1 2
Глава 2 Анализ и оценка современного состояния и перспектив развития рынка медицинского туризма
2.1 Социально-экономическая характеристика развития рынка медицинского туризма в современном мире
Рынок медицинского туризма, пройдя определенные стадии эволюционного развития и адаптируясь к новым условиям мирового хозяйства, существенно изменился не только с точки зрения количества участников, но и с точки зрения предлагаемых медицинских и туристских услуг, уровню инновационных технологий в процессе организации технологического процесса оказания комплексной услуги и т.п. [35]. В качестве подтверждения вышесказанному могут служить статистические данные, отражающие динамику развития мирового рынка медицинского туризма.
Согласно статистическим данным за 2018–2019 гг. на международном рынке медицинского туризма наблюдался устойчивый рост в 4% в год, что практически сопоставимо с ростом величины мирового валового продукта — на 3,5%. Мировой рынок медицинского туризма в 2019 г. оценивался в 97.4 млрд. долл. США. Учитывая динамику рынка в последние годы, фокус на развитие направления и инвестиции в него со стороны развивающихся стран, прогнозировался рост до 125 млрд долл.США к 2021 году и затем до 179,6 млрд долл. США к 2026 году. Однако все эти прогнозы были сделаны до пандемии коронавируса, закрытия границ и введения ограничений.
По оценкам зарубежных экспертов, в среднесрочном периоде наблюдается сохранение представленных тенденций, и к 2022 г. уровень доходов от медицинского туризма возрастет на 30–35% .
В таблице 2.1 представлена выборка стран и индекс развитости в них из рейтинга Medical Tourism Index, ежегодно формируемого международной исследовательской организацией International Healthcare Research Center на основании обзора научно-прикладной литературы, мнений экспертов и опроса потенциальных и фактических потребителей услуг медицинского туризма, и отражающего динамику развития медицинского туризма в современном мире.
Таблица 2.1 — Рейтинг Medical Tourism Index 2020( International Healthcare Research Center) [45]
Позиция | Страна | Количество баллов |
1 | Канада | 76,47 |
2 | Сингапур | 76.43 |
3 | Япония | 74.23 |
4 | Испания | 72.93 |
5 | Великобритания | 71.92 |
8 | Израиль | 70.78 |
12 | Германия | 69.29 |
14 | Южная Корея | 68.81 |
28 | Бразилия | 64.35 |
41 | Россия | 60.17 |
46 | Иран | 44.38 |
Данное агентство анализирует привлекательность страны для медицинских туристов на основании критериев оценки общего имиджа страны и экологии окружающей среды, состояния и развития медицинской и туристической инфраструктуры, доступности и качества оказываемых медицинских услуг и формирует интегральный показатель, оценивающий уровень развития и привлекательности страны для медицинских туристов.
Индекс рассчитывается математической формулой, в которой существенные факторы, влияющие на рейтинг, формируются с учетом специальных коэффициентов. Факторы, влияющие на оценочные показатели, объединяются в три основные группы:
1. Показатели экономического развития страны, уровень жизни населения и безопасность, приемлемость и выгодность обменного курса национальной валюты, культурные аспекты.
2. Привлекательность страны как туристического и медицинского направления с учетом стоимости лечения и затрат на поездку, а также культурно-исторических и природно-климатических достопримечательностей.
3. Качество медицинской помощи и сопутствующих сервисов, наличие современного медицинского оборудования и инновационных технологий лечения, наличие международной аккредитации медицинских центров, международной сертификации врачей и медицинского персонала, соответствие стандартов качества оказываемой медицинской услуги международным критериям качества.
Так, наиболее популярными областями специализации канадских лечебно-профилактических учреждений и диагностических центров признаны ортопедия, нейрохирургия, программы по снижению веса/липосакция, пластическая хирургия, стоматология.
Сингапур – высокоразвитое государство и одна из лидирующих стран Азиатско-Тихоокеанского региона – занимает вторую позицию по критериям, благоприятствующим развитию медицинского туризма. Дестинацию выбирают с целью проведения серьёзных хирургических вмешательств, таких как трансплантация органов, лечения онкологии, заболеваний сердца, а также болезней в области офтальмологии и неврологии. Успехам в лечении сложнейших недугов способствует использование высокотехнологичного оборудования, а также профессиональный подход медицинских работников к каждому пациенту.
Пациенты выбирают данное направление исходя из доступности и сравнительно лучшего качества услуг.
Медицинский туризм в Великобритании представлен широким спектром услуг в области хирургии, программами по лечению репродуктивной системы и увеличению фертильности, а также реабилитационными планами и процедурами по восстановлению и укреплению здоровья после тяжелого лечения. Стоит отметить наличие большого количества как государственных, так и частных многопрофильных клиник и госпиталей с высоким уровнем и качеством обслуживания. Выбор туристами Великобритании как направления для медицинской поездки основывается на близости культуры и возможности разговаривать на интернациональном языке, а также наличием разнообразных туристских аттракций и комфортных климатических и природных условий.
Занимая восьмую позицию в ранжированном списке мировых направлений медицинского туризма, Израиль специализируется на проведении сложных операций и видов лечения в области онкологии, ортопедии, кардиологии, общей, пластической и эстетической хирургии, педиатрии. Основной побудительный мотив туриста-пациента – использование инновационных технологий в процессе обследования и/или лечения в совокупности со значительной экономией на процедуры. Так, стоимость стоматологических услуг в Соединённом Королевстве составляет 1800-2500 фунтов, а аналогичные процедуры в Израиле обойдутся в 600-1000 фунтов (60-67% экономии). Стоимость лечения катаракты в клинках США варьируется в пределах 5000-6000 долларов, а в Израиле оно составит 3500-4000 долларов (30-33% экономии).
Что касается состояния медицинского туризма в России, которая, по оценкам специалистов Международного научно-исследовательского центра здравоохранения (International Healthcare Research Centre), занимает 41-ю позицию из 46-ой возможных, то вопрос требует многоуровневого и многопланового рассмотрения. Интерес потребителей к этому виду туризма, бесспорно, растет, однако туристы рассматривают скорее не внутристрановые, а зарубежные направления. Во многом это объясняется неудовлетворительным состоянием системы здравоохранения в современной России. Данный тезис подтверждают результаты социальных опросов, проведённых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По мнению опрошенных, наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения являются низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень квалификации врачей (49%). Кроме того, в случае болезни около 38% граждан не обращаются в поликлиники, объясняя это нежеланием сталкиваться с плохой организацией работы мед. учреждений, а также недоверием к персоналу (некомпетентность (10%), равнодушие врачей (6%), грубость (6%)) [26].
Однако, анализируя текущее состояние медицинского туризма в нашей стране, необходимо учитывать и положительные аспекты, такие как многообразие климатических и природных зон, и, как следствие, широкий спектр потенциально предоставляемых услуг, инновационные разработки.
Для оценки современных тенденций и особенностей развития рынка медицинского туризма на глобальном уровне необходимо исследовать не только передовой опыт и накопленные достижения тех стран, которые давно представлены на рынке и аккумулировали значительную успешную практику в решении организационных, экономических, социальных, экологических и других вопросов, связанных с функционированием и развитием предпринимательских структур, оказывающих медицинские услуги во внутреннем и въездном сегменте индустрии туризма, но и перспективы развития исследуемого рынка в странах-новых лидерах в сфере организации и управления медицинским туризмом.
В последнее годы сформировалась тенденция смещения центра медицинского туризма из экономически развитых западных стран (страны Европейского союза, Канада и США) в страны АТР (Корея, Индия, Таиланд, Сингапур). В этих странах с развитой системой медицинского туризма медицинская инфраструктура сформирована с учетом международных стандартов (в Индии 24 медицинских центра с JCI-аккредитацией, в Таиланде — 52, в Сингапуре — 22, в Малайзии — 13, в Корее — 27), разработана законодательная база и механизмы государственной поддержки, комплексная услуга обеспечена современной инфраструктурой сопутствующих сервисов.
Это ярко демонстрирует Южная Корея, где медицинский туризм развивается быстрыми темпами. В глобальном мировом рейтинге индустрии медицинского туризма данная страна занимает четырнадцатое место.
Высокотехнологичное оснащение, высокий уровень специалистов, жесткая система контроля качества медицинских услуг, доброжелательное обслуживание и сравнительно низкие цены по сравнению с Японией, США, Германией и Израилем, делают эту страну одной из самых привлекательных в области медицинского туризма. Примечательно и то, что 27 корейских клиник имеют аккредитацию Joint Commission International (JCI). По уровню оснащенности и качеству оказания медицинских услуг корейские клиники в рейтинге мировых лидеров находятся на четырнадцатом месте. Особенных успехов добились корейские врачи в области трансплантологии, Корея удерживает также лидирующие позиции в лечении онкологических заболеваний — выживаемость при раке желудка почти в два раза, а при раке печени в 1,5 раза выше, чем в клиниках США и Германии. Интерес иностранцев к получению медицинской помощи в клиниках Кореи постоянно растет за счет хорошего качества и конкурентных цен на медицинские услуги. Согласно материалам Агентства развития здравоохранения, в 2009 году количество иностранных пациентов составило 60 201 чел., в 2015г. — 296 889 чел., а в 2018 году данный показатель составил 380 000 человек, что свидетельствует об устойчивом росте спроса на данный вид услуг на международном рынке медицинского туризма.
Для получения разрешения и права на предоставление медицинских услуг иностранным туристам лечебные учреждения Южной Кореи должны обладать специальной лицензией, выданной Министерством Здравоохранения Республики Корея. Разрешение выдается сроком на три года и медицинские организации вынуждены вновь подтверждать свой статус и возможности по организации лечения и продвижении услуг за рубежом. В 2018 году было выдано 1709 лицензий государственными медицинским учреждениям и 1413 лицензий частному бизнесу [59].
Медицинские агентства по туризму обеспечивают полноценное обслуживание, включая визовую поддержку, трансферы, бронирование проживания и экскурсионного обслуживания. Кроме того, они координируют запросы, в том числе посредством использования возможностей сети Интернет, на получение медицинского обслуживания, помощь с переводом, обеспечивают страхование в случае несчастных случаев во время предоставления медицинских услуг. Корейский медицинский сервис в клиниках предлагает широкий ассортимент дополнительных услуг, среди которых можно выделить: скидки на проживание и транспортное обслуживание, экскурсионное обслуживание, питание из нескольких национальных кухонь, наличие беспроводной сети Интернет и доступа к телевизионным каналам из различных стран мира [25].
Корейский институт медицинского образования стал первым образовательным учреждением в Азии, подтвердившим статус во Всемирной федерации медицинского образования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что процесс лечения туристов проходит по таким же высоким стандартам, как и в ведущих странах по уровню развития медицинского туризма — Германии, Израиле и США. В 2017 году аналитическое агентство Bloomberg поставило национальную систему здравоохранения Южной Кореи на четвертую позицию в рейтинге по эффективности функционирования во всем мире [50].
В 2018 году Агентством развития здравоохранения Республики Корея было проведено маркетинговое исследование, целью которого стало выявление основных факторов, влияющих на эффективность функционирования и развития рынка медицинского туризма в Республике.
По результатам проведенного исследования было выявлено несколько ключевых факторов, способствующих стабильному развитию рынка медицинского туризма в Республика Корея в процентном соотношении (рисунок 2.1). Общая совокупность факторов, представленных на рисунке 2.1, составляет, таким образом, 100%.
Рисунок 2.1 – Факторы, оказывающие положительное влияние на стабильное развитие рынка медицинского туризма в Республика Корея [59]
Представленные выше факторы можно также соотнести и с другими странами мира, в том числе и с РФ. Однако, нельзя не упомянуть о таком факторе как «Эффект Халлю» («Эффект корейской культуры») – комбинация возможности получения медицинской услуги и культурно-познавательного туризма в крупнейших исторических и современных дестинациях Южной Кореи.
В качестве объекта интереса здесь отдельно необходимо выделить корейские компьютерные игры, моду, современную поп-музыку, корейский кинематограф и персоналии так называемых «айдолов» — известных корейских артистов и музыкантов. При этом в случае последних наблюдается весьма примечательная тенденция – растет число пациентов, которые хотят получить услуги по проведению косметических процедур и хирургических операций по изменению внешности с целью уподобления кумиру. Это, в свою очередь, положительно влияет на рост рынка медицинского туризма не только на внутреннем сегменте, но и с точки зрения привлечения иностранных туристов.
Рисунок 2.2 – Сравнительная характеристика стоимости медицинских услуг в Южной Корее и США [66]
Как видно из представленного рисунка, основной упор на рынке медицинского туризма как представители бизнеса, так и власти Южной Кореи делают на использование инновационных технологий при оказании медицинских услуг высокого качества при относительно низком уровне цен [37].
В целом, можно говорить о существовании среднего значения разрыва в уровне цен между странами в 77%. Верность данного сравнения подтверждается статистическими данными о доле туристов из США – пациенты из этой страны составляют около 12% от общего числа посетителей Республики Кореи с целью получения медицинских и оздоровительных услуг [66].
Из видов медицинских услуг, которые выбирают туристы из зарубежных стран, приезжающие за лечением в Южную Корею, наиболее востребованными следует признать проведение общего медицинского обследования, дерматологию, пластическую хирургию, гинекологию, чек-ап процедуры, ортопедия.
По прогнозам в 2020 году рынок медицинского туризма в Южной Корее должен был увеличиться в 4 раза по сравнению с 2015 годом до 1.2 млн туристов.
Однако, в связи с эпидемией коронавирусной инфекции данным прогнозным оценкам, как показывает текущий уровень статистики снижения уровня туристских потоков, не суждено стать реальностью [59].
На основании изучения опыта организации и управления медицинским туризмом на международном уровне, можно сделать ряд выводов о современных тенденциях на исследуемом рынке. К числу наиболее важных необходимым отнести:
1. Высокий уровень внедрения инновационных технологий в процесс управления и реализации медицинских услуг на внутреннем и въездном рынке медицинского туризма при одновременном обеспечении разумного соотношения показателей цены и качества является ключевым драйвером роста и основным побудительным мотивом для совершения поездки, в особенности в случае необходимости проведения сложных операций и длительного лечения.
2. Конкурентные преимущества субъектов предпринимательской деятельности и даже отдельных государств на рынке медицинского туризма могут достигаться за счет трансформации ресурсной базы не только с точки зрения ее адаптации и эффективного рационального использования применительно к существующему уровню экономической конъюнктуры рынка, но и за счет расширения практики внутриотраслевого взаимодействия на базе создания и последующего развития кластерных структур, холдинговых образований, сетевых объединений и т.п.
3. Важную роль в устойчивом развитии национального рынка медицинского туризма необходимо отвести унифицированной системе продвижения туристских услуг как на уровне государства, так и на уровне бизнес-структур. Распространение информации, обеспечение свободного и полного доступа о возможностях и специфических особенностях национального сегмента рынка медицинского туризма является ключевой задачей всех участников рыночных отношений.
2.2. Анализ отечественного опыта и выявление системных проблем развития рынка медицинского туризма в РФ.
Активное формирование и развитие рынка медицинского туризма в РФ, по сравнению со многими развитыми странами, началось лишь в первой половине ХХI века, что было обусловлено целым рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести:
— негативное влияние на общие тенденции формирования рынка медицинского туризма в долгосрочной перспективе оказал распад СССР, что привело к значительному отставанию российского сегмента данного рынка от зарубежных конкурентов как в материально – техническом оснащении, так и в подготовке квалифицированных кадров, которых не устраивал уровень оплаты труда и сами условия, в которых приходилось работать в начале 90-хх гг. [16],
— как следствие первого обстоятельства — существенный отток кадров из отрасли как в другие сегменты национальной экономики, прежде всего торговлю и бытовое обслуживание населения, так и их эмиграция в иностранные государства, в том числе для продолжения работы на рынке медицинских услуг,
— значительное снижение объемов финансирования системы здравоохранения со стороны государства, что было вызвано как последствиями целой череды экономических кризисов, так и тенденцией сокращения государственных расходов на социально значимые сферы общественного воспроизводства [32],
— общее снижение уровня жизни и благосостояния населения, что привело к значительному сокращению расходов на непродовольственные товары и услуги, в целом низкий спрос как на платные медицинские услуги, так и на услуги в области туризма и рекреации,
— наиболее обеспеченные слои населения, которые потенциально могли бы формировать спрос на услуги медицинского туризма на национальном рынке, предпочитали оферты зарубежных конкурентов из стран со сложившимся уровнем имиджа и инфраструктуры данного вида туризма (Швейцария, Израиль, Германия и т.д.), [53].
Улучшение ситуации на рынке отечественного медицинского туризма наблюдается лишь после 2005-2007 гг., что также обусловлено целым рядом положительных моментов в российской экономике и обществе, в целом.
Ключевым импульсом для развития рынка медицинского туризма в России стала реализация таких крупномасштабных национальных проектов как «Здравоохранение» [11] и «Демография» [12], основное действие которых направлено на модернизацию национальной системы здравоохранения и повышения качества жизни населения. Вместе с тем, обновление материально- технической базы медицинских учреждений, повышение уровня требований к качеству, доступности и своевременности оказания медицинских услуг, поддержка реализации программ ординатуры, аспирантуры и постдипломного образования создали устойчивый базис для наращивания экспортных возможностей сферы здравоохранения посредством создания и реализации программ медицинского туризма, а также расширения внутреннего рынка.
По статистическим данным Российской Ассоциации медицинского туризма (АОММТ) в 2016 году Россию посетило 35 тыс. зарубежных туристов с целью получения медицинских услуг по различным видам и направлениям, в 2017 г. — 120 тыс.чел, в 2018 г. — 300 тыс.чел.
На долю РФ в последние годы приходилось около 1% от совокупного объема услуг, оказываемых на мировом рынке медицинского туризма. В таблице 2.2 представлен объем въездного туристского потока в Россию по основным направлениям медицинского туризма по состоянию на 2018 г.
Таблица 2.2 — Объем въездного туристского потока в Россию по основным направлениям медицинского туризма, 2018 г. [131]
При этом наиболее перспективными профилями считаются кардиология, офтальмология, детское здоровье, родовспоможение, гинекология, эндокринология, стоматология, ортопедия, эстетическая медицина и реабилитация. Существует своеобразное разделение: государственные больницы чаще привлекают медицинских туристов своим опытом и условиями в направлениях онкологии, офтальмологии, сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, тогда как частные клиники более интересны в направлениях стоматологии, гинекологии и вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), пластической хирургии.
Вполне очевидным является и распределение иностранных туристов по регионам прибытия:
— 70 % — пациентов из стран СНГ (традиционно высокий имидж российских медицинских учреждений в большинстве стран постсоветского пространства, отсутствие языковых барьеров, сложностей в осуществлении межкультурных коммуникаций, относительно невысокий уровень стоимости при удовлетворительном уровне качества услуг),
— 13 % — Прибалтика и страны Скандинавии (отчасти схожие мотивы для совершения поездки, как и в случае стран СНГ, а также фактор географической близости, возможностей приграничного сотрудничества, высоким уровнем качества оказания медицинских услуг в Санкт-Петербурге как основной дестинации прибытия),
— 17 % — остальные туристы, по преимуществу из стран Центральной и Восточной Европы, а также из региона Южной и Юго-Восточной Азии [60], [61].
Наиболее популярными туристскими дестинациями в области медицинского туризма следует признать г. Москву, г. Санкт-Петербург, крупнейшие города Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на которые приходится около 90% от общего числа иностранных туристов.
Следует заметить, что туристские дестинации Сибири и Дальнего Востока весьма востребованы у посетителей из Китая, Вьетнама, Южной Кореи с точки зрения получения стоматологических услуг и осуществления процедур ЭКО (поиск и достижение оптимального соотношения таких параметров как высокий уровень качества услуг, доступность, средний уровень стоимости услуг, возможность послеоперационного обслуживания) [28].
К преимуществам РФ как экспортера медицинских услуг можно отнести:
1. Классическая школа отечественной медицины, широко признаваемая за рубежом
2. Высокий уровень оказания высокотехнологичной медицинской помощи
3. Низкая стоимость медицинских услуг — отличное соотношение цена/качество
4. Хорошая транспортная доступность
5. Небольшая длительность ожидания медицинской помощи
6. В России можно получить целый спектр медицинских услуг, запрещенных в других странах. Так, например, граждане Китая могут воспользоваться процедурой ЭКО, а граждане Франции воспользоваться услугами пластических хирургов (с 2019 года во Франции запрещены пластические операции).
Однако, несмотря на целый ряд преимуществ РФ на рынке медицинского туризма, можно говорить о целом ряде негативных факторов и проблем развития исследуемого рынка. Ярким иллюстрацией выше сказанного может служить следующая диспропорция: с точки зрения туристской привлекательности медицинского и лечебно- оздоровительного туризма РФ занимает пятое место в мировом рейтинге, а по реализации имеющегося потенциала находится лишь на 59-м месте.
Анализируя мнения отечественных [23], [36] и зарубежных [47], [49] авторов по тематике организации функционирования рынка медицинского туризма в РФ, можно выделить целый ряд системных проблем, решение которых позволило бы ускорить процесс оказания услуг в соответствие с запросами потребителей и уровнем инновационного развития медицины как важной части социального обеспечения любого государства:
1. Отсутствие межведомственной координации участников государственного регулирования рынка медицинского туризма с точки зрения, как нормативно-правового обеспечения процесса оказания туристских услуг, в соотнесении со стандартами оказания врачебной помощи по определенным направлениям таким как профилактика, диагностика и лечение хронических и инфекционных заболеваний, так и разделения ответственности в контексте осуществления контрольной деятельности и общественно-профессиональной аккредитации.
Весьма актуальным и насущным является вопрос, связанный с определением критериальной шкалы оценки соответствия медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений и организаций требованиям рынка медицинского туризма. Принципиально важно, чтобы организации, функционирующие или желающие выйти на данный рынок, могли не только оказывать медицинские и сопутствующие услуги, но и являться полноценным участником индустрии туризма, т.е. оказывать весь комплекс услуг, связанных с размещением туристов, обеспечением обязательным и дополнительным питанием, организацией отдыха и досуга не только самих туристов, но и сопровождающих лиц, обеспечением доступа к основным достопримечательностям региона или территории и т.д.
Особенно важно данное направление в условиях въездного туризма, где речь идет в целом о формировании положительного имиджа региона или страны на мировом рынке медицинского туризма.
С целью подтверждения вышесказанного можно привести статистические данные, свидетельствующие о причинах выбора тех или иных медицинских учреждений с целью совершения туристской поездки. В качестве респондентов выступали иностранные туристы, пользующиеся различными медицинскими услугами за рубежом (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Основные критерии выбора медицинских учреждений с точки зрения иностранных туристов [131].
2. Недостаточное количество и низкий уровень проработки целевых программ и стратегий развития медицинского туризма, которые учитывали бы как потребности в оказании качественных медицинских услуг, так и перспективы развития сферы туризма и рекреации на национальном и региональном уровне. Несмотря на положительные сдвиги в данной сфере благодаря реализации национальных проектов «Здравоохранение» [11] и «Демография» [12], Россия в настоящее время не входит в число ведущих стран мира – лидеров в области медицинского туризма по объему расходов на здравоохранение в процентах от ВВП (рисунок 2.5).
Рисунок 2.4 – Уровень расходов на сферу здравоохранения в странах- лидерах медицинского туризма, 2018 г. [54]
Как видно из фактических данных рисунка 2.4 наибольший уровень расходов на медицинскую сферу в США и Швейцарии. В США государственные расходы на здравоохранение составляют более 16% от объема валового внутреннего продукта, что на 4% выше, чем аналогичный показатель в Швейцарии, при относительно сравнимом качестве и доступности для населения оказываемых медицинских услуг. Однако, уровень расходов в Швейцарии является самым высоким среди стран Европы. Средний же уровень расходов на здравоохранение у представленных стран на рисунке 2. 5 наблюдается в пределах 9-10% от ВВП [54].
3. Отсутствие комплексной системы подготовки кадров, специализирующихся не только на оказании медицинских и сопутствующих услуг, но и способных принимать грамотные управленческие решения с точки зрения организации туристских потоков въездного и внутреннего характера, учета специфики потребителя, в том числе культуры деловых и личностных коммуникаций, традиций и этнических особенностей поведения и психоэмоциональной реакции на те или иные врачебные действия и т.д. Огромное значение для решения подобного рода следует признать снижение степени зависимости от языковых барьеров между пациентами – туристами и медицинским персоналом различного профиля и категории.
4. Низкая инновационная активность российского сектора частной и государственной медицины, отсутствие механизмов ее повышения на региональном и федеральном уровне. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние и на динамику туристских потоков [29].
Однако, необходимо отметит тот факт, в связи с обострением ситуации с заболеваниями пневмонией, вызванной короновирусной инфекцией, в российских регионах растет спрос на инновационные технологии в области оказания медицинских услуг, в том числе в сфере телемедицины. По оценке VEB Ventures, в 2019 году оборот российского рынка телемедицины составлял 1,5 млрд руб., а с 2020 по 2025 год показатель будет в среднем расти на 116%. Кроме того, высокое значение телемедицины, особенно в условиях пандемии, отметила в своем выступлении в мае 2020 г. вице-премьер РФ Т. Голикова, которая заявила о наличии 37 тыс. пациентов на дистанционном наблюдении с применением телемедицинских технологий [64].
5. Отсутствие признанной за рубежом системы контроля качества оказания медицинской помощи.
В данном случае можно упомянуть наличие международных сертификатов и знаков отличия, высокую деловую репутацию и повышение имиджа в качестве структурного элемента национальной индустрии туризма. К сожалению, российские медицинские учреждения не отличаются высоким уровнем позиционирования на международном туристском рынке в качестве достойных конкурентов зарубежным партнером, что обусловлено необходимостью значительных первоначальных вложений на осуществление маркетинговой деятельности и PR- кампаний, так и традиционным подходом, ориентированным на удовлетворение потребностей локального сообщества.
Например, в России лишь четыре медицинских учреждения (3 в г. Москва и 1 в г. Набережные Челны) обладают международным сертификатом Joint Commission International (JCI), который свидетельствует о высоком уровне предоставления услуг в мировом масштабе [52].
Все вышеперечисленные системные проблемы и негативные факторы, влияющие на развитие российского рынка медицинского туризма характерны для третьего этапа эволюции рынка (в соответствие с подходом к периодизации, представленном в параграфе 1.2.). Однако, их негативное воздействие на будущее развитие сферы туризма увеличивается во много раз уже в новых условиях – на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки в период пандемии коронавирусной инфекции, а также в условиях высокого уровня неопределенности и риска, ухудшение социально-экономической обстановки в посткарантинный период.
2.3. Оценка предпосылок развития и определение перспективных направлений модернизации рынка медицинского туризма в посткризисный период.
Рынок медицинского туризма, в соответствие с классическими представлениями экономической теории, как любая социально-экономическая система, испытывает на себе не только влияние смены экономических циклов и научно-технического прогресса, ускоряющего процесс морального износа основных средств и сопутствующей инфраструктуры, но и в значительной степени подвержен кризисным явлениям различного характера.
В большинстве научных источников ([24], [28], [34], [48] и др.), раскрывающих допустимые условия, обстоятельства и последствия влияния кризиса на состояние рыночной системы, в качестве ключевых причин, вызывающих падение спроса на экономические блага, сокращение объемов предложения и, как следствие, дисбаланс ценовой и товарной политики предприятий и организаций, выделяются различные экономические процессы и явления.
Среди них, применительно к особенностям и специфике рынка медицинского туризма, можно отметить:
1. Снижение уровня покупательской способности, что оказывает прямое воздействие на объем спроса. В условиях рынка медицинского туризма данное утверждение справедливо лишь в контексте учета времени совершения покупки: в среднесрочном и долгосрочном периоде потребитель готов отложить на будущее проведение лишь тех операций или того вида лечения, которое возможно осуществить в более поздний срок только в том случае, если это не будет критично для его собственного здоровья или здоровья близких для него людей. В противном случае, в соответствие с медицинскими показателями и рекомендациями лечащих врачей , потребитель будет готов к совершению необходимых расходов в краткосрочный период при определенных условиях и ограничениях.
2. Увеличение темпов инфляции, что оказывает отрицательное воздействие как на самих потребителей , так и на производителей ,
3. Отдельно необходимо упомянуть о таком специфическом явлении как инфляция предложения, которая приводит к снижению эффективности операционной деятельности и сокращению объемов продаж за счет увеличения уровня затрат, связанных с производственным процессом или процессом оказания услуг населению, в том числе по вине самого производителя (например, на рынке медицинского туризма — издержки роста уровня морального износа медицинской техники и снижение качества предоставляемых услуг),
4. Увеличение количества безработных и лиц, с частичной или неполной занятостью, что, естественно, ведет к снижению совокупного предложения. В данном случае особую опасность представляют такие виды безработицы как структурная (связана с изменением отраслевого состава национальной экономики, что ведет к значительному сокращению спроса в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и циклическая (связана с переходом к очередному этапу экономического цикла – циклическому спаду, оказывающему влияние на все отрасли экономики).
5. Изменение в динамике валютных курсов может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на динамику рынка медицинского туризма. Чем выше уровень девальвации национальной валюты, тем больше конкурентных преимуществ у соответствующих медицинских организаций. При этом в рамках формирования долгосрочной стратегии развития необходимо учитывать, как уровень приоритета внутреннего туризма над въездным с точки зрения возможностей экспортного потенциала дестинации или региона, на территории которых реализуются программы медицинского туризма, так и прогнозные значения будущих показателей валютных курсов.
Вместе с тем изменения на рынке медицинского туризма, приводящие к возникновению кризисных явлений, не всегда носят только экономический характер. К числу наиболее часто упоминаемых причин ухудшения рыночной конъюнктуры неэкономического характера можно отнести:
— изменение политической системы, военные действия, наличие террористических угроз, акты гражданского неповиновения и т.д.,
— чрезвычайные ситуации, связанные с ухудшением природно- климатической и экологической обстановки,
— техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации, вызванные деятельностью человека,
— ухудшение эпидемиологической ситуации и т.д.
В условиях непредсказуемого и мало прогнозируемого хода развития событий на мировом и национальных рынках, обусловленного ухудшением социально-экономических условий и снижением совокупного спроса на экономические блага в связи с расширением ограничений на ведение предпринимательской деятельности и возможности осуществления потребительских расходов со стороны домохозяйств из-за ситуации, вызванной глобальной пандемией коронавирусной инфекции, можно говорить о стратегических изменениях в структуре потребительских предпочтений относительно выбора возможных вариантов проведения полноценного отдыха и досуга населения в большинстве стран мира. Это, в свою очередь, окажет значительное влияние на изменение структуры туристского рынка и даст дополнительные возможности как для появления новых маршрутов, направлений и видов туризма, в основе которых будет заложена виртуализация коммуникативного и информационного пространства и применение искусственного интеллекта с целью повышения качества и полноты обслуживания туристов, так и для развития новых траекторий и форм организации туристской деятельности в уже существующих сегментах рынка [4].
Ухудшение эпидемиологической обстановки в связи с пандемией, несомненно, отрицательно сказалось как на индустрию туризма в общем, так и на сегмент медицинского туризма, в частности. Ключевым аспектом, в данном случае, следует признать снижение устойчивого потребительского спроса на туристские услуги по целому ряду причин, к числу наиболее очевидных из которых возможно отнести:
• ограничение возможности пересечения как внутри региональных, так и международных границ в связи с наложенными ограничениями,
• общее снижение уровня доходов населения,
• высокий уровень риска распространения заболевания при осуществлении туристских поездок,
• снижение загрузки транспортной системы — отмена регулярных и чартерных авиарейсов, сокращение пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, запрет на движение общественного транспорта в туристских дестинациях.
Снижение величины туристских потоков в той или иной степени затронули все регионы мира, что привело к снижению доходности функционирования организаций в отрасли и ухудшению социально-экономических условий в самих дестинациях. В связи с этим особую актуальность приобретает выбор ключевых направлений стратегического развития и восстановления докризисного уровня объемов продаж туристских услуг применительно к каждому конкретному виду туристской деятельности или дестинации [62].
В современных условиях пандемии короновируса COVID-19, который представляет собой тяжелое инфекционное заболевания, требующее не только сложного лечения с использованием медикаментозной поддержки и пребывания в специализированных стационарах, оборудованных аппаратами ИВЛ, но и последующей длительной реабилитации с использованием оздоровительных процедур в зависимости от степени негативного влияния на человеческий организм и наличия сопутствующих хронических заболеваний, дальнейшее развитие медицинского туризма приобретает все большую актуальность не только на международном уровне, но и в нашей стране [20].
В качестве ключевых предпосылок данной тенденции можно выделить следующее:
1. Ухудшение эпидемиологической ситуации и рост заболеваний становится важным фактором влияния на выбор форм и направлений организации отдыха среди населения всех стран мира. Как показывают последние статистические данные, наличие серьезных хронических заболеваний находится в прямо пропорциональной зависимости к тяжести протекания заболевания, а также повышает риск смертельного исхода, что особенно важно для преклонного возраста. На рисунке 2. 5 представлены обобщенная статистика уровня смертности от COVID-19 в зависимости от хронических заболеваний в КНР.
Таким образом, в посткризисный период можно ожидать повышения внимания к собственному здоровью и увеличение уровня расходов на лечение и оздоровительные процедуры, что также способствует росту интереса к медицинскому туризму в долгосрочной перспективе.
Рисунок 2. 5 — Статистика уровня смертности от COVID-19 в зависимости от хронических заболеваний (на примере КНР) [63]
2. Еще одним немаловажным преимуществом, которое может свидетельствовать в пользу медицинского туризма как одного из приоритетных видов туристской деятельности в краткосрочный период времени в нашей стране, может стать высокий уровень соответствия медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений требованиям государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в РФ.
В качестве примера можно рассмотреть требования по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, разработанные и принятые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в виде методических рекомендаций от 22 мая 2020 г. [10].
Упомянутые выше рекомендации включают такие разделы как:
• организационные мероприятия,
• профилактические мероприятия в местах общего пользования,
• профилактические мероприятия среди сотрудников,
• профилактика на открытой территории организации (в данном разделе речь идет, в большей степени, о мерах по дезинфекции общественного пространства в санаторно-курортных комплексах) [10].
4. Высокий уровень государственной поддержки данного сектора туристского рынка как части общей индустрии, так и с точки зрения социальной направленности и общественной значимости исследуемого вида туризма.
Важным системным шагом в государственной экономической политике следует признать изменение институциональной принадлежности ключевого регулятора туристского рынка в России – Федерального агентства по туризму. В соответствие с Указом Президента РФ Путина В.В. от 05 июня 2020 г. №372 данный орган государственного управления в сфере рекреации и туризма переходит в прямое подчинение Правительству РФ [6], что подчеркивает экономическую значимость индустрии не только для развития, но и восстановления народного хозяйства нашей страны в краткосрочном периоде [27].
Кроме того, организации и предприятия, функционирующие и предоставляющие различного рода услуги на рынке медицинского туризма, могут воспользоваться мерами государственной поддержки, как экономического, так и административного характера, индустрии, наиболее актуальные и значимые из которых представлены в таблице 2.4.
Таблица 2. 4 Меры государственной поддержки, актуальные для сферы медицинского туризма в условиях ухудшения экономической конъюнктуры из-за пандемии COVID-19 [55]
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что проанализированные выше предпосылки развития рынка медицинского туризма в нашей стране могут быть успешно реализованы только в условиях устойчивого взаимодействия государства и частного бизнеса при одновременном участии потребителя, готового и способного совершать расходы на туристский продукт исходя из текущих социально-экономических реалий.
Несмотря на ряд очевидных преимуществ и дополнительных возможностей для определения новых точек роста, должен трансформироваться исходя из новых социальных и экономических условий.
Наиболее перспективными и своевременными направлениями трансформации рынка медицинского туризма следует признать:
1. Развитие внутри регионального медицинского туризма, который основан на использовании туристско-рекреационного потенциала дестинаций непосредственно жителями региона, что значительно снижает уровень затрат на транспортные расходы и экономит время для совершения туристской поездки.
2. Внедрение новых форм организации туристской деятельности в сфере медицинского туризма. Например, можно говорить о том, что туры выходного дня являются перспективной формой предоставления услуг в сфере медицинского туризма в условиях ограничения свободы перемещения между странами и регионами, а также снижения покупательной способности потенциальных туристов,
3. Расширение возможностей медицинского туризма за счет использования современных инноваций, прежде всего в контексте внедрения элементов цифровых технологий и телемедицины, что позволит обеспечить устойчивую взаимосвязь между оказанием услуг населению и непосредственно медицинским туризмом.
4. В качестве приоритетных направлений реализации технологического процесса оказания услуг на рынке медицинского туризма следует признать организованный туризм как частных клиентов, так и корпоративных. Наличие корпоративных контрактов позволит обеспечить стабильность финансового положения организаций, занятых на рынке медицинского туризма и снизить общий уровень риска ведения коммерческой деятельности, что особенно актуально в кризисных условиях.
5. Развитие программ экспорта медицинского туризма, за счет поиска новых форм и каналов продвижения услуг, индивидуализации подхода к потенциальному потребителю и формированию адаптивной инфраструктуры, способной к приему зарубежных туристов.
6. Развитие партнерских отношений с другими участниками туристского рынка и смежных отраслей в контексте формирования кластерных структур, расширения сетевого взаимодействия и участия в межрегиональных и международных проектах.
Таким образом, реализация представленных выше перспективных направлений развития медицинского туризма позволит повысить эффективность восстановления и последующего функционирования медицинского туризма в посткризисный период.
Заключение
К числу наиболее актуальных видов туризма в современных условиях, с точки зрения оценки возможных перспектив развития, следует отнести медицинский туризм, основанный на предоставлении специализированных медицинских услуг во время совершения туристских поездок как внутри одного государства или региона, так и посредством выезда за рубеж.
Посредством реализации программ медицинского туризма на внутреннем рынке создаётся возможность обеспечения равного доступа всех жителей страны к качественным и высокотехнологичным медицинским услугам, что приобретает особую актуальность в случае несбалансированного обеспечения ресурсами системы здравоохранения в территориально-пространственном аспекте.
Медицинский туризм также перспективное направление для организации экспортных операций в рамках повышения туристской привлекательности поездок в РФ из-за рубежа с целью получения качественной и недорогой медицинской помощи, и оздоровления при соблюдении всех необходимых правил безопасности и гарантии соблюдения интересов зарубежных туристов.
Особенности функционирования предпринимательского сектора на рынке медицинского туризма определяются спецификой возможности реализации широкого спектра медицинских услуг с высоким уровнем специализации направлений медицинской помощи и услуг потенциальным туристам, отсутствие фактора сезонности как одного из основных ограничителей ведения предпринимательской деятельности и т.д. сочетается с возможностью комбинации с другими видами туристской деятельности с целью привлечения дополнительных клиентов, широкий выбор различных стратегий управления потребительским спросом исходя из имеющихся финансовых возможностей и т.д.
С точки зрения потребителя рынка медицинских услуг к числу ключевых особенностей следует причислить низкий уровень или полное отсутствие отложенного спроса, значительные требования к уровню, соответствию современным тенденциям и кадровому обеспечению оказываемых услуг при одновременном сопоставлении и сравнении критических точек значения соотношения «цена-качество», возможность осуществления туристской поездки вне зависимости от целого ряда традиционных факторов, влияющих на динамику спроса в индустрии туризма (фактор сезонности, уровень транспортной доступности, социо-культурные особенности туристской дестинации, уровень располагаемого дохода и т.д.), использование более широкого спектра источников финансирования поездки и т.д. Отдельное внимание заслуживает факт относительно невысокого уровня эластичности спроса по цене и высокий уровень предельной полезности предоставляемых услуг, что обеспечивает возможность совершения последующих покупок услуги в зависимости от конкретного направления рынка медицинского туризма.
Системно подойти к развитию медицинского туризма в России было решено лишь в 2018 году. Была принята государственная программа «Развитие экспорта медицинских услуг», входящая в национальный проект «Здравоохранение», целью которой является к 2024 году повысить объем оказания медицинских услуг иностранным гражданам
до 1 млрд долл., а число медицинских туристов — до 1,2 млн человек.
Ухудшение эпидемиологической обстановки в связи с пандемией, несомненно, отрицательно сказалось как на индустрию туризма в общем, так и на сегмент медицинского туризма, в частности. Ключевым аспектом, в данном случае, следует признать снижение устойчивого потребительского спроса на туристские услуги по целому ряду причин, к числу наиболее очевидных из которых возможно отнести: отсутствие возможности пересечения как внутри региональных, так и международных границ в связи с наложенными ограничениями, общее снижение уровня доходов населения, высокий уровень риска распространения заболевания при осуществлении туристских поездок, снижение загрузки транспортной системы — отмена регулярных и чартерных авиарейсов, сокращение пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, запрет на движение общественного транспорта в туристских дестинациях, отрицательный психологический климат, препятствующий совершению тех или иных перемещений в туристских целях и т.д.
К числу наиболее адаптивных, с точки зрения особенностей текущей ситуации на рынке медицинского туризма, управленческих стратегий, которые возможно использовать с относительно небольшим уровнем первоначальных финансовых вложений следует признать диверсификацию бизнес-процессов, целью которой является расширение спектра предлагаемых услуг при максимальном охвате всех потребительских сегментов, совокупность которых формирует фактическую емкость того или иного рынка.
К числу наиболее актуальных направлений диверсификации медицинского туризма в посткризисный период можно отнести:
— расширение спектра предоставляемых медицинских услуг за счет разработки и внедрения новых программ и методик лечения, включения дополнительных услуг, непосредственно связанных с профилем медицинского учреждения, обеспечение многофункциональности предоставляемых услуг с точки зрения всего сервисного цикла (профилактика, диагностика, лечение, реабилитация, консультирование и т.д.).
— освоение и переход на относительно новые виды и направления медицинского туризма, востребованные на рынке и в настоящее время недостаточно представленные с точки зрения возможностей индустрии туризма.
Резюмируя все вышесказанное, можно говорить о том, что наиболее перспективными и своевременными направлениями трансформации рынка медицинского туризма являются:
• развитие внутри регионального медицинского туризма, который основан на использовании туристско-рекреационного потенциала дестинаций непосредственно жителями региона,
• внедрение новых форм организации туристской деятельности в сфере медицинского туризма в условиях ограничения свободы перемещения между странами и регионами, а также снижения покупательной способности потенциальных туристов,
• расширение возможностей медицинского туризма за счет использования современных инноваций, прежде всего в контексте внедрения элементов цифровых технологий и телемедицины, что позволит обеспечить устойчивую взаимосвязь между оказанием услуг населению и непосредственно медицинским туризмом,
• в качестве приоритетных направлений реализации технологического процесса оказания услуг на рынке медицинского туризма следует признать организованный туризм как частных клиентов, так и корпоративных (в контексте реализации программ корпоративной социальной ответственности),
• расширение спектра программ экспорта медицинского туризма, за счет поиска новых форм и каналов продвижения услуг, индивидуализации подхода к потенциальному потребителю и формированию адаптивной инфраструктуры, способной к приему зарубежных туристов,
• развитие партнерских отношений с другими участниками туристского рынка и смежных отраслей в контексте формирования кластерных структур, расширения сетевого взаимодействия и участия в межрегиональных и международных проектах.
Список используемых источников
1. Конституция РФ (в соответствии с Указом Президента от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками») – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения 03.05.2021)
2. ГОСТ Р 50690-2000.Туристские услуги. Общие требования от 01.07.2001г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200025205 (дата обращения 20.04.2021)
3. ГОСТ Р 506460-94. Услуги населению. Термины и определения от 01.07.2001г. – [Электронный ресурс]. — http://docs.cntd.ru/document/1200006608 (дата обращения 20.04.2021)
3. ГОСТ Р 50644-2009. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов от 15.12.2009г. – [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://base.garant.ru/198650/ (дата обращения 20.04.2021)
4. ГОСТ Р 51185-2014. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования от 11.11.2014г.- [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/71447622/ (дата обращения 20.04.2021)
5. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» от 05 июня 2020 г. No 372 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006050029?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 28.05.2021).
6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ No323-ФЗ от 21.11.2011 г.) в последней редакции [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document\(Дата обращения:10.05.2021
7. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. No 2129-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaV A4yzPAshEulYxmWSp B4lrM.pdf (Дата обращения: 09.05.2021)
8. Государственная стратегия по развитию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/4/stranitsa- 857/gosudarstvennaya strategiya-po-razvitiyu-sanatorno-kurortnogo- kompleksa-rossiyskoy-federatsii-(дата обращения – 09.05.2021)
9. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news (дата обращения 09.05.2021).
10. Национальный проект «Здравоохранение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye- resursy/natsproektzdravoohranenie (Дата обращения:09.05.2021)
11. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (Дата обращения:09.05.2021)
12. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.who.int/dietphysicalactivity/ Дата обращения: 23.04.2021)
13. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apps.who.int/gb/gov/assets/constitution-ru.pdf (дата обращения 23.04.2021)
14. Амстердамская декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе. Принята Европейским совещанием по правам пациента 30 марта 1994 г. // Медицинская этика: Сб. документов / Под ред. И. В. Островской. — М., 2001. 30 с.
15. Беляева Е. Медицинский туризм: почему иностранцы лечатся в России, а россияне – за границей //Forbes. 14.08.2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/365591-medicinskiy-turizm- pochemu-inostrancy-lechatsya-v-rossii-rossiyane-za-granicey (дата обращения 18.04.2021)
16. Веселова Э. Ш. Медицинский туризм – бизнес на путешествиях с пользой для здоровья / АНО редакция журнала «ЭКО». – 2016. – No 3 (501). – С. 142-164.
17. Ветитнев А.М., Сердюкова Н.К., Зеленская О.А. Определение портрета целевого потребителя турпродукта культурно-познавательного туризма на черноморском побережье Российской Федерации// Курортно- рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. No 1. С. 444-447.
18. Горошко Н.В., Пацала С.В. Россия на мировом рынке медицинского туризма// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. No 1 (12). С. 11
19. Горшкова Л.В. Основные направления медицинского туризма: статистический анализ// Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. No 5 (124). С. 16-24.
20. Гребенщикова Е.Г. Медицинский туризм: подходы к определению и специфика проблем / Медицинская этика. 2015. Том.3. No1. С.91-93.
21. Ефимов С.А., Ефимова А.С. Лечебно-оздоровительный, лечебный и оздоровительный туризм: уточняем понятийно-терминологический аппарат. //Вестник физиотерапии и курортологии.2017. Том 23. No4. С.155-160.
22. Жуковская И.Ф., Наумова И.В. Медицинский туризм: проблемы и перспективы развития в России // Наука и бизнес: пути развития. 2019 No 2 (92). С. 230-233.
23. Гришин, С.Ю. Формирование интегрированной системы управления туристской деятельностью в современных условиях/ Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера технологии. — 2014. — No 1 (19). — С. 131-140.
24. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Мировой рынок медицинского туризма. / Мировая экономика и международные отношения. 2017. Том 61. No10. С.87-95.
25. Игнатова, Е.В., Карпова Г.А., Рыбальченко И.Е. Эволюция развития и перспективные направления совершенствования рынка медицинского туризма в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета — 2020. — No 5.
26. Игнатова, Е.В., Гришин С.Ю., Какабадзе Э.Ю. Развитие въездного медицинского туризма как перспективное направление экспорта услуг в РФ// Глава в коллективной монографии «Экспорт услуг». – Санкт- Петербург. Издательство СПбГЭУ — 2020 –С. 144-153
27. Какабадзе Э.Ю., Карпова Г.А Преимущества и ключевые проблемы развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в странах СНГ. //Вестник Национальной академии туризма. 2019. No 2 (50). С. 41- 43.
28. Карпова Г.А., Кучумов А.В. Перспективы развития туризма в России в условиях кризиса // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. No 3. С. 136 141.
29. Карпова Г.А., Щербук Ю.А. Анализ мировых тенденций и оценка перспектив развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в государствах — участниках СНГ// Журнал Диалог: политика, право, экономика 2019. No 2(13). С. 86-92.
30. Кохова И.В., Белогруд И.Н. Формирование благоприятных условий для ускорения развития въездного медицинского туризма// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. No 6 (112). С. 28
31. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление — 2016. — Т.5 — No 3 (16). — с. 134 — 138.
32. Лядова А.В. Медицинский туризм как социальная практика: современное состояние и перспективы развития. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskiy- turizm-kak-sotsialnaya-praktika-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy- razvitiya/viewer (дата обращения 24.04.2021)
33. Маньшина Н.В. Глобальный рынок медицинского и лечебно- оздоровительного туризма: Материалы 11-й Международной конференции по медицинскому и лечебно-оздоровительному туризму Medical Tourism. Spa & Health (г. Москва, 16 сентября 2015 г.).- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. tourismexpo.ru/spa/conference/2015/presentation/nadezhda-manshina.pdf (дата обращения 16.05.2021)
34. Мозокина С.Л. Тенденции развития лечебно-оздоровительного и медицинского туризма. / Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.2014. No5(89). С.42-46.
35. Никитина О.А. Современные тенденции и вызовы в развитии медицинского туризма: мировой опыт// Проблемы современной экономики. 2018. No 4 (68). С. 196-198.
36. Никонова М.В. Государственное регулирование внедрения инноваций в медицинском туризме / Научное обозрение: теория и практика.2018. No10. С.131-141.
37. Петров А.Н. Современная модель стратегического менеджмента/ Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. No 1-1 (103). С. 12-20.
38. Скворцова А. В. Медицинский туризм – как часть социальной медицины /Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – No 2.
39. Соколов А.С., Манько Н.П., Гуляев В.Г. Теоретико-методологические аспекты медицинского туризма //Вестник РМАТ.2017. No3. С.105-111
40. Тастанбекова Ш.О. Медицинский туризм: история развития, сущность и основные составляющие // International scientific and practical conference world science. 2016. Том.6. No10(14). С.46-50.
41. Шипилова Ю.М. Медицинский туризм как стратегическое направление медицинского менеджмента. образования.2015. No3 С.37-39. /Успехи современной науки и
42. Bookman, M.Z. and Bookman, K.R. Medical Tourism in Developing Countries. Palgrave Macmillan. 2007. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/bfm%3A978-0-230-60565- 7%2F1.pdf (дата обращения 13.04.2021)
43. Crooks V.A., Turner L., Cohen I.G. et al. Ethical and legal implications of the risks of medical tourism for patients a qualitative study of Canadian health and safety representatives perspectives.//British Medical Journal.2013.No3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bmjopen.bmj.com/content/3/2/e002302.full (дата обращения 23.04.2021)
44. Global Web Index / market research SaaS Company. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.medicaltourism.com/mti/home (Дата обращения: 23.04.2021).
45. Kangas B. Travelling for Medical care in a Global World// Medical Antropology: Cross Cultural Studies in Health and Illness.2010.No29. С344- 362.
46. Kim S. , Chr.Arcodia, I.Kim. Critical Success Factors of Medical Tourism: The Case of South Korea // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. 15 p.
47. Medical tourism market trends-an exploratory research/ Research Gate. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.researchgate.net (дата обращения 23.04.2021)
48. Seow, A.N, Choong, Y.O, Moorthy, K., Chan, L.M. Intention to visit Malaysia for medical tourism using the antecedents of Theory of Planned Behaviour: A predictive model. Int. J. Tour. Res. 2017, 19, 383–393.
49. Sudheer Muhammed, Sunil C D`Souza. Medical Tourism and Market feasibility in emerging economy. Twelfth AIMS International Conference on Management. P.1922-1928. – [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Sudheer_Km4/publication/271854546_ Medical_Tourism_and_Market_feasibility_in_emerging_economy/links/54d 58c950cf2970e4e651892/Medical-Tourism-and-Market-feasibility-in- emerging-economy.pdf (дата обращения 18.05.2021)
50. Vijaya R., Baby J. Current Status of Medical Tourism in India, future trends and implications for stakeholders //International Journal of Current Advanced Research.2018.Vol. 7.No.3 (1).
51. General Report «Activities of the European Hospital and Healthcare Federation 2017» // European Hospital and Healthcare Federation (HOPE). Publications. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.hope.be (дата обращения 09.05.2021)
52. General Report «How Attractive Is Your Destination for Medical Tourism? » [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://medicaltourismassociation.com/ (дата обращения 14.05.2021)
53. UNWTO report «Exploring Health Tourism 2018» // World Tourism Organization (UNWTO). Publications. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.unwto.org/ (дата обращения 06.05.2021)
54. Характеристика мер поддержки для предприятий туристской отрасли малого и среднего бизнеса, ИП- [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/covid-19/mery- podderzhky/aktualnye-i-prinyatye-mery-podderzhki-dlya-predpriyatiy- turistskoy-otrasli-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения 23.05.2021)
55. Официальный сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.unwto.org/ (дата обращения 14.04.2021)
56. Официальный сайт Европейской курортной ассоциации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://europespa.ru/o- europespa.html (дата обращения 14.04.2021)
57. Официальный сайт Европейской ассоциации научных экспертов в области туризма [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.aiest.org/home/ (дата обращения 14.04.2021)
58. Информационный портал о развитии медицинского туризма в Южной Корее «Visit Medical Korea» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://visitmedicalkorea.com/ (дата обращения 24.04.2021)
59. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (Дата обращения 19.05.2021).
60. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http:// www.gks.ru/ (Дата обращения: -09.05.2021).
61. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения 17.05.2021).
62. Статистика уровня смертности от COVID-19 в зависимости от хронических заболеваний — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rbc.ru/society/19/05/2020/5ec430f79a794745ecde69f7 (дата обращения 22.05.2021).
63. Информационный материал о развитии телемедицины в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4342587(Дата обращения:23.05.2021)
64. Данные об исследовании состояния рынка медицинского туризма, выполненного в Национальном Университете г. Цюрих (Швейцария)- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uzh.ch/de.html (Дата обращения 23.05.2021).
65. Медицинский туризм в Южной Корее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.bookimed.com/article/medicinskij-turizm-v- uzhnoj-koree/(Дата обращения 27.04.2021).
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф