственный менеджмент, единая торговая марка, инициативные и трудолюбивые сотрудники, прозрачная и гибкая структура затрат. Корпоративная реструктуризация должна обеспечить создание оптимальной бизнес-модели, которая будет удовлетворять перечисленным требованиям и способствовать росту стоимости компании.
- Эффективное управление рисками в компании «Аэрофлот». Деятельность авиакомпании связана с воздействием различных факторов риска — как общих коммерческих, так и связанных с отраслевой спецификой бизнеса. К основным рискам относятся риски, связанные с изменением цен на авиационное топливо, изменением лизинговых и процентных ставок, колебаниями валютного курса, а также кредитные риски. Необходимость предотвращения возможных потерь, а также рост ответственности компании перед акционерами привели к необходимости разработки и реализации политики управления рисками, в которой нашли отражение механизмы управления рисками в авиакомпании. Политика управления рисками осуществляется в целях своевременной идентификации, ограничения и минимизации воздействия рисков на деятельность компании, а также для обеспечения адекватной реакции компании на выявленные риски.
Отметим также другие пути повышения конкурентоспособности и эффективности российских авиакомпаний на мировом рынке.
Сегодня задача обеспечения высокой конкурентоспособности на мировом рынке становится актуальной вдвойне, однако пока конкурентоспособность российских авиакомпаний в мировом авиабизнесе весьма сомнительна.
Кроме того, российские перевозчики проигрывают своим иностранным конкурентам по технической оснащенности и способности ее поддержания, уровню сервиса, регулярности рейсов, известности брэндов. Мы можем этому противопоставить более-менее сложившуюся маршрутную сеть, знание особенностей национального рынка, тарифы и ценовые характеристики. И, наконец, такое преимущество, как географическое положение России, которая занимает 30% Евразийского континента и является единственным мостом между Европой и Азией.
На пути увеличения объемов пассажирских перевозок можно неизбежно столкнуться с жесткими сдерживающими факторами: изношенностью авиапарка и отсутствием ВС, отвечающих современным требованиям, крайне неудовлетворительным состоянием наземной инфраструктуры, отсутствием концентрации перевозок на фоне финансовой неустойчивости и убыточностью большинства авиакомпаний. Такие проблемы не могут быть решены без деятельного и, главное, конструктивного участия государства.
Перспективы развития авиакомпаний во многом зависят от того, в состоянии ли они пополнять свой парк нужными им самолетами. Для этого нужно уметь привлекать средства инвесторов.
Рецепт инвестиционной привлекательности универсален для зарубежных и российских компаний. Она обусловлена проработанным бизнес-планом, перспективным рынком, убедительной стратегией работы, эффективным менеджментом, прозрачностью компании. При этом достаточно иметь приемлемые финансовые показатели и структуру баланса, хорошую кредитную историю, достаточность активов для обеспечения сделки. Воспользоваться предлагаемым «рецептом» инвестиционной привлекательности российским перевозчикам мешает ряд факторов: «бесплатные» самолеты, доставшиеся компаниям от авиапарка бывшего СССР, пристрастие к «пиратским» рынкам, менеджеры, мыслящие лишь сиюминутными категориями, отсутствие эффективных собственников.
Основные усилия в развитии авиатранспорта России должны быть направлены на адаптацию российской авиатранспортной системы к перспективным требованиями нового века.
Важным условием повышения стабильности отрасли является участие Российских авиакомпаний в глобальных международных альянсах, а также сотрудничество российских авиаперевозчиков с перевозчиками стран СНГ и транспортными компаниями других видов транспорта.
3.4.Выводы
В настоящее время наблюдается рост авиаперевозок, причем как на международных, так и на внутренних.
Рост авиаперевозок позволяет оптимистически оценить перспективы Воздушного транспорта России. Однако несмотря на то, что объем перевозок гражданской авиации в нашей стране в последние годы растет положительные тенденции роста авиаперевозок могут омрачить следующие негативные факторы:
Медленное обновление парка воздушных судов российских авиаперевозчиков и недостаточное их количество, которое не способно справиться с постоянно растущими темпами авиаперевозок.
Растущие темпы авиаперевозок требуют не только увеличения числа современных воздушных судов, но и пополнения летного состава авиакомпаний высококвалифицированными кадрами.
Еще одним фактором, способным препятствовать росту авиаперевозок, является техническое состояние наземной инфраструктуры аэропортового хозяйства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений.
Важнейшими направлениями работы по повышению конкурентоспособности российских перевозчиков на международном рынке авиаперевозок являются:
- защита российского рынка авиаперевозок от нерегулируемого проникновения на него иностранных авиакомпаний. В частности, при выполнении иностранными авиаперевозчиками чартерных перевозок в Российскую Федерацию будут использоваться такие рычаги, как запрет на выполнение чартерных полетов на регулярных авиалиниях, согласование чартеров с регулярными авиаперевозчиками;
- углубление интеграционных процессов в отношениях со странами СНГ: защита общих интересов стран СНГ на международном рынке авиаперевозок, расширение географии полетов и создание альянсов между авиапредприятиями, урегулирование взаиморасчетов, выработка общей коммерческой политики при осуществлении полетов в третьи страны;
- предотвращение недобросовестной конкуренции российских авиакомпаний между собой, развитие их коммерческого сотрудничества, вступления в альянсы между собой и с иностранными партнерами;
- создание эффективной государственной системы контроля за деятельностью российских авиакомпаний на международных рынках авиаперевозок и иностранных авиаперевозчиков в России.
Функционирование системы обслуживания воздушного движения России должно соответствовать требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, нормам обеспечения безопасности полетов и стандартам ИКАО. Регулирование деятельности должно осуществляться централизованно на государственном уровне на основе законодательно закрепленного сохранения равенства прав всех пользователей воздушного пространства на его использование и выполнения международных обязательств, принятых Российской Федерацией.
Говоря об итогах работы воздушного транспорта, необходимо отметить, что в предыдущих годах основные усилия авиакомпаний были направлены на повышение конкурентоспособности, снижение издержек и повышение эффективности перевозочной деятельности. Необходимость таких шагов во многом была продиктована беспрецедентным ростом цен на авиационное топливо. Предпринятые меры позволили не только сохранить высокую динамику роста авиаперевозок, но и значительно улучшить ситуацию в сфере управления воздушным движением, с обновлением парка воздушных судов, внедрением передовых информационных технологий. Важно отметить, что конкурентоспособность сектора в основном обеспечивалась не за счет роста тарифов, а за счет введения режима жесткой экономии. Дальнейшие шаги по укреплению и развитию рынка авиаперевозок связаны с продолжением консолидации авиакомпаний, повышением эффективности и финансовой стабильности их работы.
Приоритетными задачами компаний являются:
- обеспечение безопасности полетов;
- повышение качества обслуживания клиентов Аэрофлота на земле и борту воздушных судов;
- развитие бизнес структуры и организации труда в компании;
- укрепление финансовых позиций на рынке международных и внутренних авиаперевозок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воздушный кодекс РФ
- Доклад директора Департамента государственной политики в области транспорта, геодезии и картографии Руппеля К.К. на конференции «Аэропорты, авиационные и экспедиторские компании в России: пути эффективного взаимодействия, перспективы развития, государственное регулирование».
- Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года
- Афанасьев В.Г. Коммерческая эксплуатация международных воздушных линий. – М.: Транспорт, 2002. – 325 с.
- Афанасьев В.Г. Международные отношения в области гражданской авиации. – М.: Международные отношения, 2001. – 244 с.
- Афанасьев В.Г. Организация международных воздушных перевозок. Перевозки пассажиров и багажа. – М.: Воздушный транспорт, 2000. – 115 с.
- Весь мир в кармане теперь и у пассажиров Аэрофлота // Воздушный транспорт. – 2004. — № 14. – с. 32.
- Касьянчик В.Д. Эффективность эксплуатации международных авиалиний. – М.: Дело, 2003. – 164 с.
- Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке // Эксперт, № 31(385)
- Федоров А. Гражданская авиация страдает от военных рисков // Финанс. – 2004. — № 48. с. 12.
- http://www.favt.ru/-официальный сайт Росавиации
- aeroflot.ru – официальный сайт авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии»
- ato.ru – журнал «Авиатранспортное обозрение».
- aviaglobus.ru – журнал международных авиановостей.
- http://combatavia.com1.ru — сайт о военной авиации России.
- aviation.com.ru – авиационные новости, аналитика.
- progresstech.ru – журнал «Аэропорты. Прогрессивные технологии».
- aviajournal.interami.com — журнал «Авиация Общего Назначения».
Страницы: 1 2
