Меню Услуги

Роль таможенно-тарифного регулирования в создании благоприятных условий для развития экономики Российской Федерации в условиях членства ЕАЭС. Часть 5.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой особой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, включающий в себя комплекс организационно-правовых мер и принципов по применению таможенного тарифа в отношении товарной продукции, пересекающей таможенную границу государства, который реализуется в целях обеспечения экономической безопасности страны и защиты общенациональных интересов. В систему таможенно-тарифного регулирования включены взаимосвязанные элементы: таможенный тариф и пошлина, классификация товаров в товарной номенклатуре ТН ВЭД, таможенная стоимость, тарифные преференции, фактор страны происхождения товаров. Применение указанных элементов унифицировано и гармонизировано в соответствии с международными стандартами.

Важную роль в таможенно-тарифном регулировании играет таможенный тариф, который состоит из ставки таможенных пошлин, системы классификации товаров, создаваемая специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа. Таким образом, таможенная пошлина является одним из важных элементов таможенно-тарифного регулирования. Анализ таможенно-тарифного регулирования показал, что средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снижаются. Таможенные пошлины подразделяются на адвалорные; специфические; комбинированные альтернативные; комбинированные суммарные (кумулятивные). В ЕАЭС превалирует адвалорные ввозные пошлины, и она составляет 85% от общего числа ввозных пошлин, 12% — это специфические ввозные пошлины и только 3% — комбинированные пошлины. Анализ структуры и динамики взимания ввозной пошлины показал, что количество ввозимых пошлин постоянно возрастает. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в долларовом эквиваленте ввозная пошлина уменьшилась в размере в два раза, что в свою очередь негативно сказывается на экономике страны.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Наиболее проблемным вопросом в таможенно-тарифном регулировании является применении таможенных льгот и преференций. Это обусловлено тем, что применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо не преференциальных мер торговой политики. Применение тарифных преференций базируется на таких принципах как градация, модуляция, солидарность, ограничение номенклатуры товаров. Отличительной особенностью таможенных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Льготы могут предоставляться в виде: возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на льготный ввоз или вывоз товара. Евразийская экономическая комиссия реализуют полномочия по установлению случаев и условий предоставления тарифных льгот. Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2015 году, составила 536,5 млрд. рублей, что на 86,2 млрд. рублей больше аналогичного показателя 2014 года (450,3 млрд. рублей).

Тарифная преференция — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

В настоящей работе были выявлены следующие проблемой применения тарифных преференций и таможенных льгот:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • недостаточная гибкость преференциальной системы ЕАЭС в части учета национальных интересов;
  • жесткая увязка преференциальной системы с международными страновыми оценками;
  • предоставление тарифных преференций на невзаимной основе при отсутствии возможности приостановления преференциального режима;
  • проблемы в процессе реализации обязательного декларирования товаров в электронной форме, развитие технологий межведомственного взаимодействия и комплекс вопросов, связанных с определением страны происхождения товаров, проблем, связанные с подтверждением права на тарифные преференции сертификаты;

При применении мер таможенно-тарифного регулирования также возникают проблемы, в частности:

  • слабое регулирование организации «Единого окна»;
  • сравнительно низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям для развития экономики государств-членов ЕАЭС.

В целях совершенствования системы тарифных льгот необходимо:

  • упорядочить действующую систему тарифных льгот и создать механизма таможенно-тарифного регулирования льгот с учетом мнения членов ЕАЭС;
  • при определении размера тарифных льгот необходимо учитывать степень социально-экономического развития страны;
  • задекларировать, что при введении протекционистских мер, таможенные льготы не должны распространяться на сельское хозяйство;
  • применение альтернативных мер, которые позволили применять сниженные пошлины к ввозимому сырью и компонентам, экономически целесообразное освобождение от уплаты НДС производственных товаров, материалов и компонентов, аналоги которых в России не производятся, а также развитие механизмов предоставления льгот в целях поддержки осуществления инвестиционных проектов;
  • при определении тарифных льгот необходимо учитывать унифицированные направления таможенно-тарифной защиты национальных экономик государств-участников;
  • унифицировать порядка предоставления льгот по уплате таможенных пошлин на уровне ЕАЭС в виде методологии достоверного прогнозирования совокупного объема ввозных таможенных пошлин, влияния ожидаемого снижения импорта из третьих стран за счет роста внутрирегиональной торговли в рамках ЕАЭС и единой базы информационных ресурсов, необходимой для обоснования и повышения эффективности решений, принимаемых в рамках проведения единой таможенно-тарифной политики.

Совершенствование преференциальной системы ЕАЭС должно осуществляться по следующим направлениям:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • исключить отсылочные нормы на национальное законодательство в части предоставления режима наибольшего благоприятствования, документального подтверждения страны происхождения товаров, принятия таможенными органами предварительных решений о стране происхождения товаров и включить в Таможенный кодекс нормы прямогодействия;
  • сформировать порядок оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из ЕАЭС и обеспечить признание Единого сертификата происхождения товара из стран Евразийского экономического союза таможенными службами иностранных государств (групп государств) в качестве документа, подтверждающего происхождение товара;
  • конкретизировать международные договоры государств-членов ЕАЭС, в соответствии с которыми предоставляются тарифные преференции;
  • изменить подход к определению перечня развивающихся стран-пользователей тарифных преференций в зависимости от уровня дохода, экономического развития страны и т.п.;
  • необходимо развивать принцип тарифной дифференциации в виде разделение товарной номенклатуры на группы в зависимости от их чувствительности для единого рынка ЕАЭС, определяемой с учетом доли импорта на рынке данного товара и степени его влияния на соответствующий сектор экономики стран ЕАЭС. В настоящей работе было предложено выделить четыре подгруппы собственных преференций в зависимости от принадлежности товара: 15 % для очень чувствительных товаров; 30 % для чувствительных товаров; 65 % для получувствительных товаров; 100 % для нечувствительных товаров;
  • необходимо ввести систему взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов для определения страны происхождения товара, особенно это касается санкционированного товара, проверки достоверности декларирования страны происхождения товаров.

Модернизация таможенно-тарифной политики предполагает:

  • совершенствование системы «Единого окна»,что может быть в полной мере реализовано при передаче на уровень одного из федеральных органов исполнительной власти полномочий торгово- промышленных палат, а также повышения эффективности контроля достоверности декларирования страны происхождения товаров на основе создания в государствах-членах ЕАЭС систем автоматизированного анализа сертификатов о происхождении товаров и их сопряжения с системой управления рисками;
  • совершенствованию оценки применения мер таможенно-тарифного регулирования, в том числе регулирующего и стимулирующего влияния этих мер, для поддержки и повышения конкурентоспособности национального производства по отношению к импорту, решения задач обеспечения устойчивого функционирования российской экономики с ориентацией на внутренние источники роста и развитие несырьевого экспорта
  • дифференциация мер таможенно-тарифных мер в отношении товаров: с высоким уровнем конкуренции между производителями из различных государств – членов ЕАЭС; инновационные технологии и товары, — производство и экспорт, которых вносит существенный вклад в пополнение доходной части национальных бюджетов государств-членов ЕАЭС и т.п.

Целесообразно было бы учесть при подготовке нормативных правовых актов ЕАЭС интересы как первоначальных, так и новых государств – членов Таможенного союза, по сравнению с 2010 годом количество государств членов возросло с 3 до 5, при этом есть желающие вступить в Союз. Невозможно не упомянуть о наличии санкций ряда западных стран в отношении России, которые несколько «тянут» развитие ЕАЭС в «обратную» сторону.

 

Список использованной литературы

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973)(в ред. Протокола от 26.06.1999)
  2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014)(ред. от 08.05.2015)
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
  5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  8. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125–р «План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования»
  10. Апостолов, М. План действий по улучшению ВЭД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. № 11.
  11. Афонцев С. А. Интеграционные дилеммы Единого экономического
    пространства // Вестник МГИМО (Университет). 2012. № 6.
  12. Барамзин С. В. О сущности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3.
  13. Бельянинов А. Ю. Слагаемые интеграционных процессов. Таможенное сопровождение Единого экономического пространства // Таможня. 2013. № 6 (317).
  14. Бобылев Ю. Н. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий. М.: Норма, 2016.
  15. Быков А. Н. Перспективы евразийской интеграции: российские и
  16. зарубежные оценки // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 4.
  17. Воронина Л. И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3.
  18. Винокуров, Е. Ю. Количественный анализ экономической интеграции Европейского союза и Евразийского экономического союза: методологические подходы. М.: ЦИИ ЕАБР, 2014.
  19. Глазьев С., Ткачук С. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС-ЕЭП к ЭЕС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2013. № 1.
  20. Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы и риски // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1.
  21. Доклад «Об ограничительных мерах, применяемых к товарам государств – членов Таможенного союза третьими странами за I полугодие 2014 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/SiteAssets/dostup/doklad_2014.pdf (дата обращения: 30.07.2015).
  22. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2016.
  23. Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы
  24. реализации (научный доклад) / Под общей ред. С.П. Глинкиной. М.: Институт экономики РАН, 2013.
  25. Зуйков Р. Внешнеэкономические связи России: от торговой к производственно-инвестиционной модели // Мировая экономика и международные отношения. № 8. 2013.
  26. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
  27. Косикова Л.С. Евразийская стратегия России как форма участия в глобальной экономике. Евразийская интеграция в XXI веке. / Ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов М.: Ленанд, 2012.
  28. Кузьмина, Е. М. Экономические позиции Европейского союза в Центральной Азии на фоне кризиса в ЕС // Белорусский экономический журнал. 2014. № 3.
  29. Мигранян А. Валютные войны как основной фактор стимулирования экономики и конкурентной борьбы // Электронный источник: http://regnum.ru/news/economy/1957144.html
  30. Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, эффективность, противоречия и перспективы // Азия и Африка сегодня. 2014. № 6.
  31. Орлов И.В.Таможенные сборы в странах Евразийского экономического союза// Среднерусский вестник общественных наук. 2015.№4.
  32. О роли Российской Федерации в евразийском интеграционном процессе: перспективы развития и углубления экономической интеграции // Аналитический вестник Совета Федерации № 6 (524). М., 2014.
  33. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2015.
  34. Резанова Ю.С., Полухин И.В. Особенности применения тарифных льгот и преференций// Современные проблемы экономического и социального развития. 2014. № 7.
  35. Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб.: Питер, 2012.
  36. Сбежнев В.А. «Принципы таможенно-тарифного и налогового регулирования в Таможенном союзе»// Налоговый вестник, 2010, N 6.
  37. Федорова М., Блесков Д. Социально-экономическаая система России: координаты и векторы современного развития // Проблемы прогнозирования. 2015. № 5.
  38. Хапилин С. А. Преференциальная система Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана: модернизационный потенциал // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. № 1.С. 193-199.
  39. Хапилина С.А. Развитие евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: диссертация .. доктора экономических наук: 08.00.14. Ростов-на-Дону, 2015.
  40. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. — М., «Экономистъ», 2005. С.54.
  41. Новиков, В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. В.Е. Новиков и др. – М.: РИО РТА, 2006. С.34.
  42. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2007.С.28-29.
  43. Новиков, В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография / В.Е. Новиков и др. – М.: РИО РТА, 2006. С.41.
  44. Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации. «Международная экономика», №4, 2008.С.6.
  45. Шишкин А.В. Анализ понятия таможенной стоимости товаров // Исследование проблем таможенного дела: Сб. науч. трудов адъюнктов и соискателей РТА. — М.: РИО РТА, 2003, с. 66.
  46. Василенко Е.П. Особенности организации контроля таможенной стоимости в условиях применения системы управления рисками. Исследование проблем таможенного дела: Сб.: науч. трудов адъюнктов и соискателей РТА. — М.: РИО РТА, 2005. — С. 57, 58.
  47. Контроль таможенной стоимости. Как защитить свои права участникам ВЭД / О А Стрижова // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. – 2006. – № 8. – С. 75–87.
  48. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Россия и ВТО альянс в условиях глобализации // «Внешнеэкономический бюллетень», №2, 2002.
  49. Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // «Международная экономика», №4, 2008.
  50. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие. Криворотов В.В., А. В. Каляна, Н. Д. Эриашвил.и — М.: Изд-во Юнити Дана, 2011.
  51. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие. Криворотов В.В., А. В. Каляна, Н. Д. Эриашвил.и — М.: Изд-во Юнити Дана, 2011.
  52. Три в одно.\1 // Таможенное регулирование и таможенный контроль №9, 2009 г. стр 16-17
  53. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость: учебник . — М.: Экономистъ, 2005.- 271 с.
  54. Проект документа «Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (http://www.economy.gov.ru).
  55. Аналитический отчет ЕЭК «Финансовая политика в рамках евразийской интеграции» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2.pdf (дата обращения: 30.07.2015).
  56. Таможенная статистика [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения: 02.03.2016)
  57. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.audit.gov.ru (дата обращения: 30.07.2015).
  58. Статистика внешней и взаимной торговли товарами [Электронный ресурс] Режим доступа: URL
  59. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx (дата обращения: 02.03.2016)
  60. Comparison of U.S. and European Union Preference Programs [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gao.gov/assets/240/231655.pdf (дата обращения: 30.07.2015)
  61. S.Generalized System of preferences (GSP) Guidebook [Электронный ресурс] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/GSP%20Guidebook_Final_06262013.pdf (дата обращения: 30.07.2015)
  62. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. URL: http://www.strategy2020.rian.ru (дата обращения: 02.03.2016)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5