Заявка на расчет
Меню Услуги

Современные тенденции развития рынка медицинского туризма. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 Глава 2 Анализ и оценка современного состояния и перспектив развития рынка медицинского туризма

2.1 Социально-экономическая характеристика развития рынка медицинского туризма в современном мире

Рынок медицинского туризма, пройдя определенные стадии эволюционного развития и адаптируясь к новым условиям мирового хозяйства, существенно изменился не только с точки зрения количества участников, но и с точки зрения предлагаемых медицинских и туристских услуг, уровню инновационных технологий в процессе организации технологического процесса оказания комплексной услуги и т.п. [35]. В качестве подтверждения вышесказанному могут служить статистические данные, отражающие динамику развития мирового рынка медицинского туризма.
Согласно статистическим данным за 2018–2019 гг. на международном рынке медицинского туризма наблюдался устойчивый рост в 4% в год, что практически сопоставимо с ростом величины мирового валового продукта — на 3,5%. Мировой рынок медицинского туризма в 2019 г. оценивался в 97.4 млрд. долл. США. Учитывая динамику рынка в последние годы, фокус на развитие направления и инвестиции в него со стороны развивающихся стран, прогнозировался рост до 125 млрд долл.США к 2021 году и затем до 179,6 млрд долл. США к 2026 году. Однако все эти прогнозы были сделаны до пандемии коронавируса, закрытия границ и введения ограничений.
По оценкам зарубежных экспертов, в среднесрочном периоде наблюдается сохранение представленных тенденций, и к 2022 г. уровень доходов от медицинского туризма возрастет на 30–35% .
В таблице 2.1 представлена выборка стран и индекс развитости в них из рейтинга Medical Tourism Index, ежегодно формируемого международной исследовательской организацией International Healthcare Research Center на основании обзора научно-прикладной литературы, мнений экспертов и опроса потенциальных и фактических потребителей услуг медицинского туризма, и отражающего динамику развития медицинского туризма в современном мире.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Таблица 2.1 — Рейтинг Medical Tourism Index 2020( International Healthcare Research Center) [45]

Позиция Страна Количество баллов
1 Канада 76,47
2 Сингапур 76.43
3 Япония 74.23
4 Испания 72.93
5 Великобритания 71.92
8 Израиль 70.78
12 Германия 69.29
14 Южная Корея 68.81
28 Бразилия 64.35
41 Россия 60.17
46 Иран 44.38

 

Данное агентство анализирует привлекательность страны для медицинских туристов на основании критериев оценки общего имиджа страны и экологии окружающей среды, состояния и развития медицинской и туристической инфраструктуры, доступности и качества оказываемых медицинских услуг и формирует интегральный показатель, оценивающий уровень развития и привлекательности страны для медицинских туристов.
Индекс рассчитывается математической формулой, в которой существенные факторы, влияющие на рейтинг, формируются с учетом специальных коэффициентов. Факторы, влияющие на оценочные показатели, объединяются в три основные группы:
1. Показатели экономического развития страны, уровень жизни населения и безопасность, приемлемость и выгодность обменного курса национальной валюты, культурные аспекты.
2. Привлекательность страны как туристического и медицинского направления с учетом стоимости лечения и затрат на поездку, а также культурно-исторических и природно-климатических достопримечательностей.
3. Качество медицинской помощи и сопутствующих сервисов, наличие современного медицинского оборудования и инновационных технологий лечения, наличие международной аккредитации медицинских центров, международной сертификации врачей и медицинского персонала, соответствие стандартов качества оказываемой медицинской услуги международным критериям качества.
Так, наиболее популярными областями специализации канадских лечебно-профилактических учреждений и диагностических центров признаны ортопедия, нейрохирургия, программы по снижению веса/липосакция, пластическая хирургия, стоматология.
Сингапур – высокоразвитое государство и одна из лидирующих стран Азиатско-Тихоокеанского региона – занимает вторую позицию по критериям, благоприятствующим развитию медицинского туризма. Дестинацию выбирают с целью проведения серьёзных хирургических вмешательств, таких как трансплантация органов, лечения онкологии, заболеваний сердца, а также болезней в области офтальмологии и неврологии. Успехам в лечении сложнейших недугов способствует использование высокотехнологичного оборудования, а также профессиональный подход медицинских работников к каждому пациенту.
Пациенты выбирают данное направление исходя из доступности и сравнительно лучшего качества услуг.
Медицинский туризм в Великобритании представлен широким спектром услуг в области хирургии, программами по лечению репродуктивной системы и увеличению фертильности, а также реабилитационными планами и процедурами по восстановлению и укреплению здоровья после тяжелого лечения. Стоит отметить наличие большого количества как государственных, так и частных многопрофильных клиник и госпиталей с высоким уровнем и качеством обслуживания. Выбор туристами Великобритании как направления для медицинской поездки основывается на близости культуры и возможности разговаривать на интернациональном языке, а также наличием разнообразных туристских аттракций и комфортных климатических и природных условий.

Занимая восьмую позицию в ранжированном списке мировых направлений медицинского туризма, Израиль специализируется на проведении сложных операций и видов лечения в области онкологии, ортопедии, кардиологии, общей, пластической и эстетической хирургии, педиатрии. Основной побудительный мотив туриста-пациента – использование инновационных технологий в процессе обследования и/или лечения в совокупности со значительной экономией на процедуры. Так, стоимость стоматологических услуг в Соединённом Королевстве составляет 1800-2500 фунтов, а аналогичные процедуры в Израиле обойдутся в 600-1000 фунтов (60-67% экономии). Стоимость лечения катаракты в клинках США варьируется в пределах 5000-6000 долларов, а в Израиле оно составит 3500-4000 долларов (30-33% экономии).
Что касается состояния медицинского туризма в России, которая, по оценкам специалистов Международного научно-исследовательского центра здравоохранения (International Healthcare Research Centre), занимает 41-ю позицию из 46-ой возможных, то вопрос требует многоуровневого и многопланового рассмотрения. Интерес потребителей к этому виду туризма, бесспорно, растет, однако туристы рассматривают скорее не внутристрановые, а зарубежные направления. Во многом это объясняется неудовлетворительным состоянием системы здравоохранения в современной России. Данный тезис подтверждают результаты социальных опросов, проведённых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По мнению опрошенных, наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения являются низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень квалификации врачей (49%). Кроме того, в случае болезни около 38% граждан не обращаются в поликлиники, объясняя это нежеланием сталкиваться с плохой организацией работы мед. учреждений, а также недоверием к персоналу (некомпетентность (10%), равнодушие врачей (6%), грубость (6%)) [26].
Однако, анализируя текущее состояние медицинского туризма в нашей стране, необходимо учитывать и положительные аспекты, такие как многообразие климатических и природных зон, и, как следствие, широкий спектр потенциально предоставляемых услуг, инновационные разработки.
Для оценки современных тенденций и особенностей развития рынка медицинского туризма на глобальном уровне необходимо исследовать не только передовой опыт и накопленные достижения тех стран, которые давно представлены на рынке и аккумулировали значительную успешную практику в решении организационных, экономических, социальных, экологических и других вопросов, связанных с функционированием и развитием предпринимательских структур, оказывающих медицинские услуги во внутреннем и въездном сегменте индустрии туризма, но и перспективы развития исследуемого рынка в странах-новых лидерах в сфере организации и управления медицинским туризмом.
В последнее годы сформировалась тенденция смещения центра медицинского туризма из экономически развитых западных стран (страны Европейского союза, Канада и США) в страны АТР (Корея, Индия, Таиланд, Сингапур). В этих странах с развитой системой медицинского туризма медицинская инфраструктура сформирована с учетом международных стандартов (в Индии 24 медицинских центра с JCI-аккредитацией, в Таиланде — 52, в Сингапуре — 22, в Малайзии — 13, в Корее — 27), разработана законодательная база и механизмы государственной поддержки, комплексная услуга обеспечена современной инфраструктурой сопутствующих сервисов.
Это ярко демонстрирует Южная Корея, где медицинский туризм развивается быстрыми темпами. В глобальном мировом рейтинге индустрии медицинского туризма данная страна занимает четырнадцатое место.
Высокотехнологичное оснащение, высокий уровень специалистов, жесткая система контроля качества медицинских услуг, доброжелательное обслуживание и сравнительно низкие цены по сравнению с Японией, США, Германией и Израилем, делают эту страну одной из самых привлекательных в области медицинского туризма. Примечательно и то, что 27 корейских клиник имеют аккредитацию Joint Commission International (JCI). По уровню оснащенности и качеству оказания медицинских услуг корейские клиники в рейтинге мировых лидеров находятся на четырнадцатом месте. Особенных успехов добились корейские врачи в области трансплантологии, Корея удерживает также лидирующие позиции в лечении онкологических заболеваний — выживаемость при раке желудка почти в два раза, а при раке печени в 1,5 раза выше, чем в клиниках США и Германии. Интерес иностранцев к получению медицинской помощи в клиниках Кореи постоянно растет за счет хорошего качества и конкурентных цен на медицинские услуги. Согласно материалам Агентства развития здравоохранения, в 2009 году количество иностранных пациентов составило 60 201 чел., в 2015г. — 296 889 чел., а в 2018 году данный показатель составил 380 000 человек, что свидетельствует об устойчивом росте спроса на данный вид услуг на международном рынке медицинского туризма.
Для получения разрешения и права на предоставление медицинских услуг иностранным туристам лечебные учреждения Южной Кореи должны обладать специальной лицензией, выданной Министерством Здравоохранения Республики Корея. Разрешение выдается сроком на три года и медицинские организации вынуждены вновь подтверждать свой статус и возможности по организации лечения и продвижении услуг за рубежом. В 2018 году было выдано 1709 лицензий государственными медицинским учреждениям и 1413 лицензий частному бизнесу [59].
Медицинские агентства по туризму обеспечивают полноценное обслуживание, включая визовую поддержку, трансферы, бронирование проживания и экскурсионного обслуживания. Кроме того, они координируют запросы, в том числе посредством использования возможностей сети Интернет, на получение медицинского обслуживания, помощь с переводом, обеспечивают страхование в случае несчастных случаев во время предоставления медицинских услуг. Корейский медицинский сервис в клиниках предлагает широкий ассортимент дополнительных услуг, среди которых можно выделить: скидки на проживание и транспортное обслуживание, экскурсионное обслуживание, питание из нескольких национальных кухонь, наличие беспроводной сети Интернет и доступа к телевизионным каналам из различных стран мира [25].
Корейский институт медицинского образования стал первым образовательным учреждением в Азии, подтвердившим статус во Всемирной федерации медицинского образования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что процесс лечения туристов проходит по таким же высоким стандартам, как и в ведущих странах по уровню развития медицинского туризма — Германии, Израиле и США. В 2017 году аналитическое агентство Bloomberg поставило национальную систему здравоохранения Южной Кореи на четвертую позицию в рейтинге по эффективности функционирования во всем мире [50].
В 2018 году Агентством развития здравоохранения Республики Корея было проведено маркетинговое исследование, целью которого стало выявление основных факторов, влияющих на эффективность функционирования и развития рынка медицинского туризма в Республике.
По результатам проведенного исследования было выявлено несколько ключевых факторов, способствующих стабильному развитию рынка медицинского туризма в Республика Корея в процентном соотношении (рисунок 2.1). Общая совокупность факторов, представленных на рисунке 2.1, составляет, таким образом, 100%.

Рисунок 2.1 – Факторы, оказывающие положительное влияние на стабильное развитие рынка медицинского туризма в Республика Корея [59]

Представленные выше факторы можно также соотнести и с другими странами мира, в том числе и с РФ. Однако, нельзя не упомянуть о таком факторе как «Эффект Халлю» («Эффект корейской культуры») – комбинация возможности получения медицинской услуги и культурно-познавательного туризма в крупнейших исторических и современных дестинациях Южной Кореи.
В качестве объекта интереса здесь отдельно необходимо выделить корейские компьютерные игры, моду, современную поп-музыку, корейский кинематограф и персоналии так называемых «айдолов» — известных корейских артистов и музыкантов. При этом в случае последних наблюдается весьма примечательная тенденция – растет число пациентов, которые хотят получить услуги по проведению косметических процедур и хирургических операций по изменению внешности с целью уподобления кумиру. Это, в свою очередь, положительно влияет на рост рынка медицинского туризма не только на внутреннем сегменте, но и с точки зрения привлечения иностранных туристов.

 

Рисунок 2.2 – Сравнительная характеристика стоимости медицинских услуг в Южной Корее и США [66]

Как видно из представленного рисунка, основной упор на рынке медицинского туризма как представители бизнеса, так и власти Южной Кореи делают на использование инновационных технологий при оказании медицинских услуг высокого качества при относительно низком уровне цен [37].
В целом, можно говорить о существовании среднего значения разрыва в уровне цен между странами в 77%. Верность данного сравнения подтверждается статистическими данными о доле туристов из США – пациенты из этой страны составляют около 12% от общего числа посетителей Республики Кореи с целью получения медицинских и оздоровительных услуг [66].
Из видов медицинских услуг, которые выбирают туристы из зарубежных стран, приезжающие за лечением в Южную Корею, наиболее востребованными следует признать проведение общего медицинского обследования, дерматологию, пластическую хирургию, гинекологию, чек-ап процедуры, ортопедия.

По прогнозам в 2020 году рынок медицинского туризма в Южной Корее должен был увеличиться в 4 раза по сравнению с 2015 годом до 1.2 млн туристов.
Однако, в связи с эпидемией коронавирусной инфекции данным прогнозным оценкам, как показывает текущий уровень статистики снижения уровня туристских потоков, не суждено стать реальностью [59].
На основании изучения опыта организации и управления медицинским туризмом на международном уровне, можно сделать ряд выводов о современных тенденциях на исследуемом рынке. К числу наиболее важных необходимым отнести:
1. Высокий уровень внедрения инновационных технологий в процесс управления и реализации медицинских услуг на внутреннем и въездном рынке медицинского туризма при одновременном обеспечении разумного соотношения показателей цены и качества является ключевым драйвером роста и основным побудительным мотивом для совершения поездки, в особенности в случае необходимости проведения сложных операций и длительного лечения.
2. Конкурентные преимущества субъектов предпринимательской деятельности и даже отдельных государств на рынке медицинского туризма могут достигаться за счет трансформации ресурсной базы не только с точки зрения ее адаптации и эффективного рационального использования применительно к существующему уровню экономической конъюнктуры рынка, но и за счет расширения практики внутриотраслевого взаимодействия на базе создания и последующего развития кластерных структур, холдинговых образований, сетевых объединений и т.п.
3. Важную роль в устойчивом развитии национального рынка медицинского туризма необходимо отвести унифицированной системе продвижения туристских услуг как на уровне государства, так и на уровне бизнес-структур. Распространение информации, обеспечение свободного и полного доступа о возможностях и специфических особенностях национального сегмента рынка медицинского туризма является ключевой задачей всех участников рыночных отношений.

2.2. Анализ отечественного опыта и выявление системных проблем развития рынка медицинского туризма в РФ.

Активное формирование и развитие рынка медицинского туризма в РФ, по сравнению со многими развитыми странами, началось лишь в первой половине ХХI века, что было обусловлено целым рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести:
— негативное влияние на общие тенденции формирования рынка медицинского туризма в долгосрочной перспективе оказал распад СССР, что привело к значительному отставанию российского сегмента данного рынка от зарубежных конкурентов как в материально – техническом оснащении, так и в подготовке квалифицированных кадров, которых не устраивал уровень оплаты труда и сами условия, в которых приходилось работать в начале 90-хх гг. [16],
— как следствие первого обстоятельства — существенный отток кадров из отрасли как в другие сегменты национальной экономики, прежде всего торговлю и бытовое обслуживание населения, так и их эмиграция в иностранные государства, в том числе для продолжения работы на рынке медицинских услуг,
— значительное снижение объемов финансирования системы здравоохранения со стороны государства, что было вызвано как последствиями целой череды экономических кризисов, так и тенденцией сокращения государственных расходов на социально значимые сферы общественного воспроизводства [32],
— общее снижение уровня жизни и благосостояния населения, что привело к значительному сокращению расходов на непродовольственные товары и услуги, в целом низкий спрос как на платные медицинские услуги, так и на услуги в области туризма и рекреации,
— наиболее обеспеченные слои населения, которые потенциально могли бы формировать спрос на услуги медицинского туризма на национальном рынке, предпочитали оферты зарубежных конкурентов из стран со сложившимся уровнем имиджа и инфраструктуры данного вида туризма (Швейцария, Израиль, Германия и т.д.), [53].
Улучшение ситуации на рынке отечественного медицинского туризма наблюдается лишь после 2005-2007 гг., что также обусловлено целым рядом положительных моментов в российской экономике и обществе, в целом.
Ключевым импульсом для развития рынка медицинского туризма в России стала реализация таких крупномасштабных национальных проектов как «Здравоохранение» [11] и «Демография» [12], основное действие которых направлено на модернизацию национальной системы здравоохранения и повышения качества жизни населения. Вместе с тем, обновление материально- технической базы медицинских учреждений, повышение уровня требований к качеству, доступности и своевременности оказания медицинских услуг, поддержка реализации программ ординатуры, аспирантуры и постдипломного образования создали устойчивый базис для наращивания экспортных возможностей сферы здравоохранения посредством создания и реализации программ медицинского туризма, а также расширения внутреннего рынка.
По статистическим данным Российской Ассоциации медицинского туризма (АОММТ) в 2016 году Россию посетило 35 тыс. зарубежных туристов с целью получения медицинских услуг по различным видам и направлениям, в 2017 г. — 120 тыс.чел, в 2018 г. — 300 тыс.чел.
На долю РФ в последние годы приходилось около 1% от совокупного объема услуг, оказываемых на мировом рынке медицинского туризма. В таблице 2.2 представлен объем въездного туристского потока в Россию по основным направлениям медицинского туризма по состоянию на 2018 г.

Таблица 2.2 — Объем въездного туристского потока в Россию по основным направлениям медицинского туризма, 2018 г. [131]

При этом наиболее перспективными профилями считаются кардиология, офтальмология, детское здоровье, родовспоможение, гинекология, эндокринология, стоматология, ортопедия, эстетическая медицина и реабилитация. Существует своеобразное разделение: государственные больницы чаще привлекают медицинских туристов своим опытом и условиями в направлениях онкологии, офтальмологии, сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, тогда как частные клиники более интересны в направлениях стоматологии, гинекологии и вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), пластической хирургии.
Вполне очевидным является и распределение иностранных туристов по регионам прибытия:
— 70 % — пациентов из стран СНГ (традиционно высокий имидж российских медицинских учреждений в большинстве стран постсоветского пространства, отсутствие языковых барьеров, сложностей в осуществлении межкультурных коммуникаций, относительно невысокий уровень стоимости при удовлетворительном уровне качества услуг),
— 13 % — Прибалтика и страны Скандинавии (отчасти схожие мотивы для совершения поездки, как и в случае стран СНГ, а также фактор географической близости, возможностей приграничного сотрудничества, высоким уровнем качества оказания медицинских услуг в Санкт-Петербурге как основной дестинации прибытия),
— 17 % — остальные туристы, по преимуществу из стран Центральной и Восточной Европы, а также из региона Южной и Юго-Восточной Азии [60], [61].
Наиболее популярными туристскими дестинациями в области медицинского туризма следует признать г. Москву, г. Санкт-Петербург, крупнейшие города Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на которые приходится около 90% от общего числа иностранных туристов.
Следует заметить, что туристские дестинации Сибири и Дальнего Востока весьма востребованы у посетителей из Китая, Вьетнама, Южной Кореи с точки зрения получения стоматологических услуг и осуществления процедур ЭКО (поиск и достижение оптимального соотношения таких параметров как высокий уровень качества услуг, доступность, средний уровень стоимости услуг, возможность послеоперационного обслуживания) [28].
К преимуществам РФ как экспортера медицинских услуг можно отнести:
1. Классическая школа отечественной медицины, широко признаваемая за рубежом
2. Высокий уровень оказания высокотехнологичной медицинской помощи
3. Низкая стоимость медицинских услуг — отличное соотношение цена/качество
4. Хорошая транспортная доступность
5. Небольшая длительность ожидания медицинской помощи
6. В России можно получить целый спектр медицинских услуг, запрещенных в других странах. Так, например, граждане Китая могут воспользоваться процедурой ЭКО, а граждане Франции воспользоваться услугами пластических хирургов (с 2019 года во Франции запрещены пластические операции).
Однако, несмотря на целый ряд преимуществ РФ на рынке медицинского туризма, можно говорить о целом ряде негативных факторов и проблем развития исследуемого рынка. Ярким иллюстрацией выше сказанного может служить следующая диспропорция: с точки зрения туристской привлекательности медицинского и лечебно- оздоровительного туризма РФ занимает пятое место в мировом рейтинге, а по реализации имеющегося потенциала находится лишь на 59-м месте.
Анализируя мнения отечественных [23], [36] и зарубежных [47], [49] авторов по тематике организации функционирования рынка медицинского туризма в РФ, можно выделить целый ряд системных проблем, решение которых позволило бы ускорить процесс оказания услуг в соответствие с запросами потребителей и уровнем инновационного развития медицины как важной части социального обеспечения любого государства:
1. Отсутствие межведомственной координации участников государственного регулирования рынка медицинского туризма с точки зрения, как нормативно-правового обеспечения процесса оказания туристских услуг, в соотнесении со стандартами оказания врачебной помощи по определенным направлениям таким как профилактика, диагностика и лечение хронических и инфекционных заболеваний, так и разделения ответственности в контексте осуществления контрольной деятельности и общественно-профессиональной аккредитации.
Весьма актуальным и насущным является вопрос, связанный с определением критериальной шкалы оценки соответствия медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений и организаций требованиям рынка медицинского туризма. Принципиально важно, чтобы организации, функционирующие или желающие выйти на данный рынок, могли не только оказывать медицинские и сопутствующие услуги, но и являться полноценным участником индустрии туризма, т.е. оказывать весь комплекс услуг, связанных с размещением туристов, обеспечением обязательным и дополнительным питанием, организацией отдыха и досуга не только самих туристов, но и сопровождающих лиц, обеспечением доступа к основным достопримечательностям региона или территории и т.д.
Особенно важно данное направление в условиях въездного туризма, где речь идет в целом о формировании положительного имиджа региона или страны на мировом рынке медицинского туризма.
С целью подтверждения вышесказанного можно привести статистические данные, свидетельствующие о причинах выбора тех или иных медицинских учреждений с целью совершения туристской поездки. В качестве респондентов выступали иностранные туристы, пользующиеся различными медицинскими услугами за рубежом (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Основные критерии выбора медицинских учреждений с точки зрения иностранных туристов [131].

2. Недостаточное количество и низкий уровень проработки целевых программ и стратегий развития медицинского туризма, которые учитывали бы как потребности в оказании качественных медицинских услуг, так и перспективы развития сферы туризма и рекреации на национальном и региональном уровне. Несмотря на положительные сдвиги в данной сфере благодаря реализации национальных проектов «Здравоохранение» [11] и «Демография» [12], Россия в настоящее время не входит в число ведущих стран мира – лидеров в области медицинского туризма по объему расходов на здравоохранение в процентах от ВВП (рисунок 2.5).

Рисунок 2.4 – Уровень расходов на сферу здравоохранения в странах- лидерах медицинского туризма, 2018 г. [54]

Как видно из фактических данных рисунка 2.4 наибольший уровень расходов на медицинскую сферу в США и Швейцарии. В США государственные расходы на здравоохранение составляют более 16% от объема валового внутреннего продукта, что на 4% выше, чем аналогичный показатель в Швейцарии, при относительно сравнимом качестве и доступности для населения оказываемых медицинских услуг. Однако, уровень расходов в Швейцарии является самым высоким среди стран Европы. Средний же уровень расходов на здравоохранение у представленных стран на рисунке 2. 5 наблюдается в пределах 9-10% от ВВП [54].
3. Отсутствие комплексной системы подготовки кадров, специализирующихся не только на оказании медицинских и сопутствующих услуг, но и способных принимать грамотные управленческие решения с точки зрения организации туристских потоков въездного и внутреннего характера, учета специфики потребителя, в том числе культуры деловых и личностных коммуникаций, традиций и этнических особенностей поведения и психоэмоциональной реакции на те или иные врачебные действия и т.д. Огромное значение для решения подобного рода следует признать снижение степени зависимости от языковых барьеров между пациентами – туристами и медицинским персоналом различного профиля и категории.
4. Низкая инновационная активность российского сектора частной и государственной медицины, отсутствие механизмов ее повышения на региональном и федеральном уровне. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние и на динамику туристских потоков [29].
Однако, необходимо отметит тот факт, в связи с обострением ситуации с заболеваниями пневмонией, вызванной короновирусной инфекцией, в российских регионах растет спрос на инновационные технологии в области оказания медицинских услуг, в том числе в сфере телемедицины. По оценке VEB Ventures, в 2019 году оборот российского рынка телемедицины составлял 1,5 млрд руб., а с 2020 по 2025 год показатель будет в среднем расти на 116%. Кроме того, высокое значение телемедицины, особенно в условиях пандемии, отметила в своем выступлении в мае 2020 г. вице-премьер РФ Т. Голикова, которая заявила о наличии 37 тыс. пациентов на дистанционном наблюдении с применением телемедицинских технологий [64].
5. Отсутствие признанной за рубежом системы контроля качества оказания медицинской помощи.
В данном случае можно упомянуть наличие международных сертификатов и знаков отличия, высокую деловую репутацию и повышение имиджа в качестве структурного элемента национальной индустрии туризма. К сожалению, российские медицинские учреждения не отличаются высоким уровнем позиционирования на международном туристском рынке в качестве достойных конкурентов зарубежным партнером, что обусловлено необходимостью значительных первоначальных вложений на осуществление маркетинговой деятельности и PR- кампаний, так и традиционным подходом, ориентированным на удовлетворение потребностей локального сообщества.
Например, в России лишь четыре медицинских учреждения (3 в г. Москва и 1 в г. Набережные Челны) обладают международным сертификатом Joint Commission International (JCI), который свидетельствует о высоком уровне предоставления услуг в мировом масштабе [52].
Все вышеперечисленные системные проблемы и негативные факторы, влияющие на развитие российского рынка медицинского туризма характерны для третьего этапа эволюции рынка (в соответствие с подходом к периодизации, представленном в параграфе 1.2.). Однако, их негативное воздействие на будущее развитие сферы туризма увеличивается во много раз уже в новых условиях – на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки в период пандемии коронавирусной инфекции, а также в условиях высокого уровня неопределенности и риска, ухудшение социально-экономической обстановки в посткарантинный период.

2.3. Оценка предпосылок развития и определение перспективных направлений модернизации рынка медицинского туризма в посткризисный период.

Рынок медицинского туризма, в соответствие с классическими представлениями экономической теории, как любая социально-экономическая система, испытывает на себе не только влияние смены экономических циклов и научно-технического прогресса, ускоряющего процесс морального износа основных средств и сопутствующей инфраструктуры, но и в значительной степени подвержен кризисным явлениям различного характера.
В большинстве научных источников ([24], [28], [34], [48] и др.), раскрывающих допустимые условия, обстоятельства и последствия влияния кризиса на состояние рыночной системы, в качестве ключевых причин, вызывающих падение спроса на экономические блага, сокращение объемов предложения и, как следствие, дисбаланс ценовой и товарной политики предприятий и организаций, выделяются различные экономические процессы и явления.
Среди них, применительно к особенностям и специфике рынка медицинского туризма, можно отметить:
1. Снижение уровня покупательской способности, что оказывает прямое воздействие на объем спроса. В условиях рынка медицинского туризма данное утверждение справедливо лишь в контексте учета времени совершения покупки: в среднесрочном и долгосрочном периоде потребитель готов отложить на будущее проведение лишь тех операций или того вида лечения, которое возможно осуществить в более поздний срок только в том случае, если это не будет критично для его собственного здоровья или здоровья близких для него людей. В противном случае, в соответствие с медицинскими показателями и рекомендациями лечащих врачей , потребитель будет готов к совершению необходимых расходов в краткосрочный период при определенных условиях и ограничениях.
2. Увеличение темпов инфляции, что оказывает отрицательное воздействие как на самих потребителей , так и на производителей ,
3. Отдельно необходимо упомянуть о таком специфическом явлении как инфляция предложения, которая приводит к снижению эффективности операционной деятельности и сокращению объемов продаж за счет увеличения уровня затрат, связанных с производственным процессом или процессом оказания услуг населению, в том числе по вине самого производителя (например, на рынке медицинского туризма — издержки роста уровня морального износа медицинской техники и снижение качества предоставляемых услуг),
4. Увеличение количества безработных и лиц, с частичной или неполной занятостью, что, естественно, ведет к снижению совокупного предложения. В данном случае особую опасность представляют такие виды безработицы как структурная (связана с изменением отраслевого состава национальной экономики, что ведет к значительному сокращению спроса в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и циклическая (связана с переходом к очередному этапу экономического цикла – циклическому спаду, оказывающему влияние на все отрасли экономики).
5. Изменение в динамике валютных курсов может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на динамику рынка медицинского туризма. Чем выше уровень девальвации национальной валюты, тем больше конкурентных преимуществ у соответствующих медицинских организаций. При этом в рамках формирования долгосрочной стратегии развития необходимо учитывать, как уровень приоритета внутреннего туризма над въездным с точки зрения возможностей экспортного потенциала дестинации или региона, на территории которых реализуются программы медицинского туризма, так и прогнозные значения будущих показателей валютных курсов.
Вместе с тем изменения на рынке медицинского туризма, приводящие к возникновению кризисных явлений, не всегда носят только экономический характер. К числу наиболее часто упоминаемых причин ухудшения рыночной конъюнктуры неэкономического характера можно отнести:
— изменение политической системы, военные действия, наличие террористических угроз, акты гражданского неповиновения и т.д.,
— чрезвычайные ситуации, связанные с ухудшением природно- климатической и экологической обстановки,
— техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации, вызванные деятельностью человека,
— ухудшение эпидемиологической ситуации и т.д.
В условиях непредсказуемого и мало прогнозируемого хода развития событий на мировом и национальных рынках, обусловленного ухудшением социально-экономических условий и снижением совокупного спроса на экономические блага в связи с расширением ограничений на ведение предпринимательской деятельности и возможности осуществления потребительских расходов со стороны домохозяйств из-за ситуации, вызванной глобальной пандемией коронавирусной инфекции, можно говорить о стратегических изменениях в структуре потребительских предпочтений относительно выбора возможных вариантов проведения полноценного отдыха и досуга населения в большинстве стран мира. Это, в свою очередь, окажет значительное влияние на изменение структуры туристского рынка и даст дополнительные возможности как для появления новых маршрутов, направлений и видов туризма, в основе которых будет заложена виртуализация коммуникативного и информационного пространства и применение искусственного интеллекта с целью повышения качества и полноты обслуживания туристов, так и для развития новых траекторий и форм организации туристской деятельности в уже существующих сегментах рынка [4].
Ухудшение эпидемиологической обстановки в связи с пандемией, несомненно, отрицательно сказалось как на индустрию туризма в общем, так и на сегмент медицинского туризма, в частности. Ключевым аспектом, в данном случае, следует признать снижение устойчивого потребительского спроса на туристские услуги по целому ряду причин, к числу наиболее очевидных из которых возможно отнести:
• ограничение возможности пересечения как внутри региональных, так и международных границ в связи с наложенными ограничениями,
• общее снижение уровня доходов населения,
• высокий уровень риска распространения заболевания при осуществлении туристских поездок,
• снижение загрузки транспортной системы — отмена регулярных и чартерных авиарейсов, сокращение пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, запрет на движение общественного транспорта в туристских дестинациях.
Снижение величины туристских потоков в той или иной степени затронули все регионы мира, что привело к снижению доходности функционирования организаций в отрасли и ухудшению социально-экономических условий в самих дестинациях. В связи с этим особую актуальность приобретает выбор ключевых направлений стратегического развития и восстановления докризисного уровня объемов продаж туристских услуг применительно к каждому конкретному виду туристской деятельности или дестинации [62].
В современных условиях пандемии короновируса COVID-19, который представляет собой тяжелое инфекционное заболевания, требующее не только сложного лечения с использованием медикаментозной поддержки и пребывания в специализированных стационарах, оборудованных аппаратами ИВЛ, но и последующей длительной реабилитации с использованием оздоровительных процедур в зависимости от степени негативного влияния на человеческий организм и наличия сопутствующих хронических заболеваний, дальнейшее развитие медицинского туризма приобретает все большую актуальность не только на международном уровне, но и в нашей стране [20].
В качестве ключевых предпосылок данной тенденции можно выделить следующее:
1. Ухудшение эпидемиологической ситуации и рост заболеваний становится важным фактором влияния на выбор форм и направлений организации отдыха среди населения всех стран мира. Как показывают последние статистические данные, наличие серьезных хронических заболеваний находится в прямо пропорциональной зависимости к тяжести протекания заболевания, а также повышает риск смертельного исхода, что особенно важно для преклонного возраста. На рисунке 2. 5 представлены обобщенная статистика уровня смертности от COVID-19 в зависимости от хронических заболеваний в КНР.
Таким образом, в посткризисный период можно ожидать повышения внимания к собственному здоровью и увеличение уровня расходов на лечение и оздоровительные процедуры, что также способствует росту интереса к медицинскому туризму в долгосрочной перспективе.

Рисунок 2. 5 — Статистика уровня смертности от COVID-19 в зависимости от хронических заболеваний (на примере КНР) [63]

2. Еще одним немаловажным преимуществом, которое может свидетельствовать в пользу медицинского туризма как одного из приоритетных видов туристской деятельности в краткосрочный период времени в нашей стране, может стать высокий уровень соответствия медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений требованиям государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в РФ.
В качестве примера можно рассмотреть требования по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, разработанные и принятые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в виде методических рекомендаций от 22 мая 2020 г. [10].
Упомянутые выше рекомендации включают такие разделы как:
• организационные мероприятия,
• профилактические мероприятия в местах общего пользования,
• профилактические мероприятия среди сотрудников,
• профилактика на открытой территории организации (в данном разделе речь идет, в большей степени, о мерах по дезинфекции общественного пространства в санаторно-курортных комплексах) [10].
4. Высокий уровень государственной поддержки данного сектора туристского рынка как части общей индустрии, так и с точки зрения социальной направленности и общественной значимости исследуемого вида туризма.
Важным системным шагом в государственной экономической политике следует признать изменение институциональной принадлежности ключевого регулятора туристского рынка в России – Федерального агентства по туризму. В соответствие с Указом Президента РФ Путина В.В. от 05 июня 2020 г. №372 данный орган государственного управления в сфере рекреации и туризма переходит в прямое подчинение Правительству РФ [6], что подчеркивает экономическую значимость индустрии не только для развития, но и восстановления народного хозяйства нашей страны в краткосрочном периоде [27].
Кроме того, организации и предприятия, функционирующие и предоставляющие различного рода услуги на рынке медицинского туризма, могут воспользоваться мерами государственной поддержки, как экономического, так и административного характера, индустрии, наиболее актуальные и значимые из которых представлены в таблице 2.4.

Таблица 2. 4 Меры государственной поддержки, актуальные для сферы медицинского туризма в условиях ухудшения экономической конъюнктуры из-за пандемии COVID-19 [55]

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что проанализированные выше предпосылки развития рынка медицинского туризма в нашей стране могут быть успешно реализованы только в условиях устойчивого взаимодействия государства и частного бизнеса при одновременном участии потребителя, готового и способного совершать расходы на туристский продукт исходя из текущих социально-экономических реалий.
Несмотря на ряд очевидных преимуществ и дополнительных возможностей для определения новых точек роста, должен трансформироваться исходя из новых социальных и экономических условий.
Наиболее перспективными и своевременными направлениями трансформации рынка медицинского туризма следует признать:
1. Развитие внутри регионального медицинского туризма, который основан на использовании туристско-рекреационного потенциала дестинаций непосредственно жителями региона, что значительно снижает уровень затрат на транспортные расходы и экономит время для совершения туристской поездки.
2. Внедрение новых форм организации туристской деятельности в сфере медицинского туризма. Например, можно говорить о том, что туры выходного дня являются перспективной формой предоставления услуг в сфере медицинского туризма в условиях ограничения свободы перемещения между странами и регионами, а также снижения покупательной способности потенциальных туристов,
3. Расширение возможностей медицинского туризма за счет использования современных инноваций, прежде всего в контексте внедрения элементов цифровых технологий и телемедицины, что позволит обеспечить устойчивую взаимосвязь между оказанием услуг населению и непосредственно медицинским туризмом.
4. В качестве приоритетных направлений реализации технологического процесса оказания услуг на рынке медицинского туризма следует признать организованный туризм как частных клиентов, так и корпоративных. Наличие корпоративных контрактов позволит обеспечить стабильность финансового положения организаций, занятых на рынке медицинского туризма и снизить общий уровень риска ведения коммерческой деятельности, что особенно актуально в кризисных условиях.
5. Развитие программ экспорта медицинского туризма, за счет поиска новых форм и каналов продвижения услуг, индивидуализации подхода к потенциальному потребителю и формированию адаптивной инфраструктуры, способной к приему зарубежных туристов.
6. Развитие партнерских отношений с другими участниками туристского рынка и смежных отраслей в контексте формирования кластерных структур, расширения сетевого взаимодействия и участия в межрегиональных и международных проектах.
Таким образом, реализация представленных выше перспективных направлений развития медицинского туризма позволит повысить эффективность восстановления и последующего функционирования медицинского туризма в посткризисный период.

Заключение

К числу наиболее актуальных видов туризма в современных условиях, с точки зрения оценки возможных перспектив развития, следует отнести медицинский туризм, основанный на предоставлении специализированных медицинских услуг во время совершения туристских поездок как внутри одного государства или региона, так и посредством выезда за рубеж.
Посредством реализации программ медицинского туризма на внутреннем рынке создаётся возможность обеспечения равного доступа всех жителей страны к качественным и высокотехнологичным медицинским услугам, что приобретает особую актуальность в случае несбалансированного обеспечения ресурсами системы здравоохранения в территориально-пространственном аспекте.
Медицинский туризм также перспективное направление для организации экспортных операций в рамках повышения туристской привлекательности поездок в РФ из-за рубежа с целью получения качественной и недорогой медицинской помощи, и оздоровления при соблюдении всех необходимых правил безопасности и гарантии соблюдения интересов зарубежных туристов.
Особенности функционирования предпринимательского сектора на рынке медицинского туризма определяются спецификой возможности реализации широкого спектра медицинских услуг с высоким уровнем специализации направлений медицинской помощи и услуг потенциальным туристам, отсутствие фактора сезонности как одного из основных ограничителей ведения предпринимательской деятельности и т.д. сочетается с возможностью комбинации с другими видами туристской деятельности с целью привлечения дополнительных клиентов, широкий выбор различных стратегий управления потребительским спросом исходя из имеющихся финансовых возможностей и т.д.
С точки зрения потребителя рынка медицинских услуг к числу ключевых особенностей следует причислить низкий уровень или полное отсутствие отложенного спроса, значительные требования к уровню, соответствию современным тенденциям и кадровому обеспечению оказываемых услуг при одновременном сопоставлении и сравнении критических точек значения соотношения «цена-качество», возможность осуществления туристской поездки вне зависимости от целого ряда традиционных факторов, влияющих на динамику спроса в индустрии туризма (фактор сезонности, уровень транспортной доступности, социо-культурные особенности туристской дестинации, уровень располагаемого дохода и т.д.), использование более широкого спектра источников финансирования поездки и т.д. Отдельное внимание заслуживает факт относительно невысокого уровня эластичности спроса по цене и высокий уровень предельной полезности предоставляемых услуг, что обеспечивает возможность совершения последующих покупок услуги в зависимости от конкретного направления рынка медицинского туризма.
Системно подойти к развитию медицинского туризма в России было решено лишь в 2018 году. Была принята государственная программа «Развитие экспорта медицинских услуг», входящая в национальный проект «Здравоохранение», целью которой является к 2024 году повысить объем оказания медицинских услуг иностранным гражданам
до 1 млрд долл., а число медицинских туристов — до 1,2 млн человек.
Ухудшение эпидемиологической обстановки в связи с пандемией, несомненно, отрицательно сказалось как на индустрию туризма в общем, так и на сегмент медицинского туризма, в частности. Ключевым аспектом, в данном случае, следует признать снижение устойчивого потребительского спроса на туристские услуги по целому ряду причин, к числу наиболее очевидных из которых возможно отнести: отсутствие возможности пересечения как внутри региональных, так и международных границ в связи с наложенными ограничениями, общее снижение уровня доходов населения, высокий уровень риска распространения заболевания при осуществлении туристских поездок, снижение загрузки транспортной системы — отмена регулярных и чартерных авиарейсов, сокращение пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, запрет на движение общественного транспорта в туристских дестинациях, отрицательный психологический климат, препятствующий совершению тех или иных перемещений в туристских целях и т.д.
К числу наиболее адаптивных, с точки зрения особенностей текущей ситуации на рынке медицинского туризма, управленческих стратегий, которые возможно использовать с относительно небольшим уровнем первоначальных финансовых вложений следует признать диверсификацию бизнес-процессов, целью которой является расширение спектра предлагаемых услуг при максимальном охвате всех потребительских сегментов, совокупность которых формирует фактическую емкость того или иного рынка.
К числу наиболее актуальных направлений диверсификации медицинского туризма в посткризисный период можно отнести:
— расширение спектра предоставляемых медицинских услуг за счет разработки и внедрения новых программ и методик лечения, включения дополнительных услуг, непосредственно связанных с профилем медицинского учреждения, обеспечение многофункциональности предоставляемых услуг с точки зрения всего сервисного цикла (профилактика, диагностика, лечение, реабилитация, консультирование и т.д.).
— освоение и переход на относительно новые виды и направления медицинского туризма, востребованные на рынке и в настоящее время недостаточно представленные с точки зрения возможностей индустрии туризма.
Резюмируя все вышесказанное, можно говорить о том, что наиболее перспективными и своевременными направлениями трансформации рынка медицинского туризма являются:
• развитие внутри регионального медицинского туризма, который основан на использовании туристско-рекреационного потенциала дестинаций непосредственно жителями региона,
• внедрение новых форм организации туристской деятельности в сфере медицинского туризма в условиях ограничения свободы перемещения между странами и регионами, а также снижения покупательной способности потенциальных туристов,
• расширение возможностей медицинского туризма за счет использования современных инноваций, прежде всего в контексте внедрения элементов цифровых технологий и телемедицины, что позволит обеспечить устойчивую взаимосвязь между оказанием услуг населению и непосредственно медицинским туризмом,
• в качестве приоритетных направлений реализации технологического процесса оказания услуг на рынке медицинского туризма следует признать организованный туризм как частных клиентов, так и корпоративных (в контексте реализации программ корпоративной социальной ответственности),
• расширение спектра программ экспорта медицинского туризма, за счет поиска новых форм и каналов продвижения услуг, индивидуализации подхода к потенциальному потребителю и формированию адаптивной инфраструктуры, способной к приему зарубежных туристов,
• развитие партнерских отношений с другими участниками туристского рынка и смежных отраслей в контексте формирования кластерных структур, расширения сетевого взаимодействия и участия в межрегиональных и международных проектах.

Список используемых источников

1. Конституция РФ (в соответствии с Указом Президента от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками») – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения 03.05.2021)
2. ГОСТ Р 50690-2000.Туристские услуги. Общие требования от 01.07.2001г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200025205 (дата обращения 20.04.2021)
3. ГОСТ Р 506460-94. Услуги населению. Термины и определения от 01.07.2001г. – [Электронный ресурс]. — http://docs.cntd.ru/document/1200006608 (дата обращения 20.04.2021)
3. ГОСТ Р 50644-2009. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов от 15.12.2009г. – [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://base.garant.ru/198650/ (дата обращения 20.04.2021)
4. ГОСТ Р 51185-2014. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования от 11.11.2014г.- [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/71447622/ (дата обращения 20.04.2021)
5. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» от 05 июня 2020 г. No 372 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006050029?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 28.05.2021).
6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ No323-ФЗ от 21.11.2011 г.) в последней редакции [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document\(Дата обращения:10.05.2021
7. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. No 2129-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaV A4yzPAshEulYxmWSp B4lrM.pdf (Дата обращения: 09.05.2021)
8. Государственная стратегия по развитию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/4/stranitsa- 857/gosudarstvennaya strategiya-po-razvitiyu-sanatorno-kurortnogo- kompleksa-rossiyskoy-federatsii-(дата обращения – 09.05.2021)
9. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news (дата обращения 09.05.2021).
10. Национальный проект «Здравоохранение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye- resursy/natsproektzdravoohranenie (Дата обращения:09.05.2021)
11. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (Дата обращения:09.05.2021)
12. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.who.int/dietphysicalactivity/ Дата обращения: 23.04.2021)
13. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apps.who.int/gb/gov/assets/constitution-ru.pdf (дата обращения 23.04.2021)
14. Амстердамская декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе. Принята Европейским совещанием по правам пациента 30 марта 1994 г. // Медицинская этика: Сб. документов / Под ред. И. В. Островской. — М., 2001. 30 с.
15. Беляева Е. Медицинский туризм: почему иностранцы лечатся в России, а россияне – за границей //Forbes. 14.08.2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/365591-medicinskiy-turizm- pochemu-inostrancy-lechatsya-v-rossii-rossiyane-za-granicey (дата обращения 18.04.2021)
16. Веселова Э. Ш. Медицинский туризм – бизнес на путешествиях с пользой для здоровья / АНО редакция журнала «ЭКО». – 2016. – No 3 (501). – С. 142-164.
17. Ветитнев А.М., Сердюкова Н.К., Зеленская О.А. Определение портрета целевого потребителя турпродукта культурно-познавательного туризма на черноморском побережье Российской Федерации// Курортно- рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. No 1. С. 444-447.
18. Горошко Н.В., Пацала С.В. Россия на мировом рынке медицинского туризма// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. No 1 (12). С. 11
19. Горшкова Л.В. Основные направления медицинского туризма: статистический анализ// Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. No 5 (124). С. 16-24.
20. Гребенщикова Е.Г. Медицинский туризм: подходы к определению и специфика проблем / Медицинская этика. 2015. Том.3. No1. С.91-93.
21. Ефимов С.А., Ефимова А.С. Лечебно-оздоровительный, лечебный и оздоровительный туризм: уточняем понятийно-терминологический аппарат. //Вестник физиотерапии и курортологии.2017. Том 23. No4. С.155-160.
22. Жуковская И.Ф., Наумова И.В. Медицинский туризм: проблемы и перспективы развития в России // Наука и бизнес: пути развития. 2019 No 2 (92). С. 230-233.
23. Гришин, С.Ю. Формирование интегрированной системы управления туристской деятельностью в современных условиях/ Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера технологии. — 2014. — No 1 (19). — С. 131-140.
24. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Мировой рынок медицинского туризма. / Мировая экономика и международные отношения. 2017. Том 61. No10. С.87-95.
25. Игнатова, Е.В., Карпова Г.А., Рыбальченко И.Е. Эволюция развития и перспективные направления совершенствования рынка медицинского туризма в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета — 2020. — No 5.
26. Игнатова, Е.В., Гришин С.Ю., Какабадзе Э.Ю. Развитие въездного медицинского туризма как перспективное направление экспорта услуг в РФ// Глава в коллективной монографии «Экспорт услуг». – Санкт- Петербург. Издательство СПбГЭУ — 2020 –С. 144-153
27. Какабадзе Э.Ю., Карпова Г.А Преимущества и ключевые проблемы развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в странах СНГ. //Вестник Национальной академии туризма. 2019. No 2 (50). С. 41- 43.
28. Карпова Г.А., Кучумов А.В. Перспективы развития туризма в России в условиях кризиса // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. No 3. С. 136 141.
29. Карпова Г.А., Щербук Ю.А. Анализ мировых тенденций и оценка перспектив развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в государствах — участниках СНГ// Журнал Диалог: политика, право, экономика 2019. No 2(13). С. 86-92.
30. Кохова И.В., Белогруд И.Н. Формирование благоприятных условий для ускорения развития въездного медицинского туризма// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. No 6 (112). С. 28
31. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление — 2016. — Т.5 — No 3 (16). — с. 134 — 138.
32. Лядова А.В. Медицинский туризм как социальная практика: современное состояние и перспективы развития. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskiy- turizm-kak-sotsialnaya-praktika-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy- razvitiya/viewer (дата обращения 24.04.2021)
33. Маньшина Н.В. Глобальный рынок медицинского и лечебно- оздоровительного туризма: Материалы 11-й Международной конференции по медицинскому и лечебно-оздоровительному туризму Medical Tourism. Spa & Health (г. Москва, 16 сентября 2015 г.).- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. tourismexpo.ru/spa/conference/2015/presentation/nadezhda-manshina.pdf (дата обращения 16.05.2021)
34. Мозокина С.Л. Тенденции развития лечебно-оздоровительного и медицинского туризма. / Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.2014. No5(89). С.42-46.
35. Никитина О.А. Современные тенденции и вызовы в развитии медицинского туризма: мировой опыт// Проблемы современной экономики. 2018. No 4 (68). С. 196-198.
36. Никонова М.В. Государственное регулирование внедрения инноваций в медицинском туризме / Научное обозрение: теория и практика.2018. No10. С.131-141.
37. Петров А.Н. Современная модель стратегического менеджмента/ Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. No 1-1 (103). С. 12-20.
38. Скворцова А. В. Медицинский туризм – как часть социальной медицины /Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – No 2.
39. Соколов А.С., Манько Н.П., Гуляев В.Г. Теоретико-методологические аспекты медицинского туризма //Вестник РМАТ.2017. No3. С.105-111
40. Тастанбекова Ш.О. Медицинский туризм: история развития, сущность и основные составляющие // International scientific and practical conference world science. 2016. Том.6. No10(14). С.46-50.
41. Шипилова Ю.М. Медицинский туризм как стратегическое направление медицинского менеджмента. образования.2015. No3 С.37-39. /Успехи современной науки и
42. Bookman, M.Z. and Bookman, K.R. Medical Tourism in Developing Countries. Palgrave Macmillan. 2007. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3A978-0-230-60565- 7%2F1.pdf (дата обращения 13.04.2021)
43. Crooks V.A., Turner L., Cohen I.G. et al. Ethical and legal implications of the risks of medical tourism for patients a qualitative study of Canadian health and safety representatives perspectives.//British Medical Journal.2013.No3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bmjopen.bmj.com/content/3/2/e002302.full (дата обращения 23.04.2021)
44. Global Web Index / market research SaaS Company. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.medicaltourism.com/mti/home (Дата обращения: 23.04.2021).
45. Kangas B. Travelling for Medical care in a Global World// Medical Antropology: Cross Cultural Studies in Health and Illness.2010.No29. С344- 362.
46. Kim S. , Chr.Arcodia, I.Kim. Critical Success Factors of Medical Tourism: The Case of South Korea // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. 15 p.
47. Medical tourism market trends-an exploratory research/ Research Gate. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.researchgate.net (дата обращения 23.04.2021)
48. Seow, A.N, Choong, Y.O, Moorthy, K., Chan, L.M. Intention to visit Malaysia for medical tourism using the antecedents of Theory of Planned Behaviour: A predictive model. Int. J. Tour. Res. 2017, 19, 383–393.
49. Sudheer Muhammed, Sunil C D`Souza. Medical Tourism and Market feasibility in emerging economy. Twelfth AIMS International Conference on Management. P.1922-1928. – [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Sudheer_Km4/publication/271854546_ Medical_Tourism_and_Market_feasibility_in_emerging_economy/links/54d 58c950cf2970e4e651892/Medical-Tourism-and-Market-feasibility-in- emerging-economy.pdf (дата обращения 18.05.2021)
50. Vijaya R., Baby J. Current Status of Medical Tourism in India, future trends and implications for stakeholders //International Journal of Current Advanced Research.2018.Vol. 7.No.3 (1).
51. General Report «Activities of the European Hospital and Healthcare Federation 2017» // European Hospital and Healthcare Federation (HOPE). Publications. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.hope.be (дата обращения 09.05.2021)
52. General Report «How Attractive Is Your Destination for Medical Tourism? » [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://medicaltourismassociation.com/ (дата обращения 14.05.2021)
53. UNWTO report «Exploring Health Tourism 2018» // World Tourism Organization (UNWTO). Publications. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.unwto.org/ (дата обращения 06.05.2021)
54. Характеристика мер поддержки для предприятий туристской отрасли малого и среднего бизнеса, ИП- [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/covid-19/mery- podderzhky/aktualnye-i-prinyatye-mery-podderzhki-dlya-predpriyatiy- turistskoy-otrasli-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения 23.05.2021)
55. Официальный сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.unwto.org/ (дата обращения 14.04.2021)
56. Официальный сайт Европейской курортной ассоциации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://europespa.ru/o- europespa.html (дата обращения 14.04.2021)
57. Официальный сайт Европейской ассоциации научных экспертов в области туризма [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.aiest.org/home/ (дата обращения 14.04.2021)
58. Информационный портал о развитии медицинского туризма в Южной Корее «Visit Medical Korea» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://visitmedicalkorea.com/ (дата обращения 24.04.2021)
59. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (Дата обращения 19.05.2021).
60. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http:// www.gks.ru/ (Дата обращения: -09.05.2021).
61. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения 17.05.2021).
62. Статистика уровня смертности от COVID-19 в зависимости от хронических заболеваний — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rbc.ru/society/19/05/2020/5ec430f79a794745ecde69f7 (дата обращения 22.05.2021).
63. Информационный материал о развитии телемедицины в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4342587(Дата обращения:23.05.2021)
64. Данные об исследовании состояния рынка медицинского туризма, выполненного в Национальном Университете г. Цюрих (Швейцария)- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uzh.ch/de.html (Дата обращения 23.05.2021).
65. Медицинский туризм в Южной Корее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.bookimed.com/article/medicinskij-turizm-v- uzhnoj-koree/(Дата обращения 27.04.2021).


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф