Заявка на расчет
Меню Услуги

История создания таможенного союза. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


3.1. Новые взгляды на пути интеграционного развития

К середине 2000-х годов на фоне повышения экономической динамики постсоветского пространства, усиления процессов регионализации мирового  хозяйства и новых вызовов глобальной конкуренции отсутствие дееспособных интеграционных форматов в СНГ стало серьезным тормозом для дальнейшего развития государств Содружества. Прежде всего, это ощутили наиболее развитые  и крупные  экономики Содружества, обладавшие необходимой внутренней стабильностью и достаточной политической волей для принятия стратегических решений в отношении собственного  будущего – Россия, Белоруссия и Казахстан. Дальнейшее поступательное развитие национальных хозяйств требовало  последовательных  мер  по либерализации взаимной торговли, устранению торговых барьеров, упрощению таможенных  и административных процедур, формированию общего экономического  пространства, предполагающего свободное перемещение в его пределах товаров, услуг  и  факторов производства.

При этом  неудача с проектом «ЕЭП четырех» не только  не ослабила мотивацию к  углублению интеграции, а, наоборот, с учетом  полученных уроков и накопленного  практического опыта в известном смысле облегчила и сделала более осознанными и ответственными дальнейшие интеграционные шаги трех стран.

«На встрече глав государств «ЕЭП четырех»  в Казани (сентябрь 2005  г.) лидерами трех стран было принято  политическое решение о том, что  Россия, Белоруссия и Казахстан будут синхронно двигаться по пути создания полноценного  таможенного союза  и общих  рынков (товаров, услуг, капитала и  рабочей силы), не исключая также  формирование в отдаленной перспективе валютного союза – самой высокой стадии региональной экономической интеграции».

Неформальный саммит стран – участниц ЕврАзЭС в августе 2006 г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза (а в дальнейшем – единого экономического  пространства) в рамках трех  государств –  России, Белоруссии и Казахстана – с последующим постепенным расширением его  состава за счет других государств – членов ЕврАзЭС по мере их готовности. В октябре 2007 г. главы трех  государств подписали ключевые документы, определяющие институциональную структуру ТС и механизм вхождения в него  новых государств,  утвердили  План действий по формированию Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС, который установил последовательность и сроки осуществления конкретных мероприятий на период  2008-2010  гг.  «В Душанбе были подписаны ключевые документы,  необходимые  для  полноценного функционирования Таможенного союза».

Почему был сделан выбор в пользу таможенного союза? Этот выбор кажется очевидным  и единственно возможным, но все же  требует комментариев. Тем более, что прежние попытки создания ТС не привели к желаемому результату.

С одной стороны, этап зоны свободной торговли Россия, Белоруссия и Казахстан уже прошли, существующие границы между странами давно  стали прозрачными, длительное время в рамках ЕврАзЭС велась работа по гармонизации  ставок импортного  тарифа, имелись конкретные наработки по ТС, полученные в  ходе создания «ЕЭП четырех».

С другой стороны, формат ТС – это уже достаточно жесткий интеграционный формат, предполагающий передачу функций выработки и реализации торговой  политики на наднациональный  уровень, существенно ограничивающий возможности отдельных  стран-участниц в регулировании торгово-экономического  сотрудничества  с третьими странами. По данным  ВТО на июнь 2010  г., из почти 280 действующих региональных торговых  соглашений лишь около десяти имеют форму  таможенного союза. Причем полноценный таможенный союз лишь один – Европейский союз, и еще 3-4  региональных соглашения имеют  шансы со временем выйти на стадию полноформатного таможенного союза (включая МЕРКОСУР, Южноафриканский таможенный союз, Совет по сотрудничеству  арабских государств Персидского залива). В последние годы все большее число стран, прежде всего  развитых,  стремясь получить широкие преференции на рынках партнеров и одновременно не желая ограничивать себя в вопросах торговой политики в отношении третьих стран, заключают так называемые «соглашения о свободной торговле плюс», в ведение которых попадают  не только  вопросы торговли товарами, но и торговля услугами и объектами интеллектуальной собственности, инвестиционное, таможенное и транспортное сотрудничество, вопросы стандартизации и технического  регулирования, конкурентной политики, трудовой миграции, др.

Несмотря на широкие возможности и определенные преимущества формата «зоны свободной торговли плюс», дальнейшая интеграция через создание таможенного  союза в конкретных исторических и экономических условиях развития  постсоветских государств оказалась оптимальным решением. Стратегический характер решения о  создании ТС Россией, Белоруссией и Казахстаном  состоит  в том,  что, тем самым, был задан необратимый вектор углубления интеграционных  процессов на постсоветском  пространстве. Успешное функционирование ТС, создание единой таможенной территории и, главное, стимулирующий  эффект этой деятельности на региональное  торгово-экономическое сотрудничество в решающей степени  зависят от прогресса в  формировании единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Иными словами, создание ТС неразрывно связано с дальнейшими  интеграционными шагами, обеспечивающими последовательную либерализацию всех  сфер экономического сотрудничества  и гармонизацию связанных с  ним норм  и правил хозяйственного регулирования. Это позволит минимизировать риски нерациональной конкуренции за торговые потоки и капиталы из-за  различий в законодательстве и, в конечном  итоге, подготовит почву для формирования экономического союза стран – участниц ТС.

Таким образом, ТС – наиболее эффективный генератор и  гарант преобладания интеграционного вектора  на постсоветском  пространстве. Формируемое параллельно с завершением работы по ТС единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана представляет, по сути, опытную лабораторию для отработки форматов многосторонних соглашений, которые  впоследствии, при вызревании  необходимых  предпосылок,  могут стать основой для формирования элементов общего  экономического пространства (ОЭП) в масштабах СНГ. Страны – участницы ТС объективно заинтересованы в координации и стимулировании процессов формирования ЕЭП и ОЭП  СНГ, поскольку в случае успешного продвижения в этих направлениях их компании, приобретшие опыт работы на единой таможенной территории и повысившие таким путем свою конкурентоспособность, получат дополнительные выгоды от экономии на масштабах при наличии общего  рынка Содружества.

3.2. Формирование договорно-правовой базы таможенного союза в период с 2007 года

Как показывает исторический опыт даже самые обнадеживающие перспективы любого правового образования (особенно на межгосударственном уровне) таят  и утрачивают свою актуальность при отсутствии надлежащей нормативно-правовой (договорно-правовой базы). По этой причине изучение вопроса формирования указанной базы весьма актуально и в отношении Таможенного союза.

Как говорилось ранее, в октябре 2007 г. представители трех  государств подписали ключевые документы, определившие дальнейшие пути развития ТС. Однако 2007-м годом развитие нормативной базы ТС не закончилось. С 2007-го года был принят целый ряд документов имеющих огромное значение для развития ТС. Рассмотрим некоторые из указанных документов.

  1. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года .

Согласно Договора «Таможенный союз» — форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (ст.1).

В соответствии со статьей 2 Договора решение об объединении таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершении формирования Таможенного союза принимается Высшим органом Таможенного союза после завершения следующих мероприятий:

а) установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;

б) установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;

в) установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;

г) установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;

д) установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;

е) установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;

ж) установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы;

з) учреждения и функционирования органов Таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Сторонами.

С момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Исключением  является возможность применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

Если до момента создания единой таможенной территории действующими между Сторонами двусторонними международными договорами предусматривается более благоприятный режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых во взаимной торговле товарами между Сторонами, по сравнению с режимом, устанавливаемым Договором, то применяются положения таких международных договоров.

С момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждая из Сторон предоставляет любой третьей стране на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который данная Сторона предоставляет другим Сторонам.

  1. Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года.

Согласно данного Договора Комиссия Таможенного союза (далее – Комиссия) единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

В Комиссию входило по одному представителю от каждой Стороны, являющемуся заместителем главы правительства или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями. Представители Сторон работали в Комиссии на постоянной основе. Состав Комиссии утверждался Высшим органом Таможенного союза.

Заседания Комиссии проводились не реже одного раза в месяц. По просьбе хотя бы одного представителя Сторон могут проводиться внеочередные заседания Комиссии. Председательство в Комиссии осуществляется поочередно в порядке, установленном Высшим органом Таможенного союза.

Функции комиссии.

Комиссия осуществляла следующие функции:

исполняет решения, принятые Высшим органом Таможенного союза;

осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;

разрабатывает при участии правительств Сторон рекомендации для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;

обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;

оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;

осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти Сторон;

выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.

02 февраля 2012 года Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года прекратил свое действие.

  1. 18 ноября 2011 года в Москве был подписан договор о Евразийской экономической комиссии(далее – ЕЭК или Комиссия). ЕЭК – это единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан с возможностью присоединения других стран).

Имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза (КТС).

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также общее руководство деятельностью Комиссии (ст.8 Договора).

Коллегия Комиссии (состав Коллегии Комиссии указан в Приложении 1) является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим разработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного  союза и Единого экономического пространства (ст.14 Договора).

Департаменты Комиссии призваны обеспечивать деятельность Высшего Евразийского экономического совета, Совета Комиссии и Коллегии Комиссии (ст.27 Договора).

Комиссия является юридическим лицом. Местом нахождения Комиссии определен город Москва.

Договор о Евразийской экономической комиссии вступил в силу 2 февраля 2012 года.

  1. Важным документом является Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.

В соответствии со статьей 1 Протокола перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза (далее — Перечень), состоит из двух частей:

часть первая — международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС,

часть вторая — международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.

При этом выход Стороны из любого международного договора, включенного в часть вторую Перечня, означает выход из всех международных договоров, включенных в часть вторую Перечня. Их действие прекращается для такой Стороны по истечении 12 месяцев с даты получения депозитарием уведомления о выходе (ст.3Протокола).

После вступления в силу международные договоры, включенные в часть вторую Перечня, открыты для присоединения к ним других государств — членов Евразийского экономического сообщества при условии, что присоединяющееся государство выражает согласие на обязательность для него всех международных договоров, включенных в часть вторую Перечня.

Для присоединяющегося государства указанные международные договоры вступают в силу одновременно по истечении трех месяцев с даты сдачи им депозитарию письменных уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу (ст.4 Протокола).

  1. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании
    от 25 января 2008 года.

Согласно ст. 1 указанного Соглашения на единой таможенной территории государств Сторон Стороны применяют Единый таможенный тариф.

Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики Таможенного союза.

Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

1)  рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;

2)  поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;

3)  создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

4)  защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5)  обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие оба вида, указанные выше.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

Также Соглашение предусматривает наличие льгот и преференций перечень и порядок применения, которых устанавливаются дополнительно.

  1. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

Согласно данного Договора Стороны приняли Таможенный кодекс таможенного союза.

Положения Таможенного Кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза (ст.1 Договора).

Договор открыт для присоединения любого государства, которое станет членом таможенного союза (ст.5 Договора).

Таможенный кодекс таможенного союза содержит 372 статьи (373 статья исключена (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года)), которые распределены на 8 разделов (Раздел 1. Основные положения; Раздел 2. Тaмoженные платежи; Раздел 3 Таможенный контроль; Раздел 4 Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации; Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру; Раздел 6. Таможенные процедуры; Раздел 7 особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров; Раздел 8. Переходные положения), входящих в 2 части Таможенного кодекса (I. Общая часть; II. Специальная часть).

По итогам заседания Межгоссовета ЕврАзЭС, состоявшегося 05 июля 2010 года, было подписано совместное заявление Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о вступлении в силу с 6 июля 2010 года Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза и завершении 1 этапа формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. «Это событие можно без преувеличения назвать знаковым как для наших государств, так и для интеграционных процессов на всем пространстве СНГ, так как оно свидетельствует о качественно новом этапе взаимодействия государств в экономической сфере, соответствующем духу современности и вызовам времени».

На момент вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза из 51 международных договоров, входящих в основной Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 14 (Раздел 1), 39 договоров вступили в силу. В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС), по которому внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу с 1 июля 2010 года, завершены всеми Сторонами, утратили актуальность 8  международных договоров.  Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран ратифицировано всеми Сторонами, но требовало  уточнения в части определения порядка взимания экспортных пошлин. По остальным договорам завершаются внутригосударственные, необходимые для их вступления в силу.

19 декабря 2011 г. в Москве на заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств Президенты государств-членов Таможенного союза приняли решения о вступлении в силу международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство с 1 января 2012 года, а также о формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества.

На заседании были подписаны международные договоры Таможенного союза: Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г. и Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Главы государств приняли решения о вступлении в силу Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г., а также о согласованных мерах торгово-экономической политики в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств-членов Таможенного союза.

Было принято решение о торговых отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На заседании был принят ряд решений, направленных на дальнейшую организацию деятельности наднациональных органов управления интеграцией.

Таким образом, развитие договорно-правовой базы ТС в рамках трех государств за значительно меньший период (имеется ввиду, по сравнению с периодом с 1993 по 2007 годы) ускорилось в несколько раз. Что, конечно же, повлияло на усиление интеграционных процессов в рамках ТС и в конечном итоге позволило перейти к более высокому уровню интеграции, т.е. в рамках ЕЭП.

3.3. Отношение к таможенному союзу и перспективы его развития

Нельзя  сказать,  что  оформление  ТС  Беларуси,  Казахстана  и  России  проходило  в обстановке  полного  единогласия.  Вокруг  данного  вопроса,  особенно  во  второй  половине 2009 г., в преддверии подписания исторического договора, развернулась жесткая полемика.

«В  каждой  стране-участнице  были  сторонники  и  противники  данной  идеи.  В  качестве аргументов «за» звучали такие, как увеличение емкости потребительского рынка, выход на мировой  рынок,  возможность  выстраивать  технологические  цепочки  с  использованием потенциала  и  ресурсов  трех  стран,  возможность  проводить  единую  торговую  политику  в отношении третьих стран, координация визовых отношений, а также формирование общей системы безопасности. В противовес им выставлялись факты повышения ввозных пошлин на  автомобили  иностранного  производства  и  цен  на  потребительские  товары,  снижение уровня  жизни  населения  и  даже,  в  случае  Беларуси  и  Казахстана,  прогнозы  потери суверенитета.  Фактически  обсуждение  происходило  в  условиях  противопоставления планируемых экономических выгод государства и текущего влияния решений, принимаемых в рамках ТС, на повседневную жизнь обывателей.

Наглядным  примером  может  служить  «телепрограмма  (ток-шоу)  «Выбор»,  вышедшая  в эфир  25  января  2010 г.  на  белорусском  телеканале  ОНТ,  которая  была  посвящена подорожанию  импортных  автомобилей  в  связи  со  вступлением  в  силу  новых  ввозных пошлин  в  рамках  ТС. В  рамках  шоу  проводилось  голосование:  телезрителям  предлагалось ответить  на  вопрос:  «Вы  готовы  смириться  с  пошлинами  на  иномарки  ради  всех  плюсов Таможенного союза?». Результаты показали, что 475 человек сказали «да», 10 937 человек — «против».  Как  отметил  заместитель  министра  экономики  РБ  Андрей  Тур,  «оценка Таможенного  союза,  к  удивлению,  происходит  только  через  оценку  стоимости  машины.  А ведь  разговор  идет  о  развитии  инвестиций,  рынка,  создании  новых  более  эффективных рабочих мест. Речь, наконец, идет о заработной плате, налогах и бюджете!».

Однако, несмотря  на  активные  споры  вокруг  целесообразности  ТС,  которые  велись  в экспертной  среде  трех  стран-участниц,  в  ноябре  2009 г.  главами  государств  Беларуси, Казахстана  и  России, как мы помним, было  принято  политическое  решение  и  подписан  Договор  о  его создании  с  1  января  2010 г.  По  своему  ресурсному  и  экономическому  потенциалу,  по оценкам казахстанских и российских экспертов, новосозданный союз в перспективе может претендовать на роль нового крупного игрока на мировых рынках, который по своей мощи способен конкурировать с США, Японией, Китаем и Еврозоной.

Что  касается  общественного  мнения  по  данному  вопросу,  то,  «по  результатам национальных  опросов,  создание  единого  таможенного  пространства  между  Беларусью, Казахстаном  и  Россией  одобряют  70%  белорусов  и  42%  казахстанцев  (данные социологических  опросов,  проведенных  Аналитическим  центром  EcooM  (РБ)  в  ноябре-декабре 2009 года, N=1500; ОФ «ЦСПИ «Стратегия» (РК) в сентябре 2010 года, N=1600.). По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 28–29 ноября 2009 г., Беларусь и Казахстан  (43  и  31%  соответственно)  воспринимаются  как  самые  надежные  партнеры России  в  СНГ.  Также  чаще  других  Беларусь  и  Казахстан  назывались  в  ответах  на  вопрос: «Какие  из  стран  СНГ  Вы  считаете  наиболее  стабильными  и  успешными?»  —  41  и  29% соответственно.

Одним  из  барьеров,  препятствующих  адекватному  восприятию  идеи  ТС  в  странах-участницах,  по  мнению  казахстанского  экономиста  Каната  Беренаева,  стало  то,  что экономическая  проблема  формирования  таможенного  пространства  продолжает  излишне политизироваться. В материалах, распространяемых национальными СМИ, и публичных дискуссиях,  посвященных  ТС,  ситуация  чаще  анализируется  не  с  позиции  среднесрочной перспективы,  а  исходя  из  реалий  сегодняшнего  дня.  При  этом  нередко  используются спекуляции  на  тему  ухудшения  жизни  простых  обывателей».

Попытки оценить последствия интеграционных процессов принимались различными аналитиками с использованием различных методик. По мнению автора, вызывает интерес методика Дж. Винера.

Согласно теории Дж. Винера, «результатом таможенного союза могут  быть статичные  и динамические  экономические  последствия (static and dynamic effects). Первые  проявляются сразу же после завершения формирования таможенного  союза и имеют краткосрочный  характер; для проявления вторых  требуется время, но они имеют  более важное значение для перспектив развития хозяйственных связей между странами-членами».

К статичным последствиям, относятся, по терминологии Винера, «создание торговли» (trade creation) и «отклонение торговли» (trade diversion). Образование новых товаропотоков, оцениваемое, с  точки зрения влияния на внутрирегиональную торговлю, со знаком «плюс», происходит, если либерализация взаимной торговли  участников ведет к замещению отечественных товаров более дешевым импортом из стран-партнеров, поскольку это означает повышение эффективности использования материальных и  трудовых ресурсов и более рациональное распределение производства внутри интеграционного объединения. Отклонение товаропотоков (со знаком «минус») возникает в случае нерационального замещения продукции третьих стран импортом  товаров из стран-партнеров по таможенному союзу, в первую очередь это касается товаров, обложение которых при ввозе в ЕС повысилось в связи с введением единого внешнего тарифа.

Динамические (долговременные) последствия образования таможенного союза, согласно теории Дж. Винера, также могут быть позитивными и негативными. Л.В. Сабельников приводит следующий анализ, сделанный с учетом тенденций развития региональной интеграции и, в  частности, опыта ЕС.

К позитивным динамическим последствиям относятся следующие:

— расширение масштабов производства за счет увеличения размеров рынка, позволяющего фирмам и отраслям использовать производственные  мощности, которые не находили применения до создания таможенного союза (в первую очередь это касается железнодорожного и автотранспорта, производства электроэнергии, химической,  сталелитейной и автомобильной промышленности);

— рост эффективности производства в  результате углубления специализации и кооперирования в соответствии с законом сравнительных преимуществ. В этом направлении действует и обострение конкуренции на расширенном рынке, вынуждая предприятия принимать меры к снижению издержек производства и улучшению качества продукции, в том  числе за счет применения инновационных материалов и технологий;

— активизация движения капиталов между странами-участницами в целях более рационального  применения финансовых ресурсов. Отмечается увеличение притока капитала  из-за пределов таможенного союза в течение и после его создания, вызванное стремлением компаний третьих стран создавать там дочерние предприятия в расчете обойти единый внешний тариф и воспользоваться выгодами свободного от торговых барьеров  регионального рынка;

— ускорение роста торговли между участниками таможенного союза и повышение ее доли в общем товарообороте стран-участниц;

— укрепление позиций участников таможенного  союза на двусторонних и многосторонних (в  рамках ВТО) переговорах по торгово-инвестиционным вопросам, дающее возможность добиваться улучшения  условий доступа  предприятий  стран-участниц на внешние рынки;

Среди негативных динамических последствий следует отметить:

— уменьшение корректирующих возможностей регулирования внешней торговли стран-участниц в кризисных  ситуациях в результате таможенного «разоружения». Например, если до создания таможенного союза страны ЕС имели рычаги  регулирования импорта (тарифные  и  нетарифные), в том числе применявшиеся к ввозу из стран-партнеров, то впоследствии они практически лишились этих средств самозащиты.  Предусмотренные  договором защитные оговорки могут практиковаться  только  с  разрешения органов ЕС, причем исключительно в отношении импорта  из третьих стран;

— усиление диспропорций в развитии отдельных  регионов под влиянием оттока капиталов из менее развитых  стран-участниц в ведущие страны таможенного  союза, поскольку  предприятия в последних технически лучше оснащены, более конкурентоспособны и соответственно обеспечивают  более высокие доходы. Таким образом, либерализация торговли и инвестиций может, при отсутствии эффективной региональной политики, привести к замедлению развития периферийных районов, увеличению в них безработицы и обострению других социально-экономических проблем;

— повышение неустойчивости курсов национальных валют и их негативное влияние на передвижение внутри таможенного союза товаров,  услуг и  капиталов. Это влечет за собой необходимость совместного  регулирования валютной  сферы.

Однако, как показывает опыт, формат таможенного союза сам по себе  не гарантирует странам-участницам торговых и производственных преимуществ по всем направлениям. Позитивными сторонами таможенного союза в большей степени могут воспользоваться экономически более развитые страны и компании; негативные последствия сильнее сказываются на относительно более  слабых из них.

Многое зависит от готовности участников идти на взаимные уступки в ходе переговоров (например, при  согласовании ставок единого внешнего тарифа потери по одним тарифным позициям могут быть компенсированы выгодами по другим). Экономически более мощные страны должны также быть готовы оказывать финансовую и техническую помощь своим более слабым партнерам. С помощью таких взаимоприемлемых  компромиссов общий баланс выгод и потерь от таможенного союза может оказаться благоприятным для всех его  участников.

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана – это очень важный, ответственный шаг в направлении дальнейшего экономического сближения стран-участниц, но это  только первый  шаг на пути их  реальной интеграции. Формирование и функционирование единой таможенной территории стран ТС, обеспечивающей свободное обращение товаров, невозможно  или, по крайней мере,  не даст желаемого эффекта без параллельной либерализации рынков услуг, капитала и рабочей силы, гармонизации норм  и принципов хозяйственного  регулирования для установления общих правил игры для экономических операторов. Вне эффективной конкурентной среды единая таможенная территория может стать инструментом необоснованного получения преимуществ какой-либо  одной стороной  за счет партнеров.

Поэтому еще до начала функционирования ТС решением Межгоссовета ЕврАзЭС 19  декабря 2009 г. был  утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Как уже отмечалось, все документы, необходимые для формирования ЕЭП, разделены на два пакета.

Пакетный принцип введения в действие договоров ЕЭП был избран  потому, что  позволяет обеспечить баланс интересов сторон и предотвратить возможные конфликтные  ситуации, связанные  с получением одной из сторон только преференций,  а другой –  только  обязанностей.

Напомним, что в декабре месяце Президенты государств-членов Таможенного союза приняли решения о вступлении в силу международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство с 1 января 2012 года.

Подписанием 18 ноября 2011 года Декларации о Евразийской экономической интеграции главы трех государств-членов ТС заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству.

Основным содержанием дальнейшей интеграции, исходя из Декларации, будет полная реализация потенциала ТС И ЕЭП. Совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов практического взаимодействия.

Завершить данный этап планируется к 1 января 2015 года, создав на базе ТС и ЕЭП – Евразийский экономический союз.

Таким образом, завершение формирования ЕЭП с точки зрения классической теории интеграции будет означает формирование общего рынка с более или менее выраженными элементами экономического  и  валютного союза. В принципе, в институциональном  и  динамическом плане единое экономическое пространство в том  конкретном виде, в котором оно замыслено Россией, Белоруссией и Казахстаном, является неустойчивой конструкцией, которая может при наличии экономических предпосылок и  политической воли эволюционировать в полноценный экономический, а затем и валютный союз, либо же откатиться до уровня таможенного союза с изъятиями и ограниченной компетенцией. На наш взгляд, восходящее  движение по ступеням интеграции является для стран ТС  единственно правильным решением, позволяющим в полной мере раскрыть и реализовать совокупный экономический потенциал объединения. К тому же только при таком сценарии возможно выстраивание стратегических партнерских отношений с Евросоюзом в формате евразийского экономического  пространства.

Заключение

Целью  данной дипломной работы являлось: Изучить основные аспекты истории создания таможенного союза.

2012 году объем взаимной торговли между странами Таможенного союза выросла на 8,7% до $68,6 млрд. Такие данные обнародовала Европейская Экономическая Комиссия (ЕЭК).

Основную долю этого объема составила торговля между Россией и Беларусью — $43,9 млрд (рост на 9,6%). Между Россией и Казахстаном она составила $23,8 млрд (рост на 6,8%), между Беларусью и Казахстаном — $0,9 млрд (рост на 15,1%).

Удельный вес товаропотоков, соответственно, в массе своей приходится на российско-белорусскую торговлю с 64%. Между Россией и Казахстаном он составил 34,7%, Беларусью и Казахстаном — 1,3%, сообщило агентство «Интерфакс-Запад».

Помимо этого, по статистике ЕЭК, за прошлый год объем внешней торговли составил $939,3 млрд., поднявшись на 3,2%, или же $28,7 млрд.

Из этой суммы экспорт в третьи страны составил $600,1 млрд, импорт из третьих стран — $339,2 млрд. Стоимостный объем экспорта возрос на 2,6%, или же $15,5 млрд, импорта — на 4,1%, или же $13,2 млрд.

Положительное сальдо внешней торговли Таможенного союза составило $260,9 млрд., увеличившись по сравнению с показателем 2011 года на $2,1 млрд.

Отметим, что основные показатели по Таможенному союзу обеспечила Россия, чей экспорт вырос на 1,6% до $485,8 млрд, импорт — на 3,2% до $293,7, а сальдо составило $192,1 млрд.

Белорусский экспорт в 2012 году вырос на 10,2% до $28,9 млрд, импорт — упал на 6,9% до $18,7 млрд, сальдо оказалось, как и у России, положительным — $10,2 млрд.

В Казахстане экспорт вырос на 6,1% $85,4 млрд, импорт — на 26,6% до $26,8 млрд, сальдо составило $58,6 млрд.

Процесс достижения поставленной цели ВКР предусматривал решение следующих задач: изучение вопросов возникновения и развития таможенных союзов; изучение опыта создания таможенного союза ЕС; определение конституционной возможности существования таможенного союза с участием Российской Федерации; установление и изучение этапов формирования таможенного союза; выявление основных проблем создания таможенного союза; изучение договорно-правовой базы таможенного союза; определение возможных перспектив развития.

Решение указанных задач при выполнении работы позволяет сделать следующие выводы:

Первые таможенные союзы состояли из минимального  числа стран-участниц; инициаторами создания таможенных союзов выступали экономически наиболее сильные из числа потенциальных участников страны; партнерами указанных стран становились, в большинстве своем, более мелкие страны (микространы или обособленные таможенные территории. История показывает, что процесс формирования таможенных  союзов идет медленно, не всегда последовательно и не обязательно приводит к ожидавшимся первоначально результатам.

Не все в европейском  опыте может быть безоговорочно использовано в практике интеграции на постсоветском пространстве, но учитывать факторы, способствующие повышению эффективности таможенного союза, и проблемы, связанные  с его формированием и деятельностью, представляется целесообразным.

Изучение российского законодательства с точки зрения возможности участия в таких межгосударственных образованиях как таможенный союз показало, что Россия может быть членом не только таможенного союза, но и более интегрированных организаций.

Проведенное исследование показало, что на процесс становления  таможенного союза не был легким и однозначным (что, как мы помним характерно, для всех таможенных союзов). Имелось несколько причин, замедлявших данный процесс, а по некоторым позициям и отбрасывавших государства в значительной степени назад. Основными из них, по мнению автора, являются:

—  слабое выполнение согласованных решений, низкая исполнительская дисциплина;

— экономические кризисы 1998 и 2008 года;

— контрасты в  уровне социально-экономического развития, различия в отраслевой структуре хозяйства, разная степень реформирования  экономики, обеспеченность природными ресурсами, зависимость от внешних связей.

Вместе с тем, стратегически правильный выбор направления интеграции в рамках трех государств позволил в значительной степени ускорить процесс сближения и вывести его на качественно новый уровень развития.

Практика показывает, что наличие нормативной базы, системы уполномоченных органов, механизма правового регулирования, еще не гарантирует фактического существования того или иного международного образования. Здесь, по мнению автора, роль определяющего фактора играет мотивация (заинтересованность).  Относительно к таможенному союзу и Единому  экономическому пространству уровень заинтересованности трех государств-членов к сближению более чем ярко выражен.

Успешное продвижение стран ТС по пути углубления интеграции окажет стимулирующий эффект для развития интеграционных  процессах в масштабах всего СНГ, а наработки по формированию нормативной правовой базы ТС и ЕЭП могут служить ориентиром и учитываться при разработке проектов многосторонних  соглашений в  рамках Содружества. Согласованность процессов создания ТС и ЕЭП, с одной стороны, и формирования многосторонней зоны свободной торговли  и общего  экономического  пространства стран  СНГ, с другой стороны, обеспечит для государств — участников ТС получение дополнительных преимуществ интеграционного  сотрудничества за счет расширения рынков и улучшения условий работы на них, формирования  унифицированной, понятной  и предсказуемой  предпринимательской  среды на всем пространстве  Содружества.

Итак, можно подвести итоги по созданию и перспективам развития ТС: — В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии и присоединившиеся к ним позже Киргизии и Таджикистана, подписали первые договора о создании Таможенного союза. В 2000 году на этой базе создан ЕврАзЭС;

— 6 октября 2007 года в Душанбе Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории, формировании Таможенного союза и учреждении Комиссии таможенного союза как единого постоянно действующего регулирующего органа таможенного союза;

— Формирование таможенного союза предусматривало создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

— Полномочия по регулированию в таможенной сфере были переданы Комиссии таможенного союза от национальных таможенных органов;

— С 1 июля 2010 года был введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, который ввел на территории таможенного союза единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами;

— 18 ноября 2011 года Президентами Сторон принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой заявлено о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). Данное решение является следующим шагом к формированию в перспективе Евразийского экономического союза;

— C 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП;

— 19 марта 2012 г. в Москве прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества / Высшего Евразийского экономического совета. Лидеры стран-членов ЕврАзЭС приняли решение о выходе к 2015 году на формирование Евразийского экономического союза и подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) ;
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 года N 17). В ред. от 16.04.2010 г. Российская газета, 01.07.10 г.;
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ: О международных договорах Российской Федерации: (ред. от 01.12.2007)
  4. Федеральный закон от 22.05.2001 N 56-ФЗ: О ратификации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества;
  5. Федеральный закон от 04.11.1995 N 164-ФЗ: О ратификации Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и Протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
  6. Федеральный закон от 02.11.1994 N 32-ФЗ: О ратификации Договора о создании Экономического союза;
  7. ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Принят ГД ФС РФ 19.11.2010 г. Российская газета, 29.11.2010 г.;

Международные соглашения и договоры

  1. Декларация о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года ;
  2. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года) ;
  3. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года ;
  4. Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года ;
  5. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года;
  6. Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года (в ред. Протокола от 9.12.2010) ;
  7. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
  8. Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года ;
  9. Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года ;
  10. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года ;

Литературные источники

  1. Бакаева О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука и учебная дисциплина. // Финансовое право, 2009, № 2.
  2. Батура Б.В. О некоторых аспектах развития ЕврАзЭС и формирования таможенного союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2009. № 6. С. 10-14.
  3. Борисов К.Г. Международное таможенное право 2-е изд., доп. — М.: Изд-во РУДН, 2001. — 616 стр.
  4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М.: Волтерс Клувер. 2004.
  5. Густов В.А. На пути к созданию таможенного союза евразийского экономического сообщества // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2008. № 3. С. 19-23
  6. Григорян С.А., Григорян А.С. Теоретические аспекты создания единого экономического пространства в рамках евразийского экономического сообщества (часть I) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 7. С. 28-36.
  7. Кожанков Ю.А. О «главном» и «частном» в таможенной деятельности таможенного союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 8. С. 86-95.
  8. Комендантов С.В. Международно-правовые последствия создания таможенного союза в рамках ЕврАзЭС //
    Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2010. № 1. С. 37-42.
  9. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития
    // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2010. № 6. С. 4-23.
  10. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть.- М., 2005.
  11. Мансуров Т.А. Таможенный союз — решающий этап Евразийской интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 7. С. 37-43.
  12. Менжинский Е.А. Торгово-политическая практика капиталистических государств. – М.,1939 г.
  13. Милютин А.А., Сукуров Н.Н. Проблемы и перспективы формирования правовой базы таможенного союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2007. № 1. С. 59-60.
  14. Сабельников Л.В. Исторические и методологические аспекты функционирования таможенных союзов // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2010. № 6. С. 57-60.
  15. Сабельников Л.В. Исторические и методологические аспекты функционирования таможенных союзов // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2010. № 7. С. 38-40.
  16. Симакова О.А. Социальное самочувствие населения в странах таможенного союза Беларусии, Казахстана и России Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 3[102]. С. 59-66.
  17. Смирнова М.Н. Этапы формирования таможенного союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 8. С. 121-126.
  18. Таможенное право Учебник для вузов / Под ред. Х.А. Андриашина. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. — 264 стр.
  19. Федоров Е.А. Таможенный союз — новые возможности для инновационного развития экономик государств — членов ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 7. С. 78-80.
  20. Фролов А.С. Процесс формирования германского таможенного союза и его роль в истории Германии первой половины XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 16. № 40. С. 290-295.
  21. Халипов С.В. Таможенное право. — Зерцало-М, 2006. — 450 стр.
  22. Чеботарева Е.Д. Опыт создания и основные слагаемые успешной деятельности таможенного союза ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2010. № 6. С. 61-63.
  23. Чеботарева Е.Д. Опыт создания и основные слагаемые успешной деятельности таможенного союза ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. Т. 2010. № 7. С. 41-45.
  24. Яшин И.О. Перспективы создания и функционирования таможенного союза с участием России на постсоветском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. Т. 2009. № 5. С. 47-53.

Электронные ресурсы

  1. Виртуальная таможня. Интернет ресурс. http://vch.ru/;
  2. Все о таможне. Интернет ресурс. http://www.tks.ru/;
  3. Налоги и налогообложение. Акцизное налогообложение. Интернет ресурс. www.jourclub.ru/;
  4. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19280381/
  5. http://europa.eu/ Официальный сайт Европейского Союза
  6. Официальный сайт ФТС России. Интернет ресурс. http://customs.ru/ru/;
  7. Таможенный портал. Интернет ресурс. http://www.tamognia.ru/;
  8. http://www.alconews.ru/russia/document418.php;
  9. http://www.vesti.ru/ — официальный сайт, посвященный Новостям федерального телеканала «Россия»;
  10. http://tstk.narod.ru/ — сайт Международного Таможенно-информационного объединения;
  11. http://www.3dnews.ru/ — новостной портал в области исследования новейших информационных и технологических разработок;
  12. news.rufox.ru.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф